Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Alex_II

ЦитироватьShestoper пишет:
Сейчас в тайге с нуля космодром забабахали - а на большой диаметр денег не найти?
Вопрос в цене... Сейчас не времена Королева. И не факт, что весь Байконур с его кучей стартов дороже первой очереди Восточного... При таком раскладе страшно подумать, во что выльется цена "сварочного цеха"...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Дмитрий В.

#12461
ЦитироватьИскандер пишет: 
Не нужно. Ангара это тупик. А3 - максимум что можно сделать.
Играться с водородом - не знаю есть ли смысл под этот носитель.


Концепция Ангары не то что устарела - она не состоятельна с самого начала из-за такой мелочи как неверно выбранный типоразмер базового блока.


Тут вопрос, вообще говоря,дискуссионный. Размерность УРМ-1 мала только и исключительно с позиций концепции дальнейшего наращивания грузоподъемности Ангары сверх некоего предела. Между тем изначально этот предел был выбран заказчиком на уровне 25 т. Причем в Ушастой Ангаре вообще не было никакой возможности для апгрейда, таковая появилась одновременно с модульной архитектурой (за счет водородной третьей ступени можно нарастить г/п до 30-35 т не меняя компоновку пакета). В этом смысле стенания насчет малой размерности УРМ (встати, и с моей стороны тоже)- все те же перепервы "концепции модульного проектирования". Выбор которой для ангары и был основной принципиальной ошибкой.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Олег Шляпин

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Тут вопрос, вообще говоря,дискуссионный. Размерность УРМ-1 мала только и исключительно с позиций концепции дальнейшего наращивания грузоподъемности Ангары сверх некоего предела. Между тем изначально этот предел был выбран заказчиком на уровне 25 т. Причем в Ушастой Ангаре вообще не было никакой возможности для апгрейда, таковая появилась одновременно с модульной архитектурой (за счет водородной третьей ступени можно нарастить г/п до 30-35 т не меняя компоновку пакета). В этом смысле стенания насчет малой размерности УРМ (встати, и с моей стороны тоже)- все те же перепервы "концепции модульного проектирования". Выбор которой для ангары и был основной принципиальной ошибкой.
А в чем ошибка? Его когда выбрали? Работы начались в 1995 году. Они велись с различной интенсивностью. Но для замены  имеющихся на то время ракет "Циклон", "Зенит" и "Протон", а так же перспективы "лёгкого супертяжа" на 35 т вполне нормально. Другое дело, что когда эти ракеты доведут до эксплуатационного состояния в 2025 году (что не 100-процентный факт), то ракета действительно уже устареет. И вся концепция "легкого супертяжа" на 35-50 т тоже

Виктор Зотов

ЦитироватьZOOR пишет:
Мы с Вами оба за советскую власть агитируем

Безусловно, это новая ракета
Безусловно, это новый СК

Но все это с применением отработанных технологий А-5, что существенно снизит стоимость отработки. См. Ю.О.Бахвалов (аник постил) - сколько там всего надо. А тут боковухи уже есть.


ЗЫ Я сторонник перехода на большой диаметр для супертяжа - но не вижу сейчас таких технологических возможностей. Увы и ах  :(
Какие такие технологические возможности вы не видите? Денег нет, а не возможностей.

Виктор Зотов

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьShestoper пишет:
Сейчас в тайге с нуля космодром забабахали - а на большой диаметр денег не найти?
Вопрос в цене... Сейчас не времена Королева. И не факт, что весь Байконур с его кучей стартов дороже первой очереди Восточного... При таком раскладе страшно подумать, во что выльется цена "сварочного цеха"...
Не надо усложнять, как говорит мой сын. И он зачастую прав. Можно в голове придумать себе массу проблем и верить в их невероятно трудное решение.

Искандер

#12465
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
В этом смысле стенания насчет малой размерности УРМ (встати, и с моей стороны тоже)- все те же перепевы "концепции модульного проектирования". Выбор которой для ангары и был основной принципиальной ошибкой.
Да, так и есть. Унифицированность кроме снижения характеристик РН дает мало, тем более в пакетной схеме где центр невозможно унифицировать полностью. 

С другой стороны, если размер модуля был хотя бы под РД-180 и нормальной размерности, то плевались бы во много раз меньше. Моноблок мог заменить Союз.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Alex_II

ЦитироватьВиктор Зотов пишет:
Не надо усложнять, как говорит мой сын.
Упрощать - тоже не надо. Само по себе такое строительство ничего особенного из себя не представляет, а вот в комплексе с нравами наших строительных подрядчиков - увы... Плюс еще нравы заказчиков, которые аж кушать не могут, если подрядчиков на деньги не кинут...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Дмитрий В.

ЦитироватьОлег Шляпин пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Тут вопрос, вообще говоря,дискуссионный. Размерность УРМ-1 мала только и исключительно с позиций концепции дальнейшего наращивания грузоподъемности Ангары сверх некоего предела. Между тем изначально этот предел был выбран заказчиком на уровне 25 т. Причем в Ушастой Ангаре вообще не было никакой возможности для апгрейда, таковая появилась одновременно с модульной архитектурой (за счет водородной третьей ступени можно нарастить г/п до 30-35 т не меняя компоновку пакета). В этом смысле стенания насчет малой размерности УРМ (встати, и с моей стороны тоже)- все те же перепервы "концепции модульного проектирования". Выбор которой для ангары и был основной принципиальной ошибкой.
А в чем ошибка? Его когда выбрали? Работы начались в 1995 году. Они велись с различной интенсивностью. Но для замены имеющихся на то время ракет "Циклон", "Зенит" и "Протон", а так же перспективы "лёгкого супертяжа" на 35 т вполне нормально. Другое дело, что когда эти ракеты доведут до эксплуатационного состояния в 2025 году (что не 100-процентный факт), то ракета действительно уже устареет. И вся концепция "легкого супертяжа" на 35-50 т тоже
Ошибка в том, что на момент принятия решения никакой объективной необходимости в применении идеи модульного проектирования не было. Что и показали дальнейшие события: Зенит оказался маловостребованным и без него можно обойтись, а легкий "негептильный" носитель довольно быстро создали в ЦСКБ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Виктор Зотов

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьВиктор Зотов пишет:
Не надо усложнять, как говорит мой сын.
Упрощать - тоже не надо. Само по себе такое строительство ничего особенного из себя не представляет, а вот в комплексе с нравами наших строительных подрядчиков - увы... Плюс еще нравы заказчиков, которые аж кушать не могут, если подрядчиков на деньги не кинут...
Речь шла о технологических возможностях.

Alex_II

ЦитироватьВиктор Зотов пишет:
Речь шла о технологических возможностях.
А, если об этом - другой разговор... Но к сожалению в отрыве от денег - это лишь теория.
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Олег Шляпин

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Ошибка в том, что на момент принятия решения никакой объективной необходимости в применении идеи модульного проектирования не было. Что и показали дальнейшие события: Зенит оказался маловостребованным и без него можно обойтись, а легкий "негептильный" носитель довольно быстро создали в ЦСКБ.
Мне, кстати, не понятно почему новый ПТК НП для орбитальных полётов не делают под "Ангару-3"

Дмитрий В.

ЦитироватьОлег Шляпин пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Ошибка в том, что на момент принятия решения никакой объективной необходимости в применении идеи модульного проектирования не было. Что и показали дальнейшие события: Зенит оказался маловостребованным и без него можно обойтись, а легкий "негептильный" носитель довольно быстро создали в ЦСКБ.
Мне, кстати, не понятно почему новый ПТК НП для орбитальных полётов не делают под "Ангару-3"
Его делают не под ракету, его делают под задачу. С 2011 г. - конкретно под Луну. Начальная масса свыше 20 тонн, Ангара-3 не потянет.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Олег Шляпин

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Его делают не под ракету, его делают под задачу. С 2011 г. - конкретно под Луну. Начальная масса свыше 20 тонн, Ангара-3 не потянет.
А на орбиту на чем летать?

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Старый

ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Тут вопрос, вообще говоря,дискуссионный. Размерность УРМ-1 мала только и исключительно с позиций концепции дальнейшего наращивания грузоподъемности Ангары сверх некоего предела. Между тем изначально этот предел был выбран заказчиком на уровне 25 т.  
Отнюдь. Размерность УРМ-1 мала с позиций текущих сегодняшних требований. 
Требуемые 25 тонн не получаются никак а резерва нет. 
 Уже то что требуется пять модулей показывает насколько он мал. 

Цитировать Причем в Ушастой Ангаре вообще не было никакой возможности для апгрейда,
Ушастая Ангара была вообще нереализуема но это никак не делает лучше нынешнюю Ангару. 

Цитироватьтаковая появилась одновременно с модульной архитектурой (за счет водородной третьей ступени можно нарастить г/п до 30-35 т не меняя компоновку пакета).
Абсодютно не связана с модульной архитектурой. Апгрейд путём замены неводородной орбитальной ступени на водородную известен со времён Атлас-Центавра. Да так единственным и остался. 

ЦитироватьВ этом смысле стенания насчет малой размерности УРМ (встати, и с моей стороны тоже)- все те же перепервы "концепции модульного проектирования". Выбор которой для ангары и был основной принципиальной ошибкой.
Отнюдь. Модульный принцип сам по себе не является таким уж плохим. При правильном выборе размерности модуля и количества модулей можно получить неплохие ракеты. 
Но приходится повторить что здесь размерность модуля выбирали не из соображений оптимизации характеристик РН а из совершенно других соображений. Разработчики вынужденно были связаны размерностью Космоса-3М/Циклона/УР-200/четвертинки РД-170. Поэтому бОльший модуль они предложить никак не могли. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Геннадий Ермолицкий

РЕАЛЬНЫЙ КИСЛОРОД-КЕРОСИНОВЫЙ РН НА 60т

Необходимые предпосылки:
1.Возобновление производства баков большого диаметра ( больше 4м) и решение вопроса их доставки.Замечу, что военные уже заказали дирижабль "Атлант" и это можно рассматривать, как серьезный, практический вариант транспортировки.  
2. Крупносерийное, производство надежных двигателей типа НК-33 или упрощенного РД-191. Не нужны рекордные характеристики по УИ. Главное - надежность! Двигатель должен быть сертифицирован на возможность его использования в пилотируемых полетах и, в перспективе, на РН , заменяющих "Союзы". Для определенности примем следующие характеристики такого двигателя:
- максимальная тяга -180тс и возможность дросселирования на - 40%;
-УИ -300с;
- масса заполненного с узлом качания - не более 1700кг;
- максимальный диаметр по срезу сопла - не более 1500 мм.

  12 таких двигателей на 1-й ступени обеспечат стартовую тягу 2160 тс , то есть разумна стартовая масса РН порядка в 1700т. Мю ПН в хорошо спроектированной (кислород-керосиновой на всех ступенях) трехступенчатой РН примем 3.5%. Получим около 60 т ПН на НОО.
  Бак большого диаметра позволяет использовать прекрасную, конструктивно-компоновочную схему 1-й ступени УР-500 : центральный бак окислителя ( без двигателей!) с навешенными по периметру гондолами с горючим и двигателями. Примем диаметр бака  такой гондолы с керосином 1.6 м. Получим  необходимый для размещения 12-ти гондол диаметр центрального бака порядка 7 м. Детальное проектирование, с учетом плотностей горючего и окислителя, их  требуемых объемов, не представляет затруднений.
  Замечу, что такая же конструктивно- компоновочная схема  1-й ступени может быть использована на РН меньшей грузоподъёмности, то есть гондолу с керосином и двигателем можно рассматривать, как универсальную. Назовём её УРГ. Вокруг кислородного бака  стандартного диаметра 4м легко размещаются 6 УРГ или 1-я ступень РН , обеспечивающей вывод ПН на НО не менее 25т. Аналогично: 4 УРГ - 16т, 3 УРГ -12т,
2УРГ- 8т. Закрываем всю линейку требуемых РН ! Главным плюсом такой унификации должна стать дешевизна ,как следствие крупносерийного производства.Отдельный вопрос - унификация стартовых комплексов.

freinir

ЦитироватьГеннадий Ермолицкий пишет:
Бак большого диаметра позволяет использовать прекрасную, конструктивно-компоновочную схему 1-й ступени УР-500 : центральный бак окислителя ( без двигателей!) с навешенными по периметру гондолами с горючим и двигателями.
Срочно учить конструктивно-компоновочные схемы!

Геннадий Ермолицкий

Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьГеннадий Ермолицкий пишет:
Бак большого диаметра позволяет использовать прекрасную, конструктивно-компоновочную схему 1-й ступени УР-500 : центральный бак окислителя ( без двигателей!) с навешенными по периметру гондолами с горючим и двигателями.
Срочно учить конструктивно-компоновочные схемы!
Что мешает? Учите! Ссылками помочь?

freinir

ЦитироватьГеннадий Ермолицкий пишет:
Что мешает? Учите! Ссылками помочь?
Я то тут при чём? Это Вы не в курсе ККС и КСС Протона.

Дмитрий В.

ЦитироватьСтарый пишет:
Отнюдь. Размерность УРМ-1 мала с позиций текущих сегодняшних требований.
Требуемые 25 тонн не получаются никак а резерва нет.

25+ т - с Восточного, 24+ т - с Плесецка, все ок. Апгрейд - водородная 3-я ступень - до 35+ т.

ЦитироватьСтарый пишет: Уже то что требуется пять модулей показывает насколько он мал.

Это следствие концепции модульности. Не будь ее, спроектировали бы как обычно - из минимального числа максимально крупных агрегатов.

ЦитироватьСтарый пишет: Ушастая Ангара была вообще нереализуема но это никак не делает лучше нынешнюю Ангару.

Приведи расчеты или рациональные доводы в пользу идеи нереализуемости. Довод "так раньше никто не делал" - не катит.

ЦитироватьСтарый пишет: Абсодютно не связана с модульной архитектурой. Апгрейд путём замены неводородной орбитальной ступени на водородную известен со времён Атлас-Центавра. Да так единственным и остался.

Да, разумеется. Но я имел ввиду, что в Ушастой Ангаре не было технических возможностей для апгрейда.

ЦитироватьСтарый пишет: Отнюдь. Модульный принцип сам по себе не является таким уж плохим. При правильном выборе размерности модуля и количества модулей можно получить неплохие ракеты.
Но приходится повторить что здесь размерность модуля выбирали не из соображений оптимизации характеристик РН а из совершенно других соображений. Разработчики вынужденно были связаны размерностью Космоса-3М/Циклона/УР-200/четвертинки РД-170. Поэтому бОльший модуль они предложить никак не могли.

Модульный принцип хорош когда надо заново создавать весь парк носителей или весь менять. В противном случае, многое из того, что получается из моддулей, окажется невостребованным. Как и получилось с легкой м средней Ангарой.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!