Национальный космодром на Дальнем Востоке

Автор Bell, 01.08.2007 21:24:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 7 гостей просматривают эту тему.

Lev

На информационном канале Вести в космических новостях не так давно был сюжет про Восточный «Восточные перспективы». Посмотреть или скачать сюжет можно сдесь:
http://www.vesti.ru/section.html?cid=10
Было бы ну очень интересно почитать этот цниимашевский труд – «Системный проект по космодрому Восточный». :wink:
Кроме того, любопытные в сюжете показаны девайсы...


Делай что должен и будь что будет

SpaceR

Любопытные, но на первый взгляд напоминают компиляцию по мотивам Клипера и Тризенита с многоразовыми ускорителями. Кстати, очень похожее видео уже мелькало на форуме где-то год назад.
Подозреваю, что это "полёт фантазии по мотивам..."  ;)

Павел73

Будет не до космонавтики (С) Ронату.

A. Petrov

http://arms-tass.su/?page=article&aid=59152&cid=24

ЦитироватьНа перспективном российском космодроме Восточный надо создавать стартовые комплексы для двух типов средств выведения, считает глава КБТМ

МОСКВА, 27 августа. (ИТАР-ТАСС). На перспективном российском космодроме Восточный, который строится в Амурской области, надо создавать стартовые комплексы не для одного, а для двух типов средств выведения. Такое мнение высказал на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Алексей Гончар, генеральный директор Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) - головного отечественного предприятия по созданию стартовых комплексов для разных типов ракет- носителей, отметившего недавно 60-летие со дня своего создания.

"Природа не любит однообразия, - философски заметил он. - И я считаю, что нецелесообразно делать стартовый комплекс под один тип ракет- носителей".

По мнению Гончара, на Восточном "должны быть два типа средств выведения - один для пилотируемой программы, второй - для других".

Глава КБТМ, однако, уточнил, что окончательное решение по средствам выведения на Восточном, а, следовательно, - и по стартовым комплексам, пока не принято, хотя "были рассмотрены самые разные варианты". Ранее сообщалось, что основным средством выведения на Восточном будет РН нового поколения "Ангара".

По мнению Гончара, стартовый комплекс (СК) "Ангара" - "уникальный, не имеющий аналогов в мире, поскольку с него можно запускать сразу три класса ракет - легкие, средние и тяжелые". Однако, чтобы "не класть все яйца в одну корзину", необходимо подумать и о другом СК.

Космодром Восточный в Амурской области создается по решению правительства РФ. По плану в 2015 году с него должны быть осуществлены первые запуски РН среднего и тяжелого класса с автоматическими спутниками и грузовыми кораблями (в том числе и к МКС), а с 2018 года планируются пилотируемые экспедиции.

SpaceR

Ого! Ынтерееесный расклад...
Что-то до этого я НИГДЕ пока не встречал признания, что на Восточном решили делать Ангару :!:  :shock:

Не было или я пропустил?

Lev

SpaceR писал(а):
ЦитироватьЧто-то до этого я НИГДЕ пока не встречал признания, что на Восточном решили делать Ангару
Подозреваю, планируется, что это будет не совсем Ангара... или - совсем не Ангара... Т.е. предполагается, что на Восточном в идеале должен быть старт под РН для ПК от Самары + старт для сверхтяжелой лунной РН от ЦиХа.
Делай что должен и будь что будет

SpaceR

Несколько странный расклад...
Имхо разумнее было бы унифицировать компоненты обоих РН, по крайней мере по движкам, габаритам блоков, заводу-изготовителю.

И, получается, что концепция с 40-тонником - на свалку? Или ЦиХ будет его делать из самарских блоков?

Олигарх

ЦитироватьНесколько странный расклад...
Имхо разумнее было бы унифицировать компоненты обоих РН, по крайней мере по движкам, габаритам блоков, заводу-изготовителю.

И, получается, что концепция с 40-тонником - на свалку? Или ЦиХ будет его делать из самарских блоков?

Космодром-на-Амуре » ComNews.ru     ComNews.ru |  
                     
http://www.comnews.ru/index.cfm?id=38909
                        №07(66) июль 2008

                       Валерий Кодачигов

                  Космодром-на-Амуре

                        «Старт-1», как боевая ракета, может запускаться в космос
                        «с колес»


                  В России дан старт одному из крупнейших инфраструктурных
                  проектов в ее новейшей истории. В середине июля 2008 года
                  коллегия Федерального космического агентства утвердила
                  системный проект космодрома "Восточный", который в XXI веке
                  должен стать главными "воротами" России в космос.
                  Строительство космодрома и сопутствующей инфраструктуры
                  обойдется в триллионы рублей - планируется, что оно радикально
                  изменит экономику, финансовую и социальную сферу Дальнего
                  Востока. Между тем, не успев начаться,
!!!! космический проект  уже
                  столкнул лоб в лоб интересы крупнейших отраслевых предприятий
                  и ведомств.
     
             Проект, одобренный 11 июля 2008 года коллегией Федерального
                  космического агентства (Роскосмос), имеет более чем
                  десятилетнюю предысторию. "Восточный" - уже вторая попытка
                  России создать космический форпост на Дальнем Востоке. Первая
                  была предпринята еще в 1997 году. Тогда на базе
                  расформированной дивизии Ракетных войск стратегического
                  назначения (РВСН), дислоцированной рядом с закрытым городом
                  Углегорск в Амурской области, указом президента России Бориса
                  Ельцина был создан "государственный испытательный космодром
                  №2", более известный под названием "Космодром "Свободный".
                  Космодром "Восточный", кстати, будет создан на его месте.
                  Официальные лица российского правительства, в частности,
                  вице-премьер Сергей Иванов, приводят те же аргументы, что и их
                  предшественники более 10 лет назад. Тогда необходимость
                  создания космодрома на территории России, с которого можно
                  выводить в космос ракеты с полезной нагрузкой 20 и более тонн,
                  обосновывали военные - представители Генерального штаба,
                  руководство Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и ряда
                  других структур. "Силовики" напирали на то, что стартовые
                  комплексы "тяжелых" ракет с распадом СССР остались вместе с
                  Байконуром в глубине Казахстана. Также военные обращали
                  внимание на то, что за аренду Байконура Казахстан ежегодно
                  получает $115 млн (российско-казахстанский договор об аренде
                  истекает в 2050 году). При этом арендной платой казахские
                  власти довольствоваться не собирались - каждый аварийный
                  запуск, сопровождавшийся падением обломков ракет и космических
                  аппаратов на территорию Казахстана, облагался отдельными
                  компенсационными платежами, составлявшими сотни тысяч
                  долларов. С тех пор "конструктивные" российско-казахские
                  отношения ничуть не изменились.
   
              Углегорск выбран в качестве форпоста российской космонавтики
                  не случайно - как рассказал "Стандарту" высокопоставленный
                  офицер РВСН, изначально ни у кого не было сомнений, что
                  "космодром будущего" будет создан именно на Дальнем Востоке.
                  Это - самая южная часть России, а, как известно, чем ближе
                  точка запуска ракеты к экватору, тем большую полезную нагрузку
                  она может вывести на орбиту. "Создание космодрома в районе
                  Уссурийска и Владивостока было бы целесообразным - они
                  расположены на 2-3 южнее Байконура, - говорит собеседник
                  "Стандарта". - Но ступени запущенных оттуда ракет падали бы на
                  территорию Китая и Японии". Также были забракованы варианты
                  размещения космодрома на Сахалине и в районе Сихотэ-Алиньского
                  хребта в Приморье - там отсутствовала даже минимально
                  необходимая для создания космодрома инфраструктура. На
                  ракетной базе близ Углегорска она есть - к бывшей военной базе
                  подведена ЛЭП, железнодорожная ветка и бетонированная
                  автодорога, военный городок. К преимуществам Углегорска
                  относятся также низкая сейсмическая активность региона (по
                  сравнению с Приморьем и Сахалином), а также то, что
!!! трассы ракетных запусков с него пролегают над практически безлюдной
                  местностью: первые ступени запущенных ракет "приземлялись" бы
                  на юге Якутии, вторые - в Северном Ледовитом океане.
           
       В 1997 году в разработке проекта первого дальневосточного
                  космодрома принимали участие главные проектные институты
                  космической отрасли: ФГУП "КБ транспортного машиностроения",
                  КБ "Салют", входящее в состав Государственного космического
                  научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева, "КБ
                  общего машиностроения" и КБ "Мотор", занимающееся созданием
                  транспортной инфраструктуры для ракетно-пусковых комплексов.
                  Разработчики представили правительству фантастический бюджет
                  космодрома - за 10 лет, то есть к 2007 году, в "Свободный" и
                  сопутствующую инфраструктуру предполагалось инвестировать 13
                  трлн руб. (чуть менее $2 трлн в ценах 1997 года). Значительную
                  часть средств при этом планировалось вложить в новую ракету
                  для нового космодрома - согласно указу Бориса Ельцина, ею
                  должен стать тяжелый носитель "Ангара", разрабатывавшийся
                  ГКНПЦ им. Хруничева. Но в итоге из запланированных 13 трлн
                  рублей на "Свободный" правительством не было выделено ни
                  копейки. После кризиса 1998 года грандиозный проект был
                  отложен в долгий ящик, а "Свободный" стал использоваться для
                  коммерческих запусков ракет "Старт-1".

             Идет война ракетная
                  В 2007 году в "космической экспансии" на Дальний Восток
                  произошел неожиданный поворот. В феврале президент России
                  Владимир Путин закрыл "Свободный". А уже 6 ноября того же года
                  другим указом - "О создании нового космодрома "Восточный" в
                  Амурской области" - глава российского государства фактически
                  отменил первоначальное распоряжение. Формальным объяснением
                  такого развития событий стало то, что космодром необходимо
                  было передать из ведения Минобороны в ведение Роскосмоса, то
                  есть сделать его полностью "гражданским".
В неофициальной
                  беседе источник, знакомый с расстановкой сил в Роскосмосе,
                  заявил "Стандарту", что закрытие космодрома отвечало интересам
                  некоторых структур Минобороны, и ведомства Анатолия Перминова.

                  "С одной стороны, они вполне комфортно чувствуют себя на
                  Байконуре, а разработка новой ракеты "Ангара" (продукция ГКНПЦ
                  им. Хруничева, - прим. "Стандарта") для "Восточного" займет
                  массу сил и средств, и не известно, оправдает ли себя, -
                  заявил собеседник "Стандарта".
- С другой стороны, брать на
                  себя ответственность за создание с нуля космического объекта
                  на Дальнем Востоке и неизбежно отдавать предпочтение одной из
                  отраслевых группировок руководство космической отрасли сейчас
                  не готово".
По словам источника, решающим аргументом для
                  закрытия космодрома стало то, что "Ангары" еще не существует
                  (ее первый полет намечен на 2011 год). Как говорят участники
                  российского рынка производства ракет-носителей, не последнюю
                  роль в этом сыграло руководство Амурской области - ему якобы
                  удалось доказать высшему руководству России, что строительство
                  космодрома будет способствовать укреплению интересов на
                  Дальнем Востоке и развитию региональной инфраструктуры.
                  Николай Севастьянов,  в прошлом - заместитель председателя
                  правительства Амурской области, а ранее руководитель
                  Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева и
                  ОАО "Газком", воздержался от комментариев, сославшись на то,
                  что вопросы строительства космодрома находятся в компетенции
                  Роскосмоса. При этом он отметил, что создание нового
                  космодрома "Восточный" отвечает интересам Дальневосточного
                  региона.
       
           По его словам, проект может привлечь в Дальневосточный регион
                  до 25 тыс. специалистов из разных концов России. На месте
                  Углегорска фактически должен быть построен новый город,
                  рассчитанный на обслуживание инфраструктуры космодрома. В
                  соответствии с планом, озвученным Роскосмосом, первый запуск
                  новой ракеты-носителя с космодрома "Восточный" должен
                  состояться в 2015 году, а пилотируемые запуски планируется
                  начать с 2018 года. Причем космонавты с "Восточного" будут
                  летать не только на околоземную орбиту. В ноябре прошлого года
                  первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов
                  популярно объяснил общественности, что ракеты с "Восточного"
                  будут доставлять пилотируемые экспедиции на Марс и на Луну.

                  В конце 2007 года разработка системного проекта космодрома
                  "Восточный" была поручена подмосковному ФГУП "Центральный
                  научно-исследовательский институт машиностроения" (ЦНИИмаш) -
                  организации, занимающейся проектными разработками в сфере
                  космической техники с конца 1940-х годов.
 В ЦНИИмаше отказались отвечать на вопросы "Стандарта", касающиеся проекта.
В частности, начальник отдела по информационному
                  обеспечению космической деятельности ФГУП Александр Русков
                  заявил, что вся финансовая документация разработок имеет гриф
                  "для служебного пользования". Однако, по словам представителя
                  одной из организаций, находящихся в ведении Роскосмоса,
                  стоимость контракта с космическим ведомством "превысила 100
                  млн руб.".
Этот проект и был представлен 11 июля на
                  рассмотрение коллегии Роскосмоса, в которой приняли участие
                  представители Минобороны, Московского авиационного института,
                  Российской академии наук и ряда других структур.
                  Официальные сообщения о ходе коллегии крайне скупы и сводятся
                  к тому, что проект был принят при условии доработок ряда
                  пунктов к концу 2008 года. Открывая заседание, глава
                  Роскосмоса Анатолий Перминов отметил, что "разработчикам
                  материалов системного проекта во главе с ЦНИИмаш в короткие
                  сроки удалось выполнить поставленную задачу в полном
                  соответствии с техническим заданием".
По его словам, "в системном проекте однозначно определена на основе детального
                  прогноза задач космической деятельности необходимость создания
                  новой ракеты-носителя среднего класса повышенной
                  грузоподъемности".
Раскрыть детали коллегии пресс-секретарь
                  Роскосмоса Александр Воробьев отказался, отметив, что
                  заседание проходило в закрытом режиме.
Источник в Роскосмосе
                  отметил, что в ходе разработки проекта фигурировал бюджет
                  создания космодрома в размере 180 млрд руб. ($6,9 млрд):
"Это средства на создание только космодрома - подъездных путей,
                  ангаров, заправочных станций для ракет и т. п.". В целом
                  затраты на строительство "Восточного" могут оказаться выше на
                  порядки, отметил собеседник "Стандарта":
"Разработка новых
                  ракет-носителей может стоить в два-три раза дороже, чем
                  строительство космодрома. Сколько будет стоить сопутствующая
                  инфраструктура - например, жилье для персонала, создание на
                  Дальнем Востоке научных и производственных мощностей самого
                  разного профиля, с уверенностью не может сказать никто".
В целом источник оценил системный проект, представленный
                  ЦНИИмаш, не как готовый план действий, а как подробный график
                  мероприятий, связанных со строительством космодрома:
           
!!!!       "Окончательного проекта не может появиться до того, как
                  государство решит - какие ракеты будут запускаться с "Восточного".

                  Впрочем, пока даже не ясно, по какой статье бюджета станет
                  финансироваться грандиозное космическое строительство на
                  Дальнем Востоке.
В 2005 году в России принята федеральная
                  целевая программа по развитию российских космодромов на
                  2006-2015 годы, с бюджетом 27,39 млрд руб. Однако программа
                  целиком и полностью рассчитана на развитие космодрома
                  "Плесецк", а средства на "Восточный" в нее не заложены.
                  Также непонятно, кто и из каких средств будет финансировать
                  развитие инфраструктуры, окружающей космодром. В 2002 году
                  правительство РФ утвердило федеральную целевую программу
                  "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
                  Забайкалья на период до 2013 года". Бюджет этой программы
                  составляет 566 млрд руб., 426,2 млрд руб. из которых должны
                  быть выделены из федерального бюджета, 49,5 млрд руб. - из
                  региональных, а 4,7 млрд руб. - из муниципальных бюджетов (на
                  внебюджетные источники приходится 85,4 млрд руб.).
 Согласно ФЦП, только в этом году в инфраструктуру Дальнего Востока
                  должно быть вложено 35 млрд руб. Теоретически в этом проекте
                  могло бы найтись место для дорог, аэропорта, жилья, школ и
                  больниц вокруг космодрома. Однако, как рассказывают сотрудники
                  заинтересованных отраслевых предприятий, когда речь заходит о
                  "Восточном", представители администрации Амурской области и
                  Дальневосточного федерального округа проявляют крайний
                  консерватизм:
"По их мнению, обустройством космодрома должен
                  заниматься Роскосмос на деньги из федерального бюджета".
   
              Генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий"
                  (отраслевой центр Роскосмоса) Сергей Жуков считает, что
                  логичным шагом со стороны государства стало бы расширение ФЦП
                  развития космодромов. "Возможна и разработка отдельной ФЦП,
                  специально для развития "Восточного", - рассуждает Сергей
                  Жуков. - Но это отсрочка - разработка и согласование такой
                  программы займет, как показывает опыт, не менее двух лет. Идет
                  обоснование системного проекта космодрома - это хорошо. Плохо
                  то, что Роскосмос пока не зашел на территорию "Восточного"
                  своим филиалом или специализированным предприятием".


                  По "Ангаре", по "Ангаре"...

                  Вопрос о бюджете космодрома может прояснить научно-технический
                  совет Роскосмоса, который состоится уже после выхода этого
                  номера "Стандарта" в свет  - по словам Александра Рускова из
                  ЦНИИмаша, на нем будет решаться вопрос о том, какие ракеты
                  будут запускаться с "Восточного".
!!! Заседание научно-технического совета обещает обернуться дуэлью
   крупнейших российских производителей ракетно-космической техники.

                  Первый претендент на пусковое "место" на "Восточном" - ГКНПЦ
                  им. Хруничева. Его главный козырь - "Ангара", задуманная в
                  начале 1990-х годов как флагман российского "космического"
                  флота. Разработка "Ангары" еще для космодрома "Свободный" была
                  предусмотрена президентским указом от 1997 года. Бюджет
                  создания и стоимость проекта неоднократно менялись. Изначально
                  планировалось, что первый запуск "Ангары" состоится в 2003
                  году. При этом в 1999 году соинвестором проекта стал
                  американский ракетно-космический концерн Lockheed Martin.
                  Заплатив ГКНПЦ $68 млн, американцы получили право на маркетинг
                  коммерческих запусков "Ангары" (это значит, что Lockheed
                  Martin может продавать производителям спутников "места" на
                  запускаемых ракетах-носителях). Однако "Ангара" не отправилась
                  в космос до сих пор. По словам Александра Бобренева,
                  пресс-секретаря ГКНПЦ, первый ее полет состоится в 2011 году.

                  В 2005 году ГКНПЦ и Минобороны РФ заключили договор о
                  финансировании строительства "Ангары". Сумма контракта никогда
                  не разглашалась - однако по его условиям разработчики
                  ракеты-носителя должны бесперебойно получать средства до 2010
                  года. Чуть ранее, в 2004 году, кредитную линию в размере 600
                  млн руб. на создание "Ангары" "Хруничеву" открыл Альфа-Банк.
                  Наконец в 2005 году "Ангара" была включена в федеральную
                  целевую программу "Развитие российских космодромов на
                  2006-2015 годы". Согласно программе, до 2010 года на создание
                  стартовых комплексов для "Ангары" и ракеты "Союз-2"
                  (разработка самарского завода "Прогресс") на космодроме
                  "Плесецк" будет потрачено 9,53 млрд руб. Второй этап ФЦП
                  (2011-2015 гг.) предусматривает государственные инвестиции в
                  стартовую позицию для "Ангары" в Плесецке еще в объеме 17,79
                  млрд руб.
                  Повышенный интерес государства и инвесторов к "Ангаре"
                  объясним - ее разработчики позиционируют свое детище как
                  универсальное средство доставки в космос любых объектов, в том
                  числе пилотируемых космических кораблей. При этом "Ангара" -
                  едва ли не универсальный носитель. Ракетная система может, как
                  детский конструктор, "составляться" из одного-восьми разгонных
                  блоков. Соответственно, полезная нагрузка, которую ракета
                  может выводить в космос, может составлять от 1,5 до 25 тонн (в
                  некоторых заявлениях руководства ГКНПЦ говорится даже о 30-40
                  тоннах). Для сравнения - основная "тяжелая" ракета России,
                  "Протон", также созданная ГКНПЦ им. Хруничева, может
                  доставлять на орбиту максимум 22 тонны груза. При этом, в
                  отличие от "Протона", в качестве топлива "Ангара" использует
                  не ядовитый гептил, а экологически чистую
                  керосиново-кислородную смесь.
Последний аргумент немаловажен.
                  Известно, к примеру, что в 1990-х годах против размещения
                  космодрома близ Углегорска категорически возражало руководство
                  Якутии. По его мнению, падение на территории республики
                  "ядовитых" компонентов ракет привело бы к выводу из
                  хозяйственного оборота огромных территорий.

                  Впрочем, в ГКНПЦ им. Хруничева к проекту "Восточного"
                  относятся подчеркнуто спокойно. "В теории, конечно, нас очень
                  интересует этот космодром, - говорит руководитель пресс-службы
                  ГКНПЦ Александр Бобренев. - Однако сейчас мы сосредоточены на
                  создании стартового комплекса для "Ангары" в Плесецке. Кроме
                  того, мы участвуем в совместном с Казахстаном проекте
                  "Байтерек", цель которого - начать запуски "Ангары" с
                  "Байконура".

                  Но ГКНПЦ - не единственный претендент на статус главной
                  ракетной "фирмы" "Восточного". Еще один потенциальный участник
                  - ОАО "Государственный ракетный центр имени академика В.П.
                  Макеева" (ГРЦ), известное как разработчик баллистических ракет
                  для подводных лодок. Как рассказал "Стандарту" заместитель
                  главного конструктора ГРЦ Георгий Сытый, на коллегии
                  Роскосмоса его предприятие представило сразу несколько
                  разработок.

Первая - семейство ракет под условным названием
                  "Виктория". Масса полезного груза, выводимого на орбиту этой
                  системой, может варьироваться в зависимости от количества и
                  конфигурации разгонных блоков. Максимальная полезная нагрузка
                  для такого "конструктора" может составлять 125 тонн.

Второй проект ГРЦ - ракета среднего класса "Россиянка". В "базовой"
                  комплектации она может выводить на орбиту полезную нагрузку до
                  20 тонн. Кроме того, разрабатывается модификация ракеты,
                  первая ступень которой возвращается из космоса на землю,
                  затормаживая падение с помощью ракетных двигателей - эта
                  модификация может нести в космос груз весом 35-40 тонн.

                  "Основными достоинствами этого варианта являются исключение
                  зон падения первой ступени, отсутствие дорогостоящей
                  взлетно-посадочной полосы для посадки крылатых возвращаемых
                  ступеней, низкая удельная стоимость выведения. В этом
                  направлении, помимо топлива "жидкий кислород - керосин",
                  рассматривается также как дальнейшая перспектива топливная
                  пара "жидкий кислород - сжиженный природный газ", и "жидкий
                  кислород - жидкий водород", - говорит Георгий Сытый.

                  Кроме того, ГРЦ в системном проекте представил предложения по
                  размещению на космодроме "Восточный" конверсионных ракет
                  семейства "Штиль" и авиационного ракетного комплекса двойного
                  назначения "Воздушный старт". Этот проект предусматривает
                  запуск с самолета Ан-124 "Руслан" двухступенчатой ракеты на
                  жидком топливе. На низкую орбиту, как планируют разработчики,
                  такая система сможет доставить спутник весом до 3,9 тонны, на
                  геостационарную - до 650 кг.

                  Как рассказали "Стандарту" близкие к Роскосмосу источники, на
                  "Восточном" хотят закрепиться еще две ракетостроительные
                  структуры - самарский ФГУП "Государственный
                  научно-производственный ракетно-космический центр
                  "ЦСКБ-Прогресс" и РКК "Энергия".
По словам собеседников,
                  "ЦСКБ-Прогресс" "продвигает" на "Восточный" свои ракеты "Союз
                  2" и "Союз 3", представляющие собой развитие эксплуатируемого
                  многие годы во множестве модификаций носителя "Союз". На
                  вопросы "Стандарта", направленные на имя генерального
                  директора "Прогресса" Александра Кирилина, представители
                  предприятия так и не ответили.

                  Что касается РКК "Энергия", то с нею связывают проект
                  ракеты-носителя "Энергия-М". Это - прямой потомок ракеты
                  "Энергия", которая, как предполагалось в середине 1980-х
                  годов, должна была выводить на орбиту "советский шаттл" -
                  космический корабль многоразового использования "Буран".
                  Проект "Энергия-М" менее амбициозен - предполагается, что эта
                  ракета сможет выводить на низкие орбиты грузы весом до 34
                  тонн, на геостационарную - спутники весом три-семь тонн.
 
                 "Наиболее вероятные претенденты на "Восточный", - "Прогресс"
                  со своим "Союзом" и "Хруничев" с "Ангарой", - считает
                  представитель одной из ракетостроительных фирм, с которым
                  удалось побеседовать корреспонденту "Стандарта", - эти проекты
                  лучше всего финансируются, находятся в наибольшей готовности".

                  О сроках и бюджетах ракетостроительных проектов их участники
                  предпочитают не строить предположений. В неофициальных беседах
                  они отмечают, что пока не ясно, где будут строиться ракеты.
                  Проблем с производственными мощностями сейчас нет ни у ГКНПЦ
                  им. Хруничева, ни у ГРЦ, ни у двух других претендентов. Однако
                  все они расположены слишком далеко от "Восточного".
                  "Целесообразно создание производственных мощностей на Дальнем
                  Востоке, - считает Сергей Жуков из "Центра передачи
                  технологий". - Например, для этой цели подойдет Авиационное
                  производственное объединение им. Гагарина в
                  Комсомольске-на-Амуре, выпускающее сейчас истребители
                  "Сухого". Вокруг этого производства может сложиться
                  дальневосточный космический центр, в котором будут
                  разрабатываться и создаваться космические аппараты, готовиться
                  кадры".

                  На "Старт" внимание
                  "Восточный", как до него и "Свободный", пока так и не получил
                  запланированных государственных инвестиций. Это, как считает
                  Сергей Жуков, грозит развалом Углегорску и окружающим его
                  объектам. "Есть поручение президента Владимира Путина
                  премьер-министру Виктору Зубкову, датированное ноябрем 2007
                  года. В нем говорится о необходимости сохранения
                  инфраструктуры закрытого административно-территориального
                  образования  "Углегорск" и космодрома "Свободный" для будущего
                  космодрома "Восточный". Однако никто не знает, какие именно
                  визы поставили премьер и другие ответственные сотрудники
                  аппарата правительства на этом поручении, кто его реально
                  исполняет, кто держит на контроле", - говорит Сергей Жуков.

!!! По его словам, процесс разрушения уже идет вокруг Углегорска и
                  навис над самим городком.
В самом Углегорске, как
                  свидетельствует Сергей Жуков, пока поддерживается порядок,
                  населенный пункт обустраивается. Но за его пределами...

"От Углегорска до места одного из запланированных для
                  строительства стартов около 30 км сначала асфальтовой, а потом
                  бетонной дороги. Восемь километров плит "бетонки" уже снято, -
                  констатирует Сергей Жуков. - Говорят, на рынке длинная плита
                  идет за 7 тыс. руб., а короткая - за 4 тыс. руб.". По словам
                  Сергея Жукова, плиты пользуются спросом у местных жителей,
                  идут на строительство гаражей:
 "Я своими глазами видел  два
                  крана. Один принадлежал "контрабандистам". Другой -
                  администрации Углегорска...".
Также глава "Центра передачи
                  технологий" рассказал, что после выхода указа президента РФ о
                  ликвидации "Свободного", из 2000 офицеров, служивших на
                  объекте, к маю 2008 года осталось только 500, и те с семьями
                  уезжают каждый день:
 "Освободившиеся объекты Роскосмос от
                  Минобороны до сих пор так и не принял".

                  И все же жизнь на космодроме не остановилась. Запуски ракет
                  "Старт-1" с бывшей пятой площадки космодрома "Свободный"
                  осуществляет ЗАО "Пусковые услуги". Компания была создана в
                  1997 году при участии Российского авиационно-космического
                  агентства (предшественник Роскосмоса) и группы отраслевых
                  предприятий. Полномочия на запуски, в том числе со
                  "Свободного", были возложены на "Пусковые услуги"
                  распоряжением российского правительства в 1998 году. Сейчас
                  100% акций "Пусковых услуг" принадлежит ЗАО "НТЦ комплекс
                  МИТ", учредитель которого - Московский институт теплотехники,
                  разработавший межконтинентальную баллистическую ракету
                  "Тополь".
Генеральный директор "Пусковых услуг" Сергей
                  Зинченко, впрочем, развеивает заблуждения, когда "Старт-1"
                  называют коммерческой модификацией "Тополя": "От военной
                  ракеты в "Старте" по согласованию с Минобороны используются
                  только две ступени. Остальная материальная часть
                  сконструирована и изготавливается заново, включая систему
                  управления и другие элементы конструкции ракетно-космического
                  комплекса. Это две совершенно разные ракеты, не только по
                  назначению, но и с разной математикой, электроникой,
                  характеристиками".

                  Как рассказал корреспонденту "Стандарта" Сергей Зинченко,
                  компания "Пусковые услуги" занимается маркетингом "Старт-1".
                  Космические войска, в свою очередь, осуществляют часть работ
                  при подготовке и осуществлении запуска. "Пусковые услуги" ищут
                  и ведут переговоры с заказчиками, координируют работу
                  подрядных организаций и взаимодействуют с госорганами.

                  Первый запуск "Старт-1" со "Свободного" состоялся 4 марта 1997
                  года - тогда на орбиту был выведен российский военный
                  космический аппарат "Зея". В 1997-2006 годах "Старт-1"
                  отправил в космос еще четыре спутника: два израильских
                  космических аппарата для мониторинга земной поверхности серии
                  Eros, американский спутник Early Bird, шведский Odin-1. У
                  "Пусковых услуг" есть планы запуска космических аппаратов и на
                  следующий год. Каждый полет "Старта" с полезной нагрузкой
                  обходится заказчику в $12-15 млн в зависимости от сложности
                  выполняемой задачи.
                  Сергей Зинченко считает, что "Пусковые услуги" заняли нишу на
                  рынке коммерческих запусков. "Старт-1" может выводить на
                  орбиту спутники весом до 500 кг. Для сравнения - ракета
                  "Днепр", созданная на базе баллистической ракеты РС-20
                  "Сатана" (эксплуатируется российско-украинским СП
                  "Космострас"), может выводить на сопоставимую орбиту объекты
                  весом до 1200 кг, ракета "Рокот" (ее запускает совместное
                  предприятие ГКНПЦ им. Хруничева и европейского
                  аэрокосмического консорциума EADS) - до 1700 кг.

"Однако запуски этих носителей и обходятся приблизительно в два раза
                  дороже, чем "Старт-1", - подчеркивает Сергей Зинченко.
                  К сложностям при создании "Восточного" Сергей Зинченко
                  относится спокойно и считает, что на деятельность "Пусковых
                  услуг" они не окажут существенного влияния.
"На фоне изменений, происходящих в российских органах исполнительной
                  власти в последние месяцы, проект во многом потерял динамику,
                  - считает он. - И потом, мы не имеем к создаваемым объектам
                  космодрома "Восточный" формального отношения. Наша наземная
                  инфраструктура и ракетно-космический комплекс уже созданы и
                  успешно функционируют. Нам предстоит лишь организационная
                  задача - инкорпорировать свою деятельность в новую структуру в
                  рамках утвержденного последней коллегией Роскосмоса системного
                  проекта космодрома "Восточный". Также Сергей Зинченко считает,
                  что прекращение по каким-либо причинам запусков ракет
                  "Старт-1", безусловно, негативно сказалось бы на состоянии
                  Углегорска и кадрах для будущего космодрома:
 "В отдельные годы налоговые поступления в бюджет закрытого
                  административно-территориального образования от нашей
                  деятельности были сопоставимы с объемами его бюджетного
                  финансирования".

                    © Copyright ComNews

Salo

ЦитироватьЧто касается РКК "Энергия", то с нею связывают проект
ракеты-носителя "Энергия-М". Это - прямой потомок ракеты
"Энергия", которая, как предполагалось в середине 1980-х
годов, должна была выводить на орбиту "советский шаттл" -
космический корабль многоразового использования "Буран".
Проект "Энергия-М" менее амбициозен - предполагается, что эта
ракета сможет выводить на низкие орбиты грузы весом до 34
тонн, на геостационарную - спутники весом три-семь тонн.
ЦитироватьДля сравнения - ракета
"Днепр", созданная на базе баллистической ракеты РС-20
"Сатана" (эксплуатируется российско-украинским СП
"Космострас"), может выводить на сопоставимую орбиту объекты
весом до 1200 кг
:shock:  :lol:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Максим

http://www.dagpravda.ru/article/3574

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В сентябре этого года в программах РГВК, радиостанции «Эхо Москвы (Махачкала)» и в двух республиканских еженедельниках обсуждалась идея строительства в пустынных районах Северного Дагестана нового российского космодрома гражданского назначения «Западный».
Почему вдруг? Причин несколько. Во-первых, стала актуальной проблема переноса космических программ, реализуемых на космодроме «Байконур», на российскую территорию. Во-вторых, в ноябре 2007 года Президентом РФ В. Путиным был подписан Указ о создании в Амурской области космодрома «Восточный». Строительство этого объекта начнется в 2010 году, его заявленный бюджет – 180 млрд. рублей. В середине сентября из федерального бюджета уже начали выделяться деньги на этот проект.
Однако из-за своего географического положения космодром «Восточный» не может претендовать на большинство космических программ «Байконура». Он расположен севернее и сильно удален от центров космической промышленности. Решение о его строительстве имеет чисто политические, лоббистские корни.
Поэтому появилась необходимость поиска на европейской части России еще одной площадки для размещения инфраструктуры космодрома с перспективой перевода на эту базу программ, специалистов и оборудования с «Байконура». Наиболее перспективными для этой цели являются районы Ставропольского края, Дагестана и Калмыкии (близ бассейна реки Кума).
На мой взгляд, этот объект может изменить к лучшему жизнь в нашей республике. Поэтому нам стоит включиться в борьбу за размещение космодрома на дагестанской территории.

КООРДИНАТЫ

Предполагаемое место расположения космодрома: дагестанский участок Прикаспийской низменности в треугольнике Южносухокумск - Кочубей – Артезиан (44° 40 северной широты и 46° восточной долготы) площадью примерно 400-800 кв. км. По площади это почти в 10 раз меньше, чем у Байконура, но современные космодромы очень компактны.
Предполагаемые сроки строительства: 2010-2016 гг. Здесь важно не сильно отставать от «Восточного», чтобы претендовать на самые прибыльные части космической программы.
Объём финансирования: 200-400 млрд. рублей. Точную цифру можно будет назвать после утверждения проектно-сметной документации. Она будет зависеть от того, какие именно программы будут реализовываться на этом космодроме.
Основной источник: федеральные инвестиции. Например, дирекция «Восточного» не исключает и частного финансирования строительства космодрома. А для нас объектами частного инвестирования могут стать смежные сектора (промышленные и инновационные предприятия, туристическая инфраструктура и т.д.).  
Задача космодрома: частично разгрузить Байконур, взяв на себя часть запусков искусственных спутников, доставки грузов на Международную космическую станцию, а также некоторых пилотируемых программ. Сейчас активно обсуждается тема создания нового российского космического корабля многоразового использования. Вместо того, чтобы создавать для этого корабля инфраструктуру на «Байконуре», можно использовать территорию нового космодрома. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы к окончанию срока аренды «Байконура», перенести большинство космических программ из Казахстана в Дагестан.

ПРЕИМУЩЕСТВА

В начале 1950-х гг. при выборе места для будущего космодрома СССР в качестве одного из трех основных вариантов рассматривалось западное побережье Каспийского моря (район Дагестанской АССР). Амурская область и Приморский край как варианты даже не рассматривались. Исторически Дагестан мог стать «колыбелью» советской космонавтики.
На территории России у дагестанского космодрома абсолютное преимущество в  географическом положении (схожие условия лишь у г.Находка в Приморском крае). По сравнению с «Восточным», выгодная широта дагестанского космодрома  позволит экономить до 14% топлива или груза (это в среднем $4 млн. на каждом запуске).
Дагестанский космодром близко расположен к заводам-производителям ракетоносителей Самарскому РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (серия "Союз") и Московскому государственному космическому НПЦ имени Хруничева (серия "Протон"), а также к предприятиям ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королева. По сравнению с «Восточным», Дагестан в 4-5 раз ближе к этим заводам. Есть возможность транспортировки ракетоносителей дешевым водным транспортом по Волге и Каспию. Доставка грузов на дагестанский космодром будет в разы дешевле и быстрее.

ВЫГОДЫ

Космодром может коренным образом изменить отношение к Дагестану со стороны федерального центра. Вместо проблемного региона Дагестан превратится в перспективный регион с крупным объектом федерального значения.
Строительство в Дагестане космодрома (и даже просто анонсирование этого проекта в федеральных СМИ) способно  позитивно поменять имидж республики в информационном пространстве. Космос – это отрасль ХХI века, которая доступна всего нескольким крупнейшим странам мира.
Для проекта не нужны деньги республиканского бюджета. Но он способен привлечь крупные федеральные инвестиции (30-50 млрд. руб. в год).  
Космодром – это примерно 25 тыс. новых рабочих мест. А еще есть смежные предприятия, которые могут выполнять какие-либо заказы.
Для космодрома подойдут самые бросовые земли самых незаселенных дагестанских районов. Он станет «точкой роста» в освоении территории Северного Дагестана.
Космодром позволит задействовать мощности машиностроительных предприятий Северного и Центрального Дагестана (создание элементов  космического кластера), коммерциализировать инновационные разработки космической сферы в виде конкурентоспособной продукции. Никто не говорит, что в Дагестане будет сосредоточена вся цепочка от проектирования до производства ракетной техники (непонятно откуда это взял г-н Узалов). Но какую-то часть оборудования из этой цепочки  (возможно, что самую простейшую) будет выгоднее производить на заводах Дагестана и Ставропольского края. Космодром лишь даст возможность нашим предприятиям встроиться в цепочку (так же, как сейчас некоторые заводы пытаются встроиться в систему автомобильной промышленности).
Космодром позволит Дагестану претендовать на создание крупного научного и образовательного центра федерального уровня. Основа этого – десятки тысяч специалистов «Байконура», которых нужно постепенно перевозить в Дагестан.

ЦЕНА БАЙКОНУРА

Чей Байконур? «Байконур - это огромное достояние, которое досталось Казахстану после раздела имущества Советского Союза», - заявил Президент РФ В.Путин 10 мая 2007 года. Байконур – это не наш объект, так же, как и Севастополь. В обоих случаях мы лишь квартиранты.
Любой читатель прекрасно понимает разницу между арендованной квартирой и той, которая находится в его собственности. В арендованной квартире никто не будет делать хорошего ремонта, наполнять дорогой мебелью и техникой. Потому что хозяева могут в любой момент попросить жильцов съехать. «А договор аренды?», - напомнят оппоненты.  Спросите у В. Ющенко, что делают с договорами аренды. «Но Казахстан – наш союзник!», - могут парировать критики. А Украина и Грузия тоже были союзниками ближе некуда.
Отношения между Россией и Казахстаном по поводу аренды Байконура с экранов телевизора выглядят радужными. На самом деле всё так же, как и с арендой квартиры, только цифры другие.
За аренду Байконура Россия платит Казахстану $115 млн. в год, плюс 3-5% доходов от коммерческих запусков ($50 – 100 млн. в год) и ещё $50 млн. на поддержание инфраструктуры космодрома. Но этой суммой дело не ограничивается. Продление аренды – это всегда предмет политического торга.
В последний раз, помимо арендной платы, Россия списала  $239 млн. казахстанского долга за электроэнергию и увеличила квоты пропуска казахстанской нефти по российским трубопроводам.  
Председатель правления национальной казахской компании «Казкосмос» Серик Туржанов заявлял, что «На самом деле, стоимость аренды Байконура составляет $350 млн. в год». Поэтому в дополнение к арендной плате казахским специалистам передана часть подрядов на монтаж космических аппаратов. Это примерно $3-5 млн. с каждого аппарата. Умножьте на сотни запусков с Байконура и увидите еще несколько сот миллионов долларов.
Г-н И.Узалов не мог найти признаки космической кластеризации Казахстана. А, на мой взгляд, он просто не искал. Конечно, пока казахи не могут потянуть всю цепочку космического кластера, но они учатся, бесплатно перенимают космические технологии и готовят своих специалистов.

БАЙКОНУР: НЕФТЬ И ГАЗ

«Байконур - это объект, который никому, кроме России, не нужен», - утверждает г-н И. Узалов, мотивируя это тем, что сдавать в аренду больше некому. К сожалению, это масштаб мышления  владельца контейнера на вещевом рынке. Байконур, Севастополь и другие подобные объекты – это вопрос политики, а не «конкуренции на рынке аренды космодромов».  Назарбаев не вечен. Условия игры могут измениться так, что функционирование объекта станет невозможным. Поэтому дело даже не в сотнях миллионах долларов, а в возможности контролировать ход событий.
Если мы заглянем в договор аренды космодрома (статья 4), то увидим, что Казахстан может в любой момент прервать аренду, уведомив Россию за 6 месяцев. Для космодрома – это примерно то же, что и 6 дней для квартиры (собрать вещи и выметаться вон).
Однако судьба «Байконура» предрешена в любом случае: часть арендуемой территории находится в нефтегазоносной зоне Арыскумского прогиба. Если аренда космодромов – дело штучное, то аренда нефтяных месторождений – очень даже массовое.
Пока Казахстан разрабатывает другие месторождения (ежегодная добыча 70 млн. тонн, запасы 4 млрд. тонн) и нацелен на освоение шельфовых месторождений Каспия, то Байконур – ждет. К 2030 году ситуация изменится кардинально. Но, думаю, что уже в ближайшие 10-15 лет от «Байконура» начнут отрезать большие куски территории.

БАЙКОНУР: КЛИМАТ

«Что заставит специалистов космической сферы поменять Амурскую область и Казахстан на Дагестан?», - вопрошают критики.
Про «Восточный» всё понятно: зима с сентября по апрель, 50-градусные морозы, сильный ветер в межсезонье.
С «Байконуром» всё намного сложнее. С одной стороны много солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Но для людей климат ужасный. Летом 40-градусная жара, зимой – 40-градусный мороз. Летом - песчаные суховеи, зимой - снежные бураны. Грунт засолен, подземные воды агрессивны. Уложенные в грунт трубы и электрические кабели минимум через год, максимум через три года выходят из строя из-за коррозии. С конца 80-х годов, несмотря на большой водозабор из артезианских скважин, на космодроме и в жилой зоне ощущается острая нехватка воды.
После обмеления Сырдарьи и Аральского моря местность наводнили   ядовитые змеи, каракурты, скорпионы, тучи комаров. Поскольку космодром расположен на пути миграции сусликов и тушканчиков (разносчиков холеры и чумы), то людям приходится жить в условиях напряженной  эпидемиологической опасности. Большинство населения уже переболело гепатитом.
После всего этого набора климатических рисков Дагестан кажется курортом.

БАЙКОНУР: ЭНЕРГЕТИКА

«Байконур» получает электроэнергию от собственной ТЭЦ, ГРЭС в Кзыл-Орде (Юж-энерго) и в Джезказгане (Карагандаэнерго). Внешние энергосистемы не синхронизованы, поэтому при переключении энергопитания с одной системы на другую из-за различных потенциалов на контактах часто взрываются высоковольтные выключатели. Почти ежедневно существуют перерывы в энергопитании или падения напряжения более чем на 30%. Это   приводит к остановкам и поломкам оборудования, включая непрерывные производства. Например, азотно-кислородный завод после каждого сбоя в подаче напряжения прекращает работу, а очередной запуск оборудования и выход на нормальную мощность по технологическим причинам требуют 12 часов. Собственная ТЭЦ имеет малую мощность и не может даже удовлетворить потребности жилых массивов в горячей воде.
Для космодрома нужна мощная и стабильная энергосистема. А у Дагестана есть энергоресурсы. Космодром – это причина, по которой Федеральный центр профинансирует ускоренное развитие дагестанской энергетики.
Нужно рассказывать, сколько цемента и стройматериалов требуется для строительства стартовых площадок и взлетно-посадочных полос?
Поэтому космодром – это не только создание ракет, запуск и посадка, но и множество связанных с этим видов деятельности. В том числе и туризм. Космический центр им. Кеннеди в США ежегодно посещает более 1,5 млн. туристов (туристы-космонавты не в счёт). Это почти столько же туристов, сколько запланировано в проекте Стратегии-2020. Гражданский характер космодрома позволит нам развивать эту сферу. Но для этого нужны планетарии, музеи, демонстрационные центры управления полетами, гостиницы мирового стандарта. И такого не будет ни в Турции, ни в Египте.

ЭКОЛОГИЯ

Страдает ли экология от строительства космодрома? Да. Как и при строительстве любого промышленного объекта подобных масштабов. Проблема заключается в величине экологического ущерба и возможности его восполнения.
Если ознакомиться с содержанием статей об экологии «Байконура» и «Плесецка», то окажется, что единственный доказанный вред – это загрязнение территории обломками первой ступени ракетоносителей (в Казахстане еще пострадали маршруты миграции сайгаков).
Многие из тех, кто критикует идею космодрома с позиций экологического ущерба, ссылаются на личный опыт службы в ракетных войсках. Баллистические ракеты работают на токсичном топливе, которое явно не благоухает. Согласен. Некоторые ракеты («Циклон» и «Протон») используют токсичное топливо («гептил» и «амил»), и если оно выгорает не полностью, то загрязняет окружающую среду. Несмотря на токсичность, гептил уже более 40 лет используют в качестве ракетного топлива США, Франция, Китай и другие страны. Проблема признана и уже есть более безопасные модификации ракетоносителей. Но сейчас ракетоносители с токсичным топливом на «Байконуре» уже не применяют. А ракеты «Союз» - основные «рабочие лошадки» используют в качестве топлива жидкий кислород, керосин и перекись водорода. Есть и более экологически чистые варианты топлива (на основе жидкого кислорода и водорода). То есть продукты сгорания большинства ракетоносителей или как у реактивного самолета, или водяной пар. При аварии ракеты примерно те же экологические последствия, что и в случае падения самолета. Мы же не отказываемся от авиатранспорта из-за риска загрязнения территории обломками авиалайнеров. Катастрофы ракет уже давно исключение, а не правило.
Есть и ряд спекулятивных утверждений о том, что космодром влияет на здоровье людей, живущих в его окрестностях. В период гласности было сломано много копий на ниве возмещения ущерба, наносимого экологии «Байконуром». Этим особенно прославился бывший первый секретарь Джезказганского обкома КПСС Ежиков-Бабаханов. Схема всегда одна: «дай денег»! Однако многочисленные исследования не принесли доказательств того, что ухудшение статистики по онкологии и другим заболеваниям вызвано космодромом.
Наша экология и сейчас неблагополучна (начиная от воды и атмосферы и заканчивая мусором). Наличие космодрома позволит хотя бы проводить мониторинг экологической ситуации и заниматься профилактикой заболеваний.

ПАДЕНИЕ СТУПЕНЕЙ

«Что произойдет, если какая-либо отработанная ступень ракеты рухнет на нефтедобывающую платформу, да ещё в её самое уязвимое место?», – спрашивает г-н И. Узалов.
Отвечаю. Отработанные ступени, где попало, не падают. Траектория запуска ракет – вещь очень точная и математически выверенная. Иначе бы вся наша ракетная мощь потеряла бы смысл. Если цель – Ниагарский водопад, то приземление пройдет с точность до квадратного километра. Если ракету собьют по пути, то обломки упадут строго по траектории полета, а не случайным образом. Космические ракеты летают по тем же законам, что и баллистические. Поэтому задавать вопрос: «А не упадет ли она на проходящий по Панамскому каналу прогулочный лайнер?» - мягко говоря, некорректно.  
В тактико-технических требованиях к любой разрабатываемой ракетной технике один из ключевых пунктов - «увод отделяющихся частей ракетоносителя  в заданные районы падения». И принципиально эта задача была решена ещё в 60-х годах прошлого века.
Но куда будет падать космический мусор? Для легких «Циклонов» (стартовая масса 186 тонн) и  рабочих лошадок «Союз» (306 тонн) – место падения первой ступени - 374-380 км от точки старта. Для «Протонов» (700 тонн) – около 400 км. Для тяжелых ракет типа «Энергия» (2400 тонн), той, что выводила на орбиту «Буран», - 426 км от старта.  
Если мы попытаемся проследить траекторию на восток, то увидим, что точкой падения обломков будут воды Каспия (Мангышлакский залив или залив Комсомолец). Никакие ступени нам на головы падать не будут. Ракеты запускают на восток и никакая их часть физически не может упасть на несколько сот километров западнее или южнее. Шансы угодить ракетой в нефтяную платформу на Каспии также равны нулю (просто трасса полета проходит в стороне от месторождения).

«ВОСТОЧНЫЙ»

«Амурский космодром планируется создать всё-таки не в чистом поле, а на базе законсервированного ракетного полигона», – утверждает г-н И. Узалов.
Вся эта инфраструктура – это остатки расформированной 27-й дивизии ракетных войск стратегического назначения (осталось 5 шахтных пусковых установок баллистических ракет из 60 и одна установка для ракеты «Старт-1»).
Что такое ракета-носитель «Старт-1»? Это бывшая боевая баллистическая ракета РС-12М «Тополь» (SS-25), к которой в ходе конверсии добавили четвертую ступень. Стартовая масса «Старт-1» -  47 тонн, вывод полезного груза – около 1 тонны. Большинство ракет, используемых в космонавтике в десятки раз тяжелее и их КПД минимум в 2 раза больше.
Всего с этой площадки было запущено 4 ракеты «Старт-1» две в 1997 году и по одной в 2000 и 2001 гг. С тех пор ни одного старта.
Таким образом, никакой космической инфраструктуры у «амурского космодрома» нет. Есть остатки ржавеющей военной техники и несколько тысяч военнослужащих, которых некуда девать.
А если говорить про затраты на транспортировку («транспортные издержки – далеко не самая главная составляющая бюджета в этом деле», - утверждает г-н Узалов), то возить ракеты на экватор дешевле, чем на «амурский космодром». Кстати, дороговизна транспортировки – это главный недостаток проекта «морской старт» (он же космодром на экваторе).  

ЛОГИКА ИЖДИВЕНЦЕВ

У противников космодрома был еще один довод – защита земель малочисленных народов. В качестве примера приводились ботлихский и иные военные объекты. Их довод: федералы, построив военные городки, должны решить все социальные вопросы районов. Но это - логика иждивенцев, которые вместо того, чтобы самим менять свою жизнь в лучшую сторону, как манны небесной ждут федеральных денег. Для нас - это путь превращения Дагестана в зону национально-культурных резерваций, своеобразные «заповедники дагов».
Мы можем с пеной у рта кричать: «Не отдадим дагестанские солончаки под космодром!» И даже отстоим эти бросовые земли от перспективы иметь нормальные дороги, больницы и зарплаты.
А вот соседняя Калмыкия, думаю, будет не столь щепетильна. И когда космодром будет давать калмыкам приличную работу и уровень жизни, то пусть защитники нашей «национальной самобытности» приедут в Северный Дагестан и объяснят людям, что именно они отстояли их родные солончаки от многомиллиардных инвестиций.

И НЕ ТОЛЬКО...

Помимо вопросов, связанных с космодромом, в той же статье г-н Узалов интересовался: «Почему доктрину должен разрабатывать Экономический совет при Президенте РД?»
Отвечаю, так записано в положении об Экономсовете, утвержденном Указом Президента РД. В положении об Минэкономики РД записано, что они занимаются разработкой Стратегии. Каждый должен заниматься своим делом.
И вновь поясняю. Стратегия – это не просто кипа бумаги и не научный трактат. Стратегия – это система мер государства, позволяющая достичь неких целей. Но до этого нужно договориться о том, какими будут эти цели. Поэтому и  нужна Доктрина – предмет для переговоров власти, бизнеса и общества.
Уважаемые оппоненты, не путайте аналитическую и целевую часть работы над Стратегией! Не путайте практику и научную работу! Сделанные анализ и выводы, какими бы блестящими они ни были, не  сделают нашу жизнь лучше! Они служат лишь базой для понимания того, что делать и как делать!
И цели развития Дагестана должны ставить все заинтересованные стороны, а не только «группы разработчиков». Они приходят и уходят, а нам с этим жить!

joint831

Много разумного и правильного. Здравый анализ.
Я уже говорил про крайне неудачное расположение Восточного чисто с точки зрения людей: и лететь долго, и климат, и клещ энцефалитный...
Кстати, есть еще один момент, который забывают: слишком большой таймшифт с Центральной Россией. Сдвиг 6 часов (или сколько там?) это куча геммороя в производственном процессе. Например, идет работа полным ходом на космодроме, нужно решить какой-то вопрос с сотрудниками на предприятии (Москва), а у них там еще ночь или раннее утро, никого нет на работе. Появились люди в Москве - а у тебя уже конец рабочего дня.

На Байконуре-то и то зачастую неудобно, при сдвиге 2 часа летом и 3 часа зимой.

Павел73

Вот блин, первоисточник никак не желает грузиться!...  Это Толбоев написал?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

GREMLIN

А ведь человек во многом прав.

Автор вышеизложенной статьи  Михаил Чернышов



заместитель председателя Экономсовета при президенте Республики Дагестан и его предисловие к ней.
ЦитироватьО космодроме, и не только
Другая точка зрения Автор: Михаил Чернышов
К сожалению, слово «халтура» относится не только к разработчикам проекта Стратегии, но и к некоторым её критикам. Уважаемые оппоненты, пожалуйста, пишите серьезные материалы! Не ленитесь «посидеть» часок в интернете, найти нужные документы, почитать опубликованные по теме статьи! Тогда получится профессиональная дискуссия, а не тот «блондинистый трёп», который всё чаще приходится читать под видом «солидной критики». Например, я ожидал от обещания г-на И.Узалова «разгромить идею строительства космодрома» («Большие дела» 16.09.2008 и 23.09.2008) логики и аргументов. К сожалению, не дождался. Постараюсь дать читателям возможность ознакомиться и с моим взглядом на этот проект.

Павел73

ЦитироватьА ведь человек во многом прав.

Прав-то он прав, вот только...  Как к этому местное население отнесётся? Я имею в виду не те 25000 занятых, а остальные миллионы. Будет ли межнациональная дружба в низах такой же крепкой и безопасной, как в верхах? Кавказ - дело тонкое  :roll:.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Arie

ЦитироватьМного разумного и правильного. Здравый анализ.
Я уже говорил про крайне неудачное расположение Восточного чисто с точки зрения людей: и лететь долго, и климат, и клещ энцефалитный...
Кстати, есть еще один момент, который забывают: слишком большой таймшифт с Центральной Россией. Сдвиг 6 часов (или сколько там?) это куча геммороя в производственном процессе. Например, идет работа полным ходом на космодроме, нужно решить какой-то вопрос с сотрудниками на предприятии (Москва), а у них там еще ночь или раннее утро, никого нет на работе. Появились люди в Москве - а у тебя уже конец рабочего дня.

На Байконуре-то и то зачастую неудобно, при сдвиге 2 часа летом и 3 часа зимой.
С учетом того что время запусков привязано заячастую к астономическим событиям и работы могут начинаться когда угодно - мы например на пуск Меридиана выезжали в 2 часа ночи и никакой радости от того что его пускают с московского часового пояса не чувствовали. Так что вышеприведенное - не аргумент

joint831

ЦитироватьС учетом того что время запусков привязано заячастую к астономическим событиям и работы могут начинаться когда угодно - мы например на пуск Меридиана выезжали в 2 часа ночи и никакой радости от того что его пускают с московского часового пояса не чувствовали. Так что вышеприведенное - не аргумент

Вы-то может и выезжали...
Работы - это не только день пуска. Сам пуск, кстати, почти всегда неудобно - ночью, и людям приходится почти сутки дежурить.

Работы - это месяц-полтора сборки ракеты, подготовки КА и стартового комплекса к пуску. Просто это никому не видно, по телевизору этого не показывают.

joint831

Цитировать
ЦитироватьА ведь человек во многом прав.

Прав-то он прав, вот только...  Как к этому местное население отнесётся? Я имею в виду не те 25000 занятых, а остальные миллионы. Будет ли межнациональная дружба в низах такой же крепкой и безопасной, как в верхах? Кавказ - дело тонкое  :roll:.

А вот это да.
Горячие джигиты из местных в качестве обслуживающего персонала, Чечня рядом - ну его нафик.
Казахи спокойные, с ними попроще.

Дмитрий Виницкий

Хе-хе, говорят, на кавказе тишина и мир. :(
+35797748398

Андрей Суворов

На Кавказе всегда была тишина и мир. До прихода русских в XIX - ещё в большей степени.