Концепция и АКС, проект "Гиперкуб"

Автор Зомби. Просто Зомби, 11.06.2007 20:31:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Valerij

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПрийдётся повторить короче.
ВалериJ, вы сказали "Не пойму в чём проблема - сделать математическую модель..." Я вам ответил что создание математической модели это последняя из проблем которую приходится решать. Точнее этой проблемы вообще нет.
Нет, Старый.
Да. Вы и сами можете это у себя прочитать:
ЦитироватьА почему? Если на РБ стоит тот прибор, который вы увидели на МАКСе, и его информация сбрасывается на Землю, то в чем проблема в реальном времени построить две математических модели - одну из них по заложенной в РБ циклограмме, и вторую, в которую в реальном времени подаются параметры полета.
Здесь нет противоречия. С помощью  одного комплекта данных, передаваемого небольшим автономным прибором, и принимаемого на небольшую малонаправленную антенну, решаются две совершенно разных задачи. Одна решается в пунктах приема ТМИ. Это наведение остронаправленной антенны для приема полной телеметрии и обеспечения связи с КА.

Но эта же информация может передаваться в ЦУП, и уже там использоваться для контроля траектории в реальном времени. В идеале для этого хорошо использовать спутники "Луч". Но можно сделать это и с Земли. Вплоть до того, что можно такие "приемники" установить, например, на антарктических станциях, если можно обеспечить своевременное получение информации от них.

В ЦУПе, для контроля вывода на орбиту КА, и для визуализации этого процесса, можно использовать математическую модель. При штатных полетах значение такой модели чисто декоративное, но если потребуется парировать нештатную ситуацию - то предложенные решения можно показать (или даже обкатать) на ней. В условиях стресса от нештатной ситуации и дефицита времени это может быть очень полезно.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Artemkad

ЦитироватьС помощью  одного комплекта данных, передаваемого небольшим автономным прибором, и принимаемого на небольшую малонаправленную антенну,
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
На/с ГСО просто не достанет. Если там слабо направленная антенна, то на Земле должна быть остро направленная. Или насколько десятков кВт передатчик.
:-\

Valerij

Цитировать
ЦитироватьС помощью  одного комплекта данных, передаваемого небольшим автономным прибором, и принимаемого на небольшую малонаправленную антенну,
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
На/с ГСО просто не достанет. Если там слабо направленная антенна, то на Земле должна быть остро направленная. Или насколько десятков кВт передатчик.
Это "не совсем так". Я не зря постоянно повторяю про узкую полосу. Мощность, необходимая передатчику пропорциональна ширине полосы. Поэтому, там, где для такой передачи полной ТМИ нужна остронаправленная антенна или киловаты мощности, для передачи только информации о положении КА и параметрах полета хватит малонаправленной антенны. Как вариант, можно поставить две антенны - с помощью малонаправленной обнаруживать наличие сигнала, а с помощью небольшой, около метра диаметром параболической антенны принимать сигнал, если его невозможно принять на малонаправленную.

На самом деле достаточно 8-10 таких приборов, поставленных в разных местах планеты, хотя бы в обсерваториях ребят, занимающихся космическим мусором, и "потерявшихся" спутников просто не будет.

З.Ы.
Да, и связываться с этим маячком бесполезно, его единственная задача "кричать" "Я здесь" и передавать более точную информацию, где именно здесь. Для приема полноценной ТМИ и связи с КА, естественно, нужны полноценные антенны, я не претендую на какую-то особую физику.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

ЦитироватьЗа одну секунду аппарат перемещается на 9км. Причем с другой стороны от GPS-спутников в которую их антенны не направлены.
Там три проблемы:
1) "в реальном времени" это уже поздно
2) точность и доступность GPS на ГСО крайне неустойчивый вопрос. Причем еще и вопросы однозначности и неопределенности. GPS слегка не на то заточена.
3) для того, что-бы что-то передать на объект должна быть направлена антенна. Направлена точно и вовремя, а не +/- лапоть. Иначе никаких "данных вреальном времени ", а если данных нет, то и подстроить антенну уже нельзя. Классический вариант срыва слежения....
Все перечисленное не является большой проблемой. Когда КА поднимется выше орбит навигационных спутников, он окажется в поле зрения спутников, находящихся с другой стороны от Земли. Условия приема сигнала от спутников у него не намного хуже, чем на Земле.

"Реальное время" тоже условно. Спутник должен передать примерно такой пакет информации:
1. Сигнал идентификации.
2. Координаты.
3. Отсчет времени, когда были измерены координаты.
4. Вектор скорости.

Обновляться эта информация должна раз в несколько секунд, что позволяет восстановить не полностью принятый пакет данных. А прибор управления антенной вырабатывает целеуказания по этим данным с учетом не только координат, но и вектора скорости. Вопросы точности, определенности и не полного покрытия на орбите решаются, так как навигационных спутников в поле зрения много. Кратковременные перерывы в приеме данных с навигационных спутников в этом случае не являются фатальной проблемой.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Зомби. Просто Зомби

Так.
Оффтоп - прекратить.
ГЛОНАССы всякие, нефункциональные, для спутников - в другом месте.
Не копать!

Bell

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПрийдётся повторить короче.
ВалериJ, вы сказали "Не пойму в чём проблема - сделать математическую модель..." Я вам ответил что создание математической модели это последняя из проблем которую приходится решать. Точнее этой проблемы вообще нет.
Нет, Старый.
Да. Вы и сами можете это у себя прочитать:
ЦитироватьА почему? Если на РБ стоит тот прибор, который вы увидели на МАКСе, и его информация сбрасывается на Землю, то в чем проблема в реальном времени построить две математических модели - одну из них по заложенной в РБ циклограмме, и вторую, в которую в реальном времени подаются параметры полета.
Здесь нет противоречия.
Конечно нет - что написали - на то вам и ответили.
А дальше у вас идет то, что обычно называется "выкручиваться как вша на гребешке."
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Artemkad

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьС помощью  одного комплекта данных, передаваемого небольшим автономным прибором, и принимаемого на небольшую малонаправленную антенну,
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
На/с ГСО просто не достанет. Если там слабо направленная антенна, то на Земле должна быть остро направленная. Или насколько десятков кВт передатчик.
Это "не совсем так". Я не зря постоянно повторяю про узкую полосу. Мощность, необходимая передатчику пропорциональна ширине полосы.
Valerij, GPS не достанет... Вы можете сколько угодно снижать полосу маяка передавая 200 байт хоть за 20 секунд, но передавать что будете? GPS-спутники в районе ГСО не намного ближе от аппарата чем Земля.
:-\

Bell

Тем более, что GPS в ту сторону не очень-то и работает.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Valerij

Это ответ на вот этот пост: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=790632#790632

Гиперкуб - это концепция АКС, разработанная Зомби и hcube. Двухступенчатая система, не использующая не существующих сейчас технологий. Первая ступень на ТВД, топливо - метан (СПГ), окислитель - атмосферный кислород, возможно наличие вспомогательных ЖРД на жидком кислороде и СПГ. Вторая ступень криогенная, с многоразовым топливным баком. Последний раз в этой теме цифры обсуждались на 52 странице.

ЦитироватьПо сути - HZ - это не есть некая догма, а есть набор концептуальных решений - типа 'горизонтальный взлет', 'разгон до сверхзвука на ТРДФ', 'доразгон на ЖРД', 'разделение на суборбитальной траектории'. Они выделяют HZ из всего набора АКС. Число таких решений вполне себе конечно, причем оптимальны не все комбинации. Т.е. при 'эволюции' проекта значение имеет еще и то, сколько ПОХОЖИХ принципиально работоспособных проектов есть в окрестности - т.е. если не заработает этот проект, насколько сложно его модернизировать. Для HZ все в порядке - эволюционный потенциал есть во все стороны - тут и Зенгер-2, и Хотол, и потоковский проект - принципиально они похожи, отличаются деталями.
Более свежий вариант в теме AKC прямую ссылку найду позже.

Я предполагаю немного другой вариант "Гиперкуба", отличающийся наличием нулевой ступени - крылатого ускорителя на ТРДФ, которые обеспечивают необходимую тяговооруженность при разгоне по полосе и наборе первых тысяч метров высоты. Потом, на скорости порядка 500 км/час эти ускоритель отделяются и возвращается на аэродром взлета. Заодно на ускорителе примерно половина стоек шасси. Это позволяет увеличить взлетный вес системы вплоть до 600 тонн и гарантировать ее реализуемость.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


hcube

Тогда уж надо не HZ, а АКС Постороннего, с стругджетами. И три ступени - взлетная на керосиновых ТРДФ, 0-2 М, стругджетная водородная 2-5М, она же - разгон до 3-3.5 км/с в прыжке, и  орбитер 3.5 - 7.5 км/c Можно поверх орбитера еще автономный КК, хотя мне лично его полезность сомнительна.
Звездной России - Быть!

Valerij

ЦитироватьТогда уж надо не HZ, а АКС Постороннего, с стругджетами. И три ступени - взлетная на керосиновых ТРДФ, 0-2 М, стругджетная водородная 2-5М, она же - разгон до 3-3.5 км/с в прыжке, и  орбитер 3.5 - 7.5 км/c Можно поверх орбитера еще автономный КК, хотя мне лично его полезность сомнительна.
Не ожидал я этого от Вас, hcube....

Я специально утрировал возможности концепции "Гиперкуба", что бы показать его принципиальную реализуемость на современном уровне технологий. Я не считаю достижением возможность взлетать с огромным взлетным весом, я предпочту поменьше. Но такая возможность позволяет очень существенно "играть" характеристиками и доказывает низкий технологический риск проекта.

Когда стругджетная водородная ступень позволит летать со скоростью 2-5М и разгоняться до 3-3.5 км/с в прыжке, причем не в в рекордном полете, а в регулярных и частых полетах - тогда придет ее время, и на орбиту можно будет летать из городского аэропорта. Такая система способна в разы снизить взлетный вес АКС (или увеличить грузоподъемность). Пока это невозможно. Да и не нужно, на самом деле.

Проблема в том, что, как и для Маска, основой экономической эффективности АКС является не следование последней технологической моде, а возможность обеспечить регулярные (и при этом - частые) полеты. Для этого необходимо использовать многоразовую технику с недорогим и не требующим дорогого и/или длительного межполетного обслуживания. Как правило это означает, что приходится использовать проверенные временем технологии ;) Естественно, это не означает отсутствия периодического регламентного ремонта, но сначала через три - пять, а в идеале - через двадцать-двадцать пять полетов.

Примерно так.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


hcube

Так технического риска в HZ как раз и нету - делить разгонщик на 2 ступени не надо.

А если уж делить - то делить надо _правильно_, так чтобы был качественный выигрыш. Выигрыш очень прост - на 2М, которые легко достигаются на ТРДФ - можно уже использовать ПВРД.

То есть на первой ступени остаются ТОЛЬКО ТРДФ, на второй - ТОЛЬКО стругджет (и минимальное крылышко для полета с полной массой на 2М или с 0.2 массы на посадочной скорости), на третьей - ТОЛЬКО ЖРД. Стругджет и первую ступень можно заправлять СПГ, третью - СПГ или водородом.
Звездной России - Быть!

Valerij

ЦитироватьТак технического риска в HZ как раз и нету - делить разгонщик на 2 ступени не надо.
Ну, в моем предложении это не полноценная ступень, это аналог стартовым ускорителям.

ЦитироватьА если уж делить - то делить надо _правильно_, так чтобы был качественный выигрыш. Выигрыш очень прост - на 2М, которые легко достигаются на ТРДФ - можно уже использовать ПВРД.
Использовать ПВРД на 2М можно, это не вопрос. А вот разогнаться до 5М, а потом прыгнуть на ПВРД со скоростью 3-3,5 км/сек, и это не на экспериментальном, а на постоянно эксплуатируемом аппарате - мне кажется, сейчас не выйдет.

ЦитироватьТо есть на первой ступени остаются ТОЛЬКО ТРДФ, на второй - ТОЛЬКО стругджет (и минимальное крылышко для полета с полной массой на 2М или с 0.2 массы на посадочной скорости), на третьей - ТОЛЬКО ЖРД. Стругджет и первую ступень можно заправлять СПГ, третью - СПГ или водородом.
Орбитер в этом случае технологически облегчается. Но вот реализуема ли вторая ступень с такими характеристиками? Или вы предлагаете ставить на нее ракетные двигатели для разгона в прыжке?

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Дем

ЦитироватьНо вот реализуема ли вторая ступень с такими характеристиками? Или вы предлагаете ставить на нее ракетные двигатели для разгона в прыжке?
Стругжет - это в принципе тот же ЖРД, только с навешанным вокруг него всяким, т.е. он вполне способен иметь тягу хоть в вакууме (и с весьма неплохим УИ)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

hcube

Стругджет - это гибрид ЖРД и ПВРД, начинает работать на 1.5М, предельная скорость - 6-10М, в зависимости от топлива. Сопла на клиньях играют две роли - независимое создание тяги - раз, и 'подготовка' нужного состава смеси за счет предварительного разогрева - два. Ну, и топливо получается УЖЕ летящим со скоростью потока, его не надо разгонять.

Но с поверхности такая штука взлететь не может - поэтому или катапульта, или самолет-носитель.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьСтругджет - это гибрид ЖРД и ПВРД, начинает работать на 1.5М, предельная скорость - 6-10М, в зависимости от топлива. Сопла на клиньях играют две роли - независимое создание тяги - раз, и 'подготовка' нужного состава смеси за счет предварительного разогрева - два. Ну, и топливо получается УЖЕ летящим со скоростью потока, его не надо разгонять.

Но с поверхности такая штука взлететь не может - поэтому или катапульта, или самолет-носитель.

Почему не может-то? Это "обычный" ракетно-прямоточный РД.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Alex_II

ЦитироватьПочему не может-то? Это "обычный" ракетно-прямоточный РД.
До скорости запуска прямоточника придется на ЖРД разгоняться? Или как?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

hcube

Сформулируем так - при взлете на собственном ЖРД, эффективность системы, включающей стругджетную ступень, резко падает, по сравнению с вариантом использования разгонщика, и даже по сравнению с вариантом установки дополнительных ТРДФ на ступень со стругджетом.
Звездной России - Быть!

Valerij

ЦитироватьСтругжет - это в принципе тот же ЖРД, только с навешанным вокруг него всяким, т.е. он вполне способен иметь тягу хоть в вакууме (и с весьма неплохим УИ)
Это отлично, но в вакууме, как я понимаю, атмосферы (и, соответственно, атмосферного кислорода) нет, т.е. его надо везти с собой? Тогда у него нет преимуществ.

ЦитироватьСтругджет - это гибрид ЖРД и ПВРД, начинает работать на 1.5М, предельная скорость - 6-10М, в зависимости от топлива. Сопла на клиньях играют две роли - независимое создание тяги - раз, и 'подготовка' нужного состава смеси за счет предварительного разогрева - два. Ну, и топливо получается УЖЕ летящим со скоростью потока, его не надо разгонять.
ЦитироватьСформулируем так - при взлете на собственном ЖРД, эффективность системы, включающей стругджетную ступень, резко падает, по сравнению с вариантом использования разгонщика, и даже по сравнению с вариантом установки дополнительных ТРДФ на ступень со стругджетом.
Да я не против, но это надо продемонстрировать на практике. И не просто "принципиальную возможность", а "эксплуатационную надежность".

Пока такого аппарата нет - более реален "Гиперкуб", пусть даже с пусковыми ускорителями.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьПочему не может-то? Это "обычный" ракетно-прямоточный РД.
До скорости запуска прямоточника придется на ЖРД разгоняться? Или как?

Естественно. На малых скоростях будет какая-то эжекция, но эффект, думаю, будет небольшой. Зато РПД может работать от взлета до выведения на орбиту.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!