Применение Ares V

Автор Fulcrum, 05.01.2009 08:08:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex_II

Это все игрушки для РБ... А для того, чтоб реально делать что-то крупнее верхних ступеней - нужны РД-0120... Эх :(
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

pkl

А кто знает, насколько дорого и долго возобновить его производство? А улучшить ТТХ?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

mrvyrsky

ЦитироватьА кто знает, насколько дорого и долго возобновить его производство? А улучшить ТТХ?

И это вообще возможно?
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

октоген

А кто сказал что нет? Пусть рост УИ на секунду-уже улучшение:)

C-300

ЦитироватьА кто сказал что нет? Пусть рост УИ на секунду-уже улучшение:)
"Установлено, что потери удельного импульса тяги на 0,1 % для кислородно-водородных двигателей РД0120 (Россия) и SSME (США) космических систем типа "Энергия-Буран" и Space Shuttle приводят к снижению полезной нагрузки на 200...250 кг.
Для достижения максимально возможной величины удельного импульса тяги чрезвычайно актуальным становится вопрос дальнейшего совершенствования внутрикамерных процессов."
http://engine.aviaport.ru/issues/59/page08.html
Правда, двигатели "Шаттла" и "Энергии" работаютв течение всего полёта, а двигатели третьей ступени лишь часть времени, поэтому выгода, скорее всего, уменьшится.

Shestoper

Да там УИ не увеличивать, а снижать впору.  :)
Не за счет внутрикамерных процессов, конечно, их оптимизация всегда полезна.
А за счет снижения напряженности и стоимости двигателя, его упрощения и повышения надежности.
Если давление в КС и ТНА снизить раза в 2 по сравнению с РД-0120- то двигатель значительно удешевляется, а УИ у него падает всего процентов на 5.
Ну упадет мю ПН - можно взять ракету чуть побольше и двигатель чуть помощнее. Зато на конвейере он будет дешевле, да и надежнее. А ведь стоимость потери ПН при падении супертяжа обычно огромна.

Тот же RS-68 - он сделан совсем по другой идеологии, чем SSME.

Дмитрий В.

ЦитироватьТот же RS-68 - он сделан совсем по другой идеологии, чем SSME.

Да, поэтому США сейчас RS-68 и апгрейдят, в т.ч. и за счет усложнения :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьЕсли давление в КС и ТНА снизить раза в 2 по сравнению с РД-0120- то двигатель значительно удешевляется, а УИ у него падает всего процентов на 5.
Вот бы еще кто привел реальную зависимость стоимости и надежности ЖРД от давления в КС :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

mrvyrsky

Цитировать
ЦитироватьЕсли давление в КС и ТНА снизить раза в 2 по сравнению с РД-0120- то двигатель значительно удешевляется, а УИ у него падает всего процентов на 5.
Вот бы еще кто привел реальную зависимость стоимости и надежности ЖРД от давления в КС :roll:

Мне вот дико нравятся РД-0120 и SSME. Но если б я делал коммерческую ракету, то взял бы RS-68. Ну мож чуть аппгрейднул бы. Но вот что лучше ставить на супертяж? Честно говоря, не думаю, что разность стоимости двигателей даже в два раза при ПН в 170 тонн заметно удорожит пуск.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

октоген

ЦитироватьВот бы еще кто привел реальную зависимость стоимости и надежности ЖРД от давления в КС :roll:


В точку! А то тут фанатов "недожатых" двигателей развелось и все трубят что это  надежнее... Однако про стоимость разработки и доведения нового двигателя забывают. Забравшись на вершину лучше приложить сил дабы при тех же параметрах достичь надежности, чем скатываться назад и начинать все заново с другим движком.

Shestoper

ЦитироватьВот бы еще кто привел реальную зависимость стоимости и надежности ЖРД от давления в КС :roll:

Ну вот для ДВС такая зависимость явно прослеживается - чем выше параметры движка, тем меньше ресурс.  :)

Но даже не столько в этом дело. Мы ведь в данном случае говорим не просто про ЖРД, а про ЖРД для супертяжей. А большой ракете для повышения надежности нужны большие двигатели (чтобы их было поменьше).
Мощость ТНА в первом приближении прямо пропорциональна секундному расходу топлива и давлению, под каким его надо закачивать. А привод ТНА - газовая турбина, её стоимость при росте мощности растет (больше размеры, выше обороты - и соответсвенно механические нагрузки).
Создать ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ двигатель с умеренным давлением в КС намного проще и дешевле, чем с высоким.
По идеологии - нечто вроде вот этих сверхмощных морских дизелей:
http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/04/02/205400.html

Один ЖРД сверхбольшой тяги вместо нескольких менее мощных - это ведь значительное упрощение трубопроводов и общей конструкции ступени, уменьшение трудоемкости её создания и обслуживания.

Ber

Цитировать
ЦитироватьВот бы еще кто привел реальную зависимость стоимости и надежности ЖРД от давления в КС :roll:

Ну вот для ДВС такая зависимость явно прослеживается - чем выше параметры движка, тем меньше ресурс.  :)

Но даже не столько в этом дело. Мы ведь в данном случае говорим не просто про ЖРД, а про ЖРД для супертяжей. А большой ракете для повышения надежности нужны большие двигатели (чтобы их было поменьше).
Мощость ТНА в первом приближении прямо пропорциональна секундному расходу топлива и давлению, под каким его надо закачивать. А привод ТНА - газовая турбина, её стоимость при росте мощности растет (больше размеры, выше обороты - и соответсвенно механические нагрузки).
Создать ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ двигатель с умеренным давлением в КС намного проще и дешевле, чем с высоким.
По идеологии - нечто вроде вот этих сверхмощных морских дизелей:
http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/04/02/205400.html

Один ЖРД сверхбольшой тяги вместо нескольких менее мощных - это ведь значительное упрощение трубопроводов и общей конструкции ступени, уменьшение трудоемкости её создания и обслуживания.

Ну абсолютно некорректное сравнение с корабельным дизелем, если бы дизель для авто делался по идеологии морского, нормальный внедорожник  весил бы не 3 тонны а 6.

Что важно для корабля? Площадь поперечного сечения, корпуса ниже ватерлинии, на тоннаж. Чем ниже тем лучше. Если двигатель станет в 5 раз тяжелее насколько изменится этот параметр? На единицы процентов!
"Too much of anything is bad, but too much good whiskey is barely enough."  Mark Twain (C)

mrvyrsky

ЦитироватьНу абсолютно некорректное сравнение с корабельным дизелем, если бы дизель для авто делался по идеологии морского, нормальный внедорожник  весил бы не 3 тонны а 6.

15  :lol:
Но не в этом дело. Надо смотреть, что и где важнее. Лишние 500 тонн на столе, но с умеренными и оччччень надёжными двигателями, или выжатый лимон , "лёгкий" стол и возможный риск.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Shestoper

И про стоимость не забывайте. Самая сложная, механически нагруженная и дорогая штука в ЖРД - турбина в ТНА. В первом приближении стоимость двигателя пропорциональна мощности турбины.

zyxman

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВот бы еще кто привел реальную зависимость стоимости и надежности ЖРД от давления в КС :roll:

Ну вот для ДВС такая зависимость явно прослеживается - чем выше параметры движка, тем меньше ресурс.  :)

Но даже не столько в этом дело. Мы ведь в данном случае говорим не просто про ЖРД, а про ЖРД для супертяжей. А большой ракете для повышения надежности нужны большие двигатели (чтобы их было поменьше).
Мощость ТНА в первом приближении прямо пропорциональна секундному расходу топлива и давлению, под каким его надо закачивать. А привод ТНА - газовая турбина, её стоимость при росте мощности растет (больше размеры, выше обороты - и соответсвенно механические нагрузки).
Создать ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ двигатель с умеренным давлением в КС намного проще и дешевле, чем с высоким.
По идеологии - нечто вроде вот этих сверхмощных морских дизелей:
http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/04/02/205400.html

Один ЖРД сверхбольшой тяги вместо нескольких менее мощных - это ведь значительное упрощение трубопроводов и общей конструкции ступени, уменьшение трудоемкости её создания и обслуживания.

Ну абсолютно некорректное сравнение с корабельным дизелем, если бы дизель для авто делался по идеологии морского, нормальный внедорожник  весил бы не 3 тонны а 6.

И ездил-бы не 10 лет а 50 :P
Плюс, не так давно было время, когда путешестующих на корабле вычеркивали из списков живых, ибо не было технологий обеспечивающих надежность, в том числе и надежных двигателей.

ЦитироватьЧто важно для корабля? Площадь поперечного сечения, корпуса ниже ватерлинии, на тоннаж. Чем ниже тем лучше. Если двигатель станет в 5 раз тяжелее насколько изменится этот параметр? На единицы процентов!

Неверно. Серийность корабля в большинстве случаев невелика, поэтому цена разработки и строительства не может быть малой, в то же время корабль должен быть надежным - чтобы добиться высокой надежности при низкой цене, делают ненапряженную конструкцию.
Естественно, есть критерии оптимизации, но увы, главный критерий кроме надежности - цена постройки, потому что за постройку нужно заплатить сразу а эксплуатационные расходы размазываются на продолжительный период.

Кстати, для системы с тысячами и более рабочих циклов, достаточно давно изобретено средство борьбы с усталостью металла - избыточность толщины в нужных местах в разы, по сути именно ненапряженность конструкции.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

mrvyrsky

ЦитироватьИ про стоимость не забывайте. Самая сложная, механически нагруженная и дорогая штука в ЖРД - турбина в ТНА. В первом приближении стоимость двигателя пропорциональна мощности турбины.

А может поставить на один "горшок" 2 ТНА?  :lol:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Shestoper

Цитировать
ЦитироватьИ про стоимость не забывайте. Самая сложная, механически нагруженная и дорогая штука в ЖРД - турбина в ТНА. В первом приближении стоимость двигателя пропорциональна мощности турбины.

А может поставить на один "горшок" 2 ТНА?  :lol:

По схеме газ-газ только так и надо, как на РД-270. Можно будет реализовать ЖРД предельной напряженности.
Только большого практического смысла я в этом не вижу - рост ПН за счет роста УИ будет непропроционален росту стоимости двигателя.
Рациональнее взять двигатель чуть большей тяги и менее напряженный.

А вообще для ТНА достижимы большие мощности, чем нужны для одной КС. Камеры до бесконечности нельзя увеличивать из-за проблем с детонацией. Во всяком случае камеры традиционной формы - линейные или с центральным телом могут быть и побольше.

Так что если нам нужен движок для очень большой ракеты - оптимален один сверхмощный ТНА на несколько больших камер.
Что-то типа удвоенного по тяге РД-170 с давлением в КС порядка 150 атм.

mrvyrsky

ЦитироватьПо схеме газ-газ только так и надо, как на РД-270. Можно будет реализовать ЖРД предельной напряженности.
Только большого практического смысла я в этом не вижу - рост ПН за счет роста УИ будет непропроционален росту стоимости двигателя.
Рациональнее взять двигатель чуть большей тяги и менее напряженный.

А вообще для ТНА достижимы большие мощности, чем нужны для одной КС. Камеры до бесконечности нельзя увеличивать из-за проблем с детонацией. Во всяком случае камеры традиционной формы - линейные или с центральным телом могут быть и побольше.

Так что если нам нужен движок для очень большой ракеты - оптимален один сверхмощный ТНА на несколько больших камер.
Что-то типа удвоенного по тяге РД-170 с давлением в КС порядка 150 атм.

А мне вот интересно, какой процент по стоимости занимает двигательная установка в супертяже? Если б всё дело было только в двигателях, то на тех же 171-х уже дааавно какой-нть тризенит построили б. Или семьзенит.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mihalchuk

Напрашивается экстремальное решение: большой двигатель должен иметь несколько камер и несколько ТНА. Думаем.

Дмитрий В.

ЦитироватьНапрашивается экстремальное решение: большой двигатель должен иметь несколько камер и несколько ТНА. Думаем.
Получается связка однокамерных ЖРД. :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!