Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=1752
ЦитироватьВ КБХМ изготовление двигателей для «Бриз-М», «Бриз-КМ» и «Фрегат» было увеличено более чем в 2,5 раза, что обеспечило необходимое количество запусков «РН «Союз», РН «Рокот» и РН «Протон».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/192/38.shtml
Цитировать
Вторая ступень БРПЛ РСМ-54
Видимо это ошибка: по характерному рисунку на ступени можно заключить, что это двигатель третьей ступени.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Что интересно, есть целая серия фотографий третьей ступени, двигатель которой имеет укороченный сопловой насадок.

http://www.b14643.de/Spacerockets_1/East_Europe_3/Shtil/Description/Frame.htm


http://www.makeyev.ru/labisp/
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

При внимательном рассмотрении там не только двигатели разные, но и конструлция ступеней отличается.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

3Д42 - двигатель блока разведения РСМ-50 (Р-29Р):







На  последнем фото слева под обтекателями видимо два сопла крена,
через которые сбрасывается мятый газ ТНА.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать[...]
С5.70, С5.71 - РДМТ на гидразине для АМС "Фобос 1-2";
[...]
Why do you believe that the two engines S5.70 and S5.71 belong to "Fobos"?
 I presume you refer to this paragraph:
    1979 - Научно-экспериментальный отдел 104 -
Огневые испытания двигателей С5.71 и С5.70 для космических аппаратов «Марс-84» и «Марс-86».[/size][/list]
But the draft design [эскизный проект] for 1F was released only at the end of 1980 [1]. Is it common that static-firing tests take place before or during development of the draft design?

Also interesting in this context are the following entries in Chapter 6 of the same book [2]:
    1976 - Научно-экспериментальный отдел 104 -
Огневые испытания двигателей С5.71, С5.70 Главно­го конструктора А.М. Исаева.

1977 - Научно-экспериментальный отдел 104 - Огневые испытания корректирующей двигательной установки автоматической межпланетной станции «Марс-79».

1978 - Научно-экспериментальный отдел 104 - Огневые испытания двигательной установки космического аппарата «Марс».[/size][/list]
So I guess the above paragraphs refer to the development work on project 5M.
Первоначально видимо для 5М.
Однако испытания С5.70 продолжались и в 1979 году, а С5.71  в 1981. Огневые испытания ДУ 1Ф в 1985-1986 гг..
А вот и разрешение того старого спора:
ЦитироватьДвигатели С5.221 каталитического разложения гидразина тягой 5кгс, ранее успешно использовавшиеся вместе с двигателем С5.216 тягой 1 кгс в составе космических аппаратов «Фобос-1» и «Фобос-2», нашли свое применение в разгонном блоке «Фрегат» разработки НПО им. С. А. Лавочкина.

I stumbled across an interesting commentary published by Novosti Kosmonavtiki magazine in 1998. Well, better later than never! ;)
ЦитироватьЖРД для Марса - не новость, с точки зрения российских двигателистов. Дело в том, что еще двадцать пять лет назад КБ Химического машиностроения проектировало двигатели для КА возвращения грунта с Марса (проект 5М разработки ОКБ имени С.А.Лавочкина). В результате была создана целая гамма превосходных по своим характеристикам ЖРД, использующих в качестве горючего гидразин. В их числе двухкомпонентные двигатели (азотный тетроксид - гидразин) для коррекции траектории и взлета возвращаемой ракеты с Марса и однокомпонентный термокаталитический двигатель для посадочной ступени, имеющий максимально возможную радиопрозрачность огневого факела. По отзывам сотрудников КБХМ, «первый опыт работы с гидразином породил массу проблем. Однако после длительной кропотливой работы конструкторов, технологов, химиков, металлургов гидразин как ракетное топливо был освоен». Великолепные, не имеющие аналогов в мире двигатели были полностью отработаны на стенде, но в связи с закрытием темы не использовались. Приобретенный опыт пригодился в дальнейшем при создании новых ЖРД. [НК 1998/14]

Furthermore, some technical features and gas-dynamic peculiarities of the descent apparatus for project 5M are briefly described in a report by A.A. Bachin et al.
ЦитироватьInteraction of the jets with oncoming flow [...] Pressure level on the screen surface is significantly higher in case of 4 jets, comparing with single central jet, and this causes increase of the screen drag coefficient Cx. It was a reason to choose 4-jet configuration of Martian probe 5M [...] Peculiarities of gasdynamic aspects of soft landing [...] This vehicle has four twin nozzles, which exits are flush-mounted on the nose screen surface, and the screen is blunted cone with vertex angle 140°. [Bachin, 2002]


Principal scheme of a vacuum chamber test model for project 5M[/size]

Thus, I want to propose that the S5.70 and S5.71 engines were to be used for deceleration and landing of the 5M descent apparatus; although, if we take the mass of the 5M descent apparatus to be 7455 kg [Perminov, 1999] and assume a thrust-to-weight ratio of 2 (Mars), each of the four two-engine units has to produce a thrust of almost 14 kN. This is quite large if we take into account that the largest reported monopropellant hydrazine engine, the Viking-derived MR-80B, has a thrust of about 3 kN.
«Вперед, на Марс!»

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьI stumbled across an interesting commentary published by Novosti Kosmonavtiki magazine in 1998. Well, better later than never! ;)
ЦитироватьЖРД для Марса - не новость, с точки зрения российских двигателистов. Дело в том, что еще двадцать пять лет назад КБ Химического машиностроения проектировало двигатели для КА возвращения грунта с Марса (проект 5М разработки ОКБ имени С.А.Лавочкина). В результате была создана целая гамма превосходных по своим характеристикам ЖРД, использующих в качестве горючего гидразин. В их числе двухкомпонентные двигатели (азотный тетроксид - гидразин) для коррекции траектории и взлета возвращаемой ракеты с Марса и однокомпонентный термокаталитический двигатель для посадочной ступени, имеющий максимально возможную радиопрозрачность огневого факела. По отзывам сотрудников КБХМ, «первый опыт работы с гидразином породил массу проблем. Однако после длительной кропотливой работы конструкторов, технологов, химиков, металлургов гидразин как ракетное топливо был освоен». Великолепные, не имеющие аналогов в мире двигатели были полностью отработаны на стенде, но в связи с закрытием темы не использовались. Приобретенный опыт пригодился в дальнейшем при создании новых ЖРД. [НК 1998/14]
Интересно какие это были двигатели. Особенно у взлётной ракеты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=494930#494930
Цитировать
А здесь всё было написано открытым текстом. См. нижний левый квадрат на схеме.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85947?page=0


C5.70 и С5.71  должны были использоваться на Марс-84 и Марс-86.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=19711#19711
ЦитироватьПроект 2Ф действительно предназначался для доставки грунта с Фобоса, но не тот, о котором говорят сейчас. При этом поначалу он выступал исключительно в паре с аппаратом 1Ф. По сути, они создавались на одной базе, только вместо отсека научной аппаратуры на 2Ф устанавливалась возвратная ракета массой 350 кг. Забор грунта должен был проводиться с помощью дистанционного устройства забора грунта с высоты 20 метров над поверхностью Фобоса в двух различных районах.
По первоначальным планам запуск аппаратов 1Ф был запланирован на 1984 год, а 2Ф – на 1986 год. При этом аппараты 1Ф предназначались для отработки, как базового аппарата, так и элементов экспедиции 2Ф. Общая продолжительность экспедиции по доставке грунта с Фобоса на Землю должна была составить 3 года.
Уже в 1981 году, то есть спустя год после выпуска эскизного проекта, сроки запуска этой парочки сдвинулись на одно астрономическое окно, то есть на 1986 и 1988 годы соответственно по техническим, производственным и финансовым причинам. Технические причины были вызваны принципиальной новизной конструкции и бортовой аппаратуры КА, для которых требовалось больше времени на отработку. Кроме того, производство НПО им. Лавочкина было перегружено изготовлением аппаратов 4В2, 1А, 5ВК, а также аппаратов прикладного назначения. Финансовые же потоки министерства общего машиностроения в эти годы в основном шли на тему «Буран».
По тем же самым причинам уже в 1983 году пуск КА 1Ф съехал на 1988 год. А вот экспедиция 2Ф уехала в планах аж на 1994 год, уступив менее благоприятные в энергетическом отношении «окна» 1990 и 1992 годов для решения других задач: запуска венерианских станций 6В и двух станций «Гелиозонд» (2АС) соответственно. Перенос даты старта межпланетных станций 1Ф на 1988 год был закреплен Решением ВПК от 1 августа 1983 года №274 и Приказом министра общего машиностроения СССР от 19 августа 1983 года №318.
 Фактически же с этого момента работы по 2Ф в НПО имени Лавочкина просто прекратились. К тому же с аппарата 1Ф исчезло устройство дистанционного забора грунта. Вместо него появились лазерная (прибор «ЛИМА») и ионная (прибор «ДИОН») пушки. Так что, по сути, при полете «Фобосов-1,2» отрабатывался лишь сам аппарат, а не экспедиция по забору и доставке грунта.
Нынешний же аппарат «Фобос-грунт» – принципиально новая разработка, который похож на 2Ф только поставленной задачей.

Vladimir.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Вот видимо в 81 году двигатели и заменили.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

ЦитироватьC5.70 и С5.71  должны были использоваться на Марс-84 и Марс-86.
The question is whether "Mars-84" and "Mars-86" are really identical with 1F and 2F. It is also thinkable that these missions represent the final version of 5M. According to a footnote in R.Z. Sagdeev's autobiographical book The making of a Soviet scientist, project 5M was officially abandoned only in 1979.
«Вперед, на Марс!»

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=632188#632188
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЧто это за двигательная установка?


Источник: 60 лет КБТМ (Смирнов Б.А.) [2008 г., Документальный фильм, DVDRip][rutracker.org][/size]
Может часть ДУ Фобосов?
Hmm, I am sceptical. At least, it seems that it is based on the same components.
Я заинтригован: что же это может быть?
Двигательная установка для Ока-1/Купона?
 А что там сзади на второй подставке?

Блин, а ведь ДУ от Купона была на МАКСе! Все шарьте по загашникам!

ДУ от них была на МАКСе. Там один сферический баллон, точно помню. Остальных деталей не помню. Проспект есть но не помню где.
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьThe yellow exhibit is a variation of the engine assembly in the movie.


http://visualrian.ru/images/item/136845[/size]
Она! Похожа.
Чёрный цилиндр в наличии.
 Ага, и дырчатый выглядывает из-за стенда.
 На штанге справа есть 4 двигателя?

И штанга параллельна чёрному цилиндру. Под штангой двуногий подкос.
Всё, это она. :)
Yes, very similar. Can anyone read the product description sheet?  :D
Кстати при совмещении снимков видно что ДУ совершенно аналогичны - даже кривая трубка влево из дырчатого цилиндра совершенно одинакова.
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитироватьhttp://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/164/04.shtml
ЦитироватьСистема коррекции орбиты в которой используются электрореактивные двигатели СПД-70 (запас ксенона — 50 кг), обеспечивает удержание КА на ГСО в пределах +— 0.1 градуса. Это исключает необходимость оборудования наземных станций средствами углового сопровождения.
Двигатели видимо ОКБ Факел. В состав входили 4 СПД-70 и термокаталитические двигатели К-10.
Сфера, это видимо баллон с ксеноном. Цилиндр слева это бак с гидразином для ТКД.

Сферы явно разного диаметра, а вот ДУ похожи. Видимо баллоны рассчитаны на разное количество ксенона.
Какого ксенона?  :shock:  ДУ гидразиновая.
Там гидразин в маленьком цилиндре. Корректирующая ДУ на СПД-70.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=633562#633562
ЦитироватьТам два термокаталитических двигателя, направленых вверх:

Согласно книге "Главный конструктор. К 100- летию А.М.Исаева", с.65.:
ЦитироватьДвигатель коррекции 19А6 термокаталитического разложения гидразина тягой 2,5 кгс впервые был применен на космическом аппарате «Купон» разработки НПО им. С.А.Лавочкина по заказу Центробанка (пуск состоялся 18.11.1998 г.)
По тяге можно заключить, что это ДОТ-25:


Фото его я привёл выше, а на фото жёлтой ДУ их стоит аж две штуки.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьТам два термокаталитических двигателя, направленых вверх:
Там принцип такой: термокаталитическое разложение гидразина, продукты разложения которого собираются в баллоне. А из баллона подаются в газовые сопла. Оригинальная нигде больше не применяемая схема. Никакого ксенона там нет.
Пользователь Vladimir утверждает, что газовые двигатели, работавшие на продуктах разложения гидразина, использовались на Фобосах.

А ксенон на Купоне был. Другой вопрос есть ли он в этой ДУ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

ЦитироватьПользователь Vladimir утверждает, что газовые двигатели, работавшие на продуктах разложения гидразина, использовались на Фобосах.

http://www.ninfinger.org/models/vault/Russian%20Phobos%20Probes/phobos_left.jpg[/size]
«Вперед, на Марс!»

Salo

Устройство в дырчатом кожухе на верхних фото это видимо газогенератор.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьУстройство в дырчатом кожухе на верхних фото это видимо газогенератор.
Видимо да. Но вобщето эта двигательная установка Тураевского МКБ.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер