Крыло или капсула? ... Колеса или ножки?.. Тряпки или движки?

Автор wisefilinn, 07.07.2025 12:16:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Крыло или капсула? .. Колесное шасси или ножки?

Крылан с посадкой на колесное шасси
15 (28.8%)
Крылан с вертикальной посадкой на ножки/ручки
3 (5.8%)
Капсула на тряпках (классика)
16 (30.8%)
Капсула на движках
18 (34.6%)

Проголосовало пользователей: 52

Голосование заканчивается: 05.06.2026 12:16:24

Bell

Цитата: Demir_Binici от 19.07.2025 10:39:33А собственная ДУ Dream Chaser может использоваться как САС? В состоянии она разогнать и поднять его
Разве у нее тяга 30+ тс, чтоб сделать это достаточно быстро? Нет, конечно.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Трилобит

Цитата: wisefilinn от 19.07.2025 10:10:13
Цитата: Трилобит от 19.07.2025 09:34:57
Цитата: Bell от 19.07.2025 08:59:54
Спойлер
Цитата: Дмитрий В. от 18.07.2025 16:40:24
Цитата: Трилобит от 18.07.2025 16:34:11
Цитата: Дмитрий В. от 18.07.2025 16:29:01Напомню, что работа над универсальным (грузовым и пилотируемым) Дрэгоном началась в 2004 г., если не раньше.
Не было там реальной работы, пока денег не дали. Пилотируемый Дрэгон до Commercial Crew был в лучшем случае в рендерах и хотелках.
Так прежде чем денег дадут, надо потенциальным инвесторам хотя бы аванпроект показать. Вот от аванпроекта и надо отсчёт вести.
Кстати, о птичках )))
[свернуть]
Как там Дрим Чазер поживает? Что-то про него не слышно ничего внятного. А как дысал!  ;D
Спойлер
Да вроде нормально все, испытания предполетные проходит первый корабль. Перестраховываются и не торопятся.

Ещё несколько экземпляров кораблей и сервисных модулей в процессе изготовления.
[свернуть]

Пилотируемый вариант в работе, но емнип до железа ещё не дошло дело.
И не дойдёт.
Поскольку бред бредовый.
И, кстати, как у ДЧ с вашей любимой и "строго обязательной" САС?
С САС пока непонятно, когда был гибридный движок планировали его и для САС использовать, с переходом на перекись и керосин пишут что у пилотируемой версии будет отдельная САС на другом топливе, но пока не объявляли конкретику.
Запускаться будет без обтекателя (обтекатель у грузовой появился по требованию NASA, чтобы обеспечить совместимость с любой подходящей ракетой, чтобы каждый раз не продувать в трубе как я понял).

Что бредового в корабле который обеспечивает перегрузки всего в 1,5g на посадке и приземление на взлетную полосу любого гражданского аэропорта (вонючки там нет, пробег умеренной длины)?
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

Цитата: Demir_Binici от 19.07.2025 10:39:33А собственная ДУ Dream Chaser может использоваться как САС? В состоянии она разогнать и поднять его так, чтобы он мог безопасно куда-то спланировать?
Когда была гибридная был именно такой план, когда заменили на перекись и кислород решили отдельную САС делать, но пока не известно как конкретно.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

Цитата: Demir_Binici от 19.07.2025 10:39:33Когда дойдёт до пилотируемых миссий, если вообще дойдёт конечно, может уже NASA будет считать, что при запуске на Falcon 9, вообще САС не требуется. А Dream Chaser может в том числе и на Falcon 9 запускаться.
Только грузовой, пилотируемый скорее всего будет к какой-то одной ракете привязан, потому что без обтекателя запускается, а это надо аэродинамику всей связки прорабатывать.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Bell

Цитата: Трилобит от 19.07.2025 11:02:52Когда была гибридная был именно такой план,
Сначало гладко было на бумаге, а потом оказалось, что нельзя скрестить ежа с ужом и теперь последний крутиться на сковородке )))
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

telekast

Цитата: cross-track от 18.07.2025 19:21:02А Старшип - это крылатик, или капсула? Реактивная посадка, колес нет, ножек нет, и маленькие крылышки-флапероны. Как его классифицировать?
Несущий корпус.
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

cross-track

Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:05Всё предельно ясно: разработка ПКК Дрэгон началась в конце 2004 года. И чтобы войти в финал конкурса COTS надо было предоставить техническое предложение (аванпроект), и это не преза в ppt. 15 лет - это конечно, по нашим временам "темпы Чхолима", но только по нашим. Напомню, NASA с промышленной кооперацией сделали шаттл за гораздо меньшее время.
"сделали шаттл за гораздо меньшее время" - за сколько конкретно? За 13 лет?
Live and learn

cross-track

Цитата: telekast от 19.07.2025 11:17:04
Цитата: cross-track от 18.07.2025 19:21:02А Старшип - это крылатик, или капсула? Реактивная посадка, колес нет, ножек нет, и маленькие крылышки-флапероны. Как его классифицировать?
Несущий корпус.
Имху
Несущий корпус чего? Крылатика, или капсулы?
Live and learn

Дмитрий В.

Цитата: cross-track от 19.07.2025 11:21:03
Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:05Всё предельно ясно: разработка ПКК Дрэгон началась в конце 2004 года. И чтобы войти в финал конкурса COTS надо было предоставить техническое предложение (аванпроект), и это не преза в ppt. 15 лет - это конечно, по нашим временам "темпы Чхолима", но только по нашим. Напомню, NASA с промышленной кооперацией сделали шаттл за гораздо меньшее время.
"сделали шаттл за гораздо меньшее время" - за сколько конкретно? За 13 лет?
Лет за 12. При том, что шаттл был кратно сложнее Дрэгона
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Трилобит

Цитата: telekast от 19.07.2025 11:17:04
Цитата: cross-track от 18.07.2025 19:21:02А Старшип - это крылатик, или капсула? Реактивная посадка, колес нет, ножек нет, и маленькие крылышки-флапероны. Как его классифицировать?
Несущий корпус.
Имху
В каком месте? Подъемная сила там практически не используется, насколько я понимаю коэффициент там в пользу аэродинамического сопротивления. Для несущего корпуса профиль не тот, плоское брюхо надо делать.

Мне кажется это отдельная категория, ракетный корабль - rocket ship. Он является полноценной ракетной ступенью с ЖРД и баками, садится по реактивному.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

telekast

Цитата: cross-track от 19.07.2025 11:22:05
Цитата: telekast от 19.07.2025 11:17:04
Цитата: cross-track от 18.07.2025 19:21:02А Старшип - это крылатик, или капсула? Реактивная посадка, колес нет, ножек нет, и маленькие крылышки-флапероны. Как его классифицировать?
Несущий корпус.
Имху
Несущий корпус чего? Крылатика, или капсулы?
Просто несущий корпус. Те аппарат у которого подъемная сила создаётся только корпусом, остальные аэродинамические поверхности только для управления, балансировки.
ЗЫ
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Bell

Цитата: Трилобит от 19.07.2025 11:24:24В каком месте? Подъемная сила там практически не используется, насколько я понимаю коэффициент там в пользу аэродинамического сопротивления.
У него есть аэродинамическое качество порядка 1+.
А днище может быть любое
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Трилобит

Цитата: Bell от 19.07.2025 11:31:09
Цитата: Трилобит от 19.07.2025 11:24:24В каком месте? Подъемная сила там практически не используется, насколько я понимаю коэффициент там в пользу аэродинамического сопротивления.
У него есть аэродинамическое качество порядка 1+.
А днище может быть любое

Так у всех трех "летающих ванн" на картинке сечение сплюснутое, а не цилиндрическое.

Аэродинамическое качество 1+ и у капсул в зависимости от угла атаки может быть. Старшип насколько я понимаю просто blunt body (как оно по-русски) в первую очередь.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

telekast

Цитата: Трилобит от 19.07.2025 11:24:24
Цитата: telekast от 19.07.2025 11:17:04
Цитата: cross-track от 18.07.2025 19:21:02А Старшип - это крылатик, или капсула? Реактивная посадка, колес нет, ножек нет, и маленькие крылышки-флапероны. Как его классифицировать?
Несущий корпус.
Имху
В каком месте? Подъемная сила там практически не используется, насколько я понимаю коэффициент там в пользу аэродинамического сопротивления. Для несущего корпуса профиль не тот, плоское брюхо надо делать.

Мне кажется это отдельная категория, ракетный корабль - rocket ship. Он является полноценной ракетной ступенью с ЖРД и баками, садится по реактивному.
В том самом. То, что подъемная сила ПОКА не использовалась не говорит о том, что это невозможно. Большое АК СШ без надобности в силу реактивности посадки. Как многократно писалось для пресловутого бокового манёвра КК хватает АК чуть более единицы. У СШ оно есть. Плоское днище тоже не обязательно, достаточно проекции. Скажем лодку с круглоскулыми обводами можно вывести на глиссирование, да, потребуется больше мощности, да, затраты будут в разы большие, но в данном случае на это плевать, ТК посадки, полета по самолетному и не предусматривается.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

cross-track

Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 11:23:41
Цитата: cross-track от 19.07.2025 11:21:03
Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:05Всё предельно ясно: разработка ПКК Дрэгон началась в конце 2004 года. И чтобы войти в финал конкурса COTS надо было предоставить техническое предложение (аванпроект), и это не преза в ppt. 15 лет - это конечно, по нашим временам "темпы Чхолима", но только по нашим. Напомню, NASA с промышленной кооперацией сделали шаттл за гораздо меньшее время.
"сделали шаттл за гораздо меньшее время" - за сколько конкретно? За 13 лет?
Лет за 12. При том, что шаттл был кратно сложнее Дрэгона
И при том, что проект создания шаттлов был принят Конгрессом США.

А масштаб работ был грандиозным.
Расчётный объём работы над шаттлом превысил 750 тыс. человеко-лет работ, что создавало на период работы над ним с 1974 по 1980 год 90 тыс. рабочих мест напрямую занятых в создании шаттла с перспективой доведения показателя трудоустройства до 126 тыс. при пиковой загрузке, плюс 75 тыс. рабочих мест на второстепенных направлениях деятельности, опосредованно связанных с проектом шаттла. Итого, на указанный период создавалось более 200 тыс. рабочих мест.
Live and learn

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:05Всё предельно ясно: разработка ПКК Дрэгон началась в конце 2004 года.
Следуя этой логике всё предельно ясно: разработка Союза-МС началась в 1962 году. Аж 54 года трудились, или как Вы выражаетесь "колупались". Несколько поколений разработчиков и средств разработки сменилось, а они всё никак не запускали этот свой корабль вплоть до 2016 года. Всё какие-то недоделки запускали. Нечего на них внимание обращать.  ;D

Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:0515 лет - это конечно, по нашим временам "темпы Чхолима", но только по нашим.
Если 15 лет, это "темпы Чхолима", то 54 года тогда какие темпы?

Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:05И чтобы войти в финал конкурса COTS надо было предоставить техническое предложение (аванпроект), и это не преза в ppt.
Чтобы войти в финал или полуфинал конкурса, нужно было предоставить на конкурс своё предложение. Вы громко назвали это аванпроектом. Хорошо, пусть будет аванпроект. Так подобные аванпроекты представили все участники конкурса. Отбор победителей шёл по двум основным критериям - заявленная цена и оценка NASA способности участника реализовать обещанное. Про презу в ppt - это передёргивание.

Реальная работа любого из участников над реализацией своего предложения могла начаться не ранее объявления его победителем конкурса. Подобные конкурсы вообще могут длится годами. В данном случае, как мы видим от момента обозначения намерения что-то в этом направлении сделать (14 января 2004) до того, как это намерение обрело силу закона и возможность выделения под это денег (30 декабря 2005) прошло два года. Ещё три года ушло на выбор тех, кто именно получит деньги (23 декабря 2008 года). Вот с этой даты и следует вести отсчёт разработки Dragon-1. И разработать требовалось лишь грузовой КК, не более того.

То, что будет какой-то ещё дополнительный конкурс на пилотируемый корабль, конечно ожидалось. Но это другой конкурс и другой корабль. Надеяться на победу в этом конкурсе конечно можно, но что-то разрабатывать на собственные средства? Конечно нет. Лишь в феврале 2010 года NASA выделили $50 миллионов на Commercial Crew Development Round 1 (CCDev1) для Blue Origin, Boeing, Paragon Space Development Corporation, Sierra Nevada Corporation и United Launch Alliance. Так что это самая ранняя дата про которой можно обозначить начало разработки американских ПКК на смену STS. Заметим, что SpaceX в списке нет. Они получили финансирование ($75 миллионов) лишь в апреле 2011 года в рамках Commercial Crew Development Round 2 (CCDev2) наряду с Blue Origin ($22 млн), Boeing ($112.9 млн) и Sierra Nevada ($105.6 млн).
Вот даже интересно, если Blue Origin некий свой ПКК разработает, скажем лет через пять, то Вы будете считать, что они его с февраля 2010 года разрабатывали?
Или вот пилотируемый вариант Dream Chaser когда-нибудь появиться. Тоже с февраля 2010 года значит трудятся не покладая рук?
Или если уж на то пошло, то с какого времени отсчитывать начало разработки Starliner? Boeing ведь тоже на конкурс CRS-1 своё предложение подавали. Предложение PlanetSpace, отобранное в полуфинал, как раз включало КК, который как предполагалось, разработают Lockheed Martin и Boeing.
Или уж прямо чохом с 2004 года вести отсчёт разработки любого американского КК?

Космический корабль - не ракета. Заказчиков на такое изделие сыскать потруднее. Просто так финансировать разработку подобного изделия из собственных средств желающих нет. Да и потенциальных инвесторов, желающих вложиться в компанию, занимающуюся подобным проектом просто так, на перспективу вряд ли найдётся в достаточном количестве. Ввязываться в подобное без чётких перспектив покрытия всей стоимости разработки со стороны заказчика никто бы не стал. Да и вроде бы чёткие перспективы на практике могут обернуться неверной оценкой предполагаемых затрат и сроков, что мы видим на примере Boeing, который зарёкся связываться с подобными контрактами с фиксированной ценой.

Предполагая, что SpaceX получали и получают прибыль от доставки грузов на ISS, можно видеть, что кроме как от NASA этой предполагаемой прибыли взяться неоткуда. На Crew Dragon состоялось 10 миссий NASA и 4 миссии Axiom, которые тоже можно сказать, что от NASA. Две состоявшиеся независимые миссии Polaris Dawn и Fram2 - редкая удача. О желающих оплатить частную миссию на Starliner тоже не слыхать. Про независимые от NASA миссии Dream Chaser тоже дальше разговоров и MoM дело не идёт.

Bell

Цитата: Трилобит от 19.07.2025 10:59:37Запускаться будет без обтекателя (обтекатель у грузовой появился по требованию NASA, чтобы обеспечить совместимость с любой подходящей ракетой, чтобы каждый раз не продувать в трубе как я понял).
Пардон, но как же он служил в очистке как тогда запускали все БОРы??  ;D
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Demir_Binici

Цитата: Трилобит от 19.07.2025 11:04:14
Цитата: Demir_Binici от 19.07.2025 10:39:33Когда дойдёт до пилотируемых миссий, если вообще дойдёт конечно, может уже NASA будет считать, что при запуске на Falcon 9, вообще САС не требуется. А Dream Chaser может в том числе и на Falcon 9 запускаться.
Только грузовой, пилотируемый скорее всего будет к какой-то одной ракете привязан, потому что без обтекателя запускается, а это надо аэродинамику всей связки прорабатывать.
До этого ещё будем считать минимум (сверх оптимистично) года три. Можно будет собрать ещё более достоверную статистику Falcon 9. Вполне могут принять решение вовсе от САС отказаться. Типа лишняя сущность.
Спойлер
Если посмотреть на случающиеся авиакатастрофы, можно наверняка найти примеры, где гипотетическое наличие парашютов под передним сиденьем могло бы спасти чьи-то жизни. Но не кладут нынче парашюты. Когда-то клали.
Если посмотреть на случающиеся автокатастрофы, можно наверняка найти примеры, где гипотетическое наличие шлема у водителя и пассажиров могло бы спасти чьи-то жизни. Но не ездят без шлемов. Когда-то в шлемах ездили. На ралли и сейчас в шлемах. Там правда из-за каркаса, ну так и на обычных автомобилях иногда не помешал бы каркас, но нет его.
[свернуть]

Трилобит

Цитата: Bell от 19.07.2025 12:43:49
Цитата: Трилобит от 19.07.2025 10:59:37Запускаться будет без обтекателя (обтекатель у грузовой появился по требованию NASA, чтобы обеспечить совместимость с любой подходящей ракетой, чтобы каждый раз не продувать в трубе как я понял).
Пардон, но как же он служил в очистке как тогда запускали все БОРы??  ;D
БОРы вплоть до 4х точно под обтекателем запускали, а вот по пятому не могу найти. Но он на одной ракете летал, так что могли и продуть с Космосом-3.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Дмитрий В.

Цитата: cross-track от 19.07.2025 12:28:58
Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 11:23:41
Цитата: cross-track от 19.07.2025 11:21:03
Цитата: Дмитрий В. от 19.07.2025 10:34:05Всё предельно ясно: разработка ПКК Дрэгон началась в конце 2004 года. И чтобы войти в финал конкурса COTS надо было предоставить техническое предложение (аванпроект), и это не преза в ppt. 15 лет - это конечно, по нашим временам "темпы Чхолима", но только по нашим. Напомню, NASA с промышленной кооперацией сделали шаттл за гораздо меньшее время.
"сделали шаттл за гораздо меньшее время" - за сколько конкретно? За 13 лет?
Лет за 12. При том, что шаттл был кратно сложнее Дрэгона
И при том, что проект создания шаттлов был принят Конгрессом США.

А масштаб работ был грандиозным.
Расчётный объём работы над шаттлом превысил 750 тыс. человеко-лет работ, что создавало на период работы над ним с 1974 по 1980 год 90 тыс. рабочих мест напрямую занятых в создании шаттла с перспективой доведения показателя трудоустройства до 126 тыс. при пиковой загрузке, плюс 75 тыс. рабочих мест на второстепенных направлениях деятельности, опосредованно связанных с проектом шаттла. Итого, на указанный период создавалось более 200 тыс. рабочих мест.

И что? Это как-то изменяет факты? Ну, не нравится шаттл, сравните с Джемини (можно даже работу по Меркури в этот срок зачесть - я добрый). Это я вообще к тому, что продход Маска тормозит дело. Если бы он не впендюрил в Дрэгон реактивную посадку (которая афиг не нужна), а просто модифицировал - как и планировал изначально - грузовик в пилотируемый корабль, Крю Дрэгон появился бы раньше, был легче, проще и дешевле.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!