Н1 и Сатурн-5

Автор fagot, 24.09.2004 14:59:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий Виницкий

В истории с приходом Глушко, смею предположить, имела место обыкновенная ведомственная борьба, когда конкурирующая разработка на всякий случай изничтожается, что бы ни в коем разе не выступить снова как предмет финансирования и постановки в пример. Так львы, прогнавшие самцов из прайда убивают детенышей прежнего помета. Кормить надо своих! Подчеркну, что речь идет не о личностях, а о правилах игры.
+35797748398

Старый

Я имею в виду роль Глушко в целом, а не только в Н-1. Его отрицание водорода да и кислорода, увлечение фтором, создание школы ставящей целью "удельный импульс любой ценой" и т.п.
 Выбрать самое неэффективное топливо а потом ценой огромных затрат выжимать из него удельный импульс - это на мой ызгляд не очень красиво... И вобще выжимать удельный импульс ценой огромных затрат...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Что касается Н-1.
 Если бы Глушко взялся делать для неё двигатели то всё могло быть по другому...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Раз уж пошла такая, эээ, тема :) - чего Глушко РД-270 не довёл? Это что, глушковская Н-1?

avmich

Давайте, что ли, продолжим сравнивать две лунные ракеты.

То, что у Н-1 - один вид топлива, по сравнению с Сатурном-5, у которого топливных пар две, является эксплуатационным преимуществом - к тому же керосин-кислород существенно удобнее кислород-водорода. По этому пункту вопросы есть? :)

При этом рассматривались варианты поставить на Н-1 водородную ступень - теряя все эксплуатационные преимущества в обмен на повышенную (даже по сравнению с "тяжёлой" - 95 тонн на низкой орбите - керосиновой Н-1) грузоподъёмность. Ещё раз: потеря эксплуатационных преимуществ в обмен на грузоподъёмность. Не знаю, какая грузоподъёмность была бы при этом у Н-1 - думаю, что всё же до 145 тонн не дотянула бы, хотя не уверен - но, по крайней мере, этот вариант рассматривался. А вот Сатурн-5 разрабатывался строго "двухпарным" - т.е. не мог летать на одном керосине.

То есть, для того, чтобы сравнить Н-1 с водородом и Сатурн-5, надо характеристики этих двух ракет поставить рядом :) неожиданный вывод, правда? А все 4 полёта Н-1 были в керосиновой конфигурации - т.е. ещё одно конструктивное отличие, влияющее на результаты...

Старый

ЦитироватьРаз уж пошла такая, эээ, тема :) - чего Глушко РД-270 не довёл? Это что, глушковская Н-1?
С одной стороны - нахрена он его вобще делал? Под несуществующую ракету под несуществующую программу. Только для того чтоб за государственный счёт доказать что он крут немеряно?
 С другой стороны говорят возникли серъёзные пробемы с синхронизацией двух ТНА и не одно испытание так и не прошло на полную длительность.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ronatu

Цитировать...Если бы Н-1 осталась, Энергии - тогда - не было бы, но были бы успехи в космосе, которые подтолкнули бы к другим сложным проектам. В результате сегодня, думаю, космонавтика была бы на более развитой стадии...


M-ga.  Cor/\aceH Ha 100%.
UMeu' CCCP B Ha4a/\e 70x HocuTe/\b Ha 75-95 ToHH MHoroe 6bI/\o 6bI  uHa4e:

DOC ...
MAPC ...
/\yHA ...
BEHEPA ...
ga u BoeHHbIe nporpaMMbI To>ke  BbIr/\Rge/\u 6bI uHa4e...
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Дмитрий Виницкий

Позволю себе не согласится :). Ну, была бы летаюшая ракета на 100 тонн? И что бы она выводила? Большие Алмазы с немеренными запасами? Как в анекдоте - за какие деньги? Межпланетные перелеты? Уверен, что реальная подготовка, с постоянным финансированием и реальной отработкой привела бы к готовности аккуратно к сегодняшнему моменту и позднее. А кому сейчас нужна носитель 1973 года, отлетавшая несколько полетов?
+35797748398

Старый

Цитировать
M-ga.  Cor/\aceH Ha 100%.
UMeu' CCCP B Ha4a/\e 70x HocuTe/\b Ha 75-95 ToHH MHoroe 6bI/\o 6bI  uHa4e:
DOC ...
MAPC ...
/\yHA ...
BEHEPA ...
ga u BoeHHbIe nporpaMMbI To>ke  BbIr/\Rge/\u 6bI uHa4e...
Из всего этого списка реально была бы только большая станция - "советский Скайлэб". Может быть ещё полёт за марсианским грунтом но неудачный. Всего остального бы не было.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

В целом по советской луннй программе имхо такое: СССР взялся за задачу которая была ему не по силам. Ни технически ни финансово ни организационно. Высадиться на луну в 1967-77 гг СССР не мог и не смог.
 В конце 70-х это было бы возможно но было уже поздно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий Виницкий

Почему не мог в 1977? 4-5 Протонов и наш герой побывал бы там. Только что толку? Там 10 лет назад уже империалисты побывали
+35797748398

Moss

A не лучше ли 20х Р-7? :D  
Если вероятность успешного вывода у Протона 0,9, то для "Пятипусковая" схема получается вероятность на успех что-то вроде 0,55. Негусто :roll:

VovaKur

ЦитироватьЕсли вероятность успешного вывода у Протона 0,9, то для "Пятипусковая" схема получается вероятность на успех что-то вроде 0,55. Негусто :roll:

Да, но незаменимая, уникальная ПН будет у одного или двух Протонов, остальные будут выводить либо одинаковые разгонные блоки, либо также одинаковые танкеры с топливом. А вот тут просто обязательно предусмотреть резерв, и готовить не 4 одинаковых блока, а ещё несколько резервных, такиим образом авария одного из них, никак не скажется на успешное выполнение всего полёта.

Moss

Да но, без учета вероятности стиковки. Если oнa 0.9 то надо eщe умножить на 0.63. Причем, все надо строго по графику. Изменения в разсписания пусков - еще усложненния.

El Selenita

ЦитироватьТо, что у Н-1 - один вид топлива, по сравнению с Сатурном-5, у которого топливных пар две, является эксплуатационным преимуществом - к тому же керосин-кислород существенно удобнее кислород-водорода. По этому пункту вопросы есть? :)

У меня есть. Но это действительно вопрос, не воспримите как желание поспорить.  :D

Я понимаю, что одна пара - это преимущество. Но не знаю, насколько большое. Ведь многие современные ракеты (не российские) используют разные пары. Часто - РДТТ и ЖРД. И - ничего, недостатком это не считается. Если уже есть промышленность, "выпускающая" обе топливные пары - то почему их использование на ракете должно быть таким уж большим недостатком? Конечно, если в стране на некоей паре (скажем, водороде) летает лишь одна ракета (скажем, доведённая Н1) - это, конечно, неудобно: получается, водородная промышленность обслуживает лишь одну ракету, да и та запускается по большим юбилеям. Но если водород востребован регулярно на разных ракетах (как это имело и имеет место в США), то почему наличие "разнопарных" ступеней на одной ракете должно считаться таким уж большим недостатком/неудобством?

Ещё раз - это лишь вопрос, а не возражение. :)
Tuline eesti poiss - Sıcak Estonya yiğidi

Старый

Интересный момент - все "космические державы" используют водород. США, Франция, Япония, Китай, даже Индия. Один лишь СССР/Россия пользуется "преимуществами монотопливности". При этом Протон практически всю жизнь был двухтопливным - блок Д работал на другом топливе.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Ну, поскольку это СССР/Россия, которая является исключением, то правило не может претендовать на общность...

Незачем бездумно копировать :) . У нас и свои пути неплохи :) .

Старый

ЦитироватьУ нас и свои пути неплохи :) .
Ага! Я знаю! У них вся рота идёт не в ногу! :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

fagot

ЦитироватьТо, что у Н-1 - один вид топлива, по сравнению с Сатурном-5, у которого топливных пар две, является эксплуатационным преимуществом - к тому же керосин-кислород существенно удобнее кислород-водорода. По этому пункту вопросы есть? :)
А насколько велико это преимущество на фоне основного недостатка - меньшей ПН? Королев видимо это особым преимуществом не считал, раз хотел поставить на верних ступенях водород.

avmich

Это какая рота? ;) Которая запускает спутников меньше одного бойца?.. Что-то нелады с определениями...

Не, фагот, меньший УИ - это несомненный недостаток. А одинаковость топливных пар - достоинство :) . В этом плане целиком водородная ракета лучше керосин-водородной. Это будет уже другой вопрос - насколько, например, чисто водородная лучше чисто керосиновой... УИ водорода явно выше (хотя, конечно, в обмен на трудности с массовым совершенством), а криогенность водорода тоже выше...

Сравнивать эти две стороны - по какому критерию? По УИ? Водород выиграет. По массовому КПД ?.. По стоимости топлива? По количеству операций при заправке?.. По экономической эффективности, например - хорошо бы, но где взять исходные данные, что чего стоит? Хотя вообще-то, мне кажется, водород будет в ближайшее время выигрывать - и на него будут переходить.