Национальный космодром на Дальнем Востоке

Автор Bell, 01.08.2007 21:24:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 85 гостей просматривают эту тему.

Павел73

ЦитироватьЯ я просто 15 лет назад был моложе...
Сильно сказано - надо заселять ДВ. А кто поедет то?
Да-а... Большим романтиком надо быть... :roll:
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

us2-star

ЦитироватьПросто 10 лет назад у меня не было никаких серьёзных проектов, а сейчас вот строю свою автономную базу на Луне с оранжереями и космодромом... то есть - тьфу! - коттедж в деревне с теплицами и гаражом... :D ... Теперь как-то несподручно срываться с места...
А позвольте полюбопытствовать, сорри за оффтоп, ваша база(дача), будет действительно автономной? С СБ на крыше, реактором(генератором) в подвале и колодцем?  :roll:
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Sаlyutman

ЦитироватьНу так если новое оборудование, станки всякие - то это 70% от стоимости завода. Лучше уж тогда и новые корпуса делать. Вот вам и индустриальное развитие Дальнего Востока!
КНАПО "Сухими" повязано, к тому же не входит в Роскосмос.
Уж если и делать баки восточнее Урала, то есть Омский "Полёт" или "Красмаш".

Павел73

Цитировать
ЦитироватьПросто 10 лет назад у меня не было никаких серьёзных проектов, а сейчас вот строю свою автономную базу на Луне с оранжереями и космодромом... то есть - тьфу! - коттедж в деревне с теплицами и гаражом... :D ... Теперь как-то несподручно срываться с места...
А позвольте полюбопытствовать, сорри за оффтоп, ваша база(дача), будет действительно автономной? С СБ на крыше, реактором(генератором) в подвале и колодцем?  :roll:
Не всё сразу, но...  :wink:
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Alex_II

Цитировать
ЦитироватьЯ я просто 15 лет назад был моложе...
Сильно сказано - надо заселять ДВ. А кто поедет то?
Да-а... Большим романтиком надо быть... :roll:
Да ладно... 20 лет шарахаюсь по краям ничем не лучше - скорее хуже, потому что в основном Заполярье. И не такой уж романтик - работа в поле отучает от романтики напрочь... со временем. И уходить не собираюсь...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

sychbird

Цитировать
ЦитироватьОборудование в любом случае новое понадобиться, чай больше двадцати лет прошло. В промышленности за такой срок модернизацию производства должны обязательно сделать, тем более под такое дело должно быть немалое финансирование. Но в любом случае в этой отрасли лучше развивать имеющееся производство, чем создавать его "с нуля" на новом месте.
Ракетно-космическая техника всё таки не автомобиль.
Ну так если новое оборудование, станки всякие - то это 70% от стоимости завода. Лучше уж тогда и новые корпуса делать. Вот вам и индустриальное развитие Дальнего Востока!
Основная стоимость нового завода - это стоимость инфраструктуры промплощадки - энергетика, логистика, водопотребление, канализация, очистные сооружения для промвыбросов и захоронение отходов. По уму сюда на включить стоимость обеспечения и воспроизводства производственного персонала - не на двадцать лет строим космическую инфраструктуру.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

АниКей

ЦитироватьКак сообщил на саммите деловых кругов «Сильная Россия-2010» в Москве гендиректор ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов, Россия после 2018 года приступит к созданию сверхтяжелых ракет космического назначения и рассмотрит возможность создания многоразовых космических кораблей и ракет.

На первом этапе (до 2015 года) и на втором этапе (до 2018 года) будет создана новая ракета среднего класса повышенной грузоподъемности. Она сможет выводить на орбиту полезную нагрузку массой свыше 24 тонн.
По словам генерального директора, в 2015 году начнутся ее летные испытания, а с 2018 года должна начаться эксплуатация ракеты.
«На последующих этапах будут созданы совсем тяжелые носители с полезной нагрузкой 60 и даже свыше 100 тонн», - заявил Геннадий Райкунов.
В более отдаленной перспективе планируется рассмотреть вопросы создания многоразовых ракет-носителей и пилотируемых космических кораблей.
Ну а Роскосмос, как сообщает Интерфакс-АВН, проинформировал о том, что через два года планируется создать в ракетно-космической отрасли четыре-пять крупных холдингов, которые объединят предприятия по тематической направленности, в частности по средствам выведения, пилотируемым и автоматическим космическим аппаратам.
ЦитироватьСледующий холдинг — ОАО "Российская космическая корпорация" (РКК) — планируется создать на основе РКК "Энергия". РКК отчасти будет дублировать функции РРКК и АКК — в ее задачах помимо производства средств для пилотируемых полетов также значатся создание ракет-носителей и отдельных видов космических аппаратов. Организационно РКК планируется создавать следующим образом: к РКК "Энергия" присоединить "НПО ,,Энергомаш", ФГУП "НИИ машиностроения", ФГУП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ФГУП "НПО автоматики", а также ФГУП "НИИ командных приборов".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Alex_II

Ну, что такое РКК из вашего текста понятно. А что такое РРКК?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

АниКей

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10907&start=0
ЦитироватьСозданием средств выведения различных классов: ракеты-носители, разгонные блоки займется ОАО "Российская ракетно-космическая корпорация" (РРКК). Во главе будет ГКНПЦ имени Хруничева, которое уже представляет собой вертикально-интегрированную структуру. Указом президента РФ в 2007 г. к Центру имени Хруничева присоединилось четыре предприятия ракетно-космической промышленности. Компанию "Хруничеву" составят ФГУП "НПЦ автоматики и приборостроения имени Пилюгина" и ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Sаlyutman

ЦитироватьНу, что такое РКК из вашего текста понятно. А что такое РРКК?
Это "СуперХруничев" :D

Alex_II

И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Lev

Это "старая новость" :) .
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10907&postdays=0&postorder=asc&start=0&sid=f79cd7cfbafcee11dc2d828d481c5efa
ЦитироватьРоскосмос предложил объединить всю ракетно-космическую отрасль в шесть корпораций

      В 2012 г. все предприятия и научные организации российской космической отрасли могут быть объединены в шесть укрупненных холдингов, сообщила 4 июня газета "Маркер". Такую структуру интеграции предложил Роскосмос в направленном в правительство документе "О порядке интеграции ракетно-космической промышленности в 2010–2012 гг.". Концепция укрупнения отраслевых единиц предусматривает объединение предприятий по направлениям деятельности. Одна суперкорпорация, к примеру, займется производством всех типов спутников, другая сконцентрируется на создании средств выведения. Также планируется объединить в одну структуру всех производителей военной ракетной техники. Роскосмос намерен акционировать ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" и создать корпорацию по строительству и обслуживанию всех российских космодромов. Против реализации планов Роскосмоса пока выступают только представители НПО "Энергомаш", считающие, что ракетное двигателестроение также стоит выделить в отдельную структуру.
      Больше всего организаций Роскосмос планирует объединить в структуре ОАО "Корпорация ,,Автоматические космические комплексы" (АКК). Ее Роскосмос предлагает начать формировать уже в нынешнем году. Во главу объединения предполагается поставить ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС). В прошлом году на базе ИСС был создан холдинг спутникостроения, куда вошли девять российских предприятий. В АКК войдет ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем", созданое на базе ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения", производитель лазерных систем ОАО "Научно-исследовательская корпорация ,,Системы прецизионного приборостроения", разработчик и производитель непилотируемых космических аппаратов ФГУП "НПО имени Лавочкина", старейшее оборонное предприятие России петербургское ОАО "Машиностроительный завод ,,Арсенал" и ряд других предприятий: ОАО "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы", ОАО "Корпорация космических систем специального назначения ,,Комета", ФГУП "ЦНИРТИ имени Берга", ФГУП "КБ ,,Арсенал" имени Фрунзе", ФГУП "МОКБ ,,Марс", ФГУП "ОКБ ,,Факел", ФГУП "НИИ микроприборов-К".
      Специализацией АКК будет разработка и производство непилотируемых космических аппаратов всех типов и назначений, а также создание и обслуживание наземных комплексов управления.
      Созданием средств выведения различных классов: ракеты-носители, разгонные блоки займется ОАО "Российская ракетно-космическая корпорация" (РРКК). Во главе будет ГКНПЦ имени Хруничева, которое уже представляет собой вертикально-интегрированную структуру. Указом президента РФ в 2007 г. к Центру имени Хруничева присоединилось четыре предприятия ракетно-космической промышленности. Компанию "Хруничеву" составят ФГУП "НПЦ автоматики и приборостроения имени Пилюгина" и ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова".
      Следующий холдинг — ОАО "Российская космическая корпорация" (РКК) — планируется создать на основе РКК "Энергия". РКК отчасти будет дублировать функции РРКК и АКК — в ее задачах помимо производства средств для пилотируемых полетов также значатся создание ракет-носителей и отдельных видов космических аппаратов. Организационно РКК планируется создавать следующим образом: к РКК "Энергия" присоединить "НПО ,,Энергомаш", ФГУП "НИИ машиностроения", ФГУП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ФГУП "НПО автоматики", а также ФГУП "НИИ командных приборов".
      В процессе формирования данного холдинга возможен серьезный конфликт, пишет "Маркер". Руководство и сотрудники НПО "Энергомаш" уже выступили с критикой предложенной Роскосмосом схемы интеграции — они считают, что двигателестроение заслуживает выделения в отдельный холдинг. Их главный аргумент — мировая и российская индустриальная практика, в соответствии с которой двигателестроение обычно существует обособленно.
      Драматическая конкурентная борьба создателей ракет Московского института теплотехники и ГРЦ имени Макеева за право сделать то, что потом назвали "Булавой", может остаться в истории отечественного ракетостроения как последний эпизод такого рода. Потому что Роскосмос предложил объединить в корпорацию "Стратегическое ракетное вооружение" (СРВ) всех производителей ракетного вооружения.
      Штабом интеграции назначено ФГУП "Московский институт теплотехники". Туда прикомандируют ОАО "ВПК НПО машиностроения", "ГРЦ имени Макеева", ОАО "НПО ,,Искра".
      Под СРВ планируется создать субхолдинг — ОАО "Специальные объекты управления". В него войдут ФГУП "ЦКБ тяжелого машиностроения", ФГУП "ЦКБ ,,Геофизика", ФГУП "СКБ ,,Титан", ФГУП "ЦКБ транспортного машиностроения", а также ФГУП "ОКБ противопожарной техники".
      ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) Роскосмос предлагает в 2011 г. акционировать и на его базе создать одноименное ОАО. В эту компанию хотят интегрировать Федеральный космический центр "Восточный" — структуру, ответственную за проект строительства космодрома в Амурской области.
      Также в ЦЭНКИ планируется интегрировать ФГУП "ЭХО" — поставщика оборудования и стройматериалов для космодромов и космических предприятий. В итоге в ведении ЦЭНКИ будет строительство и обслуживание всей наземной космической инфраструктуры, имеющейся в распоряжении России, — космодромов Байконур, Плесецк и проектируемого "Восточного".
      Шестой интегрированной структурой Роскосмос планирует сделать Центральный ракетно-космический институт. Как видно из названия, он будет проводить системные исследования, испытания, осуществлять научно-техническое сопровождение создания ракетно-космической техники. Институт создадут на базе головного института Роскосмоса — ФГУП "ЦНИИМаш". Сюда же войдут Федеральное казенное предприятие "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" (ФКП "НИЦ РКП"), ФГУП "Организация ,,Агат" и ФГУП "НПО ,,Технологии машиностроения".
      Сроки рассмотрения правительством предложений по интеграции ракетно-космической промышленности в Роскосмосе не уточняют.
Делай что должен и будь что будет

Asgard

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСкорее по технологии. В авиации больше клепки, в ракетном производстве - сварки. На авиазаводе нет оборудования и технологий производства больших баков.
Ну так ведь все равно строить новые цеха... Так или иначе, в Самаре или Комсомольске...

В Самаре цеха уже есть - от "Бурана" остались. Их уже начали расчищать под новое оборудование и оснастку.

А так ли уж затратно построить обычный цех? Думаю стоимость оборудования в разы больше.

ЦитироватьОсновная стоимость нового завода - это стоимость инфраструктуры промплощадки - энергетика, логистика, водопотребление, канализация, очистные сооружения для промвыбросов и захоронение отходов. По уму сюда на включить стоимость обеспечения и воспроизводства производственного персонала - не на двадцать лет строим космическую инфраструктуру.

Ну по идее что-то из этого все равно должно появится на космодроме. Персонал не в кусты в туалет ходить будет.

zyxman

ЦитироватьА так ли уж затратно построить обычный цех? Думаю стоимость оборудования в разы больше.
От климата зависит..
В Южном Китае, где температур ниже нуля почти не бывает, можно цех чуть не из картона построить, а воду/электрику/канализацию прямо на улице проводить.

Цитировать
ЦитироватьОсновная стоимость нового завода - это стоимость инфраструктуры промплощадки - энергетика, логистика, водопотребление, канализация, очистные сооружения для промвыбросов и захоронение отходов. По уму сюда на включить стоимость обеспечения и воспроизводства производственного персонала - не на двадцать лет строим космическую инфраструктуру.
Ну по идее что-то из этого все равно должно появится на космодроме. Персонал не в кусты в туалет ходить будет.
Энергопотребление и потребление воды, а также потребности в дорогах, канализации итд серьезного завода сейчас обычно намного превосходит естественные потребности персонала этого завода.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

sychbird

ЦитироватьНу по идее что-то из этого все равно должно появится на космодроме. Персонал не в кусты в туалет ходить будет.
Cтоимость бытовой канализации копейки по сравнению со стоимостью ливневой канализации и системы сбора и очистки промстоков для создания замкнутой системы технического водоснабжения.  :)  Эамкнутая же система  водопотребления на данном этапе есть императив.
А еще требуется контроль и очистка воздушных выбросов и полигон для захоронения опасных отходов(в основном гальваника и СОЖи) Защита экологии - это не болтовня на митингах по Химкинскому лесу, а осознанная трата ну очень больших финансовых ресурсов и продуманная на многие десятилетия вперед  инженерно-экономическая стратегия развития промышленного узла. Ошибка при проектировании и дешевая экономия через определенное время потребуют затрат, непомерных для сохранения жизнеспособности пром-узла. То, что относительно недорого можно выполнить в процессе работ нулевого цикла при чистой стройплощадке после начала работы производства потребует стократных затрат на исправление ошибок.  :evil:
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

АниКей

...
ЦитироватьКосмодром Восточный запустит первый корабль с космонавтами на борту не раньше, чем через десять лет. Сейчас здесь более или менее бескрайняя степь да военный городок, где базировалась когда-то ракетная дивизия, расформированная по соглашению с США, в связи с чем в городке к американцам особенно трепетное отношение до сих пор.
...
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1495400
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Lev

План границ объекта землеустройства территориальной зоны для резервирования земель под строительство космодрома "Восточный"

Делай что должен и будь что будет

Большой

Цитировать

А план из этого рисунка, (неискажённый) есть?
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

АниКей

Космодром «Восточный»: решение принято, вопросы остались[/size]
http://www.voanews.com/russian/news/russia/Russian-Cosmodrom-Vostochnii-2010-09-01-101977553.html
Юрий Караш Среда, 01 сентября 2010
Цитировать
В конце августа премьер-министр России Владимир Путин положил символическое начало сооружению космодрома «Восточный», заложив первый камень в его строительство. «Восточный», как следует из его названия, будет расположен на Дальнем Востоке России, на месте заброшенного ракетного полигона министерства обороны «Свободный». Ожидается, что к концу нынешнего десятилетия он сможет обеспечивать пуски всех основных типов российских ракет-носителей.  

Построить новый космодром, полностью находящийся под юрисдикцией России, – принципиально правильное решение. Космонавтика России, в особенности ее пилотируемый сектор, является одной из наиболее важных научно-технических отраслей и, к тому же, имеет стратегический характер, поэтому стране нужно иметь космодром, к которому она всегда имела бы неограниченный и беспрепятственный доступ. В настоящее время Россия может запускать полезные нагрузки в космос с пяти космодромов. Первые три находятся на ее территории. Это – Плесецк (180 километров к югу от Архангельска), Капустин Яр (Астраханская область) и Ясный (Оренбургская область). Два космодрома находятся за пределами России: Байконур и международный космодром водного базирования «Морской старт».  

Несмотря на то, что с Плесецка могут стартовать носители среднего класса типа «Союз», используемые для вывода на орбиту одноименных кораблей с экипажами на борту, на нем отсутствует необходимая инфраструктура для пилотируемых запусков. С Капустина Яра и Ясного (которые, строго говоря, являются ракетными полигонами) в космос могут уходить лишь носители легкого класса. «Морской старт» вообще не приспособлен для запусков «Союзов». И лишь находящийся на территории Казахстана Байконур является полноценной космической «гаванью», откуда Россия может осуществлять как беспилотные, так и пилотируемые космические пуски.

Еще в тот период времени, когда Казахстан только готовился к формальному провозглашению своей государственной независимости, он уже дал понять России, кто является истинным хозяином космодрома. В 1991 году Алма-Ата (в то время столица этой республики) выразила недоумение: космодром эксплуатируется с 1957 года, а в космосе до сих пор не было не одного казахского космонавта. Это не совсем верно с исторической точки зрения. Виктор Пацаев, член экипажа «Союза-11», погибшего в июне 1971 года, родился в Казахстане, однако был этническим русским. Казахские власти поставили Москву перед дилеммой: либо платите за использование космодрома, либо отправляйте в космос казаха. Кремль предпочел второе: тяжелое экономическое положение СССР не оставляло другого выбора. Для полета был срочно подготовлен один из лучших советских летчиков-испытателей Тохтар Аубакиров, который в октябре 1991 года отправился в космос к станции «Мир» на «Союзе ТМ-13» вместе с Александром Волковым и австрийцем Францем Фибеком. В том же году, еще до полета Аубакирова, на подготовку в Звездный городок был принят еще один казах – Талгат Мусабаев.

Поспешность включения Аубакирова в состав экипажа этого корабля была не единственной сложностью, связанной с данной миссией. Фактически он занял место бортинженера станции, который должен был сменить на орбите Сергея Крикалева, находившегося на «Мире» вместе с Анатолем Арцебарским с мая 1991 года. Однако Аубакиров был подготовлен недостаточно, чтобы выполнять функции бортинженера комплекса, вследствие чего на станции произошла лишь половинчатая ротация экипажа: Волков сменил Арцебарского, который вернулся на Землю вместе с Аубакировым и Фибеком, а Крикалев вынужден был нести незапланированную космическую «вахту» до марта 1992 года.  Впоследствии на «Мир» и на МКС совершил три космических полета уже упоминавшийся Талгат Мусабаев (правда, в качестве российского космонавта и кадрового офицера российских вооруженных сил).  Впоследствии Мусабаев стал председателем Национального космического агентства Республики Казахстан.

В 1994 году между Москвой и Алма-Атой был заключен договор об аренде Россией Байконура за 115 миллионов долларов в год. В 2005 году договор был продлен за ту же сумму до 2050 года. Фактический status quo Байконура, как главного российского космопорта, был сохранен, однако при этом он все равно находится под юрисдикцией Казахстана, что порой и ощущает Россия, причем не в приятной для себя форме. Периодически Астана (преемница Алма-Аты в качестве столицы) вводит запреты на эксплуатацию «Протонов» после аварий данных типов ракет-носителей, когда чрезвычайно токсичное топливо из их обломков попадает на казахскую почву. Естественно, подобные моратории осложняют реализацию российской космической программы.  Таким образом, решение о строительстве «Восточного», откуда можно будет запускать все типы ракет-носителей, имеющиеся у России, кажется на первый взгляд вполне обоснованным.

Однако главная проблема российской космической отрасли состоит не в том, что России неоткуда запускать свою космическую технику, а в том, что техника эта весьма устаревшая. Носители «Союз» находятся в эксплуатации уже более полувека, а одноименные корабли – более 40 лет. Через несколько лет исполнится полвека и «Протону». Космонавтика России давно уже не выполняет одну из своих главных национальных задач – комплексно стимулировать развитие высокотехнологичной промышленности страны, так как стимуляция эта возможна лишь при условии создания принципиально новых образцов ракетно-космической техники.  

С учетом степени зрелости российской космонавтики в качестве таких образцов может выступать только техника для полетов в «дальний космос». Поэтому принятое в этом году решение о проектировании и постройке нового корабля на замену «Союзу» является даже не половинчатым, а в лучшем случае – четвертичным решением данной проблемы. В современных условиях такого рода корабли – лишь «трапы», по которым доставляются люди и грузы на крупные пилотируемые комплексы, а подобный комплекс после завершения полета МКС в 2020 году в нынешних планах Роскосмоса отсутствует. Это означает, что у преемника «Союза» не будет работы, для выполнения которой он должен появиться на свет.    

Проблема с сооружением «Восточного» состоит в том, что начало его строительства в этот непростой для российской космонавтики период может невольно отвлечь материальные ресурсы космической отрасли от решения куда более важной задачи: разработки и строительства комплексов, предназначенных для пилотируемого освоения «дальнего космоса». Об этом сказал депутат Госдумы Николай Левичев во время посещения 8 сентября 2009 г. Космического Центра имени Хруничева. «Средства, которые отнесены к финансированию космической отрасли, впрямую нельзя относить к инновационным затратам, потому что... из этого раздела финансирования как бы инновационных отраслей на самом деле львиная доля идет на инфраструктуру», – отметил он.

Что же касается Байконура, то ситуация с его использованием Россией не столь критична, чтобы спешить с сооружением альтернативы казахскому космодрому. Астана никогда не станет «выдавливать» Россию с Байконура. Не сделает она этого отнюдь не потому, что испытывает к Москве особо дружественные чувства или же озабочена судьбой российской космонавтики, а потому, что это невыгодно Казахстану. Вся стартовая инфраструктура Байконура рассчитана на работу только с российской техникой. Если Россия уйдет с этого космодрома, ее место не сможет занять никакая другая страна, а потому довольно скоро Байконур превратится в некое подобие «зоны», описанной в романе братьев Стругацких «Пикник на обочине»: обезлюдевшее место с постепенно разрушающимися технологическими сооружениями. Следствием этого станет не только потеря Казахстаном годовой арендной платы в виде 115 миллионов долларов, но и утрата статуса «космической державы» (чем Астана очень гордится). Причем статус этот поддерживается не только формальным наличием у Казахстана космодрома: эта республика и Россия совместно сооружают новый космический ракетный комплекс «Байтерек». К этому следует добавить, что временные запреты, вводимые казахскими властями на эксплуатацию российской космической техники, никогда не затрагивали полеты пилотируемых «Союзов».

Если же говорить о «Протонах», то в России готовится им замена – семейство ракет-носителей «Ангара», работающих на экологичном топливе, не представляющем угрозы для окружающей среды. Быть может, имело бы больше смысла потратить средства, отведенные на строительство «Восточного», на скорейший ввод в эксплуатацию носителей типа «Ангара», которые даже в случае аварии не отравляли бы казахскую почву, а потому не вынуждали бы Астану вводить мораторий на их полеты? (Кстати, «Байтерек» создается с расчетом именно на «Ангару».) Попутно заметим, что лишь первый этап сооружения «Восточного» оценивается в 24 миллиарда рублей, а общая сумма, в которую обойдется его строительство, – порядка 400 миллиардов рублей, что эквивалентно 130-летней арендной плате за Байконур. Однако вопрос можно ставить лишь о своевременности начала работ по новой «космической гавани» России – принципиальная необходимость ее постройки сомнения не вызывает.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!