Севрук Доминик Доминикович -100 лет со дня рождения

Автор Salo, 07.02.2009 20:47:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/c-25.php
ЦитироватьДальнейшая разработка ракеты с пороховым аккумулятором давления увеличенной баллистики и кумулятивной боевой частью под обозначение изделие 208 была продолжена по Постановлению Правительства от 27 августа 1952г. Ракета должна была комплектоваться двигателями Севрука С3.840 с тягой 8т или С3.9 с тягой 9 т. Для ракеты разработали новый ПАД с одношашечным зарядом. Было изготовлено более 30 ракет, проведено 20 пусков, в ходе которых два изделия даже разрушились от превышения допустимых перегрузок. В связи с успешным ходом разработки изделия «205» работы по ракете «208» в 1953г. приостановили. Тем не менее в 1954 г. выполнили еще семь пусков экспериментальных машин. Неудачные попытки совершенствования вытеснительной системы подачи способствовали переходу в дальнейшем к применению двигателей с турбонасосным агрегатом.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://engine.aviaport.ru/issues/64/page48.html
ЦитироватьПостановлением ЦК Петру Дмитриевичу Грушину было поручено приступить к работе над противоракетной В-1000. Жидкостный ракетный двигатель разрабатывался в ОКБ-3 НИИ-88 под руководством Доминика Доминиковича Севрука, а затем в ОКБ-2 этого же института - под руководством Алексея Михайловича Исаева. Пороховой ускоритель создавался в КБ-2 завода № 81 под руководством Ивана Ивановича Картукова.

Серия двигателей С3.40 с регулируемой тягой была лебединой песней Д.Д. Севрука. Первый двигатель С3.40 предназначался для скоростной зенитной управляемой ракеты "217" конструктора С.А. Лавочкина, второй двигатель С3.41 - для морской баллистической ракеты Р-15 конструктора М.К. Янгеля. Как выяснилось в ходе испытаний, эти двигатели имели конструктивные недостатки, и вскоре Севрук сконструировал С3.42. После некоторых доработок, проведенных в соответствии с техническим заданием П.Д. Грушина, к производству этих двигателей приступил днепропетровский завод № 586 (Южный машиностроительный завод). В 1957 г. этим двигателем были оснащены проходившие испытания зенитные ракеты "217", в 1958 г. - вышедшая на испытания противоракета В-1000. Двигатель был двухрежимным, с тягой, регулируемой в диапазоне от семнадцати до пяти тонн.

Испытания проходили неудовлетворительно. Д.Д. Севрук задумывал очень интересные двигатели, но работали они неустойчиво и были ненадежными. В неудачных пусках Севрук начал обвинять Грушина. Отношения двух главных конструкторов испортились, и П.Д. Грушин обратился к А.М. Исаеву и В.Н. Богомолову с просьбой заняться "противоракетным" двигателем. Исаев и Богомолов согласились, и ОКБ-2 приступило к разработке однокамерного ЖРД с переменной тягой от 10,5 до 3 т, которому присвоили индекс С2.726. В декабре 1958 г. ОКБ-3 Д.Д. Севрука было закрыто. Севрук и часть его сотрудников вернулись к В.П. Глушко, часть сотрудников продолжили работу в ОКБ-2 Исаева. Объединенному коллективу удалось создать двигатель, обладавший требуемой тягой и временем работы (55 с).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ostretsov/vvedenie.html
ЦитироватьИ. Острецов
Введение в философию ненасильственного развития:
Монография. -Ростов на Дону, Комплекс, 2002. - 231 стр.

6.4. Возможности ракетно-космической техники

Шестидесятые годы были ознаменованы весьма оптимистическими прогнозами в области перспектив освоения планет Солнечной системы, в первую очередь, Луны и Марса.

Формально свою трудовую деятельность я начал в 1965 году с участия в экспертизе трёх проектов пилотируемого 3-годичного полёта на Марс. Насколько я помню, были представлены проекты ОКБ Сергея Павловича Королёва, лаборатории двигателей АН СССР, которой в то время руководил, кажется, Доменик Доменикович Севрук, и проект ОКБ «Южное» Михаила Кузьмича Янгеля. Проекты Янгеля и Севрука основывались на машинном преобразовании ядерной энергии в электрическую. По массогабаритным характеристикам лидировал проект ОКБ Королёва, поскольку он ориентировался на термоэмиссионное преобразование энергии. Аппарат, который должен был доставить на поверхность Марса двух космонавтов, по характеристикам был близок к американскому луннику. Во всех проектах предлагалось использовать электро-ядерные двигатели, поскольку применение химических двигателей было сопряжено с необходимостью создания на опорной орбите вблизи Земли сборки массой около 2000 тонн, что требовало примерно два года работы при использовании носителей класса Н-1 и двух стартов с периодом пуска раз в месяц. Всё это приводило к совершенно немыслимым затратам и очень низкой надёжности всего предприятия.
http://quantmag.ppole.ru/QuantumMagic/Chusov1/32.html
ЦитироватьЯ пришел в ИАЭ в 1971 году в возрасте тридцати трех лет отнюдь не молодым специалистом. Мне казалось, что «госпожа удача» (я тогда абсолютно не верил в Бога и Его Промысел) покровительствует мне. И в то же время я появился на пороге ИАЭ после разгрома нашего КБ*, где мы сделали многообещающий ионный двигатель для предполагавшегося полета на Марс. Конечно, двигатель как таковой мы сделать не могли в принципе, потому что создание двигателя предполагает привязку к конкретному кораблю, которого не было, но модуль, работающий в автоматическом режиме нужное количество времени — 10 тысяч часов (немного больше одного года), мы создали. Из таких модулей мы сделали связку, а это уже почти двигатель. И накануне этого торжественного момента под наше «ионное» подразделение в КБ подвели политическую мину и произвели «взрыв». Сейчас это удивительно, но были люди, которым лавры доносчиков 37-го года не давали спать. Сейчас это смешно читать, но мне на бюро райкома (это было в 1969-м году) предъявили обвинение, что, дескать, благодаря такому, как у меня, студенческому юмору случились чехословацкие события 1968-го года, и я за них должен ответить. Улыбнуться мне не удалось. Страх подавил улыбку. Сейчас стыдно за этот страх... Иногда почему-то невозможно убедительно доказать, что ты не верблюд, или что ты не являешься московским лидером «Пражской весны», тем более что я ей сочувствовал (в душе). В итоге подразделение просто ликвидировали, тематику передали в ИАЭ, а сотрудникам предложили перейти вслед за тематикой, если они этого пожелают и если их возьмут. И вот это «если их возьмут» было существенным условием. В результате вышеупомянутого политического «взрыва» я получил строгий выговор по партийной линии с предупреждением об исключении «за непартийные высказывания и аморальное поведение в быту». Для тех, кто неотчетливо знаком с «застойными» временами, сообщаю, что лучше всего жилось в те годы физикам — членам партии. Им доверяли больше всего. На втором месте шли беспартийные, не замешанные в неблаговидном. На третьем месте находились партийные штрафники — среди них был и я. На последнем месте находились исключенные из партии, которые, обычно, лишались допуска к секретной работе, что позволяло им плодотворно трудиться в любой артели игрушек. Ни в чем себе не отказывая, разумеется...

* Это КБ (ОКБ «Заря») было создано в системе Средмаша в году 1962–1963-м для разработки проекта пилотируемого полета на Марс. Мы проектировали корабль в целом: реактор, электростанцию, электрический двигатель (плазменный и ионный). КБ просуществовало лет восемь. Я оказался в нем с самого начала. Молодой специалист, потом начальник группы. Наше КБ возглавлял Д. Д. Севрук, в прошлом — «лагерник», впоследствии профессор и заведующий кафедрой в МАИ. Севруку обещали заводы и денежный дождь. На самом деле его «кинули» вместе с нами. Однако макет двигателя мы все же сделали не хуже американского. Но оба они (наш и американский) оказались ненужными. Сейчас считается, что пилотируемый полет на Марс не по силам даже Америке — требуется организация международного проекта.
http://www.ihst.ru/personal/akm/4t28.htm
ЦитироватьО ВКЛАДЕ Д.Д. СЕВРУКА В РАЗВИТИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ
А.Ф.Штырлин (МАИ)

Второй этап с 1959 по 1972 гг., т.е.14 лет, связан с разработкой электроракетных двигателей, основанных на электростатических способах ускорения рабочего тела до скоростей 5000...100 000 м/с. Под его руководством в качестве главного конструктора ОКБ "Заря" была создана космическая ядерная энергетическая установка Э-30 мощностью 50 кВт с ионными маршевыми ЭРД. Эта установка при тепловом моделировании ТВЭЛов реактора и испытаниях в двух вакуумных камерах проработала непрерывно 3 месяца.
http://www.ihst.ru/personal/akm/4t28.htm
ЦитироватьМОИ ВОСПОМИНАНИЯ О Д.Д. СЕВРУКЕ
Н.М.Афанасьев (ФГУП "Красная Звезда")

В течение 1963-1965 годов мне приходилось очень часто встречаться с Домиником Доминиковичем по вопросам производственной деятельности, так как я непосредственно занимался определением технических параметров изотопных космических генераторов, разработкой и изготовлением которых занималась в то время предприятие.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.redstaratom.ru/old_version/history.htm
ЦитироватьОКБ "Заря" было организовано в 1962 г. в целях усиления НИОКР в области создания ядерных электрореактивных двигательных установок (ЯЭРДУ) на базе Института Двигателей Государственного комитета по использованию атомной энергии и ОКБ-456 Государственного комитета по оборонной технике. Основными задачами ОКБ "Заря" при его создании были определены разработка и создание опытных образцов ЯЭРДУ. Работы ОКБ "Заря" в этой области были сосредоточены главным образом на создании турбомашинных ЯЭУ космического назначения, наряду с которыми разрабатывались также изотопные источники энергии для космических аппаратов. Руководителями этих работ в разное время были Д.Д. Севрук, С.А. Пашков, Е.В. Куликов.
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/stati/sevruk.html
ЦитироватьКонкуренты, однако, о талантливом Севруке не забывают: в декабре 1958 года без видимых оснований его ОКБ поглощается быстро прогрессирующим любимцем Королева А. Исаевым. В состав этого коллектива, вскоре выделившегося в самостоятельную организацию (КБ химавтоматики), переводят кадры Севрука, но он сам "остается за кадром" и вскоре возвращается к Глушко на тематику электроракетных двигателей.

Но этот удар судьбы не валит закаленного Доминика с ног: его союзники в АН протягивают руку помощи и вскоре добиваются организации в системе Академии Института двигателей под его, Севрука, руководством. Основной тематикой нового учреждения окажутся ионные и плазменные ракетные двигатели, предназначенные для использования в длительных межпланетных полетах... Увы — счастье оказывается недолгим: вскоре Доминика Доминиковича сваливает тяжелая болезнь...

В 1962 году Севрук назначается главным конструктором ОКБ "Заря" чрезвычайно закрытого Минсредмаша. Осмотревшись, Севрук вскоре приходит к заключению, что "не все ладно" в этом изолированном от остального Союза "королевстве". И свои соображения по упорядочению и оптимизации дел в этой давно сложившейся системе направляет не министру Е. Славскому, а самому Никите Хрущеву. Судьбе, однако, было угодно, чтобы кремлевские заговорщики именно в этот момент затеяли свержение Хрущева. И соображения Севрука через Оборонный отдел ЦК возвращаются к шефу Минсредмаша с резолюцией "Разобраться! " Обнаружив, что Севрук посмел "вынести сор из избы", Славский тут же изгоняет Севрука, этого "вольнодумца и смутьяна", из отрасли, обрекая тем самым на полугодовую безработицу и прозябание.
http://www.nkau.gov.ua/gateway/news.nsf/PagesHistoryR/FB4F8A73EC0B7C21C225747B0032E6F7!open
ЦитироватьВ декабре 1958 года ОКБ-3 вошло в состав ОКБ-2 НИИ-88, которым руководил Алексей Исаев.Часть коллектива во главе с Севруком вернулась в ОКБ-456, где в должности заместителя главного конструктора приступил к разработке ядерной космической энергоустановки с электроракетным двигателем. 2 июня 1962 года его коллектив в количестве 100 человек был переведен в ОКБ Госкомитета по использованию атомной энергии, образованное при реорганизации Института двигателей АН СССР и получившее название ОКБ "Заря". Здесь под его руководством как главного конструктора и начальника ОКБ была разработана космическая ядерная энергетическая установка Э-30. В 1965 году вновь вернулся в НИИ-88, где занимался вопросами надежности ракетно-космических систем.
http://ruatom.ru/rosatom/analit/section7p2.shtml
ЦитироватьВажным направлением работ было создание источников тепла и электроэнергии на основе изотопных ядерно-энергетических установок. Эти работы были начаты в 1962 году. Их достоинством является относительная простота и возможность использования в космических полетах различной сложности и длительности. Для создания подобных установок потребовалось создание специальных тепловыделяющих материалов, генераторов тепла и электроэнергии на их основе. Разработка изотопных энергетических источников для космических целей была начата в  ОКБ  " Заря ", а в качестве первого радиоактивного источника энергии рассматривался Ро-210. В 1965 году два изотопных электрогенератора на основе полония успешно работали на спутнике Космос. В 1970 году они использовались для энергообеспечения самоходного аппарата "Луноход-1".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Интересная книга:
http://rslib.koenig.su/cgi-bin/irbis64r_72/cgiirbis_64.exe?C21COM=S&I21DBN=KLD&S21STN=1&S21REF=10&S21CNR=20&Z21ID=&P21DBN=KLD&S21FMT=fullwebr&S21ALL=%3C.%3ER=55$%3C.%3E&S21COLORTERMS=0
ЦитироватьОКБ "Факел" [Текст] : филиал ОКБ "Заря". Филиал института двигателей. Предприятие п/я 3740. Калининградское отделение лаборатории двигателей АН СССР: к 50-летию предприятия / ред. В.М. Мурашко ; сост. А.Н. Нестеренко. - Калининград : ЧП Мишуткина, 2005. - 238 с. : фото ; 25. - Указ. имен: с. 234. - 1750 экз. - ISBN 5-98787-006-2 : 50.00 р.
Календарь памятных дат с.227
ГРНТИ    55.01
УДК    338.45:621(470.26)

ББК 65.305.424.5-03(2Рос-4Каг-2Кал)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://military.tomsk.ru/blog/topic-194.html
ЦитироватьДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К5 "Коршун", ракета 3Р7
 
Тактическая ракета. Проектирование начато в 1952 г. НИИ-88 (Подлипки, Московская область), главный конструктор Д.Д Севрук. Испытания производились начиная с июля 1954 г. с пускового стенда. Серийное производство комплекса начато в 1957 г. Вероятно, комплекс находился в опытной эксплуатации в ВС СССР. Машины комплекса неоднократно участвовали в Парадах на Красной площади в Москве. Производство прекращено после изготовления небольшой партии комплексов по постановлениям СМ СССР №2399-рс от 26.08.1959 г. и № 135-48 от 5.02.1960г.



"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/01.html
ЦитироватьПИСЬМА и ДОКУМЕНТЫ В.П.ГЛУШКО (1944-1980 гг)

1.08.1944 г.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРОДНОГО КОМИССАРА
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В.П.КУЗНЕЦОВУ

Прошу утвердить в должности и установить с 1/VIII-44 г. персональные оклады по 2400 руб. моим заместителям Д.Д.СЕВРУКУ и Г.С.ЖИРИЦКОМУ.

Д.Д.СЕВРУК является зам. гл. конструктора по испытаниям и производству, крупный специалист в области автоматики и испытаний реактивных двигателей, лично проводит все ответственные стендовые и лётные испытания реактивных двигателей.

Г.С.ЖИРИЦКИЙ является зам. гл. конструктора по конструкторской части, доктор технических наук, профессор, конструктор ряда основных узлов двигателей РД-1 и РД-3, крупнейший специалист по газовым и паровым турбинам и по насосам.

Характеристики Д.Д.СЕВРУКА и Г.С.ЖИРИЦКОГО прилагаются.

Главный конструктор ОКБ-РДГЛУШКО

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ГЛАВНОГО
КОНСТРУКТОРА ОКБ-РД

Д.Д.СЕВРУК /1908 г. рождения/. Инженер-электрик, крупный специалист по автоматике, зажиганию и карбюрации, обладающий большим опытом и эрудицией. Организовал производство им же сконструированных агрегатов автоматического пуска и управления РД-1 и РД-3.

Автор электрической принципиальной схемы реактивных двигателей РД-1 и РД-3. Непосредственный руководитель всех экспериментальных работ ОКБ-РД, лично провёл свыше 400 огневых испьпаний реактивных двигателей на стенде и на самолёте.

Инженерно-технический стаж — 14 лет. Работает со мной с начала работ по двигателю РД-1, сначала в качестве моего заместителя по производству испытаний. Является моим первым помощником в работе по созданию реактивных двигателей.

Г.С.ЖИРИЦКИЙ /1896 г. рождения/. Инженер -механик, доктор технических наук, профессор, крупнейший специалист по газовым и паровым турбинам, имеет большой опыт конструирования кислотных, водяных и керосиновых насосов для реактивных двигателей. Инженерно-технический стаж — 29 лет, научно-педагогический — 19 лет.

Автор свыше 20 печатных научных трудов, в том числе известных учебных курсов для ВТУЗов: "Паровые турбины" и "Паровые машины". Является конструктором ряда основных узлов двигателей РД-1 и РД-3, успешно прошедших испытания.

Вместе с Д.Д.СЕВРУКОМ является ближайшим моим помощником по созданию новых типов реактивных двигателей. Работает со мной с момента начала разработки двигателя РД-1, сначала в качестве руководителя турбонасосной группы, а с 1943 года, сверх того, моим заместителем по конструкторской части.

Главный конструктор ОКБ-РДГЛУШКО

Арх.3 (59-60)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

poruchik

Помню его похороны... Наташа Королева приезжала.

Salo

А кто-нибудь из МАИстов его помнит? Там кстати его сын преподаёт.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.young-science.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1114&Itemid=87
ЦитироватьЛекция. В. Н. Гринберг: о  жизни и о ракетах.  1МБ
ЦитироватьМежду тем, в 1956 году в стране начался невероятный ракетный бум . Во времена Хрущева было задумано ликвидировать авиацию, артиллерию и т. д.,  делать только ракеты. На наш завод дали делать жидкостную ракету под названием "Коршун". Построили новый большой цех, приехало много специалистов, главным образом, из Казани, из КАИ - человек десять, а, может быть, и больше. Приехали ребята из Тулы, Днепропетровска, Ленинграда – собралась  кампания человек в пятьдесят, которая должна была заниматься ракетами.
Но ребята только что приехали,  опыта у них никакого нет, а те, кто работал на заводе, вообще ничего не знали про ракеты и начальство мне говорит - ну, поработай с ними, пусть они хоть что-то узнают про конструирование, про чертежи, они ведь чертежей не знают! А чертежи на заводе было совершенно святое дело, поскольку – военная приемка, военная продукция, культ чертежа был невероятно высок. Этого в институтах,  к сожалению, не знают,  это можно понять, только работая с документацией.
 Я, скрепя сердце, перешел туда  и стал заниматься ракетами. К счастью,  на ту ракету, - "Коршун", неуправляемую ракету на 50 км, очень красивую. Только летать она не хотела. И имела обыкновение на минусовых температурах взрываться. Что только мы с ней не делали, и как только не переделывали, - взрывается и все! Был и второй вариант этой ракеты для метеослужбы – она должна была летать на 80 км и поставлять метеоданные,  и она тоже не хотела летать эти 80 км. ни за что! Короче говоря,  армия отказалась от этой ракеты. Жидкостные ракеты - это достаточно сложно для неуправляемой ракеты,  и  мы как бы остались не у дел... Тогда возникла идея вместо жидкостной ракеты сделать твердотопливную, которая и проще, и надежней. И мы, по собственной инициативе решили такую сделать.
 Начальники нас поддержали и с небольшой кампанией – несколько человек и я, в том числе, стали разрабатывать аналог этой ракеты (она называлась С325 –Б,  а наш твердотопливный вариант мы назвали 25-2). И мы ее сделали.
На дальность 50 км, как и требовалось, еще были и жесткие требования по кучности для этой ракеты. Тем не менее, что-то у нас получилось, и мы ее испытали. Что называется, новичкам везет - мы мало что понимали в ракетной технике, все были новички. Кстати, всю ракетную технику в Советском Союзе сделали молодые люди, окончившие институт, все кого я знаю, это были ребята  22- 23 лет, только начавшие работать. Такой же была и наша кампания - совершеннейшая молодежь, но нам, видно, везло по нашей глупости и неучености: ракета наша полетела очень хорошо.
Полетела через ту дальность, которая требовалась,  полетела на 70 км, а не на 50 и показала очень хорошую кучность. Решено было такую ракету делать.  Но пока собиралось это все, шли предложения, армия отказалась от такой неуправляемой ракеты. Посчитали, что она слишком маломощная: боевая часть всего 50 кг, а для этой дальности боевая мощность требовалась побольше. Получилось, мы остались без ракеты.
Но был второй вариант, о котором я говорил, - метеоракеты, которая должна была летать на 80 км, но не летала. Тогда Центральная метеорологическая обсерватория предложила нам сделать метеоракету на базе нашей твердотопливной и, чтобы она летала на 100 км. Надо сказать, опыта  у нас было ничтожно мало.  Да и во всей стране  57-58 годы - это вообще самое начало ракетной техники, но мы очень старались! Очень хотелось.
И вот где-то в 1961 году мы испытали свою двухступенчатую ракету  для метеослужбы. Надо сказать, что и она не сразу получилась. Есть известная примета у конструкторов: если первые полеты, первые результаты  удачны - жди неприятностей. Так и у нас получилось. Она сначала полетела очень хорошо, и высоту получила хорошую,   все было хорошо. Но мы, по своей молодой наглости, решили ее еще улучшить – и после этого она перестала летать. Это было ужасно! Дело в том, что все мы, приезжая на полигон, даем гарантию, что ракета не выйдет за определенный радиус. Полигон - большая организация, но  стрельнуть-то сложно. На полигоне множество служб: жилой городок, испытательная станция, пусковая площадка, железная дорога, и надо так бабахнуть, чтобы ничего этого не задеть. Короче говоря, полигон большой, а пятачок, куда нужно попасть - совсем небольшой, а  наша ракета так испортилась, что стала летать куда попало. И нас с позором выгнали с этого Центрального испытательного ракетного полигона, и мы поехали с нашей несчастной ракетой в Казахстан, где ее и доводили.  
 Надо сказать, она в общем-то получилась, в 1963 году мы эту ракету окончательно сделали,  и она в этом же году пошла в производство. И делали - еще раз скажу это молодые ребята, которые в 58-59 годах только заканчивали институты. Кстати,  в это время и много появилось уже ребят в нашем КБ из нашего института, по специальности еще не ракетчики, но влились в нашу кампанию и образовались в этом деле.
 Так на "Ижмаше" появилось ракетное производство.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

poruchik

Прикольно.
"...- А Раньше то артисточки булы... Раньше много че було. Забудь."(с)
А когда мы закончили институт и пришли на предприятие, видимо была негласная инструкция "не пущать" и "не допущать". Били по рукам и реально не давали работать. Инициативы давились на корню. Навязывались бредовые "наставничества", за которые старые п#доры пытались за счет собственной тупости и безграмотности еще и бабла накосить. При этом сами они косячили через шаг и даже не стремались этого. Вот так и разваливали потихоньку ракетную промышленность. А сейчас орут - денег нет, зарплаты низкие! Считаю, что процентов 70 можно смело выкинуть, особенно стариков абсолютно безо всякого ущерба. Молодым в 3 раза зарплаты поднять. Будет и молодежь и интерес.

Salo

ЦитироватьЕсть Середа В.К. Воспоминания и думы. , никаких выходных данных, кроме Королев 2010 г.
Подзаголовок книги: по истории развития ракетной техники в отдельном взятом  КБ. Середа В.К. - главный специалист КБХМ им. А.М. Исаева, т.е. пенсионер
ЦитироватьОглавление и пример типичного скана страниц книги Середы - http://www.onlinedisk.ru/file/619842/
Цитировать
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Владимир Кукушкин "На крыльях мечты",  стр. 11:
ЦитироватьВспоминаю, как при создании ракеты Р-16 Михаил Кузьмич уговорил В. П. Глушко сделать двигатель на диметилгидразине (ДМГ). В те далекие годы ТЗ на двигатель готовил сектор пневмогидросистем проектного отдела, и на этих ТЗ стояла моя подпись. М. К. Янгель брал меня с собой к главным конструкторам других предприятий, знакомил меня с ними. У В. П. Глушко в 1957 г. он представил меня и сказал, что со специалистами двигательного КБ буду работать я, Кукушкин. На что В. П. Глушко вызвал свою молодежь, и поручил работать со мной Мише Гнесину. С ним мы разрабатывали ТЗ на ЖРД для ракет Р-12, Р-14, Р-16.
Перед тем, как уговаривать В. П. Глушко сделать для Р-16 ЖРД на ДМГ, мы с Михаилом Кузьмичом посетили Севрука Доминика Доминиковича, который раньше был заместителем Глушко, а в то время работал в НИИ-88. Доминик Доминикович ответил на вопросы о стоимости и вредности диметилгидразина и сказал Михаилу Кузьмичу: - «Я же не враг себе». Потом вынул из шкафа колбу с ДМГ, налил немного в стакан и выплеснул жидкость на ковер: - «Запах неприятный, но он скоро выветрится».
Тогда М. К. Янгель сказал, что ДМГ стоит 11 рублей за 100 грамм, на что получил ответ - при серийном производстве стоимость уменьшится на два порядка. Так и случилось потом.
В. П. Глушко долго не сопротивлялся, и на двигателе Д-710 первой космической ракеты КБЮ применили топливо «ДМГ+кислород», с удельным импульсом выше, чем топливо «керосин+кислород». Я тогда работал в проектном отделе, которым руководил Э. М. Кашанов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьВладимир Кукушкин "На крыльях мечты",  стр. 11:
ЦитироватьДоминик Доминикович ответил на вопросы о стоимости и вредности диметилгидразина и сказал Михаилу Кузьмичу: - «Я же не враг себе». Потом вынул из шкафа колбу с ДМГ, налил немного в стакан и выплеснул жидкость на ковер: - «Запах неприятный, но он скоро выветрится».
Чтото это на анекдот похоже. Ядовитость соединений содержащих связь N-N никто не отменял.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Радиоактивность тоже никто не отменял, однако это не мешало Курчатову разглядывать урановые блочки вынутые из реактора в лупу, на предмет повреждений. Такой тогда был подход к делу: работать не щадя себя.

Однако вывод один: Севрук в применении НДМГ был первым. И он сразу использовал самовоспламеняющуюся пару АК/НДМГ. Глушко же начинал с ЖК/НДМГ.  И АК/НДМГ Глушко стал использовать после возвращения в КБ Севрука с частью сотрудников.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьРадиоактивность тоже никто не отменял, однако это не мешало Курчатову разглядывать урановые блочки вынутые из реактора в лупу, на предмет повреждений. Такой тогда был подход к делу: работать не щадя себя.
Разглядывать в лупу блочки наверно была необходимость. А вот выливать НДМГ на ковёр...
 Опять же радиация действует не так быстро и сильно как яд.

ЦитироватьОднако вывод один: Севрук в применении НДМГ был первым. И он сразу использовал самовоспламеняющуюся пару АК/НДМГ. Глушко же начинал с ЖК/НДМГ.  И АК/НДМГ Глушко стал использовать после возвращения в КБ Севрука с частью сотрудников.
Вероятно да. Кстати, а сам Глушко не приписывал себе первое примененние АТ+НДМГ?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

ЦитироватьОднако вывод один: Севрук в применении НДМГ был первым.
Однако разработка процесса промышленного синтеза НДМГ  в ГИПХ  была осуществлена по заявке Глушко, а не Севрука. Именно благодоря этому Севрук вообще смог использовать НДМГ в качестве горючего ЖРД.

Использовать AК и АТ в качестве окислителя тоже начал первый именно Глушко, еще в 30-х годах. Промышленный выпуск АТ  начался по его же предложению.

Salo, Старый, не надоело вам выискывать "промахи" Глушко?

Старый

ЦитироватьSalo, Старый, не надоело вам выискывать "промахи" Глушко?
"Промахи" это не то слово.  :P
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

Цитировать
ЦитироватьSalo, Старый, не надоело вам выискывать "промахи" Глушко?
"Промахи" это не то слово.  :P
Да я уже понял. Скоро вы вдвоем начнете его обвинять в том, что он вообще родился :)