Доступный для России разгонный блок

Автор Demir_Binici, 13.12.2024 19:35:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какой РБ наиболее необходим, т.е. какой следует делать в первую очередь?

Доделать КВТК для Ангары А5
5 (20%)
Доделать КВТК и делать его модификации для других РН (например Союз-5)
5 (20%)
Сделать новый РБ на водороде с новым двигателем
2 (8%)
Сделать РБ на водороде на основе КВД-1 (12КРБ)
1 (4%)
Сделать новый РБ на метане с двигателем на основе проекта MIRA
0 (0%)
Сделать новый РБ на метане, разработав новый двигатель другой размерности и/или по другой схеме
2 (8%)
Сделать новый РБ на метане, на основе одного из существующих двигателей
3 (12%)
Сделать новый РБ на каком-то не криогенном топливе
2 (8%)
Новый РБ не нужен, надо использовать/модернизировать, те что есть
5 (20%)

Проголосовало пользователей: 25

Veganin

Цитата: Бармалей от 29.01.2025 11:14:28А в баке у вас всегда, по умолчанию, двухфазная область, жидкость+влажный насыщенный пар. Газа там нет, и не спорьте
Из словаря: ПАР — вещество в газообразном состоянии в условиях, когда оно находится в одной системе с конденсированной (жидкой, твердой) фазой того же вещества.

Сейчас глянул учебник элементарной физики под редакцией Ландсберга: под паром подразумевается газообразное состояние вещества.

Вы ошиблись.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

ExDi

#181
Цитата: Бармалей от 29.01.2025 11:14:28то что внутри двухфазной области, ни при каких условиях не называется и не является газом, потому что это влажный пар, и от газа его свойства отличаются.
чем отличаются свойства пара от газа??? это именно ненавидимые вами синонимы, термины с перекрывающимися но не эквивалентными полями значений, каждый из которых акцентирует нюансы, специфику системы в контексте того, что обсуждается в данный момент. при определении термина "пар" вы с неизбежностью произносите "газовая фаза", и "пар" подчиняется всем газовым законам (не существует "паровых законов"). термин "пар" вводится исключительно для удобства означения и обсуждения возможности равновесного сосуществования двух фаз  - жидкости и газа, в правиле фаз он исчисляется как газ, никакими иными особыми свойствами не обладает, равно как никаких особых свойств жидкость не обретает в отсутствии над ней паровой подушки; аналогично для жидкости существует термин "расплав" - когда обсуждается равновесие ее с твердой фазой (льдом) - но в большинстве случаев вы не станете говорить про воду что это "расплав", просто "жидкость". равным образом не возбраняется использовать термин "перегретый пар" там где это удобно - даже выше критической точки (хотя там появляется еще один термин - "флюид"). аналогично "ненасыщенный пар" - это просто газовая фаза, также не способная сосуществовать в равновесии с жидкостью.
подобным образом "раскипание" в отличии от "кипения" акцентирует нестационарность процесса из-за изменения в нем температуры и/или состава системы; а в отличии от "выкипания" - то, что потеря массы не является целью и единственным значимым эффектом процесса. например, мы говорили о "раскипании" ректификационной колонны для обозначения нестационарного процесса выхода ее на режим или из режима стационарного кипения
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Bell

Позволю себе отвлечься от идиотского спора о ГОСТовских терминах.

Я не пойму пункт "Сделать новый РБ на метане с двигателем на основе проекта MIRA" - ЖРД с соплом внешнего расширения уже 100 лет в обед, так причем тут конкретно какой-то MIRA? Прости господи, когда-то даже Ф-1 рисовали с центральным телом. Дальше была Дельта-Клипер, а позже реальный XRS-2200 гоняли на стендах, имя им - легион.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Буцетам

#183
Чем отличается? Да хотя бы тем, что если вы газ сожмёте вдвое, то и давление вырастет вдвое. Более или менее, зависит от того, насколько реальный газ отличается от идеального.
А если насыщенный пар в баке сжать вдвое, то из него лишь выпадет жидкость и давление не изменится вовсе
Спойлер
(сначала-то давление вырастет, но потом этот объём охладится до общей температуры в баке, выпадет дополнительное количество жидкости, и давление упадёт до изначального)
[свернуть]
Нормально, да? "Газ" сжали, а давление не выросло вообще. Ай-да гаааз...

Это я вам в сотый раз иллюстрирую, что вот эти ваши рассуждения
Цитата: ExDi от 28.01.2025 11:57:22"выкипание" - сугубо физический термин, обозначающий потерю массы жидкой фазы при кипении, "раскипание" - технологический термин, означающий интенсификацию процессов в жидкости (в данном случае - сброс тепла, охлаждение) при автогенном паро/газообразовании в ее объеме (и это даже не обязательно собственно кипение
к рельности отношения не имеют. Если  в баке жидкий водород, а наддув автогенный, то кроме кипения, ничего в этом баке происходить не будет. Нет никакого отдельного физического процесса под названием "раскипание", никаких иных пузырьков кроме пузырьков водорода, в баке образоваться не может.  "Интенсификация процессов в жидкости (в данном случае - сброс тепла, охлаждение) при автогенном паро/газообразовании в ее объеме" это кипение водорода в баке.
Дальше я вам отвечать уже не буду, ибо не поймёт сказанного лишь полный глупец
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Bell от 29.01.2025 19:03:42Позволю себе отвлечься от идиотского спора о ГОСТовских терминах.

Я не пойму пункт "Сделать новый РБ на метане с двигателем на основе проекта MIRA" - ЖРД с соплом внешнего расширения уже 100 лет в обед, так причем тут конкретно какой-то MIRA? Прости господи, когда-то даже Ф-1 рисовали с центральным телом. Дальше была Дельта-Клипер, а позже реальный XRS-2200 гоняли на стендах, имя им - легион.
Полностью поддерживаю! Сразу вопрос: какая у аэроспайка степень расширения в вакууме? У того что на рисунке а, более-менее понятно: площадь среза колокола разделить на площадь кольцевого сечения в том месте где у него  критика. А на рисунке б??
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Demir_Binici

#185
Цитата: Bell от 29.01.2025 19:03:42Я не пойму пункт "Сделать новый РБ на метане с двигателем на основе проекта MIRA" - ЖРД с соплом внешнего расширения уже 100 лет в обед, так причем тут конкретно какой-то MIRA?
А я не пойму причём тут сопло внешнего расширения? И зачем вообще оно на двигателе для РБ? Может вы не сопло имели ввиду?

Пункт вполне логичный. В теме много разговоров про метан. Как раз, до 2014 года КБХА совместно с Avia как раз работали над метановым двигателем для верхней ступени на базе РД-0146. Проект назывался MIRA и Avia его продолжают как M10. А вот КБХА, похоже нет. Странно. А также странно, что никто не проголосовал за продолжение этого проекта. Хотя строго говоря, пункт "Сделать новый РБ на метане, на основе одного из существующих двигателей" включает и этот вариант. Однако, на основе какого именно двигателя пара проголосовавших за него, предлагают делать метановый, они не высказались.

ExDi

#186
Цитата: Бармалей от 29.01.2025 19:06:58сначала-то давление вырастет, но потом этот объём охладится до общей температуры в баке, выпадет дополнительное количество жидкости, и давление упадёт до изначального
..а если поместить на дно сорбент - то система в целом даже и выше критической температуры станет более сжимаемой - т.е. это не свойство "пара" как такового, но свойство двухфазной системы; газовой фазы станет меньше - но оставшийся газ будет по-прежнему следовать газовому закону клайперона. а если уберете центры конденсации - то и меньше не станет, пока эту конденсацию не спровоцируете, как в камере вильсона..
Цитировать..ибо не поймёт сказанного лишь полный глупец

ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Bell

Цитата: Demir_Binici от 29.01.2025 23:17:11Проект назывался MIRA и Avia его продолжают как M10.
Мда, понятно... а в чем тут уникальность? Ну метан и метан. То, что безгенераторный?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

cross-track

Цитата: ExDi от 30.01.2025 01:26:42
Цитата: Бармалей от 29.01.2025 19:06:58сначала-то давление вырастет, но потом этот объём охладится до общей температуры в баке, выпадет дополнительное количество жидкости, и давление упадёт до изначального
..а если поместить на дно сорбент - то система в целом даже и выше критической температуры станет более сжимаемой - т.е. это не свойство "пара" как такового, но свойство двухфазной системы; газовой фазы станет меньше - но оставшийся газ будет по-прежнему следовать газовому закону клайперона. а если уберете центры конденсации - то и меньше не станет, пока эту конденсацию не спровоцируете, как в камере вильсона..
Цитировать..ибо не поймёт сказанного лишь полный глупец
Вообще-то для ненасыщенного пара справедливы законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, а для насыщенного – нет. Другими словами, ненасыщенный пар - это полноценный газ, и об этом известно еще со школы. Но некоторые, наверное, подзабыли)
Live and learn

Demir_Binici

Цитата: Bell от 30.01.2025 12:37:00
Цитата: Demir_Binici от 29.01.2025 23:17:11Проект назывался MIRA и Avia его продолжают как M10.
Мда, понятно... а в чем тут уникальность? Ну метан и метан. То, что безгенераторный?
Не то чтобы какая-то принципиальная уникальность. Однако на практике, это пока единственный пример подобного двигателя, не считая экспериментов по работе на метане существующих двигателей. Наиболее близкий - RL-10 на метане.

Avia активно работают над M10 и к 2027 году планируют первый запуск Vega-E.

Судя по всему, КБХА этот проект похоронили, а для Амур-СПГ планируют использовать РБ на НДМГ/АТ.

ExDi

#190
Цитата: cross-track от 30.01.2025 12:53:16а для насыщенного – нет.
они для системы в целом "несправедливы" для насыщенного, если рассматривать систему как черный ящик и не принимать во внимание новую фазу. если же строго использовать обобщающее уравнение клайперона, в котором фигурирует количество вещества в газовой фазе - никаких аномалий не наблюдается. если просто налить на дно сосуда жидкую фазу другого компонента, в которой газ неплохо расторяется - эти законы тоже "нарушаются", если не учитывать что часть газа "прячется" в эту "чужую" жидкость. по сути конденсация эквивалентна растворению газа в собственной жидкости
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Bell

Цитата: Demir_Binici от 30.01.2025 13:45:51
Цитата: Bell от 30.01.2025 12:37:00
Цитата: Demir_Binici от 29.01.2025 23:17:11Проект назывался MIRA и Avia его продолжают как M10.
Мда, понятно... а в чем тут уникальность? Ну метан и метан. То, что безгенераторный?
Не то чтобы какая-то принципиальная уникальность. Однако на практике, это пока единственный пример подобного двигателя, не считая экспериментов по работе на метане существующих двигателей. Наиболее близкий - RL-10 на метане.

Avia активно работают над M10 и к 2027 году планируют первый запуск Vega-E.

Судя по всему, КБХА этот проект похоронили, а для Амур-СПГ планируют использовать РБ на НДМГ/АТ.
На СПГ наш 0146 гоняли задолго до попытки срубить бабла с итальянцев, так что тут ничего нового не случилось.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Demir_Binici

Цитата: Bell от 30.01.2025 19:50:32
Цитата: Demir_Binici от 30.01.2025 13:45:51
Цитата: Bell от 30.01.2025 12:37:00
Цитата: Demir_Binici от 29.01.2025 23:17:11Проект назывался MIRA и Avia его продолжают как M10.
Мда, понятно... а в чем тут уникальность? Ну метан и метан. То, что безгенераторный?
Не то чтобы какая-то принципиальная уникальность. Однако на практике, это пока единственный пример подобного двигателя, не считая экспериментов по работе на метане существующих двигателей. Наиболее близкий - RL-10 на метане.

Avia активно работают над M10 и к 2027 году планируют первый запуск Vega-E.

Судя по всему, КБХА этот проект похоронили, а для Амур-СПГ планируют использовать РБ на НДМГ/АТ.
На СПГ наш 0146 гоняли задолго до попытки срубить бабла с итальянцев, так что тут ничего нового не случилось.
Я, к сожалению, не знаю когда стартовал проект с итальянцами. Знаю лишь, что в 2014 итальянцы ушли.

Попытки? Т.е. от итальянцев финансирования не было?

Bell

Конечно, от иностранных итальянцев были инвестиции. Но факт в том, что инвестиции от американцев на безгенераторник на базе концепций RL10 были раньше 2014 г. Так что наши к итальянам выходили уже с почти готовым решением.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Demir_Binici

Цитата: Bell от 30.01.2025 20:01:06Конечно, от иностранных итальянцев были инвестиции. Но факт в том, что инвестиции от американцев на безгенераторник на базе концепций RL10 были раньше 2014 г. Так что наши к итальянам выходили уже с почти готовым решением.
Отчасти готовым. На водороде и без рестарта. То, что подобный водородный двигатель с минимальными изменениями можно худо-бедно запустить и на водороде показали ещё Aerojet Rocketdyne. Но это не значит, что его можно ставить на ракету и лететь. 

А по датам с итальянцами что-то сказать можете?

Bell

Цитата: Demir_Binici от 30.01.2025 20:23:06
Цитата: Bell от 30.01.2025 20:01:06Конечно, от иностранных итальянцев были инвестиции. Но факт в том, что инвестиции от американцев на безгенераторник на базе концепций RL10 были раньше 2014 г. Так что наши к итальянам выходили уже с почти готовым решением.
Отчасти готовым. На водороде и без рестарта. То, что подобный водородный двигатель с минимальными изменениями можно худо-бедно запустить и на водороде показали ещё Aerojet Rocketdyne. Но это не значит, что его можно ставить на ракету и лететь.

А по датам с итальянцами что-то сказать можете?
На СПГ 0146 пробовали раньше 2014. Можно по форуму поискать.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 30.01.2025 20:23:06
Цитата: Bell от 30.01.2025 20:01:06Конечно, от иностранных итальянцев были инвестиции. Но факт в том, что инвестиции от американцев на безгенераторник на базе концепций RL10 были раньше 2014 г. Так что наши к итальянам выходили уже с почти готовым решением.
Отчасти готовым. На водороде и без рестарта. То, что подобный водородный двигатель с минимальными изменениями можно худо-бедно запустить и на водороде показали ещё Aerojet Rocketdyne. Но это не значит, что его можно ставить на ракету и лететь.
А по датам с итальянцами что-то сказать можете?
https://en.wikipedia.org/wiki/M10_(rocket_engine)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 30.01.2025 20:39:26
Цитата: Demir_Binici от 30.01.2025 20:23:06
Цитата: Bell от 30.01.2025 20:01:06Конечно, от иностранных итальянцев были инвестиции. Но факт в том, что инвестиции от американцев на безгенераторник на базе концепций RL10 были раньше 2014 г. Так что наши к итальянам выходили уже с почти готовым решением.
Отчасти готовым. На водороде и без рестарта. То, что подобный водородный двигатель с минимальными изменениями можно худо-бедно запустить и на водороде показали ещё Aerojet Rocketdyne. Но это не значит, что его можно ставить на ракету и лететь.
А по датам с итальянцами что-то сказать можете?
https://en.wikipedia.org/wiki/M10_(rocket_engine)
Да там история описана. И есть ссылка на статью.
DEVELOPMENT OF LM10-MIRA LIQUID OXYGEN LIQUID NATURAL GAS EXPANDER CYCLE DEMONSTRATOR ENGINE

Bell

Цитата: Demir_Binici от 30.01.2025 20:23:06А по датам с итальянцами что-то сказать можете?
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=304
Начало разработки РД-0146ДМ - 2007
Цитировать- проведены огневые испытания двигателя РД0146ДМ на топливе жидкий кислород - жидкий СПГ.

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Буцетам

#199
Забудьте хруников! КВТК - всё! Спешу представить вам водородник 3-го тысячелетия designed by me. Это не какой-нибудь там водород, а двухступенчатый водород со сбрасываемым баком. Предназначен для метанового многораза 40-тонника с большим 6-метровым центром.
На картинке:
красный - вторая ступень (бак и переходник на РБ)
чёрный - сбрасываемый водородный бак
синий - несбрасываемый водородный бак
по центру - кислородный бак
коричневый - адаптер ПГ
зелёный - головной обтекатель
двигатель с выдвижным сопловым насадком

чёрный и синий - баки без силового набора, чёрный сделан из 0,6мм-листа магниевого сплава, синий из 0,3-мм стали баки надувные атлас-стайл. чёрный бак подвесной, синий - несущий
кислородный бак - без силового набора, несущий, из 0,3-мм стали, надувной атлас-стайл
двигатель - рд-0146Д, УИ 470с
Вопросы? Предложения?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.