Смена генерального на "Энергии"

Автор Barbette, 20.06.2007 18:59:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Shin

ЦитироватьЯ думаю, надо разделять понятия "производить" и "предлагать". Тратить гос. средства без разрешения соотвествующего государственного органа управления, разумеется, нельзя. А предлагать идеи для обсуждения почему нельзя?

Думаю, СНН просто заполнил вакуум, который образовался от безидейности министерства. Кто-нибудь слышал о дальних перспективах развития космонавтики в исполнении РКА? Я нет, а если и слышал, то только о каких-то невнятных НИРах.
Он предложил некую концепцию развития. Пусть корявую, пусть непроработанную, но предложил. Причем публично. Наверняка потому, что по внутренним каналам она бы пошла в мусорную корзину на Щепкина  :(

ratte07

А не отсутствие разделения функций между заказчиком и исполнителем привело нашу космонавтику к нынешнему состоянию?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

А.Коваленко

ЦитироватьА не отсутствие разделения функций между заказчиком и исполнителем привело нашу космонавтику к нынешнему состоянию?
А почему нет разделения функций? Оно есть. Заказчик - государство, которое делегировало эту функцию ФКА и МО. А исполнитель - корпорации и ФГУПы, которые работают по заказам (через контракты) ФКА и МО. В чем проблема?

ratte07

Формально - да. Но исторически большая часть разработок - инициатива фирм.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

А.Коваленко

ЦитироватьФормально - да. Но исторически большая часть разработок - инициатива фирм.
Но это говорит лишь о том, что зазакзчику ничего не нужно.

ratte07

Цитировать
ЦитироватьФормально - да. Но исторически большая часть разработок - инициатива фирм.
Но это говорит лишь о том, что зазакзчику ничего не нужно.
Да, это общая проблема, но в таком подходе есть что-то ненормальное.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

А.Коваленко

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьФормально - да. Но исторически большая часть разработок - инициатива фирм.
Но это говорит лишь о том, что зазакзчику ничего не нужно.
Да, это общая проблема, но в таком подходе есть что-то ненормальное.
Ненормально, это когда у заказчика нет идей о том, чего он хочет. Но я не считаю, что у МОМ или у ФКА не было/нет идей. Они ведь тоже не самостоятельны, они лишь посредники между высшим руководством страны, кторое и определяет, что нужно государству, и исполнителями. А у руководства есть свои приоритеты. Не всегда совпадающие с приоритетами исполнителей. Тут проблема в роли государства в экономике. Если вся промышленность государственная, то мы имеем ту модель в космонавтике, которая была в СССР, т.е. абсолютно алогичная. Другой полюс - США. То, что мы имеем в России сейчас, это вообще гибрид социализма и частной инициативы. Насколько этот гибрид жизнестоек и эффективен - покажет время.

ronatu

Цитировать..То, что мы имеем в России сейчас, это вообще гибрид социализма и частной инициативы...
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

sychbird

При социализме всетаки был, хоть и не формализованный, механизм, когда исполнитель мог за счет избытка наемных работников и сметного характера финансирования прорабатывать аванпроекты и выполнять поисковый НИОКР, результаты которого вообщем то участвовали в конкуренции за заказы.

У американцев эту роль выполняет DAPRA   и  механизм оплаты эскизных проектов на конкурсной основе.

А у нас эклетичная и плохо структурированная ФКП.

И СНН стал заложником и жертвой отсутствия нормальных  проработанных механизмов, согласующих интересы субъектов космической деятельности..
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

ratte07

ЦитироватьЕсли вся промышленность государственная, то мы имеем ту модель в космонавтике, которая была в СССР, т.е. абсолютно алогичная.
Алогична в ней только неуправляемость фирм. Все эти "буду - не буду" делать и т.д.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

sm

Как дела с новой Белкой? Тю--тю...

avmich

Цитировать
ЦитироватьЕсли вся промышленность государственная, то мы имеем ту модель в космонавтике, которая была в СССР, т.е. абсолютно алогичная.
Алогична в ней только неуправляемость фирм. Все эти "буду - не буду" делать и т.д.

В СССР фирмы были вполне управляемы.

Думаю, Андрей прав, и проблема отчасти в переходности состояния. Государство (т.е. ФКА, МО, вышестоящие...) может, и хочет чего-то, но внятно поставить задачу в высокотехнологической области непросто... нужно время и уровень специальных знаний.

Интересно, как фирмы занимаются образовыванием государства? Подозреваю, стихийно...

Bell

Пост-отставочное интервью СНН.

http://rian.ru/analytics/20070816/71912831.html
Цитировать"Будущее российской космонавтики в инновационных проектах"
16.08.2007 17:48 | www.rian.ru

"Для современной России, как и для других мировых держав, космонавтика - это уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало серьезным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей", - так в начале года определил роль космоса президент России Владимир Путин. Таким образом, космическая деятельность становится неотъемлемой частью экономического и военно-политического развития государства. О положении в отрасли и о возможных перспективах ее развития в эксклюзивном интервью обозревателю "РИА Новости" АНДРЕЮ КИСЛЯКОВУ рассказал Николай Севастьянов, возглавлявший до недавних пор флагман отечественной космонавтики - Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" имени С. П. Королева.

- Чем характерна современная российская космонавтика?

- Если мы рассмотрим положение в космической отрасли, необходимо выделить три составляющие: пилотируемая программа, программы средств выведения и автоматических космических аппаратов. Используемые сегодня пилотируемые системы относятся к разработкам 60-х годов. В частности, космический корабль "Союз" впервые стартовал в 1967 г., затем были модернизации, однако сама философия, по сути, не изменилась - это одноразовые корабли.

Но самое главное состоит в том, что сегодня эта техника производится на устаревшей производственной базе, использующей старые аналоговые системы. Если мы хотим удержаться в лидерах, говоря о пилотируемом космосе, то должны перейти на новые технологии.

Что касается ракетных систем, то и здесь ситуация обстоит не лучшим образом. Ведь наша гордость - ракеты-носители "Союз" и "Протон" - разработки опять-таки 50-х и 60-х годов. И сегодня мы уже сталкиваемся с ограничениями по выводимой массе (массе выводимого на орбиты полезного груза, А.К.). Что касается носителя "Протон", то существует и экологическая проблема. Если говорить о "Союзе", то на сегодняшний день уже существует проблема себестоимости использования этого носителя, так как пакетный принцип комплектации ступеней подразумевает большое число двигателей, составляющих основную стоимость носителя. Необходимо и здесь двигаться вперед - переходить на новые технологии.

Что касается спутников-автоматов, то в начале 2000-х годов ситуация немного улучшилась, если говорить о спутниках связи. Началась реализация двух серьезных программ: полностью инновационной программы "Ямал" (разработчиком успешно работающей сегодня программы "Ямал" был как раз Николай Севастянов - А. К.) и программы модернизированных спутников семейства "Экспресс".

Однако у нас практически отсутствуют спутники наблюдения, дистанционного зондирования Земли. Сегодня на орбите нет ни одного чисто научного спутника.

Иными словами, сегодня мы используем космическую технику, базирующуюся на старых технологиях. Это, в свою очередь, серьезно влияет на перспективы отрасли. Почему? Дело не только в том, что скоро мы окажемся не конкурентоспособными по тактико-техническим и тактико-экономическим характеристикам. Существует и кадровая проблема. Производить старую технику, работая на старом оборудовании, сегодня не хочет молодежь. Отрасль быстро стареет, не ощущая притока молодых кадров.

Хотел бы остановиться еще на одной проблеме. У нас отсутствует собственный гражданский космодром. Любая страна, которая планирует расширять свое участие в международном космическом рынке, должна иметь свой гражданский космодром. Байконур, конечно, хороший космодром, однако существующие правовые ограничения не позволяют вкладывать в него инвестиции. У России и Казахстана хорошие отношения, но, к сожалению, периодически возникают ограничения по запускам российских ракет с Байконура. В России есть задел по собственному космодрому на Дальнем Востоке - космодром Свободный. Он мог бы стать равноценным дополнением к космодрому Байконур, значительно расширив возможности России по запускам космических аппаратов. На космодроме Свободный можно будет вкладывать инвестиции в новые технологии, что значительно улучшит технико-экономические характеристики ракетно-космической техники.

- Что необходимо в этой связи предпринять, имея в виду три направления космической деятельности: пилотируемое, ракетостроение и развитие спутниковых систем?

- Необходимо как можно быстрее разработать и принять программу развития российской космонавтики, основанную уже не на принципах эксплуатации старых заделов, а на реализации новых инновационных проектов. В этом случае появляется возможность не только сохранить позиции на мировом рынке космических услуг, но и вернуть России лидерство, а также привлечь в отрасль молодые кадры, стимулировать развитие смежных направлений.

В прошлом году в корпорации "Энергия" подготовили концепцию развития пилотируемой программы. Были подготовлены Основные положения развития отечественной космической программы до 2050 г. Они были одобрены на расширенном научно-техническом совете Корпорации и на выездной сессии Академии наук. Основные положения развития российской космической программы до 2050 г. мы представили в 2007 г. и на академических чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения С.П.Королева. Однако в Роскосмосе наши предложения пока не нашли поддержки.

В этих основных положениях программы мы предложили рассмотреть четыре основных направления.

Первое - создание транспортной системы. Это базовый вопрос сегодня. Новые разработки должны быть экономически эффективнее, чем старые. Мы предложили создать космическую транспортную систему в целом, наряду с орбитальным кораблем "Клипер" разработать новый современный ракета-носитель, способный, к тому же, выводить на орбиты и спутники. Предлагалось создание и собственного космодрома, о чем мы говорили выше. Таким образом, проблема создания космического транспорта решалась в комплексе, а не расчленялась на составляющие.

Второе - переход к промышленному освоению околоземного пространства. На самом деле, процесс этот уже идет. Современные спутники связи предоставляют обществу именно товарную услугу. Это, в свою очередь обеспечивает возврат инвестиций, вложенных в создание спутников связи.

Следующее в этой цепи - спутники наблюдения. В век бурного развития промышленности и освоения новых территорий обойтись без дистанционного зондирования земной поверхности, практически невозможно.

Трудно переоценить значение космической навигации. Идет реализация программы ГЛОНАСС. Для развития наших представлений о Вселенной в целом необходимо иметь собственные научные спутники.

Я бы особо отметил развитие пилотируемой части околоземной деятельности. Прежде всего, - МКС как международного космического порта, по крайней мере, российского сегмента станции. Во всем мире сегодня особое внимание уделено производству полупроводников и биопрепаратов. Эти направления с успехом можно развивать на орбите, используя отсутствие гравитации и глубокий вакуум.

Третье - лунное направление. Программа освоения Луны окажет мобилизующее влияние на нашу науку, промышленность и образование, поможет объединить фундаментальные исследования с практической деятельностью в различных отраслях. Однако необходимо рассматривать наш спутник и как объект для разработки полезных ископаемых. У этого направления сегодня много как сторонников, так и критиков, но в любом случае, необходимо всесторонне изучить проблему. В этой связи можно вспомнить становление полярной авиации. Если в 30-е годы о ней можно было говорить как о спортивном увлечении, то сегодня ни у кого нет сомнений в том, что освоение богатейших полярных территорий невозможно без полетов авиации. Я считаю, что космос позволит нам выйти на новую ресурсную базу.

Четвертое - разработанный нами в прошлом году марсианский проект. Я имею в виду его пилотируемую часть.

Если подвести итог, то нам сегодня необходимо переходить на новые проекты с новыми техническими характеристиками, которые позволят получить больший экономический эффект по сравнению с использованием старой техники. Начинать надо с создания космической транспортной системы наряду с развертыванием национального космодрома.

- Как Вы оцениваете деятельность корпорации "Энергия"?

- В 2002-2004 годах Корпорация находилась в состоянии близком к банкротству. Доходы Корпорации падали, деятельность приносила убытки.

В 2005 г. мне предложили вернуться в компанию, чтобы вывести ее из глубокого финансового кризиса. В этом же году компанию удалось вывести из убытков. Корпорация заработала первую прибыль: рост доходов составил 17% по отношению к 2004 г., а прибыль - 159 млн. рублей. А уже в 2006 году рост доходов составил 38 %, а прибыль - 509 млн. рублей. Это позволило не только погасить убытки прошлых лет, но и сформировать собственные источники для инновационного развития.

Сегодня разработан маркетинговый план развития компании. Надо сказать, что Совет директоров утвердил в декабре прошлого года программу развития "Энергии" на 2007 г. И рассмотрел программу развития до 2015 года. Самое главное - дан старт новым направлениям. В пилотируемом - "Клипер", в автоматических аппаратах - спутник "Ямал-300".

За два прошедших года удалось разработать комплексную программу создания космической транспортной системы нового поколения "Клипер".

Очень надеюсь, что РКК "Энергия" продолжит эти проекты, и они войдут новую инновационную программу развития российской космонавтики.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Вадим Лукашевич

Цитировать
Цитировать"Вот тебе, брателло, напоследок вместо инструкции по управлению всем эти предприятием два конверта
Вроде там было три конверта. Сперва "вали всё на меня", потом "обещай" (или наоборот), а уж потом "готовь три конверта". Про обещания тоже не надо забывать (см. про Клипер).
Я слышал в редакции с другим содержимым второго конверта типа "снизь издержки, проведи реорганизацию, перевооружение, рекструктуризацию, акционирование и т.д.", и только потом "готовь 3 конверта"

Вадим Лукашевич

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЕсли вся промышленность государственная, то мы имеем ту модель в космонавтике, которая была в СССР, т.е. абсолютно алогичная.
Алогична в ней только неуправляемость фирм. Все эти "буду - не буду" делать и т.д.
В СССР фирмы были вполне управляемы.
Думаю, Андрей прав, и проблема отчасти в переходности состояния. Государство (т.е. ФКА, МО, вышестоящие...) может, и хочет чего-то, но внятно поставить задачу в высокотехнологической области непросто... нужно время и уровень специальных знаний.
Списывать временные трудности на специфику переходного периода можно, когда происходят структурные и прочие изменения при наличии либо четкого плана, либо понимания ("наверху" или у проводящего эти перемены) задач и конечных целей преобразований. Тогда это в самом деле временные трудности роста, связанные с перестройкой (переходным периодом).
А если руководящий орган не указывает никакой перспективы и не ставит конкретных ориентиров движения, то имеющиеся при этом трудности не есть трудности переходного периода, это проблемы законсервированного застоя.
Программа развития нашей космонавтики не формируется внутри страны в зависимости от внутренних потребностей, она просто рефлексирует на внешние раздражители. Хорошо еще, что китайцы с индусами собрались на Луну, а не в жерло подводного вулкана...
"Нас никому не сбить с пути -
нам по х...., куда идти!"

И обратите внимание на характер нашей лунной рефлексии: американцы собрались на Луну-Марс, и мы: "Дайте нам ваших денег на наше участие в вашей программе". Нас послали, и мы утерлись, сняв с работы местного раздражителя.
Но тут на Луну собрались Китай-Индия. И что же? У нас истерика: "Караул, опережают! Отстаем!" Одно и то же внешнее воздействие вызывает разную реакцию, что показательно - ту обиду, которую мы можем стерпеть от амеров (мы же приняли от них $30 млн. на поддержание нашего ядерного боезапаса, стыдоба!), мы никак не можем себе позволить стерпеть от каких-то там китайцев.
Вот только вся наша истерика "уйдет в паровозный гудок", т.к. те же китайцы тратят на космос больше нас. И поезда Пекин-Шаншай у них пионеры под откос не пускают...
Но наш электорат Луну аккурат к выборам получит. И только на день голосования. Это как "Декрет о земле" - декрет дали, землю забрали. Классика жанра!

Вадим Лукашевич

ЦитироватьПост-отставочное интервью СНН.
http://rian.ru/analytics/20070816/71912831.html
Стройно и красиво!
Ну, и чем на это ответит Лапота? Примажется к не им созданной комплексной программе, как он примазался к "Ямалу", или продолжит "бороться с кризисом"?!

Старый

ЦитироватьНо тут на Луну собрались Китай-Индия. И что же? У нас истерика: "Караул, опережают! Отстаем!"
Дык нужно ж соображать с кем соревноваться. Нафига соревноваться с тем кому заведомо проиграешь?
 Так что на очереди Уганда. Если уже забодала то Руанда и Бурунди - тоже великие космические страны. Уж их мы точно одной левой!
 Вспоминаю как в 70-е МиГ-23 сравнивали с Торнадо и Фантомом. А С F-15 и F-16 сравнивать запрещалось!

ЦитироватьНо наш электорат Луну аккурат к выборам получит. И только на день голосования. Это как "Декрет о земле" - декрет дали, землю забрали. Классика жанра!
Ну это как сказать! ;) Вон Клипер тоже выдали на горА на один день - день выборов, а вона чего получилось! :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Цитировать
ЦитироватьНо наш электорат Луну аккурат к выборам получит. И только на день голосования. Это как "Декрет о земле" - декрет дали, землю забрали. Классика жанра!
Ну это как сказать! ;) Вон Клипер тоже выдали на горА на один день - день выборов, а вона чего получилось! :)

Ты, Старый, неисправимый оптимист :) . Думаешь, "они" не учтут опыт прошлой попытки?

Если серьёзно, думаю, что одним из хороших критериев состояния дел и перспектив в отрасли может быть как раз приход - или неприход - молодых кадров. Много людей долгое время обманывать сложно...

Дмитрий В.

ЦитироватьВспоминаю как в 70-е МиГ-23 сравнивали с Торнадо и Фантомом. А С F-15 и F-16 сравнивать запрещалось!
Ну, зато в 80-е "МЛ" сравнивался и с тем и с другим :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

ЦитироватьТы, Старый, неисправимый оптимист :) . Думаешь, "они" не учтут опыт прошлой попытки?
Специалистов никто и не обманет. Но основная то масса электората - не специалисты. А среди обывателей "космические успехи" проходят на "ура" с самого 61-го года. Клипер свою роль сыграл отлично. Так что думаю эту карту опять будут разыгрывать. На этот раз у нас будет изобретён "лунный корабль о котором ещё только мечтают американцы".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер