Страшный зверь ВОДОРОД.

Автор Гусев_А, 03.12.2007 17:03:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mrvyrsky

Цитировать
ЦитироватьИными словами, переведя на инженерный язык, Вы утверждаете, что метановая первая ступень обеспечивает более низкую стоимость пуска при равной массе ПГ или, что тоже самое, меньшую удельную стоимость выведения. Так? Если так, то я с Вами согласен, с одной лишь оговоркой - это безусловно верно в ситуации проектирования РН с "нуля" (когда заново надо создавать ЖРД, СК и т.п.). Но картина может кардинально измениться, когда, к примеру, у нас уже есть готовые водородные ЖРД, а метановые надо создавать заново.

Именно так. И с учетом того, что водородную инфраструктуру у нас все равно надо восстанавливать, а летать на LEO на существующей химии мы будем ещё минимум полвека (каких-то подвижек с атомарным водородом и прочей экзотикой пока не предвидится), имеет смысл заоодно создать и метановую инфраструктуру.

А уж если мутить новый космодром, так это с нуля можно считать, начинаем. Ну не Ангару же туда тащить... Вот только почему-то никто на метане не летает. Очередной хитрый национальный путь? :lol:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Salo

Ну есть и другие идеи, что тащить:

Цитировать20.12.2007 / 19:10    РКК "Энергия" разработала два варианта нового многоразового пилотируемого космического корабля

         При разработке ракеты-носителя для перспективной транспортной системы Лопота предложил "обратить внимание на задел "Зенита", который, по мнению главы "Энергии", пока еще никто не превзошел. ИТАР-ТАСС

     - И.С.
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

ЦитироватьВот только почему-то никто на метане не летает. Очередной хитрый национальный путь? :lol:

Ага.
Вон, метановый КВД-1 сгорел на стенде. Как выяснилось - от изначальной ошибки в циклограмме, которая на ужасно взрывоопасном водороде, что характерно, себя не проявляла.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Eraser

ЦитироватьСмотря на действия России в последнее время, мне кажется, что она увидала донышко в «кладовой» углеводородов...
Не дно увидели, а возможность срубить бабла побольше. Стремление к сверхприбылям за любой счет уже можно записывать в очередную русскую беду.

Letek

Цитировать
ЦитироватьСмотря на действия России в последнее время, мне кажется, что она увидала донышко в «кладовой» углеводородов...
Не дно увидели, а возможность срубить бабла побольше. Стремление к сверхприбылям за любой счет уже можно записывать в очередную русскую беду.
Может всего на всего и так. Однако тогда бы не замораживали бы себе голову с атомом. Ведь Газпром хочет САМ построить АЭС, чтобы потом с них бабло иметь. Если «дешового» газа у него завались, тогда это никчему!

mrvyrsky

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОсновной источник водорода в будущем - вода. Два альтернативных способа производства - каталитическое разложение воды под действием солнечного ультрафиолета и термическое разложение воды в  газофазных ядерных реакторах.

Не обязательно газофазные. В рамках работ над реакторами 4-го поколения сейчас копают сразу в нескольких направлениях - ВВЭР со сверхкритической водой, жидкометаллические реакторы (свинец), солевые реакторы.
Копают, надо сказать, очень активно, и денег на это в тех же США выделяется - мама не горюй. Поскольку нефть за 100 баксов - не за горами.

Это как? Свинец один из наилучших поглотителей нейтронов. В жидкометаллических реакторах всегда использовался натрий. :wink:

На всех наших АПЛ с ЖМТ использовали эвтектический сплав свинец-висмут.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mrvyrsky

ЦитироватьНу есть и другие идеи, что тащить:

Цитировать20.12.2007 / 19:10    РКК "Энергия" разработала два варианта нового многоразового пилотируемого космического корабля

         При разработке ракеты-носителя для перспективной транспортной системы Лопота предложил "обратить внимание на задел "Зенита", который, по мнению главы "Энергии", пока еще никто не превзошел. ИТАР-ТАСС

     - И.С.
 

Правильно. Но я к тому, что на ДВ вообще нет никакой инфраструктуры - ни керосиновой, ни водородной. Всё с нуля. Так что, если ща взяться за водород на ДВ, дело может сдвинуться.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mrvyrsky

Цитировать
ЦитироватьВот только почему-то никто на метане не летает. Очередной хитрый национальный путь? :lol:

Ага.
Вон, метановый КВД-1 сгорел на стенде. Как выяснилось - от изначальной ошибки в циклограмме, которая на ужасно взрывоопасном водороде, что характерно, себя не проявляла.

На метане амы собрались с Луны взлетать, это я чё-то забыл. Но один фиг, эти полумеры... Мне каааца, что снизу оптимально ставить керосин, сверху - водород (со 2-й ступени). Т.с., компромисс между ценой и какчеством, бо чем меньше водорода, тем дешевше. Несмотря на два вида топлива.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

wolf

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОсновной источник водорода в будущем - вода. Два альтернативных способа производства - каталитическое разложение воды под действием солнечного ультрафиолета и термическое разложение воды в  газофазных ядерных реакторах.

Не обязательно газофазные. В рамках работ над реакторами 4-го поколения сейчас копают сразу в нескольких направлениях - ВВЭР со сверхкритической водой, жидкометаллические реакторы (свинец), солевые реакторы.
Копают, надо сказать, очень активно, и денег на это в тех же США выделяется - мама не горюй. Поскольку нефть за 100 баксов - не за горами.

Это как? Свинец один из наилучших поглотителей нейтронов. В жидкометаллических реакторах всегда использовался натрий. :wink:

На всех наших АПЛ с ЖМТ использовали эвтектический сплав свинец-висмут.

Я уже писал об этом. Свинец-висмут для удешевления и из-за малых объемов добычи висмута. Но в России обнаружены крупные запасы и можно перейти на один висмут. Были и ректоры и с другими ЖМТ. Проектируются принципиально новые.
Кстати, очень интересный теплоноситель был у белорусского "Памира". Там было много изобретений и открытий.
О самом проекте в общем (но не о теплоносителе):
http://dom.999.by/index.php?id=5&id2=251&id3=4121&art_page=1&ses999=5d8cc043dda4d82cfefd5da2ffd4d9fb

mrvyrsky

Кстати, ещё в начале шестидесятых, рассматривался у нас вариант создания транспортного газового реактора для АПЛ. Посчитали, что три вида теплоносителей для флота - чересчур. Других принципиальных возражений не было.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Letek

Кстати, водород, кажется при прохождении активной зоны реактора, почти не получает наведенной радиации.

Letek

Цитировать
ЦитироватьТак в том то и дело что энергию из реактора доставить надо.
Водород – средство доставки энергии из реактора,
только в этом случае водородная энергетика перспективна.
Тогда кстати и инфраструктура газопроводов сохранится!
А провода чем плохи?
А как протянуть провода к самолёту, или ракете?

Eraser

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТак в том то и дело что энергию из реактора доставить надо.
Водород – средство доставки энергии из реактора,
только в этом случае водородная энергетика перспективна.
Тогда кстати и инфраструктура газопроводов сохранится!
А провода чем плохи?
А как протянуть провода к самолёту, или ракете?
Газопроводы к самолётам и ракетам тоже не тянут.

fagot

ЦитироватьА как протянуть провода к самолёту, или ракете?
Но вы же предлагали перевести на водород всю энергетику, а не только транспорт. Впрочем и у самолетов никаких шансов.

mrvyrsky

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТак в том то и дело что энергию из реактора доставить надо.
Водород – средство доставки энергии из реактора,
только в этом случае водородная энергетика перспективна.
Тогда кстати и инфраструктура газопроводов сохранится!
А провода чем плохи?
А как протянуть провода к самолёту, или ракете?
Газопроводы к самолётам и ракетам тоже не тянут.

Это пока  :lol:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mrvyrsky

Цитировать
ЦитироватьА как протянуть провода к самолёту, или ракете?
Но вы же предлагали перевести на водород всю энергетику, а не только транспорт. Впрочем и у самолетов никаких шансов.

В принципе, у нас испытывали Ту-154 на природном газе и на водороде. "Во избежание" "газовым" был только один двигатель. Криогеника занимала чуть не весь фюзеляж. Ща есть прожект газового Ту-204, с таким нехилым наплывом поверх фюзеляжа. Ещё тот красавец. А вообще... Пока есть что заливать - пусть даже и спирт - у всякой криогеники на коммерческих еропланах НННШ  :lol:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Letek

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТак в том то и дело что энергию из реактора доставить надо.
Водород – средство доставки энергии из реактора,
только в этом случае водородная энергетика перспективна.
Тогда кстати и инфраструктура газопроводов сохранится!
А провода чем плохи?
А как протянуть провода к самолёту, или ракете?
Газопроводы к самолётам и ракетам тоже не тянут.
А как с керосинопроводами ? :lol:

sychbird

Сеть завалена сообщениями о новой разновидности технологии получения водорода из воды в результате реакции окисления алюминия.
Для космонавтики технология имеет интерес по трем  соображениям: позволяет хранить на борту воду, как источник водорода, не требующий источников электрической и тепловой мощности, хороший вариант технологии для Луны и перспектива снижения стоимости водорода.
Даю две ссылки: рускоязычною из Снюсь для ориентации и англоязычную от фирмы, занимающейся коммерциализацией и , вероятно, погнавшей волну.
Однозначного представления по этим материалам не сделать, но если кому интересно, то можно раскопать от англоязычной ссылки и патент.

http://media.cleantech.com/2482/hydrogen-Jerry-Woodall-Purdue-aluminum-gallium

http://www.gazeta.ru/science/2008/02/20_a_2643259.shtml
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

KBOB

ЦитироватьСеть завалена сообщениями о новой разновидности технологии получения водорода из воды в результате реакции окисления алюминия.
Для космонавтики технология имеет интерес по трем  соображениям: позволяет хранить на борту воду, как источник водорода, не требующий источников электрической и тепловой мощности, хороший вариант технологии для Луны и перспектива снижения стоимости водорода.
Даю две ссылки: рускоязычною из Снюсь для ориентации и англоязычную от фирмы, занимающейся коммерциализацией и , вероятно, погнавшей волну.
Однозначного представления по этим материалам не сделать, но если кому интересно, то можно раскопать от англоязычной ссылки и патент.

http://media.cleantech.com/2482/hydrogen-Jerry-Woodall-Purdue-aluminum-gallium

http://www.gazeta.ru/science/2008/02/20_a_2643259.shtml
Тема давняя и для космонавтики бесперспективная потому что,
как не трудно расчитать на 1г водорода требуется 9г алюминия.
Гораздо выгоднее гидриды металлов, алюмогидрид лития например.
Россия больше чем Плутон.

sychbird

Цитировать
ЦитироватьСеть завалена сообщениями о новой разновидности технологии получения водорода из воды в результате реакции окисления алюминия.
Для космонавтики технология имеет интерес по трем  соображениям: позволяет хранить на борту воду, как источник водорода, не требующий источников электрической и тепловой мощности, хороший вариант технологии для Луны и перспектива снижения стоимости водорода.
Даю две ссылки: рускоязычною из Снюсь для ориентации и англоязычную от фирмы, занимающейся коммерциализацией и , вероятно, погнавшей волну.
Однозначного представления по этим материалам не сделать, но если кому интересно, то можно раскопать от англоязычной ссылки и патент.

http://media.cleantech.com/2482/hydrogen-Jerry-Woodall-Purdue-aluminum-gallium

http://www.gazeta.ru/science/2008/02/20_a_2643259.shtml
Тема давняя и для космонавтики бесперспективная потому что,
как не трудно расчитать на 1г водорода требуется 9г алюминия.
Гораздо выгоднее гидриды металлов, алюмогидрид лития например.
Посмотрел свойства алюмогидрида в сети. Весьма проблематично. Либо экзотермическое (230 о[/size] С) окисление, либо реакция с водой. Да и с хранением в условиях космоса геморрой обеспечен.

Наиболее перспективны уж тогда технологии хранения сорбированного водорода на металлах с высокой удельной поверхностью. Но опять же тепловая десобция.

А соотношение 1г водорода на 9 г аллюминия само по себе не полностью информативно. Надо смотреть весовые соотношения по всей технологии хранения/получения.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)