Севрук Доминик Доминикович -100 лет со дня рождения

Автор Salo, 07.02.2009 20:47:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Задача государственной важности", стр. 539-541:
Цитировать№152

Из постановления Совета Министров СССР № 1596-807 «О разработке изделия Р-16»[/size] 1

Москва, Кремль 17 декабря 1956 г.
Совершенно секретно Особой важности Хранить наравне с шифром
В целях дальнейшего развития работ по созданию межконтинентальных баллистических ракет Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять предложение министерства оборонной промышленности, Министерства обороны СССР, министерства среднего машиностроения, министерства радиотехнической промышленности и Специального комитета Совета Министров СССР о разработке ракеты Р-16 (изделие Р-16) со следующими основными характеристиками:
— наибольшая прицельная дальность полета при нормальных метеорологических условиях без учета вращения Земли — не менее 10 000 км;
— специальный заряд с системой автоматики и инициирования;
— отклонения от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность для 90 % пускаемых изделий должны быть в пределах: по дальности ± 10 км; в боковом направлении ±8 км;
— для остальных 10 % изделий допускаются отклонения: по дальности до ±15 км; в боковом направлении до ±12 км.
Указанные отклонения уточняются в процессе разработки:
— система управления — автономная и радиотехническая;
топливо: окислитель — АК-27И, горючее — диметилгидразин.

2. Возложить разработку изделия Р-16 и утвердить главных конструкторов:
— изделие в целом с комплексом наземного оборудования — на ОКБ-586 министерства оборонной промышленности, главный конструктор т. Янгель М.К.;
— специального заряда и системы автоматики и инициирования — на НИИ-1011 министерства среднего машиностроения, главный конструктор т. Щелкин К.И.;
двигательной установки и рулевых двигателей — на ОКБ-3 НИИ-88 министерства оборонной промышленности, главный конструктор т. Севрук Д.Д.;
— радиотехнической системы управления — на НИИ-885 министерства радиотехнической промышленности, главный конструктор т. Рязанский М.С.;
— автономной системы управления — на НИИ-885 министерства радиотехнической промышленности, главный конструктор т. Пилюгин Н.А.
— гироскопических приборов — на НИИ-944 министерства судостроительной промышленности, главный конструктор т. Кузнецов В.И.;
— комплекса наземного оборудования — на машиностроительный завод министерства тяжелого машиностроения, главный конструктор т. Капустинский В.И., с участием специализированных организаций министерства строительного и дорожного машиностроения, министерства транспортного машиностроения, министерства машиностроения и министерства судостроительной промышленности по сложившейся кооперации;
— по баллистическому и динамическому анализу и внешне траекторным измерениям — на НИИ-4 Министерства обороны СССР.

3. Установить срок разработки и предъявления эскизных проектов изделия Р-16 в целом, специального заряда, двигательной установки, системы управления и комплекса наземного оборудования — III квартал 1957 года.

4. Обязать Министерство обороны СССР в месячный срок выдать министерству оборонной промышленности тактико-технические требования на комплекс Р-16, согласованные с министерством радиотехнической промышленности, министерством среднего машиностроения и министерством тяжелого машиностроения.
Министерству оборонной промышленности в полуторамесячный срок выдать смежным министерствам технические задания на разработку комплекса Р-16.
Министерству среднего машиностроения в месячный срок выдать ОКБ-586 министерства оборонной промышленности исходные данные для разработки боевой части изделия Р-16.

5. Поручить Специальному комитету Совета Министров СССР совместно с министерством оборонной промышленности, Министерством обороны СССР, министерством среднего машиностроения, министерством радиотехнической промышленности, министерством судостроительной промышленности и министерством тяжелого машиностроения в 2-месячный срок рассмотреть эскизный проект комплекса изделия Р-16 и внести в Совет Министров СССР предложения о дальнейших этапах работ по этому комплексу.

Председатель Совета Министров Союза ССР Н. Булганин

Управляющий делами Совета Министров Союза ССР        А. Коробов

АПРФ. Коллекция документов. Завер. копия. Заверена печатью «Управление Делами Совета Министров СССР. Общая канцелярия».

1 - Утверждено на заседании Президиума ЦК КПСС 17 декабря 1956 г. (протокол № 65, пункт 24 «Вопрос Министерств оборонной промышленности, обороны СССР, среднего машиностроения, радиотехнической промышленности и Специального комитета») (АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 212. Л. 96). Документ рассекречен частично.
2 -  Слова и цифры, вписанные от руки, набраны курсивом.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати к вопросу о первенстве Глушко в использовании НДМГ: его письмо появилось на год позже.

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/02.html
Цитировать26.12.1957г.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ
СССР т. УСТИНОВУ Д.Ф.
копия: МИНИСТРУ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СССР т. ТИХОМИРОВУ С.М.

Использование диметилгидразина /несимметричного/ в качестве горючего для ракетных двигателей позволит повысить удельную тягу на 8-10 единиц, что применительно к ракете типа Р7 эквивалентно увеличению дальности полета примерно на 1000 км. Поэтому во всех вновь разрабатываемых в ОКБ-456 двигателях для ракет дальнего действия как кислородных, так и азотнокислотных, намечено использовать в качестве горючего диметилгидразин.

В связи с этим остро встает вопрос об обеспечении ОКБ-456 диметилгидразином, начиная с января 1958 г. и далее до конца года в количестве не менее 10-15 тонн ежемесячно. С января 1959 г. ежемесячная потребность возрастет в 6-10 раз. Поставка указанных количеств диметилгидразина реальна при мобилизации Министерством химической промышленности своих ресурсов и при эффективной помощи со стороны Комиссии Президиума Совета Министров по военно-промышленным вопросам.

Ввиду возросшего значения работ Министерства химической промышленности по разработке новых топлив для всех вновь разрабатываемых ракет и двигателей к ним, возникла острая необходимость в координации и контроле этих работ руководимой Вами Комиссией Президиума Совета Министров, для чего в составе Комиссии должна быть организована химическая группа, которая ведала бы вопросами топлив и других продуктов МХП, разрабатываемых для ракетной техники (окислители, горючие, резиновые и пластмассовые изделия и т.п.).

Отсутствие такой химической группы в Спецкомитете Совета Министров СССР привело к отставанию МХП в развитии работ по обеспечению ракетной техники.

С той же целью представляется целесообразным ввести в состав Научно-технического Совета по реактивной технике Комиссии компетентного химика из МХП.

Прошу Вашего указания об обеспечении тематических работ ОКБ-456 диметилгидразином и о реализации названных выше организационных мероприятий, необходимость которых продиктована опытом работы последних лет.

Главный конструктор ОКБ-456 ГЛУШКО
Арх.№ 1095 (164-165)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПо состоянию на декабрь 1957 Глушко также делал гептиловые двигатели для Р-16, создание которой было задано постановлением СМ СССР от 17.12.1956 со сроком начала ЛКИ в июне 1961 г. Разумеется, отработку двигателей на стенде требовалось начать намного раньше, и названные сроки -- 1958 для первых опытных прожигов и 1959 для полномасштабной программы заводских испытаний -- вполне разумны.
Liss, а в каком документе это написано? В постановлении 56 года был Севрук.
Проверить надо, а книга не дома.
Я проверил: нету. Сверимся после праздников.
Впрочем на сайте Энергомаша указан 1958 год, как год начала разработки РД-215-216 и РД-217-218-219.

Начало первых работ с НДМГ у Глушко можно отнести к середине 1955 года. Но интереса большого пока нет и только в паре с фтором:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/02.html
ЦитироватьК настоящему времени на стендах №7 и №7а сделано около 250 огневых испытаний. В 1954 году на стенде №7 сняты характеристики зависимости удельной тяги от коэффициента избытка окислителя для четырех топлив при давлении в камере сгорания 25 ± 1 ати и определены для каждого из них максимальные значения удельной тяги на оптимальном режиме. Ниже приведены экспериментально полученные средние значения максимальной удельной тяги, без поправок на наличие инертных примесей и теплоотвод в охлаждающую жидкость:

...............................................................................P i, кг/кг/сек
1. Кислород О2 + керосин Т-1 /эталонное топливо/.........234
2. Моноокись фтора OF2 + керосин Т-1...........................263
3. Моноокись фтора OF2 + диэтиламин /С2Н5/2 NH..........270
4. Моноокись фтора OF2 + диметилгидразин/CH3/2N2H2..272

Результаты этих испытаний полностью подтвердили выполненные в ОКБ-456 термодинамические расчеты, согласно которым мною в своё время было предложено топливо — моноокись фтора + диэтиламин как обеспечивающее наибольшую эффективность в ракетных конструкциях /с учетом удельного веса топлива/. Диметилгидразин обеспечивает ту же эффективность, что и диэтиламин, но отличается значительно меньшей доступностью, так как его производство еще не существует; эксплуатация диметилгидразина затруднена его гигроскопичностью и взаимодействием с углекислотой воздуха, в связи с чем требуется полная герметичность при работе с этим горючим; кроме того, диметилгидразин всегда будет более дорогим продуктом, чем диэтиламин, так как последний является промежуточным продуктом производства.

Тем не менее, представляется безусловно целесообразным развивать работы с диметилгидразином, так как не исключено, что при переходе на мощные, натурные камеры сгорания использование этого горючего может оказаться желательным как одно из предположительно возможных средств подавления аномальных пульсаций давления в двигателе. Ввиду сложности и весьма малой изученности нестабильности процесса в ЖРД, было бы неосмотрительным заранее ограничивать выбор одним горючим.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Однако уже к середине 1958 года Глушко вытеснил Севрука из проектов ОКБ Янгеля.
Сначала, видимо для подстраховки, двигатели для Р-14 отдали Глушко, а КБ Севрука решили перевести в Днепропетровск.

"Задача государственной важности", стр. 679-682:
Цитировать№229

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 726-348 -«О создании баллистической ракеты Р-14»1[/size]

Москва, Кремль 2 июля 1958 г.
Совершенно секретно Особой важности О создании баллистической ракеты Р-14
В целях создания баллистической ракеты со средним радиусом действия Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять предложение Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Руднева), Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкова), Министерства обороны СССР (тт. Малиновского, Неделина), Совета Министров РСФСР (т. Рябикова), министерства среднего машиностроения (т. Слав-ского), Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома) и главных конструкторов тт. Янгеля, Глушко, Пилюгина и Бармина, рассмотренное и одобренное Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, о создании баллистической ракеты Р-14 со следующими основными характеристиками:
— наибольшая дальность стрельбы до 40002 км;
— система управления — автономная;
— точность стрельбы: по дальности ±8 км; по направлению ±6 км;
— боевой заряд — термоядерный;
топливо: горючее — диметилгидразин, окислитель — азотная кислота с окислами азота;
— комплекс наземного оборудования — в подвижном варианте.

2. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению, Совет Министров РСФСР, Совет Министров Украинской ССР, Совет Министров Белорусской ССР, министерство среднего машиностроения, Госплан СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по химии и Министерство обороны СССР выполнить работы по созданию изделия Р-14 в сроки согласно приложению 3.

3. Утвердить головным исполнителем ракеты в целом — ОКБ-586 и завод № 586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Янгель, директор завода т. Смирнов), двигательной установки — ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Глушко), системы управления — НИИ-885 Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (главный конструктор т. Пилюгин), гироскопических приборов — НИИ-49 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (главный конструктор т. Арефьев), специального заряда с системой инициирования — НИИ-1011 министерства среднего машиностроения (главный конструктор т. Щелкин), по то-пливам — Государственный институт прикладной химии Государ-ственного комитета Совета Министров СССР по химии (научный руководитель т. Булушев), прокладочным и ушютнительным материалам, резиновым, ре-зинометаллическим деталям и шлангам, антикоррозийным и термостойким покрытиям — Институт им. Карпова Государственного комитета Совета Министров СССР по химии (научный руководитель т. Каргин) и комплексу наземного оборудования — ГСКБ Спецмаш Московского (городского) совнархоза (главный конструктор т. Бармин).

4. Поручись Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Министерством обороны СССР, Советом Министров РСФСР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по химии и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок разработать, а Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотреть и утвердить конкретный план работ по ракете Р-14.

5. Обязать Министерство обороны СССР в месячный срок выдать головным исполнителям согласованные с ними тактико-технические требования на разработку ракеты Р-14.

6. Распространить на работы, связанные с созданием ракеты Р-14, Положение о премировании за выполнение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 14 февраля 1955 г. № 208-123.
Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам по представлению Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике и Министерства обороны СССР рассмотреть и утвердить перечень работ по ракете Р-14, подлежащих премированию.

7. Учитывая сжатые сроки и большой объем работ по созданию ракеты Р-14, распространить на эти работы льготы и поощрения, действующие при выполнении работ по ракете Р-7.

8. Установить, что финансирование работ по созданию ракеты Р-14 в 1958 г. производится за счет ассигнований, предусмотренных в союзном бюджете на проведение работ по разделу «Б».
Предоставить право Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственному комитету Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Государственному комитету Совета Министров СССР по судостроению, Государственному комитету Совета Министров СССР по химии и Московскому (городскому) совнархозу расходовать ассигнования, выделенные на 1958 год для выполнения работ по разделу «Б», независимо от квартальной разбивки.
Поручить Министерству финансов СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике совместно с другими заинтересованными организациями определить источники финансирования в 1958 году работ, предусмотренных настоящим постановлением, в размере, подтвержденном Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, и свои предложения представить в августе 1958 г. в Совет Министров СССР.

9. Поручить Комитету государственной безопасности при Совете Министров СССР (т. Серову) рассмотреть и решить вопрос об установке аппарата «ВЧ»-связи в ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике для главного конструктора т. Янгеля и аппарата правительственной АТС заместителю начальника реактивного вооружения Министерства обороны СССР.
Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике обеспечить выполнение необходимых работ по установке аппарата «ВЧ»-связи т. Янгелю.

10. Обязать председателя Днепропетровского совнархоза т. Тихонова взять под личный контроль строительство объектов ОКБ-586 и завод № 586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике и обеспечить в 1958 году выполнение объема строительно-монтажных работ в пределах отпущенных средств и ввод в эксплуатацию объектов в следующие сроки:
— корпуса экспериментального производства — в 1959 году;
— огневого стенда для испытаний азотно-кислотных ЖРД — в 1959 году;
— лаборатории комплексных пневмогидравлических испытаний изделий и проливочных стендов (первая очередь) — в 1958 году;
— 16 тысяч квадратных метров жилой площади, в том числе 5 тысяч квадратных метров для ОКБ-586 в 1958 году и 22 тысячи квадратных метров, в том числе 8 тысяч квадратных метров для ОКБ-586, в 1959 году;
— лаборатории гидравлических испытаний камер сгорания, турбонасосных агрегатов и других элементов ЖРД (первая очередь) — в 1958 году.


11. Для обеспечения выполнения заданий, предусмотренных настоящим постановлением, увеличить на 1958 год численность работников:
а) Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике для ОКБ-586 на 500 человек с фондом заработной платы 7,38 млн рублей и
б) Государственному комитету Совета Министров СССР по судостроению для НИИ-49 на 200 человек с фондом заработной платы 2,6 млн рублей.

12. Поручить Госплану СССР:
а) в месячный срок рассмотреть представленные Государственным комитетом Совета Министров СССР по оборонной технике мероприятия по полному обеспечению работ, предусмотренных настоящим постановлением, и в случае необходимости внести их на утверждение Совета Министров СССР;
б) рассмотреть и решить вопрос о выделении в 1958 году опытному заводу № 900 НИИ-49 прецизионного оборудования и об освобождении этого завода в III квартале 1958 г. от производства электропроигрывателей «Ласточка».

13. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Рудневу), Государственному комитету Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкову), Совету Министров Украинской ССР (т. Кальченко), Днепропетровскому (т. Гаевому), Харьковскому (т. Титову) и Сталинскому (т. Казанец) обкомам партии рассмотреть и решить вопрос об усилении опытно-конструкторских организаций по реактивной технике на заводах № 897, 285 и Ново-Краматорском Украинской ССР и о переводе на завод № 586 ОКБ-3 НИИ-88 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Центральный Комитет КПСС Совет Министров СССР

АПРФ. Коллекция документов. Завер. копия. Заверена печатью «Управление Делами Совета Министров СССР. Общая канцелярия».
1 - В окончательной редакции утверждено на заседании Президиума ЦК КПСС 2 июля 1958 г. (протокол № 162, пункт 15).
2 -  Слова и цифры, вписанные от руки, набраны курсивом.
3 - Не публикуется.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Штуцер

ЦитироватьДиметилгидразин обеспечивает ту же эффективность, что и диэтиламин, но отличается значительно меньшей доступностью, так как его производство еще не существует; эксплуатация диметилгидразина затруднена его гигроскопичностью и взаимодействием с углекислотой воздуха, в связи с чем требуется полная герметичность при работе с этим горючим; кроме того, диметилгидразин всегда будет более дорогим продуктом, чем диэтиламин, так как последний является промежуточным продуктом производства
.
И ни слова и намека на токсичность диметилгидразина. Очевидно, на фоне моноокиси фтора он выглядит  вполне экологичным.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

В следующем постановлении, после категорического отказа Севрука от переезда, двигатели для Р-16 тоже отдали Глушко.

"Задача государственной важности", стр. 701-705:
Цитировать№241

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1003-476 «О плане дальнейших работ по изделию Р-16»[/size]

Москва, Кремль 28 августа 1958 г.
Совершенно секретно1 Особой важности
В развитие постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1956 г. № 1596-807 о создании изделия Р-16 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять предложение Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Руднева), Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома), Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкова), Министерства обороны СССР (тт. Малиновского, Неделина), Министерства среднего машиностроения (т. Славского), рассмотренное и одобренное Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, о проведении дальнейших работ по созданию изделия Р-16 со следующими основными характеристиками:
— наибольшая прицельная дальность стрельбы при нормальных метеорологических условиях без учета вращения Земли не менее 10-11 тыс. км; 2
— наименьшая прицельная дальность стрельбы 5 тыс. км;
— максимальные отклонения от цели при стрельбе на наибольшую прицельную дальность: по дальности ± 10 км; по направлению ±8 км (допускаются отклонения 10 % изделий по дальности ±15 км и по направлению ±12 км);
— максимальные отклонения от цели при стрельбе на минимальную прицельную дальность по дальности и в боковом направлении ±8 км;
— боевой заряд — термоядерный [...], с контактными датчиками (взрывательными устройствами), весом не более 1600 кг;
— стартовый вес изделия Р-16 — не более 160 тонн;
— система управления — автономная;
топливо: окислитель — АК-27И, горючее — диметилгидразин;
— комплекс наземного оборудования — в подвижном варианте.
Разработку комплекса изделия Р-16 вести с учетом возможности содержания изделия в течение длительного времени в полевых условиях на стартовой площадке в состоянии максимальной боевой готовности.
Министерству обороны СССР в месячный срок выдать головным исполнителям согласованные с ними тактико-технические задания, определяющие требования к максимальной боевой готовности изделия Р-16.
Выполнить основные этапы работ по созданию изделия Р-16 в следующие сроки:
— летно-конструкторские испытания 15 изделий начать в июне 1961 года;
— пристрелочные и зачетные испытания 9 изделий начать в IV квартале 1962 г.
Учитывая, что создание изделия Р-16 для вооружения Советской Армии является задачей особой государственной важности считать необходимым в ходе эскизной проработки рассмотреть вопрос о максимальном сокращении сроков создания этого изделия.
Предрешить запуск в серийное производство изделия Р-16 в 1962 году.

2. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственный комитет Совету Министров СССР по радиоэлектронике, Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению, министерство среднего машиностроения, Министерство обороны СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по химии, Академию наук СССР, Госплан СССР, Совет Министров РСФСР, Совет Министров Украинской ССР, Совет Министров Белорусской ССР и Министерство высшего образования СССР выполнить работы по созданию изделия Р-16, комплектующих элементов и комплекса наземного оборудования в сроки согласно приложению № 1

3. Утвердить головных исполнителей и руководителей работ по изделию Р-16:
— по комплексу изделия Р-16 в целом — ОКБ-586 и завод № 586 Государственного комитета Совета Министров НШСР по оборонной технике (главный конструктор т. Янгель М.К., зам. главного конструктора т. Будник В.С., директор завода т. Смирнов Л.В.);
— по комплексу двигателей в целом — ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Глушко В.П.);
— по рулевым двигателям — ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Иванов И.И.);

— по автономной системе управления в целом — НИИ-944 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (главный конструктор т. Кузнецов В.И., зам. главного конструктора т. Марки-чев Н.В., директор института т. Эллер Э.И.);
— по гироскопическим приборам — НИИ-944 и завод № 706 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (главный конструктор т. Маркичев Н.В., директор завода т. Михайлов К.И.);
— по прецизионным приборным подшипникам - ЦКБ ПП Главниипроекта при Госплане СССР (главный конструктор т. Богородицкий Д.Д., начальник ЦКБ ПП т. Горин Н.В., начальник опытного завода т. Федосеев Н.М.);
— по автомату стабилизации, комутационной аппаратуре, испытательно-пусковому оборудованию для автономной системы управления — СКБ-897 и завод № 897 Харьковского совнархоза (главный конструктор т. Гинзбург А.М., директор завода т. Куликов В.Н.;
— по комплексу наземного оборудования — Ново-Краматорский машиностроительный завод Сталинского совнархоза (главный конструктор т. Капустинский В.И., директор завода т. Глазырин В.И.);
— по комплексу специального заряда с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, с контактными и неконтактными датчиками (взрывательными устройствами) — НИИ-1011 Министерства среднего машиностроения (главный конструктор т. Щелкин К.И.).

4. Утвердить руководителей по основным направлениям научно-исследовательских работ, связанных с созданием изделия Р-16:
— по аэродинамическим исследованиям и вычислительным работам — действительного члена Академии наук СССР Дородницына А.А. (ЦАГИ Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике) и доктора технических наук Струминского В.В. (ЦАГИ Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике);
— по газодинамическим исследованиям — доктора физико-математических наук Рахматулина Х.А. (НИИ-88 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике);
— по прочности и нагрузкам — действительного члена Академии наук Украинской ССР Савина Г.Н. (Институт строительной механики Академии наук Украинской ССР) и докторов физико-математических наук Кармишина А.В. и Панферова В.М. (НИИ-88 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике);
— по автономной системе управления в целом — действительного члена Академии наук Украинской ССР Ишлинского А.Ю. (НИИ-944 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению);
— по разработке методов расчета теплозащитных покрытий и методики экспериментальной проверки покрытия головных частей и средств теплозащиты — действительного члена Академии наук СССР Петрова Г.И. (НИИ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике) и члена-корреспондента Академии наук Украинской ССР Францевича И.Н. (Институт металлокерамики и специальных сплавов Академии наук Украинской ССР);
— по автоматике и системам регулирования — члена-корреспондента Академии наук СССР Петрова Б.Н. (Институт автоматики и телемеханики Академии наук СССР);
— по материалам и технологии их применения — кандидатов технических наук Шиганова Н.В. и Иорданского В.Н. (НИИ-88 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике);
— по топливам и нейтрализующим веществам — кандидата химических наук Булушева С.Ф. (Государственный институт прикладной химии Государственного комитета Совета Министров СССР по химии);
— по прокладочным и уплотнительным материалам, резиновым, резино-металлическим деталям и шлангам, антикоррозийным и термостойким покрытиям — действительного члена Академии наук СССР Каргина В.А. (Институт им. Карпова Государственного комитета Совета Министров СССР по химии).

5. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению, Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по химии, Госплан СССР, Совет Министров РСФСР, Совет Министров Украинской ССР в месячный срок утвердить главных конструкторов по отдельным агрегатам и комплектующим элементам изделия Р-16.

6. Предоставить Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам право привлекать в случае необходимости новых исполнителей отдельных работ и вносить изменения и уточнения в план разработки изделия Р-16, утвержденный настоящим постановлением, без изменения конечного срока создания этого изделия.

7. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Государственным комитетом Совета Министров СССР по судостроению, министерством среднего машиностроения, Советом Министров РСФСР, Советом Министров Украинской СЩВ .и другими заинтересованными ведомствами в 1 квартале 1959 г. разработать и согласовать, а Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотреть и утвердить конкретный план работ и межведомственных поставок по изделию Р-16.

8. Распространить на работы по созданию изделия Р-16 все льготы и поощрения, действующие при выполнении работ по изделию Р-7, а также Положение о премировании за выполнение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 14 февраля 1955 г. № 208-123. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиоэлектронике и Министерством обороны СССР во II квартале 1959 г. подготовить, а Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотреть и представить на утверждение в Совет Министров СССР перечень работ по комплексу изделия Р-16, подлежащих премированию.

9. Установить, что финансирование работ по созданию изделия Р-16 в 1958 году производится за счет ассигнований, предусмотренных в союзном бюджете на проведение работ по разделу «Б». Поручить Министерству финансов СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике совместно с другими заинтересованными организациями определить источники финансирования в 1958 году работ, предусмотренных настоящим постановлением, в размере, подтвержденном Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, и свои предложения представить в сентябре 1958 г. в Совет Министров СССР.

10. Утвердить мероприятия, обеспечивающие выполнение работ, предусмотренных настоящим постановлением, согласно приложению № 23.

11. Обязать ЦК КП Украины (т. Подгорного), первых секретарей обкомов партии: Днепропетровского — т. Гаевого, Харьковского — т. Титова, Сталинградского — т. Казанец, Московского — т. Капитонова и Московский городской комитет партии (т. Устинова) взять под личный контроль выполнение настоящего постановления и оказывать необходимую помощь организациям, осуществляющим разработку изделия Р-16, комплектующих элементов и наземного оборудования, имея в виду максимальное сокращение сроков по созданию этого комплекса и обеспечение высокого качества работ.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС    СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьИ ни слова и намека на токсичность диметилгидразина. Очевидно, на фоне моноокиси фтора он выглядит  вполне экологичным.
Токсичность Валентина Петровича никогда не пугала. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьКнига "Энергомаша" дает такую версию истории:





Похоже, что дата официального перевода Р-16 на двигатели Глушко -- июль 1958, а фактическое начало работ относится к январю 1958 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Т.е. работы в Энергомаше начались сразу после письма Устинову и Тихомирову от 26.12.1957 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

abl22

Остается открытым вопрос, кто вышел с проектом ПСМ 1596-807 в ВПК? В такой кооперации и в такие сроки принципиально нового изделия не сделать: у основных разработчиков - ОКБ-586 и ОКБ-3 - нет материальной базы для проектов такого масштаба. А вот как способ убрать конкурента Р-7А и Р-9 - вполне подходит.
Только в постановлении №1003-476 от 28 августа 1958 года по той же Р-16 места для ОКБ-3 уже не нашлось - нечего было привлекать.
О разработках Севрука для Янгеля на НДМГ известно, в основном из мемуаров. Чего-либо более осязаемого нет.
По первым работам Глушко над НДМГ:


А НДМГ для него выпускался по ВРЕМЕННЫМ ТУ Минхимпрома от 1955 года:

И скорее всего, опытным производством ГИПХА в Капитолово.
При переходе к валовому производству был изменен и документ: МРТУ6 №ЕУ-108-61.

Salo

Середа В.К. Воспоминание и думы, стр.114:
Цитировать— применение высококипящих компонентов НДМГ + АК-27И первый запуск на НДМГ был осуществлён на экспериментальном двигателе С3.44, разработанном для ракеты главного конструктора Янгеля М.К.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьОстается открытым вопрос, кто вышел с проектом ПСМ 1596-807 в ВПК? В такой кооперации и в такие сроки принципиально нового изделия не сделать: у основных разработчиков - ОКБ-586 и ОКБ-3 - нет материальной базы для проектов такого масштаба.
А вот как способ убрать конкурента Р-7А и Р-9 - вполне подходит.
Так не было ни Р-7А ни Р-9 в 1956 году даже в дальних планах. Р-9 появилась в планах только в 1959 году после развития работ по Р-16. Подробнее здесь: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=744421#744421
ЦитироватьТолько в постановлении №1003-476 от 28 августа 1958 года по той же Р-16 места для ОКБ-3 уже не нашлось - нечего было привлекать.
О разработках Севрука для Янгеля на НДМГ известно, в основном из мемуаров. Чего-либо более осязаемого нет.
А откуда же ему взяться осязаемому после расформирования КБ. Середа пишет, что С5.1 и С5.2 были разработаны на базе С3.42. Глушковцы такого не напишут, даже если было. О том что двигатели были пишет и  Конюхов. Другое дело что дальше ДИ дело не пошло.
Тут другое надо понять: в 1956 Глушко с НДМГ кроме как в паре с фтором и может быть кислородом не работал. Да и то на экспериментальных камерах. КБ было загружено работами по РД-107-108 для Р-7, РД-212-213 для Бури и РД-214 для Р-12. К концу 57 года работы по Буре прекратили, а по Р-7 и Р-12 вышли на финишную стадию. Вот тут Янгель с двигателями для Р-14 и Р-16 и подвернулся.
А почему Янгель для Р-16 выбрал Севрука тоже понятно. В 1956 году никто кроме него не делал ЖРД с ТНА на основных компонентах. Это позволяло резко упростить ПГС. А применение НДМГ/АК-27И ещё и давало большой выигрыш по УИ в сравнении с ТМ-185/АК-27И.
Достаточно вспомнить, что поначалу на РД-214 планировали для наддува жидкий азот использовать. О ТГ-02 и перекиси я уже молчу.
ЦитироватьПо первым работам Глушко над НДМГ:


А НДМГ для него выпускался по ВРЕМЕННЫМ ТУ Минхимпрома от 1955 года:

И скорее всего, опытным производством ГИПХА в Капитолово.
При переходе к валовому производству был изменен и документ: МРТУ6 №ЕУ-108-61.
В 1958 году Глушко и занялся НДМГ всерьёз.

Но первым был Севрук. Видимо с середины 56 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьТак не было ни Р-7А ни Р-9 в 1956 году даже в дальних планах. Р-9 появилась в планах только в 1959 году после развития работ по Р-16.

http://engine.aviaport.ru/issues/18/page28.html

В апреле и сентябре 1958 г. С.П. Королев, В.П. Глушко и другие члены Совета главных конструкторов (без участия Н.Д. Кузнецова) обращались в высшие партийно-государственные инстанции с предложением о разработке боевого ракетного комплекса Р-9. Создание ключевых конструкций двигателя для новой ракеты в ОКБ-456 было начато в 1958 г. с использованием материальной части двигателей Р-7.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

abl22

В итоге получается так: Севрук всеми силами рвался под постановление, чтобы получить целевое финансирование и уйти с голодного пайка плана НИОКР НИИ-88. Для этого он умудрился перебежать дорогу всем двигателистам:
Исаеву по тематике ЗУР, ОТБР и БРПЛ
Глушко по маршевым двигателям
Душкину по авиационной тематике
Косбергу с Исаевым по теме "Даль"
И всё это за пять лет, имея за душой две камеры и НДМГ в ведерке.
А когда его взяли в серьезную игру и постановили присоединить к Янгелю с перебазированием в Днепропетровск, тут очко и сыграло: за постановку на серию Р-14 помимо пряников, можно было и схопотать.

Salo

Кроме двух камер  и ведра НДМГ был ещё ТНА на основных компонентах. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

abl22

Ну, с тем, что Севрук сделал ГГ на НДМГ и даже прожог его - вполне возможно, только вот на какое изделие? И говорить о том, что этим воспользовались Исаев и Глушко?
А как такой двигатель?

(Чертеж. РГАНТД. Ф.133. Оп.3. Д.40. Л.1., http://rusarchives.ru/victory65/razdel3.htm)
Это Душкин Л.С., год там указан. Двигатель - РД-2 для "Малютки", И-270, 4302, прошел СИ с ресурсом камеры 15 минут. Один недостаток - балластировка ГГ водой. Правда в варианте РД-2М все было упрощено и использована перекись с твердым катализатором. Этот уже полетал.
Или Р01-154 для 5В11? ГГ на основных компонентах ТГ-02 и АК-27, отработанный турбогаз идет на наддув баков. Разработка начата в 1957 году, СИ - в 1958, начало летных - 1959.
Эти разработки можно оценить, их характеристики (пусть не полностью) известны, а что по работам Севрука кроме мемуаров?
Появятся какие-либо конкретные данные по разработкам Севрука - тогда и можно будет что-то обсуждать и сравнивать. А так разговор абсолютно беспредметен.

Salo

C3.42А и C3.42Т выпускались серийно на Южмаше и использовались на  "217-й" и Р-17. Испытанный на НДМГ  C3.44 видимо делался для Р-16.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Задача государственной важности", стр. 539-541:
Цитировать№152

Из постановления Совета Министров СССР № 1596-807 «О разработке изделия Р-16»[/size] 1

Москва, Кремль 17 декабря 1956 г.
Совершенно секретно Особой важности Хранить наравне с шифром
В целях дальнейшего развития работ по созданию межконтинентальных баллистических ракет Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
2. Возложить разработку изделия Р-16 и утвердить главных конструкторов:

двигательной установки и рулевых двигателей — на ОКБ-3 НИИ-88 министерства оборонной промышленности, главный конструктор т. Севрук Д.Д.;
Там же, стр. 701-705:
Цитировать№241

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1003-476 «О плане дальнейших работ по изделию Р-16»[/size]

Москва, Кремль 28 августа 1958 г.
Совершенно секретно1 Особой важности
В развитие постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1956 г. № 1596-807 о создании изделия Р-16 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

3. Утвердить головных исполнителей и руководителей работ по изделию Р-16:
— по комплексу двигателей в целом — ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Глушко В.П.);
— по рулевым двигателям — ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (главный конструктор т. Иванов И.И.);

В сухом остатке: возможно рулевой двигатель Иванова для Р-16 сделан на базе разработок ОКБ-3.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

abl22

ЦитироватьВ сухом остатке: возможно рулевой двигатель Иванова для Р-16 сделан на базе разработок ОКБ-3.
Кроме рулевых камер от С3.41 в такой малой размерности пока ничего не проматривается. Да и те, кажется, малость великоваты.