NASA опубликовала доклад с подробностями гибели шаттла

Автор Lesobaza, 30.12.2008 22:15:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lin

Вот что-то вроде бурановских "стрижей" (только усиленных) могло бы помочь
http://www.buran.ru/htm/katapu.htm (по высоте до 35 км и скорости полета до М=3,5. По слухам, испытания показали, что кресло можно применять на скоростях намного выше М=3,5, но требовались доработки кресла и скафандра).
Правда, опять же вопрос – как всех "выстрелить".
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Leroy

Альтернативку с ремонтом крыла изложил Первушин в своей "Звезде", если читали.  :wink:

Lin

ОФФТОП Еще не успел - "Грозу в зените" только закончил ОФФТОП
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Бродяга

ЦитироватьИскать двигатели в океане, и потом их сушить-скоблить - гораздо дороже.
Да нифига не дороже и не обязательно в океане, это ЖРД а не люди, они эксплуатируются в весьма жестких условиях и можно их сажать достаточно жестко, тем более, что можно и амортизацию на этот счёт предусмотреть.
 Вон ТТУ шарашатся в океан горячие, ничего, работают повторно.

 Сейчас любая техническая трудность воспринимается как неразрешимая без огромных затрат и длительных сроков.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Leroy

ЦитироватьДа нифига не дороже и не обязательно в океане, это ЖРД а не люди, они эксплуатируются в весьма жестких условиях и можно их сажать достаточно жестко, тем более, что можно и амортизацию на этот счёт предусмотреть.
ЖРД - сложнейший агрегат, как прикажете его после жесткой посадки перебирать да перепроверять?
ЦитироватьВон ТТУ шарашатся в океан горячие, ничего, работают повторно.
ТТУ не используются повторно. Пустые корпуса заполняют заново твердым топливом.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьДа нифига не дороже и не обязательно в океане, это ЖРД а не люди, они эксплуатируются в весьма жестких условиях и можно их сажать достаточно жестко, тем более, что можно и амортизацию на этот счёт предусмотреть.
ЖРД - сложнейший агрегат, как прикажете его после жесткой посадки перебирать да перепроверять?
Да точно так же, как сейчас. :)
 Это ничего, что его трясёт там в процессе работы и всё такое прочее, да ещё весь горячий?
 Под "жесткой посадкой" я подразумеваю то, что его не обязательно сажать "по-самолётному" как на шаттле, можно и парашютную систему использовать + сминаемые демпферы удара.
Цитировать
ЦитироватьВон ТТУ шарашатся в океан горячие, ничего, работают повторно.
ТТУ не используются повторно. Пустые корпуса заполняют заново твердым топливом.
Ага, вот эти самые пустые корпуса и шарашатся в воду горячие. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Вован Сидорыч

Бродяга, вы балбес...
Что бы спустить двигатели с орбиты (куда они подняли шаттл) их нужно затормозить. Чем?
Им нужно обеспечить теплозащиту при торможении. Чем?
Выбран оптимальный способ. Иначе и городить Шаттл не стоило
Делать корпус более жаростойким чем есть попросту не из чего - будет весить столько, что не взлетит
Делать кабину "капсулой" аналогично - он тогда сможет возить только саму кабину
Сдлать более крутой спуск, означает угробить шаттл еще быстрее. Этого даже исправный не выдержит. Ибо он погиб не из-за продолжительности спуска, а из-за высокой интенсивноститорможения. Были бы у него кралья как у планера - садился бы ваще бз теплозащиты
"Аргументы нужны вам, а не мне." (с)  Бродяга

Дмитрий Виницкий

Из каких конмтрукционных материалов крылья как у планера? Из "бериллиевой бронзы"? :wink:
+35797748398

Вован Сидорыч

А вот если оставить весь возвращаемый груз болтаться на орбите? Тогда нагрузка на теплозащиту как бы должна снизиться...
Может повернуть при спуске чуть боком - тогда больное крыло было бы в более щадящем режиме (не знаю возможно ли такое)
Заткнуть дырку пакетом со льдом,  - будет чуть больше времени
"Аргументы нужны вам, а не мне." (с)  Бродяга

Вован Сидорыч

ЦитироватьИз каких конмтрукционных материалов крылья как у планера? Из "бериллиевой бронзы"? :wink:
Из углеродных нанотрубок ;)
Это ведь не совет НАСА как надо делать Шаттлы, а просто ради примера
"Аргументы нужны вам, а не мне." (с)  Бродяга

Дмитрий Виницкий

+35797748398

Бродяга

ЦитироватьБродяга, вы балбес...
Что бы спустить двигатели с орбиты (куда они подняли шаттл) их нужно затормозить. Чем?
Им нужно обеспечить теплозащиту при торможении. Чем?
В проекте Боинга предусматривалась капсула специальная. :)
 Можете посмотреть сами - http://www.astronautix.com/lvs/shuttle.htm
 Проект Shuttle SDV 1977.
ЦитироватьВыбран оптимальный способ. Иначе и городить Шаттл не стоило
Делать корпус более жаростойким чем есть попросту не из чего - будет весить столько, что не взлетит
Титан, жаропрочка. По удельной прочности они не уступают алюминию.
 Но дороги технологии работы с ними.
 Выбран был самый дешевый вариант.
ЦитироватьДелать кабину "капсулой" аналогично - он тогда сможет возить только саму кабину
Отвечаете? ;)
 Сколько сейчас весит шаттловская кабина? ;)
ЦитироватьСдлать более крутой спуск, означает угробить шаттл еще быстрее. Этого даже исправный не выдержит. Ибо он погиб не из-за продолжительности спуска, а из-за высокой интенсивноститорможения.
Я написал почему погибла "Колумбия". :)
 По той причине, что перегрелось алюминиевое крыло и слетела RCC, в результате чего Колумбию закрутило и разломало аэродинамическими силами.
ЦитироватьБыли бы у него кралья как у планера - садился бы ваще бз теплозащиты
"Кабы были у меня крылья как у гулюшки. — Я бы кушал да летал, а работать х....и!" ;)
 Относительно "болванов" — в зеркало поглядите. :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьКстати, сбросить Спэйслаб - идея.
И я её высказывал сразу после гибели "Колумбии".
 Резонно возразили, что этого, возможно, нельзя было сделать в космосе.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий Виницкий

Возможно. Для всех ПН шаттла предусмотрено аварийное отделение.
+35797748398

Бродяга

ЦитироватьВозможно. Для всех ПН шаттла предусмотрено аварийное отделение.
Так это не совсем ПН, это типа "встроенный лабораторный модуль". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий Виницкий

Всё, что находится в грузовом отсеке - ПН.
+35797748398

Boo

Не понимаю суть спора.
"Вот сбросить ПН"!
Для того, чтобы сбросить ПН, надо как минимум иметь данные о дыре в крыле.
НИКТО не стал бы спасать корабль и экипаж путём простого сброса ПН, даже зная о проблеме.
Дать команду сажать пустой корабль с дырой в крыле - такое же убийство, как и сажать полный в аналогичной ситуации.

В миссии "Колумбии" самым жаропрочным материалом, пригодным для заделки дыры была только ткань скафандра, если не ошибаюсь.
По поводу эффективности латки тканью скафандра так никто и не ответил.
Собственно, и "залатанное" крыло страшно использовать в атмосфере.

Насколько я знаю, на современном этапе эксплуатации возможность ремонта подобных повреждений "Шаттла" по-прежнему отсутствует, особенно в одиночном полёте.
Аффтар, съешь еще этих мягких французских булочек да выпей царской водки!

Дмитрий Виницкий

Ткань скафандра? Не ожидал :) На борту есть ремкомплект c плитками и клеем. Раньше вообще было оборудование для придания нужной формы. А скафандр - ничуть не огнеупорней нейлоновой подложки, на которую клется плитки.
+35797748398

sychbird

Плитки на кромке крыла не проходят кажется. Самое простое из того, что приходить в голову, замазать дерьмом, прослаивая любой имеющеся тканью с высокой огнесойкостью. В дерьме много углерода, оно бы обугливалось и вся композиция могла бы работать частично как абляционная ТЗП, частично как композит на основе углерода. Зубную пасту можно было бы в нижнии слои использовать. Это уже чисто абляционный механизм. Если были какие нибудь порошки абразивные, или графит карадашей можно было бы добавить.

Между прочим, рецепт проверенный практикой. Пришлось как то в молодости  на технологической установке на высоте 88 метров и температуре наружного воздуха -40 С ликвидировать прогар футеровки  технологического агрегата с высокой скоростью  пыле-газового потока и температурой 1450 градусов С.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Бродяга

ЦитироватьПлитки на кромке крыла не проходят кажется. Самое простое из того, что приходить в голову, замазать дерьмом, прослаивая любой имеющеся тканью с высокой огнесойкостью. В дерьме много углерода, оно бы обугливалось и вся композиция могла бы работать частично как абляционная ТЗП, частично как композит на основе углерода. Зубную пасту можно было бы в нижнии слои использовать. Это уже чисто абляционный механизм. Если были какие нибудь порошки абразивные, или графит карадашей можно было бы добавить.
У них была куча теплозащиты верха "Колумбии", повреждение которой некритично. Она, разумеется, стала бы разрушаться в процессе торможения, но задача наша не сохранение многоразовости. :D

 Кроме того, только сейчас пришло в голову. ;)
 Можно было отковырять другую плитку RCC с менее критичного места и как-то заделать ей это отверстие.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]