Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Статья Н.И. Леонтьева и П.М. Митина "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭНЕРГОМАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК"
ЦитироватьВ первом морском ракетном комплексе, разрабоданном ГРЦ, использовался пятикамерный (центральная камера неподвижная и 4 рулевых камеры) двухрежимный двигатель КБХМ, работающий уже на самовоспламеняющихся компонентах топлива. Для подачи топлива в камеры применялись два турбонасосных агрегата и два газогенератора; один газогенератор вырабатывал газ с избытком горючего, другой - с избытком окислителя. Газы использовались также для «горячего» наддува баков горючего и окислителя соответственно. Двигатель имел систему пуска, включающую пусковые емкости и воздушный баллон.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Задача особой государственной важности", стр.818-820:
Цитировать№292

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 655-294 от 16 июня 1959 г. «О привлечении авиационных моторостроительных ОКБ к разработке ракетных двигателей»[/size]1

Москва, Кремль 16 июня 1959 г.
Совершенно секретно Особой важности

В целях привлечения авиационных моторостроительных ОКБ к разработке и изготовлению ракетных двигателей для баллистических, зенитных
и крылатых ракет и противоракет Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять предложение Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике, Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике и Госплана СССР о привлечении ОКБ-276 (генеральный конструктор т. Кузнецов) к созданию ракетных двигателей для баллистических ракет Р-9А.
Обязать Куйбышевский совнархоз (т. Лисицина) и директора завода № 24 т. Лаврентьева оказать всемерную помощь ОКБ-276 в создании ракетных двигателей для баллистических ракет Р-9А.
Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике оказать ОКБ-276 помощь подключением ОКБ-26 (главный конструктор т. Сорокин) к освоению двигателя НК-6 на заводе № 26 в г. Уфе.

2. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике одновременно организовать разработку и создание ракетных двигателей для зенитных управляемых ракет, противоракет и крылатых ракет:
— в КБ-1 (главный конструктор т. Душкин) совместно с ОКБ-165 жидкостного ракетного двигателя для ракет В-860 системы «200»;
— в ОКБ-154 (главный конструктор т. Косберг) жидкостного ракетного двигателя [...] для ракеты системы «Даль»;
— в ОКБ-300 (генеральный конструктор т. Туманский) жидкостного ракетного двигателя для снаряда Х-22 системы «К-22»;
— в ОКБ-670 (главный конструктор т. Бондарюк) прямоточного комбинированного двигателя [...];
— в ОКБ-16 (главный конструктор т. Зубец) ракетного двигателя на твердом топливе для баллистических и крылатых ракет;
— в ОКБ-19 (главный конструктор т. Соловьев) жидкостного ракетного двигателя и прямоточного двигателя для зенитных и крылатых ракет.

3. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике (т. Дементьева) и Ленинградский совнархоз (т. Афанасьева) организовать:
— в ОКБ-466 (главный конструктор т. Мевиус) и на заводе № 466 Ленинградского совнархоза (директор т. Тарасов) разработку и изготовление двигателя для ракеты В-860 системы «200» (в варианте захвата цели со старта);
— разработку и изготовления двигателя [...] совместно с ОКБ-2 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (с переходом этих работ после совместных испытаний в ОКБ-466).

4. Освободить ОКБ-2 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Исаев) от работ по созданию стартового и маршевого двигателей для ракеты системы «Даль», заданных постановлением Совета Министров СССР от 11 октября 1957 г. № 1218-556, и от создания двигателя [...], заданного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 апреля 1958 г. № 389-185.

5. Обязать Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Госплан СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике предусмотреть в плане на 1960-1961 гг. оказание моторостроительным ОКБ, привлекаемым к созданию ракетных двигателей для баллистических и зенитных ракет, всемерной помощи в строительстве лабораторных и производственных помещений, стендов, в укомплектовании необходимым оборудованием, а также в усилении этих ОКБ высококвалифицированными кадрами инженеров и рабочих.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС     СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

АПРФ. Коллекция документов. Завер. копия. Заверена печатью «Управление Делами Совета Министров СССР. Общая канцелярия».

1 - Утверждено постановлением Президиума ЦК КПСС от 16 июня 1959 г. (протокол № 223, пункт 18 ).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать— в ОКБ-19 (главный конструктор т. Соловьев) жидкостного ракетного двигателя и прямоточного двигателя для зенитных и крылатых ракет.
Соловьёв тоже участвовал в ракетной гонке? И чем это закончилось?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://military.tomsk.ru/blog/military.tomsk.ru/blog/topic-525.html
Цитировать8 апреля 1958 г., рассмотрев ход работ на системе «А», ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление № 389—185 о разработке аванпроекта системы А—35 и назначили меня Генеральным конструктором этой системы, а после разработки аванпроекта было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 27—9 от 9 января 1960 г. о создании системы А-35.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://narod.ru/disk/1163864001/kniga%202009-1-1.pdf.html
Стр. 53-55:
ЦитироватьЧетырехкамерный ЖРД С5.3 с ТНА, разработанный ОКБ-2 (КБХМ) под руководством А.М.Исаева, имел аппаратуру автоматического регулирования тяги. Это был первый отечественный двигатель стартующий в сложных подводных условиях и управляющие моменты в котором создавались основными камерами.
В ОКБ-2 Златоустовского машзавода (ведущий конструктор М.А.Насыров) была проведена опытно-конструкторская работа с целью замены трудоемких и капризных в изготовлении шарнирных узлов подвода компонентов к качающимся камерам сгорания двигателя С5.3 гибкими металлоруковами собственной разработки и изготовления. Модернизированный двигатель получил обозначение С5.3М и он в серии заменил С5.3.

На фото рама и камеры сгорания ЖРД С5.3 с шарнирными узлами подвода и рулевыми машинами.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьНа фото рама и камеры сгорания ЖРД С5.3 с шарнирными узлами подвода и рулевыми машинами.
Хм... Я чего-то не догоняю, или авторы ошибаются.
На Р-13 двигатель с одной маршевой камерой и четырьмя рулевыми. У этого движка как раз видна "дырка" по центру и не видно ТНА с газогенератором, т. е. по всем признакам это - рулевики с Р-13.
На Р-21 на ЖРД 4 больших камеры сгорания с очень плотной компоновкой.
ЦитироватьС2.713 ракеты Р-13:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9597/FlMis/FlMis004.htm

Я просто видел двигатель, изображённый на фото, и двигатель Р-21 и они не похожи...

Salo

Сначала сам подумал о С2.713. Но потом поразмыслил:
У Р-21 было два двигателя - С5.3 и С5.3М. А для рулевых камер тягой по 2,5 тонны данные горшки явно великоваты. По-поводу дырки: а где ТНА размещать?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьА для рулевых камер тягой по 2,5 тонны данные горшки явно великоваты.
А где указано, что у рулевых камер С2.713 тяга по2,5 тонны на камеру?

Salo

Хотя если посмотреть на соотношение диаметра среза сопла и диаметра рамы, то всякое может быть.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьА для рулевых камер тягой по 2,5 тонны данные горшки явно великоваты.
А где указано, что у рулевых камер С2.713 тяга по2,5 тонны на камеру?
В методичке Дегтяря. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

abl22

Цитироватьhttp://narod.ru/disk/1163864001/kniga%202009-1-1.pdf.html
Стр. 53-55:
Цитировать
На фото рама и камеры сгорания ЖРД С5.3 с шарнирными узлами подвода и рулевыми машинами.
Это действительно С5.3, только без ТНА (дырка в центре как раз под него). КС конструктивно отличается наличием прямолинейных ребер в зоне критики (на М - наклонные под 45 градусов) и несколько повышенным давлением на срезе (насколько, не знаю, диаметр у М - 340, без буквы - 330). Положение шпангоута относительно оси качания на М также изменено, углы качания камер уменьшены. А в остальном, они одинаковы.

Salo

Наблюдаю ещё несколько отличий.
У этого двигателя камеры качаются в тангенциальной плоскости, а у С5.3М - в радиальной.
Узел качания этого двигателя находится примерно посередине КС, а у С5.3М в критике.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрей Суворов

ЦитироватьНаблюдаю ещё несколько отличий.
У этого двигателя камеры качаются в тангенциальной плоскости, а у С5.3М - в радиальной.
а как при качании по радиальным плоскостям создаются упрвляющие моменты по крену?

abl22

ЦитироватьУ этого двигателя камеры качаются в тангенциальной плоскости, а у С5.3М - в радиальной.
Узел качания этого двигателя находится примерно посередине КС, а у С5.3М в критике.
Это не совсем так. Оси качания параллельно смещены относительно главных плоскостей изделия та, что один из узлов крепления попадает точно на ребро рамы, проходящее через главную плоскость, а второй - на прилив неружного кольца шпангоута. Реализовать это удалось за счет смещения оси цапф в сторону критического сечения (примерно на 100 мм выше критики на сужающейся части), в результате чего наружный габаритный размер по узлам подвеса уменьшился более чем на 100 мм. В сочетании с новыми рулевыми машинами и приложением управляющего момента через торсион получилась более компактная конструкция.

abl22

Цитироватьа как при качании по радиальным плоскостям создаются упрвляющие моменты по крену?
Элементарно: для получения управляющих моментов по тангажу и рысканью отклоняются синхронно, по крену - враздрай.

Андрей Суворов

Цитировать
Цитироватьа как при качании по радиальным плоскостям создаются упрвляющие моменты по крену?
Элементарно: для получения управляющих моментов по тангажу и рысканью отклоняются синхронно, по крену - враздрай.

Никакой "раздрай" не создаст управляющих моментов по крену, если отклонение происходит в радиальной плоскости. Для этого нужно иметь тангеницально установленные управляющие сопла. Ща картинку нарисую.

Андрей Суворов

Цитировать
Цитировать
Цитироватьа как при качании по радиальным плоскостям создаются упрвляющие моменты по крену?
Элементарно: для получения управляющих моментов по тангажу и рысканью отклоняются синхронно, по крену - враздрай.

Никакой "раздрай" не создаст управляющих моментов по крену, если отклонение происходит в радиальной плоскости. Для этого нужно иметь тангеницально установленные управляющие сопла. Ща картинку нарисую.

Итак, как создать управляющий момент по крену на правой картинке?

Salo

ЦитироватьОси качания параллельно смещены относительно главных плоскостей изделия так, что один из узлов крепления попадает точно на ребро рамы, проходящее через главную плоскость, а второй - на прилив наружного кольца шпангоута.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

abl22


Дополнительные объяснения нужны?

abl22

Для сравнения схема С5.3 (без буквы)