Роль Челомея в космонавтике

Автор AlexCherny, 03.08.2009 12:45:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zyxman

Цитироватьzyxman, Вы вероятно, думаете что написали что-то противоположное моему, судя по остроте "на ивах", но нет, просто дополнили.
Спасибо, всегда рад :D
ЦитироватьКоролёв, Челомей и прочие в первую очередь интеллигенты (не в слюнтяйско-лирическом смысле, а интелектуалы-специалисты).
Именно так - я просто подразумевал, что при всём моем уважении, интеллектуала без поддержки военных или еще кого-то, сьели-бы без закуски, что собственно сейчас и происходит.
Цитировать"Обкомовские" и даже вора тоже разные бывали и бывают, и чисто номенклатурщики и лаврушники, и переходный тип, хотя конечно система многое определяет.
Конечно, реальная жизнь не позволяет себя втиснуть в строгую научную систему правил - всегда бывает заметное количество исключений в любую сторону, но всегда есть некая доминантная линия и медиана, и после набора некоторого опыта можно с высокой вероятностью предсказывать, с кем столкнешься в следующий раз, и чего от этой встречи ожидать.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Salo

В.Н. Орлов, М.В. Орлов "Генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов и его ОКБ":
http://www.cu-oboronprom.ru/read/Kuznetcov_OKB.pdf
Стр. 140-143:
ЦитироватьС начала 1975 года коллектив ОКБ-2 продолжил заниматься ЖРД 11Д111 и 11Д112. Нашими двигателями заинтересовалось ОКБ академика В.Н.Челомея для модификации своего ракетного комплекса УР-500. Этот комплекс, впоследствии названный «Протон», имел двигатели тягой 150 тонн, работавшие на компонентах топлива несимметричный диметилгидразин - азотный тетраксид разработки ОКБ В.П.Глушко.
Переход в этом ракетном комплексе на двигатели той же тяги, но с компонентами керосин - жидкий кислород давал комплексу новое качество за счет существенно большей удельной тяги двигателей. Предполагалось, что новый ракетный комплекс УР-500М будет иметь двухступенчатый носитель с четырьмя двигателями 11Д111М на первой ступени и одним двигателем 11Д112М на второй ступени. В этом случае он сможет выносить на околоземную орбиту до 30 тонн полезного груза, вместо 17,85 тонн для комплекса УР-500. При этом наши двигатели 11Д111 и 11Д112, разработанные для ракетного комплекса, нуждались в модификации. По двигателю 11Д111 необходимо было увеличить тягу со 154 до 173,8 тонн и ввести качание до 12° в одной плоскости.
Модифицированный двигатель получил наименование 11Д111М. По двигателю второй ступени увеличивалась тяга до 190 тонн и вводилось качание в двух плоскостях до угла 2,5°. Кроме того, на ребре жесткости выходного диаметра сопла двигателя второй ступени устанавливалось три рулевых двигателя под углом 120° для компенсации тангажа, рыскания и крена. Этот двигатель получил наименование 11Д112М, отбор газов на рулевые двигатели осуществлялся за турбиной ТНА. Мы должны были спроектировать и изготовить рулевые двигатели.
На комплексе УР-500М носитель имел центральную ступень с двигателем 11Д112М, который должен был работать с Земли, и четыре боковых блока с двигателями 11Д111М. Работу над этим ракетным комплексом В.Н.Челомей поручил своему филиалу ЦКБМ в Филях, где главным конструктором был его заместитель Д.А.Полухин. С этим коллективом мы интенсивно работали на протяжении 1975 года, и в конце года технический проект двигателей 11Д111М и 11Д112М был завершен.
Ракетный комплекс УР-500М был очень нужен стране. Тяговооруженность комплекса, которую обеспечивали наши двигатели, позволяла проводить его запуск под большим углом к экватору, благодаря чему космический корабль через короткий интервал времени мог проходить над изучаемой земной поверхностью несколько раз, охватывая каждый раз по 200-300 километров расположенных рядом участков. Имевшиеся в то время спутники и корабли этого делать не могли, они подходили к рядом расположенному участку земной поверхности через десятки часов. В сентябре 1975 года в ОКБ В.Н.Челомея состоялось совещание, на котором присутствовали все девять министров ВПК, председатель ВПК А.В.Смирнов, президент АН СССР М.В.Келдыш, заместители главкомов ВВС, РВ, ПРО, ПВО и много главных конструкторов, генералов и крупных чиновников. От ЦК КПСС был заведующий сектором авиации М.К.Редькин, должен был присутствовать Д.Ф.Устинов, но он не приехал. Николай Дмитриевич Кузнецов находился в отпуске, и на совещании от нашего ОКБ были В.С.Анисимов и В.Н.Орлов. Выступавшие военные подчеркивали необходимость и важность создания ракетного комплекса УР-500М для научных исследований и обеспечения обороноспособности страны. В заключение Смирнов сказал, что, учитывая общее мнение, комплекс УР-500М необходимо cделать очень быстро, и решение по нему носит такой же «эпохальный» характер, как решение по замене ракетного комплекса Н-1 на комплекс «Энергия», добавив при этом, что к закрытию работ по Н-1 он не причастен. Мы с Валентином Семеновичем ушли с совещания успокоенные и окрыленные надеждой, что дальше все пойдет хорошо. Работы шли полным ходом, было абсолютно реально начать летные испытания комплекса в 1978 году, и мы приступили к подготовке проекта Постановления Совмина и ЦК КПСС о начале работ над ракетным комплексом.
Необходимо сказать, что В.Н.Челомея «в верхах», мягко говоря, не любили. Взлет его карьеры при правлении Н.С.Хрущева был фантастическим. В 1954-1956 году наш завод имел филиал на заводе № 500 в Тушино. Он располагался в двух пролетах третьего этажа заводского корпуса. На втором этаже в одном пролете находилось ОКБ Челомея, численностью около 50 человек. Занимались они прямоточными двигателя-ми и самолетами-снарядами типа немецкого Фау-1. В 1958 году, когда мы посещали его завод в подмосковном Реутово, это был уже большой коллектив. Затем к нему присоединились завод в Филях и другие заводы, и к 1963 году численность сотрудников его предприятия возросла до 40000 человек. Злые языки в шутку говорили о том, что Челомей так быстро растет, что скоро Большой театр будет клубом его предприятия.
Был ли вызван такой рост тем, что у Челомея работал сын Хрущева Сергей, который уже через четыре года после окончания МАИ стал лауреатом Ленинской премии, или другими родственными связями, о которых тоже поговаривали, – сказать трудно. Но, несомненно, Челомей несколько неумеренно пользовался расположением Первого секретаря ЦК КПСС. Было известно, что Н.С.Хрущев несколько раз публично подвергал Устинова разносу за то, что Челомею что-то было не поставлено в срок, а Смирнов два раза ожидал в приемной Челомея по полчаса – примет ли тот его? Такое в высших эшелонах не прощается. После отставки Н.С.Хрущева у В.Н.Челомея кое-что отобрали, но Реутово и Фили остались. Надо признать, что Челомей был талантливым конструктором, имел хороший коллектив ОКБ и много делал для Вооруженных Сил.
Когда мы начали работать с его ОКБ над созданием комплекса УР-500М, его поддерживали Министерство обороны и лично министр обороны А.А.Гречко.
В проекте Постановления мы с Д.А.Полухиным старательно избегали затрагивать интересы Глушко, даже не включили в Постановление рабочее место (стартовую позицию) для испытания на Байконуре ракетного комплекса УР-500М, так как оно принадлежало его ведомству. Мы считали, что необходимо подписать в ЦК КПСС и Совмине СССР принципиальные вопросы создания комплекса, а к вопросу, где и как его испытывать, можно вернуться позже. В декабре 1975 года проект Постановления был согласован со всеми ведомствами, и необходимо было выходить на ЦК КПСС.  
10 января 1976 года нам сугубо конфиденциально сообщили, что на 5 января 1976 года запланирована встреча в ЦК КПСС. Накануне Челомей собрал своих заместителей и настоял, чтобы в Постановление были включены стартовая позиция, Куйбышевский завод «Прогресс» и Куйбышевский филиал ОКБ Глушко. В ЦК КПСС рассмотрение проекта Постановления было отложено – все понимали, что его согласование с Глушко будет сложным, а у членов ЦК не было на это времени, они были заняты подготовкой к очередному XXV партийному съезду в конце февраля. Согласование Постановления было перенесено на март. Включение трех объектов из хозяйства В.П.Глушко совсем не диктовалось производственной необходимостью и подействовало на нас угнетающе. Что делать? Стали ждать.
     В конце марта никаких известий от Полухина не было, на телефонные звонки он отвечал как-то странно. Николай Дмитриевич отправил меня к нему для выяснения обстановки. Оказалось, что В.Н.Челомея перед съездом вызвали в ЦК, и он это понял так, что его хотят избрать членом или кандидатом в члены ЦК КПСС. Но в последний день съезда, когда обычно происходили выборы, в списке для голосования он себя не увидел. После съезда, уязвленный этим, он заболел, как полагали, по политическим соображениям. А без Челомея вести переговоры было нельзя, его нужно было ждать до 15 апреля. Потом началась подготовка к майским торжествам, а 26 апреля 1976 года скоропостижно скончался А.А.Гречко, и вместо него министром обороны и членом Политбюро стал Д.Ф.Устинов. Как выяснилось потом, В.Н.Челомей и не пытался продолжать в ЦК разговор по УР-500М. Он, вероятно, хорошо знал, что это бесполезно.
Этим и закончились наши работы по модификации двигателей 11Д111 и 11Д112.
В этот период в ОКБ-1 были неприятности с доводкой двигателя НК-25, и в конце февраля 1977 года министр авиационной промышленности П.В.Дементьев на коллегии бросил фразу: «У тебя, Николай Дмитриевич, дела по авиации идут плохо, а ты держишь 150 квалифицированных конструкторов на ЖРД и не используешь их. Быстрее закрывай все работы по ЖРД». В марте 1977 года ОКБ-2 было полностью расформировано.
Подводя итоги работы ОКБ-2, отмечу, что коллектив конструкторов, технологов, металлургов и производственников создал непревзойденные до сих пор двигатели 11Д111 (НК-33), 11Д112 (НК-43), 11Д113 (НК-39), 11Д114 (НК-31). В период перестройки годы, когда работало ОКБ-2, были названы «застойными». Многие наши сотрудники не понимали, о каком «застое» идет речь: мы работали много и с интересом, мы двигали вперед отечественную науку и технику, «горели» работой, и нам давали возможность работать. Да, действительно, среди рядовых работников ВПК «застоя» не было, он проявился на более высоком уровне. Руководители страны перестали жить ее интересами, заботясь о личной выгоде и амбициях. Чем еще можно было объяснить то, что первоклассные образцы двигателей не нашли применения? Почему им не давали хода? Как объяснить, что единым росчерком пера были пущены на ветер 3,5 миллиарда рублей, затраченных на тему Н-1? А ведь это только надводная часть айсберга: еще в июне 1965 года на коллегии МОМ С.П.Королев докладывал, что расходы на Н-1 превысили 4 миллиарда рублей. Нетрудно предположить, что к 1974 году затраты увеличились почти в два раза. [/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьВ.Н. Орлов, М.В. Орлов "Генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов и его ОКБ":
http://www.cu-oboronprom.ru/read/Kuznetcov_OKB.pdf
Стр. 140-143:
ЦитироватьС начала 1975 года коллектив ОКБ-2 продолжил заниматься ЖРД 11Д111 и 11Д112. Нашими двигателями заинтересовалось ОКБ академика В.Н.Челомея для модификации своего ракетного комплекса УР-500. Этот комплекс, впоследствии названный «Протон», имел двигатели тягой 150 тонн, работавшие на компонентах топлива несимметричный диметилгидразин - азотный тетраксид разработки ОКБ В.П.Глушко.
Переход в этом ракетном комплексе на двигатели той же тяги, но с компонентами керосин - жидкий кислород давал комплексу новое качество за счет существенно большей удельной тяги двигателей. Предполагалось, что новый ракетный комплекс УР-500М будет иметь двухступенчатый носитель с четырьмя двигателями 11Д111М на первой ступени и одним двигателем 11Д112М на второй ступени. В этом случае он сможет выносить на околоземную орбиту до 30 тонн полезного груза, вместо 17,85 тонн для комплекса УР-500. При этом наши двигатели 11Д111 и 11Д112, разработанные для ракетного комплекса, нуждались в модификации. По двигателю 11Д111 необходимо было увеличить тягу со 154 до 173,8 тонн и ввести качание до 12° в одной плоскости.
Модифицированный двигатель получил наименование 11Д111М. ...

11К98 :roll: Интересно сколько у земли выдавал 11Д112М? И 30 тонн как-то сомнительно при двух углеводородных ступенях.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

И стартовой тяге около 860 тс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьИ стартовой тяге около 860 тс.

В профильной теме для 11К98 Барт Хендрикс указал 15 т. на НОО.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ronatu

Цитировать11К98 :roll: Интересно сколько у земли выдавал 11Д112М?

тяга до 190 тонн
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Salo

#166
http://www.ihst.ru/~akm/37.htm
XXXVII Академические чтения по космонавтике

http://www.ihst.ru/~akm/37t22.pdf
ЦитироватьКОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОКБ АКАДЕМИКА В.Н. ЧЕЛОМЕЯ
В.А. Поляченко, А.В. Благов, А.Н. Кочкин, О.П. Дубенсков (ОАО «ВПК «НПО машиностроения»)
e-mail: vpk@npomash.ru

Начиная с 1960 года ОКБ-52 (ЦКБМ/НПО машиностроения) включилось в разработку космических систем и ракет-носителей для них. Это новое направление работ предприятия было призвано содействовать оснащению Вооруженных сил самыми современными системами космической разведки, противоракетной и противоспутниковой обороны, ударными космическими средствами.
В.Н. Челомеем вырабатывается концепция создания целостных систем управляемых космических аппаратов оборонного и двойного назначения и ракет-носителей для них.
23 июня 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке в ОКБ-52 этих космических систем. Вокруг ОКБ-52 как головного предприятия сплотилась кооперация ведущих КБ и НИИ оборонных отраслей промышленности.
Первым шагом ОКБ-52 в космос был запуск гиперзвукового аэробаллистического аппарата МП-1, разработанного в рамках проекта «Ракетоплан». Полученный опыт использовался в разработке аэробаллистических головных частей ракет УР-200 и УР-500, в разработке легкого космического самолета ЛКС и при создании высокоскоростных боеголовок МБР, принятых на вооружение.
Создание системы глобальной морской космической разведки с управляемыми спутниками «УС» обеспечило целеуказание крылатым ракетам подводных лодок ВМФ в Мировом океане.
В рамках проекта системы противоспутниковой обороны «ИС» был запущен первый в мире маневрирующий космический аппарат «Полет-1». Система «ИС» была принята в эксплуатацию.
ОКБ-52 в 1962 году был разработан проект системы раннего предупреждения о ракетном нападении «УС-К» - группировки спутников-наблюдения. Идеи этого проекта использовались впоследствии при разработке системы СПРН.
По инициативе В.Н. Челомея в 1965 году был разработан проект системы телевизионной глобальной разведки «ТГР» с использованием ракеты-носителя УР-500. Руководством ОПК этот проект не был поддержан, задачи системы были частично реализованы в программах «Алмаз» и «Алмаз-Т».
Ракетно-космический комплекс «Алмаз» с орбитальной пилотируемой станцией предназначался для ведения комплексной разведки.
Экипажи космонавтов выполняли эту работу на станциях «Салют-3», «Салют-5». Этот проект положил начало дальнейшим разработкам орбитальных станций в нашей стране, его наследие воплощено в модулях международной космической станции МКС.
В рамках проекта космической системы «Алмаз-Т» уже после смерти В.Н. Челомея были выведены на орбиту и успешно функционировали автоматические орбитальные станции «Космос-1870» и «Алмаз-1».
В настоящее время НПО машиностроения ведет разработку космической системы «Кондор-Э» для дистанционного зондирования Земли. Малые космические аппараты (МКА) строятся на базе унифицированной платформы, а в качестве полезной нагрузки используются радиолокатор с синтезированной апертурой, оптико-электронная или научная аппаратура. Для запуска МКА на орбиту предусматривается использование ракеты-носителя «Стрела», созданной на базе снимаемых с боевого дежурства МБР УР-100Н УТТХ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1999/8/1999-8d.html
Цитировать«Янтарная» история – 2
В.Сорокин специально для «Новостей космонавтики»
...
ТГР
Идея создания спутников для оперативной передачи детального изображения земной поверхности родилась еще на заре космической эры. Однако в СССР к реальным проработкам таких аппаратов приступили лишь в начале 60-х годов. Работы в области создания космических средств оперативного наблюдения предполагалось вести по двум направлениям: с помощью автоматических космических аппаратов, оснащенных телевизионной аппаратурой, и с помощью пилотируемых космических аппаратов с использованием оптических визиров и фотоаппаратуры.

Предыстория систем телевизионной разведки понятна пока не до конца. Известно, что в 1963 г. в ОКБ-52 (главный конструктор – В.Н.Челомей) были развернуты проектные работы по созданию космической системы телевизионной глобальной разведки (ТГР). Телевизионную аппаратуру для этой программы разрабатывал ВНИИ-380 Госкомитета по радиоэлектронике (ГКРЭ, главный конструктор – И.А.Росселевич). В проекте участвовало и КБ-1 Министерства радиопромышлености (позже – ЦНИИ «Комета», главный конструктор – А.И.Савин).

Согласно [1, с.134], ОКБ Челомея заняло крайне пассивную позицию в работах по созданию системы ТГР, а разработанный КБ-1 в инициативном порядке эскизный проект системы одобрен не был. В [1] отмечается, что Межведомственная комиссия, в которой НИИ-4 МО представлял И.В.Мещеряков, «в условиях существовавшей в то время острой межведомственной борьбы за головную роль между Министерством общего машиностроения и Министерством радиопромышленности... не смогла занять независимую объективную позицию в оценке материалов проекта». История ВКС отмечает также, что «к причинам неудовлетворительного исхода работ по системе ТГР следует отнести также неподготовленность к такого рода работам отечественной научно-технической и производственной базы».

Согласно [3], в октябре 1971 г. было принято Постановление правительства «О разработке системы телевизионной глобальной разведки на базе космических аппаратов "Тайфун"». Головной организацией по системе ТГР осталось КБ-1 Министерства радиопромышленности. По-видимому, под КА «Тайфун» подразумевались юстировочные спутники 11Ф633 «Тайфун-1» и 11Ф634 «Тайфун-2». Эти аппараты были разработаны в Конструкторском бюро «Южное» (г. Днепропетровск). Аппарат телевизионного наблюдения на их основе получил обозначение 11Ф636 «Тайфун-ТГР». В декабре 1973 г. «Южное» выпустило эскизный проект на этот спутник. Однако из-за сильной загруженности работами по ракетной тематике и это КБ не смогло довести разработку до конца.
...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Много раз это читал но так и не смог понять: как на базе юстировочного спутника можно было создать спутник ТГР?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna180113.htm?l=0
ЦитироватьТАЙНЫ ГЛОБАЛЬНОЙ РАЗВЕДКИ

Стратегическая напряженность между странами НАТО и Варшавского Договора в начале 60-х годов вызывала необходимость иметь глобальные средства разведки. Острота вопроса контроля национальными средствами СССР стратегически важных наземных объектов вероятного противника с целью выявления признаков подготовки и проведения операций по нанесению ракетно-ядерного удара была такова, что В.Н. Челомею, его ОКБ-52 и кооперации около полувека тому назад Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 сентября 1963 года было поручено создание в течение 5-7 лет системы телевизионной глобальной разведки (ТГР), предназначенной для оперативного наблюдения за ходом работ по указанным объектам. >>>
«Вперед, на Марс!»

Salo

http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna260413.htm?l=0
ЦитироватьНАВСТРЕЧУ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА В.Н. ЧЕЛОМЕЯ

 30 июня 2014 года исполнится 100 лет со дня рождения основателя и первого руководителя нашего предприятия, гениального конструктора и ученого, дважды Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и трех Государственных премий СССР академика Владимира Николаевича Челомея. Он внес неоценимый вклад в развитие отечественной науки и техники, поэтому грядущий юбилей – событие мирового масштаба, имеющее особое значение как для ОАО «ВПК «НПО машиностроения», так и для отечественного оборонно-промышленного комплекса в целом. Уже сейчас начата подготовка к проведению мероприятий, посвященных этой знаменательной дате. Руководство фирмы подходит к подготовке юбилея с огромным вниманием и ответственностью.

15 апреля был подписан Приказ Генерального директора №211 «О праздновании 100-летия со дня рождения академика В.Н. Челомея». Приказом утвержден перечень мероприятий по подготовке и проведению празднования юбилейной даты. Для координации всех намеченных работ и контроля за их проведением был создан организационный комитет под руководством Генерального директора, Генерального конструктора предприятия Александра Леонова, а для претворения их в жизнь - рабочая группа во главе с первым заместителем Генерального директора Анатолием Хромушкиным. Одной из важнейших задач, приуроченных к юбилею, станет работа с Правительством г. Москвы по вопросу установки памятника Владимиру Николаевичу на популярной как у москвичей, так и у гостей нашей столицы Аллее Космонавтов, расположенной возле Музея космонавтики на ВВЦ. Сегодня Аллею украшают бюсты Константина Циолковского, Сергея Королева, Валентина Глушко, Мстислава Келдыша, а также выдающихся космонавтов. Памятник Владимиру Николаевичу, создателю первой в стране орбитальной пилотируемой станции и ракеты-носителя «Протон», по справедливости уже давно должен быть установлен на Аллее Космонавтов. Это знак благодарности потомков за заслуги академика в разработке передовых образцов ракетно-космической техники.
 Важное место в подготовительных мероприятиях отводится вопросу взаимодействия с Администрацией Реутова по реконструкции площади имени В.Н. Челомея в городе-наукограде с установкой памятника основателю нашего предприятия, а также ряду других мероприятий, приуроченных к знаменательной дате.
 В ходе выполнения положений Приказа № 211 будет определено окончательное место проведения торжественного собрания, посвященного 100-летию со дня рождения В.Н. Челомея. В рамках Академических научных чтений по космонавтике запланировано проведение отдельной секции, посвященной памяти В.Н. Челомея. Кроме того, запланированы ряд других научных конференций, приуроченных к этой памятной дате.
 2014-й год ознаменуется выходом в свет первой биографической книги о Владимире Николаевиче, а также выпуском фотоальбома об этом уникальном ученом и конструкторе, его научных исследованиях и проектных работах.
 Намечена подготовка серии документальных фильмов на телевидении и организация записи радиопередач, посвященных 100-летию В.Н. Челомея. Запланированы печать почтовых марок, конвертов. Будут изготовлены юбилейные монеты и памятная медаль.
 В рамках подготовки к юбилейной дате уже идут работы по реконструкции кафедры СМ-2, основанной Владимиром Николаевичем Челомеем в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кроме того, совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана запланирован целый ряд других праздничных мероприятий. Памяти выдающегося конструктора будет посвящен юбилейный турнир по самбо, который состоится по традиции в городе Реутов.
 Помимо перечисленных выше, Приказом предусмотрено провести еще очень и очень много менее масштабных, но не менее важных мероприятий. И есть все основания надеяться, что намеченный комплекс работ будет выполнен на должном уровне и в указанные сроки.
На снимках: 1. Бюст В.Н. Челомея на предприятии
 2. Аллея космонавтов на ВВЦ
 Маргарита РОДИОНОВА
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna260413.htm?l=0 
Цитировать ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА ОКБ-52

 

В конце пятидесятых годов прошлого столетия на морях и океанах безраздельно господствовали надводные корабли западных стран. Особенную опасность представляли мощные авианосные ударные группы США, созданные в целях завоевания господства на всех театрах военных действий Мирового океана. Ослабленная экономика нашей страны после войны не позволяла адекватно ответить на эту угрозу нашему противнику.
 Коллективу конструкторов под руководством В.Н. Челомея была поставлена задача создать такое оружие, которое могло бы противостоять мощным флотам предполагаемого противника, которым Советский Союз значительно уступал в послевоенное время в количестве и классах кораблей. Эта задача была воплощена в проектах ОКБ-52 по созданию двух ракетных комплексов с противокорабельными самонаводящимися крылатыми ракетами П-6 и П-35, заданными постановлением Правительства СССР от 17 августа 1956 года.
 Об этих комплексах написано немало, да и живы сегодня многие их создатели, члены коллектива предприятия и разработчики из смежных организаций.
 В этом и следующем номерах газеты мы хотим напомнить нашей молодежи о событиях тех дней.

Оснащение Военно-Морского Флота страны подводными лодками, вооруженными противокорабельными ракетами, способными поражать самые крупные из состава группировки корабли вероятного противника по распознаваемому контуру, следует оценивать как самобытный национальный путь развития ракетного оружия, длительное время присущий только нашему Военно-Морскому Флоту.
 Используя предыдущий положительный опыт создания комплексов крылатых ракет для Военно-Морского Флота страны в 1956-1960 гг., фирме В.Н. Челомея было предложено разработать новые поколения самонаводящихся крылатых ракет, способных поражать точечные надводные цели противника любого класса. Это и должно было послужить «асимметричным» ответом вероятному противнику.
 Особенностью таких ракетных комплексов должно было стать принципиально новое для противокорабельных крылатых ракет качество – избирательное поражение главных, самых крупных целей из состава корабельных ударных группировок противника – авианосцев, крейсеров, эсминцев и других.
 В противовес окружавшим нашу страну ракетным базам и флотам противника, перевооружение Военно-Морского Флота крылатыми ракетами позволяло наносить ответные удары по наземным и морским целям, расположенным за много тысяч километров от границ СССР. Это превращало флот в важнейший стратегический фактор, что оказывало значительное, а порой и решающее влияние на планирование возможных военных операций.
 Одной из первых ракет, способных нести боевые части как обычного, так и специального назначения, стала телеуправляемая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) П-6, которая должна была стартовать с подводной лодки, находящейся в надводном положении. Ее разработка началась в 1956 году.
 Для стрельбы за радиогоризонт ракета после старта набирала высоту до 7000 м и летела в режиме «поиск цели». Оператор с подводной лодки через радиотрансляционную аппаратуру с помощью головки самонаведения (ГСН) производил поиск цели и направлял на нее ракету. После этого подлодка погружалась, а ракета снижалась до высоты 100 метров и летела горизонтально до момента поражения цели.
 Ракета обеспечивала не только избирательное поражение целей в режиме самонаведения, но и в командном режиме (трансляция изображения, телеуправление). Впервые была решена задача избирательного поражения подвижной цели на большой дальности, в том числе при залпе полного боекомплекта ракет.
 Противокорабельная ракета П-6 могла поразить цель на расстоянии до 250 км, скорость полета на разных участках полета составляла от 1450 до 1650 км/час.
 Комплекс с ракетой П-6 создавался еще и как составная часть системы, состоящей из ракетного комплекса, космических аппаратов УС-А и УС-П для получения информации с акватории Мирового океана, центрального пункта обработки и распределения информации, пункта выработки целеуказания и передачи их на  стреляющую подводную лодку.
 С июня 1964 года ракета была принята на вооружение атомных подводных лодок. По тем временам ракета П-6 была грозным оружием. Да и сегодня подводные атомоходы России, вооруженные другими, более совершенными крылатыми ракетами, разработанными в ОАО «ВПК «НПО машиностроения», стерегут просторы Мирового океана от угрозы мирной жизни страны.
 На снимке: Кремль. После вручения звезд Героев Социалистического труда.
 Петр ТЕРЕНТЬЕВ
 Фото из архива предприятия
 Продолжение следует
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna070513.htm?l=0
 
ЦитироватьЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА ОКБ-52
Окончание. Начало в № 17(1153)
В прошлом номере газеты мы писали о 50-летии со дня награждения нашего предприятия за создание комплексов с крылатыми ракетами П-6 и П-35. Эту тему мы продолжаем и в этом номере.
 К развитию работ по изготовлению крылатых ракет П-6 и П-35 подключились и несколько серийных заводов: Саратовский авиационный, Оренбургский машиностроительный – ныне ОАО «ПО «Стрела», входящее в состав Военно-промышленной Корпорации «НПО машиностроения», и авиационный завод в городе Комсомольск-на-Амуре.

Почти одновременно с проектом П-6 велась разработка и крылатой ракеты П-35, которая предназначалась для вооружения как надводных кораблей, так и береговых частей ВМФ. Она могла также запускаться с подвижных пусковых установок на автомобильных шасси высокой проходимости и с установок, расположенных в береговых скалах. Имела гибкие программируемые траектории.
 Автомобильный вариант комплекса П-35 на базе шасси ЗИЛ-135 МБ назывался «Редут». Он обеспечивал охрану морских рубежей СССР.
 Стационарный береговой ракетный комплекс «Утес», оснащенный счетверенными пусковыми контейнерами с ракетой П-35, располагался в прибрежных скалах.
 Комплекс «Редут», благодаря его мобильности, поставлялся в ряд зарубежных государств.
 Ракета П-35 отличалась от П-6 уменьшенной длиной, за счет уменьшения габаритной длины маршевого двигателя, разработанного коллективом ОКБ-300 (главный конструктор С.К. Туманский). Система управления ракетой разрабатывалась коллективом НИИ-10 (директор М.П. Петелин).
 Хорошо скоординированный и самоотверженный труд всех разработчиков и производственников завершился успешной сдачей на вооружение ВМФ корабельных ударных комплексов с крылатыми ракетами П-6 и П-35, а также наземного комплекса «Редут».
 В июле 1962 года на Северном флоте проводилась масштабная операция «Касатка». На учениях были произведены демонстрационные пуски этих и других ракет.
 Демонстрация нашей ракетной техники проходила в присутствии Н.С. Хрущева, а также ряда руководителей министерств, ведомств и главных конструкторов-разработчиков новой техники. Пуск ПКР П-35 был произведен с ракетного крейсера «Грозный». Демонстрация оказалась успешной – цель была поражена.
 За создание ракетных комплексов с крылатыми ракетами П-6 и П-35 Указом Президиума Верховного Совета от 28 апреля 1963 года ОКБ-52 было награждено вторым орденом – орденом Трудового Красного Знамени.
 На митинг, посвященный вручению ордена, который проходил на территории нашего предприятия, приехал Председатель Государственного Комитета авиационной техники Петр Васильевич Дементьев, долгое время возглавлявший Министерство авиационной промышленности, другие высокопоставленные гости. После слов благодарности за полученную награду, Петр Васильевич прикрепил орден на ленту знамени нашего предприятия.
 Генеральный конструктор В.Н. Челомей был награжден второй Золотой медалью «Серп и Молот», он стал дважды Героем Социалистического Труда.
 Звание Героя Социалистического Труда было присвоено Г.А. Ефремову, М.И. Лифшицу, В.Ф. Маликову, В.А. Модестову, В.В. Сачкову, С.Н. Хрущеву, И.М. Шумилову.
 Среди удостоенных этого звания также были В.А. Казаков – начальник НИИ-923, А.А. Кобзарев – заместитель председателя Государственного комитета авиационной техники, Н.Я. Мирошниченко – главный инженер Саратовского авиационного завода.
 Большая группа сотрудников коллектива ОКБ-52 и смежных предприятий-разработчиков была награждена орденами и медалями.
 В честь создателей ракетной техники 8 августа 2000 года на территории НПО машиностроения состоялось открытие монумента с ракетой П-35 возле Центральной проходной предприятия. Авторами монумента, после длительного отбора, стали братья Борис и Владислав Натаровы. На открытии монумента Генеральный директор – Генеральный конструктор Г.А. Ефремов сказал: «...Мы выбрали ПКР П-35 как одну из самых совершенных и известных из семейства «умных» противокорабельных ракет, использующую теперь уже общепринятые усовершенствования – раскрывающееся во время запуска крыло, старт непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Уникальность этой ракеты заключается также в том, что она, в том числе с модернизированной системой управления, вот уже почти 40 лет служит Родине, и будет служить еще долгое время».
 Нельзя не вспомнить ведущих специалистов нашего предприятия, внесших большой вклад в разработку комплексов П-6 и П-35: А.Г. Жамалетдинов, К.Ф. Сахаров, И.Р. Чертов, Д.М. Герчик, Б.Д. Бараночников, П.И. Абрамов, С.А. Альперович, Е.Н. Артамонов, Л.Б. Вавилова, М.М. Гольдштейн, В.Г. Биденко, А.П. Гончаров, Н.В. Григорьев, С.В. Ефимов, О.И. Иванова, А.Ф. Коробов, Н.М. Кузюрин, Н.М. Ларин, Е.И. Лауберг, Д.А. Минасбеков, А.М. Мироненков, Г.Д. Михеев, И.С. Мучников, С.П. Новиков, Л.Н. Петров, Я.М. Натензон, А.С. Скангель, К.Н. Смирнов, Б.М. Стулов, А.А. Тавризов, Н.М. Ткачев, А.В. Туманов, С.В. Фролов, И.С Чистяков, А.И. Эйдис и многие другие.
 Все специалисты и работники ОКБ-52 были объединены одним устремлением к поставленной цели, обладали необычайным энтузиазмом, способностью терпеть лишения и невзгоды, свойственные экспедиционной жизни, что и определило успех всего коллектива при создании ракетных комплексов с КР П-6 и П-35.
На снимке: Во время вручения ордена
 
Материал подготовил
 Петр ТЕРЕНТЬЕВ
 Фото из архива предприятия
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Цитировать
ЦитироватьОслабленная экономика нашей страны после войны не позволяла адекватно ответить на эту угрозу нашему противнику.
Зачем потребовалось отвечать на эту угрозу они как всегда стыдливо умалчивают.
Цитировать самобытный национальный путь развития ракетного оружия
Ай, молодцы! :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Stalky

ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьсамобытный национальный путь развития ракетного оружия
Ай, молодцы!  :)
Старый, не брюзжите. Что не так то? Не самобытный, не национальный, не путь, не развитие, не оружие? ;)
Что нужно было делать то? Лететь на Татуин и искать Источник равновесия Силы?
Классная у вас трава, ребята.

Полынь

Старый намекает на то, что "ушли" из Филей Мясищева со всеми вытекающими... И о замене приоритетов по его работам  на ракетную тематику под руководством Челомея с участием С. Никитовича. ИМХО ;)
Не всё очевидное-вероятно...

Штуцер

#176
Вы переоцениваете Старого.
С. Никитович к космонавтике каким боком?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

dmdimon

Цитироватьстерегут просторы Мирового океана от угрозы мирной жизни
это наверное в охумору?
push the human race forward

Полынь

ЦитироватьШтуцер пишет:
Вы переоцениваете Старого.
С. Никитович к космонавтике каким боком?
Который Хрущев ;) -самым прямым
Не всё очевидное-вероятно...

Штуцер

ЦитироватьПолынь пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Вы переоцениваете Старого.
С. Никитович к космонавтике каким боком?
Который Хрущев  ;)  -самым прямым
Ну каким?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!