ЭКОНОМИКА АКС

Автор ronatu, 01.12.2008 05:15:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
Цитировать....
 Вот шаттловский ТТУ есть и его собираются использовать и в дальнейшем, потому что есть инфраструктура его производства и модернизации. :)
....
Шаттловский ТТУ не будут использовать.
Да? А ВАЗ-21011 это не ВАЗ-2101, ну разумеется. :D
Вообще-то ТТУ для Ареса-1 отличается от ТТУ для Ареса-5, а они оба еще больше отличаются от ТТУ Шаттла. Там общего - только диаметр. На Аресе-5 до сих пор, вроде, рассматривают вариант композитного, а не стального ТТУ. Так что с Шаттлом унификация не очень большая: если использовать автомобильные аналогии, то это 2108 и "Приора".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Бродяга

ЦитироватьВообще-то ТТУ для Ареса-1 отличается от ТТУ для Ареса-5, а они оба еще больше отличаются от ТТУ Шаттла. Там общего - только диаметр. На Аресе-5 до сих пор, вроде, рассматривают вариант композитного, а не стального ТТУ. Так что с Шаттлом унификация не очень большая: если использовать автомобильные аналогии, то это 2108 и "Приора".
Возможно, но идея и подход одинаковые. :)
 Если бы существовала мощная производственная база, которая могла бы делать SSME, то и его бы, возможно, использовали как таковой или в качестве прототипа. Но "начать снова с J-2" показалось дешевле.
 Логика, как всегда, одна и та же — минимизация капиталовложений.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

zyxman

Цитироватьоб экономической целесообразности МТКК вообще никто никогда не думал(из тех кто их "делал").

Вот вы и подумайте. И начните лучше с элементарного анализа их ошибок.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Lev

Бродяга, у вас что-то временное случилось с разумом?
ЦитироватьЕсли кто-нибудь, в инициативном порядке сейчас сделает многоразовую ракету, она будет конкурентноспособной сравнительно с одноразовыми ракетами, но для этого необходимо, чтобы этот "кто-то" вложил свои средства с минимальной отдачей.
Кто то в инициативном порядке АКС  - значит  минимум сотни миллиардов долларов. Кто? Зачем? Как, когда и каким способом этот кто-то вернет свои деньги?
Делай что должен и будь что будет

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьА они там, на орбите, нужны, эти тысячи тонн? :lol:
Нужны-нужны ;)
Они не нужны за 3000$/кг, и за 1000$/кг тоже. Даже за 500$/кг не нужны. А вот где-нибудь за 2000 руб/кг очень-очень нужны, и даже за 4000-5000 руб/кг нужны :D
В экономике (точнее, в маркетинге) есть такое понятие "порог входа в рынок". Это затраты, которые нужно понести единоразово на самом первом этапе, а потом, как правило, или списать, или гасить их из прибыли как минимум пару десятков лет. Так вот, названные Вами цены 2000 руб/кг могут быть не только в случае наличия грузопотока, обеспечивающего сотни запусков в год (т.е. тысячи тонн на LEO), но и оплаты порога вхождения многоразовых систем на рынок, т.е. стоимость создания новых технологий и НИОКР и доработки готовой системы до эксплуатационного уровня надежности рейсового самолета. А это может стоить не один десяток $ярдов даже при планируемом росте грузопотока на орбиту до требуемых тысяч тонн/год.
Будет задача - "порог" проплатят, достаточно вспомнить, что и алюминий на заре его производства стоил дороже золота (по весу).
Но задач сейчас таких нет. Другое дело, что можно было бы уже сегодня нарабатывать эти технологии, используя частично многоразовые системы (РН одноразовая, а КК - крылатый многоразовый), но и это сегодня обосновать сложно. Например, если рассматривать амеровскую лунную программу, то ведь так и не ясно, что они делают: или Аресы для полетов на Луну, то ли пиарят Луну как повод для разработки Аресов. А реальной экономики там нет никакой, как не может ее быть в фронтьерских программах.
И вообще, внимательнее читайте специалистов:
ЦитироватьМногоразовых систем нет потому, что нет задачи, где они бы показали свою экономическую эффективность.
Многоразовые системы ... не окупятся

Lev

Бродяга писал(а):
ЦитироватьСумма списочных составов предприятий занятых разработкой компонентов?
Да, именно так - 100000 - именно списочное количество непомредственно задействованных в разработке людей. А если приплетать всякую обслугу - минимум миллион. Так что считайте. Понятно, что таким образом теоретически можно посчитать только зарплату. А вот все остальные накладные расходы - мое ИМХО в десятки раз больше зарплаты.
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

ЦитироватьБродяга, у вас что-то временное случилось с разумом?
ЦитироватьЕсли кто-нибудь, в инициативном порядке сейчас сделает многоразовую ракету, она будет конкурентноспособной сравнительно с одноразовыми ракетами, но для этого необходимо, чтобы этот "кто-то" вложил свои средства с минимальной отдачей.
Кто то в инициативном порядке АКС  - значит  минимум сотни миллиардов долларов. Кто? Зачем? Как, когда и каким способом этот кто-то вернет свои деньги?
Ну, например Маск возможно сделает многоразвую ракету, но с вертикальным стартом. ;)

 Что вы называете "АКС"? ;)
 Я рассматриваю вполне обычную ракету с двумя-тремя ;) ступенями, горизонтально взлетающую с аэродрома. ВРД вспомогательные, для обеспечения посадки ступеней после завершения работы.
 Маршевый ВРД можно отработать на следующем этапе, хотя с ракетно-прямоточным двигателем и на первом этапе проблем особых не будет.

 Такая затея будет стоить как разработка МБР, а может и на порядки дешевле, если начать с малоразмерной системы, вроде Falcon-1.
 Откуда вы берёте свои "сотни миллиардов" и "сотни тысяч человек"? ;)

 АКС в таком виде может сделать продвинутый частник или страна третьего мира, вроде той же Индии. :)

 ЗЫ. Кстати и РККЭ может, причём в инициативном порядке, за свои деньги. ;)
 Но для этого надо ... (Убрано мной ради общей корректности, кто надо уже прочитал.) ;) :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьБродяга писал(а):
ЦитироватьСумма списочных составов предприятий занятых разработкой компонентов?
Да, именно так - 100000 - именно списочное количество непомредственно задействованных в разработке людей. А если приплетать всякую обслугу - минимум миллион. Так что считайте. Понятно, что таким образом теоретически можно посчитать только зарплату. А вот все остальные накладные расходы - мое ИМХО в десятки раз больше зарплаты.
Откуда вы могли взять такие данные? ;)
 Например, мой отец тоже "разрабатывал Энергию", одно время он занимался динамикой движения боковых блоков, при этом он как получал заработную плату, так и продолжал её получать, при этом он одновременно вёл другие темы.

 Не, Lev вы данные по Шаттлу возьмите, там РЕАЛЬНЫЕ деньги есть. ;) :D

 Кстати, что такое по-вашему, "накладные расходы"? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

ЦитироватьЯ рассматриваю вполне обычную ракету с двумя-тремя  ступенями, горизонтально взлетающую с аэродрома. ВРД вспомогательные, для обеспечения посадки ступеней после завершения работы.
Такой вариант давно обсуждался еще во времена разработки Бурана-Энергии. Был признан более чем сложно реализуемум, а его нужность/ненужность - под большим вопросом. Фактически, это разработка на уровне НИР. А оценивать реальный выход/невыход всяких НИР - вообще вне критериев.
Делай что должен и будь что будет

Lev

Бродяга писал(а):
ЦитироватьНе, Lev вы данные по Шаттлу возьмите, там РЕАЛЬНЫЕ деньги есть.
Да не проблема! На Шаттл к 1980 в ценах именно 1980 потратили где-то до 20 млрд.долл. Экстраполируйте эту сумму к ценам 2009 с коэфициентом инфляции 5-6% в год.
Получите где-то более 200 млрд. долл. в ценах 2009.
Вот минимум столько и стоит программа Space Shuttle в сопоставимых  ценах на 2009 год.
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЯ рассматриваю вполне обычную ракету с двумя-тремя  ступенями, горизонтально взлетающую с аэродрома. ВРД вспомогательные, для обеспечения посадки ступеней после завершения работы.
Такой вариант давно обсуждался еще во времена разработки Бурана-Энергии. Был признан более чем сложно реализуемум, а его нужность/ненужность - под большим вопросом. Фактически, это разработка на уровне НИР. А оценивать реальный выход/невыход всяких НИР - вообще вне критериев.
Такие варианты рассматривались NASA и планировались к реализации в те времена, когда пассажиропоток на орбиту оценивался в десятки тысяч человек в год.
 Загляните на сайт Хлынина, там есть книга "Крылатые космические корабли", а у меня есть её часть, которая там не выложена, правда она содержит специализированную информацию.

 Оптимальная стартовая масса такой системы ~500 тонн. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьБродяга писал(а):
ЦитироватьНе, Lev вы данные по Шаттлу возьмите, там РЕАЛЬНЫЕ деньги есть.
Да не проблема! На Шаттл к 1980 в ценах именно 1980 потратили где-то до 20 млрд.долл. Экстраполируйте эту сумму к ценам 2009 с коэфициентом инфляции 5-6% в год.
Получите где-то более 200 млрд. долл. в ценах 2009.
Вот минимум столько и стоит программа Space Shuttle в сопоставимых  ценах на 2009 год.
Да, это справедливая оценка. ;)

 Если делать Шаттл так, как его делали в 1980 г. Сейчас, например, не нужны чертёжники, расчётчики и очень многое другое, что тогда было совершенно необходимо для работы над проектом вроде Шаттла.
 Кроме того, есть опыт создания того же Шаттла. :)

 Техника развивается. ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

Цитировать...десятки тысяч человек в год.
Когда некто предлагает мне немедленно начать конструирование девайса, рассчитонного на грузопоток в несколько десятков тысяч человек в год, у меня сразу возникает мысль - я имею дело или с хитрым мошенником, или с полным дебилом.
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Цитировать
Цитировать...десятки тысяч человек в год.
Когда некто предлагает мне немедленно начать конструирование девайса, рассчитонного на грузопоток в несколько десятков тысяч человек в год, у меня сразу возникает мысль - я имею дело или с хитрым мошенником, или с полным дебилом.
Или с тем, кто умеет эффективно использовать развитие технологий, а не воспроизводит "космическую консервную банку", которую создали 40 лет назад и проводит испытания в КИСе на аппаратуре примерно такой же давности. ;) :D

 Lev это вы Луной бредите, те кто руководит Роскосмосом и РККЭ ДЕНЕГ ХОТЯТ — Космос и Луна им ДО3,14..Ы, они вполне обычные бизнесмены близкие к политическим кругам.

 Это Королёв хотел слетать в Космос, благодаря чему сейчас кто-то туда и летает вообще.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Вадим Лукашевич

ЦитироватьЧто вы называете "АКС"? ;)
 Я рассматриваю вполне обычную ракету с двумя-тремя ;) ступенями, горизонтально взлетающую с аэродрома. ВРД вспомогательные, для обеспечения посадки ступеней после завершения работы
Бродяга, здесь, как и в Ваших постах в других темах, Вы слишком вольно обращаетесь с терминологией.
Ракета - это летательный аппарат, использующий ракетный принцип полета. Самолет - это ЛА, использующий атмосферу для создания подъемной силы.
Теперь обратимся к Вашему посту. Если Ваша "ракета, горизонтально взлетающая с аэродрома", имеет ВРД, то это самолет с ракетным двигателем. Именно эта авиационная составляющая и определяет термин АКС. Но из вашей реплики можно сделать вывод, что ВРД, не смотря на горизонтальный взлет, используется только на посадке. Но ведь сегодня взлетать РН горизонтально с поверхности на ЖРД - это бессмыслица! Ее эффективность (за счет потерь) заведомо ниже вертикально взлетающей РН.
А если взлетаем с ВПП на ВРД - то это не многоступенчатая ракета, а самолет со второй ракетной системой или многоразовая система с первой авиационной ступенью.
И создать такую систему сегодня, пожалуй, по силамтолько штатам или объединенной Европе. Никакой Индии, как и России, не говоря уже об РККЭ, это не под силу. Дело даже не в деньгах - мозгов не хватит.

Бродяга

ЦитироватьНо ведь сегодня взлетать РН горизонтально с поверхности на ЖРД - это бессмыслица! Ее эффективность (за счет потерь) заведомо ниже вертикально взлетающей РН.
Обоснуйте по поводу потерь. ;)
 Я не говорил, что потом высота будет набираться медленно. ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

ЦитироватьИли с тем, кто умеет эффективно использовать развитие технологий, а не воспроизводит "космическую консервную банку"
Люди, которые хотят, умеют и  делают бизнес в космической отрасли никогда не свяжутся с АКС. Они прекрастно понимают, что это химера.
Еще один раз говорю: в стоимости пуска ПК стоимость РН менее 30%. Все попытки уменьшить стоимость выведения за счет уменьшения стоимости РН - изначально ущербный подход. Не с того конца надо начинать.
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьИли с тем, кто умеет эффективно использовать развитие технологий, а не воспроизводит "космическую консервную банку"
Люди, которые хотят, умеют и  делают бизнес в космической отрасли никогда не свяжутся с АКС. Они прекрастно понимают, что это химера.
Еще один раз говорю: в стоимости пуска ПК стоимость РН менее 30%. Все попытки уменьшить стоимость выведения за счет уменьшения стоимости РН - изначально ущербный подход. Не с того конца надо начинать.
А зачем нам ПК? ;)
 Мало других действительно полезных нагрузок? ;) :D

 Книга про которую я говорил есть здесь — http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/shun/shuneyko.html
 Можете посмотреть на проекты NASA и Пентагона во времена Сатурна-5, когда ещё думал о экспансии Человечества в Космос. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

ЦитироватьМало других действительно полезных нагрузок?
В случае других полезных нагрузок удельная стоимость РН получается еще меньше, чем при выводе ПК.
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьМало других действительно полезных нагрузок?
В случае других полезных нагрузок удельная стоимость РН получается еще меньше, чем при выводе ПК.
Возможно, однако Титан-4 закрыли. ;)

 Даже если цена ракеты это 30%, то это "предельные 30%" цены космического объекта.
 Какой бы простой он не был, как бы эффективно его не делали, он будет стоить не дешевле доставки его в космос. :)
 Разумеется, производители космических аппаратов знают цену трафика и соответственно строят свою цену, они тоже не идиоты. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]