РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Цитата: Ber от 24.10.2021 23:42:56Как то всё это попахивает технологическим тупиком. Разве можно на таких напряженных движках, делать многоразовую ракету?


Arzach

Цитата: /Иван/ от 19.12.2021 11:47:48"С 2016 года в КБ химавтоматики по контракту с госкорпорацией "Роскосмос" ведется разработка двигателя РД-0177/РД-0169 тягой 100 тонн для ракеты-носителя "Амур-СПГ". Выпущена конструкторская документация, ведется подготовка производства, изготовление агрегатов, огневые испытания установок. Запланировано начало огневых испытаний двигателя в середине 2023 года", - говорится в письме Рачука

Не слишком понятная картина с двигателями. Гендиректор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов говорил об этом годом ранее несколько более развёрнуто:

Цитата: ФОРУМ "АРМИЯ-2020"27 АВГ 2020, 09:15 / https://tass.ru/armiya-i-opk/9301009"Мы должны создать двигатель-демонстратор РД-0177, а впоследствии будет построен его летный вариант РД-0169. По демонстратору работы надеемся завершить в следующем году. Первый образец метанового двигателя РД-0177 будет изготовлен в 2022-2023 годах", - сказал Арбузов.
...
Проведены испытания отдельных элементов агрегатов - газогенератора, смесительной головки. Теперь переходим к работам уже непосредственно по изготовлению двигателя-демонстратора РД-0177", - уточнил гендиректор "Энергомаша".

В дальнейшем поставлена задача в кратчайшие сроки подтвердить возможность применения этих компонентов уже на летном варианте - двигателе РД-0169, добавил Арбузов.

Выше выделена вероятная ошибка корреспондента - речь там наверняка об РД-0169.

ratcustorb

Цитата: Дмитрий В. от 07.02.2022 17:50:30
Цитата: ratcustorb от 07.02.2022 17:42:02
Цитата: azvoz от 07.02.2022 16:02:29
Есть у кого надежная информация по текущей схеме РД-0177(0169) ?

ДВГГ или "газ-газ" планируют?
В открытой печати ничего не нашёл.
ДВГГ на метане не будет ни у кого? BE-4 тоже "газ-газ"?
ВЕ-4 - ДОГГ
Получается чистый ДВГГ на метане никто не создаёт? Столько говорилось о преимуществах ДВГГ, а на практике не получается отказаться от ДОГГ?

sychbird

Цитата: ratcustorb от 08.02.2022 09:52:11
Цитата: Дмитрий В. от 07.02.2022 17:50:30
Цитата: ratcustorb от 07.02.2022 17:42:02
Цитата: azvoz от 07.02.2022 16:02:29
Есть у кого надежная информация по текущей схеме РД-0177(0169) ?

ДВГГ или "газ-газ" планируют?
В открытой печати ничего не нашёл.
ДВГГ на метане не будет ни у кого? BE-4 тоже "газ-газ"?
ВЕ-4 - ДОГГ
Получается чистый ДВГГ никто не создаёт? Столько говорилось о преимуществах ДВГГ, а на практике не получается отказаться от ДОГГ?
Насколько я понял, в восстановительном газе не хватает энергосодержания для турбины(н), способной(ых) передать мощность насосам горючего и окислителя для получения достаточно высокого  давления в камере. Эрго - не получить высокое значение тяги и импульса.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Дмитрий В.

Цитата: sychbird от 08.02.2022 10:01:50
Цитата: ratcustorb от 08.02.2022 09:52:11
Цитата: Дмитрий В. от 07.02.2022 17:50:30
Цитата: ratcustorb от 07.02.2022 17:42:02
Цитата: azvoz от 07.02.2022 16:02:29
Есть у кого надежная информация по текущей схеме РД-0177(0169) ?

ДВГГ или "газ-газ" планируют?
В открытой печати ничего не нашёл.
ДВГГ на метане не будет ни у кого? BE-4 тоже "газ-газ"?
ВЕ-4 - ДОГГ
Получается чистый ДВГГ никто не создаёт? Столько говорилось о преимуществах ДВГГ, а на практике не получается отказаться от ДОГГ?
Насколько я понял, в восстановительном газе не хватает энергосодержания для турбины(н), способной(ых) передать мощность насосам горючего и окислителя для получения достаточно высокого  давления в камере. Эрго - не получить высокое значение тяги и импульса.
По диссертации Клепикова выходит, что на ДВВГ можно УИ получить несколько лучше, чем на ДОГГ при меньшей мощности ТНА. По корайней мере в приемлемом диапазоне давлений в КС (210-260 атм) при большей безопасности.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

#5465
ТРУДЫ
XXXIII
 
Под редакцией
 доктора технических наук, профессора
 В.К. ЧВАНОВА



                                                                    Москва 2016


ВЫБОР ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВЫХ ЖРД ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ
Д.Г. Булгаков, В.Н. Гусев, докт. техн. наук И.А. Клепиков

Цитата: undefinedВведение

АО «НПО Энергомаш» начало исследования ЖРД на ме-тане с 1981 г. За прошедшие более 30 лет были рассмотрены ЖРД разных схем (с ДОГГ, с ДВГГ, газ-газ, без дожигания, с неполным дожиганием, двух и трех компонентных топлив), для разных тяг (от 2тс до 200тс в одной камере), в широком диапазоне давлений в камере сгорания (от 50 кгс/см2 до 300 кгс/см2) [1].
В 2001 – 2004 гг по контракту с SNEСMA (Франция) был разработан проект «Волга» с ЖРД по схеме с ДВГГ на топливе кислород-метан тягой 200тс для многоразового использования (50 – 100 полетов) [2]. Был накоплен опыт разработки проектов двигателей с ДОГГ на компонентах кислород-метан для ряда ракет-носителей («Рикша», «Энергия», «Ангара»). В 2008 – 2009гг ГКНПЦ им. Хруничева разработал проект многоразовой космической системы на 25 полетов, и по техническому заданию ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» АО «НПО Энергомаш» разработало проект многоразового ЖРД РД192 с ДВГГ (аванпроект «МРКС-1»), см. табл. 1.

Вы не можете просматривать это вложение.

В 2012 – 2013 гг АО «НПО Энергомаш» разработало эскизные проекты РД192 и РД196 для «МРКС-1».
В 2013 – 2014 гг число разработчиков ракет-носителей, ориентированных на использование метана, существенно возросло: АО «РКЦ «Прогресс»», АО «ГРЦ им. В.П. Макеева» подавали свои технические предложения в конкурсную комиссию госкорпорации «Роскосмос» [3].
При разработке кислородно-метанового ЖРД по схеме с ДОГГ существует возможность использования двигателя прототипа из семейства РД170.
В 2013 г. АО «НПО Энергомаш» обосновало целесообразность схем ДОГГ для модернизации кислородно-керосиновых ЖРД (РД180, РД191, РД120 и др.) путем замены керосина на метан [4,5].
В 2014 г. АО «НПО Энергомаш» предложило АО «РКЦ «Прогресс»» использовать в эскизном проекте ракеты-носителя «Союз 5» метановый ЖРД с ДОГГ РД180МС на базе РД180.
В то же время, США начали работы по разработке ракеты-носителя «Vulcan» с использованием на первой ступени двух метановых ЖРД ВЕ-4 по схеме ДОГГ (тяга каждого 250тс) [6]. Проводятся огневые испытания метанового ЖРД Raptor [7].
Этот интерес связан с рядом особенностей применения метана, в частности, для многоразовых ступеней РН:
1. Хорошими теплоотводящими свойствами, позволяющими снимать такие же тепловые потоки в камере, что и на керосине, но используя лишь часть горючего(∼30% от общего расхода), что позволяет снизить гидравлические потери, несмотря на меньшую плотность метана (в 2 раза), в тракте проточного охлаждения камеры (∼45 кгс/см2 против 90 кгс/см2 у керосина), а это позволяет снизить потребную мощность насоса горючего и турбины.
2. Применение метана позволяет упростить и удешевить обработку полостей двигателя после огневых испытаний и полета за счет криогенных свойств метана (в обычных условиях самоиспаряется).
Рассмотрим особенности использования схем с ДВГГ и ДОГГ применительно к кислородно-метановому ЖРД РД180МС для РН «Союз 5».

1. Параметры двигателей с ДОГГ и ДВГГ
В табл. 2 представлены основные параметры двигателей с тягой ∼200тс, выполненных по схемам с ДВГГ и с ДОГГ. При этом максимально сохранен газодинамический профиль базовой (кислородно-керосиновой) камеры.
Параметры двигателя определены расчетом баланса мощностей насосов и турбины без учета вспомогательных гидравлических трактов, таких как расход на охлаждение подшипников, отбор на рулевые приводы, дренаж и т.п., что на данном (начальном) этапе допустимо, т.к. позволяет делать качественные и сравнительные оценки.

Вы не можете просматривать это вложение.

На рис. 1 и 2 представлены схемы двигателя РД180МС с ДОГГ и ДВГГ.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Результаты расчетов параметров двигателя РД180МС для номинального режима представлены в табл. 3.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Из приведенных в табл. 2 и табл. 3 данных можно сделать вывод, что для кислородно-метановых ЖРД можно обеспечить одинаковые энергетические параметры при использовании любой схемы подачи топлива – с ДОГГ или с ДВГГ. Однако за счет большего массового расхода (879 кг/с) в схеме с ДОГГ обеспечивается более низкая частота вращения турбины (15800 об/с), давление на входе в турбину (506 кгс/см2), мощность турбины (124 тыс. л.с.) и температура на входе в турбину (750 К) по сравнению со схемой с ДВГГ, где частота вращения турбины (29500 об/с), давление на входе в турбину (752 кгс/см2), мощность турбины (164 тыс. л.с.) и температура на входе в турбину (850 К).

2. Проблемные вопросы разработки схем ДОГГ и ДВГГ

Проблема возгорания агрегатов подачи была главной проблемой при разработке двигателя РД170 (РД171): на первом этапе доводки было около 2-х десятков возгораний турбины и насоса окислителя.
Проведенными в АО «НПО Энергомаш» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова» исследованиями изучено влияние на усталостную прочность лопаток рабочего колеса турбины различных технологических процессов и разработана оптимальная технология изготовления рабочих колес турбины. Разработаны покрытия, обеспечивающие высокую стойкость рабочих лопаток к возгоранию: никель 150-300 мкм, СКН-8 и комбинация никель + СКН-8, и методы виброупрочнения поверхности, повышающие усталостную прочность материала. В результате всех этих мероприятий усталостная прочность лопаток рабочих колес увеличилась с σа=5,6 кгс/мм2 и времени наработки около 100 с до σа=12...14,5 кгс/мм2 и времени наработки 1500 с[8].
В результате проведенных исследований была установлена основная причина возгорания агрегатов подачи – попадание алюминиевых частиц из бака «О» в тракт окислителя двигателя.
Был разработан и проведен комплекс мероприятий, в частности:
 Оговорены требования к чистоте бака «О» (ограничено количество алюминиевых частиц);
 Установлены фильтры на входе в двигатель по линии О с размером ячейки 160 мкм;
 Введены серебряные вставки в местах возможного контакта деталей в трактах насоса окислителя и др.
Эффективность мероприятий проверена сотнями огневых испытаний и в настоящее время надёжность двигателя с ДОГГ высока:
– для РД171М – вероятность безотказной работы равна 0,9985 при доверительной вероятности 0,95;
– для РД180 – вероятность безотказной работы равна 0,9985 при доверительной вероятности 0,95;
– для РД191 – вероятность безотказной работы равна 0,997 при доверительной вероятности 0,95, что обеспечивает их работоспособность в составе РН.
Последующие исследования показали, что возгорание образцов из конструкционных материалов с нанесенным на них покрытием СКН8 при вводе в газовый поток алюминиевых частиц размером не более 0,08х0,08мм гарантированно не происходит при температурах, не превышающих 850С (1123К).
В этой связи в конструкцию всех кислородно-керосиновых двигателей АО «НПО Энергомаш» поэтапно введены фильтры на входных магистралях двигателя с сеткой 80мкм.
Уже сегодня такой фильтр для двигателя РД181 прошел полную автономную отработку и серию полноразмерных огневых испытаний в составе сертификационного (шесть огневых испытаний) и трех товарных (по одному ОИ на каждом) двигателей.
Для схемы ДВГГ проблема возгорания агрегатов подачи не существует.

Проблемы обеспечения высокочастотной (ВЧ) устойчивости рабочих процессов в камере сгорания и газогенераторе.
При использовании двигателя РД180 в качестве двигателя-прототипа для работы на компонентах кислород-метан устойчивость рабочего процесса в камере сгорания и газогенераторе будет заведомо обеспечена, так как полностью заимствуется система смесеобразования в камере сгорания и газогенераторе.
Другое дело для ДВГГ, где смесеобразование будет другим – вместо окислительного газа будет восстановительный, и вместо горючего с меньшим расходом в газогенераторе и камере сгорания будет поступать окислитель. Это приведёт к необходимости отработки устойчивости рабочих процессов, при этом придётся испытывать несколько вариантов систем смесеобразования для камеры сгорания и газогенератора, что, как следствие, приведет к увеличению продолжительности и стоимости экспериментальной отработки двигателя.

Проблема образования сажи.
При испытаниях газогенератора на компонентах кислород-метан по схеме с ДВГГ в ФГУП «ГИПХ» (1984 г.), получено, что сажа не образуется в диапазоне температур T=500÷1500К. Вместе с тем, при испытаниях двигателя по схеме с ДВГГ С5.86 (разработчик КБХМ) показано, что сажа образуется в виде наноплёнки толщиной 20 – 50 мкм (наработка двигателя С5.86 составила ~3500с) [9].
При этом стоит отметить результаты экспериментальных работ ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» по исследованию сажеобразования при использовании метана в качестве горючего. Проведенные исследования подтверждают наличие сажеобразования на поверхности деталей экспериментальной установки в виде наноплёнки с образованием карбидов, приводящих к разрушению поверхностного слоя материала деталей [9].
При схеме с ДОГГ образование сажи не происходит, т.к. в окислительной среде горючее полностью окисляется.

Оценка продолжительности разработки двигателя по схемам ДОГГ и ДВГГ.
По материалам эскизного проекта кислородно-метанового ЖРД РД180МС для РН «Союз 5» объём экспериментальной отработки РД180МС по схеме ДОГГ составляет 13 доводочных двигателей и два сертификационных, объём отработки ДВГГ предполагается больше за счёт необходимости автономной отработки турбонасосного агрегата, обеспечения ВЧ устойчивости рабочего процесса в камере сгорания и газогенераторе (дополнительные варианты систем смесеобразования) и др., что не требуется для ДОГГ. В связи с этим должно быть предусмотрено существенно большее количество доводочных двигателей (≥ 25).
По предварительным оценкам продолжительность отработки схемы с ДВГГ будет дольше на 6 лет.

Выводы
1. При разработке кислородно-метанового двигателя целесообразно применять схему с ДОГГ. Такой подход позволит гарантированно исключить образование сажи.
2. Целесообразно использовать в качестве двигателя-прототипа двигатели семейства РД170. Разработанные в АО «НПО Энергомаш» мероприятия в части обеспечения стойкости конструкционных материалов к возгоранию в окислительной среде, позволяют гарантированно исключить возгорание, как в газовом тракте, так и в тракте насоса окислителя. Использование двигателя-прототипа позволит обеспечить ВЧ устойчивость рабочего процесса в камере сгорания и газогенераторе и сократить срок выхода на этап огневых стендовых испытаний.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratcustorb


Salo

Не стоит благодарности!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрюха

Возник такой вопрос:
РД-0162 пригоден для дросселирования и на сколько?

ratcustorb

Цитата: Андрюха от 21.02.2022 10:22:36Возник такой вопрос:
РД-0162 пригоден для дросселирования и на сколько?
РД-0162 - двигатель-демонстратор, точных цифр по дросселированию не нашёл.

На РД-0169 планируется 50%.
Вы не можете просматривать это вложение.

ZOOR

Цитата: ratcustorb от 21.02.2022 12:25:20РД-0162 - двигатель-демонстратор

Кстати интересует вопрос, чем функциональность "демонстратора" отличается от нормального двигателя.

В полет его можно использовать?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Raul

Цитата: ZOOR от 22.02.2022 21:14:54
Цитата: ratcustorb от 21.02.2022 12:25:20РД-0162 - двигатель-демонстратор

Кстати интересует вопрос, чем функциональность "демонстратора" отличается от нормального двигателя.

В полет его можно использовать?

Если полет демонстрационный, то почему нет?

Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Leonar

Цитата: ZOOR от 22.02.2022 21:14:54
Цитата: ratcustorb от 21.02.2022 12:25:20РД-0162 - двигатель-демонстратор

Кстати интересует вопрос, чем функциональность "демонстратора" отличается от нормального двигателя.

В полет его можно использовать?
Думается как лабораторный аппарат отличается от предсерийного... 
Есть на демонстраторе хренова туча "лишних" агрегатов, систем и "запасов прочности по конструкции" дабы выдерживал гораздо более что может выдерживать в нормальных условиях предсерийный аппарат.

Андрюха

Цитата: Leonar от 22.02.2022 21:38:15
Цитата: ZOOR от 22.02.2022 21:14:54
Цитата: ratcustorb от 21.02.2022 12:25:20РД-0162 - двигатель-демонстратор

Кстати интересует вопрос, чем функциональность "демонстратора" отличается от нормального двигателя.

В полет его можно использовать?
Думается как лабораторный аппарат отличается от предсерийного...
Есть на демонстраторе хренова туча "лишних" агрегатов, систем и "запасов прочности по конструкции" дабы выдерживал гораздо более что может выдерживать в нормальных условиях предсерийный аппарат.
То есть демонстратор сложнее?
А параметры несколько ниже?

zen432

Цитата: Андрюха от 22.02.2022 22:29:49То есть демонстратор сложнее?

метановый двигатель РД-0162Д2А тягой 40 тонн
Ага, на нем отрабатывают режимы.

Leonar

Цитата: Андрюха от 22.02.2022 22:29:49
Цитата: Leonar от 22.02.2022 21:38:15
Цитата: ZOOR от 22.02.2022 21:14:54
Цитата: ratcustorb от 21.02.2022 12:25:20РД-0162 - двигатель-демонстратор

Кстати интересует вопрос, чем функциональность "демонстратора" отличается от нормального двигателя.

В полет его можно использовать?
Думается как лабораторный аппарат отличается от предсерийного...
Есть на демонстраторе хренова туча "лишних" агрегатов, систем и "запасов прочности по конструкции" дабы выдерживал гораздо более что может выдерживать в нормальных условиях предсерийный аппарат.
То есть демонстратор сложнее?
А параметры несколько ниже?
И сложнее в смысле "лишних" лабораторных деталей... 
Параметры выше, чем требуется в плане прочности конструкции, а значит вес - больше чем может быть на необходимом изделии - ибо ресурс для всевозможных испытаний должен быть в разы больше.

Bell

#5476
Цитата: ratcustorb от 18.02.2023 14:53:40
Цитата: Bell от 18.02.2023 13:25:39Энергомаш при желании очень быстро выдает всякие модернизации и переделки РД-191 - типа РД-181 или РД-191М.
Как ни странно, выдал что-то новенькое:

199.pdf

Такие бы поставить на Союз-СПГ и с подобной схемой на Дейтрон-М с возвращаемыми первой и второй ступенями и другие ракеты на фиг не нужны...

Вы не можете просматривать это вложение. Вы не можете просматривать это вложение.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ухач

Цитата: Bell от 18.02.2023 15:09:38
Цитата: ratcustorb от 18.02.2023 14:53:40
Цитата: Bell от 18.02.2023 13:25:39Энергомаш при желании очень быстро выдает всякие модернизации и переделки РД-191 - типа РД-181 или РД-191М.
Как ни странно, выдал что-то новенькое:
199.pdf
Такие бы поставить на Союз-СПГ и с подобной схемой на Дейтрон-М с возвращаемыми первой и второй ступенями и другие ракеты на фиг не нужны...
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?action=dlattach;attach=29977;image

Данные из картинки в текстовом виде:

Основные параметры двигателя РД199В

Номинальная тяга, тс 95
Диапазон регулирования, % 20-105
Номинальный удельный импульс, кгс с/кг 376,2
Номинальное соотношение компонентов топлива 3,5
Номинальное давление в камере сгорания, кгс/см2 250
Номинальное давление на срезе сопла, кгс/см2 0,156
Количество включений, не более 4
Масса, кг, не более 1250
Габаритные размеры, м, не более
   высота\диаметр описанной окружности 3720\ 2050

Bell

Цитата: ухач от 18.02.2023 15:42:40Номинальное давление в камере сгорания, кгс/см2 250
любимые 250 атм...
при этом они в тексте скромно умалчивают - какое же давление и температура будут в кислом ТНА
хотя у них метан сам себя качает, но по соотношению компонентов в метанке кислорода больше на 30%, поэтому мощность кислого ТНА должна быть почти такой же, как на керосинке на единицу массы топлива.
следовательно, и параметры Т и Р кислого ТНА должны быть примерно как у замкнутой керосинки.
ну то есть гореть и взрываться эта чуда будет примерно так же охотно, как РД-171

Хорошо хоть масса двигателя существенно меньше, чем у РД-120+РД-8 при такой же функциональности.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

так, щас посчитаем по-точнее

У РД-170/171 тяга в пустоте 806 тс, расход топлива 2393 кг/с, значит ТНА перекачивает 2,97 кг топлива на каждую тонну тяги.
Тут тяга в пустоте 95 тс, удельный импульс 276,2 сек, значит расход топлива 344 кг/с. Соотношение компонентов 3,5, значит секундный расход только кислорода там 344/4,5*3,5 = 267,5 кг/с. Делим это на тягу, получаем 2,82 кг/т - да, практически совпадает... И давление в КС должно быть таким же.

Соответственно, параметры в ТНА будут аналогичные, на границе самовоспламенения конструкций в среде горячего сжатого кислорода. За что боролись? А хз...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун