Освоение Луны

Автор Z0RG, 28.01.2006 13:44:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

nonconvex

Цитата: Inti от 24.10.2025 23:54:35
Цитата: nonconvex от 24.10.2025 22:56:41Похоже на скворечник для щеглов.
Ну... если стоит задача опередить китайцев... то имеет смысл... если НАСА за это заплатит.
На Марс в таком скворечнике конечно невозможно будет прилететь даже в один конец.
NASA? За этот скворечник?

Шлангенциркуль

похоже на очередной флуд

nonconvex

похоже на очередной скворечник в форм-факторе водокачки. 

Inti

#3703
SpaceX сегодня October 30, 2025 выкатила большой пиар-апдейт со многими новыми подробностями и деталями:

To the Moon and Beyond
https://www.spacex.com/updates
Голосовой вариант тут


Гугло-автоперевод:

30 октября 2025 г.
На Луну и дальше
Человечество находится на переломном этапе. Впервые в истории у нас есть средства, технологии и, на данный момент, воля к созданию постоянного человеческого присутствия за пределами Земли. Starship разработан, чтобы сделать это будущее реальностью, и он в одиночку способен перевозить беспрецедентное количество исследователей и строительные блоки, которые им понадобятся для создания первых форпостов на поверхности Луны и других планет. По этим и другим причинам он был выбран для выполнения ключевой роли высадки первых астронавтов на Луну за более чем 50 лет. Он станет центральным инструментом, который воплотит в жизнь видение программы NASA Artemis, которая направлена на создание длительного присутствия на поверхности Луны, а не только на флаги и следы, и в конечном итоге проложит путь к высадке первых людей на Марс.
ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ПОСАДКЕ

Благодаря масштабу Starship и технологическим прорывам, ради которых он был разработан, SpaceX движется в исторически быстром темпе. Starship обеспечивает непревзойденные возможности для исследования Луны благодаря своим большим размерам и возможности дозаправки топливом в космосе. Один единственный Starship имеет герметичный обитаемый объем более 600 кубических метров, что составляет примерно две трети герметичного объема всей Международной космической станции, и оснащен кабиной, которую можно масштабировать для большого количества исследователей, и двумя шлюзами для исследования поверхности. Для сравнения: каждый из двух шлюзов Starship имеет обитаемый объем приблизительно 13 кубических метров, что более чем вдвое превышает пространство, доступное в посадочном модуле Apollo. Грузовые варианты посадочного модуля Starship будут способны сажать до 100 метрических тонн непосредственно на поверхность, включая большие полезные нагрузки, такие как негерметичные марсоходы, герметичные марсоходы, ядерные реакторы и лунные обитаемые модули.
Чтобы вернуть американцев на Луну, SpaceX распределила разработку Starship по двум направлениям: разработка базовой системы Starship и вспомогательной инфраструктуры, включая производственные мощности, испытательные стенды и стартовые площадки (этот процесс SpaceX финансирует самостоятельно, покрывая более 90% стоимости системы), и разработка конфигурации Starship, специфичной для HLS, которая использует и модифицирует возможности базовой системы для поддержки требований NASA по высадке экипажа на Луну и его возвращению с Луны. SpaceX работает по контракту с фиксированной ценой с NASA, гарантируя, что компания получит оплату только после успешного завершения основных этапов, а американские налогоплательщики не будут нести дополнительных расходов SpaceX. SpaceX предоставляет NASA значительную информацию на каждом этапе процесса разработки по обоим направлениям, включая доступ к полетным данным миссий, не финансируемых по контракту HLS.
Оба пути необходимы и стали возможными благодаря значительным собственным инвестициям SpaceX, которые позволили обеспечить высокопроизводительное производство, запуск и испытания кораблей Starship для миссий на Луну и других целей. Starship вернёт Соединённые Штаты на Луну раньше любой другой страны и обеспечит устойчивое развитие лунных исследований благодаря возможности полного и быстрого повторного использования, экономической эффективности и возможности частого запуска лунных кораблей с грузоподъёмностью более 100 тонн.

1: БАЗОВАЯ СИСТЕМА ЗВЕЗДНОГО КОРАБЛЯ

С момента первого полета Starship в апреле 2023 года компания SpaceX быстро продвинула разработку транспортного средства посредством активной кампании летных испытаний. В соответствии с предыдущей разработкой транспортных средств, SpaceX максимизирует реальные испытания на протяжении всего процесса, чтобы быстро и безопасно продемонстрировать возможности, определить области для улучшения и проверить решения. Эта кампания быстро довела до совершенства ядро Starship и привела к многочисленным подвигам, включая несколько успешных подъемов самой мощной в мире ракеты; запуск, возвращение, захват и повторное использование этой ракеты, чтобы разблокировать высокую частоту запусков, необходимую для лунных миссий; перекачку приблизительно пяти метрических тонн криогенного топлива между баками во время пребывания в космосе, первая в своем роде операция, которая предоставляет ключевые данные для будущих полномасштабных операций по перекачке топлива; успешные повторные запуски двигателей Raptor в космосе, которые имеют решающее значение для маневров, которые отправят Starship на Луну; и несколько управляемых возвращений через атмосферу Земли.
На сегодняшний день SpaceX произвела более трех десятков Starship и 600 ракетных двигателей Raptor, с более чем 226 000 секунд времени работы двигателя Raptor 2 и более 40 000 секунд времени работы двигателя следующего поколения Raptor 3. Было проведено 11 летных испытаний только Starship и 11 комплексных летных испытаний Starship и Super Heavy. Параллельно с этим SpaceX построила и продолжает строить новые объекты для запуска, производства, интеграции и испытаний Starship в Техасе, Флориде и Калифорнии. Эти частные инвестиции в миллиарды долларов создают более пяти миллионов квадратных футов производственных и интеграционных площадок, пять стартовых площадок по всему Техасу и Флориде и несколько испытательных стендов Raptor, все спроектировано для того, чтобы наращивать частоту запусков Starship сверх и за пределами парадигматически переопределяющей скорости, достигнутой программой SpaceX Falcon.

2: ПОСАДОЧНЫЙ МОДУЛЬ







Параллельно с разработкой основного корабля Starship команда SpaceX HLS выполнила 49 этапов, связанных с разработкой подсистем, инфраструктуры и операций, необходимых для высадки астронавтов на Луну. SpaceX получила финансирование только за успешно выполненные этапы контракта, подавляющее большинство из которых было выполнено в срок или с опережением графика. Основные моменты выполненных этапов:
  • Демонстрация работы лунной системы управления микроклиматом, жизнеобеспечения и терморегулирования с использованием полномасштабного модуля кабины, в котором могут находиться несколько человек, для проверки возможности подачи кислорода и азота в кабину, а также точного управления распределением воздуха и санитарными условиями, а также контролем влажности и температуры. В ходе серии испытаний также измерялись акустические характеристики внутри кабины.
  • Квалификация стыковочного адаптера стыковочной системы, которая соединит Starship и Orion в космосе, андрогинной стыковочной системы SpaceX, способной выполнять функции активной или пассивной системы и основанной на проверенной в полете активной стыковочной системе Dragon 2.
  • Испытание падения опоры натурного изделия на моделируемый лунный реголит при полетных энергиях для проверки работоспособности системы и изучения взаимодействия опоры с реголитом
  • Испытание тяги Raptor при посадке на Луну, демонстрирующее репрезентативный профиль тяги, который позволит Starship совершить посадку на поверхность Луны.
  • Испытания экранов, изоляции и панелей окон на предмет воздействия микрометеоритов и орбитального мусора, анализ различных комбинаций материалов, которые будут использоваться для защиты Starship от ударов и суровых температурных условий.
  • Демонстрация программного обеспечения для посадки, датчиков и радаров, тестирование навигационного и сенсорного оборудования и программного обеспечения, которые будут использоваться Starship для определения местоположения и безопасного спуска на точное место посадки на Луне.
  • Обзор архитектуры программного обеспечения для определения схемы основных процессов управления транспортным средством, физических компьютеров, на которых они будут работать, а также функций программного обеспечения для критически важных систем, таких как обнаружение неисправностей, предупреждения и оповещения, а также управление командами и телеметрией.
  • Демонстрация холодного запуска Raptor с использованием как двигателей Raptor, работающих на уровне моря, так и оптимизированных для вакуума, которые предварительно охлаждаются перед запуском для имитации тепловых условий, возникающих после длительного пребывания в космосе.
  • Обзор плана комплексных операций по исследованию Луны, включающий информацию о том, как SpaceX и NASA будут проводить комплексные операции, разрабатывать правила полетов и процедуры для экипажа, а также общий план операций по исследованию Луны.
  • Демонстрация модуля энергоснабжения депо, тестирование прототипа системы генерации и распределения электроэнергии, которая планируется к использованию на варианте депо топлива корабля Starship.
  • Демонстрация наземного сегмента и радиочастотной связи, проверка возможности отправки и приема радиочастотных сообщений между наземной станцией, эквивалентной полету, и радиочастотной системой транспортного средства, эквивалентной полету
  • Демонстрация лифта и шлюза, проведенная совместно с компанией Axiom с целью использования герметичных скафандров, соответствующих требованиям к полетам, для отработки всех функций лифта для экипажа, который будет использоваться для перемещения экипажа и грузов между кораблем Starship и поверхностью Луны.
  • Демонстрация медицинской системы, охватывающая систему оказания медицинской помощи экипажу на корабле Starship и возможности телемедицины между землей и экипажем.
  • Активация оборудования в испытательном стенде для летных испытаний по перекачке топлива, которая использует испытательный стенд с летным оборудованием, представляющим собой образец для полета, для проведения моделирования предстоящих летных испытаний по перекачке топлива.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ

Хотя многие из оставшихся этапов контракта SpaceX по программе HLS связаны с летными испытаниями, такими как демонстрация перекачки топлива с корабля на корабль, SpaceX начала изготовление кабины Starship HLS, готовой к полету, которая будет включать в себя функциональную авионику и системы электропитания, системы и механизмы экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, системы связи между кабиной и экипажем, а также систему терморегулирования. Эта кабина, готовая к полету, позволит инженерам продемонстрировать высокую степень зрелости конструкции различных систем, необходимых для обеспечения высадки человека на Луну, обеспечит комплексное тестирование оборудования на системном уровне и обеспечит максимально реалистичную тренировочную среду для будущих исследователей Луны.
неопределенный
Следующими важными этапами полёта, связанными непосредственно с HLS, станут длительные лётные испытания и лётные испытания по перекачке топлива в космосе. Точные сроки будут зависеть от хода предстоящих лётных испытаний, которые представят новую архитектуру Starship V3, но оба испытания запланированы на 2026 год. Дозаправка на орбите позволит Starship завершить разработку архитектуры лунной миссии «Артемида» и доставить до 100 тонн груза непосредственно на поверхность Луны, что обеспечит возможность доставки марсоходов, модулей обитания и других полезных грузов, необходимых для создания постоянного и устойчивого присутствия на Луне.
Программа начнётся с запуска корабля Starship со Звездной базы, который проведёт длительное время на орбите, собирая данные о тяге и температурных характеристиках корабля в ходе продолжительной миссии, включая длительное хранение топлива и определение характеристик испарения. Затем второй корабль Starship будет запущен для встречи с первым, чтобы продемонстрировать передачу топлива с корабля на корабль на околоземной орбите.
Транспортные средства Starship V3 оснащены стыковочными портами и могут быть сконфигурированы для работы в качестве транспортных средств-заправщиков с добавлением стыковочных зондов. Starship также имеет точку соединения, где топливо загружается в транспортное средство при подготовке к запуску, которая была модернизирована для обеспечения возможности перекачки топлива на орбите. Для сближения Starship будут оснащены навигационными датчиками DragonEye, которые имеют обширное летное наследие от их использования на космическом корабле Dragon компании SpaceX во время десятков стыковок с Международной космической станцией. Эти датчики прошли отдельные испытания для определения их характеристик для использования на Starship. SpaceX также запускала экспериментальные датчики измерения топлива на каждом недавнем летном испытании Starship, которые используют радиочастотные измерения для точного измерения уровня топлива в условиях микрогравитации.
ПОСТОЯННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

В 2021 году NASA выбрало Starship в качестве посадочного модуля для миссии «Артемида-3» и первой после «Аполлона» миссии «Аполлон». Этот выбор был сделан на основе честного и открытого конкурса, который показал, что заявка SpaceX на использование Starship имела наивысшие технические и управленческие показатели при значительном отрыве от конкурентов, что было самым низким по стоимости. Затем последовал второй выбор в качестве посадочного модуля для миссии «Артемида-4», что позволило выйти за рамки первоначальных демонстраций и заложить основу для обеспечения окончательного возвращения человечества на Луну.
Starship продолжает оставаться одновременно самым быстрым способом возвращения людей на поверхность Луны и ключевым инструментом программы «Артемида» по обеспечению постоянного и устойчивого присутствия на её поверхности. SpaceX разделяет цель скорейшего возвращения на Луну, подходя к миссии с той же рвением и целеустремлённостью, с которыми Америка вернулась в космос в рамках программы коммерческих экипажей НАСА.
С момента заключения контракта мы постоянно реагировали на изменения требований NASA к программе «Артемида-3» и делились идеями о том, как упростить миссию в соответствии с национальными приоритетами. В ответ на последние обращения мы представили и официально оцениваем упрощенную архитектуру миссии и концепцию операций, которые, по нашему мнению, позволят ускорить возвращение на Луну и одновременно повысить безопасность экипажа.
Программа NASA «Артемида» родилась из дальновидной цели: по-настоящему исследовать Луну и оставить первые следы на Марсе. Не для того, чтобы повторить достижения «Аполлона» или стать очередным пунктом в длинном списке недолговечных исследовательских инициатив, а для того, чтобы наконец-то создать устойчивое присутствие на другой планете. Компания SpaceX была основана, чтобы сделать жизнь межпланетной, а Starship с самого начала проектировался для исследования других миров. Вместе с ней и NASA мы с нетерпением ждем возможности вдохновить всё человечество, когда эта первая постоянная точка опоры будет установлена среди звёзд.




Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

NK

Цитата: Inti от 31.10.2025 01:27:20Starship продолжает оставаться одновременно самым быстрым способом возвращения людей на поверхность Луны и ключевым инструментом программы «Артемида» по обеспечению постоянного и устойчивого присутствия на её поверхности
прижали Маску хвостик, засуетился

Inti

#3705
Цитата: NK от 31.10.2025 10:35:59
Цитата: Inti от 31.10.2025 01:27:20Starship продолжает оставаться одновременно самым быстрым способом возвращения людей на поверхность Луны и ключевым инструментом программы «Артемида» по обеспечению постоянного и устойчивого присутствия на её поверхности
прижали Маску хвостик, засуетился
Лично для меня интереснее всего была вот эта информация:

ЦитироватьSpaceX начала изготовление кабины Starship HLS, готовой к полету, которая будет включать в себя функциональную авионику и системы электропитания, системы и механизмы экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, системы связи между кабиной и экипажем, а также систему терморегулирования. Эта кабина, готовая к полету, позволит инженерам продемонстрировать высокую степень зрелости конструкции различных систем, необходимых для обеспечения высадки человека на Луну
А то тут некоторые беспокоились о том что в SpaceX ничего кроме испытаний бустера и теплоизоляции Старшипа не делают. Как выяснилось, таки делают.

Вот сводочка от Грока:

Starship Human Landing System (HLS): Обзор и последние обновления
Starship HLS — это специализированная версия космического корабля Starship от SpaceX, созданная для программы NASA Artemis с целью доставки астронавтов с лунной орбиты на поверхность Луны и обратно. В отличие от обычного Starship, HLS не имеет теплозащитного экрана и аэродинамических закрылков (он не возвращается в атмосферу Земли), оснащён опорными ногами для мягкой посадки, двойным шлюзом, лифтом для экипажа и грузов, а также улучшенной теплоизоляцией, чтобы минимизировать испарение топлива во время перелёта и пребывания на Луне. За одну миссию он способен доставить до 100 тонн груза прямо на поверхность — это позволит размещать жилые модули, роверы и инфраструктуру для долгосрочного присутствия.
Архитектура миссии
HLS работает в составе общей схемы Artemis. Сначала Starship HLS запускается с Земли на ракете Super Heavy. На низкой околоземной орбите его дозаправляют 10–15 танкern Starship, чтобы хватило топлива на полёт к Луне. Затем он выходит на NRHO (почти прямолинейную гало-орбиту вокруг Луны), где стыкуется с кораблём Orion, запущенным на ракете SLS. До четырёх астронавтов переходят в HLS, спускаются к южному полюсу Луны и проводят 6,5–7 дней на поверхности (в миссии Artemis III) или дольше в будущем. Лифт обеспечивает удобный выход, шлюз — выходы в открытый космос. После завершения миссии HLS взлетает, стыкуется с Orion, экипаж переходит обратно, и Orion возвращается на Землю. Сам HLS многоразовый — это делает его кардинально отличающимся от одноразового лунного модуля Apollo.
История разработки
В апреле 2021 года NASA выбрала Starship как победителя конкурса на HLS (фаза 1, контракт на $2,89 млрд с опциями на дальнейшую поддержку). Он обошёл предложения Blue Origin (Blue Moon) и Dynetics. SpaceX финансирует более 90% разработки самостоятельно. По состоянию на 30 октября 2025 года выполнено 49 ключевых вех, включая полномасштабные тесты систем жизнеобеспечения в макете кабины, квалификацию стыковочного узла с Orion, испытания ног посадки на имитации лунного грунта, тестирование дросселирования двигателей Raptor и демонстрацию лифта и шлюза для выходов в открытый космос. Высота HLS — около 50 метров, объём герметичного отсека — более 600 кубических метров, что больше, чем весь обитаемый объём МКС.
Текущее состояние и сроки (на 31 октября 2025)
Беспилотная демонстрация запланирована на конец 2026 года: длительный орбитальный полёт, демонстрация дозаправки и беспилотная посадка на Луну.
Первая пилотируемая миссия Artemis III намечена на середину 2027 года (сдвиг с 2026): высадка у южного полюса, 4 астронавта, 7 дней на поверхности, первая женщина и первый человек цвета на Луне.
С Artemis IV (2028 и далее) начнутся улучшенные версии с доставкой грузов и более длительными миссиями.
Задержки связаны с итеративными испытаниями Starship (включая взрывы при тестовых полётах) и сложностью технологии дозаправки, но SpaceX уверена в достижении полезной нагрузки свыше 100 тонн.
Последние новости
30 октября 2025 года SpaceX опубликовала подробный отчёт с новыми рендерами HLS — внешний вид, интерьер, шлюзы. Подчёркивается роль в создании "Moonbase Alpha" — будущей постоянной лунной базы.
Министр транспорта США Шон Даффи и бывшие руководители NASA (например, Джим Брайденстайн) критикуют задержки и призывают пересмотреть архитектуру, чтобы опередить Китай в высадке.

Но вообще-то официально Китай наметил первую пилотируемую высадку на Луну на 2030 год, так что непонятно с чего это НАСА засуетилось.

 
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

nonconvex

Цитата: Inti от 31.10.2025 17:16:53Вот сводочка от Грока:

Starship Human Landing System (HLS): Обзор и последние обновления
Starship HLS — это специализированная версия космического корабля Starship от SpaceX, созданная для программы NASA Artemis с целью доставки астронавтов с лунной орбиты на поверхность Луны и обратно. В отличие от обычного Starship, HLS не имеет теплозащитного экрана и аэродинамических закрылков (он не возвращается в атмосферу Земли), оснащён опорными ногами для мягкой посадки, двойным шлюзом, лифтом для экипажа и грузов, а также улучшенной теплоизоляцией, чтобы минимизировать испарение топлива во время перелёта и пребывания на Луне. 
Спросите Хрюка, зачем лунному кораблю носовой обтекатель?

Андрюха

Цитата: nonconvex от 31.10.2025 21:14:40
Цитата: Inti от 31.10.2025 17:16:53Вот сводочка от Грока:

Starship Human Landing System (HLS): Обзор и последние обновления
Starship HLS — это специализированная версия космического корабля Starship от SpaceX, созданная для программы NASA Artemis с целью доставки астронавтов с лунной орбиты на поверхность Луны и обратно. В отличие от обычного Starship, HLS не имеет теплозащитного экрана и аэродинамических закрылков (он не возвращается в атмосферу Земли), оснащён опорными ногами для мягкой посадки, двойным шлюзом, лифтом для экипажа и грузов, а также улучшенной теплоизоляцией, чтобы минимизировать испарение топлива во время перелёта и пребывания на Луне.
Спросите Хрюка, зачем лунному кораблю носовой обтекатель?
А выводить то его как первоначально без теплозащиты на НОО?

Astro Cat

Цитата: Андрюха от 01.11.2025 11:27:57А выводить то его как первоначально без теплозащиты на НОО?

Не без теплозащиты, а без обтекателя. Для аэродинамики на этапе выведения. Ваш КЭП.

Андрюха

Цитата: Astro Cat от 01.11.2025 15:01:59
Цитата: Андрюха от 01.11.2025 11:27:57А выводить то его как первоначально без теплозащиты на НОО?

Не без теплозащиты, а без обтекателя. Для аэродинамики на этапе выведения. Ваш КЭП.
Если HLS - "жестянка" совсем без теплозащиты, что с ним будет на этапе выведения с Земли?

Inti

Цитата: Андрюха от 01.11.2025 15:37:22
Цитата: Astro Cat от 01.11.2025 15:01:59
Цитата: Андрюха от 01.11.2025 11:27:57А выводить то его как первоначально без теплозащиты на НОО?

Не без теплозащиты, а без обтекателя. Для аэродинамики на этапе выведения. Ваш КЭП.
Если HLS - "жестянка" совсем без теплозащиты, что с ним будет на этапе выведения с Земли?
Ничего не будет, это же нержавейка. При посадке на Землю теплозащита нужна из-за того что используется аэродинамическое торможение. При взлёте с Земли тепловые нагрузки гораздо меньше.
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

Astro Cat

Цитата: Андрюха от 01.11.2025 15:37:22Если HLS - "жестянка" совсем без теплозащиты, что с ним будет на этапе выведения с Земли?

А что на всех обтекателях ракет нанесено жертвенное ТЗП или может плитка керамическая?

Андрюха

Цитата: Inti от 01.11.2025 18:55:15Ничего не будет, это же нержавейка. При посадке на Землю теплозащита нужна из-за того что используется аэродинамическое торможение. При взлёте с Земли тепловые нагрузки гораздо меньше.
Цитата: Astro Cat от 01.11.2025 19:10:18А что на всех обтекателях ракет нанесено жертвенное ТЗП или может плитка керамическая?
Ну я это и хотел выяснить: нужен ли ему обтекатель?

Georgea

Цитата: Inti от 31.10.2025 17:16:53Лично для меня интереснее всего была вот эта информация:

ЦитироватьSpaceX начала изготовление кабины Starship HLS, готовой к полету, которая будет включать в себя функциональную авионику и системы электропитания, системы и механизмы экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, системы связи между кабиной и экипажем, а также систему терморегулирования. Эта кабина, готовая к полету, позволит инженерам продемонстрировать высокую степень зрелости конструкции различных систем, необходимых для обеспечения высадки человека на Луну
Я не знаю, что такое "готовая к полёту", но выражение "позволит инженерам продемонстрировать высокую степень зрелости конструкции" имхо намекает, что речь о макете.

Georgea

Цитата: Андрюха от 01.11.2025 15:37:22Если HLS - "жестянка" совсем без теплозащиты, что с ним будет на этапе выведения с Земли?
При взлёте атмосфера преодолевается на скорости около 1 км/с, от силы 2. А возврат происходит с орбитальных 8-11 км/с.

Inti

Цитата: Андрюха от 01.11.2025 19:56:29Ну я это и хотел выяснить: нужен ли ему обтекатель?
Хоть какой-то обтекатель при взлёте конечно нужен для улучшения аэродинамики. Однако это не значит что нужен СПЕЦИАЛЬНЫЙ обтекатель который потом отбрасывается. Вполне можно сделать обтекатель частью корпуса посадочного модуля, и можно как-то полезно это пространство использовать.
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

Inti

Цитата: Georgea от 01.11.2025 20:58:24Я не знаю, что такое "готовая к полёту", но выражение "позволит инженерам продемонстрировать высокую степень зрелости конструкции" имхо намекает, что речь о макете.
У SpaceX большой разницы между макетами и рабочими аппаратами нет. И даже нерабочими. Они всё тестируют в реальных полётах  :)
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

Inti

Американцы явно намереваются отхватить себе то что принадлежит всем.

"There's a certain part of the moon that everyone knows is the best," acting NASA administrator Sean Duffy said, referring to the moon's largely unexplored south pole region — the target landing site for NASA's Artemis III astronauts.

"We have ice there. We have sunlight there. We want to get there first and claim that for America," he said in August.

«Есть определенная часть Луны, которая, как всем известно, является лучшей», — сказал исполняющий обязанности администратора НАСА Шон Даффи, имея в виду в основном неисследованный южный полюс Луны — место посадки астронавтов НАСА в рамках миссии «Артемида III». 

«Там есть лед. Там есть солнечный свет. Мы хотим добраться туда первыми и заявить о правах Америки на эту территорию», — сказал он в августе.

Больше подробностей о суете НАСА с целью добраться до Луны первыми:
https://www.cnn.com/2025/11/01/science/nasa-moon-lunar-lander-options
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

simple

Цитата: Inti от 01.11.2025 22:19:32Больше подробностей о суете НАСА с целью добраться до Луны первыми:
поздно, надо было не жмотится 20 лет назад

nonconvex

Цитата: Inti от 01.11.2025 21:58:55
Цитата: Андрюха от 01.11.2025 19:56:29Ну я это и хотел выяснить: нужен ли ему обтекатель?
Хоть какой-то обтекатель при взлёте конечно нужен для улучшения аэродинамики. Однако это не значит что нужен СПЕЦИАЛЬНЫЙ обтекатель который потом отбрасывается. Вполне можно сделать обтекатель частью корпуса посадочного модуля, и можно как-то полезно это пространство использовать.
Лучше вместо этого крайне неудобного для жизни и при этом тяжеленного обтекателя доставить на Луну более полезный груз. А обтекатель сбросить сразу после прохождения плотных слоев атмосферы.