Telkom-3, Экспресс-МД2 – Протон-М/Бриз-М – Байконур 81/24 – 6.08.12 23:31 ЛМВ – авария РБ

Автор A. Petrov, 16.01.2009 06:58:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Steel2

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПоставили вновь на борт - снова НШ. Когда разбирали проблему, выяснилось, что врёт всё-таки прибор.
Как же тогда испытания у производителя прошли штатно?
ИМХО элементарно - разные программы и методики испытаний  :wink:

Ну вообще-то тут есть ТУ, и если у призводителя по ТУ все в допусках, а потребитель хочет что-то за пределами ТУ - то тут уж он сам себе злобный буратина. Была одна забавная история с импортными транзисторами...
Там не допуски, там коммутация не верная. Брак, однако.

Стало быть, конкретно эту цепь производителя по своим методикам и не проверял... Или проверял так, что какой-то конкретный вариант ошибки по его методикам проскакивает как норма. В его комплекте технологических кабелей кто-то перемычку нужную допаял, а в схему не внес - уволился, а тот, кому он рассказал - забыл. Так оно всегда и бывает.

Цитировать
ЦитироватьНу вообще-то тут есть ТУ, и если у призводителя по ТУ все в допусках, а потребитель хочет что-то за пределами ТУ - то тут уж он сам себе злобный буратина. Была одна забавная история с импортными транзисторами...
Мое сугубое ИМХО, ПМИ должна составляться не по ТУ, а по ТЗ.

В ТЗ не могут быть оговорены методики испытаний, а методики в нашем деле - половина результата.
Ржавчина выжженых звезд...

LRV_75

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ это "несколько дольше" вполне могли заложить в качестве штатного режима на очередном этапе модернизации РБ... А ДУ - ну не шмогла... :wink:
Да и вообще, как отметил многоуважаемый Штуцер, Бриз-М изначально не предназначался для вывода спутников  на их расчетные орбиты  :wink:  :D
Вы это блоку Д не говорите только. И Фрегату...
Есть такое понятие - мышечная память, уж не знаю на сколько это применимо к космонавтике  :wink:
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Feol

ЦитироватьС "Бризами" постоянно что-то случается. Попытка в 90-е выжить любой ценой сейчас даёт свои отголоски. Тогда хватали любое доступное барахло и ставили, потому что нормальных агрегатов уже не производили или за них просили мама не горюй сколько. Это касалось и движков, и гироприборов, и много другого так сказать оборудования. В цехах постоянно матерятся, работая с "Бризами" - то то не работает как надо, то - то. И то, что статистика пусков боле-менее приличная - скорее чудо, чем правило...
В качестве примера, в июле народ "поставили на уши" - на этом конкретном несчастном РБ покупной прибор выдавал НШ, вернули производителю для проверки прибора - у них прибор рабочий и все повторные проверки штатно прошли. Поставили вновь на борт - снова НШ. Когда разбирали проблему, выяснилось, что врёт всё-таки прибор.
Как же тогда испытания у производителя прошли штатно?
Пришлось делать перекоммутацию цепей, дабы использовать этот странноватый экземпляр.
И это вполне рядовая ситуация.
Правда она обостряется тем, что сейчас сезон отпусков, и специалисты, ответственные за это изделие, как правило отсутствовали. И работы часто велись "гастарбайтерами", привлечёнными с других изделий, которым и вникнуть в специфику "Бриза" было некогда, сроки пуска поджимали...  Да и рабочую информацию по машине нужно буквально выгрызать зубами, взять особо негде - не каждый будет напрягаться "чужими" проблемами.
Статистика блоков серии Д, ДМ примерно такая же или хуже. Каждый 8 - 10ый запуск за бугор. Точность намного выше, грузоподъемность ниже. В общем, ни тот, ни другой ни на что не годятся.

Идея прямого выведения вообще идеологически ущербная. 'По ракетному', то есть, программно, без обратной связи с Землёй, надо выводить на ГПО, это давно понял весь оставшийся мир. То есть, практически только та часть траектории, где физически важно время. Затем - апогейный двигатель КА.
Преимущества:
1. Раскрыли панели - имеем неограниченный резерв времени. На контроль КА, на подготовку любого числа коррекций, на анализ штатных и нештатных ситуаций и т. п.
2. Можно использовать движки гораздо меньшей тяги. Выигрыш в полезной массе. Поскольку время есть, то можно провести большое число коррекций без существенных гравитационных потерь.
3. Всю работу организует аппаратура КА - снова выигрыш в массе, т. к. нет дублирования да и в надёжность выше тоже. Ибо на КА надо ставить качественное оборудование ради длительного САС. А на одноразовый блок всегда будет соблазн поставить что-то подешевле - лишь бы несколько часов протянуло. А это прямой стимул к халтуре.

Недостатки:
Если однокомпонентные двигатели, то будет проигрыш в массе. Но в общем-то ничего принципиально не мешает 2х компонентные поставить, имхо.

В общем, надо, чтобы от стола до ГПО была ракетная схема на единой ракетной СУ - можно без претензий на высокую точность и уж точно без 'уникальных' 5-ти и т. д. кратных включений ракетных ступеней на аккумуляторах, часах и гироскопах без возможности контроля и управления.  Затем от ГПО до целевой - обычные, в общем-то, спутниковые коррекции в любом количестве под управлением СУ КА. А иначе цирк продолжится, пока совсем не сгорит и все клоуны не разбегутся.
Всем пользователям нравится это сообщение.

LRV_75

Цитировать

Для сравнения SES-5:

Уже вижу первый касяк - на циклограмме выведения Экспресса ГО не сбрасывали  :)
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Старый

У ДМов причина отказа двигателя при втором включении устранена радикально и больше не повторится. Что осталось?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ это "несколько дольше" вполне могли заложить в качестве штатного режима на очередном этапе модернизации РБ... А ДУ - ну не шмогла... :wink:
Да и вообще, как отметил многоуважаемый Штуцер, Бриз-М изначально не предназначался для вывода спутников  на их расчетные орбиты  :wink:  :D
Вы это блоку Д не говорите только. И Фрегату...
Есть такое понятие - мышечная память, уж не знаю на сколько это применимо к космонавтике  :wink:
Конструкоры в него душу вкладывали: "ты полетишь на Луну...". А тут какой то порноретранслятор...
Так? :wink:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Salo

ЦитироватьТам и по ДУ хватает вопросов. Как мне сказали, некоторые режимы работы в вакууме отработаны только теоретически, мол на Земле движок отработал какое-то гарантированное время при ОИ, значит в космосе проработать должен несколько дольше, там же нет кислорода...
И это "несколько дольше" вполне могли заложить в качестве штатного режима на очередном этапе модернизации РБ... А ДУ - ну не шмогла... :wink:
Если бы отказ был во время, или после третьего включения, то я бы с Вами согласился. Отказ на 7 секунде скорее всего связан с проблемами в ПГС.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Sаlyutman

Цитировать
ЦитироватьТам не допуски, там коммутация не верная. Брак, однако.
А по данному факту было составлено какое то техническое решение?
Меня это лишь краешком зацепило, пришлось немного помочь коллегам. Но без Решений ест-но не обошлось. Шума много было.

LRV_75

ЦитироватьВ ТЗ не могут быть оговорены методики испытаний, а методики в нашем деле - половина результата.
В ТЗ методики не оговорены. Методики должны разрабатываться с учетом требований утвержденного технического задания.
Вы меня поправьте, может что то забыл - по ТУ проводят приемо- сдаточные испытания для серийных образцов. Для опытных образцов помимо ПСИ проводят заводские испытания по программам и методикам испытаниям, т.е. более тщательные проверки соответствиям требований ТЗ
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Feol

ЦитироватьУ ДМов причина отказа двигателя при втором включении устранена радикально и больше не повторится. Что осталось?
Через сколько лет после появления  :wink: ?

Но важнее, имхо, не что осталось, а что появилось. Т. е., какой старый прибор совсем разучились делать, ибо уволился какой-то старичок на каком-то заводе? Или какие закончились корпуса на пыльном складе из советского задела (именно так, например, один из смежников делал один из приборов для одного из КА разработки ИСС, а потом перестал делать именно по этой причине)? И т. п. Если тех. цепочка производства оборудования для ДМа в хорошем состоянии, то ладно. Но наврядли..
Всем пользователям нравится это сообщение.

freinir

Цитировать
ЦитироватьУ ДМов причина отказа двигателя при втором включении устранена радикально и больше не повторится. Что осталось?
Через сколько лет после появления  :wink: ?

Но важнее, имхо, не что осталось, а что появилось. Т. е., какой старый прибор совсем разучились делать, ибо уволился какой-то старичок на каком-то заводе? Или какие закончились корпуса на пыльном складе из советского задела (именно так, например, один из смежников делал один из приборов для одного из КА разработки ИСС, а потом перестал делать именно по этой причине)? И т. п. Если тех. цепочка производства оборудования для ДМа в хорошем состоянии, то ладно. Но наврядли..

Да, у ДМ-а конечно наработка поболее чем у Бриз-а. К тому-же Бриз постоянно модифицируется этапами.

LRV_75

ЦитироватьКонструкоры в него душу вкладывали: "ты полетишь на Луну...". А тут какой то порноретранслятор...
Так? :wink:
Так точно.
Вы меня для похода в большой театр готовили, а потом приказали быстро сгонять за водкой, сволочи  :(  :)
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Steel2

Цитировать
ЦитироватьВ ТЗ не могут быть оговорены методики испытаний, а методики в нашем деле - половина результата.
В ТЗ методики не оговорены. Методики должны разрабатываться с учетом требований утвержденного технического задания.
Вы меня поправьте, может что то забыл - по ТУ проводят приемо- сдаточные испытания для серийных образцов. Для опытных образцов помимо ПСИ проводят заводские испытания по программам и методикам испытаниям, т.е. более тщательные проверки соответствиям требований ТЗ
ОБъемы и методики и приемо-сдаточных, и периодических испытаний оговорены в ТУ, а на соответствие всем требованиям ТЗ - это ЛОИ и КОИ, и для них делают свои программы-методики, где оговаривают только то,что не вошло в ТУ.
Ржавчина выжженых звезд...

Большой

Да-с, день плохой. Гандболистки и волейболистки вылетели из турнира :(  Хоть бы баскетболистки переломили тенденцию...
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

LRV_75

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТам не допуски, там коммутация не верная. Брак, однако.
А по данному факту было составлено какое то техническое решение?
Меня это лишь краешком зацепило, пришлось немного помочь коллегам. Но без Решений ест-но не обошлось. Шума много было.
Ну вот и вектор куда двигаться аварийной комиссии!!!
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

LRV_75

ЦитироватьНо важнее, имхо, не что осталось, а что появилось. Т. е., какой старый прибор совсем разучились делать, ибо уволился какой-то старичок на каком-то заводе?
ИМХО зрите в корень! Но как такое к пуску допустили? Вот в чем вопрос
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Sаlyutman

Цитировать
ЦитироватьНо важнее, имхо, не что осталось, а что появилось. Т. е., какой старый прибор совсем разучились делать, ибо уволился какой-то старичок на каком-то заводе?
ИМХО зрите в корень! Но как такое к пуску допустили? Вот в чем вопрос
Да там, насколько я понял, не особо критичная система была, что-то с телеметрией, имхо.

Feol

Телеметрия, имхо, всегда у нас какой-то ахтунг. Хоть на КА, хоть на ракетах. Не знаю, почему.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Steel2

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНо важнее, имхо, не что осталось, а что появилось. Т. е., какой старый прибор совсем разучились делать, ибо уволился какой-то старичок на каком-то заводе?
ИМХО зрите в корень! Но как такое к пуску допустили? Вот в чем вопрос
Да там, насколько я понял, не особо критичная система была, что-то с телеметрией, имхо.

Не та система телеметрии, по данным которой движок отключают автоматически, не?...
Ржавчина выжженых звезд...