ГКНПЦ им. М.В. Хруничева модернизируют Космос-3М???

Автор Александр Ч., 12.09.2007 15:22:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


fagot

Ну вот, а Решетнев вроде и ни при чем.
Уже снятых с дежурства УР-100Н и Р-36МУТТХ хватит на весьма долгие годы, да и оставшиеся спишут к 2011-му. Единственное, зачем могут производство возобновить, это чтобы совсем уж неоптимальную Ангару-1.1 не делать, однако при наличии Рокота непонятно, зачем это делать теперь.
Еще вот эта фраза порадовала:
ЦитироватьЕсли раньше все силы конструкторов ракет были направлены на увеличение полезной нагрузки, то теперь аппараты массой несколько десятков килограмм способны выполнять те же задачи на орбите, что и тонные «махины». Поэтому легкие ракетоносители пользуются стабильным спросом у заказчиков телекоммуникационной аппаратуры и дистанционного зондирования Земли.
Так и представляется, как орбкомчик заменяет ГСОшный ретранслятор. :)

SpaceR

А меня такая цитата развлекла:
ЦитироватьМихаил Кузьмич в создании боевых ракет преуспел больше Сергея Павловича. Делал он это в Днепропетровске, куда был направлен для налаживания производства королевской Р-7 на местном автозаводе (впоследствии НПО «Южмаш»).
Так и представил, как Янгель делал "Семерки" на ЮМЗ ;) :)

Уточняю: делали королёвские Р-1 и Р-2, а позже группа(КБ?)  В.С. Будника разработала свою цилиндрическую РН на высококипящих компонентах - будущую Р-11.
Тогда-то Янгеля и направили налаживать её производство.

Там и другие "ляпы" есть, утомит перечислять...

Я подозреваю, что о "возобновлении производства" "Космосов" похожий звон: вероятно, делать будут не новые РН из свежего сырья, а организуют производство кондиционных РН, готовых к пускам, из некондиции - той самой "пачки Космосов" с закромов РВСН.

Salo

Да ну?
А ОКБ-1 значит Р-11 не делало?
Призваны временем:
ЦитироватьКак только появилась малейшая возможность отвлечь от идущего полным ходом серийного производства ракет Р-1 и Р-2 некоторые силы заводского КБ без ущерба для основной деятельности, В. С. Будник поручил группе конструкторов начать проектные проработки собственной ракеты. В эту группу первоначально вошли: Э. М. Кашанов, Л. П. Мягких, Г. М. Пиленков, Ю. А. Сметанин, "старички"-баллистики Н. Ф. Герасюта и П. П. Караулов, прочнист П. И. Никитин, специалист по устойчивости ракет В. Ф. Кулагина. Это было в конце 1952 г.

Молодые проектанты понимали, что их главной задачей является не просто разработать еще одну боевую ракету, но такую, которая была бы привлекательна для военных, т. е. не имела бы специфических недостатков ракет разработки ОКБ-1. Поэтому с самого начала в проект были заложены два главных исходных положения:

1) ракета должна быть способной длительное время находиться в заправленном состоянии для обеспечения возможности существенного сокращения времени подготовки к пуску;

2) система управления ракеты должна быть полностью автономной, не иметь помехоподверженной, громоздкой и сложной в эксплуатации системы радиокоррекции, но в то же время обеспечивающей достаточную точность стрельбы.

Из первого положения однозначно следовало, что ракета должна работать на долгохранимых (высококипящих) компонентах топлива.

При разработке собственной ракеты за прототип была взята, естественно, последняя (и самая перспективная) ракета Р-5 разработки ОКБ-1, эскизный проект которой был выпущен в октябре 1951г. Эту ракету можно с полным основанием назвать первой советской БРДД. Она и по внешнему облику, и по конструкции разительно отличалась от ракет Р-1 и Р-2, не говоря уже о ее характеристиках. Это была одноступенчатая ракета с отделяющейся в конце активного участка моноблочной ГЧ массой 1350 кг. Оба топливных бака были выполнены несущими и представляли собой сварную тонкостенную конструкцию из алюминиевого сплава, подкрепленную шпангоутами. Для упрочнения баков и обеспечения бескавитационной работы насосов ТНА в баках создавалось небольшое избыточное давление. Бак горючего наддувался воздухом из бортовых баллонов, бак окислителя — газифицированным в специальном теплообменнике кислородом. Повышенное испарение жидкого кислорода из бака, не имеющего теплоизоляции, компенсировалось подпиткой, то есть автоматизированной дозаправкой жидким кислородом непосредственно перед пуском. Двигатель 8Д71 представлял собой дальнейшую модификацию двигателя ракеты Р-2, форсированную по тяге за счет увеличения секундного расхода топлива. Громоздкие стабилизаторы были заменены небольшими пилонами с четырьмя воздушными и четырьмя газовыми рулями, установленными на срезе камер сгорания двигателя. Новые конструкторские решения позволили уменьшить долю массы конструкции в общей массе ракеты вдвое по сравнению с ракетой Р-1 и в то же время увеличить дальность ракеты Р-5 почти в пять раз.

Основные конструктивные решения ракеты Р-5 были реализованы впервые в мире и в дальнейшем стали классикой мирового ракетостроения.

Для обеспечения приемлемой точности стрельбы на ракете Р-5 устанавливалась комбинированная система управления — с автономным управлением по дальности и радиосистемой по коррекции бокового отклонения ракеты от плоскости стрельбы. Иначе было невозможно в то время компенсировать боковой снос ракеты.

Собственная ракета КБ завода № 586 проектировалась под двигатель РД-211 разработки ОКБ-456, работающий на азотной кислоте и керосине.

Перед молодыми проектантами встало огромное количество проблемных вопросов, ответы на многие из которых только сегодня, по прошествии многих лет кажутся естественными. Например:

— из какого материала делать баки — из нержавеющей стали или алюминиевого сплава,

— как расположить бак окислителя, чтобы улучшить устойчивость и управляемость, — вверху или внизу,

— нужны ли аэродинамические стабилизаторы,

— как отделять головную часть — толкателями или другим способом,

— какое рабочее тело применять для наддува баков.

Эти и многие другие вопросы были решены достаточно быстро.

С целью унификации имеющегося оборудования и технологической оснастки диаметр проектируемой ракеты приняли равным диаметру серийных ракет Р-1, Р-2, Р-5 — 1652 мм.

Материалом топливных баков был определен алюминиевый сплав АМг-6.

В качестве рабочего тела наддува баков был выбран жидкий азот.

Сохраняя габариты и ГЧ прототипа — ракеты Р-5 — проектируемая ракета имела на 25 % большую дальность.

В это время, в начале 50-х годов, в НИИ-88, головном научно-исследовательском институте ракетной техники, в соответствии с постановлением правительства № 4814-2095 от 4 декабря 1950 г. проводились научно-исследовательские работы с целью определения дальнейших направлений развития баллистических ракет. Одна из тем называлась: "Исследование вариантов ракет дальнего действия с применением топлив на основе высококипящих окислителей". Работы проводились с привлечением специализированных организаций — ОКБ-456, Государственного института прикладной химии и других. В результате исследований по этой теме было показано, что использование высококипящих окислителей, хоть и приводит к некоторому снижению удельной тяги ЖРД, дает ряд преимуществ, главные из них — возможность длительного хранения заправленной ракеты без потери топлива на испарение и сокращение времени на подготовку ракеты к пуску.

На основе результатов научно-исследовательских работ ОКБ-1 разработало ракету Р-11 с двигателем А. М. Исаева на высококипящих компонентах топлива — окислитель АК-20 (20 % четырехокиси азота и 80 % азотной кислоты) и горючее Т-1 (керосин). Заданием предусматривалась возможность нахождения ракеты в заправленном состоянии в течение месяца. Она имела стартовую массу 5,4 т, головную часть массой 600 кг с обычным ВВ, дальность стрельбы 170 км с предельным отклонением 6 км, автономную систему управления. По сравнению с ракетой Р-1 ее боеготовность повысилась более чем вдвое. Позднее на ее основе была создана модернизированная ракета Р-11М с самоходной ПУ и ядерной ГЧ, она была принята на вооружение и в течение ряда лет была основным комплексом оперативно-тактического назначения Советской Армии.

Использование высококипящих компонентов топлива требовало при создании ракеты и двигателя решения целого круга вопросов, связанных с выбором конструкционных материалов, изучением и обеспечением их стойкости при действии агрессивной среды, обеспечением стабильности компонентов топлива при длительном их нахождении в баках ракеты и т. п. Не все эти вопросы были решены в полной мере при создании ракеты Р-11М, но достигнутые результаты позволили создать ракету, выдержавшую проверку эксплуатацией в войсках.

Однако С. П. Королев считал нецелесообразным и неперспективным применение высококипящих компонентов в баллистических ракетах с большой дальностью стрельбы.

В процессе НИР, проведенных в НИИ-88, были выполнены предварительные проработки варианта азотнокислотной ракеты, имевшей дальность примерно такую же, как у ракеты Р-5. Результаты проработок в апреле 1953 г. были высланы на завод № 586. Молодые проектанты КБ завода смогли лишний раз убедиться в правильности выбранного ими направления.

Достойно всяческого уважения мужество В. С. Будника, бывшего заместителя С. П. Королева по конструкции ракет, фактически выступившего против "альма-матер" — ОКБ-1, в то время единственного и непререкаемого авторитета в отечественной ракетной технике. В случае неудачи он буквально рисковал головой.

Выработав облик будущей ракеты, определившись со смежными организациями, КБ завода № 586 направило свои предложения в ГАУ Министерства обороны. Военным нужна была именно такая ракета, поэтому предложение КБ было поддержано незамедлительно.

Еще раньше проект получил одобрение руководства завода и министерства.

Совершенно по-другому встретили известие о разработке в серийном КБ завода № 586 ракеты на высококипящем окислителе, да к тому же имевшей дальность стрельбы большую, чем у ракеты Р-5, руководители ОКБ-1. С. П. Королев, его заместители В. П. Мишин, К. Д. Бушуев не только резко отрицательно отнеслись к этому событию, но и принялись упорно и последовательно доказывать в разных государственных инстанциях нецелесообразность разработки ракеты большой дальности на высококипящих компонентах.

Тем не менее, 13 февраля 1953 г. вышло постановление правительства № 442-212, которым конструкторскому бюро завода № 586 поручалась разработка эскизного проекта ракеты Р-12 средней дальности.

20 февраля во исполнение постановления правительства вышел приказ министра № 134. Будущей ракете присваивался индекс 8А63.

Выход постановления правительства потребовал нового отношения к проектным делам. В молодом коллективе возросло чувство ответственности. Теперь разработка новой ракеты становилась не личным делом конструкторов, не хобби, а государственным заказом, который нужно выполнить в заданные сроки.

14 апреля 1953 г. были получены тактико-технические требования ГАУ на ракету 8А63. В течение весны и лета шла энергичная работа по выдаче и согласованию тактико-технических заданий смежным организациям.

Смежниками согласились стать те же организации, которые были смежниками ОКБ-1:

— по двигателю — В. П. Глушко (ОКБ-456),

— по системе управления — Н. А. Пилюгин (НИИ-885),

— по гироскопическим приборам — В. И. Кузнецов (ОКБ-10),

— по стартовой позиции — В. П. Бармин (ГСКБспецмаш).

Летом 1953 г. на завод прибыла группа офицеров заказывающего управления ГАУ во главе с полковником А. Г. Мрыкиным. Проект ракеты им понравился. А. Г. Мрыкин вдохновлял молодых проектантов: "Работайте, несмотря ни на какие "палки" Королёва, не бойтесь трудностей. Вы на правильном пути. Никакого кислорода в боевой технике не нужно".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.zn.ua/3000/3760/60135/
ЦитироватьВ то же время директор института Константин Руднев требовал исполнения постановления правительства от 4 декабря 1950 года о разработке ракет на долгохранимых (высококипящих) компонентах топлива. Никто из ближайшего окружения Королева и сам главный конструктор не проявляли интереса к таким ракетам. Считалось: нет смысла разрабатывать ракету с примерно такой же дальностью и с таким же боевым зарядом, как и у Р-1. Для многих это был уже пройденный этап. К тому же ракету предлагалось создавать на высококипящих (агрессивных) окислителях.

Однако и в ОКБ-1 нашлись энтузиасты использования новых топлив, среди них был и заместитель главного конструктора Михаил Янгель. Королев назначил его ответственным за разработку эскизного проекта, предоставив ему права главного конструктора ракеты Р-11.

Знал бы Королев, во что это выльется в конечном счете, скорее всего, поступил бы по-иному, а так все продолжалось по утвержденному сценарию. Янгель отобрал группу энтузиастов нового направления. Причем отбирал не столько опытных конструкторов, сколько способных, энергичных, инициативных молодых специалистов, среди которых был и Михаил Решетнев.

Разрабатывая эскизный проект тактической ракеты Р-11, молодежь знакомилась с двигателистами «фирмы» Алексея Исаева, создателями автономной системы управления (НИИ Николая Пилюгина) и наземного оборудования (КБ Владимира Бармина). Такая тесная связь со смежниками создавала прочный фундамент совместных разработок. Михаил Решетнев без колебаний согласился работать под руководством Янгеля. Михаил Кузьмич ни на кого, никогда не давил своим авторитетом, давал полный простор мыслям и действиям. Если и поправлял, то делал это корректно, стремясь подвести разработчика к более интересному решению.

Контакты и связь с Янгелем у Решетнева были тесными и постоянными, общение же с Королевым поначалу — проблемным: главный конструктор часто выезжал на испытания, наведывался к смежникам, под его руководством происходило становление серийного производства, уйму времени и сил занимали встречи с министрами, руководителями ведомств и заказчиками.

Эскизный проект ракеты Р-11 — первой советской ракеты на долгохранимых (высококипящих) компонентах топлива — завершили в ноябре 1951 года, он получил высокую оценку заказчика. Незамедлительно началась разработка конструкторской документации, в цехах опытного завода №88 приступили к изготовлению деталей и узлов новой ракеты. Следить за всей этой цепочкой Янгель поручил Михаилу Решетневу, назначив его ведущим конструктором ракеты Р-11.

С мая 1952 года М.Янгель — директор НИИ-88, круг его обязанностей неизмеримо расширился, но он продолжал заниматься ракетой Р-11 вплоть до ее летных испытаний первого и второго этапов. Новая ракета резко отличалась по конструкции от первых ракет Королева. По сравнению с ракетой Р-1 она была в 2,5 раза легче, хотя летала на ту же дальность. В заправленном состоянии Р-11 могла находиться больше месяца, ее боеготовность удалось повысить более чем в два раза, улучшилась и точность стрельбы. Упростилась технология изготовления ракеты, снизилась и ее стоимость. Намечался магистральный путь развития боевой ракетной техники.

Научно-технический совет НИИ-88 под руководством М.Янгеля одобрил решение о создании на базе ракеты Р-11 ряда ее модификаций для Сухопутных войск (Р-11М) и запуска ракет из пусковых установок подводных лодок (Р-11ФМ). Ведущим конструктором ракеты для Военно-морского флота назначили Виктора Макеева.

После успешных зачетных испытаний вышло постановление правительства об организации на Оренбургском авиазаводе серийного выпуска оперативно-тактической ракеты Р-11 со стартовой массой 5350 кг.

Круг обязанностей Михаила Решетнева значительно расширился: ведение серийного выпуска ракеты Р-11 (8А61) в Оренбурге, модернизация оперативно-тактической ракеты Р-11М под атомный заряд (8К11), оперативная связь с создателями самоходного стартового агрегата для ракеты Р-11М на базе тяжелого танка Жозефа Котина.
В июне 1958 года С.Королев назначил кандидата технических наук Михаила Решетнева заместителем главного конструктора ОКБ-1.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати Р-5 и Р-5М тоже в Днепропетровске делали:
ЦитироватьПосле создания 17 декабря 1959 года Ракетных войск стратегического назначения все инженерные бригады РВГК, вооружённые ракетным комплексом с БРСД Р-5М, были включены в боевой состав этого вида Вооруженных Сил СССР. Одновременно их переформировали в ракетные дивизии. В каждой из пяти дивизий, получивших этот ракетный комплекс, имелось восемь ракет Р-5М. Комплекс с "изделием 8К51" был выпущен на днепропетровском "Южмаше" небольшой серией в 48 ракет. Эксплуатировались они до 1967 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

ЦитироватьКстати Р-5 и Р-5М тоже в Днепропетровске делали:
ЦитироватьПосле создания 17 декабря 1959 года Ракетных войск стратегического назначения все инженерные бригады РВГК, вооружённые ракетным комплексом с БРСД Р-5М, были включены в боевой состав этого вида Вооруженных Сил СССР. Одновременно их переформировали в ракетные дивизии. В каждой из пяти дивизий, получивших этот ракетный комплекс, имелось восемь ракет Р-5М. Комплекс с "изделием 8К51" был выпущен на днепропетровском "Южмаше" небольшой серией в 48 ракет. Эксплуатировались они до 1967 года.
Ок, прошу прощения, перепутал с Р-12 ;)
В общем-то, я говорил о намёке в статье на выпуск в Днепропетровске Р-7 ...

Salo

А вот это было действительно смешно. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьЯ подозреваю, что о "возобновлении производства" "Космосов" похожий звон: вероятно, делать будут не новые РН из свежего сырья, а организуют производство кондиционных РН, готовых к пускам, из некондиции - той самой "пачки Космосов" с закромов РВСН.
Цитировать10-07-2008 ПО «Полет» представляет десантный вариант самолета Ан-3Т на выставке в Нижнем Тагиле
   Производственное объединение «Полет» – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» в составе делегации Омской области принимает участие в одной из крупнейших мировых выставок вооружений – VI-ой Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2008», которая проходит с 9 по 12 июля 2008 года.
Одним из основных экспонатов экспозиции ПО «Полет» станет десантный вариант легкого многоцелевого самолета Ан-3Т, который предназначен для парашютной подготовки десантников и сможет заменить устаревший парк самолетов Ан-2, используемых для отработки и совершенствования навыков прыжков с парашютом в воздушно-десантных войсках России на протяжении нескольких десятков лет. Комплекс десантно-транспортного оборудования, установленный на Ан-3Т, обеспечит безопасное десантирование в один поток до 12 парашютистов, а также размещение и перевозку груза. В апреле 2008 года командующий воздушно-десантными войсками России генерал-лейтенант В.Е.Евтухович и генеральный директор ПО «Полет» Г.М.Мураховский провели переговоры по вопросам возможности изготовления на предприятии десантного варианта легкого многоцелевого самолета Ан-3Т.
   Помимо десантного варианта самолета Ан-3Т производственное объединение «Полет» представит и образцы ракетно-космической продукции: макет ракеты-носителя семейства «Ангара», рекламно-информационные материалы по космическим аппаратам «Стерх», «Можаец», «Университетский», дистанционного зондирования Земли.

Пресс-служба «Полет» – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева»
Заметьте о Космосе-3М ни слова. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Ну, эта цитата моё предположение вроде как ничем не опровергает.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

На полигоне Капустин Яр готовятся к запуску ракеты "Космос-3М"
ЦитироватьЗарубежные партнеры отмечают, что "имеется потребность в запуске еще примерно 20 подобных космических аппаратов связи". Но пока нет четкой определенности, какие ракеты-носители могут быть использованы для вывода их в космос. Российские специалисты считают, что "существует возможность использования в этих целях оставшихся 3 - 4 ракет типа "Космос-3М".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR


Salo

http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=3768
Цитировать22-07-2008 Германия рассчитывает использовать перспективную российскую ракету-носитель «Ангара» для запуска своих спутников
   
Германия рассчитывает использовать перспективную российскую ракету-носитель "Ангара" для запуска своих спутников. Об этом заявил сегодня ИТАР-ТАСС представитель германской компании ОНВ System Ag Фриц Мэркле.
   "Мы обсудили с российской стороной планы использования "Ангары" и надеемся на хороший результат", - подчеркнул он. По словам Ф.Мэркле, "мы знаем, что у русских осталось 4 ракеты-носителя "Космос-3М". "Это хорошая техника, которая постоянно используется для запуска наших спутников", - сказал представитель компании. "До сегодняшнего дня благодаря этой ракете- носителю мы запустили 4 спутника и сегодня стали свидетелями запуска пятого на космодроме "Плесецк", - подчеркнул он. "Это сотрудничество будет продолжено", - отметил Ф.Мэркле. Он не исключил, что Германия будет использовать для запуска своих спутников и европейскую ракету-носитель Vega.  
"Были когда-то и мы рысаками!!!"