Крыло или капсула? ... Колеса или ножки?.. Тряпки или движки?

Автор wisefilinn, 07.07.2025 12:16:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Крыло или капсула? .. Колесное шасси или ножки?

Крылан с посадкой на колесное шасси
15 (28.8%)
Крылан с вертикальной посадкой на ножки/ручки
3 (5.8%)
Капсула на тряпках (классика)
16 (30.8%)
Капсула на движках
18 (34.6%)

Проголосовало пользователей: 52

Голосование заканчивается: 05.06.2026 12:16:24

Трилобит

Цитата: Bell от 20.07.2025 20:09:34Разве их не устроит намного больше посадка на землю, причем очень точная, мягкая и прямо рядом с офисом, как на вертолете?
Все относительно. Каких усилий и средств это займет (если мы говорим прямо рядом с офисом надо топливо менять), сколько времени уйдет на разработку и сертификацию.
Я так понимаю предпочли "парашюты в море, но сейчас", чем "реактивная рядом со станцией метро, но через еще десять лет". А уже рабочую систему значительно переделывать не самая лучшая идея.

Заметьте я не говорил что это быстро, просто и дешево, как те кто агитирует за безальтернативность такого варианта. Я лишь говорю что он технически возможен и в некоторых сценариях вполне имеет смысл.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Bell

Вообще ранее упомянутый пример с шаттлом очень правильный.

Система в принципе была нормальная, она реально могла обеспечить исключительно высокую безаварийность. Но!
Но вмешался обычный человеческий фактор, который нарастает по мере того, как эксплуатация системы становится обыденностью.

Проблема с уплотнителем при низких температурах, которая стала причиной катастрофы "Челленджера", была известна с самого начала, с разработки. И все, что надо было прямо прописано в "руководстве по эксплуатации". Но кто-то сказал "и так сойдет". Не сошло.
Отрыв пенного обтекателя случался 5 или 6 раз до этого и это было достоверно известно задолго до катастрофы "Колумбии". Но тогда прокатывало и кто-то решил "и так сойдет", не надо армировать пену в этом месте. В этот раз не сошло.

Когда и если решатся реализовать реактивную систему посадки пилотируемых КК, то проработают все досконально. Ну типа как на ПТК НП сделают высоконадежный твердотопливный двигатель. Но потом, со временем, эксплуатация войдет в колею рутины и однажды кто-то скажет "и так сойдет". А не сойдет...

Нельзя закладывать в основу системы элемент, который реально может отказать в самый критический момент. Это будет залогом того, что однажды случится отказ, вызванный именно этим элементом.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Demir_Binici

#522
Цитата: Трилобит от 20.07.2025 19:58:32Для тех задач что выполняет Дракон - действительно хороший, полезный багажник. Для задач X-37B недостаточен. Эксперименты в нем размещать так себе идея.
У X-37B, как и у Шаттла створки обеспечивают доступ содержимого в космос (или доступ к содержимому из космоса) с минимумом препятствий.
У Дракона по сути тесный колодец.
Смысл сравнения не в том, чтобы сделать вывод, что Cargo Dragon сможет заменить X-37B. Не сможет. Или наоборот. Тоже не сможет. А в том, чтобы сравнить два КК, хоть и разных по массе ПН относительно стартовой массы. Какая разница, какова конфигурация багажников. Она такова, чтобы свои (разные) функции выполнять.
Цитата: Трилобит от 20.07.2025 19:58:32Если разместить в грузовом отсеке стыковочный узел и модуль для контроля сближения, почему бы и нет.
Это дополнительная масса.
Цитата: Трилобит от 20.07.2025 19:58:32А он имеется? И опять таки зачем? Если для какого-то эксперимента он нужен, почему не разместить в грузовом отсеке, как мини-Спейслаб.
В X-37B? Не знаю. Может и да и там что-то стоит. В любом случае то что объём герметичный, добавляет КК массы.
Цитата: Трилобит от 20.07.2025 19:58:32В сколько сферических кг подштанников или кубометров "герметичного объема" оцените возможность садиться на гражданские аэродромы вместо болтанки в море или даже с посадкой на вонючке где-то на полигоне вроде White Sands.
Вот, дошли до сути. Садиться на гражданские аэродромы вместо болтанки в море или даже с посадкой на вонючке где-то на полигоне вроде White Sands это хорошо и это явное преимущество.

Вопрос, сколькими процентами массы полезного груза приходится за это платить? По стартовой массе Dream Chaser я достоверных данных не нашёл. Vulcan VC4 может выводить до 21,400 кг сразу на орбиту ISS или 23,900 кг на 200 км круговую. Vulcan VC2 - 16,300 кг и 18,500 кг. Раз выбрали VC4, значит в VC2 не укладывается он.
Масса груза на МКС - 5,500 кг, из которых 5,000 кг в герметичном объёме.

nonconvex

Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50Вот, дошли до сути. Садиться на гражданские аэродромы вместо болтанки в море или даже с посадкой на вонючке где-то на полигоне вроде White Sands это хорошо и это явное преимущество.

Вопрос, сколькими процентами массы полезного груза приходится за это платить? По Dream Chaser я достоверных данных не нашёл. Vulcan VC4 может выводить до 21,400 кг сразу на орбиту ISS или 23,900 кг на 200 км круговую. Vulcan VC2 - 16,300 кг и 18,500 кг. Раз выбрали VC4, значит в VC2 не укладывается он.
Вам это изначально говорили, но дошло только сейчас. Хотете подешевле - летайте в капсуле с парашютами. Хотите с большим комфортом, объемом, весом - на крылатом КК, но дороже. Любой каприз за ваши деньги.

Трилобит

Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50А в том, чтобы сравнить два КК, хоть и разных по массе ПН относительно стартовой массы.
Так а что это сравнение вам даст, какие выводы? Особенно такое сравнение как у вас, где больше гадания чем фактов и практически полное игнорирование принципиальных различий.
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50Какая разница, какова конфигурация багажников. Она такова, чтобы свои (разные) функции выполнять.
Сам спросил, сам ответил. Замечательно. Наверное и до вывода что от различных функций следует и различная конструкция, что может приводить и к различным параметрам массы. можно было самому дойти
Например у X-37B у багажника створки, у Дрэгона створок нет - уже серьезное различие, не так ли?

По размещению грузов у Дрэгона и экспериментов у X-37B тоже различия, у Дракона в багажнике необходима только фиксация инертного груза, у X-37B там должна быть целая грядка интерфейсов по питанию, связи и охлаждению. Плюс судя по всему там может быть и манипулятор, и соответственно могут быть узлы крепления для его перемещений.
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50Это дополнительная масса.
«О, капитан! Мой капитан!» (с)
А у Дрэгона значит это все невесомое. Нет данных по аквариуму или по модификации для косплея Леонова? Легче\тяжелее чем штатная версия для МКС.
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50Масса груза на МКС - 5,500 кг, из которых 5,000 кг в герметичном объёме.
Там разве есть негерметичный отсек для грузов? Или зарезервировали 500кг под потенциальные диспенсеры кубсатов на внешней оболочке Shooting Star.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Demir_Binici

Цитата: nonconvex от 20.07.2025 20:44:39Вам это изначально говорили, но дошло только сейчас.
До вас всё никак не дойдёт, что пишете не по адресу. Так у вас вообще руки опережают голову.

Demir_Binici

Цитата: Трилобит от 20.07.2025 21:00:52
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50А в том, чтобы сравнить два КК, хоть и разных по массе ПН относительно стартовой массы.
Так а что это сравнение вам даст, какие выводы? Особенно такое сравнение как у вас, где больше гадания чем фактов и практически полное игнорирование принципиальных различий.
Уж какое есть. Сделайте другое.

Цитата: Трилобит от 20.07.2025 21:00:52
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 20:40:50Масса груза на МКС - 5,500 кг, из которых 5,000 кг в герметичном объёме.
Там разве есть негерметичный отсек для грузов? Или зарезервировали 500кг под потенциальные диспенсеры кубсатов на внешней оболочке Shooting Star.
Пишут, что есть. 

Shooting Star - это дополнительно ещё.

Трилобит

#527
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 21:22:02Уж какое есть. Сделайте другое.
Нахрена, а главное зачем? Это вы зачем-то сравниваете теплое с мягким, я в таком занятии смысла не вижу, о чем вам и твержу.
Цитата: Demir_Binici от 20.07.2025 21:22:02Shooting Star - это дополнительно ещё.
Так а какой смысл тогда в вашем аргументе про VC4, если вы игнорируете Shooting Star, который входит в штатную конфигурацию, планируемую к запуску на этом варианте ракеты.
Ред. 5500 это вместе с модулем, 3 с копейками тонны в нем и около 2 в самом космоплане (я так понимаю примерно те же 1,750кг что и назад возвращает).
ЦитироватьDream Chaser, with the help of Shooting Star, can deliver up to 12,000 pounds of pressurized and unpressurized cargo to low-Earth orbit.
По негерметичному - три точки крепления на поверхности Звезды. Плюс этот модуль после отделения еще и в автономном режиме должен работать, так что я думаю это в первую очередь для размещения попутных экспериментов для автономных миссий.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

ТТоварищ

Цитата: nonconvex от 20.07.2025 17:45:12Ну а за комфортным герметичным объемом  - добро пожаловать в крылатый корабль. Оно там есть.
Каким образом тяжёлые и габаритные крылья приведут к возможности создания большего чем у капсулы герметичного объема? Да ещё и комфортного?.

На всякий случай: цилиндр тормозящий боком это разновидность капсулы.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

ТТоварищ

Цитата: Трилобит от 20.07.2025 19:29:38Спейслаб имхо вообще как концепция во многом лучше ДОСов.
Но почему эта концепция не вытеснила ДОСы?
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

Трилобит

Цитата: ТТоварищ от 20.07.2025 22:50:23
Цитата: Трилобит от 20.07.2025 19:29:38Спейслаб имхо вообще как концепция во многом лучше ДОСов.
Но почему эта концепция не вытеснила ДОСы?
Потому что не во всем лучше, у долговременных станций свои преимущества перед временными возвращаемыми имеются.
Ну и во многом потому что концепция Спейслаб привязана к платформе с не самой лучшей репутацией, прямую замену которой никто делать пока не хочет. Хотя мне кажется что сейчас с автоматизацией и появлением технологий вроде надувных щитов можно ожидать реинкарнацию.

Ну и опять таки только потому что успеха та или иная идея не добилась (пока) не значит что она плоха. Вообще тут у многих странное представление о том что успех напрямую коррелирует с качеством, что довольно забавно, учитывая насколько в реальной жизни обратное чаще.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

nonconvex

#531
Цитата: ТТоварищ от 20.07.2025 22:42:54
Цитата: nonconvex от 20.07.2025 17:45:12Ну а за комфортным герметичным объемом  - добро пожаловать в крылатый корабль. Оно там есть.
Каким образом тяжёлые и габаритные крылья приведут к возможности создания большего чем у капсулы герметичного объема? Да ещё и комфортного?.

На всякий случай: цилиндр тормозящий боком это разновидность капсулы.
За счет удлинения фюзеляжа. Высота капсулы ограничена устойчивостью. Цилиндр тормозящий боком неустойчив.

nonconvex

#532
Будущий пилотируемый КК Сьерра Спейс, DC-200.
До десяти человек экипаж.
Горючее - керосин. Окислитель - перекись водорода, она же служит горючим для двигателей маневрирования.
Пять тонн ПН в герметичном отсеке, как вверх так и вниз.



Посадка ес-но на еродром. Первоначально будут задействованы полосы Шаттлов, впоследствии - любые подходящие гражданские аэродромы. Компоненты топлива безопасны, значит ограничений по ядовитости нет.

Павел73

#533
Цитата: nonconvex от 20.07.2025 20:44:39Вам это изначально говорили, но дошло только сейчас. Хотете подешевле - летайте в капсуле с парашютами. Хотите с большим комфортом, объемом, весом - на крылатом КК, но дороже. Любой каприз за ваши деньги.
Думаю, полет на многоразовом крылатом корабле не будет дороже. Кажущаяся простота и дешевизна парашютной капсулы с лихвой будет компенсирована более высокими требованиями по здоровью, и более сложной, дорогой и длительной подготовкой участников полёта.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Lestar

Капсула-фара на парашютах. Короче, оставить "Союз" и продолжать его модернизировать по мере появления новых технологий. Так как в свете реалий кроме небольшой национальной станции обслуживать КК нечего...

telekast

Цитата: Павел73 от 21.07.2025 12:01:16
Цитата: nonconvex от 20.07.2025 20:44:39Вам это изначально говорили, но дошло только сейчас. Хотете подешевле - летайте в капсуле с парашютами. Хотите с большим комфортом, объемом, весом - на крылатом КК, но дороже. Любой каприз за ваши деньги.
Думаю, полет на многоразовом крылатом корабле не будет дороже. Кажущаяся простота и дешевизна парашютной капсулы с лихвой будет компенсирована более высокими требованиями по здоровью, и более сложной, дорогой и длительной подготовкой участников полёта.
В сотый раз, для гениев:
Пофиг на то, что при посадке меньше перегрузки и требования к здоровью, выше комфорт и пр. Никакого влияния они на требования к здоровью, перегрузки и комфорт ПРИ СТАРТЕ не оказывают. Хоть вообще телепортируйтесь с орбиты обратно. Чтобы спуститься на орбиту сначала нужно попасть. Ничего крыльям не светит.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

ТТоварищ

Цитата: telekast от 21.07.2025 12:39:17Ничего крыльям не светит.
Ещё забывают про огромный и тяжелый стабилизатор без которого крылатику не обойтись.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

ТТоварищ

А поможет ли уменьшить массу и сложность применение одноразовых лыж вместо колесного шасси?
Для самолетов это дорого и хлопотно, на для шаттла это может оказаться наоборот ловчей.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

Дмитрий В.

Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 12:52:31
Цитата: telekast от 21.07.2025 12:39:17Ничего крыльям не светит.
Ещё забывают про огромный и тяжелый стабилизатор без которого крылатику не обойтись.

Такой же "огромный" как у Х-37? ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

blik

#539
Цитата: telekast от 21.07.2025 12:39:17Пофиг на то, что при посадке меньше перегрузки и требования к здоровью, выше комфорт и пр. Никакого влияния они на требования к здоровью, перегрузки и комфорт ПРИ СТАРТЕ не оказывают. Хоть вообще телепортируйтесь с орбиты обратно. Чтобы спуститься на орбиту сначала нужно попасть.
Есть огромная разница воздействия на организм нагрузок при старте и при возвращении. Так как стартуют люди тренированные земным тяготением. А возвращаются после полугода - года в невесомости, что приводит к детренированности мышц и значительной деградации костей.

ЦитироватьПосле года космического полёта человек теряет 1–2% минеральной плотности костей ежемесячно. За шесть месяцев этот показатель может достигнуть 10%. Все осложняется большой индивидуальной вариабильностью.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK