Super Heavy/Starship ( B16 /S37) -десятый испытательный полет - Starbase - 26.08.2025 23:30 UTC

Автор Димитър, 01.06.2025 12:55:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

cross-track

Цитата: AlexandrU от 18.09.2025 14:11:03
Цитата: Дем от 18.09.2025 13:34:53Прибыль есть от эксплуатации старлинков, так что неважно.
Так, а что там с бизнесом на пусковых услугах получается?
Starlink полностью подчиняется SpaceX. Прибыль, которуя получает SpaceX, включает прибыль от Starlink, но эта прибыль рассчитывается от всего комплекса затрат и услуг, учитывая пусковые услуги. Какая часть прибыли относится к ПУ, - это внутренняя бухгалтерия SpaceX.
Live and learn

Интересант

Цитата: AlexandrU от 16.09.2025 20:11:32
Цитата: cross-track от 16.09.2025 19:05:47А вам известна себестоимость вывода 1 кило ПН для Ф9, С2 и А5? Продажная цена может быть одинаковой, а себестоимость - сильно разной.
А может и не быть. Или вы думаете, что Союзы по себестойке летают?
Цитата: ExDi от 16.09.2025 19:21:15..и для спейсиксов иррациональный мазохизм снижать цену...
Иррациональный мазохизм это удерживание стоимости при возможности снижения, т.к. это сдерживает сторонний грузопоток, инвестиции и поддерживает конкурентов. Если бы колхозники могли, то уже давно обвалили бы ценник и стали полными монополистами, но они не могут.
Можете привести известные вам примеры из мира бизнеса, чтобы кто-то снижал цены просто так? Цена всегда диктуется текущими ценами на рынке и вашими возможностями, если есть возможность продавать дороже, то всегда будут продавать дороже чем это возможно. Кроме того, даже если поставить задачу "убить" конкурентов снижением цен, то вам это не позволит сделать антимонопольное законодательство. Таким образом, SpaceX вынуждены искать баланс, чтобы оставаться и в рамках закона и обеспечить себе максимальную прибыль. В текущий момент они работают на пределе возможностей, чтобы без задержек обрабатывать как коммерческие заказы, так и задачи по развитию системы Starlink. Ракеты летают как маршрутки, одна за одной, команды обеспечивающие запуски работают как на конвейере и судя по всему, единственное, что ограничивает частоту запусков это внутренняя логистика и процессы.

Дем

Цитата: Dulevo от 18.09.2025 14:52:56коммерческая нагрузка - нагрузка которая запускается с целью принести прибыль.
научная и военная - коммерческой не является - хотя СпейсХ с их запусков получает прибыль.
Она не является коммерческой для заказчика, но вот для запускающего - оно коммерция.
Ему похрен что запускать, хоть паллету с кирпичами.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

AlexandrU

Цитата: Старый от 18.09.2025 14:21:27Откинь запуски Старлинков и смотри что останется. 
Старый писатель? :)

Цитата: Интересант от 18.09.2025 15:51:59Можете привести известные вам примеры из мира бизнеса, чтобы кто-то снижал цены просто так?.. 
Вы это просто так написали?

Цитата: Дем от 18.09.2025 17:19:11Она не является коммерческой для заказчика, но вот для запускающего - оно коммерция.
Ему похрен что запускать, хоть паллету с кирпичами.
Получается, на пусковых услугах колхозники если и зарабатывают, то какие-то копейки.

Дем

Цитата: AlexandrU от 19.09.2025 12:05:33Получается, на пусковых услугах колхозники если и зарабатывают, то какие-то копейки.
Процент прибыли там хороший, но общий доход порядка миллиарда. 
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Старый

Цитата: AlexandrU от 19.09.2025 12:05:33
ЦитироватьОткинь запуски Старлинков и смотри что останется. 
Старый писатель? :)
Ну не смотри. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mik73

Цитата: AlexandrU от 19.09.2025 12:05:33Вы это просто так написали?
А вам слабо на этот вопрос ответить?
Когда кто-нибудь снижал цены на свои продукты/услуги "просто так"?
Особенно если рынок на котором это продаётся - очень ограниченный и рассчитывать на увеличение продаж, пропорциональное снижению цены, не приходится (а рынок пусковых услуг - он совсем небольшой, если в штуках, определяется наличием того, что надо запускать, а не ценой запуска).

Вот, помнится лет так уже изрядно тому назад, когда кроме ГСО ничего для спутниковой связи толком не было, одна маленькая, но гордая компания придумала достаточно компакную (по тем временам) и очень дёшевую (по сравнению с тогдашними другими) систему для работы через те ГСО-сптуники для мобильных приложений (которым все равно надо непрерывно антенной махать, поскольку спутник-то на ГСО, но ты все равно относительно него непрерывно вертишься, пока едешь, по всем углам наведения). Стоили тогда такие системы овердофига.  И попытались они её на рынок выкинуть по цене в несколько раз ниже, чем типичная такая система тогда стоила (тоже дофига получилось, но всё же). Но тут пришла другая компания, гораздо больше, и купила эту маленькую со всеми потрохами. И стала активно продавать эту чудесную систему под по цене "примерно как у всех" плюс-минус мелкие брызги. Хотя себестоимость её ничуть не изменилась. И совершенно логично с точки зрения рынка поступила.

Так и тут - если запуск стоит условно (цифирь исключительно для иллюстрации, настоящих все равно никто не знает)  10 каких-нибудь  убитых мегаенотов, а у остальных в пять-шесть раз больше, так "для себя" он и стоит 10, а остальным продается за те же 50 плюс-минус мелкие брызги. И все довольны. Продавать остальным по 10 или хотя бы по 20 - никакого смысла нет, поскольку в три-четыре раза больше запусков от этого у тебя все равно никто не купит, не найдётся столько кого.

Цитата: AlexandrU от 19.09.2025 12:05:33Получается, на пусковых услугах колхозники если и зарабатывают, то какие-то копейки.
Если хотя бы по тридцатничку на запуске зарабатывают, то уже миллиард только за этот год выходит. Заработка. Как говорится, милллиард туда, миллиард сюда - скоро речь и о настоящих деньгах пойдёт.  А сколько они там на самом деле зарабатывают - кроме как пустых спекуляций никакой достоверной информации всё равно нет, поэтому с равным успехом могут быть и копейки и миллиарды. В общем, все эти рассуждения про "заработки колхозников" - это на уровне достопамятных пикейных жилетов.

AlexandrU

Цитата: mik73 от 19.09.2025 12:51:14А вам слабо на этот вопрос ответить?.. 
Зачем? Я вопрос иначе ставил.
Цитата: mik73 от 19.09.2025 12:51:14Если хотя бы по тридцатничку на запуске зарабатывают...
А если нет?

Dulevo

История цен за пуски:

2013: SpaceX начала активно предлагать пуски по фиксированной цене ~$62 млн.

2016–2018: Внедрение повторного использования

SpaceX начала предлагать повторно используемые пуски за ~$50–55 млн.

Некоторые коммерческие клиенты получили скидки до $45 млн.


=============================================

Из этой истории видим что себестоимость пуска с повторным использованием не может быть выше 45 миллионов.

Т.е как минимум СпейсХ имеет 15 миллионов прибыли за пуск.

Кот Бегемот

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

mik73

Цитата: AlexandrU от 19.09.2025 13:20:17А если нет?
это разговор на уровне "если кит на слона влезет".
всё равно никаких остоверных данных, кроме собственных фантазий ни у кого никаких нет.
можно верить, что нет.
можно верить что да.
спейсЫксу это все равно глубоко фиолетеово, что там о нём очередные пикейный жилеты рассуждают, он летает себе и летает.

mik73

Цитата: AlexandrU от 19.09.2025 13:20:17Зачем? Я вопрос иначе ставил.
Иначе - это как? И где там был вопрос? Там было утверждение:

Цитата: AlexandrU от 16.09.2025 20:11:32Если бы колхозники могли, то уже давно обвалили бы ценник и стали полными монополистами, но они не могут.

К которому вам и был задан вопрос:
Цитата: Интересант от 18.09.2025 15:51:59Можете привести известные вам примеры из мира бизнеса, чтобы кто-то снижал цены просто так?

Вы решили, как всегда, вместо прямого ответа на вопрос уйти в кусты.

А то, что стать моноолистом на мировом рынке запусков сейчас не может никто, хоть 5 копеек у него запуск будет стоить - это и ежу должно быть понятно. Поскольку кроме стоимости там существует еще масса различных предпочтений и критериев выбора запускателя, а количество желающих запустить при этом не так, чтобы бесконечно велико.

vlad7308

Цитата: mik73 от 19.09.2025 12:51:14рынок на котором это продаётся - очень ограниченный и рассчитывать на увеличение продаж, пропорциональное снижению цены, не приходится (а рынок пусковых услуг - он совсем небольшой, если в штуках, определяется наличием того, что надо запускать, а не ценой запуска).
Все так.

Но можно еще предположить, что если к СпейсХ однажды придет некто и захочет купить, скажем, 200 запусков за три года, и потом еще по 20 пусков каждый год на следующие 10 лет, то для него могут предложить совсем другую цену.
Но пока такого не случилось.
это оценочное суждение

cross-track

Цитата: mik73 от 19.09.2025 13:42:41А то, что стать моноолистом на мировом рынке запусков сейчас не может никто, хоть 5 копеек у него запуск будет стоить - это и ежу должно быть понятно. Поскольку кроме стоимости там существует еще масса различных предпочтений и критериев выбора запускателя, а количество желающих запустить при этом не так, чтобы бесконечно велико.
В частности, большое значение имеет страховка запуска. Если СпейсХ предлагает практически такую же цену за пусковые услуги, как и другие компании, то скорее купят у СпейсХ из-за низкой страховой премии для сверхнадежного Ф9.
Live and learn

Demir_Binici

Цитата: Dulevo от 19.09.2025 13:33:12История цен за пуски:

2013: SpaceX начала активно предлагать пуски по фиксированной цене ~$62 млн.

2016–2018: Внедрение повторного использования

SpaceX начала предлагать повторно используемые пуски за ~$50–55 млн.
Это откуда?

Официально объявленные цены на запуски Falcon 9 и цена пересчитанная с августа каждого года на август 2025 с учётом инфляции.

2011 $50 $71.5
2012 $50 $70.3
2013 $54 $74.8
2014 $54 $73.6
2015 $54 $73.4
2016 $60 $80.7
2017 $60 $79.2
2018 $62 $79.7
2019 $62 $78.3
2020 $62 $77.3
2021 $62 $73.4
2022 $67 $73.3
2023 $67 $70.7
2024 $79 $73.6
2025 $69.75
Те немногие коммерческие контракты, сумма которых известна, эту цену примерно подтверждают.

Цитата: Dulevo от 19.09.2025 13:33:12SpaceX начала предлагать повторно используемые пуски за ~$50–55 млн.

Некоторые коммерческие клиенты получили скидки до $45 млн.
О скидках это лишь слухи. Тем более об их размерах. До появления Block 5 бустер более двух раз не использовали. А на однажды летавшем бустере Falcon 9 FT запускали те спутники, которые должны были запускать на так и не появившемся Falcon Heavy v1.1. Вероятно цена таких пусков была существенно выше стандартной.

В конце 2025 впервые полетел Falcon 9 FT, который даже при посадке первой ступени мог выводить до 5.28 тонн на GTO-1800. Falcon 9 v1.1 мог выводить 4.85 тонн. Учитывая, что Falcon 9 Block 5 выводит 5.5 тонн, мы видим снижение цены, относительно 2016 года.

Разумеется, для SpaceX не было никакого смысла радикально снижать цены в условиях дефицита пусковых услуг 2022-2026 годов. Наверное могли бы и повысить, но как видно из таблицы, повышали даже меньше инфляции. Это всё-таки не консьюмерский рынок и цена определяется в процессе переговоров. При заказе нескольких пусков заказчики получают скидку. При дополнительных услугах цена может увеличиться. Например, пуск Euclid в 2023 году стоил $70 миллионов из-за повышенных требований к частоте и желанию заказчика использовать ни разу не использованные обтекатели. В некоторых случаях цена может быть и существенно ниже. Скажем, SpaceX в 2019 году SpaceX предложили NASA запуск IXPE за $50.3M.

Demir_Binici

Цитата: vlad7308 от 19.09.2025 14:53:57Но можно еще предположить, что если к СпейсХ однажды придет некто и захочет купить, скажем, 200 запусков за три года, и потом еще по 20 пусков каждый год на следующие 10 лет, то для него могут предложить совсем другую цену.
Но пока такого не случилось.
200 это IMHO перебор, но вот купившие несколько пусков Globalstar в своём отчёте указывают стоимость пуска $65 миллионов. Что несколько меньше list price.

Думаю, что цена для заказчика, который реально хочет заказать много пусков будет сильно зависеть от даты. Когда Starlınk начнут массово запускать на Starship высвободиться много Falcon 9. Полагаю, что на пуски в 2026 году SpaceX не особо расположены давать большие скидки, а вот пуски на следующие году уже могут и дисконтировать. Особенно если заказчик их сразу на 90% готов оплачивать.

Dulevo

Ну из линков могу найти только это:

В 2016-м СпейсХ предлагал скидку в 10% для тех кто согласится запустить свою нагрузку на уже летавших ступенях:

На их сайте цена тогда  была в 57 миллионов.

SpaceX's Shotwell on Falcon 9 inquiry, discounts for reused rockets and Silicon Valley's test-and-fail ethos - SpaceNews
>>>Addressing the APSCC 2016 conference, Shotwell also said Hawthorne, California-based SpaceX is offering a 10 percent discount to customers who agree to fly their payloads on reused Falcon 9 first stages.

Из тех же статей - SEC просил скинуть ему цену до 30 миллионов за пуск. Согласились ли - неизвестно.

Demir_Binici

Цитата: cross-track от 19.09.2025 15:12:13В частности, большое значение имеет страховка запуска. Если СпейсХ предлагает практически такую же цену за пусковые услуги, как и другие компании, то скорее купят у СпейсХ из-за низкой страховой премии для сверхнадежного Ф9.
Конечно, сейчас гандикап огромный. Учитывая стоимость спутников, конкуренты должны предлагать не просто сравнимые со SpaceX цены, а намного более низкие цены, чтобы компенсировать для заказчика разницу в страховке. У Arianespace, MHI и ULA есть конечно славная история их прошлых надёжных ракет. Но во-первых надёжность тех ракет несопоставима с надёжностью Falcon 9, а во-вторых их новые ракеты надёжности пока не продемонстрировали. New Glenn и Neutron вообще пока тёмные лошадки. LVM3 хотя и летал без единой аномалии, но всего 6 раз.

Показателен пример Министерства обороны Люксембурга, которые выбрали Falcon 9 для запуска спутника массой 645 кг на SSO. Объясняя, почему такой спутник не запустить, например на Vega-C, они назвали цену спутника - €382 миллиона. Выбор очевиден.

Demir_Binici

Цитата: Dulevo от 19.09.2025 15:53:44На их сайте цена тогда  была в 57 миллионов.
Надо будет полазить по их сайту через Wayback Machine. Возможно где-то между $54 в 2014 и $60 в 2017 действительно была цена в $57.

Цитата: Dulevo от 19.09.2025 15:53:44SpaceX's Shotwell on Falcon 9 inquiry, discounts for reused rockets and Silicon Valley's test-and-fail ethos - SpaceNews
>>>Addressing the APSCC 2016 conference, Shotwell also said Hawthorne, California-based SpaceX is offering a 10 percent discount to customers who agree to fly their payloads on reused Falcon 9 first stages.
Что характерно, о скидке в 30% высказалась как о чрезмерной. Но вероятно один или несколько первых заказчиков, чьи спутники запускали на ранее летавших ракетах какие-то скидки получили.

Цитата: Dulevo от 19.09.2025 15:53:44Из тех же статей - SEC просил скинуть ему цену до 30 миллионов за пуск. Согласились ли - неизвестно.
SES вообще любят новинки. Первый коммерческий пуск на Протоне, первый заказ и первый запуск на GTO на Falcon 9, первый запуск на ранее летавшем бустере. Сейчас планируют одними из первых использовать Helios.

Dulevo

Цитата: Demir_Binici от 19.09.2025 16:23:54Что характерно, о скидке в 30% высказалась как о чрезмерной.
Ну это же Шотвелл. Она продавец. Какой продавец на базаре скажет что скидка в 1 рубль не чрезмерная?
Будут рвать на себе волосы и кричать что их хотят по миру пустить.

Если SEC просил 30 миллионов - то наверное он не с потолка брал эту цену. Видимо кто-то шепнул что СпейсХ может себе позволить и за 30 миллионов.