Севрук Доминик Доминикович -100 лет со дня рождения

Автор Salo, 07.02.2009 20:47:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Цитировать
ЦитироватьА по-поводу производства НДМГ: если бы Севрук не ерепенился и переехал в Днепропетровск, то ещё неизвестно для чьих двигателей и по чьему заказу наладили бы это производство.
Это уже альтернативная история.
Дык я и не спорю. Однако первоначально на Р-14, Р-15, Р-16 и Р-17 планировались двигатели Севрука.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость 22

Цитировать
ЦитироватьОднако технические решения (вроде выбора компонентов топлива, схемы и т.д.) правительство никогда не принимало.
О технических решениях никто и не говорит. Речь идёт о решении по массовому производству долгохранимого топлива.
Решение о массовом производстве компонента топлива могло быть принято только после принятия технического решения о его использовании, а не наоборот. И никак иначе, потому что никакой другой потребности в НДМГ не было.

Гость 22

ЦитироватьОднако первоначально на Р-14, Р-15, Р-16 и Р-17 планировались двигатели Севрука.
Дык и я с этим не спорю :)

abl22

Для начала вот такой документ:




В нем четко прописано, кто за что отвечает. И какое право имеет какой-то Глушко выдавать задания какому-то ГИПХу.

Salo

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/kb-ujn/02.html#03
ЦитироватьПредэскизный проект МБР Р-16 был выпущен в феврале 1957 г. Ракета проектировалась двухступенчатой, конической формы, с максимальным диаметром 3840 мм (на первой ступени), минимальным — 1700 мм (в месте стыковки ГЧ ко второй ступени) и стартовой массой 135 т. В качестве топливной пары были выбраны азотная кислота АК-27И и новое, более эффективное топливо — диметилгидразин несимметричный (НДМГ).

Процесс промышленного синтеза НДМГ только что был разработан Государственным институтом прикладной химии по специальному заданию ОКБ-456. Новое топливо имело определенные преимущества перед традиционными спиртами и природными углеводородами: более высокий удельный импульс (примерно на 15 %), способность самовоспламеняться при контакте с азотно-кислотными окислителями, что упрощало конструкцию двигательной установки. НДМГ стабилен, невзрывоопасен, устойчив при хранении в герметичных емкостях, коррозионно мало активен, однако имеет низкую температуру кипения (63°С) и чрезвычайно высокую токсичность.

Однако, благодаря его преимуществам, НДМГ с этого времени будет использоваться в дальнейшем на всех боевых жидкостных ракетах разработки ОКБ— 586.

Любопытно в этой связи замечание одного из виднейших ракетчиков генерал-полковника Г. Н. Малиновского: "Вообще с горючим Ракетным войскам не повезло". Он имел в виду топливо первых ракет Р-1, Р-2, Р-5М — этиловый спирт, эксплуатация которого, по его словам,

"была сложной не только по техническим причинам. Позднее мы стали применять НДМГ — несимметричный диметилгидразин, опасный яд. Да и с окислителями нельзя было шутить. Например, тот же жидкий кислород, обладающий капризной чувствительностью к следам масел и жиров и требующий обезжиривания всей аппаратуры тем же спиртом".

В качестве двигателей для МБР предполагалось использовать С346, С3.50, С3.56 разработки ОКБ-3 НИИ-88 Главного конструктора Д. Д. Севрука.

Система управления ракет Р-14 и Р-16 предполагалась, как и на ракете Р-12, автономной инерциальной. Но в связи с существенным увеличением дальности полета — больше чем вдвое для ракеты Р-14 и в 6,5 раза для ракеты Р-16 — точность системы управления должна быть значительно повышена.

Новые предложения ОКБ-586 встретили в правительственных кругах сдержанное отношение. К этому были основания.

Во-первых, еще не была закончена отработка ракеты Р-12. Она еще не летала. В этих условиях дробление сил ОКБ и завода могло привести к неоправданной задержке разработки

Во-вторых, разработка новых сложных ракет, особенно МБР, требовала проведения ряда мероприятий на государственном уровне:

— организацию промышленного производства нового вида ракетного топлива — НДМГ — в нужных масштабах,

— разработку новых автономных систем управления повышенной точности,

— организацию и проведение в сжатые сроки ряда теоретических и практических работ по исследованию проблем динамики полета ракет и ГЧ на большие дальности.

Наконец, необходимо было учитывать резко отрицательное отношение признанного лидера отечественной ракетной техники — С. П. Королева к созданию МБР на высококипящих компонентах топлива. Руководство ОКБ-1 придерживалось твердой позиции о невозможности и неэффективности создания баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива для больших дальностей полета.

Испытывая острую необходимость в создании МБР длительного хранения, правительство в конце 1956 г. все же поручило ОКБ-586 провести разработку эскизного проекта ракеты Р-16 с подключением широкого круга смежных организаций. 17 декабря 1956 г. вышло соответствующее постановление правительства.

Серьезные опасения вызывала отработка двигателей в нужные сроки ввиду отсутствия у ОКБ-3 НИИ-88 (Главный конструктор Д. Д. Севрук) — предполагаемого разработчика двигателей для МБР — производственной базы. Руководство ОКБ-586 попыталось склонить руководителей ОКБ-3 к переезду в Днепропетровск, но получило категорический отказ. В поисках выхода пришли к решению создать филиал ОКБ-3 НИИ-88 на базе существующего в ОКБ-586 двигательного отдела 302, что и было закреплено приказом № 14 начальника 7-го Главного управления МОП от 25 февраля 1957 г. Начальником филиала — заместителем Главного конструктора ОКБ-586 был назначен И. И. Иванов. Задачи филиала были, в общем, те же, что и для отдела 302 ОКБ, а именно — инженерное обеспечение изготовления и испытаний на заводе двигателей разработки ОКБ-456 для серийных ракет (8Д51, 8Д52, 8Д59, 8Д71), ОКБ-2 НИИ-88 (С09.29, С2.1100), ОКБ-3 НИИ-88 (С3-40, С3-41, С3.42), а также добавлялись экспериментальные работы по доработке и доводке двигателей ОКБ-3, предполагавшихся к использованию в ракете Р-16.

В ноябре 1957 г. был разработан эскизный проект МБР Р-16. Для улучшения технологичности форма ступеней ракеты была приведена к цилиндрической, но с разными диаметрами ступеней: первая — диаметром 3 м, вторая — 2,4 м. Стартовая масса ракеты была увеличена до 150 т. В качестве разработчика двигателей продолжали рассматривать ОКБ-3 НИИ-88 Д. Д. Севрука.

Учитывая непримиримое отношение ОКБ-1 к созданию МБР на высококипящих компонентах топлива, правительство приняло решение о проведении специальной научной экспертизы эскизного проекта Р-16, разработанного ОКБ-586. В январе 1958 г. экспертная комиссия под председательством выдающегося ученого в области механики академика М. В. Келдыша рассмотрела и оценила принципиальную возможность создания МБР на высококипящих компонентах топлива. Основными оппонентами проекту были заместители Главного конструктора ОКБ-1 В. П. Мишин и К. Д. Бушуев. Технические решения ОКБ-586 защищали В. С. Будник, В. М. Ковтуненко, Н. Ф. Герасюта, М. Б. Двинин, Э. М. Кашанов, Ю. А. Сметанин. Большую помощь в защите проекта по головным частям оказал будущий академик АН УССР И. Н. Францевич (Институт материаловедения АН УССР). Защита проходила нелегко, но весомая аргументация разработчиков проекта, убежденных в правильности выбранного направления, решила дело. Экспертная комиссия пришла к выводу и доложила правительству о возможности создания МБР Р-16 с заявленными характеристиками, отметив при этом ряд недостатков проекта. Это было большой победой молодого ОКБ-586, отстоявшего право на собственное направление в боевом ракетостроении, несмотря на возражения признанных авторитетов.

Одним из слабых мест эскизного проекта МБР экспертной комиссией была признана неотработанность маршевых двигателей ОКБ-3 НИИ-88. Организация филиала ОКБ-3 на заводе 586 как структуры двойного подчинения оказалась малоэффективной. В этих условиях руководство ОКБ-586 предложило поручить разработку маршевых двигателей ОКБ-456 В. П. Глушко, предварительное согласие которого было получено. ОКБ-456 не только энергично приступило к разработке двигателей, но и повело эту работу самым рациональным образом, создав вскоре на базе двухкамерного ЖРД 8Д513 с одним ТНА три мощных двигателя: четырехкамерный 8Д514, шестикамерный 8Д712 и двухкамерный 8Д713 для обеих ракет. Этот принцип оказался весьма плодотворным и использовался в дальнейшем во всех совместных разработках ОКБ-456 и ОКБ-586. Двигатели 8Д712 и 8Д713 вошли в окончательный облик МБР Р-16, а 8Д514 — ракеты Р-14.

Одной из особенностей ракеты Р-16 было применение в качестве органов управления специальных рулевых ЖРД на обеих ступенях вместо графитовых рулей, доставлявших много хлопот в производстве. К тому же применение рулевых ЖРД позволяло снизить конечную массу ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы.

Поскольку, в связи с заменой разработчика двигателей для ракет Р-14 и Р-16, филиал ОКБ-3 НИИ-88 оказался не нужен, М. К. Янгель, посоветовавшись с И. И. Ивановым, принял решение создать на базе бывшего филиала специализированное конструкторское бюро двигателей в структуре ОКБ-586 и поручить ему разработку рулевых двигателей для МБР. Приказом председателя ГКОТ при СМ СССР № КС-269 от 22 июня 1958 г. в ОКБ создается КБ-4 по двигателям, филиал ОКБ-3 НИИ-88 ликвидируется с передачей личного состава и лимитов по численности и фонду зарплаты. На КБ-4 возлагается разработка рулевых ЖРД для Р-16, а также инженерное обслуживание производства двигателей на заводе № 586. Главным конструктором КБ-4 — заместителем Главного конструктора ОКБ назначается И. И. Иванов.

С образованием КБ-4 проблема с двигателями была решена.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьПоступило предложение выложить скан книги  
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьРешение о массовом производстве компонента топлива могло быть принято только после принятия технического решения о его использовании, а не наоборот. И никак иначе, потому что никакой другой потребности в НДМГ не было.
Естественно. Вопрос в том кто какое решение принимает.
 И ещё не факт что и техническое решение о применении долгохранимого топлива принимал Глушко. Счас окажется что так решил Янгель ато и военные. А Глушко был лишь исполнителем этого решения да и то поначалу упирался.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьВ нем четко прописано, кто за что отвечает. И какое право имеет какой-то Глушко выдавать задания какому-то ГИПХу.
Ну вот... Оказывается Валентина Петровича на самом деле звали ЦК КПСС и Совмин СССР...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

abl22

ЦитироватьНу вот... Оказывается Валентина Петровича на самом деле звали ЦК КПСС и Совмин СССР...
Не надо передергивать... Читайте документ

Старый

ЦитироватьНе надо передергивать... Читайте документ
Что не так? Такие задания даются ЦК и Совмином, а не конструкторами - смежниками.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

ЦитироватьИ ещё не факт что и техническое решение о применении долгохранимого топлива принимал Глушко.
Долгохранимое уже было до НДМГ (долгохранимые окислители были предложены Глушко :P). Вопрос именно в НДМГ.

Гость 22

Цитировать
ЦитироватьНе надо передергивать... Читайте документ
Что не так? Такие задания даются ЦК и Совмином, а не конструкторами - смежниками.
Блин, ну к чему этот пустой терминологический спор?

Когда мы говорим что один КБ выдал смежному КБ/НИИ задание (например, в виде ТЗ), или предложил ему свои услуги/изделия, то подразумеваем, что всё это сопровождалось соответствующими постановлениями ЦК и правительства. Но что это меняет? Инициаторами большинства "технических" постановлений были главные конструкторы: практически за любым постановлением стоят аванпроекты, отчеты с рекомендациями, докладные записки и проч. документы в адрес ЦК , при помощи которых заинтересованные КБ добивались выхода нужного им постановления.

В качестве примера: в 1965 г. Глушко предложил Челомею свой РД-270 для УР-700; совместное предложение было представлено в ЦК в виде аванпроекта; в результате этого в конце 1965 вышел приказ по МОМ о разработке УР-700 на РД-270, а в 1967 - Постановление ЦК и Совмина о разработке эскизного проекта УР-700 на базе двигателей РД-270 и проведении экспериментальных работ по двигателю.

Так что давайте не будем здесь о том, "какое право имеет какой-то Глушко выдавать задания какому-то ГИПХу" (или предлагать чего-то там каким-то Янгелю или Челомею).

abl22

ЦитироватьДолгохранимое уже было до НДМГ (долгохранимые окислители были предложены Глушко :P). Вопрос именно в НДМГ.
Но мы же говорим о горючем...
Давайте уточним: и РГ-1, и ТМ-185, и спирт тоже были долгохранимыми, но ни с одним эффективным окислителем не образовывали самовоспламеняющейся пары. А только что освоенный  ТГ-02 имел УИ на 10-15% ниже НДМГ и почти в 2 раза бОльшую вязкость.

Старый

ЦитироватьВ качестве примера: в 1965 г. Глушко предложил Челомею свой РД-270 для УР-700; совместное предложение было представлено в ЦК в виде аванпроекта; в результате этого в конце 1965 вышел приказ по МОМ о разработке УР-700 на РД-270, а в 1967 - Постановление ЦК и Совмина о разработке эскизного проекта УР-700 на базе двигателей РД-270 и проведении экспериментальных работ по двигателю.
Вот тут както сразу верю что да, по инициативе Глушко. А за гептил не верю. :(
 Однако даже и здесь нет ничего похожего на "по заданию Глушко..., по заданию Челомея..."
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

ЦитироватьОднако даже и здесь нет ничего похожего на "по заданию Глушко..., по заданию Челомея..."
Это всего лишь термины. Называйте как хотите: по предложению, по инициативе, по заказу, по просьбе... Какая разница? Вы опять о терминах хотите поспорить?

ЦитироватьА за гептил не верю.
На этой странице Salo ссылку дал на фирменную книжку КБЮ. Цитата из неё:
ЦитироватьПроцесс промышленного синтеза НДМГ только что был разработан Государственным институтом прикладной химии по специальному заданию ОКБ-456.
Думаю, одну из ваших версий ("Янгель предложил") можно с уверенностью отбросить как несостоятельную: сами южмашевцы не видят своей заслуги в начале производства НДМГ.

"Сандаловое дерево":
ЦитироватьКо второй половине 1950-х годов по специальному заданию руководителя ОКБ-456 В.П.Глушко Государственный институт прикладной химии (ГИПХ) разработал процесс промышленного синтеза несимметричного диметилгидразина (НДМГ)

Ветров (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РАКЕТ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ [1957 г.]):
ЦитироватьВ.П. Глушко ... также просил поставить перед правительством вопрос о создании промышленной базы для производства НДМГ и фтора.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/03-03.html

"Неизвестный двигатель забытой ракеты":
ЦитироватьПосле запусков первых отечественных ИСЗ перед ОКБ-1 стала задача увеличения возможностей РН на базе «семерки», прежде всего за счет установки третьей ступени.

К этому времени в ОКБ-456 под руководством В.П.Глушко уже несколько лет изучалось новое горючее – несимметричный диметилгидразин (НДМГ).

Для определения удельного импульса тяги, охлаждающих свойств нового горючего и устойчивости рабочего процесса в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ) и в ОКБ-456 проводились эксперименты на модельных камерах и установках с применением вытеснительной подачи компонентов; в качестве окислителя использовался жидкий кислород (ЖК).
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/276/41.shtml

(для справки: лаборатория ОКБ-456 на территории завода ГИПХ существовала с 1954 г., в основном для изучения фтора, но, вероятно, тогда же обратили внимание на НДМГ, синтезированный в 1949 году в ГИПХе)

И еще немного о сотрудничестве с ГИПХ о том, откуда Глушко скорее всего узнал о НДМГ вообще и его свойствах в частности:
ЦитироватьНачиная с 1949 года ОКБ-456 (В.П. Глушко) совместно с Государственным институтом прикладной химии (ГИПХ, В.С. Шпак) проводились работы по изучению возможностей использования высокоэффективных компонентов топлив (фтор, моноокись фтора, пентаборан, аммиак, гидразин и др.) в ракетных системах и, в первую очередь, при отработке процессов, происходящих в жидкостных ракетных двигателях. Для практического освоения новых компонентов ракетных топлив на территории объекта ГИПХ (на 117 км Приморского шоссе в Ленинградской области) лабораторией ОКБ-456 в 1953-1957 гг. были построены первые четыре стенда и начаты работы по испытаниям модельных камер сгорания с целью выбора оптимального сочетания компонентов и создания базовых элементов конструкции будущих двигателей.
Постановлением от 20 марта 1958 года и Приказом ГКОТСМ СССР от 11 апреля 1958 года экспериментальная испытательная база ОКБ-456 преобразуется в филиал 1 ОКБ-456 с задачами отработки ракетных двигателей, использующих высокоэффективные криогенные и токсичные компоненты топлив. Первым начальником филиала 1 назначается Е.Н. Кузьмин.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/15.html

Старый

Вы меня почти уговорили. Но всётаки, в Красной энциклопедии о всяких моокисях фтора Глушко пишет что они предложены им, почему он так не написал о НДМГ?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

ЦитироватьПоступило предложение выложить скан книги  
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб
Стр.49-72:
Цитировать3. В ОКБ-3

3.1.
В марте 1952 года на базе отдела 6 (начальник отдела Костин П И ), отдела 18 (Харчев В.И., Голованов Н.В.), цехов 106 и 107 было создано ОКБ-3 — Главный конструктор Севрук Д Д, который до этого был заместителем Главного конструктора по испытаниям у Глушко В.П. в Химках. Одновременно на базе отдела 9 НИИ-88 был создан ОКБ-2 (Главный конструктор — Исаев А М.). При этом ряд разработок велись в ОКБ-2 и ОКБ-3 параллельно.
Севрук Д.Д. пришел к нам с рядом сотрудников от Глушко В П (Скорняков РА, Малышев В.Я., Лурье В.С, Башкин В.С.. Башкина В А., Штоколов В А., Гребенюк Т.Ф., Неклюдов Л В., Покатаев ГЛ., Монастырский Н.Н., Монастырская М.П. и другие) Заместителем Главного конструктора по испытаниям был назначен Табаков Г.М., ушедший потом в филиал №2 НИИ-88 директором (г. Загорск). Его сменил Гришин С А, а заместителем по конструкторской части был назначен Синильщиков Е.В., начальником конструкторского отдела — Казанский В.В., впоследствии замом у него стал Костин П.И В это время началось оборудование своей гидролаборатории (начальник — Гребенюк Тф., зам — Неклюдов А.В.) и строительство новой испытательной станции (начальник — Беляков В П., зам — Алиманов С С).
Необходимо отметить, что у Севрука Д Д. первый заместитель Главного конструктора был по испытаниям, также как и у Глушко В.П., а не как в КБ у Исаева А М., где центральной фигурой всегда был конструктор.
В коллективе ОКБ-3 работали также в это время Кострюков И. В. (будущий парторг ЦК НИИ-88. а затем — Главный инженер), Скоробогатов Н.Г. (будущий ведущий конструктор ТДУ для Гагарина), Климов В.С. (довел работы по ПАДу изделия В300 и начал работы по проектированию турбонасосных агрегатов), Козлов СМ. (начальник проектного сектора),] Ланда Е.Г. (испытатель, потом — ведущий конструктор), Сигнер М.А (работал по ПАДу), Ганин В.А, Поляков В.И. (работал по разработке ТНА), Шапиро А.С. (потом — доктор технических наук) и Поволоцкий Я.Д. — ярый анализатор и комментатор результатов испытаний, чему посвятил всю свою жизнь
Леонтьев Н.И. некоторое время работал комсоргом ЦК НИИ-88, затем вернулся и работал ведущим конструктором по двигателю С3.42А для ЗУР (Главный конструктор — Лавочкин С А.). Ганин В А. тоже ходил, как и Харчев В И., в форме, правда, дипломатической. Он был ярым критике м руководства министерства в части порядка работ по разработке ракетной техники и активно выступал со своими предложениями по решению технических вопросов даже в ЦК партии, в частности, разработал теорию старта ракет из-под воды для вооружения подводных лодок.

3.2.
Севрук Доминик Доминикович после окончания Московского электромашиностроительного института работал в ЦИАМ, где занимался исследованием рабочих процессов в авиамоторах В 1938 году был арестован за «контрреволюционную деятельность» и попал в систему ГУЛАГ- После Колымы был направлен в спецтюрьму в г.Казани, работал там в группе по разработке ЖРД для авиации. Главным конструктором СКБ-16 был назначен Глушко В.П, его заместителем — Севрук Д.Д. Туда же прибыл из «Омской шараги» Туполева АН. — Королев СП. и стал также заместителем у Глушко В.П. Севрук Д.Д., принял активное участие в испытаниях двигателя РД-1 для самолета ПЕ-2. Севрук был в числе освобожденных досрочно из спецтюрьмы и награжден вместе с Глушко В.П орденом Трудового Красного Знамени, а Королев СП. — орденом «Знак почета».
Сначала Севрук Д.Д. преподавал в Казанском Авиационном институте на кафедре ракетных двигателей. По инициативе Глушко и Севрука ОКБ-РД из Казани было переведено в г. Химки — был организован ОКБ-456 (потом КБ «Энергомаш») с Главным конструктором Глушко В.П. и его первым заместителем Севруком Д.Д., который был классным испытателем и возглавил НИРовские работы. С 1952 по 1959 годы он был Главным конструктором ОКБ-3 НИИ-88. Севрук Д.Д. работал с азартом, был необычайно плодотворен, одновременно работал по нескольким направлениям. К сожалению трудности не позволили ему довести их до конца Среди трудностей необходимо отметить такие черты его характера, как самовлюбленность, уверенность в своей правоте, неспособность идти на компромиссы, прямые открытые высказывания, вплоть до министра Устинова ДФ.

3.3.
Работы по «Чирку» (С3.892Б — новый индекс ОКБ-3) продолжились в новом коллективе, правда, с потерей примерно 1,5 года на эксперименты и попытки создать двигатель с плоской классической головкой камеры под лозунгом — «довольно писать на стенку». Это окончилось неудачей, так как не была решена основная задача — обеспечение работы без разрушений неохлаждаемой камеры сгорания.
Параллельно группа энтузиастов работала над доведением старого варианта с головкой камеры, обеспечивающей струйный распыл от её стенки (Черемухин В.Ф., Оленев В.В, Середа В К., Родионов Ю А., Демидов Ю.С.)- Помогли разобраться в физике процесса Сточек Н.П. и Шапиро А.С., которые и создали соответствующие приборы для изучения распыла, равномерности смешения и создания защитного слоя на стенке камеры. Задача была успешно решена, проведены все виды испытаний на полигоне в варианте старой головки камеры (к неудовольствию Севрука Д.Д.и нагоняя Оленеву В.В. за «подпольную» работу). Правда, начальник отдела 30 Штоколов В А. заступился и поддержал работы по старому направлению, а с ним Севрук Д.Д. считался.
В связи с этим потребовалось подтянуть оформление КД и испытаний всех систем. Был организован сектор (руководитель — Костин П.И., нач. группы — Середа В. К.). Распределение работ было следующим:
• по двигателю — Середа В.К., Родионов Ю А.;
• по баковой системе — Оленев В.В., Воронцова К.И.;
• по ПАДу — Веселии В.С.;
• по боевой части, взрывателю и самоликвидатору — Деревщиков Б.П.
Пришлось осваивать правила оформления КД по требованиям ТУ4000-51 ГАУ, а также с контролем нашей работы военпредом. У нас таким оказался капитан Камерный Н М. Пришлось решать проблему самоликвидации ракеты для случая создания огневого заградительного залпового огня против нападения авиации противника. На случай промаха ракеты необходимо было ее ликвидировать, чтобы не повреждать кровли промышленных и гражданских сооружений. Пришлось воспроизводить остатки ракеты и испытывать их на кровле промышленных и жилых зданий. Занимался этим Деревщиков Б П.
Кроме самоликвидатора ракеты (в центре баков) был разработан второй вариант с отсеком для парашюта спуска ракеты. Занималась этим Калашникова Л В.
Ракета изготавливалась на Ковровском механическом заводе и прошла заводские испытания Двигательная установка работала устойчиво, ресурс был обеспечен, получены необходимые параметры, прошли транспортные испытания на разрушение сооружений остатками испытания, передача КД на серийный завод и ведение авторского надзора, контроль работы со стороны заказчика;
• в этот период проводилось обучение правилам разработки КД и внедрение ТУ ГАУ 4000-51

3.5.
Во вновь созданном коллективе ОКБ-3 проводились следующие основные работы:

1) Доработка и доведение ракеты «Чирок» (о чем упомянуто в пунктах 3.3 и 3 4)
2) Завершение разработки системы наддува двигательной установки изделия В300 с пороховым аккумулятором давления. Для этого пришлось решить проблему взрывобезопасности смеси пороховых газов и газов азотной кислоты, что также приводило к затянутому выходу на режим и большому разбросу по времени. Задача была решена установкой дополнительных пороховых камер для быстрого наддува баков О и Г. Работа была приостановлена, так как к этому времени были доведены системы с ВАДом (работа по которым велась параллельно в ОКБ-2), а пороховые газы при испытании с поперечными перегрузками быстро охлаждались, что приводило к провалу давления. Этой работой активно занимались Табаков Г.М. Климов ВС, Ситнер М.А., Гришин С.Д., Беляков В П. и сотрудники НИИ-125 (директор Жуков Б П.)
3) Разработка неуправляемой сухопутной ракеты «Коршун» на дальность 50 км (более чем обеспечивали пороховые ракеты в то время), с ПАДом, расположенным непосредственно над баком О (без дополнительных пусковых камер). Ведущий конструктор — Банковский П.Н. В дальнейшем работа была прекращена в связи с успешными разработками ракет на твердом топливе.
4) Разработка на базе «Коршуна» ракет ММР-05 и ММР-08, широко используемых во всемирном геофизичеком годе во всех широтах для исследования атмосферы Этой работой занимался сектор Малышева В.Я., начальник группы — Лурье ВС
5) В ОКБ-3 кроме вышеуказанного для расширения фронта работ по разработке ЖРД в секторе двигателей (начальник сектора Козлов СМ., потом Середа В.К.) велись работы по двигателям на высококипящих компонентах топлива. Вначале разрабатывались два семейства ЖРД с тягой 5 т (1953-56гг.) и 16 т (1955-58гг ) с подачей топлива в камеру с помощью ТНА. Для них характерно применение схемы с приводом ТНА 2-х компонентными газогенераторами (вместо применявшихся ранее 3-х компонентных с изопропилнитратом) на базе напора компонента перед камерой и запуском с помощью пороховой камеры. Для обеспечения разработок конструкций ТНА был создан сектор (начальник Климов В.С).
6) ЖРД — С3.20 (для ракеты главного конструктора — Грушина П.Д.). Работа велась на конкурсных началах в параллель с ОКБ-2 (главный конструктор — Исаев А.М.) В итоге был принят по результатам сравнительных доводочных испытаний двигатель ОКБ-2.
7) Двигатель С3.20М (1955-56гт.) на базе двигателя С3.20 для ускорителя самолета МИГ-19 (СМ-50) — Главный конструктор Микоян А.И. Работа получила дальнейшее развитие по двигателю С3.20М5 (многоразового включения) для самолета СМ-52.
8 ) Семейство двигателей на базе двигателя С3.40. По ним была разработана рабочая документация и они изготавливались на заводе Южмаш в Днепропетровске, где в ноябре 1956 года был создан филиал ОКБ-3 (зам. Главного конструктора Иванов И.И.). В ОКБ-3 в это время разрабатывалась КД по двигателям:
- С3.40, С3.42, С3.42Б;
- С3.42П — для ракеты главного конструктора Грушина П.Д.
- С3.42Д — для ракеты главного конструктора Лавочкина С.А.
- СЗ 42А — для ракеты главного конструктора Лавочкина С.А
- С3.42Т — для ракеты главного конструктора Макеева В.П.
- С3.41 — для морской баллистической ракеты главного конструктора Янгеля М.К.
Работа по этим двигателям прекращена на этапе ДИ. Двигатели С3.42А и С3.42Т послужили потом прототипом двигателей С5.1 и С5.2 в составе объединенного ОКБ-2.
9) Семейство двигателей (в 1955 - 1958 гг.) С3.44, С3.46, С3.50, С3.54, С3.56, двигательных блоков С3.52, С3.53. С3.55 для ракет главного конструктора Янгеля М.К.
Разработке этих двигателей и блоков предшествовала дискуссия по вопросу выбора компонентов. ОКБ-3 выступило с инициативой разработки их на высококипящих компонентах топлива. Кроме того, требовалась согласно ТЗ большая тяга, высокая удельная тяга и малые массы.
Главный конструктор Глушко В.П. не взялся разрабатывать высокоэффективные двигатели на новых компонентах, выступая с предложением отказа от высококипящих компонентов в пользу жидкого кислорода — керосина (уже освоенного и имеющимися конструктивными принципами). Коллектив ОКБ-3 принял ТЗ Янгеля М.К. с энтузиазмом, разработал эскизные проекты, активно провел после одобрения проектов разработку рабочей КД и направил ее для изготовления в Днепропетровск на Южмашзавод,

3.6.
Впервые познакомиться с Исаевым АМ. и коллективом ОКБ-2 мне пришлось в составе комиссии парткома НИИ-Л по проверке работы ОКБ-2 под председательством Табаков Г.М. Кроме Исаева А М. запомнились следующие товарищи: Богомолов В.Н., Новохатний Г.И,, Долганов АГ., Пчелин Л А., Флеров А.В., Сенкевич К.Г , Олейникова М.П., Калашников В.Д., Толстое А.А., Клименов В.В.

3.7.
Пришлось в это время столкнуться с «молодым» разработчиком ракетной техники (бывшим «матерым» артиллеристом) Грабиным В.Г., работая в комиссии Мытищинского горкома партии, которая разбиралась в «плохом» состоянии работ по разработке ракетной техники в КБ Грабина. Председателем комиссии был инструктор ГК КПСС Шишкин О.Н. Несмотря на острые дискуссии с Грабиным и его замами, я проникся уважением к Грабину по организации работ в ОКБ. Особенно меня поразила практика внедрения новых конструкций, когда эа плечом конструктора стоят технологи, разрабатывающие технологию, и к концу выпуска КД оснастка почти готова уже в металле.
Истинно правы те, кто утверждает, что одним из определяющих факторов успеха в Великой Отечественной Войне были пушки Грабина В.Г.

3.8.
Работы по разработке двигателей для ракет Янгеля М.К. дальнейшего развития, к сожалению, не получили, так как для такой серьёзной работы была необходима производственная база, которой у ОКБ-3 не было. Имелись два цеха (107,106). ОКБ-3 создавал вновь гидролабораторию и уже построил хорошую испытательную станцию.
В качестве производственной базы был предложен Южмашзавод в Днепропетровске (изготавливающий наши двигатели С3.42А, С3.42Т и начинавший подготовку производства двигателей С3.44, С3.46, С3.54, С3.56) с переездом основной части специалистов-конструкторов ОКБ-3 в Днепропетровск. Я был там, когда были переговоры по этому вопросу (я занимался в это время макетированием двигателя в ракете Р-15). Переговоры вел Севрук Д.Д. с Янгелем М.К., Смирновым Л.В. и Брежневым Л.И. с целью создания Украинского ракетного центра (двигатели и ракеты в Днепропетровске — Севрук Д.Д. и Янгель М.К., управление в Харькове — главный конструктор Сергеев В.Г.).
Руководство ОКБ-3 не поддержало идею переезда (очевидно не хотели расставаться с квартирами в Подмосковье). Поэтому встал вопрос об объединении с ОКБ-2 (главный конструктор Исаев А.М.), ликвидируя дублирование разработок. В ОКБ-2 вступал в строй новый производственный корпус, и создавалась уникальная база холодных испытаний, но ке было огневой испытательной станции, которая имелась в ОКБ-3. Требовалось также объединение рабочих рук конструкторов. Такое объединение было одобрено секретарем ЦК по оборонной промышленности Брежневым Л И. и состоялось 08.12.58. Не последнюю роль здесь сыграли и личные качества Севрука ДД и его конфликтные взаимоотношения с руководством министерства.

3.9.
Дальнейшая судьба Севрука Д Д сложилась «за кадром» - он возвращается к Глушко В.П и работает по тематике электроракетных двигателей (ионные и плазменные). Потом с 1962 года руководит ОКБ «Заря», выступает с критикой руководства Министерства Среднего машиностроения, жалуется на них Хрущеву НС, которого в это время «свергают» самого. Приходится ему некоторое время прозябать, а потом вернуться в НИИ-88, работает там до 1972 года и возвращается преподавать в МАИ им. Орджоникидзе заведующим кафедрой энергоустановок космических аппаратов, работая до своей смерти в 1988 году.

3.10.
А судьба разработки двигателей для ракет Янгеля М.К. решилась в пользу КБ Глушко В.П., перехватившего эту работу, а может взявшегося за нее по предложению Янгеля М.К. (создававшего ракетно-ядерный щит Советского Союза), х Глушко В П. и выступал ранее против применения высококипящих компонентов. Пришлось конструкторам бывшего ОКБ-3 переезжать в восточные бытовки нового производственного корпуса, активно помогать достроить производственную часть, а также будущую уникальную «гидру».
Был, правда, в 1970 году еще один переезд (последний) вновь отстроенный, наконец-таки, инженерный корпус Хотя птички продолжали залетать по традиции весной в помещения конструкторов, но переезды закончились.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость 22

ЦитироватьВы меня почти уговорили. Но всётаки, в Красной энциклопедии о всяких моокисях фтора Глушко пишет что они предложены им, почему он так не написал о НДМГ?
ГИПХ не просто первым в мире синтезировал НДМГ - они его синтезировали именно как ракетное горючее (в то время они как раз тонкой и проч. похожими вещами для ракетчиков занимались).

Другими словами: НДМГ был предложен в качесте горючего какой-нибудь лабораторией ГИПХ. А Глушко вовсе не был лжецом: он мог не упоминать о каком-то факте, или не придавать ему должного значения, но чужих заслуг он себе не присваивал.

Salo

Там же стр.114:
Цитировать— применение высококипящих компонентов НДМГ + АК-27И первый запуск на НДМГ был осуществлён на экспериментальном двигателе С3.44, разработанном для ракеты главного конструктора Янгеля М.К.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Там же, стр.76-77:
Цитировать4.1. В отделе 6 (начальник отдела Малышев В.Я.):
1) На базе двигателя С3.20М продолжалась разработка многоразового двигателя С3.20М5 для ускорителя У19М самолета СМ52. Прошли гос. испытания. Установлен мировой рекорд; высоты и скорости самолета.
2) Продолжались экспедиции и исследования атмосферы с помощью ракет ММР-05 и ММР-08 для ГУ ГМС и ЦАО, разработанных на базе дальнобойного неуправляемого снаряда «Коршун». Осуществлялись пуски с Земли Франца Иосифа, о. Хейса, дизель-электрохода «Обь», островов Дальнего Востока и в/ч. Серийное изготовление производилось в Ижевске.
Стр.79-97:
Цитировать2. ЗНРС

2.1. Р103, Р10ЗА
В 1946-1950 годах производилась разработка ракет для зенитного неуправляемого залпового огня, обеспечивающего отражение массового налета вражеской авиации. По традиции вначале ракету называли снарядом (ЗНРС) Калибр ее — 100 мм. Прототипом служила немецкая ракета «Тайфун».
Работа над Р103 и РЮЗА подтвердила принципиальную возможность разработки неуправляемой зенитной ракеты в большем калибре для увеличения эффективности боевого применения.

2.2. Р110, С3.892, «Чирок»
С 1948г. началась разработка ракеты Р110 в калибре 115 мм, с 1952 - С3.892 и с 1955г. — «Чирок».

2.2.1. Особенности конструкции ракет
1) Состав ракеты: двигатель, блок баков, пороховой аккумулятор давления (ПДД), боевая часть, взрыватель, самоликвидатор.
2) Особые требования для массового применения: простота конструкции, дешевизна применяемых материалов и изготовления, исключение разрушения промышленных и гражданских сооружений при промахе ракеты по самолёту.
3) Двигатель состоит из неохлаждаемой камеры сгорания, форсуночной головки с 2-мя рядами концентрически расположенных отверстий, пускового клапана и пускового устройства.
Двигатель сильно форсирован с жёстким температурным режимом. Малые габариты и высокая литровая тяга — 900 кг/литр.
Разработана специальная форсуночная головка, обеспечивающая вместе со способом распыления компонентов от стенки камеры равномерное распределение компонентов по сечению камеры, стабильность соотношения компонентов и охлаждение камеры внутренней завесой.
Для обеспечения воспламенения несамовоспламеняющихся компонентов топлива используется ингибитор (перманганат калия), размещающийся в клапане пуска.
2-х ступенчатый «запуск двигателя обеспечивается специальным пусковым устройством поршневого типа (поршень в критическом сечении соединяется с пусковым клапаном)
Компоненты несамовоспламеняющиеся.
— Д1-75 (75% керосина тракторного и 25% скипидара);
- М10 (90% НNОЗ и 10% Н2S04 96% концентрации)
4) Блок баков. Концентрическое расположение баков О и Г: бак Г — снаружи, бак О — внутри.
Бак О из сплава АМГ-3 с аргонно-дуговой сваркой (в то время только осваиваемой).
Мембраны с прорезными устройствами, по линии О — двойные мембраны. Фильтры внизу (ближе к головке камеры).
Был разработан вариант продольного расположения баков. Но от него пришлось отказаться, так как это вело к усложнениям конструкции при расположении самоликвидатора ракеты и гидравлического тракта подачи компонента в двигатель.
5) ПАД, предназначенный для вытеснения компонентов топлива из баков. Состоит из пороховой шашки, воспламенителя, клапана постоянного давления {избыточного), пиропатрона.
6) Основной вариант боевой части фугасного действия с кумулятивной головкой в задней части для инициирования взрыва самоликвидатора с донной трубкой В-449
7) Взрыватель В-448 мгновенного действия при попадании снаряда и механизмом временного действия при промахе.
8 ) Для полевого варианта боевая часть осколочно-фугасного действия унифицирована с пороховым наземным вариантом ракеты «Стриж» (главный конструктор — Надирадзе А. Д.). Взрыватель ВР14
9) Самоликвидатор расположен в баке и имеет детонатор в верхней части (от кумулятивной воронки боевой части) и кумулятивной воронкой внизу для ликвидации нижней части ракеты.
Самоликвидация ракеты требуется на высоте от Земли не менее 1000 м для исключения возможности повреждения перекрытий промышленных и гражданских сооружений. Самоликвидатор вставляется в кожух внутреннего бака после заправки блока баков компонентами топлива перед подсоединением ПАДа
10) На камеру сгорания одет стабилизатор с размахом перьев 216 мм и углом наклона их к продольной оси — 0045'.
11) В передней части камеры имеется штырь для ведения ракеты по винтовым направляющим пусковой установки Угол наклона направляющих — 2014'. Длина направляющих — 4 м.! Количество направляющих в установке — 60. Скорость схода с направляющих — 40 м/сек. Диапазон температур при хранении ракет от -40С до + 50С.
12) Второй вариант снаряда со спуском ДУ на парашюте, расположенного в отсеке между ПАДом и боевой частью. Срабатывает парашют от донной трубки В-449, установленной в боевой части
13) Третий вариант снаряда — полевой, не имеет самоликвидатора и парашютного отсека.
14) Требования к кучности. Кучность при стрельбе из пускового устройства должна быть:
— вероятны отклонения по дальности не более 1/100 дистанции;
— вероятны боковые отклонения не более 1/80 дистанции.

2.2.2. Особенности экспериментальной отработки При экспериментальной обработке (при стендовых испытаниях и ЛКИ) ракеты «Чирок» были выявлены и устранены недостатки:
1) Нестабильная работа двигателя, разброс удельной тяги и, как следствие, большое рассеивание по дальности. Трудность заключалась в выборе варианта головки, обеспечения стабильности её работы и достаточность охлаждения камеры («неохлаждаемой»). Результата удалось добиться осуществлением следующих мероприятий по старой схеме распылительной головки:
— ужесточена точность изготовления форсуночных отверстий;
— регламентировано соотношение 1Уё — для отверстий О и Г;
— введено 12 дополнительных отверстий (что дало увеличение соотношения компонентов в центральной части камеры и приблизило его к оптимальному),
— введена контрольная проливка головки;
2) Нестабильность окислителя при длительном хранении из-за температурного его разложения была устранена переходом на самовоспламеняющуюся пару компонентов:
— окислитель АК-20Ф (как наиболее устойчивый в коррозийном отношении к сплаву АМГ-3);
— горючее ТГ-02 (дороже Д1-75, сырьевая база не ограничена и имелась возможность расширения производства и снижения стоимости).
3) Удалён самоликвидатор камеры (за счёт удлинения основной секции), так как он не дробил хвостовую часть осколков менее 1,5 кг.
4) Проведен ряд мероприятий для улучшения эксплуатационных свойств и надёжности снаряда (замена мембран пробками в передней части, с плоскими мембранами и увеличением давления их прорыва, введение защитных экранов на переднюю часть внутреннего баллона и самоликвидатора введение принудительного раскрытия мембраны просекателем, улучшение уплотнения форсуночной головки с наружным баллоном, изменение конструкции пускового устройства и стопорения клапана пуска двигателя, ликвидация жесткого соединения стабилизатора у сопла камеры).
5) Введён задний конус на рубашке стабилизатора за счёт уменьшения выходного сечения сопла камеры (для исключения возмущения при сходе с направляющих).
6) ПАД доработан с применением пороха «мирного» времени РНК, более стойкого по времени хранения. Изменена конструкция заряда (с аннулированием дополнительного заряда) и положение его и воспламенителя, изменен путь пороховым газам к предохранительному клапану (при охлаждении пусковых газов).
7) Изменены размеры стабилизатора с размахом 260 мм (вместо 216 мм), угол наклона перьев принят 0045', задний скос 150 (для исключения вибраций флатерного типа при переходе через трансзвуковую зону), изменена толщина перьев с 1,2 мм до 2,0 мм.
8 ) Проведены стендовые испытания ДУ, ПАД а, боевой части самоликвидатора, а также транспортные испытания снаряда, проверена эффективность боевой части при стрельбе по самолёту ИЛ-4, испытания бросания остатков хвостовой части (до 6 кг) по потолочным перекрытиям сооружений.

2.2.3. Результаты заводских испытаний
В результате стрельб на полигоне было показано, что:
— обеспечена устойчивая работа ДУ во всём температурном интервале;
— обеспечен ресурс и обеспечена сходимость тяговых характеристик;
— при угле возвышения 880 получена боевая высота;
— обеспечена необходимая скорость;
— кучность по дальности 1/80 вместо 1/100;
— имели место отказы взрывателя, парашютного отсека и инициирование заряда самоликвидатора.
В итоге полученная кучность делает снаряд малоперспективным.

2.3. Итоги разработки
1) По итогам результатов заводских испытаний работы по ракете «Чирок» как в зенитном, так и в полевом варианте были прекращены.
2) Это также было предопределено тем, что технические требования к ЗНРС устарели, так как изменилась тактика авиации (уменьшилась плотность самолётов в группе за счёт
интервалов, количество самолетов, ростом высоты и скорости полёта), а также принятием к этому моменту на вооружение ЗУРов.
3) Изготовление ракет «Чирок» для стендовой отработки и ЛКИ проводились сначала в НИИ-88, потом на Ковровском мехзаводе до 1957 года.
4) Ведущий конструктор — Оленев В.В.
5) Основные исполнители:
— по ракете — Костин П.И., Севрук Д Д., Черемухин В.Ф., Середа В.К., Родионов Ю.А., Оленев В.В., Кострюков И В , Калашникова Л.В., Деревщиков Б.П., Воронцова К.И., Барышников В.Э., Веселии В.С., Демидов Ю.С., Казанский В.В Шапиро А С, Сточек Н.П., Шандов АС, Петрищев П.Д., Железников Н.Ф., Цуркис Я.М., Павлова В.И.;
— по пусковой установке — Мурин Н.Н., Барышников В.Э Баранов А,А., Куйда В.Д., Аншуков В.В., Феоктистова ЕИ.


3. ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ЗУР

Продолжились работы для ракет главного конструктора Ла¬вочкина СА. (зам. Главного конструктора Ишевский В.Е., ру¬ководители отделов ДУ — Горошков Н.Н., Ильин М.Н.):

3.1. С3.42А.
Двигатель разрабатывался в 1957-59 гг. Основная задача — глубокое дросселирование тяги по специальной программе с корректировкой его в зависимости от измеренных продольных ускорений. Снижение режима по программе для осуществления маневра и точного попадания в цель. Это осуществлялось с помощью электрогидравлического регулятора с задающим устройством и датчиком ускорения.
Стр.104-108:
Цитировать4. ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ АВИАЦИИ С3.20М
Двигатель С3.20М создан в 1953г. на базе двигателя СЗ. 20. Двигатель предназначен для ускорителя У-19 самолета МИГ (СМ50) — Главный конструктор Микоян А И.
Тяга 3200 кг, компоненты ТГ-02 + АК-20Ф, прошёл все этапы отработки автономно, в составе ускорителя и самолёта. Ведущий конструктор — Ланда Е.Г.
Двигатель одноразового действия и требовалась замена его в войсках. Поэтому взамен был в 1957г. разработан многоразововключающийся двигатель С3.20М5 для ускорителя У19М и самолёта СМ52.
Работа прекращена из-за окончания работ по истребителю-перехватчику.

Основные исполнители по двигателю С3.20М: Севрук Д.Д., Гришин С.Д., Середа В К , Бойченко Н.Ф., Ланда Е Г, Климов В.С., Сивоплясов В.С., Ситнер М.А, Севрюгин Ю.А, Завьялов В.С.


5. ДВИГАТЕЛИ АЛЯ СУХОПУТНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ РАКЕТ
Тактическая ракета с подвижным стартом СКАД разработана в КБ Главного конструктора Макеева В.П., заместитель Главного конструктора — Серов В.Р., ведущий конструктор — Бобрышев Ю.А. Впоследствии разработка ракеты была передана на Воткинский машзавод.

5.1. С3.42Т
На базе материальной части двигателя С3.42А, изготавливаемого Южмашем в Днепропетровске, разработан в 1958 году двигатель С3.42Т на несамовоспламеняющихся компонентах ТМ-185 + АК-27, и пусковым горючим ТГ-02, с газовыми рулями, установленными в потоке газа из камеры сгорания двигателя.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"