Такси на орбиту.

Автор Lin, 09.02.2007 16:50:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ratte07

ЦитироватьВопрос.
Какой потребный запас ХС для осуществления миссий снабжения орбитальных станций?
1. Подъем орбиты с опорной до орбиты ОС (с 200 до 400 км) 125 м/с;
2. Сближение и стыковка 30-50 м/с;
3. Тормозной импульс (зависит от потребного угла входа) ~150 м/с.
Т.е. на круг с учетом потерь ~350 м/с.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Дмитрий В.

ЦитироватьМожно тешить себя какими угодно иллюзиями, но для легкой РН такие удельные параметры трудно достижимы. Новые материалы - это то, что я и говорил о высокой стоимости создания и отработки подобной РН. Что касается планера, то подобные параметры недостижимы ни при каких материалах. У Вас весовая отдача больше чем на шаттле. Сравнение со Спиралью вообще несерьезно, т.к. это такой же нереализуемый прожект, как и такси. И прямо брать ПН Спирали и распределять ее на туристов без учета объема гермокабины? А теплозащита Спирали? Как она соотноситься с теплозащитой такси? Затраты массы ВА самолетного типа не менее 2 т на человека, и эта цифра почти не зависит от продолжительности полета. Она определяется дополнительной массой крыла, самолетных органов управления и шасси. Хотите тонну на человека - делайте капсулу.
1)Удельные параметры собственно носителей такси весьма умеренны и находятся на уровне параметров РН аналогичного класса.
2)Применение новых материалов (если углепластики и Al-Li вообще можно считатать новыми)  не ведет к росту стоимости, по крайней мере, удельной: Al-Li снижает массу конструкции примерно на 12% при увеличении стоимости на 10%. Конструкции из углепластиков зачастую (хотя наверное и не всегда) дешевле алюминиевых клепаных за счет существенного сокращения технологических операций
3) Первый раз слышу, что Спираль- нереализуемый проект (и это при том что были летные аналоги, в том числе и Боры). Поясните, что Вы имели ввиду? Масса теплозащиты составляет обычно 5-10% от посадочной массы ОС. Современная теплозащита, очевидно, существенно легче теплозащиты Спирали.
4)Насчет удельной массы - сравните 8-тонный DreamChaser с его 6 пассажирами (при этом учтите, что в нем стоят гибридные движки с немалым запасом ХС).
5)У меня есть массовые сводки неколторых многоразовых аппаратов. Сразу скажу, что удельная миасса шасси, крыльев и т.п. не очень высока.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Почему мне не нравится капсула - потому что она не многоразовая. Я хочу некий аппарат, который как-то забросили в космос - там, в грузовом отсеке шаттла (х3), Протоном или Союзом - а он оттуда сам спустился, и после ТО готов к повторному полету. И который можно поставить на мЕньшую ракету (например Байкал), и он тогда полетит по суборбитальной тракетории. Но опять же полностью многоразово.
Звездной России - Быть!

ratte07

Цитировать
ЦитироватьМожно тешить себя какими угодно иллюзиями, но для легкой РН такие удельные параметры трудно достижимы. Новые материалы - это то, что я и говорил о высокой стоимости создания и отработки подобной РН. Что касается планера, то подобные параметры недостижимы ни при каких материалах. У Вас весовая отдача больше чем на шаттле. Сравнение со Спиралью вообще несерьезно, т.к. это такой же нереализуемый прожект, как и такси. И прямо брать ПН Спирали и распределять ее на туристов без учета объема гермокабины? А теплозащита Спирали? Как она соотноситься с теплозащитой такси? Затраты массы ВА самолетного типа не менее 2 т на человека, и эта цифра почти не зависит от продолжительности полета. Она определяется дополнительной массой крыла, самолетных органов управления и шасси. Хотите тонну на человека - делайте капсулу.
1)Удельные параметры собственно носителей такси весьма умеренны и находятся на уровне параметров РН аналогичного класса.
2)Применение новых материалов (если углепластики и Al-Li вообще можно считатать новыми)  не ведет к росту стоимости, по крайней мере, удельной: Al-Li снижает массу конструкции примерно на 12% при увеличении стоимости на 10%. Конструкции из углепластиков зачастую (хотя наверное и не всегда) дешевле алюминиевых клепаных за счет существенного сокращения технологических операций
3) Первый раз слышу, что Спираль- нереализуемый проект (и это при том что были летные аналоги, в том числе и Боры). Поясните, что Вы имели ввиду? Масса теплозащиты составляет обычно 5-10% от посадочной массы ОС. Современная теплозащита, очевидно, существенно легче теплозащиты Спирали.
4)Насчет удельной массы - сравните 8-тонный DreamChaser с его 6 пассажирами (при этом учтите, что в нем стоят гибридные движки с немалым запасом ХС).
5)У меня есть массовые сводки неколторых многоразовых аппаратов. Сразу скажу, что удельная миасса шасси, крыльев и т.п. не очень высока.
1. У Вас относительная масса ПН доходит до 5%. И это на легкой РН. У каких РН аналогичного класса такие параметры?
2. Для многоразового КК, особенно для обозначенных задач, огромное значение имеет ресурс планера и низкая стоимость межполетного обслуживания. По Al-Li нет еще ресурсной статистики даже по самолетам, и как материал будет себя вести в космосе, тоже неизвестно. Углепластики значительно дороже Д-16, практически неремонтопригодны, имеют ограниченную усталостную прочность. Т.е. чтобы сделать легкий самолет, нужно или пожертвовать ресурсом, или очень много потратить на исследования и разработку.
3. Боры имели удельные параметры значительно хуже необходимых для Спирали и абляционное ТЗП. Ссылаться на Боры неправильно. Никакой современной теплозащиты, лучше чем у шаттла/Бурана нет. Единственно. можно увеличить размер плитки, да и то это черевато снижением надежности.
4. DreamChaser - это безусловно достойный пример! :D
5. А фактор размерности Вы учитывали? Для небольшого аппарата получить удельные характеристики даже на уровне шаттла - проблема. А если использовать статистику по нелетавшим проектам, то на выходе получим нелетоспособный аппарат! :D
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Cтарый

ЦитироватьВопрос.
Какой потребный запас ХС для осуществления миссий снабжения орбитальных станций?
На примере Союза - на семитонный корапь 900 кг топлива достаточно, причём треть его - резервное.

Cтарый

Цитировать3) Первый раз слышу, что Спираль- нереализуемый проект
Ну это конечно неправильно. Правильно говорить: "бредовый химерический прожект". :)

Цитировать(и это при том что были летные аналоги, в том числе и Боры). Поясните, что Вы имели ввиду?
А вот это какраз и имели в виду: сколько весил Бор и сколько РН для его выведения? И сколько весила Спираль и сколько РН для её выведения?

ЦитироватьМасса теплозащиты составляет обычно 5-10% от посадочной массы ОС. Современная теплозащита, очевидно, существенно легче теплозащиты Спирали.
А кто видел теплозащиту Спирали? А сколько весила теплозащита Бора?

Цитировать4)Насчет удельной массы - сравните 8-тонный DreamChaser с его 6 пассажирами (при этом учтите, что в нем стоят гибридные движки с немалым запасом ХС).
Может лучше сразу корапь инженера Лося? ;)

Цитировать5)У меня есть массовые сводки неколторых многоразовых аппаратов. Сразу скажу, что удельная миасса шасси, крыльев и т.п. не очень высока.
Ну давайте начнём с Бора.

ratte07

ЦитироватьПочему мне не нравится капсула - потому что она не многоразовая. Я хочу некий аппарат, который как-то забросили в космос - там, в грузовом отсеке шаттла (х3), Протоном или Союзом - а он оттуда сам спустился, и после ТО готов к повторному полету. И который можно поставить на мЕньшую ракету (например Байкал), и он тогда полетит по суборбитальной тракетории. Но опять же полностью многоразово.
Капсула может быть и многоразовой. И ВА ТКС, и Orion рассчитаны на 10 полетов. Крылатый ВА нужен только при высокой частоте пусков, т.к. сокращается время на его доставку к точке старта. Но за это приходится платить массой крыла и невозможностью аварийного баллистического спуска.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Cтарый

Джентльмены, давайте не будем засорять топик капсулой! Ей здесь явно не место.
 Тут человек сча изобретёт для Родины шестиместный Клипер в размерности Союза! Давайте ему помогать! :)

ratte07

ЦитироватьДжентльмены, давайте не будем засорять топик капсулой! Ей здесь явно не место.
 Тут человек сча изобретёт для Родины шестиместный Клипер в размерности Союза! Давайте ему помогать! :)
Да, но у человека в капсуле НК-33!
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Cтарый

ЦитироватьДа, но у человека в капсуле НК-33!
Да, да, несомненно наличие возвращаемой капсулы с двигателем резко улучшает удельные характеристики РН. Например относительную массу ПГ процента на полтора. Верно, Дмитрий? ;)
 Ща мы и до ракеты дойдём. Что будет если промасштабировать его ракету до размерности Союза? И нафиг нам тот Зенит? Да ещё и двигатели спасаемые! :)

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДа, но у человека в капсуле НК-33!
Да, да, несомненно наличие возвращаемой капсулы с двигателем резко улучшает удельные характеристики РН. Например относительную массу ПГ процента на полтора. Верно, Дмитрий? ;)
 Ща мы и до ракеты дойдём. Что будет если промасштабировать его ракету до размерности Союза? И нафиг нам тот Зенит? Да ещё и двигатели спасаемые! :)
Наличие спасаемой капсулы ЖРД 1-й ступени снижает ПН на 150-300 кг (в зависимости от схемы РН). Если промасштабировать РН (кстати, какую именно - в статье рассмотрено несколько схем) до размеров Союза, то:
1)Нужды в спасаемой капсуле не будет, т.к. частота пусков такой ракеты будет существенно меньше, чем планируемая для такси.
2)Массовая отдача несколько возрастет (разумеется, при сохранении УИ ЖРД обеих ступеней).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

STS

ЦитироватьВообще, спорно. ИМХО если хорошо ужаться, то корабль до МКС и обратно, ессно без шлюза, только со стыкузлом ... платформа типа 'несущий корпус', раскладное крыло, стыкузел на 'спине' (кстати, в принципе, я не прав - можно добавить шлюзовой отсек - от днища до 'спины').  Проектная емкость - 5 человек - 2 ряда 2+3 кресла. Задние кресла можно снять и заменить грузом. ДУ интегрированная, скажем ЖК + спирт. САС находится в переходнике к 3 ступени и работает на разделение и довыведение.

как раз подобное пытаюсь нарисовать\посчитать уже года 2, все руки не доходят

вот какнибудь соберусь и изложу свое видение этого вопроса

зы: собственно и спрашивал на сколько должен выступать стыковочный узел из спины :)
!

ratte07

Цитировать
ЦитироватьВообще, спорно. ИМХО если хорошо ужаться, то корабль до МКС и обратно, ессно без шлюза, только со стыкузлом ... платформа типа 'несущий корпус', раскладное крыло, стыкузел на 'спине' (кстати, в принципе, я не прав - можно добавить шлюзовой отсек - от днища до 'спины').  Проектная емкость - 5 человек - 2 ряда 2+3 кресла. Задние кресла можно снять и заменить грузом. ДУ интегрированная, скажем ЖК + спирт. САС находится в переходнике к 3 ступени и работает на разделение и довыведение.

как раз подобное пытаюсь нарисовать\посчитать уже года 2, все руки не доходят

вот какнибудь соберусь и изложу свое видение этого вопроса

зы: собственно и спрашивал на сколько должен выступать стыковочный узел из спины :)
Задайтесь углом подхода к ОС.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

ratte07

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа, но у человека в капсуле НК-33!
Да, да, несомненно наличие возвращаемой капсулы с двигателем резко улучшает удельные характеристики РН. Например относительную массу ПГ процента на полтора. Верно, Дмитрий? ;)
 Ща мы и до ракеты дойдём. Что будет если промасштабировать его ракету до размерности Союза? И нафиг нам тот Зенит? Да ещё и двигатели спасаемые! :)
Наличие спасаемой капсулы ЖРД 1-й ступени снижает ПН на 150-300 кг (в зависимости от схемы РН). Если промасштабировать РН (кстати, какую именно - в статье рассмотрено несколько схем) до размеров Союза, то:
1)Нужды в спасаемой капсуле не будет, т.к. частота пусков такой ракеты будет существенно меньше, чем планируемая для такси.
2)Массовая отдача несколько возрастет (разумеется, при сохранении УИ ЖРД обеих ступеней).
И все же, Дмитрий...
1. У Вас относительная масса ПН доходит до 5%. И это на легкой РН. У каких РН аналогичного класса такие параметры?
2. Для многоразового КК, особенно для обозначенных задач, огромное значение имеет ресурс планера и низкая стоимость межполетного обслуживания. По Al-Li нет еще ресурсной статистики даже по самолетам, и как материал будет себя вести в космосе, тоже неизвестно. Углепластики значительно дороже Д-16, практически неремонтопригодны, имеют ограниченную усталостную прочность. Т.е. чтобы сделать легкий самолет, нужно или пожертвовать ресурсом, или очень много потратить на исследования и разработку.
3. Боры имели удельные параметры значительно хуже необходимых для Спирали и абляционное ТЗП. Ссылаться на Боры неправильно. Никакой современной теплозащиты, лучше чем у шаттла/Бурана нет. Единственно. можно увеличить размер плитки, да и то это черевато снижением надежности.
4. DreamChaser - это безусловно достойный пример!  
5. А фактор размерности Вы учитывали? Для небольшого аппарата получить удельные характеристики даже на уровне шаттла - проблема. А если использовать статистику по нелетавшим проектам, то на выходе получим нелетоспособный аппарат!
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

STS

ЦитироватьЗадайтесь углом подхода к ОС.

Задавался, знаний узреть проблемы не хватило.

Там они какието особенные?, кроме неудобства управления и то в случае неавтоматичекой стыковки.

На сколько мне память не изменяет, шаттл стыковался с миром "спиной", хотя то шаттл.

... конечно могут быть проблемы с компоновкой двигателей стыковки и т.п. но насколько они фундаментальные?, не вижу ...
!

Дмитрий В.

ЦитироватьИ все же, Дмитрий...
1. У Вас относительная масса ПН доходит до 5%. И это на легкой РН. У каких РН аналогичного класса такие параметры?
2. Для многоразового КК, особенно для обозначенных задач, огромное значение имеет ресурс планера и низкая стоимость межполетного обслуживания. По Al-Li нет еще ресурсной статистики даже по самолетам, и как материал будет себя вести в космосе, тоже неизвестно. Углепластики значительно дороже Д-16, практически неремонтопригодны, имеют ограниченную усталостную прочность. Т.е. чтобы сделать легкий самолет, нужно или пожертвовать ресурсом, или очень много потратить на исследования и разработку.
3. Боры имели удельные параметры значительно хуже необходимых для Спирали и абляционное ТЗП. Ссылаться на Боры неправильно. Никакой современной теплозащиты, лучше чем у шаттла/Бурана нет. Единственно. можно увеличить размер плитки, да и то это черевато снижением надежности.
4. DreamChaser - это безусловно достойный пример!  
5. А фактор размерности Вы учитывали? Для небольшого аппарата получить удельные характеристики даже на уровне шаттла - проблема. А если использовать статистику по нелетавшим проектам, то на выходе получим нелетоспособный аппарат!
1)5% - для варианта с водородом. При удельных параметрах "использованных" ЖРД - вполне достижимо.
2)Усталостные явления проявляются при налете порядка сотен и тысяч взлетов-посадок. Для такси с ресурсом 10-25 полетов - это практически незаметно. Во многих источниках компоиты отмечаются, как обладающие лучшими усталостными характеристиками и ремонтопригодностью, чем традиционные сплавы (хотя мне встречались разные мнения на этот счет). Алюминий-литиевые сплавы имеют большую ресурсную статистику - все МиГ-29 имеют интеграьный топливный бак из 01420.
3)БОР приведен в качестве летавшей аэродинамически подобной модели, подтвердившей реализуемость схемы Спирали. Выведение Спирали на РН "Союз" тоже не представяло проблемы.
4)ДримЧейзер - аппарат подходящий по размерности, ничуть не лучше и не хуже других. Вообще летавших МТКС немного.
5)Да, размерность - самая большая проблема, статистики нет, соответственно, масштабный фактор учесть нелегко.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Стыковочный узел вообще не должен выступать. Плоскость стыковочного узла должна быть утоплена в корпус примерно на 20-25 см. А открываться он должен так же как у шаттла - убиранием створок обтекателя шлюзового отсека. Они же могут работать СБ, и, возможно, радиаторами системы охлаждения. Как прототип стыковочно-шлюзового отсека я бы взял ОО Союза, ну, ужав раза в 1.5 в диаметре. Впереди - кабина в виде усеченного конуса, по бокам от стыковочного узла - топливные баки, сзади - маршевый двигатель.  Примерный габарит - 3 метра в высоту, 5 метров в самой широкой части (в хвосте), пилотская кабина 1.5 метра в носовой и 3.5 метра в хвостовой части, высота - от 1.5 в носу до 2.5 в хвосте. Думаю, что носовую часть можно удлинить по сравнению со Спиралью, чтобы разместить там систему маневрирования и носовое шасси. В общем, должно получиться что-то среднее между МАКСом и Спиралью, ближе к последней.

Да  - двигатели причаливания и ориентации можно вообще сделать в виде автономных блоков, выдвигаемых из корпуса КК на штангах за габарит станции - тогда можно смело тормозить, не опасаясь что-то сжечь выхлопом. Либо - разместить эти блоки в законцовках крыльев и стыковаться с разложенным крылом. Вот кстати проблема - хвостовое оперение. Оно определенно будет мешаться при стыковке.  Т.е. надо устанавливать стыкузел так, чтобы он находился далее 3 м от передней кромки хвостового оперения / крыльев. Т.е. общая длина должна быть в районе 7-8 метров.
Звездной России - Быть!

STS

ЦитироватьСтыковочный узел вообще не должен выступать. Плоскость стыковочного узла должна быть утоплена в корпус примерно на 20-25 см.
Хм, как так, ну например, надо состыковать два ваших корабля на орбите, для простоты крест на крест, если у них не будут выступать "рабочие элементы" узлов, теже самые "лепестки", как же они состыкуются ? как  проникнут :) друг в друга?
!

поверхностный

Скажите, а кто-нибудь примерял решетчатые крылья для посадки КК? Они не должны сильно ухудшить качество при планировании, оно и так низкое. Зато их легче прятать за спину при торможении.

ratte07

Цитировать
ЦитироватьИ все же, Дмитрий...
1. У Вас относительная масса ПН доходит до 5%. И это на легкой РН. У каких РН аналогичного класса такие параметры?
2. Для многоразового КК, особенно для обозначенных задач, огромное значение имеет ресурс планера и низкая стоимость межполетного обслуживания. По Al-Li нет еще ресурсной статистики даже по самолетам, и как материал будет себя вести в космосе, тоже неизвестно. Углепластики значительно дороже Д-16, практически неремонтопригодны, имеют ограниченную усталостную прочность. Т.е. чтобы сделать легкий самолет, нужно или пожертвовать ресурсом, или очень много потратить на исследования и разработку.
3. Боры имели удельные параметры значительно хуже необходимых для Спирали и абляционное ТЗП. Ссылаться на Боры неправильно. Никакой современной теплозащиты, лучше чем у шаттла/Бурана нет. Единственно. можно увеличить размер плитки, да и то это черевато снижением надежности.
4. DreamChaser - это безусловно достойный пример!  
5. А фактор размерности Вы учитывали? Для небольшого аппарата получить удельные характеристики даже на уровне шаттла - проблема. А если использовать статистику по нелетавшим проектам, то на выходе получим нелетоспособный аппарат!
1)5% - для варианта с водородом. При удельных параметрах "использованных" ЖРД - вполне достижимо.
2)Усталостные явления проявляются при налете порядка сотен и тысяч взлетов-посадок. Для такси с ресурсом 10-25 полетов - это практически незаметно. Во многих источниках компоиты отмечаются, как обладающие лучшими усталостными характеристиками и ремонтопригодностью, чем традиционные сплавы (хотя мне встречались разные мнения на этот счет). Алюминий-литиевые сплавы имеют большую ресурсную статистику - все МиГ-29 имеют интеграьный топливный бак из 01420.
3)БОР приведен в качестве летавшей аэродинамически подобной модели, подтвердившей реализуемость схемы Спирали. Выведение Спирали на РН "Союз" тоже не представяло проблемы.
4)ДримЧейзер - аппарат подходящий по размерности, ничуть не лучше и не хуже других. Вообще летавших МТКС немного.
5)Да, размерность - самая большая проблема, статистики нет, соответственно, масштабный фактор учесть нелегко.
1. Возможно и достижимы, но какой ценой, особенно для РН такой размерности. Еще раз повторю вопрос, у каких летавших РН такое значение относительной массы ПН?
2. Я правильно понял, что ресурс такси 10-25 полетов? За какое время?
3. А мы обсуждаем реализуемость схемы Спирали или все же такси? К аэродинамической форме такси нет претензий, есть вопросе к его массе.
4. Вот так и все, связанное с туризмом. Сначала кто-то на конференции или в статье выскажет мнение о перспективах или характеристиках аппарата. И все начинают ссылаться на него, потом друг на друга, и создается впечатление о реальности объема рынка, заявленных характеристик стоимости билета и т.д. И на все вопросы следует отсылка на достижения "конкурентов". DreamChaser - это даже не уровень технических предложений по глубине "проработки".
5. Но он как то учитывался?
В целом я уже говорил, что задаваться для дешевой системы предельными характеристиками - неправильно.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...