НК-33

Автор Bell, 26.11.2007 23:35:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Просто Василий

Цитата: Raul от 13.09.2020 16:00:34Есть еще один вопрос к уважаемой публике.



Как известно, разработчики H-1 намучались с системой КОРД, которая то отключала исправные РД НК, то, наоборот, пропускала из аварии. А вообще, надо ли предотвращать взрывы РД? На Н-1 периферийные РД стоян настолько удачно, что их можно защитить друг от друга структурой типа octaweb:



Поставить дополнительную защиту на бак окислителя около РД и замки на трубопроводы для защиты от гидроудара. И пусть РД вызывается, если захочет!

А центральные РД, если заменить НК-33 на РД-191 и вовсе не нужны.

Это к вопросу о том, как сделать надежный супертяж.
Чем меньше жрд тем надёжнее, вон Маск в последних твитах писал что на старшипе 30 это много и даже 28 жрд много.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Serge V Iz

ЦитироватьПоставить дополнительную защиту на бак окислителя около РД и замки на трубопроводы для защиты от гидроудара. И пусть РД взрывается, если захочет!

Эта защита будет сколько-то весить. В Винтае местные показывали последствия стародавних избранных ) взрывов в виде изогнутых и скрученных стальных профилей с толщиной полки больше сантиметра. Какая именно реализация разрушения двигателя будет в этом конкретном полете? Вот если бы двигатели умели всегда взрываться аккуратно... )

Лучше, все же, подумать, как сделать защиту как можно более локальной и автономной, а также чувствительной и точной в отношении предвестников аварии, и как научить части СУ выше уровнем иметь ввиду возможность ее срабатывания.

В этом смысле техническое решение ракет Маска - цифровой, со своим встроенным контроллером, двигатель - тоже удачная находка.

Seerndv

Не, сама идея горячего резервирования живет и побеждает, но двигатели должны уходить в АВД. :-[
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Raul

#4063
Цитата: Serge V Iz от 13.09.2020 18:03:09
Цитата: undefinedПоставить дополнительную защиту на бак окислителя около РД и замки на трубопроводы для защиты от гидроудара. И пусть РД взрывается, если захочет!

Эта защита будет сколько-то весить. В Винтае местные показывали последствия стародавних избранных ) взрывов в виде изогнутых и скрученных стальных профилей с толщиной полки больше сантиметра. Какая именно реализация разрушения двигателя будет в этом конкретном полете? Вот если бы двигатели умели всегда взрываться аккуратно... )

Лучше, все же, подумать, как сделать защиту как можно более локальной и автономной, а также чувствительной и точной в отношении предвестников аварии, и как научить части СУ выше уровнем иметь ввиду возможность ее срабатывания.

В этом смысле техническое решение ракет Маска - цифровой, со своим встроенным контроллером, двигатель - тоже удачная находка.
Я пожалую, погорячился, когда написал - "пусть взрывается, если хочет". Цифровая САЗ, конечно же, нужна.

Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется? Например, что при взрыве периферийного РД вырвет обшивку ДУ, а на соседние РД взрывная волна не пойдет?

Хорошо, Мерлин не напряженный, а Раптор? Вот здесь будет какая-то пассивная защита от взрыва?



Замес в том, что ключевые параметры САЗ - коэффициент охвата и вероятность ложного срабатывания нам неизвестны. В SpaceX, может быть, их знают для своих РД и своей САЗ, а мы, похоже - не знаем. Это значит, что и просчитать резервирование множества РД мы не можем.

Вот тут гадают на кофейной гуще:
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРШЕВЫМ ДВИГАТЕЛЯМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ СВЕРХТЯЖЕЛОГО КЛАССА С ЖИДКОСТНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
В итоге предлагают сделать супертяж без резервирования, а только с уводом. Однако, для увода тоже нужна эффективно работающая САЗ, иначе СТК развалится прямо над СК.

Я подумал, что пассивная система защиты может быть решением, которое позволит поднять до приемлемого уровня коэффициент охвата - на первой активной линии обороны мы предупреждаем вырыв РД, а на второй пассивной линии обороны - минимизируем  последствия взрыва, если он произошел. Броня крепка и ракеты наши быстры :)

Высокий коэффициент охвата САЗ позволит скомпенсировать невысокую ВБР РД в многодвигательной ДУ (по формуле, которая приведена в статье).
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Seerndv

Да обсуждали уже эту статью неоднократно.
В итоге они подгоняют выводы к РД-171МВ - что предсказуемо  ;)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Сергей

Цитата: Raul от 13.09.2020 19:32:07Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется?
Octaweb вроде уже титановый, и едва ли на случай взрыва. Скорее повышение теплостойкости octawebа в случае локального прогара гибкой теплозащиты.

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 13.09.2020 16:00:34Есть еще один вопрос к уважаемой публике.



Как известно, разработчики H-1 намучались с системой КОРД, которая то отключала исправные РД НК, то, наоборот, пропускала их аварии. А вообще, надо ли предотвращать взрывы РД? На Н-1 периферийные РД стоят настолько удачно, что их можно защитить друг от друга структурой типа octaweb:



Поставить дополнительную защиту на бак окислителя около РД и замки на трубопроводы для защиты от гидроудара. И пусть РД взрывается, если захочет!

А центральные РД, если заменить НК-33 на РД-191 и вовсе не нужны.

Это к вопросу о том, как сделать надежный супертяж.
На бронировку двигателей Н1 выделили 10 тонн.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: Сергей от 13.09.2020 20:10:34
Цитата: Raul от 13.09.2020 19:32:07Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется?
Octaweb вроде уже титановый, и едва ли на случай взрыва. Скорее повышение теплостойкости octawebа в случае локального прогара гибкой теплозащиты.
А что такое гибкая теплозащита?

Цитата: Дмитрий В. от 13.09.2020 20:41:11На бронировку двигателей Н1 выделили 10 тонн.

У-у-у! Так они бали бронированные? Что же тогда ракету разнесло при четвертом запуске?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 13.09.2020 21:51:09
Цитата: Сергей от 13.09.2020 20:10:34
Цитата: Raul от 13.09.2020 19:32:07Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется?
Octaweb вроде уже титановый, и едва ли на случай взрыва. Скорее повышение теплостойкости octawebа в случае локального прогара гибкой теплозащиты.
А что такое гибкая теплозащита?

Цитата: Дмитрий В. от 13.09.2020 20:41:11На бронировку двигателей Н1 выделили 10 тонн.

У-у-у! Так они бали бронированные? Что же тогда ракету разнесло при четвертом запуске?
Там бронирование в качестве мероприятий после 4-го пуска планировалось, емнип.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Сергей

Цитата: Raul от 13.09.2020 21:51:09А что такое гибкая теплозащита?
Перекрывает кольцевой зазор между октавебом с жесткими защитными теплозащитными накладками и  соплом поворотного ЖРД. На фото вид после приземления и перевозки в цех. Конструктивно кольцевая резиновая армированная манжета, дешево и сердито, для каждого ЖРД.

Raul

Цитата: Дмитрий В. от 13.09.2020 22:18:43Там бронирование в качестве мероприятий после 4-го пуска планировалось, емнип.
Жаль, что это не сделали раньше.


Сейчас получается так, что при создании СТК просто надеются на возросшую надежность ЖРД.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий Инфан

Цитата: Raul от 14.09.2020 11:53:47Жаль, что это не сделали раньше.
Отсутствие стенда и полноценных наземных испытания первой ступени это бы не компенсировало.

Bell

Цитата: Raul от 14.09.2020 11:53:47
Цитата: Дмитрий В. от 13.09.2020 22:18:43Там бронирование в качестве мероприятий после 4-го пуска планировалось, емнип.
Жаль, что это не сделали раньше.


Сейчас получается так, что при создании СТК просто надеются на возросшую надежность ЖРД.
Нет, надеются, что до полетов не дойдет.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Raul

Цитата: Дмитрий Инфан от 15.09.2020 05:03:50
Цитата: Raul от 14.09.2020 11:53:47Жаль, что это не сделали раньше.
Отсутствие стенда и полноценных наземных испытания первой ступени это бы не компенсировало.
Маск будет испытывать Старшипы без станда, путем прожигов и подлетов. Что мешало бы также испытывать H-1 с НК-33?  Дросселирование на 50% есть, управляемая посадка технически возможна.

Цитата: Bell от 15.09.2020 06:31:48
Цитата: Raul от 14.09.2020 11:53:47
Цитата: Дмитрий В. от 13.09.2020 22:18:43Там бронирование в качестве мероприятий после 4-го пуска планировалось, емнип.
Жаль, что это не сделали раньше.

Сейчас получается так, что при создании СТК просто надеются на возросшую надежность ЖРД.
Нет, надеются, что до полетов не дойдет.
Так ведь зря надеются... Будут и полеты, и разборы полетов.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Сергей от 13.09.2020 20:10:34
Цитата: Raul от 13.09.2020 19:32:07Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется?
Octaweb вроде уже титановый, и едва ли на случай взрыва. Скорее повышение теплостойкости octawebа в случае локального прогара гибкой теплозащиты.
Спасибо за фото теплозащиты. Она работает на этапе возвращения? Все-таки толстенькие стенки между двигателями, на этих картинках это особенно хорошо видно:



Не многовато металла будет для теплозащиты только на случай прогара резинок?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 15.09.2020 15:02:51
Цитата: Сергей от 13.09.2020 20:10:34
Цитата: Raul от 13.09.2020 19:32:07Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется?
Octaweb вроде уже титановый, и едва ли на случай взрыва. Скорее повышение теплостойкости octawebа в случае локального прогара гибкой теплозащиты.
Все-таки толстенькие стенки между двигателями, на этих картинках это особенно хорошо видно:
Ещё-бы - ведь это балки, которые воспринимают и передают тягу двигателей.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

#4076
Цитата: Дмитрий В. от 15.09.2020 16:11:55
Цитата: Raul от 15.09.2020 15:02:51
Цитата: Сергей от 13.09.2020 20:10:34
Цитата: Raul от 13.09.2020 19:32:07Но ведь Маск ставит на Фалкон-9 алюминиевый octaweb, явно на случай взрыва  - значит он на что-то надеется?
Octaweb вроде уже титановый, и едва ли на случай взрыва. Скорее повышение теплостойкости octawebа в случае локального прогара гибкой теплозащиты.
Все-таки толстенькие стенки между двигателями, на этих картинках это особенно хорошо видно:
Ещё-бы - ведь это балки, которые воспринимают и передают тягу двигателей.
Гениально придумано! А если позаимствовать идею для современного ремейка H-1 с 12-ю РД-180?

Додекавеб:


Будет высокая расчетная ВБР с резервированием одиночного отказа. Стартовая тяга выше, чем у Енисея. Посадка на двух РД при 40% дросселировании.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Сергей

Цитата: Raul от 15.09.2020 15:02:51Спасибо за фото теплозащиты. Она работает на этапе возвращения? Все-таки толстенькие стенки между двигателями, на этих картинках это особенно хорошо видно:
Теплозащита работает и при подъеме, и при спуске.Где больше воздействие можно косвенно определить :

- по состоянию манжет;
- по термопарам на octawebе в характерных местах.

Цитата: Raul от 15.09.2020 15:02:51Не многовато металла будет для теплозащиты только на случай прогара резинок?
Вообще то octaweb сборный, на болтах. Каркас силовой титановый, всякие перегородки - композиты, то же на болтах. Иначе ни собрать, ни разобрать ДУ не удастся. Строго говоря, отдельные секции octawebа негерметичны. Когда я говорю о прогаре, то имею ввиду локальную потерю герметичности. И ограниченный проток горячего газа через секцию. Вообще octaweb обеспечивает ограниченную защиту от перетекания горячих газов между секциями . И уж не рассчитан на взрыв ЖРД. При повышении давления в отдельной секции вскроются боковые окна в обечайке секции, может частично разрушиться и манжета. Но ЖРД уже будет выключен. То есть защита временная, от локального прогара КС, от повышения давления в секции и т.п.

Raul

Цитата: Сергей от 15.09.2020 21:15:22
Цитата: Raul от 15.09.2020 15:02:51Спасибо за фото теплозащиты. Она работает на этапе возвращения? Все-таки толстенькие стенки между двигателями, на этих картинках это особенно хорошо видно:
Теплозащита работает и при подъеме, и при спуске.Где больше воздействие можно косвенно определить :

- по состоянию манжет;
- по термопарам на octawebе в характерных местах.

Цитата: Raul от 15.09.2020 15:02:51Не многовато металла будет для теплозащиты только на случай прогара резинок?
Вообще то octaweb сборный, на болтах. Каркас силовой титановый, всякие перегородки - композиты, то же на болтах. Иначе ни собрать, ни разобрать ДУ не удастся. Строго говоря, отдельные секции octawebа негерметичны. Когда я говорю о прогаре, то имею ввиду локальную потерю герметичности. И ограниченный проток горячего газа через секцию. Вообще octaweb обеспечивает ограниченную защиту от перетекания горячих газов между секциями . И уж не рассчитан на взрыв ЖРД. При повышении давления в отдельной секции вскроются боковые окна в обечайке секции, может частично разрушиться и манжета. Но ЖРД уже будет выключен. То есть защита временная, от локального прогара КС, от повышения давления в секции и т.п.
Есть некое противоречие между тем, что пишете Вы и Дмитрий


Цитата: Дмитрий В. от 15.09.2020 16:11:55Ещё-бы - ведь это балки, которые воспринимают и передают тягу двигателей.
Если на болтах, то как она передает тягу?




Я увидел здесь (восьмерня серого цвета) литую конструкцию. То, вокруг (обечайка) на болтах и с композитами. Разве не так?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Сергей

Цитата: Raul от 15.09.2020 21:31:40Есть некое противоречие между тем, что пишете Вы и Дмитрий
Цитата: Raul от 15.09.2020 21:31:40
Цитата: undefinedЕщё-бы - ведь это балки, которые воспринимают и передают тягу двигателей.
Если на болтах, то как она передает тягу?
1. Дмитрий В. писал о силовой функции  octaweb, я и не стал повторять. Мы писали о разных функциях octaweb. Так что противоречий нет.

2. Но поскольку вы не поняли, как усилие от ЖРД передается к корпусу РН, объясню подробней. Усилие от тяги ЖРД приложено к карданному подвесу на КС. Карданный подвес вверху заканчивается монтажной плоскостью, которая соединяется болтами с днищем секции. Усилие от днища передается через ребра(стойки) на кольцо со спицами . А  кольцо соединяется через лонжероны (прикрытые секторной обечайкой двигательного отсека) ссиловым набором обечайки хвостового отсека (стрингера и шпангоуты). Удобней смотреть  на левом фото (без ЖРД) вашего поста, растянув в экселе.