AMC-14: "Бриз-М" опять накосячил

Автор Gradient, 15.03.2008 05:06:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Salo

Спасибо anik!
Всё-таки двигатель:
ЦитироватьMOSCOW, April 21, 2008 -  The Russian State Commission investigating the AMC-14 failure of a Proton Breeze M launch has traced the cause to the rupture of the gas duct between the gas generator and the propellant pump turbine in the Breeze M main engine.
...
The Russian investigative commission said that the most probable cause of the gas duct rupture was due to the combined effects of duct wall erosion, high temperatures and prolonged low frequency pressure fluctuation in the duct.   The Commission recommended corrective actions to comprehensively address each of the contributing factors. Khrunichev, which manufactures both the Proton 3-stage booster and the Breeze M upper stage, was further directed to perform corrective action to improve the reliability of the Breeze M main engine.  These corrective actions must be taken before the Breeze M can be returned to flight, according to Russian procedure.
 
Overall, the Breeze M has flown on Proton 24 times. The engine used in the Breeze M has been used successfully on the Russian Rokot vehicle (Breeze K and KM) and the Soyuz-Fregate launcher.  

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Ярослав

ЦитироватьСпасибо anik!
Всё-таки двигатель:
ЦитироватьMOSCOW, April 21, 2008 -  The Russian State Commission investigating the AMC-14 failure of a Proton Breeze M launch has traced the cause to the rupture of the gas duct between the gas generator and the propellant pump turbine in the Breeze M main engine.
...
The Russian investigative commission said that the most probable cause of the gas duct rupture was due to the combined effects of duct wall erosion, high temperatures and prolonged low frequency pressure fluctuation in the duct.   The Commission recommended corrective actions to comprehensively address each of the contributing factors. Khrunichev, which manufactures both the Proton 3-stage booster and the Breeze M upper stage, was further directed to perform corrective action to improve the reliability of the Breeze M main engine.  These corrective actions must be taken before the Breeze M can be returned to flight, according to Russian procedure.
 
Overall, the Breeze M has flown on Proton 24 times. The engine used in the Breeze M has been used successfully on the Russian Rokot vehicle (Breeze K and KM) and the Soyuz-Fregate launcher.  


а Фрегат все равно примазали -)

Salo

Двигатель там почти идентичный. У Фрегата-СБ могли бы быть аналогичные проблемы. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

mescalito

Там практически другой двигатель! Там другой ТНА. Соответственно и патрубок скорее всего другой. Идентичная там может быть только камера сгорания.
Информация должна быть доступна!

Rarog

...ползал в подлеске со вставными челюстями из апельсиновых корок и изображал врага вообще.

Новичок

С наилучшими пожеланиями Новичок

Salo

ЦитироватьНазвана причина неудачного старта "Протона" со спутником США на борту[/size]

Межведомственная комиссия назвала причину нештатной работы разгонного блока "Бриз-М", из-за которой стартовавшая 15 марта с Байконура ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на расчетную орбиту американский спутник связи АМС-14. Как сообщили в пресс-службе Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева - производителя ракет-носителей "Протон-М" и разгонных блоков "Бриз-М" - "комиссией сделан вывод, что причиной преждевременного прекращения работы маршевого двигателя разгонного блока "Бриз-М" при выведении космического аппарата АМС-14 является вскрытие трубопровода подачи генераторного газа на турбину турбонасосного агрегата при втором включении двигателя".

В ГКНПЦ напомнили ИТАР-ТАСС, что 15 марта в 02:18 с Байконура стартовала ракета-носитель "Протон-М" с и космическим аппаратом АМС-14 на борту. "Спустя 10 минут космическая головная часть в составе разгонного блока и АМС-14 в штатном режиме отделилась от третьей ступени ракеты-носителя и продолжила автономный полет по суборбитальной траектории, - уточнили в ГКНПЦ. - Однако работа маршевого двигателя разгонного блока во время второго включения была прекращена ранее расчетного времени. В связи с этим космический аппарат не был выведен на расчетную орбиту". Он оказался на нерасчетной орбите с высотой в апогее 28 тыс. вместо 36 тыс. км.

Для выяснения причины нештатной ситуации была создана Межведомственная комиссия, которую возглавил генеральный директор, генеральный конструктор "Конструкторского бюро химавтоматики" Владимир Рачук. По данным комиссии, "наиболее вероятной причиной вскрытия трубопровода является прочностное разрушение, обусловленное неблагоприятным сочетанием эрозии стенки, высокой температуры в газогенераторе и длительным воздействием низкочастотных пульсаций в газовом тракте". В переводе с технического языка это может означать, что маршевый двигатель "Бриз-М" вышел из строя из-за слишком продолжительного времени работы при втором включении. Обычно выведение спутников связи на целевую орбиту осуществляется за счет пяти включений двигательной установки разгонного блока. 15 марта использовалась схема с тремя включениями. Таким образом, при втором включении при формировании переходной орбиты с апогеем, близким к апогею целевой орбиты, двигатель должен был работать дольше по времени, чем при схеме с пятью включениями, в результате чего и произошло прогорание трубопровода.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Павел73

Вот как! А разве его испытания в подобных режимах не проводились? :shock:
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

SpaceR

Возможно, что и не проводились, или же их было недостаточно.
ЦитироватьЛюбопытный факт из жини движка. У Вейда на сайте как всегда не свежая информация и там:
Government Designation: 14D30. Other Designations: S5.98M. Designer: Isayev. Application: Rokot-3 Briz; Soyuz-2 Briz; Proton Briz-M. Propellants: N2O4/UDMH. Thrust(vac): 19.620 kN (4,411 lbf). Isp: 326 sec. Burn time: 3,200 sec. Mass Engine: 95 kg (209 lb). Chambers: 1. Oxidizer to Fuel Ratio: 2.00. Thrust to Weight Ratio: 21.05. Country: Russia. First Flight: 1990. Last Flight: 2006. Flown: 15.
High performance storable liquid engine. Engine system consists of: main engine (2000 kgf, Isp=325.5 s) + 4 11D458 (40 kgf, Isp=252 s) + 12 17D58E (1.36 kgf, Isp=247 s). Main engine: Derivative of S5.92. Capable of 8 restarts. Total deliverable impulse 2,000,000 kgf-s. Minimum impulse 2500 kg-s.   Maximum burn time 1000 seconds; :!:  minimum time 1 second. Time between burns between 15 seconds and 5 hours. Vernier engines: 4 x 40 kgf. Specific impulse 275 sec. Total summmary impulse 14,112 kg-s. Minimum impulse 4 kg-s. Orientation engines: 12 x 1.3 kgf. Specific impulse 270 sec. Minimum impulse 0.068 kg-s.
Первоначальное максимальное время включения 1000сек. Конечно двигатель дорабатывался под текущие пуски и т.д., но этот факт  и две аварии упорно наводят на мысль о том, что "...не все спокойно в Королевстве Датском...".
Судя по этим данным, ранее максимальное время ограничивалось 1000 секундами (не исключено, что исходя их ограниченных возможностей стенда), а общий ресурс проверяли на режиме нескольких включений средней длительности.
Кроме этого, стенд не может достаточно натурально воспроизвести поведение техники в вакууме и невесомости.

Александр Ч.

ЦитироватьВозможно, что и не проводились, или же их было недостаточно.
ЦитироватьЛюбопытный факт из жини движка. У Вейда на сайте как всегда не свежая информация и там:
Government Designation: 14D30. Other Designations: S5.98M. Designer: Isayev. Application: Rokot-3 Briz; Soyuz-2 Briz; Proton Briz-M. Propellants: N2O4/UDMH. Thrust(vac): 19.620 kN (4,411 lbf). Isp: 326 sec. Burn time: 3,200 sec. Mass Engine: 95 kg (209 lb). Chambers: 1. Oxidizer to Fuel Ratio: 2.00. Thrust to Weight Ratio: 21.05. Country: Russia. First Flight: 1990. Last Flight: 2006. Flown: 15.
High performance storable liquid engine. Engine system consists of: main engine (2000 kgf, Isp=325.5 s) + 4 11D458 (40 kgf, Isp=252 s) + 12 17D58E (1.36 kgf, Isp=247 s). Main engine: Derivative of S5.92. Capable of 8 restarts. Total deliverable impulse 2,000,000 kgf-s. Minimum impulse 2500 kg-s.   Maximum burn time 1000 seconds; :!:  minimum time 1 second. Time between burns between 15 seconds and 5 hours. Vernier engines: 4 x 40 kgf. Specific impulse 275 sec. Total summmary impulse 14,112 kg-s. Minimum impulse 4 kg-s. Orientation engines: 12 x 1.3 kgf. Specific impulse 270 sec. Minimum impulse 0.068 kg-s.
Первоначальное максимальное время включения 1000сек. Конечно двигатель дорабатывался под текущие пуски и т.д., но этот факт  и две аварии упорно наводят на мысль о том, что "...не все спокойно в Королевстве Датском...".
Судя по этим данным, ранее максимальное время ограничивалось 1000 секундами (не исключено, что исходя их ограниченных возможностей стенда), а общий ресурс проверяли на режиме нескольких включений средней длительности.
Кроме этого, стенд не может достаточно натурально воспроизвести поведение техники в вакууме и невесомости.
1000 секунд это около 17 минут, а аварии случились, примено, после еще 10 минут работы. Получается, что или двигатель на максимальное время работы не прожигали или он не рассчитан на 30 минутное включение.
Ad calendas graecas

anik

Давно пора...

KHRUNICHEV, ILS ANNOUNCE QUALITY INITIATIVE
http://www.ilslaunch.com/news-042408

"MOSCOW, April 24, 2008 – Khrunichev Space Center and its partner International Launch Services today announced a broad-based quality initiative for Khrunichev and all of its subcontractors.  "This will reinforce our dedication to quality across the board, ensure we improve our performance and enhance our position as a leading space company," said Vladimir Nesterov, Khrunichev General Director.

Key elements of the quality initiative are as follows:

- Appointment of a Deputy Director General responsible for Quality Control and Management, reporting to the General Director;
- Incorporation of the new subsidiaries (Khimmash [DBKhM], Voronezh [VMZ] and Polyot) into a unified Khrunichev Quality Management System (QMS);
- Recertification of the QMS to the latest international quality standards by a certified independent auditor;
- Continued yearly audits and recertification;
- Increased Quality Awareness/Excellence Program;
- Re-evaluation of all factors to improve the launch vehicle design quality; and
- Enhanced customer visibility into product and process quality.

"This is a broad-based initiative and not just focused on the specific issues related to the AMC-14 Proton Breeze M failure," Nesterov said. "The substance of this initiative is demonstrated by the commitment of resources and management attention to implement it."

"The goal of this effort is to provide high-quality launch systems that our customers can count on for the long run," said ILS President Frank McKenna.  "We are committed to providing increased visibility to our customers and the insurance community through the establishment of comprehensive processes."

"The Proton system is the premier launcher for not only the Russian space program but also is a primary launcher for the commercial space-based telecommunications industry," Nesterov said.  "Proton has more than 40 years of flight history, and this initiative will ensure it will continue successfully for many years to come.""

Dude

Ишты наверное боссы книжку по QMS прочитали. :)
Наверное еще работяг заставят, как японцы, читать матры "Я не делаю брак". :)

SpaceR

Цитировать1000 секунд это около 17 минут, а аварии случились, примено, после еще 10 минут работы. Получается, что или двигатель на максимальное время работы не прожигали или он не рассчитан на 30 минутное включение.
Может быть и прожигали пару раз, не берусь утверждать. Ведь три раза из пяти РБ отработал успешно.

Но я подозреваю, что такое время одного включения вообще рекордное для работающих в космосе ЖРД.  Так что подобные эффекты тяжело предугадать. А отработать на Земле - долго и дорого, либо вообще невозможно.

Александр Ч.

В любом случае или модифкация РБ или отказ от таких включений.
Ad calendas graecas

fagot

ЦитироватьНо я подозреваю, что такое время одного включения вообще рекордное для работающих в космосе ЖРД. Так что подобные эффекты тяжело предугадать.
Рекордное только для насосных ЖРД, да и тут рекорд ведь не на порядок.

SpaceR

ЦитироватьВ любом случае или модифкация РБ или отказ от таких включений.
Скорее "И", а не "ИЛИ".
Для уже сделанных РБ - переход на более короткие включения. Для изготавливаемых сейчас - доработка.
Правда, это если докажут, что при более коротких включениях надёжность будет обеспечена.

us2-star

Только "ИЛИ".. в смысле, пока (год-два..) не включать на так долго..
доработка естественным путем..
но не уверен что это экномически оправдано.. ИМХО, лучше новая разработка.. может, даже, всё таки, водород? :oops:
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Dude

Аполитично рассуждаете. Какие еще - "год-два". :)
Сейчас детали двигателя, что выгорели на тесте, сменят на другой сплав и/или толщину стенок увеличат и вперед под танки. Протон годами ждать РБ не может.

Александр Ч.

Бриз не единственный РБ для Протона.
Ad calendas graecas