Концепция: Деятельность на поверхности Луны

Автор Shin, 20.02.2007 11:29:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Valerij

ЦитироватьНу это не самое глобальное из того, что "обойдено"... например лендер у нас считайте пустой от ЛОС на ЛБ летит, (порожний рейс -- убыток стране! :) ) долив в него горючки можно и чего полезное опустить вниз например.... Но общую ситуацию это к сожалению не изменит. Ибо заливать мы в него будем привезённый с Луны кислород, который по стоимости -- та-ж фигня что с Земли его тащить, и водород с Земли.
На самом деле мне не удалось совсем обойтись без "порожних рейсов", но вообще лендер должен таскать ПН с ОЛО на базу, так что порожних рейсов не так и много.

ЦитироватьНадо воду искать... А там видно будет...
Согласен, но для этого нужен целевой луноход на Луне. Вот такой луноход может работать от небольшого РИТЕГа.

Но вода на Луне, вероятно, будет местами, "месторождениями" и значительно упростит ситуацию с горючим и с кислородом. Поэтому говорить о ней нужно только обследовав месторождения.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Павел73

Друзья, есть вопросы про радиацию (вернее, про защиту от неё).

В книге Резуна-Суворова "Освободитель" есть глава про создание в СССР неких "спецкрасителей" (сокращённо СК) для защиты боевых самолётов от проникающей радиации при ядерных взрывах: http://militera.lib.ru/research/suvorov9/02.html

Хотелось бы узнать:

1) Проводились ли такие работы в действительности?
2) Если да, то каковы их результаты? Есть ли "нерезунская" информация об этом?
3) Если такие красители были на самом деле созданы, то можно ли их использовать для защиты от радиации обитаемых модулей космических кораблей, станций и баз?

Короче, правда это всё или нет? :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Valerij

Ну вот и про добычу кислорода из реголита.

ЦитироватьДальше завод. Вот например:
ЦитироватьПроект рассчитан на 400 т полезной нагрузки для транспортировки на лунную поверхность, из которых 45 т приходится на энергетическую установку мощностью 5 МВт для поддержания процесса экстракции. Такой «кислородный завод» на лунной поверхности должен давать 1000 т кислорода в год.
"Зверюшка конечно получилась бесполезная, но забавная..." ;)

Однако завод массой в 400 тонн, с производством 1000 тонн кислорода в год - как-то уж очень скромно. Откуда дровишки?
Если, например, посмотреть вот здесь: http://kuasar.narod.ru/library/book-moon_base/book5.htm то выясняется, что такой завод в основном строится из лунных материалов и доставлять с Земли его большую часть как-то не слишком необходимо:



А на другом рисунке другая установка, явно более легкая, но намного более производительная:



А вот как выглядит схема в одной из статей в библиотеке Хлынина:


ЦитироватьЛунный кислородный завод
 Кислород - наиболее распространенный элемент лунной породы. Ученые проводили исследования методов его выделения в жидком состоянии как компонента топлива для ракет многоразового использования. На рисунке показана схема химического завода на Луне. Лунная порода загружается в силикатный реактор, туда же подается метан, и печь разогревается теплом сфокусированных солнечных лучей. В результате реакции образуются окись углерода и водород. Эти газы охлаждаются в радиаторе и поступают в другой реактор, где окись углерода реагирует с циркулирующим водородом с образованием метана и водяного пара. Эти продукты через холодильник поступают в сепаратор, который отделяет метан и возвращает его в силикатный реактор. Вода конденсируется и направляется в установку для электролиза, работающую на солнечной энергии. Полученный кислород хранится в жидком состоянии, а водород используется в технологическом цикле. В состав шлака будут входить кремний и окиси ценных металлов.
А вот так это может выглядеть конструктивно:


ЦитироватьВверху. Вариант технологии переработки лунных материалов, предложенный Лабораторией реактивных двигателей.

На аппарате, совершившем посадку на полюс, установлен гелиостат; накопленное тепло используется для плавления лунных материалов, доставляемых автоматическим луноходом.
Вот ссылка на статью: http://epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/18.html

Но реголит сродержит много интересного не только кислород, поэтому варианты завода в массой в 400 тонн и больше, только продукциейм завода не только кислород будет.
Еще одна ссылка: http://www.astronaut.ru/bookcase/books/shevch/text/05.htm Кстати, у меня появилась одна мысль - а многие из наших ученых (и студентов) в курсе предложенного НАСА приза за извлечение кислорода из реголита?

ЦитироватьПоиски технологий для выделения кислорода из лунной породы (реголита) ведутся уже не первый год. В 2005 г. NASA объявило о 250-тысячном вознаграждении для команды, которая найдет способ извлечь хотя бы 5 кг кислорода из симулированного лунного грунта за 8 часов. Победителей не нашлось, и несколько лет спустя сумма приза увеличилась до 1 млн долларов – но и тогда никто не сумел решить задачу.
http://www.sunhome.ru/journal/119700

Но я думаю, что первый завод все же привезут с Земли в виде функциональных модулей, массой в 20-40 тонн. Не забудьте, что в эту массу не входят накопительные емкости (это баки лендеров) и энергетическая установка.

Ну, а теперь, что бы не быть голословным, что завод уместится в 40 тонн, некоторые ссылки и картинки, которые я надыбал:


Вот этот робот должен в автономном режиме извлекать кислород, правда, пока только для дыхания астронавтов. Но на 400 тонн не похоже, правда? Причем он сам должен обнаруживать богатое кислородом сырье.
http://www.engadget.com/2007/04/06/nasas-pilot-project-could-autonomously-extract-oxygen-from-luna/#comments

Еще немного веселых картинок по теме:










А эти фотки вот от сюда: http://www.scribd.com/doc/19841677/How-Moon-Dust-Could-Yield-Oxygen-Fuel-and-Water

Так что, если речь идет только о заводе по производству лунного жидкого кислорода, мощностью не более 2-3 тысяч тонн за пять лет - речь вполне может идти о 40 тоннах массы завода однократно и примерно 20 тонн запчастей на пять лет. Более того, вероятно, я очень сильно преувеличил необходимую массу.

В переводе с русского на русский:

3 000 т. : 5 = 600 т. в год, менее двух тонн в сутки.
Зачем для такого производства 400 тонн завода?

Примерно так.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

ЦитироватьДрузья, есть вопросы про радиацию (вернее, про защиту от неё).

В книге Резуна-Суворова "Освободитель" есть глава про создание в СССР неких "спецкрасителей" (сокращённо СК) для защиты боевых самолётов от проникающей радиации при ядерных взрывах: http://militera.lib.ru/research/suvorov9/02.html

Хотелось бы узнать:

1) Проводились ли такие работы в действительности?
2) Если да, то каковы их результаты? Есть ли "нерезунская" информация об этом?
3) Если такие красители были на самом деле созданы, то можно ли их использовать для защиты от радиации обитаемых модулей космических кораблей, станций и баз?

Короче, правда это всё или нет? :)
У меня точной информации нет, да и непонятно, почему в этой теме. Скорее всего речь идет об элементарных свинцовых белилах. Я читал воспоминания летчика, который сбрасывал бомбу у нас на испытаниях. Он говорил, что металл обшивки на хвосте самолета темнел, терял прочность и становился ломким. Может быть это это элементарная защита от нагрева при вспышке, а так как белила "свинцовые" - появилась легенда.

ИМХО, такая защита от проникающей радиации невозможна в принципе. Толщина - ничтожна, а эффективность защиты должна быть пропорциональна квадрату толщины, как я понимаю.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьОднако завод массой в 400 тонн, с производством 1000 тонн кислорода в год - как-то уж очень скромно. Откуда дровишки?
Ну так собственно оттуда-же... Промеж первой и второй картинкой от Вас...

Сорри, ссылку кинуть продинамил, у меня PDF-ка была...

http://imit.omskreg.ru/file.php?id=1292326080735350

ЦитироватьНу, а теперь, что бы не быть голословным, что завод уместится в 40 тонн,
Могу предложить ещё меньше... Что-б в личные вещи космонавта умещался...
Реторта с притёртой крышкой + увеличительное стекло например... :roll:

Если Вы обратите внимание, я везде стараюсь в вычислениях оперировать _пропорциями_... Да-бы не быть обвинённым в неправильных оценках _масштаба_ деятельности...  :roll:
Разрушитель иллюзий.

Valerij

Цитировать
ЦитироватьНу, а теперь, что бы не быть голословным, что завод уместится в 40 тонн,
Могу предложить ещё меньше... Что-б в личные вещи космонавта умещался...
Реторта с притёртой крышкой + увеличительное стекло например... :roll:

Если Вы обратите внимание, я везде стараюсь в вычислениях оперировать _пропорциями_... Да-бы не быть обвинённым в неправильных оценках _масштаба_ деятельности...  :roll:
Ну и хорошо.
А теперь вас не затруднит повторить расчеты, но массу завода с запчастями выбрать 40 и 60 тонн?

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьА теперь вас не затруднит повторить расчеты, но массу завода с запчастями выбрать 40 и 60 тонн?
При той-же производительности? :roll:
Да можно просто цифру последнюю которая плюсуется ( четыреста с чем-то там..) на четыре разделить, плюсануть что было до неё -- и телемаркет....  8)

ЗЫ 40 и 60 -- это соответственно завод и запчасти?
Разрушитель иллюзий.

Nikola

Гм. Я повторюсь. Зачем на луне добыча водорода и кислорода? Что вы собираетесь возить с луны на землю в ближайшие 30 лет?
Схемы химзавода вводят в оцепенение. Баки, насосы, теплообменики, хранилища, криогенщина, контроль и управление, запчасти, ремонт... А контроль качества? А возможные взрывы из-за неполного разделения компонентов? Дешевле 10 постоянных баз построить, чем такое. Ужас...
ЦитироватьКстати, у меня появилась одна мысль - а многие из наших ученых (и студентов) в курсе предложенного НАСА приза за извлечение кислорода из реголита?
Тьфу ты, детская задача. Насыпать этот песочек в вакуумную камеру и влупить электронным пучком, киловатт в 50. Эстеты могут стрелять фемтосекундным лазером. :D
ЦитироватьКстати, обойдён такой момент, что при выделении кислорода из реголита необязательно одни отходы получатся. Может и что полезное тоже, те же металлы для конструкций.
Что-то мне подсказывает что на луне конструкционным материалом должен стать переплавленный грунт. Хотя и производство металла организовать методами плазменной металлургии там сравнительно просто.
ЦитироватьНадо воду искать... А там видно будет...
Если она и есть в виде месторождений, то очень глубоко. Ну а про лед на поверхности так это бред. Вода в вакуумных системах даже при азотных температурах медленно, но уверенно сублимируется, потихоньку загаживая систему. За миллионы лет вода с поверхности луны точно улетит.

Valerij

Цитировать
ЦитироватьА теперь вас не затруднит повторить расчеты, но массу завода с запчастями выбрать 40 и 60 тонн?
При той-же производительности? :roll:
Производительность? Я бы назвал эту величину ресурсом, что ли. Две-три тысячи тонн и примерно пять лет. Производительность получается где-то две тонны ЖК за сутки. Я наверно слишком размахнулся заложив выход  примерно 20% от массы сырья. Но это не принципиально, т.к. мы с вами считали, это только незначительно увеличит нагрузку на лундозер, который привозит сырье и увозит шлак.

ЦитироватьДа можно просто цифру последнюю которая плюсуется ( четыреста с чем-то там..) на четыре разделить, плюсануть что было до неё -- и телемаркет....  8)
Вот лучше с пояснениями, что бы потом была возможность спорить.

ЦитироватьЗЫ 40 и 60 -- это соответственно завод и запчасти?
Примерно так. Точнее, масса завода 20 и 40 тонн, масса запчастей еще 20. Вот и получается 40 и 60.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

ЦитироватьГм. Я повторюсь. Зачем на луне добыча водорода и кислорода? Что вы собираетесь возить с луны на землю в ближайшие 30 лет?
Схемы химзавода вводят в оцепенение. Баки, насосы, теплообменики, хранилища, криогенщина, контроль и управление, запчасти, ремонт... А контроль качества? А возможные взрывы из-за неполного разделения компонентов? Дешевле 10 постоянных баз построить, чем такое. Ужас...
Я уже выше написал, что с использованием лунного кислорода появляется возможность улучшить в разы эффективность транспортной системы между НОО и ОЛО, что появляется возможность использовать многоразовые лендеры и многоразовый межорбитальный корабль. Прежде всего потому, что можно перейти на более эффективное топливо и не возить жидкий кислород с НОО на ОЛО.

То есть все это вместе позволяет в разы уменьшить стоимость доставки ПН на лунную базу и полетов человека на Луну и на ОЛО.

Цитировать
ЦитироватьКстати, у меня появилась одна мысль - а многие из наших ученых (и студентов) в курсе предложенного НАСА приза за извлечение кислорода из реголита?
Тьфу ты, детская задача. Насыпать этот песочек в вакуумную камеру и влупить электронным пучком, киловатт в 50. Эстеты могут стрелять фемтосекундным лазером. :D
Я не знаю, действует ли предложение о премии сейчас, это надо проверить, но премию выплатят не только американцам. Велкам.

Или вам миллион баксов лишний? Так мне отдадите? Я вам ящик коньяка поставлю. Хорошего!

Цитировать
ЦитироватьКстати, обойдён такой момент, что при выделении кислорода из реголита необязательно одни отходы получатся. Может и что полезное тоже, те же металлы для конструкций.
Что-то мне подсказывает что на луне конструкционным материалом должен стать переплавленный грунт. Хотя и производство металла организовать методами плазменной металлургии там сравнительно просто.
По идее, если кислород добывать электролизом расплава, то, так как в основном кислород получается из окислов металлов,  на другом электроде должны выделяться металлы. Есть вопрос их разделения или приготовления каких-то сплавов, но это отдельный вопрос. Кстати, можно делать бетон, но для того, что бы использовать бетон нужна вода....

Но кроме того, реголит из которого "отжали" любым способом кислород, автоматически превратится в обогащенную руду, а следовательно в хорошее сырье для следующих переделов. Но эти планы лучше строить после получения информации о составе реголита конкретно в месте будущей базы.

Цитировать
ЦитироватьНадо воду искать... А там видно будет...
Если она и есть в виде месторождений, то очень глубоко. Ну а про лед на поверхности так это бред. Вода в вакуумных системах даже при азотных температурах медленно, но уверенно сублимируется, потихоньку загаживая систему. За миллионы лет вода с поверхности луны точно улетит.
Это в тему "Нашествие на Луну". Так или иначе пока есть информация, что на Луне воды неожиданно много. Вот одна из ссылок: http://selena-luna.ru/rossii-mesto-na-lune


Эту информацию уже надо проверять специализированным луноходом. Работающим от РИТЕГа, а не от СБ, способным работать в зоне вечной тени и управляться автоматически, а не так, как управлялся наш Луноход, обмениваться информацией с Землей через ретрансляторы на спутнике и на посадочной ступени, которая должна сесть на видимом с Земли месте. А еще лазить по пересеченной местности. На шасси американского "Атланта"

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

Цитировать
ЦитироватьМожет быть есть возможность кратковременно увеличивать количество кислорода при старте с поверхности Луны и при посадке, то есть тогда, когда требуется большая тяга. Соотношение 1:6 с избытком водорода, применяется когда требуется повысить импульс, а заодно и ресурс двигателя.
При сильном избытке кислорода - температура тоже упадёт и ресурс вырастет.
Во первых, действительно результат может получиться больно ядовитый (для двигателя). Но, если это размен импульса на тягу - все возможно. Мы сейчас делаем только самые общие прикидки, поэтому мошек ловить смысла нет.

!/6 применяют на многих двигателях, температура в камере заметно ниже, а импульс при избытке водорода больше.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьПроизводительность? Я бы назвал эту величину ресурсом, что ли. Две-три тысячи тонн и примерно пять лет. Производительность получается где-то две тонны ЖК за сутки. Я наверно слишком размахнулся заложив выход примерно 20% от массы сырья. Но это не принципиально, т.к. мы с вами считали, это только незначительно увеличит нагрузку на лундозер, который привозит сырье и увозит шлак.
Ресурс помноженный на производительность. То-есть сколько он произведёт за время службы. В моём примере -- 5000 тонн при весе на ЛБ 400 тонн. 8)
ЦитироватьПримерно так. Точнее, масса завода 20 и 40 тонн, масса запчастей еще 20. Вот и получается 40 и 60.
Нифига не понял, сколько везти надо и что с производительность/ресурсом, но формула такая получается:
(Сколько надо доставить груза с земли на ЛОС для получения в перспективе лунного кислорода на ЛОС) = 0.318+(вес завода*2.14)/(производительность*ресурс/0,4258)

Величина безразмерная, ибо это _соотношение_ весов. 8)
Разрушитель иллюзий.

Back-stabber

Цитировать
ЦитироватьГм. Я повторюсь. Зачем на луне добыча водорода и кислорода? Что вы собираетесь возить с луны на землю в ближайшие 30 лет?
Схемы химзавода вводят в оцепенение. Баки, насосы, теплообменики, хранилища, криогенщина, контроль и управление, запчасти, ремонт... А контроль качества? А возможные взрывы из-за неполного разделения компонентов? Дешевле 10 постоянных баз построить, чем такое. Ужас...
Я уже выше написал, что с использованием лунного кислорода появляется возможность улучшить в разы эффективность транспортной системы между НОО и ОЛО, что появляется возможность использовать многоразовые лендеры и многоразовый межорбитальный корабль. Прежде всего потому, что можно перейти на более эффективное топливо и не возить жидкий кислород с НОО на ОЛО.

То есть все это вместе позволяет в разы уменьшить стоимость доставки ПН на лунную базу и полетов человека на Луну и на ОЛО.
Пока-что видно что _нет_. В общем-то могу сказать что к сожалению.
Завод может удешевить доставку чего-либо куда-либо _с_ Луны.
Если _вдруг_ кто-то обнаружит такую необходимость и выгоду.
Пока её нет. 8) И в ближайшие сотню лет не придвидится.
Где предмет экспорта для "колонии"? Нет его. А значит и метрополия в такой колонии не особо заинтересована. Только понтануться если да место флагом застолбить. Что и наблюдаем. :cry:
Разрушитель иллюзий.

Valerij

ЦитироватьРесурс помноженный на производительность. То-есть сколько он произведёт за время службы. В моём примере -- 5000 тонн при весе на ЛБ 400 тонн. 8)
Отлично, это объем производства (за время существования). В моем случае объем производства, скажем, 2500 тонн.

Цитировать
ЦитироватьПримерно так. Точнее, масса завода 20 и 40 тонн, масса запчастей еще 20. Вот и получается 40 и 60.
Нифига не понял, сколько везти надо и что с производительность/ресурсом
Везти надо, возмем среднее - 50 тонн.

Цитироватьно формула такая получается:
(Сколько надо доставить груза с земли на ЛОС для получения в перспективе лунного кислорода на ЛОС) = 0.318+(вес завода*2.14)/(производительность*ресурс/0,4258)

Величина безразмерная, ибо это _соотношение_ весов. 8)
Теперь я не фига не понял  8)
Это в принципе только половина уравнения, так как нет данных, сколько надо везти без завода.

ЦитироватьПока-что видно что _нет_. В общем-то могу сказать что к сожалению.
Завод может удешевить доставку чего-либо куда-либо _с_ Луны.

Если _вдруг_ кто-то обнаружит такую необходимость и выгоду.
Правильно. Но на ОЛО все привозное - либо с Земли, либо с Луны. Нет там ничего своего.

Смысл состоит в том, что жидкий кислород с Луны становится дешевле доставленного с Земли, что позволяет использовать криогенное топливо, даже при доставке водорода с Земли. А эффективность криогенного топлива позволяет использовать полностью многоразовые одноступенчатые лендеры. Поэтому после начала работы завода необходимость в доставке на ОЛО топлива с Земли падает примерно раз в десять - то есть резко улучшается эффективность транспортной системы НОО-ОЛО.

ЦитироватьПока её нет. 8) И в ближайшие сотню лет не придвидится.
Где предмет экспорта для "колонии"? Нет его. А значит и метрополия в такой колонии не особо заинтересована. Только понтануться если да место флагом застолбить. Что и наблюдаем. :cry:
Первый предмет экспорта - эмоции. Именно за эмоциями сотни миллионов туристов ездят по белу свету.
Второй - гелий-3. Отсутствие потребности в нем сейчас ничего не меняет, рано или поздно радиационно безопасные реакторы будут изобретены и построены.
Третий - материалы для дальнейшего продвижения в космос.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

Valerij, я расстроен...
Я считал там что-то (может да-же где-то и правильно..), а Вы там, где циферки -- вообще пропускаете? :cry:
Можно конечно и без калькулятора, чиста помечтать. (а пусть вот с Луны кислород будет в 10 раз дешевле! Решением типа ВЦСПС.) И нормуль.  :wink: Но смысл-то? Пока-что с Луны получается _дороже_.
Без учёта экипажей, регламентных работ, накопителей, техники, стоимости развёртывания, криогеники -- уже получилось 721г за 1 кг.
То-есть, _ещё_раз_: Что-бы получить через некоторое время некоторый вес кислорода с Луны на ЛОС -- мы должны _до_того_ привезти на ЛОС 0.721 от этого количества в виде топлива для танкера, танкера, завода, и средств его уронить мягко вниз.

 _С_учётом_ экипажей, регламентных работ, накопителей, техники, стоимости развёртывания -- выйдет дороже. Если Вы найдёте (по Вашим ссылкам не нашёл ничего, что указывало-бы на мощность в 2500 тонн в год) описание проекта завода, на который указаны производительность, масса (, и хорошо-бы ресурс, но фиг-то с ним.. ) то можно и пересчитать, или сами...
Ну досчитаю я, получу что земной кислород на ЛОС выходит в полтора раза дешевле Лунного, и что? Того что _уже_ насчитано -- Вам недостаточно, что-бы похоронить эту идею? Тогда ищите ошибку. Она должна быть, уж себя-то я знаю... ;)
Разрушитель иллюзий.

Back-stabber

ЦитироватьПервый предмет экспорта - эмоции. Именно за эмоциями сотни миллионов туристов ездят по белу свету.
Второй - гелий-3. Отсутствие потребности в нем сейчас ничего не меняет, рано или поздно радиационно безопасные реакторы будут изобретены и построены.
Третий - материалы для дальнейшего продвижения в космос.
1. Ради пары психов в год (_да-же_ ради пары психов.. Или они попрут тыщщами?? :shock: ) разворачивать завод невыгодно. Посчитайте, мне и так очевидно...
2. С появлением устойчиво работающих реакторов на гелии-3 всё происходящие сейчас в космосе станет восприниматься как мышиная возня.
3. На Земле что-то кончилось?? Или на примере кислорода прикинуть стоимость производства+транспортировки... эээ.. титана с Земли и с Луны до ЛОС-а??  :lol: Уверяю Вас, земной титан опять-же дешевле окажется...
Разрушитель иллюзий.

Valerij

Цитировать
ЦитироватьПервый предмет экспорта - эмоции. Именно за эмоциями сотни миллионов туристов ездят по белу свету.
Второй - гелий-3. Отсутствие потребности в нем сейчас ничего не меняет, рано или поздно радиационно безопасные реакторы будут изобретены и построены.
Третий - материалы для дальнейшего продвижения в космос.
1. Ради пары психов в год (_да-же_ ради пары психов.. Или они попрут тыщщами?? :shock: ) разворачивать завод невыгодно. Посчитайте, мне и так очевидно...
2. С появлением устойчиво работающих реакторов на гелии-3 всё происходящие сейчас в космосе станет восприниматься как мышиная возня.
3. На Земле что-то кончилось?? Или на примере кислорода прикинуть стоимость производства+транспортировки... эээ.. титана с Земли и с Луны до ЛОС-а??  :lol: Уверяю Вас, земной титан опять-же дешевле окажется...
1) Ну, пусть покататься по лунным морям полетит, скажем, десяток. Все же это эксклюзивное, очень дорогое, удовольствие. Хотя я уже сейчас представляю будущие "лунные достопримечательности". Но вот на орбиту вокруг Луны полетит в разы, а то и на порядок больше народу. Еще больше сможет себе позволить облет Луны, и уже намного больше - просто на орбиту. а уж суборбитальный полет станет довольно массовым развлечением. За это я ни грамма не беспокоюсь, у туристической инфраструктуры опыт раскрутки экстремальных маршрутов огромный.
Кстати, вы знаете, почему сейчас не летают космические туристы?

2) Согласен. Но сейчас для нормальной работы этих реакторов на Земле топлива нет. К моменту появления реакторов необходимо обеспечить инфраструктуру для возможности развернуть его добычу.

3) Нет, не кончилось. Мы здесь с Иваном Моисеевым собачились по поводу "луночерпалки". Вот примерно с этого сообщения: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=753564#753564 Так что просто гораздо удобнее производить все, что возможно, на Луне, а потом (в перспективе) запускать это все электромагнитной катапультой в сторону L2 или L1. Мои разногласия с Моисеевым в этом отношении чисто стилистические. Я считаю, что размер "посылок" будет побольше, и в посылках будут детали, а не сырые материалы.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

Цитировать1) Ну, пусть покататься по лунным морям полетит, скажем, десяток. Все же это эксклюзивное, очень дорогое, удовольствие. Хотя я уже сейчас представляю будущие "лунные достопримечательности". Но вот на орбиту вокруг Луны полетит в разы, а то и на порядок больше народу. Еще больше сможет себе позволить облет Луны, и уже намного больше - просто на орбиту. а уж суборбитальный полет станет довольно массовым развлечением. За это я ни грамма не беспокоюсь, у туристической инфраструктуры опыт раскрутки экстремальных маршрутов огромный.
Кстати, вы знаете, почему сейчас не летают космические туристы?

2) Согласен. Но сейчас для нормальной работы этих реакторов на Земле топлива нет. К моменту появления реакторов необходимо обеспечить инфраструктуру для возможности развернуть его добычу.

3) Нет, не кончилось. Мы здесь с Иваном Моисеевым собачились по поводу "луночерпалки". Вот примерно с этого сообщения: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=753564#753564 Так что просто гораздо удобнее производить все, что возможно, на Луне, а потом (в перспективе) запускать это все электромагнитной катапультой в сторону L2 или L1. Мои разногласия с Моисеевым в этом отношении чисто стилистические. Я считаю, что размер "посылок" будет побольше, и в посылках будут детали, а не сырые материалы.
1. Кислородный завод на Луне вообще не даёт _ничего_ для пилотируемых полётов. Не забывайте, что пилотируемые аппараты у нас _уже_ садятся с топливом на взлёт.
2. Зачем-же их тогда строят?  :shock: Да и "момент появления" именно промышленных ещё подлежит уточнению однако...  Рановато по этому поводу ещё подпрыгивать-то.. ;)
3. Проект по масштабам помноженным на удалённость от текущих центров индустриального производства сопоставим с "космическим лифтом"... Что появится раньше -- предсказать не берусь... :)

ЗЫ На счёт турыстов -- Союзов вроде как опять хватать перестало типа? "Четвёртый" тоже мимо них ушёл нонче... :roll:
Разрушитель иллюзий.

Nikola

У меня появилась мысль, настолько тупая что она может оказаться гениальной. Единственное что достоверно известно что есть на луне - это пыль. Говоря современным языком - псевдо- квази- нано/мезоструктурный материал, обладающий несчетным количеством аномальных зависимостей чегонибуть от чегонибуть. Надо убедить что она всем нужна :D. Добавка в бетон, радаропоглощающие покрытия, радиозащитный материал, потребление с борщем для улучшения потенции и тд и тп.
По-моему сравнимо с лунным туризмом :D .

pkl

Читал, что её частицы, попадая в организм, вызывают новообразования, способные переродиться в онкологические. :( В общем, редкостная бяка.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан