Ряд технических вопросов (технические вопросы россыпью).

Автор RadioactiveRainbow, 21.10.2006 23:54:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

октоген

Цитировать
ЦитироватьПеречитал статью в НК про "Викторию-К"... Там написано что Ж-Д. сеть позволяет транспортировать обьекты диаметром 4.1 м и длиной 24 м без проблем. По моим скромным прикидкам в таких габаритах можно боковушку с рд-171 сделать... Так ли это.
Можно, но наверное с отстыковкой носового обтекателя, а в некоторых случаях и хвостового отсека с ЖРД.

Думаю все же лучше будет если бак кислорода и двигатель-монолитом, а бак керосина не несущий нагрузок крепится сверху уже на космодроме. Тогда и бак керосина можно совместить с обтекателем.

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПеречитал статью в НК про "Викторию-К"... Там написано что Ж-Д. сеть позволяет транспортировать обьекты диаметром 4.1 м и длиной 24 м без проблем. По моим скромным прикидкам в таких габаритах можно боковушку с рд-171 сделать... Так ли это.
Можно, но наверное с отстыковкой носового обтекателя, а в некоторых случаях и хвостового отсека с ЖРД.

Думаю все же лучше будет если бак кислорода и двигатель-монолитом, а бак керосина не несущий нагрузок крепится сверху уже на космодроме. Тогда и бак керосина можно совместить с обтекателем.
А с чего Вы взяли, что бак керосина не несет нагрузок? И потом, если везти баки отдельно, то на космодроме придется выполнять работы по приварке трубопровода подачи компонента к баку.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПеречитал статью в НК про "Викторию-К"... Там написано что Ж-Д. сеть позволяет транспортировать обьекты диаметром 4.1 м и длиной 24 м без проблем. По моим скромным прикидкам в таких габаритах можно боковушку с рд-171 сделать... Так ли это.
Можно, но наверное с отстыковкой носового обтекателя, а в некоторых случаях и хвостового отсека с ЖРД.
Думаю все же лучше будет если бак кислорода и двигатель-монолитом, а бак керосина не несущий нагрузок крепится сверху уже на космодроме. Тогда и бак керосина можно совместить с обтекателем.
Вообще-то, из соображений центровки практически на всех кислородно-керосиновых РН бак кислорода находится сверху, а бак керосина - внизу. ;)

SpaceR

Цитировать... И потом, если везти баки отдельно, то на космодроме придется выполнять работы по приварке трубопровода подачи компонента к баку.
А что, разве на Протоне приваривают? Разъемные соединения же есть.

mihalchuk

ЦитироватьНарод, подскажите - какие двигатели охлаждались жидким кислородом?
ОРМ-1, если не ошибаюсь.

Гость 22

ЦитироватьНарод, подскажите - какие двигатели охлаждались жидким кислородом?
РД-170/171/180/191  :)

Во всех - ГГ и газоводы (включая сильфон) охлаждаются кислородом.

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать... И потом, если везти баки отдельно, то на космодроме придется выполнять работы по приварке трубопровода подачи компонента к баку.
А что, разве на Протоне приваривают? Разъемные соединения же есть.
Да это я по привычке - на 11К25Ц все приварное было :oops:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Гость 22

ЦитироватьНадо бы попытаться нарисовать таки штыревое сопло. Проблемы с охлаждением решить, добавив второй компонент )
Хе. Только сегодня понял, в чем прелесть тарельчатого сопла - те же примерно пряники что и у штыревого, только периметр критики в разы меньше :)
Проблемы с охлаждением проще решить применением водорода :)

Насчет "пряников" - в атмосфере тарельчатое сопло не столь эффективно, как штыревое: давление в цетре меньше, чем в окружающей среде => отрыв потока может иметь место. Поэтому эффективность такого сопла у земли - что-то среднее между "круглым" и штыревым при всех заморочках штыревого.

Так что применение тарельчатого сопла оправдано только для верхних ступеней и РБ, в которых используются сопла с большим расширением: масса и длинна собственно сопла будет существенно ниже "круглого".

ЦитироватьКстати, как на ваш взгляд луше делать штыревое сопло - с одной кольцевой камерой, или с туевой хучей традиционных цилиндрических?
Это вопрос оптимизации. Кольцевая КС легче, но менее жесткая. Отдельные КС тяжелее, но с лучшей устойчивостью к ВЧ. Решение этих проблем приводит к кольцевой КС с перегородками со сложной конструкцией и технологией.

RadioactiveRainbow

Граждане, подскажите такие вопросы...

1) До какой температуры прогревается водород в существующих безгазогенераторных кислород-водородных двигателях?100К? 300? 600?

2) Как происходит процесс нагрева до высоких температур? Мне видятся следующие варианты:
а) перегрев до высокой температуры без испарения, затем сброс давления и испарение.
б) незначительный перегрев, сброс давления - испарение, нагрев газообразного водорода дальше.
в) нагрев до температуры испарения при данном давлении, испарение прямо в рубашке охлаждения, последующий нагрев.
Какой из этих вариантов ближе к истине?

3) Если (в) - как обеспечить стабильность положения зоны испарения? Как сделать, чтобы при изменении, скажем, расхода горючего (при уменьшении) - зона газификации не уползала вверх по рубашке в область более высоких температур?
Глупость наказуема

fagot

У RL-10A3-3 водород нагревался примерно до 200 К, у более современных двигателей очевидно несколько больше. Но поскольку он находится под давлением выше критического, кипения не происходит и "газификация", а точнее переход в сверкритическое состояние по достижении критической температуры, происходит прямо в рубашке, как в общем-то на любом двигателе, охлаждаемом водородом. Хотя, конечно, точка перехода все равно будет гулять по длине рубашки.

RadioactiveRainbow

Спасибо.

Нашел какую-то ПЖФку с расписаной ПГС РЛ-10, там указана температура перед турбиной порядка 250К...
Глупость наказуема

RadioactiveRainbow

А подскажите, пожалуйста, если кто достаточно точно знает (!), КПД водородных насосов и водородных же предкамерных турбин...
Хотя бы плюс-минус 5-7%
Глупость наказуема

Дмитрий В.

ЦитироватьА подскажите, пожалуйста, если кто достаточно точно знает (!), КПД водородных насосов и водородных же предкамерных турбин...
Хотя бы плюс-минус 5-7%
Что, диплом наступил? :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

RadioactiveRainbow

Диплом с нового года )
Это я так, примеряюсь пока. К чужому...  :?
Глупость наказуема

fagot

Для SSME есть такие данные: КПД насоса водорода - 0,82 1-я ступень, 0,77 2-я ступень; турбины 0,78-0,80. Хотя, думаю, Добровольсткий вам и так известен. :)

RadioactiveRainbow

Кто же не знает Добровольского )))
Но вот в Овсянникове (агрегаты питания ЖРД) кпд одноступенчатых турбин колеблется в среднем на уровне порядка 0,6 - вот и возникли сомнения...
Глупость наказуема

Гость 22

ЦитироватьА подскажите, пожалуйста, если кто достаточно точно знает (!), КПД водородных насосов и водородных же предкамерных турбин...
Хотя бы плюс-минус 5-7%
По SSME

Из Huzel & Huang (1992 год):
HPFTP - кпд насоса 0.773, турбины 0.796
HPOTP - кпд турбины 0.781

Из Саттона (2001 год):
HPFTP - кпд насоса 0.75, турбины 0.79
HPOTP - кпд турбины 0.74

По LE-7 из Саттона:
HPFTP - кпд насоса 0.69, турбины 0.7
HPOTP - кпд турбины 0.7

RadioactiveRainbow

Спасибо большое! :)

Еще такой вопрос... Он как бы не критичен - просто интересно.

А зачем на ССМЕ сделали два независимых ТНА?
Почему не посадили все на один вал? Только из за различия частот вращения насосов кислорода и водорода? Но частоты вращения турбин различаются всего в 1,5 раза - могли бы редуктором обойтись. Или там сложности с компоновкой появились?
Глупость наказуема

Гость 22

ЦитироватьНо вот в Овсянникове (агрегаты питания ЖРД) кпд одноступенчатых турбин колеблется в среднем на уровне порядка 0,6 - вот и возникли сомнения...
Так ведь в водородниках обычно двухступенчатые турбины делают :)

RadioactiveRainbow

Цитировать
ЦитироватьНо вот в Овсянникове (агрегаты питания ЖРД) кпд одноступенчатых турбин колеблется в среднем на уровне порядка 0,6 - вот и возникли сомнения...
Так ведь в водородниках обычно двухступенчатые турбины делают :)
Ну.. я в водородной теме недавно - таких тонкостей не успел усвоить :)
Спасибо.
Глупость наказуема