С15 - 15КРБ

Автор Salo, 29.08.2009 14:28:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

НК №11 за 2002 год:
ЦитироватьПараллельно ISRO обратилось к российской стороне с просьбой провести модернизацию двух блоков 12КРБ, находящихся в производстве в Центре Хруничева и готовящихся к поставкам в Индию, с целью увеличения массы ПГ, выводимого на геопереходную орбиту (ГПО) (с 1500 кг у существующего варианта GSLV Mk I до 2200 кг). По расчетам специалистов Центра, это можно сделать путем форсирования двигателя КВД-1 с 7.5 до 9.5 тс, увеличения массы заправляемых компонентов топлива 12КРБ с 12.5 до 15 т при параллельной плановой модернизации первой и второй ступеней носителя и его навесных жидкостных стартовых ускорителей, проводимой силами ISRO. После серии переговоров стороны подписали документы на модернизацию двух КРБ, и в январе 2002 г. ISRO выдало исходные данные для проведения работ.

   Для сохранения надежности разгонного блока российские специалисты предлагают три основополагающих принципа доработок: запуск на ГПО должен осуществляться по одноимпульсной схеме (т.е. при однократном включении ЖРД); форсированный уровень тяги намечается использовать только в первые 300 сек полета при общей продолжительности работы двигателя 790 сек; массовое соотношение компонентов топлива блока необходимо понизить с 6.23 до 5.15, чтобы при форсировании ЖРД не повышать температуру в его камере сгорания и газогенераторе (форсирование достигается за счет повышения давления в камере сгорания путем замены регулятора тяги без существенных изменений уровней давлений в топливных баках).

   Запас тяги, заложенный еще на стадии проектирования КВД-1 и подтвержденный в свое время специальными наземными испытаниями, будет гарантирован результатами прожигов еще четырех ДУ.

   На борту КРБ предстоит доработать пневмогидравлическую систему (ПГС) и алгоритмы ее работы, телеметрию, в т.ч. в части контроля выработки топлива, бортовую кабельную сеть (БКС). Необходимые изменения будут внесены в программное обеспечение системы управления индийской разработки.

   Модернизация 12КРБ не должна привести к существенным изменениям компоновки: удлинятся баки (горючего - на 1005 мм, окислителя - на 325 мм), увеличится длина магистралей ПГС, гаргротов и БКС. Необходимо будет доработать наземное оборудование технического и стартового комплексов, транспортно-технологический контейнер, механическое оборудование, средства обеспечения заправки и эксплуатационную документацию. Поскольку длина 12КРБ возрастет, будет модернизирован блок отрывных разъемов, через который осуществляются все связи разгонного блока с наземным оборудованием. Кроме того, потребуется доработка программного обеспечения автоматизированного комплекса управления подготовкой и заправкой 12КРБ.

   Подчеркивается, что при проведении наземных испытаний будут использованы уже существующие стендовые машины, что позволит снизить затраты и сократить объемы исследований. Ряд испытаний будет заменен расчетно-теоретическими работами на базе уже проведенной отработки 12КРБ и результатов первого полета блока в составе GSLV. Помимо прожигов двигателя КВД-1, в НИИхиммаш (г.Пересвет Московской обл.) уже проведены три стендовых огневых испытания полноразмерного блока 12КРБ.

   В настоящее время одновременно разрабатывается дополнение к техническому проекту и конструкторская документация. Первый блок должен быть готов в сентябре 2003 г., а второй - в декабре того же года. Предполагается, что в 2004 г. новая и мощная GSLV будет готова к старту с модернизированным разгонным блоком.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Двигатель" №2 за 2009 год:
ЦитироватьКак известно, единственными российскими ракетными кислородно-водородными двигателями, находящимися в настоящий момент в эксплуатации, являются двигатели КВД1 (тяга 7,5 тс) и КВД1А (тяга 9,5 тс) разработки КБ химического машиностроения им. А.М. Исаева (Королев, Московская обл.), входящие в состав разгонного блока (РБ) 12КРБ, созданного в КБ "Салют" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (Москва) для индийской ракеты-носителя (РН) GSLV. Необходимость применения кислородно-водородного РБ была вызвана высокими требованиями (вывод на геостационарную орбиту полезной нагрузки массой около 2,2 т) к РН, имеющей ограниченные возможности первых двух ступеней индийского производства. Все четыре запуска РН с использованием двигателя КВД1 оказались успешными: GSLV-D1 (18 апреля 2001 г.), GSLV-D2 (8 мая 2003 г.), GSLV-F01 (20 сентября 2004 г.), GSLV-F04 (2 сентября 2007 г.). Индийская организация по исследованию космоса (ISRO) планирует провести в 2009 г. очередной запуск РН GSLV с использованием двигателя КВД1А.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьСтатья в журнале "Двигатель"

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНОЙ КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Алексей Геннадиевич Яковлев, главный специалист КБХМ - филиала ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

http://engine.aviaport.ru/issues/62/page42.html
ЦитироватьГость 22, спасибо огромное - я вообще не в курсе был что КВД1 модернизиривали (за индийские рупии), да ещё и пустят в 2009 году перед тем как индийцы свой indigenous криогенный РБ поставят.

Вообще то интересная каша заваривается, у "американизированного" КБХА РД-0146Д тяга была понижена с 10 тонн до 7.5 (минус 25%) а Исаевцы умудрились на двигателе, созданным во времена Н-1 увеличить тягу с 7.5 до 9.5 тонн (плюс 16.8%).    

С сайта КБХА:
ЦитироватьПо своим удельным параметрам РД0146/ 0148 превосходят большинство зарубежных ЖРД аналогичной тяги. Тем не менее на сайте ЦиХ перспективные криогенные разгонные блоки фигурируют с двигателем КВД-1МЗ разработки КБХМ (на базе "старичка" ИД56).
Kак насчёт удельного импульса :?: что-то изавестно? РБ будет называться 12КРБА или "бис с педалью"?  :roll:

КВД-1МЗ - речь идёт о том же самом двигателе что Хруничев собирался ставить на КРВБ, Если это так, то тяга уменьшилась с 10.5 тонн до 9.5. Тенденция, однако (С)
ЦитироватьС индийского сайта:
ЦитироватьGSLV- Mk-2 will be an improved version with greater payload capability (upto 2,250 Kg [78]) on the fourth flight due in 2005 :oops: [79]that will use:

Indigenous CUSP (cryogenic upper stage program) with larger fuel capacity (variously reported from 15 tonne[80] to 25 tonne [81 ,82]) and uprated thrust of 9.5 tonne [83] instead of Russian 12KRB's 12.5 tonne propellant and 7.5 tonne thrust. For the 15 tonne stage increased thrust shall be applied during initial 300 seconds after which thrust will revert back to standard 7.5 tonne [84](the last two KRB stages procured from Russia will likely be such 15 tonne stage, that would be approx 1.3m longer). The Indian CUSP reached a milestone when it successfully ran for 1000 seconds [85] on September 14, 2002 at full 9.5 tonne thrust [86], indicating ISRO's CUSP program is geared to realize C20 stage.
Короче - подстраховывая индийцев, Хруничев поставит поледние 2 криогенных блока:
- с тягой маршевого двигетеля 9.5 тонн (Точно такая же как у индийского "самостийного" РБ  :idea:);
- РЗТ 15 тонн  :!: ;
- Длина РБ будет ~ на 1.3 м больше (У 12КРБ длина 8.7 м и диаметр 2.8 м);
- По моим прикидочным расчетам  :roll:  (У 12КРБ начальная масса 15,1 тонн):
- начальная масса РБ 18,000 кг
- конечная  масса РБ   3,000 кг
Похоже это изделие должно называться 15КРБ, а не 12КРБ 8)

Так что будут запускать: 12КРБ или 15КРБ?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

ЦитироватьТак что будут запускать: 12КРБ или 15КРБ?
ИМХО похоже полетит "самостийний" индийский:
CE-20 Engine


ЦитироватьThe specifications of the engine as listed on the LPSC handouts:

    * Operating Cycle - Gas Generator
    * Propellant Combination - LOX / LH2
    * Thrust Nominal (Vacuum) - 200 kN
    * Operating Thrust Range - 180 kN to 220 kN (To be set at any fix values)
    * Chamber Pressure (Nom) - 6 MPa
    * Engine Mixture ratio (Oxidizer/Fuel by weight) - 5.05
    * Engine Specific Impulse - 443 ± 3 seconds
    * Engine Burn Duration (Nom) - 595 seconds
    * Total Flow rate - 462 kg/sec
    * Nozzle Area ratio - 100
    * Mass - 588 kg
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Андрей Суворов

В total flow rate кто-то потерял десятичную запятую. А, может, "же", т.е. 9,81
Движок с УИ 443 и тягой 20 тонн жрёт 45 кило топлива в секунду, а не 450.
Кстати, либо они врут насчёт УИ, либо у кого-то калькулятор сломался, либо расход приведён не для номиналки.
Расход 46,2 кг/с при тяге 200 кН соответствует УИ 441 секунда.

Ну, либо в Индии "же" другое :D

Гость 22

ЦитироватьВ total flow rate кто-то потерял десятичную запятую.
Художник, скорее всего:
http://www.bharat-rakshak.com/media/33856-5/IMG_0027.JPG

ЦитироватьКстати, либо они врут насчёт УИ, либо у кого-то калькулятор сломался, либо расход приведён не для номиналки.
Расход 46,2 кг/с при тяге 200 кН соответствует УИ 441 секунда.
Тяга указана 180-220 кН, а УИ - +-3 с

Наверное, все данные указаны приблизительно, "+-" (кроме расхода :))

Кстати, интересно у них сделано: сброс охладителя (водорода, очевидно) из коллектора возле среза сопла через вспомогательное сопло.

Вот фото покрупнее: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/7/7d/IndianCryoEngine25.JPG

Salo

Но ведь КВД-1А заказан и оплачен. Притом у него другое соотношение компонентов, а значит и баки будут иными даже при одинаковом РЗТ с 12КРБ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Впрочем у СЕ-20 соотношение компонентов близкое. Может быть КВД-1А нужен был для подстраховки? Но у него тяга в два раза ниже. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Бродяга

ЦитироватьВпрочем у СЕ-20 соотношение компонентов близкое. Может быть КВД-1А нужен был для подстраховки? Но у него тяга в два раза ниже. :roll:
Ну вот, индусы нас уже потихоньку обходят, по крайней мере догоняют...
 Это не радует... :(
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

fagot

Так стоячего чего ж не обойти. Однако замкнутую схему они пока не освоили.

fagot

ЦитироватьВпрочем у СЕ-20 соотношение компонентов близкое. Может быть КВД-1А нужен был для подстраховки? Но у него тяга в два раза ниже. :roll:
С СЕ-20 будет хуже массовое совершенство и УИ, что уменьшает выигрыш от снижения гравпотерь. А баки можно и универсальные сделать, примерно как блок И для Союза-2.

Salo

Помнится они хвалились, что масса блока у них на 100 кг меньше.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Ну если оба двигателя ставить на один и тот же блок, то блок с КВД-1 будет легче.

frigate

ЦитироватьВ total flow rate кто-то потерял десятичную запятую. А, может, "же", т.е. 9,81
Движок с УИ 443 и тягой 20 тонн жрёт 45 кило топлива в секунду, а не 450.
Кстати, либо они врут насчёт УИ, либо у кого-то калькулятор сломался, либо расход приведён не для номиналки.
Расход 46,2 кг/с при тяге 200 кН соответствует УИ 441 секунда.

Ну, либо в Индии "же" другое :D
Не стреляйте в пианиста - играет так, как умеет  8).
Вот картинка с выставки Aero India 2009 (проходила в феврале этого года):  
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Лютич

ЦитироватьТак стоячего чего ж не обойти.

Угу. Плюс постоянные вопли про "уберите водород с РН ПТК"
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Дмитрий В.

А СЕ-20 разве не для верхней ступени GSLV-III?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитировать
ЦитироватьТак стоячего чего ж не обойти.

Угу. Плюс постоянные вопли про "уберите водород с РН ПТК"

Не, теперь всё, теперь до победного конца  :twisted:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

frigate

ЦитироватьА СЕ-20 разве не для верхней ступени GSLV-III?
СЕ-20 - Cryogenic Engine thrust 20 tonnf;
CS25 Cryogenic Stage 25 tonnes of propellant (для верхней ступени GSLV-III)
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Андрей Суворов

Геометрическая степень расширения 200 соответствует газодинамической примерно 1600