Гиперзвук

Автор Rarog, 31.01.2006 15:12:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

KBOB

ЦитироватьКстати, уже у сжиженного природного газа теплотворная способность на единицу массы на 15% больше, чем у керосина. У чистого метана, вероятно, даже чуть больше, чем на 15.
Спрашивается: на фига нужен керосин с водой? Если за счёт жидкого метана при той же массе можно получить вдвое больший запас энергии, то есть минимум удвоить УИ?!

Дык для крылатых ракет на постоянной боевой готовности!
Россия больше чем Плутон.

Fakir

Кажется, понял, в чём проблема чистого жидкого метана - у него температура сгорания меньше, чем даже у керосина, что для гиперзвуковика есть очень не гут :(
Поэтому тут тот факт, что у "летающего химкомбината" в КС идёт (по молям) столько же Н2, сколько и метана, сильно важен.
Возможно, так и с СО - кто-нибудь в курсе, какая у него температура сгорания?
Вообще, сама кинетика горения такой топливной смеси в потоке (сверхзвуковом??? - хотя вряд ли, раз поток в воздухозаборнике сильно охлаждают) - определённо, самый интересный вопрос. Там такое может повылазить...

Fakir

Но даже если нам нужна именно смесь СН4, СО (?) и Н2 в соотношении 1:1:1 - ИМХО, куда лучше везти всё это в жидком виде.

Гость 22

По-моему, не на последнем месте стоит здесь возможность более эффективного охлаждения корпуса всего аппарата (а не только самого двигателя) - или хотя бы его самых теплонапряженных частей. При использовании "чистых" керосина или метана можно расчитывать только на поглощение тепла за счет теплоемкости. В рассматриваемом случае добавляется поглощение тепла эндотермической реакцией.

Fakir

Повторяю, если у нас на борту жидкий метан и, тем более, жидкий водород - с охлаждением всё только лучше.

Гость 22

ЦитироватьПовторяю, если у нас на борту жидкий метан и, тем более, жидкий водород - с охлаждением всё только лучше.
А если криогеника техзаданием не допускается?

Александр Ч.

Гм... если мне не изменяет память, то при газификации мазута водяным паром, пучившийся водяной газ имеет теплоту сгорания около 12 Мдж/куб.м. Могу поискать, если надо точнее.

Забыл дописать, что теплота сгорания метана 33Мдж/куб.м  :wink:
Ad calendas graecas

Александр Ч.

ЦитироватьГм... если мне не изменяет память, то при газификации мазута водяным паром, пучившийся водяной газ имеет теплоту сгорания около 12 Мдж/куб.м. Могу поискать, если надо точнее.

Забыл дописать, что теплота сгорания метана 33Мдж/куб.м  :wink:
Состав в объемных процентах:  46,8 CO, 48,8 H2, 3,8 CO2, 0,3 CH4, 0,3 N2; теплота сгорания 12,3 Мдж/куб.м.
Ad calendas graecas

fagot

ЦитироватьКажется, понял, в чём проблема чистого жидкого метана - у него температура сгорания меньше, чем даже у керосина, что для гиперзвуковика есть очень не гут :(  
Поэтому тут тот факт, что у "летающего химкомбината" в КС идёт (по молям) столько же Н2, сколько и метана, сильно важен. Возможно, так и с СО - кто-нибудь в курсе, какая у него температура сгорания?
У водорода температура горения еще меньше, однако ж его везде стремятся использовать :wink:  А все почему - потому что молекулярная масса продуктов сгорания получается минимальной, что очень хорошо для УИ. Поэтому идея с жидким метаном очень неплохая и ограничением тут может быть скорее его недостаточная охлаждающая способность. Но в водородных двигателях вроде же обходятся без дополнительного охладителя, так что должно его хватить. Ну в крайнем случае можно же и к метану воды добавить. :)  И остается только ограничение на постоянную готовность.

ЦитироватьВообще, сама кинетика горения такой топливной смеси в потоке (сверхзвуковом??? - хотя вряд ли, раз поток в воздухозаборнике сильно охлаждают) - определённо, самый интересный вопрос. Там такое может повылазить...
Это кто поток охлаждает, и главное - зачем? А кинетика что она - ясно, что процесс лимитируется диффузией и чем меньше молекулы, тем легче они перемешиваются с окислителем и сгорают.

Agent

ЦитироватьПовторяю, если у нас на борту жидкий метан и, тем более, жидкий водород - с охлаждением всё только лучше.
А как он туда попадет, на борт то?
Еще раз. Стартовать оно будет не с Канаверала, а с какого нибудь Ф-35, который в свою очередь базируется где нить в Афгане или на АУГ.
Логистику жидкого метана и тем более ЖВ в условиях боевых действий я даж представить себе не могу.

Fakir

Agent
ЦитироватьА как он туда попадет, на борт то?
Еще раз. Стартовать оно будет не с Канаверала, а с какого нибудь Ф-35, который в свою очередь базируется где нить в Афгане или на АУГ.
Логистику жидкого метана и тем более ЖВ в условиях боевых действий я даж представить себе не могу.

Ну, уж на авианосце, ИМХО, небольшую метановую инфраструктуру вполне можно сорганизовать.
Да и вообще мы здесь говорим за космонавтику, а не за бряцание оружием пентагоновских ястребов  :mrgreen:
Меня интересует, как лучше сделать движок для АКС, а о крепости брони и быстроте танков разнузданной американской военщины пущай у конгресса голова болит :mrgreen:

Fakir

fagot
ЦитироватьУ водорода температура горения еще меньше,

Надо же... Точно меньше? А насколько?

Цитироватьоднако ж его везде стремятся использовать  А все почему - потому что молекулярная масса продуктов сгорания получается минимальной, что очень хорошо для УИ.

Малая молекулярная масса важна для повышения УИ ЖРД, но в ВРД, по идее, играет уже далеко не столь важную роль.

 
Цитироватьи ограничением тут может быть скорее его недостаточная охлаждающая способность.

Честно говоря, не понимаю, чем метан в качестве охладителя хуже керосина... В метановых ЖРД вроде метаном охлаждают...

ЦитироватьЭто кто поток охлаждает, и главное - зачем?

Так центральная проблема ГПВРД. В дозвуковом потоке, как в обычных ТРД, всё замечательно горит. А на гиперзвуке в движке поток уже сверхзвуковой, и обеспечить в нём нормальное устойчивое горение очень сложно, над этим и бьются. А если в ГПВД поток затормозить до дозвука - он так разогреется, что впрыск топлива не то что дополнительной энергии не даст, а только поглотит за счёт "рассыпания" молекул.

ЦитироватьА кинетика что она - ясно, что процесс лимитируется диффузией и чем меньше молекулы, тем легче они перемешиваются с окислителем и сгорают.

Это только одна сторона вопроса - лучшее перемешивание, водород как присадка  для улучшения теплопроводности.
А могут быть уже на молекулярном уровне всякие тонкие плазмохимические тонкости. Типа участия в процессе горения всяких возбуждённых состояний молекул, аналога эффекта Пеннинга и т.п. Поскольку веществ в КС довольно-таки много - тут тебе и метан, и водород, и СО, и вода, и кислород, и азот, и ..., и продукты реакции, и всякие промежуточные осколки, радикалы, возбуждённые молекулы - шут его знает, что там может быть, и как оно будет гореть.

Agent

ЦитироватьМеня интересует, как лучше сделать движок для АКС...
На ЖВ, видимо.
А с керосином они мучаются по оч простой причине - так хочет заказчик.

fagot

ЦитироватьНадо же... Точно меньше? А насколько?
Например в КС кислородно-водородного ЖРД температура 3500 К, а керосинового - 3800 К. Температура ниже за счет большой теплоемкости продуктов сгорания, даже несмотря на бОлшую теплоту сгорания водорода.

ЦитироватьМалая молекулярная масса важна для повышения УИ ЖРД, но в ВРД, по идее, играет уже далеко не столь важную роль.
Она важна для любого реактивного двигателя.

ЦитироватьЧестно говоря, не понимаю, чем метан в качестве охладителя хуже керосина... В метановых ЖРД вроде метаном охлаждают...
Метан лучше, но и его может не хватить, т.к. метан отнимает тепло только за счет нагрева, а смесь керосина с водой - и за счет эндотермических реакций. Ну и балластная вода снижает температуру в КС.

ЦитироватьТак центральная проблема ГПВРД. В дозвуковом потоке, как в обычных ТРД, всё замечательно горит. А на гиперзвуке в движке поток уже сверхзвуковой, и обеспечить в нём нормальное устойчивое горение очень сложно, над этим и бьются. А если в ГПВД поток затормозить до дозвука - он так разогреется, что впрыск топлива не то что дополнительной энергии не даст, а только поглотит за счёт "рассыпания" молекул.
Это-то понятно, только вот с чего поток будет охлаждаться?

oby1

"так как быстро достигается температура,при которой
начинается диссоциация ,распад продуктов сгорания
с поглощением тепла"
Г.Н.Нестеренко "Космическая авиация"

mrvyrsky

ЦитироватьAgent
ЦитироватьА как он туда попадет, на борт то?
Еще раз. Стартовать оно будет не с Канаверала, а с какого нибудь Ф-35, который в свою очередь базируется где нить в Афгане или на АУГ.
Логистику жидкого метана и тем более ЖВ в условиях боевых действий я даж представить себе не могу.

Ну, уж на авианосце, ИМХО, небольшую метановую инфраструктуру вполне можно сорганизовать.
Да и вообще мы здесь говорим за космонавтику, а не за бряцание оружием пентагоновских ястребов  :mrgreen:
Меня интересует, как лучше сделать движок для АКС, а о крепости брони и быстроте танков разнузданной американской военщины пущай у конгресса голова болит :mrgreen:

Честно говоря, я с трудом представляю себе авиансец, который эту дуру сможет с палубы поднять. Да и идея там несколько иная - "с территории США".  Поясню - заказчик - ВВС, а это - конкурент ВМС.
А планы амовской военщины интересны сами по себе - они не танцуют вокруг славного Аполловского прошлого, они хотят иное качество. Так что - флаг им в руки, пусть хоть они сделают.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Fakir

mrvyrsky
ЦитироватьДа и идея там несколько иная - "с территории США". Поясню - заказчик - ВВС, а это - конкурент ВМС.

Ну так тем более - какие проблемы с криогенной инфраструктурой? Тогда, возможно, ТЗ с керосином - просто плод инерции мышления.

ЦитироватьА планы амовской военщины интересны сами по себе - они не танцуют вокруг славного Аполловского прошлого, они хотят иное качество. Так что - флаг им в руки, пусть хоть они сделают.

Это да, это конечно. Тому и радуемся (чуть-чуть).
Но. Есть "но". Пока говорят только об оружии, про АКС даже не заикаются :(

Fakir

fagot
ЦитироватьОна важна для любого реактивного двигателя.

Но для ВРД - куда менее важна. Намного менее. Это у ЖРД струя состоит только из продуктов сгорания, и поэтому молекулярная масса рабочего тела напрямую зависит от мол. массы продуктов. А в ВРД львиная доля рабочего тела приходится на воздух (а воздух, как известно любому газодинамику - это азот  :)  ). Поэтому и молекулярная масса "конечного продукта" не особо заметно изменится от смены топлива.

ЦитироватьНапример в КС кислородно-водородного ЖРД температура 3500 К, а керосинового - 3800 К. Температура ниже за счет большой теплоемкости продуктов сгорания, даже несмотря на бОлшую теплоту сгорания водорода.

Ну, если так в ЖРД - то для ВРД разброс явно будет меньше (вопрос -насколько именно), по вышеупомянутой причине: теплоёмкость определяется не только продуктами сгорания, но и в значительной мере воздухом.

ЦитироватьМетан лучше, но и его может не хватить, т.к. метан отнимает тепло только за счет нагрева, а смесь керосина с водой - и за счет эндотермических реакций.

Так в жидком метане помимо теплоёмкости есть и еще резерв для охлаждения - "запас холода".

ЦитироватьНу и балластная вода снижает температуру в КС.

ИМХО, снижение температуры в КС ГПВРД - минус, и серьёзный.
 
Agent
ЦитироватьНа ЖВ, видимо.

В свете вышесказанного о температуре сгорания водорода, которая может оказаться если и не ниже, то не выше, чем у метана - у меня возникают сильные сомнения в том, что ЖВ лучше всего. У него остаётся только два (возможных) преимущества - хорошо охлаждает (но теплоёмкость, поди, меньше, чем у метана) и быстро горит. Основное преимущество как раз то, что горит быстрее. Но здесь и у углеводородов есть еще простор для роста: например, обработка газовой смеси барьерным разрядом позволяет ускорить горение почти вдвое.

mrvyrsky

Fakir
Ну так тем более - какие проблемы с криогенной инфраструктурой? Тогда, возможно, ТЗ с керосином - просто плод инерции мышления.

Неа, ты не понял. Если эта система военная, то она должна быть боеготовой, и если этот аппарат не способен взлететь максимум через час после получения приказа, его военная ценность стремится к нулю. Была бы возможность - сделали б на твёрдом топливе. С водородом же, сам понимаешь - хрен такой оперативности добъёшься. Например, боевой корабль первой линии должен через 3 часа после приказа не просто уйти, а "быть развёрнутым в первом квадрате ТВД". Что уж про леталки всякие говорить!АГА!!! ВРЕМЯ В ФОРУМ ПИСАТЬ ЕСТЬ, А ГДЕ РЕДАКТУРА ПОЛОВИНЫ СЦЕНАРИЯ?! МНЕ ОЧЕНЬ НАДО, ТОРМОЖУ СОВСЕМ, А СОАВТОР ТОЛЬКО ГИПЕРЗВУК ОБСУЖДАЕТ!!! СЕГОДНЯ ТРИ СТРОЧКИ ВЫМУЧАЛ - без твоих поправок\замечаний\редактуры :evil:  :evil:  :evil:

Fakir
Это да, это конечно. Тому и радуемся (чуть-чуть).

Ты зря это. Боевая ценность подобного аппарата ...эээ... невысока (так, мягко говоря). А вот если они его проплатят и доведут до стадии хоть нескольких полётов - я им сам памятник из гов... слеплю! Это ж очень близко к орбитальнику, с самолётом-носителем!

Fakir
Но. Есть "но". Пока говорят только об оружии, про АКС даже не заикаются :(

Удивляешь ты меня! Ну сам посуди: если НАСА хрюкнет, что работает на бабки Конгресса не по теме - куда они попадут? А САК публично ни в жисть не заявит о претензиях на получение космической системы. Ну это ж "клистер... кристалл... кластер... крил... клир..." Нужное - удалить. :wink:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Fakir

mrvyrsky
ЦитироватьНеа, ты не понял. Если эта система военная, то она должна быть боеготовой, и если этот аппарат не способен взлететь максимум через час после получения приказа, его военная ценность стремится к нулю.

Ну, так а кто ему мешает взлететь через час?

ЦитироватьС водородом же, сам понимаешь - хрен такой оперативности добъёшься. Например, боевой корабль первой линии должен через 3 часа после приказа не просто уйти, а "быть развёрнутым в первом квадрате ТВД". Что уж про леталки всякие говорить!

Во-первых, я больше про метан, чем про водород. Во-вторых - почему бы и нет? Стоит на авиабазе/авианосце теплоизолированная бочка с жидким метаном/водородом, рядом - холодильник. По зелёному свистку вся байда из бочки переливается в летательный аппарат.
Или армия США на электричество для холодильника разорится?

ЦитироватьТы зря это. Боевая ценность подобного аппарата ...эээ... невысока (так, мягко говоря).

Ну? Дык а я спорю, что ли? Невысока, скорее всего.
Я о том сожалею, что из-за ТЗ, составленного военными, характеристики ГПВРД могут оказаться далеки от идеала.

 
ЦитироватьА вот если они его проплатят и доведут до стадии хоть нескольких полётов - я им сам памятник из гов... слеплю! Это ж очень близко к орбитальнику, с самолётом-носителем!

Так вопрос в том, насколько ГПВРД, разрабатываемые для этого ударника, окажутся подходящими для АКС.