РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex_II

ЦитироватьСправедливости ради работы по метану начались в НПО Энергомаш в 81-м году при жизни Глушко.
Какого рода работы? Проработки типа тех, которые делали по двигателям на металлах? Или что?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Штуцер

Цитировать
ЦитироватьНаивный вопрос: а почему тогда Глушко или Королев мимо метана прошли?
Королев - понятно, в те времена газотранспортная сеть у нас отсутствовала и с керосином было много проще работать.
А что, была керосинотранспортная или кислородотранспортная? :D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Alex_II

ЦитироватьА что, была керосинотранспортная или кислородотранспортная? :D
Керосинотранспортная - была. Железные и автомобильные дороги называется. А вот перевозка сжиженных газов у нас в те времена практически отсутствовала... Её и для кислорода пришлось с нуля делать, когда ракетами занялись...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Штуцер

Может Вы не помните, но в 60 годы всем сжиженный газ возили в баллонах. Возить жидкий кислород сложнее, а с метаном я трудностей не вижу никаких.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Alex_II

ЦитироватьМожет Вы не помните, но в 60 годы всем сжиженный газ возили в баллонах. Возить жидкий кислород сложнее, а с метаном я трудностей не вижу никаких.
Так это был не метан, кстати - пропан-бутан. Я это хорошо помню, помню даже где у нас распределительная станция стояла недалеко от дома. С метаном сложнее, кстати, пропан с бутаном легче в сжиженном состоянии поддерживать. Хотя с метаном - проще кислорода. Вот только не уверен - у нас заводы по сжижению метана (или уж СПГ) были в те времена или мы его тогда на факела сбрасывали, сжижая только пропан?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Штуцер

Заводов по сжижению метана наверняка не было, - не было необходимости. Если бы была в 50-60 гг реальная потребность в жидком метане, то организовать производство и транспортировку технических трудностей не представляло. Намного проще, чем организовать в 50-ые  производство и транспортировку АТ и НДМГ с полного нуля.
ГИПХ совместно с разработчиками ЖРД в 50-ые годы активно исследовали различные пары компонентов, наверняка не пропустили и метан, но отставили. Вот я и спрашиваю: почему? Думается были веские причины.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

Диссертация Клепикова Игоря Алексеевича
ВЫБОР ЭНЕРГОМАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАРШЕВЫХ МНОГОРАЗОВЫХ ЖРД НА СЖИЖЕННОМ
НРИРОДНОМ ГАЗЕ
Цитировать1.4. Исследования ЖРД на метановом горючем

На возможность использования метана в качестве компонента ракетного топлива указывали пионеры космонавтики К.Э.Циолковский [105] и В.Н.Глушко [106]; первая европейская ракета Винклера на топливе кислород-метан была запущена в 1931 г.
Однако интерес к метану угас уже в 30-е годы из-за "сложности его сгущения" [105] а также низкой плотности по сравнению со спиртом и керосином, что снижало эффективность ракет [106].
В 70-ые годы появилась потребность в многоразовых средствах выведения, и в США проводились исследования по новым топливам, в том числе рассматривался метан в работах фирм Rocketdyne, Aerojet, Martin-Marietta, Pratt&Witney [97... 101] и Японии [187].
В нашей стране до 1981 г. проектных и экспериментальных исследований ЖРД с использованием метана практически не проводились.
Возрождение интереса к метану как горючему к ЖРД в нашей стране было инициировано расчетно-конструкторскими проработками, выполненными в НПО Энергомаш в 1981-82 гг. под перспективу носителя "Энергия" творческим коллективом, возглавляемым автором, при участии специалистов Головного КБ НПО "Энергия" и ЦНИИМАШ [88-96].
Нолученные в 1981 г. оптимистические оценки возможностей использования метана для ЖРД МПИ обратили внимание специалистов на эту проблему. Ведущие НИИ и КБ стали проводить собственные расчетные и экспериментальные исследования.
Совместными работами специалистов РКК Энергия, НПО Энергомаш, ИЦ им. Келдыша, ГИПХ, ЦНИИМАШ и др. в рамках Совета по проблеме "жидкое ракетное топливо" при Президиуме АН СССР были исследованы сотни разных горючих в паре с кислородом и разработаны ТТ на НИР по перспективным горючим, где указан и метан [107].
В 1984 г. НИИТП совместно с ГИПХ и НПО Энергомаш при исследованиях восстановительной генерации были получены важные экспериментальные данные, показывающие возможность создания безсажевого генераторного газа при избытке метана, т.е. обоснована возможность создания двигателей с восстановительным турбогазом [104].
С 1984 г. в ИЦ им. Келдыша проводятся исследования процессов на экспериментальном ЖРД тягой до 3 тс на топливе кислород-метан (рк=60-80 кгс/см2), показана возможность получения рабочего процесса в камере с Фк=0,995 [121,122,129].
В 1995 г. в НПО Энергомаш были проведены исследования рабочего процесса в неохлаждаемой камере (тяга Р~150 кгс), получено хорошее совпадение экспериментальных данных с расчетными [152,188].
В 1994 г. КБХМ им. А.М.Исаева начало изучения кислородно-метанового двигателя на базе использования основных агрегатов кислородно-водородного двигателя [213]. В 1997-99 гг. на стенде НИИХМ проведены огневые испытания двигателя КБХМ на топливе кислород-метан (вначале управляющего блока тягой ~0,2 тс, а затем и полномасштабного ЖРД тягой 5-7 тс, выполненного по схеме с дожиганием восстановительного турбогаза, с охлаждением камеры полным расходом метана, с рк~33-63 кгс/см2, с наработкой 450 с, при концентрации метана в СПГ 89 - 99%. Испытания этого двигателя показали принципиальную возможность создания метанового ЖРД с дожиганием восстановительного турбогаза. Показана также зависимость чистоты генераторного газа (сажи) от концентрации метана в СПГ, в частности чистый газ получен при содержании метана не менее 98%.
С 1994 г. в КБ Химавтоматики проводилось изучение использования метана на экспериментальных ЖРД [214], и в 1998 г. в КБХА был изготовлен экспериментальный ЖРД на базе двигателя РД0110 (тяга ~25 тс, схема без дожигания) и проведены испытания его. Результаты подтвердили работоспособность ЖРД с восстановительным генератором (без сажи) и послужили основой для дальнейших проектных проработок в КБХА конструкций и параметров двигателей тягой от 2 до 240 тс на кислороде и метане с восстановительной генерацией.
По планам РКА НИИ и КБ вели исследования по темам НИР "Развитие", "Двигатель-2Г', "Внедрение", "Метан" и др..
С 2002 г. НПО Энергомаш, КБХА и ИЦ им. Келдыша участвуют в работах по Евро-российскому проекту "ВОЛГА" и по дальнейшему исследованию и проектированию ЖРД на кислороде и метане.

1.5. Выводы по Главе 1

1. До 1981 г. не было отечественных исследований ЖРД на метане (СПГ), однако был накоплен значительный опыт разработки одноразовых ЖРД, многие фрагменты которого могут использоваться при создании многоразового ЖРД.
2. С 1981 г. в ракетно-космической отрасли начались планомерные исследования по использованию метана в ЖРД МПИ. В результате работ НПО Энергомаш, РКК Энергия, ИЦ им. Келдыша, ГИПХ, ЦНИИМАШ, ГРЦ им. В.Р.Макеева, КБХМ, КБХА, КБОМ, НИИХМ и др. разработаны ТТ к многоразовым ЖРД и создан задел проектных решений и экспериментальных данных, достаточных для проведения ОКР но ЖРД МПИ на СПГ.[/size]
Цитировать88.Исследование трехкомпонентных ЖРД применительно к многоразовым космическим системам (МКС) / Рук. темы И.А.Клепиков, исп.: С.А.Демин, Ю.Ю.Иванов, В.Б.Кубиков, Е.Н.Ромасенко и др. / / М.: НПО ЭМ,арх.4498.-1981.-39с.
89.Расчетно-конструкторское исследование трехкомпонентных ЖРД на кислороде, углеводородном горючем и водороде применительно к перспективным МКС: ТО №729-1-82 / Рук. темы И.А.Клепиков, исп.: С.А.Демин, Ю.Ю.Иванов, В.Б.Кубиков, Е.Н.Ромасенко и др. / / М.: НПО ЭМ,арх.4613.-1982.-346с.
90.Комплексное проектно-расчетное исследование двух- и трехкомпонентных ЖРД новых схем на кислороде, углеводородном горючем и водороде применительно к перспективным МКС: НТО №769-42-83 / Рук. темы И.А.Клепиков, исп.: С.А.Демин, В.Б.Кубиков и др. / / М.: НПО ЭМ, ИНВ.29449.-1983.-373 с.
91.Исследование и обоснование оптимальных вариантов дальнейшего развития и совершенствования многоразовой космической системы "Буран". Пояснительная записка, часть IV, Перспективные маршевые двигатели первой ступени многоразовых средств выведения / В.П.Радовский, И.А.Клепиков, В.Б.Кубиков, С.А.Демин и др. / / М.: НПО ЭМ, ИНВ.29530.-1983.-305 с.
92.Расчетно-конструкторское исследование трехкомпонентных ЖРД на кислороде, углеводородном горючем и водороде / С.А.Демин, П.Н.Евстафьев, И.А.Клепиков, В.Б.Кубиков и др. / / Труды КБЭМ.-1983 Вып. 13.-С. 226-250.
93.Клепиков И.А., Кубиков В.Б, Перспективные маршевые ЖРД на для МКСВ второго поколения. Тема "Отпор-1" / / М.: НПО ЭМ, НТО №769-165-85,-1986.-212 с.
94.Кислородно-углеводородные топлива для маршевых ЖРД перспективных ракетно-космических средств выведения / В.П.Глушко, В.П.Радовский, И.А.Клепиков, В.Б.Кубиков / / Сборник РКТ, сер. IV.-1986. Вып. 2 (94).-С. 27-35.
95.Клепиков И.А., Кубиков В.Б. Маршевые ЖРД на О2+УВГ для космических средств выведения второго поколения / / М.: НПО ЭМ, НТО №769-223-85.-1985.-79 с.
96.Клепиков И.А., Кубиков В.Б. Маршевые ЖРД на топливе О2+УВГ новых классов для перспективных РКСВ / / Сборник РКТ, сер. IV,-1986. Вып. 2 (94).-С. 83-92.
97.Исследование трехкомнонентных ЖРД. Итоговый отчет фирмы Rocketdyne Division Rockwell International / / М.: НПО ЭМ, ИНВ.4461.-1981.-90С.
98.Исследование ЖРД с высоким давлением в камере применительно к смешанным двигательным установкам МКС: Итоговый отчет фирмы Aerojet Liquid Rocket Company / / М.: НПО ЭМ, инв.3045.-1977.-77 с. 99.Технологические предпосылки создания перспективных транспортных ракетно-космических систем: Заключительный отчет фирмы МАРТИН-МАРИЕТТА / М.: ППО ЭМ / Пер.42179, ГОПТИ №4.-1981.-63 с.
100. Левин В.Д., Ильин Ю.В., Гогиш Л.В. Обзор и анализ американских воззрений на перспективы развития двигателей и ДУ транспортных воздушно-космических аппаратов на период 1980-2000 гг. / / М.: ЦИАМ, ИНВ.2073.-1977.-156 с.
101. Исследования перспективных турбин ЖРД. Пратт и Уитни / / ЦПТБ «Поиск». Информ. Карта №1056.-1983.
102. Авиационно-космическая система. Маршевый трехкомпонентный двухрежимный ЖРД РД—701. Эскизный проект. Часть II. Расчеты / В.П.Радовский, И.А.Клепиков, Л.Е.Стернин, А.В.Цветова и др. / / М.: НПО "Энергомаш", инв.38069.-1990.-465 с.
103. Исследования по оценке применения трехкомпонентных ЖРД с использованием метана / Г.Е.Лозино-Лозинский, Я.Селецкий, Л.Воинов, В.Сумачев //М.: НПО «Молния», ТС №400-93-9.-1993.-13 с.
104. Экспериментальное изучение восстановительной кислородно-метановой газогенерации и термодинамические параметры генераторного газа / Б.В.Гидаспов, В.Я.Лихушин, Г.С.Потехин, И.Н.Бебелин, А.П.Ваничев, Г.П.Калмыков, Л.А.Янчилин и др. / / НИИТП, ГИПХ.-1985.-62С.
105. Циолковский К.Э. Труды по ракетной технике, под редакцией М.К.Тихонравова//Москва, Оборонгиз.-1947.-С. 98.
106. ВЛ.Глушко Основы устройства реактивных двигателей на жидком топливе. I часть. Курс лекций, прочитанных в 1947-48 гг. / МВТУ им. Баумана.-1970.-С. 78.
107. Техническое задание на выполнение НИР по жидким углеводородным горючим / В.Н.Глушко, В.Ф.Уткин, В.Я.Лихушин, Б.В.Гидаспов, С.Н.Черных, Б.А.Соколов, И.А.Клепиков, В.Б.Кубиков. и др. / / М.: НПО Энергомаш.-1984.-14 с.[/size]
Цитировать121. Экспериментальное изучение рабочего процесса и теплообмена в кислородно-метановой камере / А.С.Коротеев, Г.Ф.Терещенко, А.П.Ваничев, Г.П.Калмыков, Л.А.Янчилин, ГС.Потехин, И.П.Бебелин и др. / / ПИИТП, ГИПХ.-1990.-75 с.
122. Экспериментально-теоретическое исследование основных вопросов применения метана и пропана в высоконадежных ЖРД многократного применения и обоснование его облика и схемно-конструктивного решения / А.С.Коротеев, Г.Ф.Терещенко, А.П.Ваничев, Г.П.Калмыков, Л.А.Янчилин, Г.С.Потехин, И.Н.Бебелин и др. / / М.: НИИТП.-1991.-57 с.
123. Расчетные исследования эффективности использования в составе ДУ перспективных средств выведения трехкомпонентных ЖРД, в том числе на топливе О2+СН4 с последовательным режимом работы / Л.П.Самойлов В.Н.Нестеров, С.А.Дёмин, И.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ, НИИТП.-1991.-67 с.
124. Экспериментальное изделие и демонтрационный эксперимент системы 14К05. Дополнение к техническому предложению ПЗ.4.11. Двигатели маршевые, коррекции, ориентации и стабилизации на газообразном топливе "кислород-метан» и на топливе «моноокись фтора и диборан» / Б.И.Каторгин, В.Ф.Трофимов, И.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ, ИНВ.39379.-1992.-100 с.
125. Предложение по разработке ЖРД с использованием метана для II ступени РН легкого класса типа 11К55 и одноступенчатого носителя (РД-165, РД-166, РД-714) / Б.И.Каторгин, В.Ф.Трофимов, И.А.Клепиков, А.А.Васин, А.М.Кашкаров, Т.И.Джапаридзе / / М.: НПО ЭМ, ИНВ.39366.-1992.-112С.
126. Исследование перспектив использования в составе ракет-носителей типа «Энергия-М» и их РБ двигательных установок с повышенной надежностью на экологически чистых компонентах топлива. Тема «Развитие СВ», часть 2. Двигатели первой ступени / Рук. темы И.А.Клепиков, исп.: Т.И.Джапаридзе, С.А.Дёмин и др. / / М.: НПО ЭМ, ИНВ.39360.-1992.-29 с.
127. Исследование возможных энергетических характеристик маршевых ЖРД различных схем с использованием сжиженного природного газа (метана) в широком диапазоне тяг для перспективных средств выведения. Тема ЬШР «Развитие» / Рук. темы И.А.Клепиков, исп,: А.А.Васин, А.М.Кашкаров и др. II Ж: НПО ЭМ, инв.39415.-1992.-313 с.
128. Исследование энергетических характеристик двух- и трехкомпонентных ЖРД тягой 200 тс с использованием метана / Б.И.Каторгин, И.А.Клепиков, А.А.Васин, А.М.Кашкаров и др. / / НПО ЭМ, НТО №769-178-92.-1992.-97 с.
129. Предварительные исследования проблемных вопросов разработки трехкомпонентных ЖРД на различных компонентах топлива для перспективных ракетных и авиационных космических средств выведения / В.К.Чванов, Л.А.Щербо, Л.П.Самойлов, И.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ, НТО № 769-141-93.-1993.-151 с.
130. Исследование проблемных вопросов разработки трехкомпонентных ЖРД на экологически чистых компонентах топлива «кислород-метан» для перспективных средств выведения / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ, НТО №769-188-93.-1993.-69 с.
131. Расчетно-конструкторские определения основных характеристик трехкомпонентных ЖРД многоразового использования на топливе О2+УВГ+Н2 для двухступенчатого носителя / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков, Ф.Ю.Челькис и др. / / М.: НПО ЭМ, НТО №769-191-93.-1993.-37 с.
132. Коммерческий мобильный ракетно-космический комплекс «РИКША» / И.А.Клепиков, В.В.Иваник, Е.О.Багеева и др. / / АОЗТ «Патрик», инженерная записка.-1993 .-29 с.
133. Коммерческий мобильный ракетно-космический комплекс «РИКША» / Б.И.Каторгин, И.А.Клепиков, В.Г.Светлов, И.В.Бармин, В.Г.Михайлов, С.П.Половников, В.В.Иваник и др. / / М.: НПО ЭМ, инженерная записка №769-241-93.-1994.-59 с.
134. Коммерческий ракетно-космический комплекс «РИКША-1» / Б.И.Каторгин, И.И.Величко, И.А.Клепиков, Н.А.Обухов, А.А.Бахмутов, В.И.Могиленко и др. / / М.: НПО ЭМ, ГРЦ им. В.Г.Макеева, инженерная записка.-1994 .-162 с.
135. Пат. 2092400(РФ). Ракетный комплекс, на топливе жидкий кислород-сжиженный метан, с доводочной ступенью.../ И.А.Клепиков, В.В.Иваник, Б.И.Каторгин, Е.О.Багеева и др. / / БИ.-1997.-28.
136. Пат. 2092384(РФ). Способ выведения ПГ в космическое пространство и многоступенчатая ракетно-космическая система для его осуществления / В.В.Иваник, И.А.Клепиков, Б.И.Каторгин и др. / / БИ.-1997.-№28.
137. Пат. 2076938(РФ). Способ высотного регулирования тяги реактивного двигателя.../ И.А.Клепиков, В.Г.Кузьмич, В.И.Прищепа, В.К Старков //БИ.-1997.-№10.
138. Пат. 1764324(РФ). Космический модуль для захоронения радиоактивных отходов / В.В.Иваник, В.Г.Кинелев, И.А.Клепиков и др. //БИ.-1991.-№35.
139. Пат. 2088787(РФ). Многоступенчатая ракета / А.А.Бахмутов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа / / БИ.-1997.-№24.
140. Пат. 2093698(РФ). Ракетная двигательная установка / А.А.Бахмутов, И.А.Клепиков, И.И.Величко, Н.А.Обухов, В.И.Могиленко //БИ.-1997.-№29.
141. Пат. 2086795(РФ). Многоступенчатая ракета / А.А.Бахмутов, И.А.Клепиков, Н.А.Обухов, В.И.Могиленко / / БИ.-1997.-№22.
142. Иат. 2076229(РФ). Система питания ракетного двигателя / И.А.Клепиков, А.А.Бахмутов, Ю.И.Каналин, В.И.Прищепа //БИ.-1997.-№9.
143. Иат. 2084677(РФ). Способ запуска ЖРД и двигатель для осуществления способа / И.А.Клепиков, А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, Ю.И.Каналин, В.И.Прищепа / / БИ.-1997.-№20.
144. Пат. 2078237(РФ). Система стабилизации соотношения компонентов в ЖРД / А.А.Колотов, И.А.Клепиков, А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов //БИ.-1997.-№12.
145. Коммерческий мобильный ракетно-космический комплекс «РИКША-1» / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, Г.Г.Деркач, И.А.Клепиков, А.А.Бахмутов и др. / / М.: НПО ЭМ, техническое предложение, том 4. Двигатели, КМ ООО.ПЗ.4.-1994.-445 с.
146. Пат. 2089743(РФ). Двигательная установка летательного аппарата / Бахмутов А.А., Клепиков И.А., Прищепа В.И. // БИ.-1997 r.-N^lS.
147. Пат. 2090773 (РФ), Шарнирный подвес для установки реактивной камеры на летательном аппарате / А.А.Бахмутов, И.А.Клепиков //БИ.-1997.-№26.
148. Пат. 2119081 (РФ). Двигатель для ракетной силовой установки жидкого топлива (варианты) / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков,В,И,Прищепа / / БИ.-1998.-№26.
149. Клепиков И.А., Максимовский В.А. Метан: новые возможности ракет / / Вестник воздушного флота, 1995. JV25-6.-C. 86-88.
150. Маршевые ЖРД разработки ffflO "Энергомаш" для многоразовой ракеты-носителя типа "Ангара" на топливе "кислород-метан" / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков и др. / / М.: ИПО ЭМ, инженерная записка JNr«769-82-94.-1994,-90 с.
151. Клепиков И.А. Изменение концепции построения РН "Рикша" при замене новых ЖРД РД-190 и РД-185 на имеющиеся и модернизируемые ЖРД типа РД-120 с доработками под СПГ (метан) / / М.: НПО ЭМ, инженерная записка №769-54-95.-1995.-17 с.
152. Исследование рабочего процесса в камере сгорания модельной установки МК2.Э.722-5000, работающей на газообразных компонентах кислород и природный газ (метан) / Клепиков И.А., Васин А.А., Ставрулов А.И., Мужичков А.А., Насекина Л.А. / / НПО ЭМ, НТО №722- 0001-96,-1996 г.,-42 с.
153. Коммерческий мобильный ракетно-космический комплекс "Рикша-1". Дополнение к техническому предложению. Том 5. Апогейная двигательная установка АДУ-900. КМРКК 000.П3.5 (РД-183, РД-184) / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, П.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ.-1996.-71 с.
154. Расчетно-теоретические исследования по выбору оптимальной схемы кислородно-метанового ЖРД, выполненного по схеме дожигания окислительного генераторного газа для перспективных ракет-носителей тяжелого класса типа "Ангара". Инженерная записка / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, Б.И.Клепиков и др. // М.: bfflO ЭМ, ПТО №769-83-96.-1996.-33 с.
155. Концепция разработки и технические характеристики ЖРД РД-192 на топливе "кислород-метан" для перспективных ракет-носителей / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ, ПТО №769-124-96.-1996.-31 с.
156. Каторгин Б.И., Клепиков И.А. Максимальное использование химической энергии топлив - главное направление созданной академиком В.П.Глушко отечественной школы ракетного двигателестроения / / Вестник секции физики Российской академии естественных наук, Москва.-1997. № 3.-18 с.
157. Klepicov, Katorgin, Chvanov The new generation of rocket engines, operating by ecologically safe propellant - liquid oxygen and liquefied nature gas (methane) / / Доклад на 48 международном аэрокосмическом конгрессе, Турин (Италия).-1997.-10 с.
158. Расчетно-теоретические исследования по выбору оптимальной схемы кислородно-метанового ЖРД для перспективных ракет-носителей (схемно-конструктивная проработка) / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков и др.// М.: НПО ЭМ, инженерная записка
№769-112-97.-1997.-104 с.
159. Унифицированный ряд перспективных транспортных систем на экологически чистом топливе "жидкий кислород - сжиженный природный газ". Системный проект. Двигатели перспективных транспортных систем. Часть 6. ЮЗКМ.ОООО-ОПЗ / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, Г.Г.Деркач, И.А.Клепиков, Н.Ф.Коротков, А.А.Бахмутов, В.ТБуканов и др //М.: НПО ЭМ.-1997.-144 с.
160. Жидкостные ракетные двигатели на компонентах топлива «жидкий кислород - СПГ» для ракет-носителей легкого класса. Эскизный проект 102.КМ.0000-0Ш / Б.И.Каторгин, С.П.Половников, В.К.Чванов, И.А.Клепиков, А.А.Смоленцев и др. //М.: НПО ЭМ.-1997.-324с.
161. Клепиков И.А., Бахмутов А.А., Буканов В.Т. Метановые ЖРД для ракет нового поколения / / Труды XXXIII чтений по научному наследию Циолковского. "Проблемы ракетной и космической техники". Калуга.-1998.-10с.
162. Клепиков И.А., Бахмутов А.А., Буканов В.Т. Метановые ЖРД НПО "Энергомаш" (новое направление в разработке ЖРД) / / РНТК к 90-летию В.П.Глушко.-1998.-12с.
163. Исследование схем и характеристик перспективных ЖРД, работающих на топливе "жидкий кислород- сжиженный метан (СПГ) / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков, А.А.Бахмутов / / МГТУ им. Баумана. Российская межотраслевая НТК "Ракетно-космические ДУ", 1998.-20 с.
164. Свидетельство на полезную модель №12187. Двигатель для ракетного летательного аппарата / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Ирищепа // БИ.-1999.-№12.
165. Свидетельство на полезную модель, №12188. Двигатель для ракетного летательного аппарата на жидком топливе / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа//БИ.-1999.-№12.
166. Свидетельство на полезную модель, №10787. Жидкостной ракетный двигатель для летательного аппарата / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа / / БИ.-1998.-№8.
167. Каторгин Б.И., Клепиков И.А. Метановые ЖРД НПО «Энергомаш» им. акад. В.П.Глушко //Авиапанорама.-1998. №4.-С. 58-60.
168. Коротеев А.С., Кузьмин Е.П. Перспективные направления совершенствования двигательных и энергетических установок средств ракетно-космической техники // Космонавтика и ракетостроение,-1996.-№6.-С.
169. Разработка основных положений концепции маршевых ЖРД нового поколения / А.С.Коротеев, Г.П.Калмыков, В.М.Нестеров, И.И.Волчков, В.В.Вахниченко, А.И.Кузин, В.И.Петров, Л.П.Самойлов и др. / / М.: НИИТП, отчет №2575 по НИР «Двигатель-21», этап П.-1996.-210 с.
170. Вахниченко В.В., Петров В.И. Обоснование целесообразности опережающего создания кислородно-метанового ЖРД для перспективных ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов / / Космонавтика и ракетостроение.-1997, №11.-С. 112-118.
171. Вахниченко В.В., Уткин В.Ф. Основные проблемы создания перспективной системы космических средств выведения / / Космонавтика и ракетостроение.-1999.-№15.
172. Коротеев А.С, Самойлов Л.П. Выбор пути развития маршевых жидкостных ракетных двигателей для перспективных средств выведения / / Космонавтика и ракетостроение.-1999.-№15.
173. Губертов A.M., Самойлов Л.П., Нестеров В.М. Обобщение и анализ результатов работ НИР «Развитие ДУСВ-Ш, выполненных в 1999 г., этап 4 / / М.: НЦ им. М.В.Келдыша, итоговый отчет ^23144.-2000.-79 с.
174. Унифицированный ряд транспортных систем на экологически чистом топливе «жидкий кислород - сжиженный природный газ». Системный проект, МЕТАН-2. Концепция, общие сведения, основные характеристики, часть I. 103КМ.0000-НПЗ / С.Н.Ноловников, Б.И.Губанов, Р.К.Иванов, М.М.Ковалевский и др. / / М.: Корп. Компомаш.-1997.-151 с.
175. Предложения по концепции перспективных российских средств выведения нового поколения / С.Н.Половников, И.И.Величко, Г.Н.Бирюков, Б.И.Каторгин, В.С.Рачук // М.: Корп. Компомаш, инженерная записка.-1997.-43 с.
176. Термодинамические свойства индивидуальных веществ. Справочное издание, под ред. Глушко В.Н., Т.1 / / М.: Наука.-1978 г.
177. Варгафтик Н.Б. Снравочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей / / М.: Физматгиз.-1972.
178. Теплофизические свойства аммиака, Госстандарт СССР / В.П.Голубев, В.П.Кияшова, И.И.Перельштейн, Е.Б.Парушин / / М.: Изд. стандартов.-1978.
179. Пат. 2166661 (РФ). Способ работы ЖРД с турбонасосной подачей кислородно-метанового топлива, по схеме с дожиганием ВГГ при охлаждении камеры частью расхода горючего / И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин, В.И.Прищепа и др. //БИ.-2001.-№13.
180. Бахмутов А.А., Буканов В.Т, Клепиков И.А. Об уточнении прогностической оценки эффективности ракетных топлив / / XXXIV чтения К.Э.Циолковского, Калуга.-1999.-8 с.
181. Пат. 2150600(РФ). Кольцевое реактивное сопло изменяемой геометрии / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа //БИ.-2ООО.-№16.
182. Пат. 2163304(РФ).Силовая установка управляемого ракетного аппарата на жидком топливе / Бахмутов А.А., Буканов В.Т., Клепиков И.А., Прищепа В.И. // БИ.-2001 г.-№5.
183. Бахмутов А.А., Буканов В.Т., Клепиков И.А. Фактор плотности при оценке эффективности ракетных топлив // XXIV академические чтения по космонавтике, МГУ, секция 3.-2000.-7с.
184. Пат. 2156874(РФ). Управляемый многокамерный ракетный аппарат на жидком топливе / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа / / БИ.-2001 .-№27.
185. Расчетно-конструктивное исследование эффективности мероприятий, направленных на повышение надежности и ресурса двигателя РД-191 для РН "Ангара" за счет снижения температуры турбогаза / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков, В.И.Семенов и др. // М.: НПО ЭМ, НТО № 728-3-2000.-2000.-112 с.
186. Бахмутов А.А., Клепиков И.А, Плотностной критерий к формуле К.Э.Циолковского / / XXXV научные чтения К.Э.Циолковского, Калуга.-2000.-9с.
187. Бахмутов А.А., Буканов В.Т., Клепиков И.А, ЖРД на метановом горючем. История, состояние и перспектива / / Сб. трудов НПО Энергомаш.-2000, №18.-С. 192-204.
188. Результаты экспериментальных работ в НПО Энергомаш по освоению метана как компонента топлива для ЖРД / Е.А.Белов, В.Ю.Богушев, И.А.Клепиков, А.М.Смирнов / / Сб, трудов НПО Энергомаш.-2000, №18.-С. 86-99.
189. Тяговые характеристики ЖРД со штыревыми соплами / Б.И.Каторгин, Чванов В.К., И.А.Клепиков, Л.Е.Стернин, А.С.Киселев // Сб. трудов НПО Энергомаш.-2001, №19.-С. 18-37.
190. Методика вторичной обработки параметров при выпуске протоколов испытаний двигателя РД-191 / В.Н.Худяков, Б.М.Громыко,
Н.С.Потоцкий, И.А.Клепиков и др. / / М.: НПО ЭМ, 741.1967.340.-2001.- 46 с.
191. Энергетические возможности кислородно-метановых ЖРД с дожиганием восстановительного газа (для уровня тяги 30 тс) / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков и др. / / НПО Энергомаш, РНТК, секция ЖРД.-2001.-С. 3-11.
192. Эффективность штыревого сопла с учетом траектории полета и энергетическая увязка двигателя / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков, Л.Е.Стернин и др. / / НПО Энергомаш, РНТК.-2001.-С. 148-162.
193. Пат. 2197628(РФ). Способ работы ЖРД с турбонасосной подачей криогенного топлива на основе кислородного окислителя и углеводородного горючего и ЖРД для осуществления способа / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа и др. //БИ.-2003.-№23.
194. Пат. 2202703(РФ). Жидкостной ракетный двигатель с турбонасосной подачей криогенного топлива / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа и др. / / БИ.-2003.-№11.
195. Пат. 2209993(РФ). Способ работы ЖРД с турбонасосной подачей кислородно-метанового топлива, с охлаждением части метана кислородом после нагрева в камере в тенлообменнике перед смешением с остальной частью метана на входе в насос II ступени / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин, В.И.Прищепа //БИ.-2003.-№22.
196. Пат. 221193 8(РФ). Способ работы ЖРД с замкнутым парожидкостным контуром в системе турбонасосной подачи / В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин, В.И.Прищепа / / БИ.-2003.- 25.
197. Пути повышения теплосъема с камеры ЖРД теплоносителем, обеспечивающим работу турбины / Л.Н.Кандоба, И.А.Клепиков, В.В.Федоров, А.В.Цветова / / Сб. трудов НПО Энергомаш.-2002.- №20.-С. 98-110.
198. Анализ энергетического баланса ЖРД с замкнутым пароводяным контуром в системе подачи / В.Т.Буканов, Ю.И.Каналин, И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин и др. / / Сб. трудов НПО Энергомаш.-2002.-№20.-С. 232-248.
199. Свидетельство на полезную модель (РФ) Ъ111А. Жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей двухкомпонентного кислородно-углеводородного топлива / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, Ю.И.Каналин, И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин, В.И.Прищепа //БИ.-2004.-№13.
200. Пат.2238423(РФ). Дросселируемый кислородно-углеводородный жидкостной ракетный двигатель с дожиганием восстановительного газа / А.А.Бахмутов, В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин, В.И.Прищепа // БИ.-2004-№29.
201. Пат. 2238424(РФ). Способ работы жидкостного ракетного двигателя с парожидкостным контуром в системе турбонасосной подачи топлива / А.А.Бахмутов, И.А.Клепиков, В.В.Мирошкин, В.И.Прищепа / / БИ.-2004.-№29.
202. Пат. 2197629(РФ). Способ работы ЖРД с турбонасосной подачей криогенного топлива на основе углеводородного горючего и кислородного окислителя и ЖРД для осуществления способа / В.Т.Буканов, И.А.Клепиков, В.И.Прищепа и др. / / БИ.-2003.-№3.
203. Возможность совершенствования характеристик ЖРД при использовании гелия в качестве топливной добавки / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, В.И.Архангельский, И.А.Клепиков, Л.Е.Стернин, В.П.Хазов / / Сб. трудов НПО Энергомаш.-2003.-№21.-С. 15-29.
204. Предварительный этап разработки двигателя "ВОЛГА" / Б.И.Каторгин, В.К.Чванов, И.А.Клепиков и др. / / М.: ППО ЭМ. Отчет №1 по научно-исследовательской работе.-2004.-212 с.
205. Каторгин Б.И., Клепиков И.А., Чванов В.К. Новое поколение двигателя для ракет на экологически безопасном топливе «жидкий кислород и сжиженный природный газ (метан)» / / Вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана, Специальный выпуск «Теория и практика современного ракетного двигателестроения». Машиностроение.-2004.-С. 58-67.
206. Возможности совершенствования характеристик ЖРД при использовании гелия в качестве топливной добавки / В.К.Чванов, В.И.Архангельский, И.А.Клепиков, Л.Е.Стернин, С.Г.Коновалов, В.Н.Хазов / / Вестник МГТУ им. И.Э.Баумана, специальный выпуск.-2004.-С. 84-89.
207. Клепиков И.А. Использование охлаждающих свойств метана для увеличения энергетики ЖРД с дожиганием восстановительного газа / / Вестник МГТУ им. И.Э. Баумана. Машиностроение.-2005.-С. 15-23.
208. Возможности совершенствования характеристик ЖРД при использовании гелия в качестве топливной добавки / В.К.Чванов, В.И.Архангельский, И.А.Клепиков, Л.Е.Стернин, В.Н.Хазов / / Конверсия в машиностроении-2004, №5.-С. 5-10.
209. I.Klepikov. Selection of Scheme and parameters of Reusable LOX-methane LPRE / / Доклад №5.06.05, European conference for AEROSPACE SCIENCES, EUCASS, Moscow, July 4-7.-2005.- 7 c.
210. Клепиков И.А. Концепция маршевого ЖРД многоразового использования на кислороде и сжиженном природном газе / / Конверсия в машиностроении.-2005, №3.-С. 82-88.
211. Клепиков И.А. Использование опыта разработки одноразовых ЖРД для выбора концепции многоразового ЖРД на СНГ / / 4-ая международная научная конференция "Авиация и космонавтика", Москва, МАИ.-2005.-13 с.
212. Клепиков И.А. Разработка концепции маршевого ЖРД многоразового использования на кислороде и сжиженном природном газе / / Всероссийская научно-техническая конференция "Ракетно-космические двигательные установки", Москва, МГТУ им. Н.Э.Баумана.-2005.-11 с.
213. Leontyev N.L, Kolkin Ye.N., Zavyalov V.S. KB KHIMMASH LOX/LNG engines development status // First International Conference on Green Propellants for Space Propulsion, Noordwiyk, The Netherlands, 2001.-P. 229-234.
214. Gorokhov V.D., Rachuk V.S., Grigorenko I.N. Development of Liquid-Propulsion Engines, Working on Liquefied Natural Gas and Liquid Oxigen, at KBKhA // First International Conference on Green Propellants for Space Propulsion, Noordwiyk, The Netherlands, 2001.-P. 235-240.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Штуцер

А я почитал вот это. Наверно, была ссылка.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/27.shtml
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Alex_II

ЦитироватьЗаводов по сжижению метана наверняка не было, - не было необходимости. Если бы была в 50-60 гг реальная потребность в жидком метане, то организовать производство и транспортировку технических трудностей не представляло. Намного проще, чем организовать в 50-ые  производство и транспортировку АТ и НДМГ с полного нуля.
ГИПХ совместно с разработчиками ЖРД в 50-ые годы активно исследовали различные пары компонентов, наверняка не пропустили и метан, но отставили. Вот я и спрашиваю: почему? Думается были веские причины.
Какие-то причины наверняка были. Но может просто не противопоказания, а отсутствие ярко выраженных преимуществ, плюс необходимость создавать производство и транспортировку с нуля? Керосин-то в общем не особенно отличается, а криогенного хранения не требует... Это сейчас за 20с УИ имеет смысл почесаться... А тогда - разве только за сотню, которую можно было от водорода получить...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Штуцер

Salo цитирует дисер:
ЦитироватьОднако интерес к метану угас уже в 30-е годы из-за "сложности его сгущения" [105] а также низкой плотности по сравнению со спиртом и керосином, что снижало эффективность ракет [106].
Возможно из за этого.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

Пока Глушко не загнал параметры кислородно-керосиновых ЖРД до уровня РД-170 особой нужды в этом не было. Вот когда РД-170 начали гореть о метане и задумались как об альтернативе керосину.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьSalo цитирует дисер:
ЦитироватьОднако интерес к метану угас уже в 30-е годы из-за "сложности его сгущения" [105] а также низкой плотности по сравнению со спиртом и керосином, что снижало эффективность ракет [106].
Возможно из за этого.
Ну и низкая плотность в жидком виде свою роль тоже сыграла.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьОно конечно замечательно, но как сей убердевайс в СК устанавливать?

В какой? В свой новый или в имеющийся? Если в свой - то ПУ проектируется с учетом конструкции РН. Имеющийся старт придется доработать.

ЦитироватьСомнения в ту же тему: 1)на какой высоте от среза сопла закреплен экран

В плоскости нижнего торца ХО, как обычно, а что?

Цитировать2) как планируется обеспечить безударный выход из стола

Точно также как и в других ракетах - созданием свободного пространства в зонах прохождения элементов конструкции РН. Здесь-то уж какие проблемы. См., например, Сатурн-5.

Цитировать3) где размещать опоры.

Там, где они не будут мешать безударному выходу РН из ПУ.

ЦитироватьСамое главное - зачем такой блок? Вроде ж определились, что нужна тяга 400-600 тс земных?

Да? Кто определил? В МРКН-1, к примеру на каждом ВРБ предполагается 4 ЖРД тягой по 200 тс.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Метан имеет два существенных недостатка:
1. криогенность
2. низкая плотность.

Таким образом он имеет недостатки водорода но не имеет его достоинств.
Таким образом нормальный человек если захочет криогенное горючее то выберет водород а у метана НННШ.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Что касается Глушко то к концу своей авантюры с фтором он начал уже всеръёз говорить о фтор+водороде но тут его остановили.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

ЦитироватьМетан имеет два существенных недостатка:
1. криогенность
2. низкая плотность.

Таким образом он имеет недостатки водорода но не имеет его достоинств.

При этом, применение метана позволяет упростить разработку высоконадежного ЖРД с высокими параметрами. Это главное. Его дешевизна и несколько более высокая энергетика - второстепенные бонусы. Он не с водородом конкурирует, а с керосином.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

ЦитироватьМетан имеет два существенных недостатка:
1. криогенность
2. низкая плотность.

Таким образом он имеет недостатки водорода но не имеет его достоинств.
Таким образом нормальный человек если захочет криогенное горючее то выберет водород а у метана НННШ.
Но криогенность не такая глубокая, как у водорода, а плотность не такая низкая. :wink:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

ЦитироватьНо криогенность не такая глубокая, как у водорода,
Глубина криогенности не имеет никакого значения. Она или есть или её нет.

Цитироватьа плотность не такая низкая. :wink:
А УИ не такой высокий. В итоге имеем что? Китайский пионерский лагерь.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПри этом, применение метана позволяет упростить разработку высоконадежного ЖРД с высокими параметрами.
Создать самим себе трудность и успешно её преодолеть? В Китай! А здесь не получится.
 Впрочем кажись в Китае тоже уже отказались от девиза китайских пионеров времён Мао-Цзэ-Дуна.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитировать
ЦитироватьНо криогенность не такая глубокая, как у водорода,
Глубина криогенности не имеет никакого значения. Она или есть или её нет.
Упрощаете.
Температура кипения водорода 20 К
Температура кипения метана 108 К
Достижение и поддержание жидкого состояния метана намного проще. Можно использовать жидкий азот, а с водородом - только гелий.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!