Концепция: Деятельность на поверхности Луны

Автор Shin, 20.02.2007 11:29:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Asgard

Цитировать, опыт жизни в (под)лунных пещерах был бы вполне себе "шагом".

А они есть эти пещеры?
Думаю в общем то само обнаружение пещер, было бы серьёзным шагом в науке.

Зомби. Просто Зомби

Поправка - "пещеры" - в кавычках.

Развитие ЛБ включает несколько стадий, среди которых есть и такая при которой будет отрыта "система тоннелей", наподобие метро, в котором, собственно, весь процесс и будет протекать.

Имеется в виду именно это.
Не копать!

Valerij

ЦитироватьА они есть эти пещеры?
Думаю в общем то само обнаружение пещер, было бы серьёзным шагом в науке.
На форуме было, что пещеры на Луне обнаружены.

З.Ы.
Тем не менее, более вероятны искусственные полости.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

ЦитироватьОчередная попытка:
Мой вариант развития хозрасчетной ЛБ под выигрыш в разнице затрат на запуск кг массы:
По крупному:
1. Создание ЛБ автоматами объемом более 250 куб. метров.
2. Создание добычи и производства кислорода.
Вот между пунктами номер 1. и 2. нужно заниматься добычей воды и производством лунного топлива на ее базе. Только потом появится транспортная система, способная доставить на Луну оборудование для добычи кислорода и металлов. Просто это оборудование намного тяжелее и имеет малый ресурс, его детали и компоненты придется чаще обслуживать, ремонтировать и менять, кроме того может потребоваться тот же водород для восстановления металла из окислов и так далее. После этого кислород станет попутным продуктом при металлургическом производстве.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


ОАЯ

Что собой представляет реактор для получения кислорода: 243 плоских пленочных зеркала, манипулятор – кран со стройки ЛБ, подвешенный к нему тугоплавкий графитовый тигель, улавливающая система. Ничего лишнего и громозкого. КПД 3%. Улавливающая система – единственный уникальный, сложный и громоздкий аппарат. Он должен быть герметично соединен с тиглем, и иметь газовый мультипликатор для нагнетания давления в баллоне. Затем передать кислород помещениям ЛБ.

Вода если и нужна на первом этапе – не в технологических объемах как кислород. Только для бытовых нужд двух, трех космонавтов. Дело в том, что производство из алюминиевых отливок сеток, или уголков, или захватов для мусоросборщиков требует ВКД (из/в ЛБ). На это будет расходоваться кислород.

Топливо будет возможно создавать на очень поздней стадии функционирования ЛБ. Производство топлива подразумевает двигатель КА, конструкцию под этот двигатель, весь технологический комплекс: добыча необходимых компонентов, сортировка, хранение, безопасность, зарядка в КА. Но это пол беды. Основная беда в объемах и массах. Рассмотрим три случая:
- Заправка КА для межпланетного полета. Масса топлива всего 1/3 массы аппарата. Но ради этого предлагается потратить топливо не на гравитационный маневр от Луны, а на переход на орбиту Луны и заправку на ней. КА уникальный. Т.е. необходимо свести все риски к нулю. А стыковка и удачная заправка – это и есть риск. И микроскопические объемы происходящего – раз в год или за два не оправдывают возни с топливом на начальном этапе.
- Заправка экспедиций посещений. Для наработки на отказ и отработки безопасной эксплуатации двигателей под пилотируемые экспедиции с таким топливом необходимо долго эксплуатировать двигатели без экипажа. Т.е. год производство топлива должно обслуживать что-то возвращаемое на Землю. Что можно возвращать с Луны кроме людей?
- Топливо для исследовательских зондов. Для этого зонды нужно доставить на Луну. Это не мусорные двух килограммовые боты с мозгами муравья и четырьмя двигателями. Трасса Земля – место посадки для таких зондов экономичнее.

Valerij

ЦитироватьЧто собой представляет реактор для получения кислорода: 243 плоских пленочных зеркала, манипулятор – кран со стройки ЛБ, подвешенный к нему тугоплавкий графитовый тигель, улавливающая система. Ничего лишнего и громозкого. КПД 3%. Улавливающая система – единственный уникальный, сложный и громоздкий аппарат. Он должен быть герметично соединен с тиглем, и иметь газовый мультипликатор для нагнетания давления в баллоне. Затем передать кислород помещениям ЛБ.
Все перечисленное уже достаточно громоздко и имеет весьма приличную массу.

ЦитироватьВода если и нужна на первом этапе – не в технологических объемах как кислород. Только для бытовых нужд двух, трех космонавтов. Дело в том, что производство из алюминиевых отливок сеток, или уголков, или захватов для мусоросборщиков требует ВКД (из/в ЛБ). На это будет расходоваться кислород.
По современным данным воды в зоне вечной тени на полюсах Луны довольно много и она доступна с поверхности. Естественно, эти данные необходимо проверить и уточнить, тем не менее это уже очень интересно, и этим нужно заниматься.

Использование лунного топлива повышает эффективность транспортной системы Земля-Луна в десятки раз, соответственно снижается стоимость содержания и развития Лунной Базы. Именно поэтому начало производства лунного топлива - одна из первых задач. Все остальное после этого будет делать намного проще.

ЦитироватьТопливо будет возможно создавать на очень поздней стадии функционирования ЛБ. Производство топлива подразумевает двигатель КА
Достаточно.

Лунное топливо - это обычная криогенная пара, жидкий кислород и жидкий водород. Да, для лунной программы придется делать специальные двигатели, но только потому, что это многоразовые двигатели. Топливо нужно не только для того, что бы отправлять что-то на Землю, топливо необходимо и для того, что бы опустить что-то на Луну.  Для этого потребуются многоразовые двухступенчатые грузовые лендеры, в стандартном полете первая ступень будет возвращаться к месту старта, вторая доставляет топливо на ЛОС и опускает с орбиты оборудование, доставляемое с Земли.

Многоразовый пассажирский лендер может быть унифицирован со второй ступенью грузового.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


ОАЯ

Как-то все сумбурно.
Пассажирский лендер? Его не должно быть на ЛБ№1. Там должны работать двое, целый год. Затем смена. Достаточно автономных КА с нормальными химическими, проверенными двигателями. Огнеопасных экспериментов с людьми на не проверенных аппаратах быть не должно.

Для чего нужна вода на ЛБ если идет круговорот воды в биомодуле? Если не тратить ее на топливо. Возможно, при достаточном кислороде удасться связывать атомарный водород. Например, конденсируя иней на омываемой кислородом поверхности снаружи ЛБ. Нет объемных задач для эксплуатации с Луны КА весом в 100 тонн.

Всё перечисленное для получения кислорода и плавки будет на ЛБ вне зависимости от ее назначения. Просто без этого не построить и не строить в дальнейшем ЛБ из готовых модулей.

LG

ОАЯ писал(а):
ЦитироватьДля чего нужна вода на ЛБ если идет круговорот воды в биомодуле?
Идея-фикс - изготовление кислородно-водородного топлива на ЛБ в промышленных масштабах.

ОАЯ

ЦитироватьОчередная попытка:...
8. Создание и производство газообразного топлива для маршевых двигателей.
9. Монтаж и заправка мусоросборщиков до 500 в год...

Под топливом я подразумевал газ для маневров, захвата и увода с орбиты  обломков и мусора. И только пунктом 8. Что-то сложное и взрывоопасное перемещает зарядку топливом на ЛБ№1 в пункт 22-й.

Shestoper

Вот какую ходовую часть должна иметь подвижная лунная база: http://strangernn.livejournal.com/779485.html С учетом низкой лунной гравитации, можно будет везти с собой для защиты от радиации слой лунного грунта вокруг обитаемых отсеков толщиной 1-2 метра и массой порядка сотен тонн. Конечно быстро двигаться не получится, но хотя бы 10 км в сутки - это 300 км за месяц.

Alex_II

ЦитироватьShestoper пишет:
Конечно быстро двигаться не получится, но хотя бы 10 км в сутки - это 300 км за месяц.
Все живое на борту ушатает еще на первых 5 км... Заблюют всю базу... Да и тяжелый этот топтыжка, разве что из местного металла все это делать? Чем плохи большие колеса? Привод проще, вес меньше, скорость выше...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Boris R

ЦитироватьShestoper пишет:
Вот какую ходовую часть должна иметь подвижная лунная база: http://strangernn.livejournal.com/779485.html С учетом низкой лунной гравитации, можно будет везти с собой для защиты от радиации слой лунного грунта вокруг обитаемых отсеков толщиной 1-2 метра и массой порядка сотен тонн. Конечно быстро двигаться не получится, но хотя бы 10 км в сутки - это 300 км за месяц.
Работа над лунным прототипом такого механизма уже идёт полным ходом: http://selenokhod.com/ru
Недавно его испытывали на "марсианской" станции: http://alien3.users.photofile.ru/photo/alien3/96683350/xlarge/130543629.jpg

Shestoper

#1072
ЦитироватьAlex_II пишет:
Чем плохи большие колеса?
Удельное давление будет слишком высоким даже на Луне, если база с радиационной защитой (масса порядка сотен тонн). Нужны будут либо гусеницы, либо шагающая ходовая c большими лыжами. Она  надежнее гусениц, что очень важно на Луне.

Топтыжка тяжелый потому, что рассчитан на земную гравитацию и предназначен для того, чтобы лбом валить и топтать деревья. Причем не единичные, а сплошную чащу. В качестве основного режима работы - час за часом, день за днем. Неудивительно что его сделали очень прочным. На Луне это не понадобится. Зато нужно двигаться по неподготовленной поверхности, неся помимо прочего грунт толщиной 1-2 метра вокруг жилых отсеков. И как можно меньше ломаться.

Проблему с раскачиваением корпуса можно решить, несколько усложнив ходовую: на днище поставить третью опускаемую лыжу, и помимо вращения боковых лыж ввести режим скольжения, когда корпус по ним "подтягивает" себя вперед. Тогда он будет "подтягиваться", опускать центральную опору, после чего выносить боковые лыжи вперед, поднимать центральную лыжу и повторять цикл. Двигаться вверх-вниз корпусу при этом не понадобится.

Alex_II

ЦитироватьShestoper пишет:
Удельное давление будет слишком высоким даже на Луне, если база с радиационной защитой (масса порядка сотен тонн)
Куда тебе сотни тонн? 9,1см грунта ослабляют радиацию вдвое. Сколько мы имеем на поверхности? И сколько будет площадь защиты? Хочется прикинуть поточнее, ИМХО сотен тонн там не должно быть... Хотя смотря какой размер, конечно...
А вообще - самая выгодная из антирадиационных защит по массе - это листовой обедненный уран...



ЦитироватьShestoper пишет:
 На Луне это не понадобится. Зато нужно двигаться по неподготовленной поверхности, неся помимо прочего грунт толщиной 1-2 метра вокруг жилых отсеков. И как можно меньше ломаться.

Проблему с раскачиваением корпуса можно решить, несколько усложнив ходовую: на днище поставить третью опускаемую лыжу
Сам себе противоречишь - изначальная машина простая и вовсе кондовая, но если добавить третью лыжу, и все, что к ней полагается - будет не проще ходовой части гусеничного тягача... Со всеми вытекающими.
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Boris R

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьShestoper пишет:
Удельное давление будет слишком высоким даже на Луне, если база с радиационной защитой (масса порядка сотен тонн)
Куда тебе сотни тонн? 9,1см грунта ослабляют радиацию вдвое. Сколько мы имеем на поверхности? И сколько будет площадь защиты? Хочется прикинуть поточнее, ИМХО сотен тонн там не должно быть... Хотя смотря какой размер, конечно...
А вообще - самая выгодная из антирадиационных защит по массе - это листовой обедненный уран...
ЦитироватьShestoper пишет:
 На Луне это не понадобится. Зато нужно двигаться по неподготовленной поверхности, неся помимо прочего грунт толщиной 1-2 метра вокруг жилых отсеков. И как можно меньше ломаться.

Проблему с раскачиваением корпуса можно решить, несколько усложнив ходовую: на днище поставить третью опускаемую лыжу
Сам себе противоречишь - изначальная машина простая и вовсе кондовая, но если добавить третью лыжу, и все, что к ней полагается - будет не проще ходовой части гусеничного тягача... Со всеми вытекающими.
Как считаете, необходимо ли каждое сочленение траков гусениц гусеничного тягача защищать от воздействия пыли и вакуума?
Если "да", то думаю,  у "шагохода", даже с тремя лыжами, необходимо будет защищать меньшее количество сочленений. К тому же эти сочленения будут более крупными (легче в изготовлении и обслуживании) и размещены на некотором удалении от грунта. А вот траки гусениц будут просто "купаться" в пыли, которая сама по себе абразив.

серж яковлев

ЦитироватьОлег Шинькович пишет:
Здесь всё, что связано с шевелением на поверхности Луны, будь то База, посадочные, перелетные и прочие девайсы, а также:

1. Список задач прикладных и научных, решаемых на поверхности.
2. Выбор мест посадок, места базы (если она нужна)
3. Обеспечение ресурсами и т.д.

 А не проще ли на основе спирали человеческого ДНК, создать и доставить на спутник, так сказать лунянина, который сможет «дышать» находясь на поверхности Луны, и который будет делать там то, чем будет запрограммирован нами. Ведь очевидно, что и Homo Sapiens, был некогда, таким вот землянином, который строил пирамиды и Аркаим... и только через тысячелетия, обзавёлся своим разумом, хотя и стёртой памятью...пройдёт с луняниным, можно будет браться и за марсианина... :)


Alex_II

ЦитироватьBoris R пишет:
А вот траки гусениц будут просто "купаться" в пыли, которая сама по себе абразив.
А за каким рожном вам траки понадобились? Цельную ленту не проще использовать, чем из траков? А колеса большого размера - еще лучше. 8 колес размером с колесо Кировца позволят перевезти тонн 40-60 массы( 7-10т в условиях Луны)...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Boris R

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьBoris R пишет:
А вот траки гусениц будут просто "купаться" в пыли, которая сама по себе абразив.
А за каким рожном вам траки понадобились? Цельную ленту не проще использовать, чем из траков? А колеса большого размера - еще лучше. 8 колес размером с колесо Кировца позволят перевезти тонн 40-60 массы( 7-10т в условиях Луны)...
Лента говорите? А как долго она протянет --- не искромсается ли за один день? Переживёт перепады температур день/ночь?

Alex_II

ЦитироватьBoris R пишет:
 Лента говорите? А как долго она протянет --- не искромсается ли за один день? Переживёт перепады температур день/ночь?           
А это смотря из чего делать...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Дем

ЦитироватьAlex_II пишет:
Сам себе противоречишь - изначальная машина простая и вовсе кондовая, но если добавить третью лыжу, и все, что к ней полагается - будет не проще ходовой части гусеничного тягача... Со всеми вытекающими.
Надо не добавить "третью лыжу", а повесить кабину на "нулевую точку", которая равномерно движется вперёд.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.