Крыло или капсула? ... Колеса или ножки?.. Тряпки или движки?

Автор wisefilinn, 07.07.2025 12:16:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Крыло или капсула? .. Колесное шасси или ножки?

Крылан с посадкой на колесное шасси
15 (28.8%)
Крылан с вертикальной посадкой на ножки/ручки
3 (5.8%)
Капсула на тряпках (классика)
16 (30.8%)
Капсула на движках
18 (34.6%)

Проголосовало пользователей: 52

Голосование заканчивается: 05.06.2026 12:16:24

wisefilinn

Экзотику типа "капсула с раскладными крыльями" не стал добавлять.
Или надо?
Дирижаблефил - горе в семье

ТТоварищ

#1
Насколько я понимаю шаттлодрочеры упирают на больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
Вот о чем нужно спорить.

Ну и ещё :
 (рэп)
Приснопамятный "нырок"
Разваливший совок.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

Трилобит

Как насчёт компромисса в виде несущего корпуса простой формы, без крыльев?
Посадку можно на парашютах, как например у Space Rider планируется, или на движках, как у SUSIE.

По задачам я так понимаю только извоз людей и припасов? Без ВКД и каких-либо других дополнительных функций (или их делегация на одноразовые сервисные модули).

Кстати по капсулам, что насчёт люков - традиция с расположением в носовой части или вариант ТКС\MOL с люком в теплозащите? Или вообще сквозной вариант с двумя.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

ТТоварищ

Можно добавить вариант "самолет со сбрасываемым теплозащитным экраном".
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

telekast

Цитата: Трилобит от 07.07.2025 13:02:40Как насчёт компромисса в виде несущего корпуса простой формы, без крыльев?
Посадку можно на парашютах, как например у Space Rider планируется, или на движках, как у SUSIE.

По задачам я так понимаю только извоз людей и припасов? Без ВКД и каких-либо других дополнительных функций (или их делегация на одноразовые сервисные модули).

Кстати по капсулам, что насчёт люков - традиция с расположением в носовой части или вариант ТКС\MOL с люком в теплозащите? Или вообще сквозной вариант с двумя.

Несущий корпус без крыльев, только с управляющими щитками/плавниками/рулями в виде расплющенного в блюдце/тарелку капсульника. Люк вне ТЗП, на макушке. Посадка на движках, резерв(на всякий) парашют. Хотя и чистый парашют возможен на первое время. Предложенным Вами компромиссом является Старшип.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

blik

Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.


для капсульных не хватает разделения на ракетную и парашютную посадку. Потребительские свойства сильно разные
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

telekast

Цитата: blik от 07.07.2025 13:14:34
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.


для капсульных не хватает разделения на ракетную и парашютную посадку. Потребительские свойства сильно разные
Нафиг не нужно, по большому счету. К тому же есть и другие варианты ТЗ.

Есть. п.3 - капсула на чисто парашютах. п.4 - капсула на движках.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

blik

варинты несущий корпус с посадкой на шасси и на парашютах
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

ТТоварищ

Цитата: blik от 07.07.2025 13:14:34
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.
Абсурд!.
Каким образом крыло может повлиять на качество теплозащитной поверхности?
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

blik

Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 13:25:54
Цитата: blik от 07.07.2025 13:14:34
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.
Абсурд!.
Каким образом крыло может повлиять на качество теплозащитной поверхности?
высота торможения выше за счет большего аэродинамического качества => плотность меньше => теплопоток меньше,
площадь больше => теплопоток на единицу поверхности еще меньше.
сопротивление на большей высоте меньше (даже по ускорению) => время торможения больше => за большее время плитка успевае высветить больше полученной энергии
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

telekast

Цитата: blik от 07.07.2025 14:57:58
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 13:25:54
Цитата: blik от 07.07.2025 13:14:34
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.
Абсурд!.
Каким образом крыло может повлиять на качество теплозащитной поверхности?
высота торможения выше за счет большего аэродинамического качества => плотность меньше => теплопоток меньше,
площадь больше => теплопоток на единицу поверхности еще меньше.
сопротивление на большей высоте меньше (даже по ускорению) => время торможения больше => за большее время плитка успевае высветить больше полученной энергии
Выше аэродинамическое качество=>медленнее торможение=>подход в к плотным слоям на бОльшей скорости=>теплопоток выше(зависимость от скорости в степени 3,15) От площади теплопоток не зависит, приходилось на кв.м Н калорий при скорости М, так и будет приходиться, хоть у тазика диаметром 5м, хоть у тазика диаметром 10м. Масса крыльев добавляет пропорционально кинетическую энергию=>торможение медленнее, дальше смотри выше.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

NK

жабогадюкинг. Какое аэродинамическое качество? Тормозят поперек потока, брюхом в поток. Качество появляется на сверхзвуке, уже после торможения. При большей площади тормозить будет естественно быстрее. 

telekast

Цитата: NK от 07.07.2025 17:19:01жабогадюкинг. Какое аэродинамическое качество? Тормозят поперек потока, брюхом в поток. Качество появляется на сверхзвуке, уже после торможения. При большей площади тормозить будет естественно быстрее.
Гадюкожабинг. Смотрим в Википедию, или куда нить ещё, и видим, что крылатый шаттл имеет на гиперзвуке АК 1,5, фара Союза около 0,3. Шаттл при этом летит на угле атаки в 40гр, а не брюхом. Тормозил бы он брюхом и попрощались бы и с типа меньшей температурой ТЗ и с маленькими перегрузками, а в плотных слоях и с самими крыльями.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Трилобит

Цитата: telekast от 07.07.2025 16:12:35
Цитата: blik от 07.07.2025 14:57:58
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 13:25:54
Цитата: blik от 07.07.2025 13:14:34
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.
Абсурд!.
Каким образом крыло может повлиять на качество теплозащитной поверхности?
высота торможения выше за счет большего аэродинамического качества => плотность меньше => теплопоток меньше,
площадь больше => теплопоток на единицу поверхности еще меньше.
сопротивление на большей высоте меньше (даже по ускорению) => время торможения больше => за большее время плитка успевае высветить больше полученной энергии
Выше аэродинамическое качество=>медленнее торможение=>подход в к плотным слоям на бОльшей скорости=>теплопоток выше(зависимость от скорости в степени 3,15) От площади теплопоток не зависит, приходилось на кв.м Н калорий при скорости М, так и будет приходиться, хоть у тазика диаметром 5м, хоть у тазика диаметром 10м. Масса крыльев добавляет пропорционально кинетическую энергию=>торможение медленнее, дальше смотри выше.
За счет подъемной силы можно же замедлить спуск через плотные слои атмосферы, чем например пользовались во время программы Аполлон.
Космопланы и аппараты с несущим корпусом могут быть оптимизированы для подобного маневра.
У Шаттла изначально планировался очень медленный аэродинамический спуск за счет использования подъемной силы, когда хотели металлическую шкуру. Но потом влезли ВВС и все испортили, потребовав более агрессивный профиль входа в атмосферу.

"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

telekast

Цитата: Трилобит от 07.07.2025 17:54:13
Цитата: telekast от 07.07.2025 16:12:35
Цитата: blik от 07.07.2025 14:57:58
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 13:25:54
Цитата: blik от 07.07.2025 13:14:34
Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 12:41:12крылатые - больший район посадки.
И её отработанную надежность. Малые перегрузки.
+ реально подтвержденная многоразовая теплозащита. У шаттла требовали замену порядка 1% после полета.
Абсурд!.
Каким образом крыло может повлиять на качество теплозащитной поверхности?
высота торможения выше за счет большего аэродинамического качества => плотность меньше => теплопоток меньше,
площадь больше => теплопоток на единицу поверхности еще меньше.
сопротивление на большей высоте меньше (даже по ускорению) => время торможения больше => за большее время плитка успевае высветить больше полученной энергии
Выше аэродинамическое качество=>медленнее торможение=>подход в к плотным слоям на бОльшей скорости=>теплопоток выше(зависимость от скорости в степени 3,15) От площади теплопоток не зависит, приходилось на кв.м Н калорий при скорости М, так и будет приходиться, хоть у тазика диаметром 5м, хоть у тазика диаметром 10м. Масса крыльев добавляет пропорционально кинетическую энергию=>торможение медленнее, дальше смотри выше.
За счет подъемной силы можно же замедлить спуск через плотные слои атмосферы, чем например пользовались во время программы Аполлон.
Космопланы и аппараты с несущим корпусом могут быть оптимизированы для подобного маневра.
У Шаттла изначально планировался очень медленный аэродинамический спуск за счет использования подъемной силы, когда хотели металлическую шкуру. Но потом влезли ВВС и все испортили, потребовав более агрессивный профиль входа в атмосферу.


Можно конечно. Более того капсульники обычно снижаются по траектории отличной от баллистической. И также, как космопланы могут оптимизированны на заданные параметры спуска. На большей части спуска крылья только мешаются. А шаттл да, имел такой аварийный вариант спуска на целый виток, если например не смог набрать орбитальную скорость, скажем из-за отказа ДУ. А аппарат с несущим корпусом это и есть капсульник. Оптимизированный. Мне, например, тарелка нравится.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Трилобит

Цитата: telekast от 07.07.2025 18:02:46А аппарат с несущим корпусом это и есть капсульник.
Не обязательно. Dream Chaser с несущим корпусом, но садится по самолетному.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

telekast

Цитата: Трилобит от 07.07.2025 18:09:17
Цитата: telekast от 07.07.2025 18:02:46А аппарат с несущим корпусом это и есть капсульник.
Не обязательно. Dream Chaser с несущим корпусом, но садится по самолетному.
То, что ДС садится по самолетному его "капсульность" не отменяет по большому счету. Если бы шаттл садился по ракетному он космопланом бы быть не перестал.
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

ТТоварищ

Цитата: telekast от 07.07.2025 18:15:43
Цитата: Трилобит от 07.07.2025 18:09:17
Цитата: telekast от 07.07.2025 18:02:46А аппарат с несущим корпусом это и есть капсульник.
Не обязательно. Dream Chaser с несущим корпусом, но садится по самолетному.
То, что ДС садится по самолетному его "капсульность" не отменяет по большому счету.
Имху
Нет, Дрим Чэйзер не капсульник, а крылан.
У многих самолетов корпус создает заметную долю в общей подъемной силе,
но это не отменяет того что они именно крыланы.

И именно потому что ДЧ это крылан - он не имеет перспектив.
В крайнем случае политики (все безграмотные дилетанты любят крылья)
организуют пару другую тестовых полетов -  и всё.

Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

telekast

Цитата: ТТоварищ от 07.07.2025 19:40:51
Цитата: telekast от 07.07.2025 18:15:43
Цитата: Трилобит от 07.07.2025 18:09:17
Цитата: telekast от 07.07.2025 18:02:46А аппарат с несущим корпусом это и есть капсульник.
Не обязательно. Dream Chaser с несущим корпусом, но садится по самолетному.
То, что ДС садится по самолетному его "капсульность" не отменяет по большому счету.
Имху
Нет, Дрим Чэйзер не капсульник, а крылан.
У многих самолетов корпус создает заметную долю в общей подъемной силе,
но это не отменяет того что они именно крыланы.

И именно потому что ДЧ это крылан - он не имеет перспектив.
В крайнем случае политики (все безграмотные дилетанты любят крылья)
организуют пару другую тестовых полетов -  и всё.


Тогда, если он крылан, то чистым "несущим корпусом" его называть неверно, пмсм. Несмотря на значительную часть подъемной силы создающейся именно его фюзеляжем. Истинный несущий корпус создаёт подавляющую часть ПМ, ласты, щитки и по выполняют чисто управляющие, балансировачные функции. Грубо, опиливаем дч крылья под корень и ставим по схеме утка две пары плавников, как у СШ, или решетчатые рули попарно, как у дипломника Гагарина. Я про такое как то говорил, но применительно к Бурану/Шаттлу. Процентов 40 массы конструкции скинуть можно.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Дмитрий В.

Крылапсула или капрыло - вот в чём вопрос! ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!