Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Nicky

Цитата: Андрей Иванов date=1621758605Но понимая, что когда все двинулись в сторону Луны, Россия не может самоустранится ...
Как не единожды говорил - если в дружной компании то всегда пожалуйста ...
Но и в этом случае, не нужно бросаться и пытаться всех переплюнуть в крутизне ...
Контракт с НПО Лавочкина на создание "Луна-25" был подписан 8 лет назад. Если мы даже АМС к Луне отправить не можем, то о чем еще говорить?

Raul

Цитата: Дмитрий В. от 23.05.2021 11:53:10
Цитата: Андрей  Иванов от 23.05.2021 11:30:05
Цитата: Дмитрий В. от 23.05.2021 11:10:46Если они хотят новый крутой сверхтяж, надо делать новый крутой сверхтяж, а не плодить промежуточные костыли. А если они хотят пилотируемую экспедицию на Луну, то надо заниматься не крутым новым сверхтяжем, а разумной схемой экспедиции и адекватным ей носителем. А все эти лозунги о "прорывных технологиях" применительно к транспортному средству действуют на недалёких хомячков, которым и в голову не приходит, что для эффективности транспортной задачи "прорыв" не нужен.

Дмитрий, критикуя - предлагай ...
...
По поводу пилотируемой лунной программы согласен 100%. А предложил я ещё 8-9 лет назад:
- здесь http://www.cosmos.kz/pdf/KIT_web%205.pdf стр. 45
- и здесь http://www.cosmos.kz/pdf/KIT_web%209.pdf стр. 40

Отличная программа действий на то время :) С аргументированной критикой того, что намечается сейчас:

ЦитироватьИнформации уже достаточно, чтобы выявить кое-какие, порой тревожные, тенденции в формировании облика сверхтяжелого носителя.

Тенденция первая – продолжающийся рост проектной грузоподъемности. Еще несколько лет назад для решения задачи изучения Луны в самой минимальной постановке считалось вполне достаточным обеспечить создание тяжелого носителя с грузоподъемностью 55-60 тонн. Этого хватало для выведения на окололунную орбиту Лунной орбитальной станции (ЛОС), создания на поверхности нашего естественного спутника минимальной инфраструктуры для научных исследований, а так же для осуществления пилотируемых экспедиций по двухпусковой схеме. Однако затем, по мере «набора веса» лунной модификации корабля ПТК НП начала расти и потребная размерность РН для него. Всего за несколько лет она увеличилась до 79-85 тонн. А ведь это уже близко к грузоподъемности РН «Энергия» с многоразовыми блоками «Ао»!

Вторая тенденция, тесно связанная с первой, заключается в отходе от использования готовой элементной базы РН «Зенит». Ее было достаточно для выведения на низкую орбиту 60-70-тонной полезной нагрузки, но уже явно не хватает в нынешних реалиях. При дальнейшем росте потребной грузоподъемности ожидается нарастание технических и экономических проблем. Перечислим некоторые из них.

При росте габаритов ракетных блоков, как уже отмечалось происходит потеря транспортабельности по железной дороге. То есть, в принципе блок можно разделить на отсеки, как это делается при транспортировке центрального блока РН «Союз», но при этом растет трудоемкость сборочных работ, усложняется, утяжеляется и удорожается конструкция.

Более того, рост габаритов ракетных модулей усложняет возможность их использования в ракетах меньшей размерности. Во-первых, из-за увеличения длины и снижения жесткости, что само по себе может быть неприятной проблемой. Но самое главное, что грузоподъемность этих ракет может выйти за переделы практической применимости.

В общем, "ничто не ново под Луной" (с)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Цитата: Tomacco от 23.05.2021 13:15:04
Цитата: Дмитрий В. от 23.05.2021 11:10:46А все эти лозунги о "прорывных технологиях" применительно к транспортному средству действуют на недалёких хомячков, которым и в голову не приходит, что для эффективности транспортной задачи "прорыв" не нужен.
Старшип разве не повышает эффективность транспортной задачи (хотя бы в теории)? Может, хотят на метане в том числе и потому, чтобы когда/если для чего-то понадобятся большие грузопотоки, относительно быстро переделать сверхтяж в многоразовый?

Практика показывает, что керосиновую РН легко переделать в многоразовую, если потребуется пара десятков пусков в год (Falcon 9). Если учесть, что в год для него делают 7 бустеров и получают возможность совершить 25+ полётов в год, то для 1 условного бустера сверхтяжа в год можно сделать 4 пуска в год.

Цитата: oby1 от 23.05.2021 13:02:51что нужно возвращать? зачем?

Это другой вопрос. Но если нужно, до 2011-го была возможность.

Tomacco

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.05.2021 15:22:48Практика показывает, что керосиновую РН легко переделать в многоразовую
Запасы нефти для керосина закончатся раньше, чем природного газа. С ракетным керосином как сообщалось уже и сейчас некоторые проблемы, приходится смешивать из разных источников. В случае исчерпания всех месторождений углеводородов, метан также произвести будет легче чем специальный керосин. Для метановых ракет прогнозируют на порядок более многократное использование по сравнению с керосином. И метан дешевле. Соответственно, по всем этим причинам он намного более выгоден и перспективен для таких задач.

oby1

когда запасы нефти будут заканчиваться у большинства стран будут совершенно другие заботы кроме топлива для ракет. например чем заправлять морские суда или трактора.

Tomacco

#29766
Цитата: oby1 от 23.05.2021 16:13:44когда запасы нефти будут заканчиваться у большинства стран будут совершенно другие заботы кроме топлива для ракет. например чем заправлять морские суда или трактора.
Вряд ли, так называемый энергетический переход уже начался, официально в основном по климатическим соображениям. На ВИЭ, АЭС и водород как основной носитель. Ископаемые углеводороды судя по всему исчерпаются в основном на пластики, углепластики и подобное, а не на топливо. Кстати, вот еще одно преимущество, метановые носители будет проще сделать углеродно-нейтральными - меньше придется изымать из атмосферы CO2 для компенсации.

Чебурашка

АЭС как технология, за 70 лет развития, что называется, не выстрелили. 
Точней выстрелили, но не так как ожидалось.
Долго, дорого, опасно. Вычёркивайте.

oby1

читал что доступные ископаемые совершенно невозможно будет сжечь из за полного температуного песеца в тропиках и субтропиках планеты.
 но нефть и газ можно сжечь всю доступную. а вот уголь,сланцы - нет.

oby1

Цитата: Чебурашка от 23.05.2021 16:29:09АЭС как технология, за 70 лет развития, что называется, не выстрелили.
Точней выстрелили, но не так как ожидалось.
Долго, дорого, опасно. Вычёркивайте.
у нормальной страны как Франция "выстрелили" прекрасно, почти 70% генерации ЭЭ. если бы в тёрки социалистов и правых не влезли зелёные (морды) ,всё было бы хорошо.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.05.2021 15:22:48Практика показывает, что керосиновую РН легко переделать в многоразовую
Теория подсказывает, что метановую или водородную не менее легче переделать в многоразовую.  ;D

Alex-DX

Цитата: oby1 от 23.05.2021 13:02:51что нужно возвращать? зачем?
Эквивалент денег.
Чтобы больше было. ;)

Tomacco

Цитата: oby1 от 23.05.2021 16:31:41у нормальной страны как Франция "выстрелили" прекрасно, почти 70% генерации ЭЭ. если бы в тёрки социалистов и правых не влезли зелёные (морды) ,всё было бы хорошо.
Всё в порядке у них, по настоянию Франции ЕС недавно признал ядерную энергию "зеленой".

Чебурашка

Франция это конечно хорошо, но в мировом масштабе как-то не очень...
За последних 20 лет производство электроэнергии в мире выросло почти в два раза.
А на АЭС практически не изменилось.


oby1

мировой масштаб меня мало волнует. а вот что у нас тут второй реактор ВВЭР достраивают - очень радует и внушает оптимизм.

Чебурашка

В РФ до 2030 года будет построено всего два новых энергоблока. И то, только для замещения двух останавливающихся.
Планы строительства новых фактически умерли.

Из таблички в программе 2016 года по ссылке http://static.government.ru/media/files/eFBHWjAwsi3waUcgX5Cg0F4RPlbmItHe.pdf
к 2030 года не будет построено НИЧЕГО. Т.е. программа фактически полностью провалена.
Разве только у "Бреста" есть какие-то малые шансы. Но это по сути малый экспериментальный.

Tomacco

ВИЭ в РФ тоже строятся в больших количествах, и водородные проекты активно развиваются. Подробности об этом в новостной ленте российского и мирового энергоперехода - https://nangs.org/news/renewables

oby1

советую почитать вот этот форум - многое узнаете если интерисует российский атом:

http://forum.atominfo.ru/index.php?showforum=4

vlad7308

Цитата: oby1 от 23.05.2021 14:10:26
Цитата: Дмитрий В. от 23.05.2021 14:05:06
Цитата: oby1 от 23.05.2021 13:48:45а вы пожалуйста не выходите за рамки темы. мыже обсуждаем подковку блох, а не кому нужны подкованные блохи.
;D ;D
Мы обсуждаем "доступный" для России супертяж. Что сильно ограничивает количество разумных вариантов РН.
доступный в техническом плане - это значит какая оснастка и технологиии у нас есть. реально в диаметре Протона и меньше
у SpaceX тоже не было ничего под ф9м полтора года назад.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Tomacco от 23.05.2021 15:39:15
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.05.2021 15:22:48Практика показывает, что керосиновую РН легко переделать в многоразовую
Запасы нефти для керосина закончатся раньше, чем природного газа.
это вот точно самая последняя проблема, о которой имеет смысл думать сегодня, завтра и послезавтра
это оценочное суждение