Отечественные спутники связи

Автор mescalito, 12.12.2006 18:10:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mik73

Цитата: Магадан2 от 19.09.2024 10:39:32Поэтому ГП КС активно работает в этом направлении: за 2023-2024 годы ФГУП «Космическая связь» уже подключило 126 населенных пунктов с числом жителей 70 тыс. человек в рамках программы устранения цифрового неравенства..
У ГПКС это не основное занятие, так "для галочки" :-).
А занимаются такими вещами многие - от Мегафона и РТКомма до мелких частных спутниковых провайдеров (которые подключают не посёлки как целое, но отдельных абонентов в них в количествах штук, десятков и более).
И это всё на ресурсах ГПКС и ГКС, естественно. Но это в зачет "подключений ГПКС" не идёт, а, главное, посчитать сколько их таких - физически невозможно :-). Ну не так много, да, но изрядно. Много больше, чем 126.

Магадан2

#2581
Цитата: mik73 от 19.09.2024 14:32:56
Цитата: Магадан2 от 19.09.2024 10:39:32Поэтому ГП КС активно работает в этом направлении: за 2023-2024 годы ФГУП «Космическая связь» уже подключило 126 населенных пунктов с числом жителей 70 тыс. человек в рамках программы устранения цифрового неравенства..
У ГПКС это не основное занятие, так "для галочки" :-).
А занимаются такими вещами многие - от Мегафона и РТКомма до мелких частных спутниковых провайдеров (которые подключают не посёлки как целое, но отдельных абонентов в них в количествах штук, десятков и более).
И это всё на ресурсах ГПКС и ГКС, естественно. Но это в зачет "подключений ГПКС" не идёт, а, главное, посчитать сколько их таких - физически невозможно :-). Ну не так много, да, но изрядно. Много больше, чем 126.
Могу сказать, что для галочки они очень зря. В итоге ГПКС упустил перспективу развития единственного сегмента в спутниковой связи, где еще можно было бы ему развиваться по связи. Все таки там миллионы абонентов в этих деревнях. Теперь за него это сделают другие.

mik73

Цитата: Магадан2 от 19.09.2024 18:41:04Все таки там миллионы абонентов в этих деревнях. Теперь за него это сделают другие.
Так это как раз правильно. Другие делают, но ресурс-то они где берут? Вот у ГПКС и берут. И в некоторой степени у ГКС. И то, что доводящие услугу ГПКСу (и ГКСу) заплатят при этом - это и есть львиная стоимости услуг. Которую ГПКС с ГКС всё равно получат. А то, что доводящие  получат себе  за свои хлопоты - это очень небольшая копеечка сверху. За которую ГПКС (и ГКС) возиться смысла не очень есть.

Это как производить бензин  и доводить этот бензин до автовладельцев - два вообще-то разных бизнеса. И производителю бензина совсем не обязательно заморачиваться с хлопотами по постройкойке бензоколонок в тьмутаракани, там другие их построят, купив у него бензин.

zandr

https://tass.ru/kosmos/22031403
ЦитироватьЯРОСЛАВЛЬ, 3 октября. /ТАСС/. Первый космический аппарат группировки связи "Экспресс-РВ" отправят на орбиту в 2026 году, а не в 2025, как планировалось ранее. Об этом сообщил генеральный директор государственного предприятия "Космическая связь" Алексей Волин.
"По планам в 2026 году первый спутник "Экспресс-РВ" должен быть запущен", - заявил он на пленарном заседании конференции SATCOMRUS 2024...
https://tass.ru/kosmos/22031701
ЦитироватьЯРОСЛАВЛЬ, 3 октября. /ТАСС/. Запуск первого российского импортозамещенного спутника связи "Экспресс-АМУ4" намечен на декабрь 2026 года, следует из доклада генерального директора государственного предприятия "Космическая связь" Алексея Волина.

"Запуск - декабрь 2026, ввод в эксплуатацию - март 2027", - говорится на слайде презентации Волина на пленарном заседании конференции SATCOMRUS 2024.
По словам главы "Космической связи", аппарат сможет оказывать услуги в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке. "В Европе тоже, если найдутся потребители", - добавил он.

Из доклада также следует, что в январе 2029 года планируется запуск аппаратов "Экспресс-АМУ6" и "Экспресс-АМУ51" - они займут позиции 53 и 140 градусов восточной долготы на геостационарной орбите (ГСО). Спутник "Экспресс-АМУ52" должен отправиться на орбиту в июле 2029 года и занять одну позицию с "51-м", обеспечивая связью Дальний Восток и Сибирь.
На замену спутнику "Экспресс-АМ7" на орбиту отправится "Экспресс-40" - его запуск намечен на апрель 2029 года. В октябре того же года планируется запустить "Экспресс-АТ3", который сможет заниматься непосредственным телерадиовещанием в орбитальной позиции 56 градусов восточной долготы.
Согласно планам "Космической связи", в 2030 году будут запущены аппараты "Экспресс-АМУ8" (старт ожидается в январе) и "Экспресс-АТ4" (апрель)...

zandr

https://tass.ru/kosmos/22032573
ЦитироватьАО "Решетнев" к 2030 году запустит на орбиту больше 160 спутников связи
ЯРОСЛАВЛЬ, 3 октября. /ТАСС/. 162 космических аппарата производства АО "Решетнев" (входит в Роскосмос) планируется запустить на орбиту до 2030 года включительно, следует из презентации генерального директора предприятия Евгения Нестерова.

По данным, представленным на слайде презентации Нестерова на пленарном заседании конференции SATCOMRUS 2024, до конца 2024 года планируется запустить первые два аппарата спутниковой группировки интернета вещей "Марафон-IoT". В 2025 году на орбиту отправятся еще пять "Марафонов", а также один спутник связи "Луч-5ВМ".

В 2026 году на орбиту планируется запустить аппараты группировки "Экспресс-РВ" и два спутника широкополосного доступа в интернет "Скиф". Запуск еще четырех "Скифов" намечен на 2027 год. Также в 2027 году планируется запуск аппарат связи "Ямал-501" и 44 спутников "Марафон".

Еще по 44 "Марафона" планируется вывести на орбиту в 2028 и 2029 годах. В 2029-2030 году также ожидается запуск десяти спутников "Гонец"

Переход на конвейер
Спойлер
В России сейчас идут работы по переходу на конвейерное производство спутников - стоимость такой трансформации производства глава Роскосмоса Юрий Борисов оценил в 60 млрд рублей.
Основные мощности для создания многоспутниковой группировки будут выстраиваться в железногорском АО "Решетнев" и химкинском НПО имени С. А. Лавочкина. Сход первого аппарат с конвейера стоит ждать в 2026 году.
[свернуть]

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-271224
ЦитироватьНовое поколение антенных рефлекторов

Для изготовления отражателя рефлектора применён полимерный композиционный материал с памятью формы
В компании «РЕШЕТНЁВ» отработана технология создания трансформируемых антенных рефлекторов с отражающей поверхностью из мембраны.
Спутникостроители изготовили и испытали опытные образцы трансформируемых рефлекторов диаметром 1,5 и 12 метров. Для отражателя они применили отечественный полимерный композиционный материал, который оптимально сохраняет форму при развёртывании.
Технические характеристики мембранных рефлекторов подтверждены в ходе внешних воздействий. Решетнёвцы проверили их устойчивость к вибрационным нагрузкам, возникающим при запуске ракетой-носителем. Также они протестировали полученные образцы в условиях вакуума и критических температур.
Партнёрами железногорских специалистов в создании перспективной технологии выступили АО «Композит» и Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва.
Применение мембранных отражателей позволяет снизить массу конструкции спутниковых антенн и применять больше полезной нагрузки на борту космических аппаратов производства АО «РЕШЕТНЁВ».

zandr

https://tass.ru/interviews/22757011
ЦитироватьГендиректор "Космической связи": хотим внедрить Wi-Fi на самолетах до 2028 года

Алексей Волин. Александр Щербак/ ТАСС
Алексей Волин  © Александр Щербак/ ТАСС
Автор  Илья Врубель
Российский государственный оператор спутниковой связи "Космическая связь" (ГП КС) управляет крупнейшей в стране геостационарной группировкой из 12 аппаратов, способных предоставлять услуги клиентам на всех континентах, кроме Антарктиды. О достижениях предприятия за уходящий год и планах на будущее в интервью ТАСС рассказал генеральный директор ГП КС Алексей Волин

— Спасибо большое, что согласились пообщаться, Алексей Константинович. Расскажите, каким для ФГУП "Космическая связь" стал уходящий год.
— 2024 год стал для ГП КС крайне успешным. И это полностью совпало с теми прогнозами, которые мы делали ранее. Потому что, когда мы проводили конференцию операторов и пользователей спутниковой связи и вещания SATCOMRUS, мы говорили о том, что 2022 год был годом испытаний, 2023-й — годом возвращения к нормальности, а 2024-й должен стать годом развития. Так и произошло. Достаточно красноречивый факт: к 4 декабря предприятие выполнило годовой план по выручке 14 млрд рублей, а по состоянию на конец года выручка превысила 15 млрд.
В этом году мы вместе с АО "Решетнев" продолжили строительство нового отечественного космического аппарата "Экспресс-АМУ4". На сегодняшний день уже началась физическая сборка спутника, готовятся к монтажу отдельные приборы и узлы.
У нас большие планы по расширению центров космической связи (ЦКС), в том числе с учетом перспективных проектов "Гонец", "Экспресс-РВ", "Марафон", которые мы обсуждаем с коллегами из Роскосмоса. Им потребуется наземная инфраструктура, и ГП КС предоставляет свои возможности и мощности на земле для испытаний.
В этом году мы расширили число стран присутствия за рубежом. ФГУП "Космическая связь" никогда не закрывалось в границах Российской Федерации, и соотношение зарубежных и внутрироссийских контрактов у нас как было примерно 50 на 50, так и остается
Отдельно имеет смысл рассказать об успехах в устранении цифрового неравенства. На сегодняшний день по программе УЦН, куда мы входим в качестве партнера ПАО "Ростелеком" и его дочернего предприятия АО "РТКомм.РУ", более 100 населенных пунктов подключено к интернету при помощи спутника.

— Начиная отсчет с какого момента?
— Это второй год, как мы участвуем в УЦН. Соответственно, это 2023–2024 годы.
Мы продолжили работу в той нише, которую давно занимаем, — это интернет и связь на морских судах. 515 кораблей находятся внутри нашей сети морского VSAT. И еще более 500 судов являются клиентами других операторов, но используют аппараты ГП КС
Загрузка наших космических аппаратов (КА) остается на хорошем уровне — выше 82%, это очень хороший показатель для отрасли.

— В апреле вы давали интервью моей коллеге на полях выставки "Россия" и отметили тогда, что ресурс спутников был на пределе.
— 80 с лишним процентов — это и есть на пределе. Вы всегда должны иметь резерв. Это как ситуация с гостиничным фондом: отель не может быть заполнен на 100%. Так и у нас: 75–80% считается нормальной загруженностью для спутника, а у нас она даже выше.
Еще из достижений — у нас продолжает расти производительность труда. И в этом году, по нашим прогнозам, она по итогу 2024 года вырастет примерно на 5%.
ГП КС продолжает занимать 11-е место в мире среди операторов группировок на геостационарной орбите (ГСО) по выручке в долларовом эквиваленте. Если говорить про объем предоставляемых услуг, то мы входим в десятку.

— Позвольте по спутниковому ресурсу уточнить. Сейчас загрузка аппаратов находится на уровне чуть больше 80%. А на сколько она увеличилась за год?
— Если говорить о всей группировке, то она осталась примерно на том же уровне. Большие цифры сложно увеличить принципиально. Но у нас было два недозагруженных аппарата — "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-80". Использование их емкости выросло на 10%. Хотя сегодня и удержать имеющиеся показатели — тоже важная задача. Не забывайте, что в стране активно идет прокладка оптоволокна. Поэтому мы наблюдаем две тенденции: становится больше число людей, пользующихся интернетом через оптоволокно. Они перестают быть потребителями спутниковой связи. Но параллельно с этим у тех, кто остается подключенным к спутнику, объем потребления трафика растет.

— На конференции SATCOMRUS вы рассказали, что помимо "Экспресс-АМУ4" до 2030 года "Космической связи" нужно заменить еще семь аппаратов на ГСО. Они тоже будут с полностью отечественными комплектующими?
— Да, абсолютно.

— И когда планируется начать работу по ним?
— Могу сказать так: работа по ним уже началась. Потому что до того, как заказывать аппараты, проводить конкурс на производство и начинать физическое изготовление, их нужно сначала спроектировать.
Одним из результатов 2024 года, о котором стоит сказать, стало то, что именно в этом году мы сформировали общий облик группировки и определили технические требования к каждому из семи КА, которые должны быть произведены до 2030 года включительно

— Они сейчас на этапе технического проектирования или эскизного? Или это все один большой проект?
— На геостационарной орбите каждый спутник всегда индивидуален. Они сейчас на стадии технического задания для проектировщика, которое позволяет провести конкурс. Потому что финальный внешний вид до гайки определится уже в чертежах аппарата после того, как мы проведем конкурс. И соответственно, это будет задача производителя — сначала нарисовать подробную схему спутника, а потом его изготовить. Но эскизы КА, какими мы хотим их видеть, со всеми техническими требованиями, на сегодняшний день у нас готовы.

— По вашим оценкам, когда, например, могут стартовать работы над "железом" для спутника, следующего за "Экспресс-АМУ4"?
— Мы думаем, что они могут начаться в 2026 году. Данному этапу предшествует стадия проектирования, причем это сейчас происходит не на бумаге, как вы понимаете, а в "цифре", в виде 3D-модели. А затем, тоже до "железного" исполнения, формируется кооперация, в рамках которой будет реализовано производство и поставка комплектующих (второе мы пока еще не называем работами "в железе").
И только после этого собирается космический аппарат. Если мы говорим об "Экспресс-АМУ4", то в "железе" мы его увидели только в 2024 году. А работа над ним началась еще в 2022-м.

— Спасибо за пояснение. В апреле вы также рассказали, что на тот момент доля импортозамещенного софта на предприятии составляла 60%, а к концу года будет 90%...
— Уже составила.

— ...а на объектах критической инфраструктуры — 100%.
— Тоже уже достигли этой отметки.

— Замечательно. Первый показатель до 100% в какие сроки планируете довести? В следующем году успеете?
— Я думаю, что в следующем году мы это сделаем. Но тут надо иметь в виду следующее: все старые элементы софта, которые не влияют непосредственно на управление спутниками и объектами критической инфраструктуры, а также продолжают функционировать на старом "железе", будут и дальше использоваться. Но все новое мы точно берем отечественного производства. Уже есть и автоматизированные рабочие места, и серверы, и программное обеспечение от российских разработчиков.

— Сейчас вы упомянули, что целевая цифра по импортозамещенному софту достигнута. Она составляет ровно 90% или у вас есть какие-то точные показатели?
— Думаю, я не ошибусь, если скажу, что к концу года она будет чуть больше 90%.

— В этом году вы отмечали, что сейчас идет апробация системы высокоточного позиционирования для сельхозтехники. Как она проходит? Когда состоится коммерческая имплементация? Или это вопрос к вашим коллегам из АО "ГЛОНАСС"?
— С коллегами из АО "ГЛОНАСС" мы очень хорошо эту систему реализовали. Более того, во время работы над ней мы поняли, что у нас с ГЛОНАСС в целом очень большое поле для дальнейшего сотрудничества и по другим проектам.
В 2024 году технология была протестирована в полевых условиях, на различных образцах сельскохозяйственной техники. Мы поняли, что ее можно внедрять как в европейской, так и в азиатской частях страны, потому что у нас и там и там есть ресурс, который можно задействовать. Мы также нашли несколько российских IT-компаний в области сельхозтехники, и они заинтересовались нашим проектом. Важно, что мы точно не собираемся выступать продавцами готовых продуктов. Наша задача — увидеть там спутниковую составляющую, провести испытания и предоставить свои мощности. Мы уже смогли найти решение, которое можно предлагать рынку, и я очень надеюсь, что со следующего года начнутся первые продажи, которые позволили бы говорить о сотнях, а может, даже и о тысячах единиц сельхозтехники, использующих этот отечественный сервис.

— Cо следующего года?
— С 2025 года. В условиях Российской Федерации декабрь — не самый востребованный месяц с точки зрения сельскохозяйственной техники, особенно комбайнов.

— И правда. Как вы раньше говорили, работа над системой получения высокоточных координат позволила вам и коллегам из АО "ГЛОНАСС" открыть для себя много новых совместных направлений, в том числе в области морской геологии.
— Да. Кроме этого, мы видим хорошие перспективы на речном транспорте и в лесном хозяйстве.

— Заинтересована ли "Космическая связь" в реверс-инжиниринге терминалов Starlink?
— Нет, мы предоставляем услуги с геостационарной орбиты, а спутники Starlink летают на своих орбитах. Это слишком низко для нас.

— Какие у предприятия цели на грядущий год?
— Я думаю, главный план касается обновления группировки и начала практического создания новых космических аппаратов. Второй большой блок — это дальнейшая модернизация имеющейся наземной инфраструктуры, а именно ЦКС.
Мы намерены продолжать активную деятельность на международном рынке и надеемся увеличить число государств, сотрудничающих с нами.
На сегодняшний день ГП КС оказывает услуги более чем в 60 странах. Не исключаю, что их будет больше. А даже если нет, то точно вырастут объемы предоставляемых услуг за рубежом
Мы надеемся в 2025 году вместе с нашими коллегами провести испытания отечественных решений в области абонентских терминалов. В этом году мы уже протестировали модемы. Вполне возможно, что в следующем году эти модемы пойдут в серию, потому что в этой части все уже доделано. Следующая вещь, которую нужно создать, — это хаб, с которого, соответственно, идет раздача. По хабам ставим срок на следующий год. Еще одно направление — это вышеупомянутое сотрудничество с АО "ГЛОНАСС".
Кроме этого, мы с коллегами из науки и индустрии думаем по поводу такой задачи, как отечественный терминал и устройства для интернета на борту создаваемых российских самолетов. Потому что на сегодняшний день, как вы знаете, авиалайнеры наших авиакомпаний, на которых стояли иностранные сервисы, от интернета отключены, так как были настроены на зарубежные космические аппараты. И сейчас мы видим большую потребность со стороны рынка в обеспечении пассажиров возможностью пользоваться интернетом на борту.

— В Минцифры, помнится, анонсировали внедрение Wi-Fi на самолетах в 2028 году с помощью низкоорбитальных спутниковых группировок.
— Это то, что делает "Бюро 1440". Но всегда лучше иметь несколько вариантов. И мы со своей стороны попробуем решить эту задачу даже раньше, потому что привыкли быть в передовиках.

A.E

Цитировать— Заинтересована ли "Космическая связь" в реверс-инжиниринге терминалов Starlink?

— Нет, мы предоставляем услуги с геостационарной орбиты, а спутники Starlink летают на своих орбитах. Это слишком низко для нас.
Плохо, что ГД ГП КС не интересуется передовыми терминалами. Или это для него низко в смысле морали  ;)

mik73

Цитата: A.E от 31.12.2024 10:07:07Или это для него низко в смысле морали
Или не барское это дело. Терминалами у ГП КС всякие партнеры занимаются. И поставщики для их подразделения, которое услуги оказывает. Ввязываться еще и в разработку терминалов им не с руки, по крайней мере в обозримом будущем.

A.E

Цитата: mik73 от 31.12.2024 14:19:58Или не барское это дело.
А вот Виасат не гнушается об терминалы замараться, да и другие спутниковладельцы активно сотрудничают с изготовителями электроники.
Непонятно, как отсутствие интереса к терминалу объясняется низостью орбиты...

zandr

В вопросе вполне конкретно: "реверс-инжиниринг терминалов Starlink".
Ответ понял так: аналог терминала Starlink до геостационара не добьёт.
Что не так?

Магадан2

#2591
Цитата: mik73 от 31.12.2024 14:19:58
Цитата: A.E от 31.12.2024 10:07:07Или это для него низко в смысле морали
Или не барское это дело. Терминалами у ГП КС всякие партнеры занимаются. И поставщики для их подразделения, которое услуги оказывает. Ввязываться еще и в разработку терминалов им не с руки, по крайней мере в обозримом будущем.
Пробовал ГПКС несколько лет назад что то сделать по терминалам на самолеты. Потом НИИ Радио провел НИР с таким же результатом. Теперь ИСС должен что то сделать для Экспресса-РВ и Скифа. Дальше всех пока продвинулось Бюро 1440, показали макет терминала с АФАР в прошлом году.   

zandr

Цитата: Магадан2 от 02.01.2025 13:28:57Теперь ИСС должен что то сделать для Экспресса-РВ и Скифа.
Кое-что уже сделано
https://www.youtube.com/watch?v=ZSYGxZBUG5gна 2:50

Магадан2

Цитата: zandr от 02.01.2025 14:10:45
Цитата: Магадан2 от 02.01.2025 13:28:57Теперь ИСС должен что то сделать для Экспресса-РВ и Скифа.
Кое-что уже сделано
https://www.youtube.com/watch?v=ZSYGxZBUG5gна 2:50

Любопытно, как работает спутниковая антенна через лопасть винта беспилотника вертолетного типа. Судя по антенне там достаточно высокой диапазон частот, Ку или Ка. 

A.E

Влияние ротора на спутниковую антенну это давняя проблема 
https://airbusus.com/2021/11/16/maintaining-communication-through-helicopter-rotor-blades/

A.E

Цитата: zandr от 02.01.2025 14:10:45
Цитата: Магадан2 от 02.01.2025 13:28:57Теперь ИСС должен что то сделать для Экспресса-РВ и Скифа.
Кое-что уже сделано
https://www.youtube.com/watch?v=ZSYGxZBUG5gна 2:50
Или тут


Цитата: zandr от 02.01.2025 08:43:58В вопросе вполне конкретно: "реверс-инжиниринг терминалов Starlink".
Ответ понял так: аналог терминала Starlink до геостационара не добьёт.
Что не так?
Плохо, что так категорически. Если у кого-то добьёт, то директору придется придумывать объяснения, почему не интересовался темой.

Alex10

Цитата: zandr от 02.01.2025 08:43:58В вопросе вполне конкретно: "реверс-инжиниринг терминалов Starlink".
Ответ понял так: аналог терминала Starlink до геостационара не добьёт.
Что не так?
Интересная пляска! Прежде чем наезжать переведите, пожалуйста, термин "добьёт" в необходимые скорости радиолиний вверх/вниз в бит/с или, что более правильно в Симв/с (символ в секунду).  

Магадан2

Терминал без NMS абсолютно бесполезная железка, в связь не войдет, управляется и работать не будет. Ни реверса, ни инжиниринга, ни другой подобной ерунды. 

A.E

Если продолжить умничать, то дело не в том, есть ли в системе Старлинк приложение NMS в дополнение к NOC. Потому что "терминалы" кое-где в России "в связь входят " и работают. Это во-первых. А во-вторых, дело в том, что в традиционном смысле у Старлинк нет терминалов (кроме авиа, наверное), а есть абонентские станции, которые состоят из модема и антенны и всяких мелочей.
Так вот, с реверс инжинирингом можно было бы хотя бы пощупать антенну, какую скорость с ней покажет модем, который ГП КС покупает непонятно где для своей ГСО. Это если пошевелить извилинами, а не рубить хайп "Это слишком низко для нас", в стиле ДОРа...

Магадан2

Цитата: A.E от 09.01.2025 17:39:01Если продолжить умничать, то дело не в том, есть ли в системе Старлинк приложение NMS в дополнение к NOC. Потому что "терминалы" кое-где в России "в связь входят " и работают. Это во-первых. А во-вторых, дело в том, что в традиционном смысле у Старлинк нет терминалов (кроме авиа, наверное), а есть абонентские станции, которые состоят из модема и антенны и всяких мелочей.
Так вот, с реверс инжинирингом можно было бы хотя бы пощупать антенну, какую скорость с ней покажет модем, который ГП КС покупает непонятно где для своей ГСО. Это если пошевелить извилинами, а не рубить хайп "Это слишком низко для нас", в стиле ДОРа...
Зачем ее щупать? Работать через ГСО она не будет, я же написал почему. Это не модем точка - точка, без управления никак. А для ГСО давно и хорошо известно что в РФ применяется.