40-тонник: ищем оптимальное решение.

Автор Дмитрий В., 01.01.2008 14:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mihalchuk

ЦитироватьУльтразвуком надо чистить с форсунками высокого давления. Вес мусор прилипнет к кавитационным пузырькам.
Не помогает. Кроме того, пузырьки кавитируют (схлопываются) и вырвают из поверхностиновые частицы.

Salo

Цитировать
ЦитироватьА смысл? Неужели из-за того, что "вафлю" чистить тяжелее? :shock:
Именно, Дмитрий! Попрбуйте очистить такую махину после фрезерования от микрочастиц металла, да ещё не оставить ворса. А гладкую поверхность несложно отполировать.
Читал, что в Самаре промывали баки фреоном, а салфетками мыли на Южмаше и нарвались на отложения ворса. :wink:
После чего тоже использовали фреон.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА смысл? Неужели из-за того, что "вафлю" чистить тяжелее? :shock:
Именно, Дмитрий! Попрбуйте очистить такую махину после фрезерования от микрочастиц металла, да ещё не оставить ворса. А гладкую поверхность несложно отполировать.
Читал, что в Самаре промывали баки фреоном, а салфетками мыли на Южмаше и нарвались на отложения ворса. :wink:
После чего тоже использовали фреон.
Ну, да, где-то так. Эта разновидность фреона в документации называлась "хладон", емнип.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Нарисовалась мысль, дополняющая концепт 40-тонника, выше обрисованного. На его ЦБ (3.9 метра, 460 тонн массы) можно вешать на стандартные посадочные места 'полуУРМы' на одном НК-33 и с уменьшенным запасом топлива - что-то типа 80-90 тонн. Получается 'мегаСоюз'. Каждая боковушка дает в плюс примерно 2 тонны ПН, центр сам по себе - порядка 10 тонн (если сверху водородный 50-тонный разгонник - то +50%, т.е. 15/3). Получаем  для 2 боковушек ПН в 20 тонн, для 4-х - порядка 25. Дальше неинтересно, потому что можно использовать 'большие' боковушки с парой НК-33.
Звездной России - Быть!

SpaceR

А смысл?

Нарисовать (или рассчитать в три действия) можно МОРЕ разных вариантов, а вот во сколько обойдется их практическая реализация?

Имхо если исходить из экономической рациональности,
ОПТИМАЛЬНЫХ варианта новой мощной РН только два:
или это моноблок (описан Дмитрием В., как альтернатива описанному варианту - то же, но с керосином/метаном на обеих ступенях),
либо пакет, у которого  высокая степень унификации как по блокам, так и по двигателям - да к тому же боковой блок является первой ступенью моноблочной РН меньшей размерности (был описан в некотрых отличиях SpaceR-ом и hcube, со ссылкой на более ранние описания serb-a).
Всё прочее - вероятнее всего[/size] перемудрёж.

Shestoper

Выбор одной из этих схем зависит ещё и от того, является ли 40-тонник "верхней планкой" в ряду носителей.
Если тяжелее ничего не планируем на ближайшие десятилетия - логично унифицировать его с более легкими ракетами.
Иначе выгоднее использовать моноблочный 40-тонник в качестве бокового блока сверхтяжелого носителя.

Shestoper

Выбор одной из этих схем зависит ещё и от того, является ли 40-тонник "верхней планкой" в ряду носителей.
Если тяжелее ничего не планируем на ближайшие десятилетия - логично унифицировать его с более легкими ракетами.
Иначе выгоднее использовать моноблочный 40-тонник в качестве бокового блока сверхтяжелого носителя.

Shestoper

Выбор одной из этих схем зависит ещё и от того, является ли 40-тонник "верхней планкой" в ряду носителей.
Если тяжелее ничего не планируем на ближайшие десятилетия - логично унифицировать его с более легкими ракетами.
Иначе выгоднее использовать моноблочный 40-тонник в качестве бокового блока сверхтяжелого носителя.

чайник17

Пакетная схема не подходит поскольку у ней много двигателей, и соответственно вероятность отказа больше, и одновременно мало шансов вывести на орбиту при отказе одного поскольку надо выключать симметричный из-за большого разноса. Исключение - системы с безумным количеством двигателей, но они очевидно неэкономичны.

Надёжность очень важна поскольку многие ПГ будут уникальными и стоить на порядок больше носителя. Да даже серийные геостационары всё равно стоят вдвое-втрое больше запуска.

Соответсвенно поскольку одного двигателя под моноблок нет, остаётся только схема с шестью НК-33.

Остальное либо дорого, либо ненадёжно.

чайник17

Даже если 40-тонник не является "верхней планкой", всё равно невыгодно разрабатывать под него супер-двигатель, поскольку всё равно запуски будут один-два раза в год и экономия на двигателе не окупится.

Проще собрать пакет по схеме Delta-4/Atlas-5/Falcon-9 Heavy и всё. Будет неэффективно по стоимости экземпляра, но по стоимости разработки лучше. При темпе 1-2 в год всё определят стоимость разработки.

Надёжность будет неплохая при неполной загрузке. Нужно предусмотреть возможность выведения при отключении одного двигателя. Можно выключить симметричный, потеря тяги 2 двигателей из 18 не должна быть проблемой.

чайник17

Кстати не раскрыта тема космодрома под ракету.

Это сильно влияет на ёё экномичность. Для большинства заявленных приложений (ГСО,ГПО, Луна, межпланетные) экваториальный космодром много выгоднее Восточного/Свободного, а уж строить старт на Байконуре вообще отдаёт безумием (если не за казахские деньги).
Про Плесецк я вообще бы и не заикался.

Мне кажется, если не нужен "гарантированный доступ" и прочая, то даже с учётом политических рисков выгоднее договориться со стабильной страной без собственной конкурирующей программы об экваториальной площадке. Это значит Австралия. Соответственно, перевозка возможна рекой/морем без специальных самолётов. И поля падения в море практически без ограничений.

Alex_II

ЦитироватьКстати не раскрыта тема космодрома под ракету.

Это сильно влияет на ёё экномичность. Для большинства заявленных приложений (ГСО,ГПО, Луна, межпланетные) экваториальный космодром много выгоднее Восточного/Свободного, а уж строить старт на Байконуре вообще отдаёт безумием (если не за казахские деньги).
Про Плесецк я вообще бы и не заикался.

Мне кажется, если не нужен "гарантированный доступ" и прочая, то даже с учётом политических рисков выгоднее договориться со стабильной страной без собственной конкурирующей программы об экваториальной площадке. Это значит Австралия. Соответственно, перевозка возможна рекой/морем без специальных самолётов. И поля падения в море практически без ограничений.
А восстановить УКСС на Байке не проще? Блок Я обойдется сильно дешевле нового старта... А если уж так хочется на экватор - почему не платформа?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

чайник17

Восстановить чужую собственность ? При сложных отношениях с собственником ? Сомнительное мероприятие, даже с учётом договора об аренде. Я ожидаю в любой момент заявлений в духе : "А мы не ждали, что доллар упадёт. Давайте под долларом понимать евро."

А не платформа потому что дорого платформа. И сама она дорого, и поддерживать её в рабочем состоянии дорого, и персонал на ней дорого, и пусковые операции, и даже доставка материалов тоже дорого.

freinir

ЦитироватьПакетная схема не подходит поскольку у ней много двигателей, и соответственно вероятность отказа больше, и одновременно мало шансов вывести на орбиту при отказе одного поскольку надо выключать симметричный из-за большого разноса. Исключение - системы с безумным количеством двигателей, но они очевидно неэкономичны.

Надёжность очень важна поскольку многие ПГ будут уникальными и стоить на порядок больше носителя. Да даже серийные геостационары всё равно стоят вдвое-втрое больше запуска.

Соответсвенно поскольку одного двигателя под моноблок нет, остаётся только схема с шестью НК-33.

Остальное либо дорого, либо ненадёжно.

1) Falcon с безумным количеством двигла... и говорят что будет дёшево, такчто Ваше утверждение не очевидно.
2) Геостационарный спутник стоит максимум в 2 раза больше стоимости пуска, но обычно планка останавливается в районе 1,5.
3) Ага, расстреляем весь запас, а потом новую РН замутим  :wink:
4) А последнее утверждение на уровне "незню о чём говорю, поэтому скажу что так.... может пронесёт" :wink:

Лютич

Цитировать1) Falcon с безумным количеством двигла... и говорят что будет дёшево, такчто Ваше утверждение не очевидно.

А еще говорят, что в московском метро водятся крысы-мутанты  :wink:
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

чайник17

Цитировать1) Falcon с безумным количеством двигла... и говорят что будет дёшево, такчто Ваше утверждение не очевидно.
Знаете такой анекдот : "Так и Вы говорите !" ?
Цитировать3) Ага, расстреляем весь запас, а потом новую РН замутим  :wink:
Вы в самом деле думаете, что разработка двигателя плюс организация производства стоят дешевле возобновления производства ?
Цитировать4) А последнее утверждение на уровне "незню о чём говорю, поэтому скажу что так.... может пронесёт" :wink:
[/quote]
Ну так приведите контпример дешевого и надёжного решения. Ангару не надо  :lol:

Shestoper

ЦитироватьДаже если 40-тонник не является "верхней планкой", всё равно невыгодно разрабатывать под него супер-двигатель, поскольку всё равно запуски будут один-два раза в год и экономия на двигателе не окупится.

Проще собрать пакет по схеме Delta-4/Atlas-5/Falcon-9 Heavy и всё. Будет неэффективно по стоимости экземпляра, но по стоимости разработки лучше. При темпе 1-2 в год всё определят стоимость разработки.

А почему 1-2 пуска в год? 40-тонник проектируем под 5-10 пусков в год, примерно как Протон. 1-2 раза в год будет летать сверхтяжелый носитель, и то в отдельные годы чаще (например при строительстве лунной базы).

Shestoper

ЦитироватьА восстановить УКСС на Байке не проще? Блок Я обойдется сильно дешевле нового старта... А если уж так хочется на экватор - почему не платформа?

Байк на чужой территории, к тому же к нему транспортировка по воде невозможна. Лучше уж строить новый старт в низовьях Волги, на КапЯре. Договонриться о падении экологически чистых мектановых ступеней на территорию Казахстана намного проще, чем держать там целый космодром. И возить ступени баржами по Волге от Самары недалеко.

Что касается экваториальной площадки - хорошо подойдет Куба, если договоримся с преемником Фиделя и Рауля (Рауль тоже не мальчик, долго не протянет, даже если переживет брата). Возить можно через Волго-Дон в Азовское море и дальше до Кубы.

frigate

ЦитироватьКстати не раскрыта тема космодрома под ракету.

Это сильно влияет на ёё экномичность. Для большинства заявленных приложений (ГСО,ГПО, Луна, межпланетные) экваториальный космодром много выгоднее Восточного/Свободного, а уж строить старт на Байконуре вообще отдаёт безумием (если не за казахские деньги).
Про Плесецк я вообще бы и не заикался.

Мне кажется, если не нужен "гарантированный доступ" и прочая, то даже с учётом политических рисков выгоднее договориться со стабильной страной без собственной конкурирующей программы об экваториальной площадке. Это значит Австралия. Соответственно, перевозка возможна рекой/морем без специальных самолётов. И поля падения в море практически без ограничений.

"Да уж ..." (С)

Этапы большого пути (для Австралии):
- РН Аврора с острова Рождества;
- Модернизированный Союз из штата Куинслэнд;
- Модернизированный Зенит с мыса Йорк.
 

Увы - НННШ (С), особенно после Си Лонча и Союза из Куру.

Хотя тут у нас (на Австралийщине) новое правительство, ходили
слухи про национальное космическое агенство (дабы не отстать от Индии и Китая)...

Если Россия сможет пропихнить Су/Миги то "очень даже может быть"
Пока - гадание на кофейной гуще...
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

Цитироватьчайник17 пишет:
 Кстати не раскрыта тема космодрома под ракету.

Это сильно влияет на ёё экномичность. Для большинства заявленных приложений (ГСО,ГПО, Луна, межпланетные) экваториальный космодром много выгоднее Восточного/Свободного, а уж строить старт на Байконуре вообще отдаёт безумием (если не за казахские деньги).
Про Плесецк я вообще бы и не заикался.

Мне кажется, если не нужен "гарантированный доступ" и прочая, то даже с учётом политических рисков выгоднее договориться со стабильной страной без собственной конкурирующей программы об экваториальной площадке. Это значит Австралия. Соответственно, перевозка возможна рекой/морем без специальных самолётов. И поля падения в море практически без ограничений.

Да уж ... (С)

Этапы большого пути (для Австралии):
- РН Аврора с острова Рождества;
- Модернизированный Союз из штата Куинслэнд;
- Модернизированный Зенит с мыса Йорк.
 

Увы - НННШ (С), особенно после Си Лонча и Союза из Куру.

Хотя тут у нас (на Австралийщине) новое правительство, ходили
слухи про национальное космическое агенство (дабы не отстать от Индии и Китая)...

Если Россия сможет пропихнить Су/Миги то "очень даже может быть"
Пока - гадание на кофейной гуще...
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков