ГКНПЦ им. М.В. Хруничева модернизируют Космос-3М???

Автор Александр Ч., 12.09.2007 15:22:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Ну если судить по книге С.Уманского "Ракеты-носители. Космодромы" 11К65 от 11К65М отличается СУ разработки КБ"Электроприбор" г.Харьков (ОКБ-692), в которой "впервые применены электронные счётно-решающие приборы, обеспечивающие более точное выведение ИСЗ на заданные орбиты (~40 по высоте, ~30с по периоду обращения)." (см. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное")
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

По книге С.Уманского "Ракеты-носители. Космодромы" :

ЦитироватьРАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ «КОСМОС-2» - «КОСМОС-3»

Для выведения различных по назначению космических аппаратов массой до 1500 кг на круговые орбиты высотой от 200 до 2000 км и эллиптические орбнты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 октября 1961 года и от 12 июля 1962 года, а Решением Комиссии Президиума Совета Министров от 12июля 1962 года было принято решение о создании универсальной ракеты-носителя и стартового комплекса.
Во исполнение этого решения в 1961 году в ОКБ был разработан эскизный проект, предусматривающий создание на базе одноступенчатой баллнстнческой ракеты средней дальности Р-14 ракеты-носителя «Космос-2» (11К65).
Ввиду большой загрузки КБ «Южное» боевой техникой выпуск рабочей документации для РН 11К65 был возложен на ОКБ-10 (ныне это Научно-производственное объединение прикладной механики им. Академика М. Ф. Решетнева, расположенное в г. Красноярске).
Для удовлетворения требований Заказчика (МО красноярцами было принято решение принять двух-импульсную схему, предусматривающую выведение ИСЗ в два этапа: первое включение двигателя формирует траекторию в апогее, вторым включением ИСЗ переводится на круговую орбиту. Эта схема выведения позволила существенно повысить эффективность использования .энергетических возможностей носителя.
....
В августе 1964 года две РН 11К65 были доставлены на Байконур. 18 августа 1964 года состоялся пуск. На орбиту были выведены три спутника «Космос-38, -39, -40».Ракетой-носителем 11К65 (впоследствии «Космос-2») были осуществлены еще три запуска, один из которых был аварийным, а два других 21 февраля 1965 года и 15 марта 1965 года вывели на эллиптические орбиты «Космосы-54, -55, -56, -61, -62, -63».
На втором этапе в 1965-1967 гг. ОКБ-10 была проведена модернизация ракеты-носителя с целью повышения ее энергетических характеристик и улучшения тактико-технических данных. В конструкторском бюро «Электроприбор» (г. Харьков) создана новая Система управления.
16 июля 1965 года был осуществлен первый пуск модернизированной ракеты-носителя, названной «Космос-3» (11К65М) с полигона Байконур, выведшей на круговую орбиту 550 км спутники «Космос-71, -72, -73, -74, -75».
Впервые в истории космонавтики одной ракетой были выведены пять спутников.
3 сентября 1965 года ТАСС сообщило о выведении новых пяти спутников «Космос-80, -81, -82, -83, -84» на круговую орбиту - 1500 км, а 18 сентября 1965 года «Космосов-86-90».
Так началась успешная работа ракеты-носителя 11К65М, выведшей на сегодняшний день на различные орбиты около 1000 ИСЗ различных назначении, успешно работавших и работающих в интересах народного хозяйства и обороны страны.
Вариант 11К65М впервые стартовал из Плесецка в мае  1967 года, а старт в январе 1973 года стал первым пуском из Капустина Яра.
Судьба 11К65М сложилась так: первые 14 носителей были изготовлены на механическом заводе ОКБ-10 (г. Железногорск) с участием Красмашзавода. Дальше их изготовление было передано в 1966 г. полностью на Красмашзавод  (г. Красноярск), а с 1970 г. - на ПО «Полёт (г. Омск), где они производятся и в настоящее время.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Там же
ЦитироватьПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОЛЕТ»
Производство РН «Космос-ЗМ» передано производственному объединению «Полет» в 1970 г. Специалисты КБ «Полет» существенно улучшили конструкцию ракеты-носителя, повысили се летные характеристики
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «КОСМОС-ЗМ»
Первый пуск ракеты-носителя 11К65М («Космос-ЗМ»), изготовленный ПО «Полет», состоялся в декабре 1970 года. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР 30 декабря 1971 года ракета-носитель была принята на вооружение Советской Армии.

«Космос-1» НПО«Южное» 27.10.61 19.12.67  165/1
(11К63)

«Космос-2»    «Южное»    1964    1965     8/1
(11К65)         ОКБ-10

«Космос-3»    ОКБ-10     1966    1968     6/3
(11К65)

«Космос-ЗМ» ПО «Полет» 15.05.67  н. вр.   409/2
(11К65М)

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В книге "Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное":
ЦитироватьХод разработки и эксплуатации
В апреле 1961 г. был разработан эскизный проект РН 65СЗ. Выпуск конструкторской документации осуществлялся ОКБ-586 до осени 1962 г.
В связи с загруженностью работами по созданию ракет Р-36 и Р-56 разработка ракеты 65СЗ (11К65] была передана в ОКБ-10 Экспериментальная отработка и изготовление 10 летных ракет проводились совместно с ОКБ-10 при головной роли ОКБ-586. С 1970 г. ведение ракеты 11 К65 в производстве и ее изготовление переданы в ПО "Полет" (г. Омск], которое модернизировало ракету, получившую индекс 11К65М.ЛКИ ракеты 11К65 были начаты 18 августа 1964 г. на 5 НИИП с приспособленного старта (разработчик - КБ НКМЗ). Штатная эксплуатация осуществляется с 1967 г. с космодрома Плесецк и с 1973 г. - с космодрома Капустин Яр, где сооружены стационарные старты с подвижными башнями обслуживания разработки КБТМ (СК "Восход").
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Из книги "Призваны временем" КБ "Южное" http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/kb-ujn/02-2.html

ЦитироватьВ 1960 г. ОКБ-586 по собственной инициативе начало работу над созданием второго, более мощного космического ракетного комплекса на базе второй своей боевой ракеты — 8К65.

Необходимость разработки новой РН была вызвана постоянно возраставшей потребностью регулярного вывода на орбиту искусственных спутников Земли различного назначения в интересах народного хозяйства, науки и обороны страны (связь, метеорология, навигация, разведка и прочее). Использование для этих целей мощного носителя на базе Р-7 или легкого 11К63 было либо экономически нецелесообразным, либо невозможным по энергетическим характеристикам. Требовался новый космический носитель, промежуточный между королёвской "семеркой" и янгелевским "Космосом".

30 октября 1961 г. вышло правительственное постановление о создании космического носителя 65С3 на базе боевой ракеты 8К65 и разработке еще трех космических тем: метеорологического спутника "Метеор" и спутников систем специальной связи для МО СССР "Стрела" и "Пчела". Эти работы поручались ОКБ-586 со сроком выполнения 1962-1963 гг. Спутники метеорологического и связного назначения должны были выводиться на орбиту новой РН.

Еще до выхода правительственного постановления был разработан эскизный проект нового носителя (апрель 1961 г.). В качестве первой ступени использовалась, как уже было отмечено, незначительно доработанная ракета Р-14 (8К65) разработки ОКБ-586. Вторая ступень ракеты была спроектирована вновь с использованием двигателя 11Д49 разработки ОКБ-2 (Главный конструктор А. М. Исаев) на тех же самовоспламеняющихся компонентах, что и двигатели первой ступени — азотная кислота АК-27И и НДМГ. Тяга двигателя в пустоте — 16 тс. Топливный отсек второй ступени — единый с промежуточным днищем, разделяющим его на полости горючего и окислителя. Двигатель второй ступени крепится непосредственно к нижнему днищу топливного отсека, выполненному в форме усеченного конуса. Над топливным отсеком размещается цилиндрический приборный отсек, на него опирается рама для крепления полезного груза и головной обтекатель, под которым размещается космический аппарат. При проектировании второй ступени широко использовались оборудование, материалы и полуфабрикаты, применявшиеся для ракеты Р-14 (панели для топливных емкостей с силовым набором, приваренным точечной сваркой, прессованные алюминиевые профили и прочее).

Особенностью двигательной установки второй ступени была возможность работы на трех режимах:

1) основной режим, на котором двигатель в полете может работать дважды. При выведении КА на высокую круговую орбиту первое включение двигателя формирует траекторию промежуточной орбиты в апогее. Второе включение переводит вторую ступень на круговую орбиту. Двукратный запуск маршевого двигателя был разработан в стране впервые;

2) режим работы рулевых камер, использовавшийся для стабилизации ракеты до, после и во время работы двигателя в основном режиме;

3) режим малой тяги — для ориентации ракеты и создания небольших ускорений, обеспечивающих возможность повторного запуска двигателя в основном режиме. Питание двигателя в режиме малой тяги и работа его при втором включении обеспечивались топливом, имевшимся в двух навесных топливных баках. Система малой тяги существенно расширяла диапазон орбит космических аппаратов.

Автономная инерциальная система управления разработана ОКБ-692 (Главный конструктор В. Г. Сергеев), в ней впервые были применены электронные счетно-решающие приборы, обеспечивающие более точное выведение КА на заданную орбиту (~40 км по высоте, ~30 с — по периоду обращения).

РН могла выводить на околоземные орбиты КА массой до 1,5 т, т. е. втрое больше, чем РН "Космос" (11К63).

Общая длина ракеты составила более 32 м, длина второй ступени с головным обтекателем — около 10 м, диаметр 2,4 м, как у первой ступени, стартовая масса ракеты — 109 т.

Началась разработка КД на новый носитель.

...
Решение Главного конструктора заключалось в том, что разработка носителя 65С3 и космических аппаратов связного назначения "Стрела" и "Пчела" передаются в недавно образованное ОКБ-10 в Красноярске (Главный конструктор М. Ф. Решетнев). Разработку метеорологического КА "Метеор" М. К. Янгель предложил передать во Всесоюзный НИИ электромеханики (ВНИИЭМ), возглавляемый академиком А. Г. Иосифьяном.

Это решение не было простым, очевидным, единогласным, но имело далеко идущие последствия. В этом решении еще раз проявился государственный подход М. К. Янгеля к возникшей проблеме. Решение, идущее, казалось бы, во вред собственной организации, было в высшей степени рациональным с точки зрения государственных интересов.

Военно-промышленная комиссия при СМ СССР (председатель Л. В. Смирнов) согласилась с предложениями ОКБ-586, сохранив за ним роль головной организации по всем работам и предписывая оказание всей необходимой научно-технической помощи.

Коллектив молодого Красноярского ОКБ-10 в это время очень нуждался в заказах, и подарок от ОКБ-586 в виде разработки носителя 65С3 и связных спутников там воспринимался как воистину царский.
...
По линии носителя отработка систем и узлов ракеты 65С3, изготовленных в Красноярске, проводится на стендовой базе ОКБ-586 под руководством специалистов ОКБ-586. Работникам ОКБ-586, связанным с работами по новому носителю и пожелавшим перейти на постоянную работу в Красноярск, где перспективы на жилплощадь были несравненно лучше, чем в Днепропетровске, М, К. Янгель дал согласие на перевод.

В середине 1963 г. большая группа ведущих специалистов ОКБ-586 во главе с В. С. Будником прибыла в Красноярск для согласования программ летных испытаний и телеизмерений нового носителя.

Осенью 1963 г. в Загорске начинаются огневые стендовые испытания второй ступени носителя 65С3 с участием представителей ОКБ-2 А. М. Исаева, ОКБ-10 М. Ф. Решетнева и ОКБ-586. Испытания прошли успешно.
...
Летные испытания нового носителя проводились с НИИП-5. Для сокращения объема работ было принято решение доработать стартовую площадку на месте разрушенной 24 октября 1960 г. при подготовке к первому пуску МБР Р-16. Все доработки старта, а также транспортно-установочное оборудование были разработаны и изготовлены Новокраматорским машиностроительным заводом имени В. И. Ленина.

Государственная комиссия, возглавляемая генералом А. М. Войтенко, принимает решение о проведении первого пуска РН 65С3 с макетами трех КА 18 августа 1964 г. Операциями по подготовке и проведению пуска руководил инженер-полковник А. С. Матренин, имевший большой опыт пусков ракет ОКБ М. К. Янгеля.

Сложилось так, что ракета ушла со старта только с четвертой попытки пуска. Трижды по различным причинам сбрасывалась схема готовности к пуску, объявлялась задержка, устранялись причины сброса схемы. Четвертая попытка привела к полному успеху, хотя задачей первого пуска было, кроме полного времени работы первой ступени, лишь включение и выход на режим двигателя второй ступени.

Пришлось средствам массовой информации объявить миру о том, что в Советском Союзе одной РН выведены на орбиту три ИСЗ: "Космос-38", "Космос-39", "Космос-40".

Это был триумф. У многих, не расположенных к сентиментальности ракетчиков, слезы радости и волнения застилали глаза, перехватывало горло.

Всего с временного старта НИИП-5 по программе ЛИ было произведено 14 пусков ракеты 65С3. Летные испытания продлились до конца следующего года. Специалисты ОКБ-10 работали бок о бок с сотрудниками ОКБ-586, набираясь опыта, технической смелости, проявляя инициативу и разумную самостоятельность. Все это дало основание М. К. Янгелю накануне 1966 г. предоставить М. Ф. Решетневу все права и обязанности Главного конструктора ракеты 65С3, которой в дальнейшем был присвоен новый индекс — 11К65.

Штатная эксплуатация новой РН началась в 1967 г. с полигона Плесецк (НИИП-53), где были сооружены два стационарных комплекса с подвижными башнями обслуживания. Они были созданы силами КБТМ (Главный конструктор В. Н. Соловьев) уже по техническому заданию ОКБ-10.

С 1970 г., когда ОКБ-10 М. Ф. Решетнева переходит сначала на серийное сопровождение КА серии "Молния", разработанных в ОКБ-1 С. П. Королева, а затем становится одним из крупнейших в стране разработчиков КА различного назначения, ведение РН 11К65 передается в Омское ПО "Полет" (Главный конструктор А. С. Клинышков), которое модернизировало ракету-носитель под индексом 11К65М и в настоящее время продолжает ее модернизацию под новым названием "Взлет".

В 1972 г. на ГЦП-4 был сооружен стартовый комплекс для РН 11К65М по типу Плесецкого. С этого космодрома ракетой 11К65М выводились на орбиту КА по программам "Космос", "Интеркосмос".

Массовый, многоцелевой, надежный, простой по конструкции и сравнительно дешевый космический носитель 11К65М обеспечивает запуск КА массой до 1500 кг на эллиптические и круговые орбиты высотой 250-1700 км с наклонением плоскости орбиты 51°, 66°, 74°, 83°. Этот носитель выводил на орбиту спутники серии "Космос", "Интеркосмос", КА советско-американской системы спасения "Коспас-Сарсат", индийские КА "Ариабата", "Бхаскара", французский "Снег", шведский "Астрид", американский "Файсат". С его помощью проводились многочисленные астрофизические, технологические и другие научные эксперименты в интересах отечественных и международных организаций, в том числе и при суборбитальных полетах, продолжительность которых при использовании РН 11К65М может достигать 48 мин.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

У Уманского нестыковочка по дате первого пуска 11К65М :D

КБ "Южное" подзапуталось в индексах и датах первого пуска РН - 65С3 или 11К65 полетела в 1964 году? :D  :D
Байконур надолго - навсегда

Salo

В общем КБЮ разрабатывало 65С3, ОКБ-10 выпускало 11К65,а ПО Полёт 11К65М? :D
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Байконур

ЦитироватьВ общем КБЮ разрабатывало 65С3, ОКБ-10 выпускало 11К65,а ПО Полёт 11К65М? :D

К сожалению, не опубликовано ни одной фотографии первой РН перед пуском 18 августа 1964 года :cry:

Salo

Цитировать22.11.2007 / 09:57    Омский «Полет» вывели на работу с прибылью

     Впервые за последние 15 лет омское ФГУП ПО «Полет» вышло на рентабельный уровень работы: по итогам девяти месяцев прибыль от основной деятельности предприятия составила 60 млн руб., пишет "Коммерсант". Как сообщила 20 ноября пресс–служба правительства Омской области, в этом году портфель заказов ФГУП на текущий год составляет 600 млн руб. По словам генерального директора ПО «Полет» Василия Ковалева, на заводе активно осуществляется программа технического перевооружения. В число перспективных разработок, производство которых будет развернуто на омском объединении, входят легкий многоцелевой самолет «Аист Т–411», универсальные ракетные модули для ракет–носителей нового поколения семейства «Ангара», модернизация ракеты–носителя «Космос–3М» и развитие производства спутников.
     По оценке руководства ФГУП, к 2011 году общий объем производства на «Полете» вырастет до 3 млрд руб. Напомним, до конца 2007 года омское ФГУП «Полет» будет присоединено в качестве филиала к «Государственному космическому научно–производственному центру имени М.В. Хруничева» ( Московская область). Это произойдет в рамках создания на базе Центра Хруничева ракетно–космического госхолдинга.

     - А.Ж.
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

Какие варианты гептильных двигателей есть для модернизации Космоса?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Bell

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

ratte07

ЦитироватьРД-275, вестимо :)
Это как-то сложно. Можно ведь от Рокота?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Salo

Вы имеете ввиду РД-0233 из старых запасов? :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

ЦитироватьВы имеете ввиду РД-0233 из старых запасов? :wink:
Можно и из запасов. А можно и новые. Сейчас модно восстанавливать производства двигателей.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Старый

Темп запусков Космоса-3М таков что никакая глубокая модернизация не окупится.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ааа

Может, под модернизацией понимается установка сарлупообразных обтекателей?
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Salo

Цитировать
ЦитироватьВы имеете ввиду РД-0233 из старых запасов? :wink:
Можно и из запасов. А можно и новые. Сейчас модно восстанавливать производства двигателей.
Тогда уж лучше РД-275.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

Цитировать
ЦитироватьРД-275, вестимо :)
Это как-то сложно. Можно ведь от Рокота?
Не, ну за модернизацию же надо платить ;)
Да и чего такого особо сложного?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

ratte07

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьРД-275, вестимо :)
Это как-то сложно. Можно ведь от Рокота?
Не, ну за модернизацию же надо платить ;)
Да и чего такого особо сложного?
Рулить чем? Да и длинный он.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Bell

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьРД-275, вестимо :)
Это как-то сложно. Можно ведь от Рокота?
Не, ну за модернизацию же надо платить ;)
Да и чего такого особо сложного?
Рулить чем? Да и длинный он.
Рулить им же, в родном кардане. Длина не особо критичная, имхо. Место внизу есть.

Просто это очевидный вариант, серийный движок, тяга как раз несколько больше, под модернизацию. Остальное всё - нюансы.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость