Протон

Автор МиГ-31, 14.03.2004 18:48:10

« назад - далее »

Demir_Binici, OlegIn и 13 гостей просматривают эту тему.

Pyhesty

ЦитироватьSOE пишет:
ЦитироватьPyhesty пишет:
а по максимальным так и до 50%... что-то странно как-то,
по идее топливо должно быть не дороже бензина по массе... то есть 50, ну максимум 100р кг...
Было. Лет 50 тому назад. А при нынешних объемах потребления и экологических требованиях...
   тогда экономической целесообразности вообще никакой, запуск Протона должен был бы быть золотым,
особенно по сравнению с запуском ракет на керосине... 
------------------------------------
лучшее - враг хорошего

anik

Александр Медведев:
http://tass.ru/opinions/interviews/2146777?page=2

- Как будет происходить поэтапный вывод ракеты-носителя "Протон" из эксплуатации?
- В соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Казахстаном, "жизнь" "Протона" продлится до 2025 года. С 2020 года прописано постепенное сокращение количества запусков. Кроме того, по планам Роскосмоса, с 2017 года закрывается одна из пусковых установок на Байконуре. У нас сейчас две действующих, одна из них будет закрыта, поскольку уже нет смысла выделять средства на ее модернизацию.
- Какие запуски будут осуществляться с оставшегося старта на Байконуре?
- Будем запускать c 39-й установки на орбиты то, что осталось по программам и контрактам, не перенесенное до 2025 года на Плесецк, и, конечно, будем осуществлять коммерческие пуски.
Следует учесть, что, по планам Роскосмоса, с 2021 года должен заработать космодром Восточный - уже с "Ангарой", на которую будут перенесены полезные нагрузки, планировавшиеся для запусков на "Протонах". Так что с 2021 года будем иметь космодромы Плесецк и Восточный, откуда будут выводиться любые аппараты тяжелого, легкого, среднего класса - какого угодно, в том числе с помощью ракет-носителей "Союз".
- Какие сегодня у "Протона" основные конкуренты?
- Сегодня на рынке основными конкурентами для нас являются Falcon и Ariane.
- Насколько мне известно, запуск Falcon сейчас дешевле, чем у "Протона".
- Дешевле, но у него и полезная нагрузка меньше. Динамика изменения коммерческого рынка очень сложна, ее надо постоянно изучать и прогнозировать ее развитие. Например, в отличие от предыдущих лет, за последние три года замедлился рост массы космических аппаратов, на которые мы рассчитывали, особенно в определенном диапазоне. Вес спутников стал снижаться, так как стали появляться электрореактивные двигатели. Это позволило разработчику снижать массу полезной нагрузки. Получилось, что востребованность в больших энергоподъемных характеристиках "Протона" снизилась.
Новые спутники по своей массе вполне подходят под Falcon. Эта ракета-носитель не выводит такую нагрузку как "Протон", а рынок сегодня предлагает к запуску космические аппараты массой 4.8-5 тонн. "Протон" оказался в очень непростой ситуации: для него эти нагрузки маловаты, а для обеспечения групповых запусков космических аппаратов не хватает энергетики.
- То есть конкурировать сложно?
- Конкурировать можно тогда, когда выполняются надежные запуски. Тут все первоочередное: и надежность, и цена. Ведь компания SpaceX, которая производит ракеты-носители Falcon, перестроилась очень быстро и организовала эффективное производство своих ракет, поточный метод как в самолетостроении. Мы собираемся аналогичным образом делать "Ангару" в Омске. Это даст значительное снижение себестоимости изготовления ракет-носителей, что, в свою очередь, заметно повышает конкурентоспособность.
- А сколько сейчас стоит запуск "Протона"?
- До недавнего времени – до $100 млн, сейчас снизили до 70, даже $65 млн, чтобы конкурировать с Falcon. К сожалению, по массе полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту, мы не дотягиваем до Ariane, поскольку у европейцев этот показатель равен 10,5 тоннам, что позволяет им осуществлять парные пуски, а у нас на "Протоне" - примерно 6,3 тонны. Известно, что два спутника выгоднее запускать.
Плюс еще один момент: Falcon - это двухступенчатая ракета, у них разгонных блоков нет, потому что географическое положение космодрома позволяет реализовать схему выведения таким образом, что разгонный блок не требуется. Вот если бы "Протон" летал с той же широты, то разгонный блок тоже был бы не нужен. Мы даже смотрели, что будет, если "Ангару-3" (среднюю, а не тяжелую) поставить на экватор. Получается значительно лучше, чем Falcon - и по стоимости запуска, и по энергетическим характеристикам.
- Могут ли Ariane и Falcon вытеснить "Протон" с рынка?
- Сейчас это и происходит. Эта тенденция вытеснения "Протона" началась два с лишним года назад.
- Как с этим бороться? Есть ли специальные программы по снижению стоимости коммерческих пусков?
- Начнем с московской площадки Центра Хруничева. Здесь по-новому организуется процесс изготовления "Протона". Мы хотим сделать так, как это делается в авиации. То есть формируется поточный метод изготовления изделий, основанный, в том числе, на принципе концентрации производства на единой площадке, куда поступают необходимые комплектующие, а на выходе - готовая продукция. То же самое касается производства разгонных блоков и головных обтекателей. Это позволит заметно снизить себестоимость и повысить качество продукции.
Еще на более высоком уровне мы создаем производство "Ангары" в филиале Центра им. Хруничева – в омском объединении "Полет". Там сразу будет поточный метод, который в ракетной технике пока практически не применяется, - может быть, только в ее отдельных элементах. То есть в цех поступает металл, покупные комплектующие (я имею в виду двигатели, система управления, телеметрия, кабели и т.д.), а выходят готовые комплексы - универсальные модули ракеты-носителя. Это позволит производить в год большое количество продукции, минимизировать все технологические переходы и прочее. Такой подход позволит действительно намного уменьшить себестоимость изготовления элементов ракет-носителей и повысить их качество, и, как следствие, конкурентоспособность.
- То есть по "Ангаре" производство уже создается в Омске?
- Да, конечно.
- А работы по реорганизации производства "Протона" в Центре имени Хруничева ведутся?
- У нас разработаны специальные проекты, утвержденные генеральным директором Центра Хруничева: организация завода по изготовлению ракет-носителей "Протон-М" на базе РКЗ (Ракетно-космический завод Центра — прим. ТАСС); организация завода по изготовлению разгонного блока "Бриз-М" на базе того же завода и т.д. Эти проекты уже реализуются, и их выполнение контролируется дирекцией Центра Хруничева каждую неделю.
- На какой период рассчитаны эти проекты?
- На два - три года, но это не только вопрос изготовления "Протона" и "Ангары". Надо уменьшать стоимость покупных материалов, для чего созданы, например, специальные закупочные комиссии и прочее. Вообще, процесс по всем направлениям нацелен на уменьшение трудоемкости изготовления наших изделий и повышение их качества.
- Что касается майской аварии "Протона", вы согласны с озвученной причиной? Есть у Вас свои, конструкторские предположения?
- Я не могу не согласиться с выводами аварийной межведомственной комиссии по определению: меня назначили заместителем председателя межведомственной комиссии по разбору этой аварии (комиссия назвала причиной аварии "Протона" в мае нештатную работу вала ротора турбонасосного агрегата; отмечалось, что это конструктивная, а не производственная причина, и что она же привела к аварии "Протона" еще в 1988 году — прим. ТАСС). Надо было организовать и координировать совместную работу сотрудников нашей отрасли из разных предприятий, представителей головных институтов, Министерства обороны, Роскосмоса, ОРКК и др. И если бы мы не разобрались до конца, в чем причина аварии, мы попросили бы дополнительное время для ее определения. Поэтому с формулировкой причин аварии, которая была озвучена председателем комиссии 29 мая, я согласен. Считаю, что мы докопались до самой глубины.
- Какие организационные и технологические выводы сделаны в Центре Хруничева после этой аварии?
- В настоящее время в Центре Хруничева готовятся и уже начали реализовываться мероприятия по совершенствованию качества продукции и контроля. В первую очередь, это коснется КБ химавтоматики, Воронежского механического завода, а также других подразделений и филиалов нашего предприятия. Нам есть, что улучшать.

Геннадий Ермолицкий

#2022
Цитироватьanik пишет:
- Могут ли Ariane и Falcon вытеснить "Протон" с рынка?
- Сейчас это и происходит. Эта тенденция вытеснения "Протона" началась два с лишним года назад.
Фиксируем  грустную реальность : РФ, фактически, проиграла конкуренцию на рынке средств выведения, учитывая, что "Ангара" дороже и хуже "Протона". Остаются, пока, только "Союзы". Не забываем и про Китай в засаде, с новеньким космодромом на экваторе.                                                                                                             А    ведь было решение - керосиновый "Протон" на базе НК-33 на 28т. 40 лет было в распоряжении ! Хотели угробить кузнецовские движки ? Ну, так сделайте не хуже ! Не смогли.

Штуцер

ЦитироватьГеннадий Ермолицкий пишет:
Аведь было решение - керосиновый "Протон" на базе НК-33 на 28т.
Решение Совмина и ЦК КПСС? ВПК? И какие 40 лет?  :D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Геннадий Ермолицкий

#2024
ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьГеннадий Ермолицкий пишет:
Аведь было решение - керосиновый "Протон" на базе НК-33 на 28т.
Решение Совмина и ЦК КПСС? ВПК? И какие 40 лет?  :D  
Государственное решение. В середине 70-х  ( то есть 40 лет назад) закрыли программу Н-1. Но, осталось налаженное, серийное производство очень надежных двигателей  НК. Переход на эти двигатели на "Протоне" и "Союзе" не требовал ни много времени ( тогда быстро работали ), ни   особых затрат. Не помешало бы это и работам по   программе "Энергия". Могли иметь ( цифра означает число двигателей на 1-й ступени):
"Союз -2" - 9.5т
"Союз-3" - 14т
"Протон -4" - 18т
"Протон-6" - 28т.
"Ангара -8" - 36т
"Ангара-12" - 56т.
Очевидно, что   производство двигателей и унифицированных, керосиновых, ракетно-двигательных блоков для 1-й ступени  на их основе, было бы крупносерийным. РН были бы ДЕШЕВЫМИ и НАДЕЖНЫМИ, то есть вне конкуренции.
Такое  - имо правильное, государственное решение - не поздно было принять в любое момент за истекшие 40 лет.

Искандер

#2025
Т.е. Протон неудобно тяжел, староват и себестоимость хромает.
Похоже "все будет Ангара" и никакой коммерции в ближайшем будущем ведь эффективность серийного производство урмов-недоносков еще ни кто не доказал.
Себестоимость Союза тем более не конкурентна.
Шорох орехов.
Нельзя столько лет выезжать на технологиях полувековой давности.
Одна надежда - Омск сотворит чудо...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

George

ЦитироватьИскандер пишет:
Себестоимость Союза тем более не конкурентна.
Вполне конкурентна, а цена из-за французских посредников. Они заламывают не много ни мало 70 млн евро за пуск "Союза", причем со всех космодромов, включая Восточный. "Союз" еще привлекателен тем, что может взлетать сразу с четырех космодромов, что позволяет выводить к космос большие группировки спутников за короткое время, что показал недавний заказ на 21 РН.

George

ЦитироватьИскандер пишет:
Т.е. Протон неудобно тяжел, староват и себестоимость хромает.
Основная проблема "Протона" - топливо. Именно из-за него он идет в отставку, заменяемый на "А5". Именно из-за топлива "Союзу" уготована длинная полетная судьба.

Искандер

#2028
Керосиновый Протон был бы хорош 40 лет назад, как и Ваш универсальный двигательный модуль. Сейчас другие тренды - снижение стоимости владения и повышение надежности, в т.ч. многодвигательных ступеней.
Авария двигателя первой ступени Протона это невыполнение миссии. Авария двигателя Фалкона - основная миссия выполнена.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Искандер

Жора, почитайте пост выше. Там чел владеющий информацией по секрету сообщает что Протон не выдерживает конкуренции с Фалконом и Ариан и топливо тут не прчем.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Дмитрий Инфан

ЦитироватьИскандер пишет:

Авария двигателя первой ступени Протона это невыполнение миссии. Авария двигателя Фалкона - основная миссия выполнена.
Всё это теория. На практике все последние "Протоны" терпели аварии не из-за двигателей первой ступени.

Искандер

Союз, да какая разница за сколько продает Ариан! Важно за сколько покупает и сколько на этом Россия зарабатывает.
Если цена продажи близка к себестоимости - это "шорох орехов".
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

George

ЦитироватьИскандер пишет:
Там чел владеющий информацией по секрету сообщает что Протон не выдерживает конкуренции с Фалконом и Ариан и топливо тут не прчем
Можно было бы принять меры к повышению конкурентноспособности "Протона", как описано в той же статье, но большого эффекта они иметь не будут, потому что "Протон" уходит из-за топлива, это вне зависимости от положения "Протона" среди подобных РН.

George

#2033
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
последние "Протоны"
Последний "Протон" ожидается в 2025 году. Это пока крайние.

Не исключено, что закрываемая площадка под "Протон" в 2017 году будет использована под перестройку для "А5" под "Байтерек".

George

ЦитироватьИскандер пишет:
Союз, да какая разница за сколько продает Ариан! Важно за сколько покупает и сколько на этом Россия зарабатывает.
Если цена продажи близка к себестоимости - это "шорох орехов".
По идее, не меньше, чем для российского государства. "С-2.1б" с завода стоил 30 млн долларов. Не думаю, что "Арианспейсу" продешевили. То есть, хорошо зарабатывают.

Геннадий Ермолицкий

#2035
ЦитироватьИскандер пишет:
Керосиновый Протон был бы хорош 40 лет назад, как и Ваш универсальный двигательный модуль. Сейчас другие тренды - снижение стоимости владения и повышение надежности
Решение о универсальном, керосиновом, двигательном модуле не утратило актуальности и сегодня, так как  дешевизна и надежность - следствие крупносерийности производства. Замечу, что главным требованием к НК-33 была именно надежность, а не рекордные параметры. Такое решение обеспечивает 1-ю ступень РН в диапазоне 9т- 60 т, ПН, а с водородной 2-й ступенью "Ангара-12" могла иметь  80т ПН.

George

ЦитироватьГеннадий Ермолицкий пишет:
Решение о универсальном, керосиновом модуле не утратило актуальности и сегодня, так какдешевизна и надежность - следствие крупносерийности производства.
ИМХО, эта идея реализована в виде семейства "А" для прикладного космоса. Основные претензии к "А" в том, что у нее недостаточная ПН. Но ведь для больших она не создавалась.

У "Протона" было две модификации, средняя и тяжелая. Почему-то средняя не ужилась.

Alex_II

ЦитироватьGeorge пишет:
ИМХО, эта идея реализована в виде семейства "А" для прикладного космоса.
Вы с ума сошли? В каком месте ангариное семейство пересекается с керосиновым Протоном на НК-33? Ничего же общего нет...
ЦитироватьGeorge пишет:
Основные претензии к "А" в том, что у нее недостаточная ПН. Но ведь для больших она не создавалась.
Да чё вы говорите? В ТЗ грузоподъемность 25т, а где она в реальности?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Упоротый Космист

ЦитироватьGeorge пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Там чел владеющий информацией по секрету сообщает что Протон не выдерживает конкуренции с Фалконом и Ариан и топливо тут не прчем
Можно было бы принять меры к повышению конкурентноспособности "Протона", как описано в той же статье, но большого эффекта они иметь не будут, потому что "Протон" уходит из-за топлива, это вне зависимости от положения "Протона" среди подобных РН.
Топливо -не проблема. Было бы ЖЕЛАНИЕ. Гептил еще Глушко предлагал заменить на АГ-25. А в настоящее время можно в любых количествах производить в России АГ-50, простое и гораздо более экологическое топливо. А эта горючка еще и импульс на 3 - 4 секунды поднимет. Гептил это требование военных, старое и сегодня уже неуместное.

Сергей Капустин

#2039
Alex_II, я может что-то пропустил, но где доказательства что заявленой ПН нет?