Отменят ли Трамп с Маском ракету СЛС rocket SLS

Автор Классик, 05.12.2024 12:41:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Отменят ли Трамп с Маском ракету СЛС rocket SLS

Да,  уже в 2025 году
23 (29.1%)
Да, но после 2025 года
20 (25.3%)
Не отменят
36 (45.6%)

Проголосовало пользователей: 79

Голосование закончилось: 30.12.2024 12:41:10

Demir_Binici

Цитата: Arzach от 13.05.2025 18:33:49
Цитата: Demir_Binici от 13.05.2025 15:56:13Стоимость миссий от Crew-10 до Crew-14 для NASA составит $286 миллионов за миссию.
Именно это я и называю дутыми цифрами. Потому как при таком подходе в стоимость пуска "Ангары" надо включать все затраты на её разработку и производство (включая строительство новых мощностей) с 1995 (или какого там) года. Еще забавнее будет выглядеть расчет стоимости запуска "Союза" на "Союзе" с учётом трат на оба семейства и соответствующей индексацией, начиная с командировки Королёва в Германию. ;D

PS: Кстати, если вернуться к nеме - учтены ли в нынешней стоимости запуска Ориона на SLS затраты на разработку, испытания и организацию производства SRB и RS-25 для Шаттла?
Вы можете называть что угодно чем угодно, поминая, заметим что без ссылок, какие-то анонимные "отраслевые оценки". Я привёл реальные цифры, сколько точно сейчас в 2025 году платит NASA. Платит не за разработку, а только за услугу.

Demir_Binici

Цитата: Кот Бегемот от 13.05.2025 18:12:15
Цитата: Demir_Binici от 13.05.2025 17:07:31Там только максимальная сумма определена - $7 миллиардов.
Вот и я об этом.
О чём? Это весьма приблизительная оценка, сколько могли бы составить расходы NASA на оплату услуг SpaceX по доставке грузов к Gateway начиная с 2028 года, глядя из 2020 года. Понятно, что не миллионы и не сотни миллиардов. Не более того.

RaZoom

Хороший расклад от Эрика Бергера:

ЦитироватьПервый вопрос заключается в том, будут ли предложенные Белым домом изменения приняты Конгрессом США. Законодатели от Республиканской и Демократической партий поддерживали Orion два десятилетия, ракету SLS — 15 лет, а Gateway — 10 лет. Откажутся ли они наконец от программ, которые так долго были надежным источником хорошо оплачиваемых рабочих мест?

В целом, похоже, что ответ — да. Контуры сделки наметились во время слушаний по утверждению частного астронавта Джареда Айзекмана на пост следующего администратора НАСА в апреле. Его неоднократно спрашивали, намерен ли он использовать ракету SLS и Orion для Artemis II (облет Луны) и Artemis III (лунная посадка). Айзекман ответил, что да.

Однако ничего не было сказано об использовании этого (очень дорогостоящего) космического оборудования для Artemis IV и последующих миссий. Конгресс не спрашивал, вероятно, потому что знает ответ. И этот ответ, как мы видели в урезанном бюджете президента, заключается в том, что ракета и космический корабль будут закрыты после Artemis III. Это прагматичное время для такого решения, поскольку отмена программ после Artemis III сэкономит НАСА миллиарды долларов на модернизации ракеты для единственной цели: сборки Лунного Gateway, чья полезность вызывает сомнения.
...
Однако Айзекману понадобятся союзники в самом Белом доме, чтобы провести масштабные изменения в космической политике. В связи с этим важным является сообщение Politico на прошлой неделе, подтвержденное Ars, о том, что в ближайшие месяцы будет создан Национальный космический совет. Возглавляемый вице-президентом Джей Ди Вэнсом, космический совет станет противовесом бюджетно-ориентированному процессу Воута. (Национальный космический совет, возглавляемый Вэнсом, вероятно, будет сосредоточен на стратегических целях космической политики США, таких как исследования и лидерство в космосе, что может конфликтовать с чисто финансовыми приоритетами Рассела Воута.)

Таким образом, к этому лету должны быть назначены ключевые лидеры, которые будут определять космическую политику, способствующую достижению целей страны в области исследований.
...
После миссии Artemis III возникает естественный вопрос: что будет дальше, если ракета SLS и космический корабль Orion будут отменены?
Наиболее вероятный ответ заключается в том, что НАСА обратится к старой, но успешной стратегии: COTS (Commercial Orbital Transportation Services — Коммерческие орбитальные транспортные услуги).

Идея программы Lunar COTS не нова. Сотрудники НАСА исследовали эту концепцию в исследовательской статье десятилетней давности, придя к выводу, что «будущая программа (Lunar) COTS имеет большой потенциал для создания экономически эффективных коммерческих возможностей и формирования процветающей цислунной экономики, которая проложит путь к экономичному и устойчивому подходу для будущих пилотируемых миссий на Марс».

Источники указывают, что НАСА обратится к индустрии с просьбой предоставить «комплексное» решение для лунных миссий. То есть интегрированный план по запуску астронавтов с Земли, их посадке на Луну и возвращению на Землю. Одним из участников тендера, безусловно, будет SpaceX, чей корабль Starship уже будет проверен в ходе миссии Artemis III. Экипажи могут стартовать с Земли либо на Dragon, либо на Starship. Другим очевидным участником является Blue Origin. Компания может сотрудничать с Lockheed Martin для коммерциализации космического корабля Orion или использовать пилотируемый аппарат, который она разрабатывает самостоятельно.
Другие компании также могут принять участие. Суть в том, что НАСА будет стремиться закупать услуги по транспортировке астронавтов на Луну, как это уже делается с грузами и научными экспериментами в рамках программы Commercial Lunar Payload Services (Коммерческие услуги по доставке лунных грузов).

Масштаб присутствия на поверхности Луны в рамках программы Artemis будет определяться несколькими факторами, включая стоимость и безопасность этой транспортной программы, а также наличие значимых задач для астронавтов на Луне.
...
В урезанном бюджете содержались интригующие формулировки о исследовании Марса: «Выделяя более 7 миллиардов долларов на лунные исследования и вводя 1 миллиард долларов в новые инвестиции для программ, ориентированных на Марс, бюджет обеспечивает, чтобы усилия Америки в области пилотируемых космических исследований оставались непревзойденными, инновационными и эффективными».
Это, фактически, было единственным увеличением бюджета, предложенным Белым домом Трампа. Что это означает?

Никто не говорит наверняка, но эти средства, вероятно, станут отправной точкой для масштабной программы Mars COTS. Она начнется с грузовых миссий на Марс, но со временем расширится до пилотируемых миссий, тем самым выполняя обещание Трампа высадить людей на красную планету.

Является ли это подарком Илону Маску? Критики, безусловно, будут трактовать это так, и это понятно. Но план будет открыт для всех заинтересованных компаний, а их несколько. Например, Rocket Lab уже выразила заинтересованность в отправке грузовых миссий на Марс. Impulse Space также заявила, что разрабатывает космический аппарат для доставки грузов на Марс и посадки там.

Предложение бюджета Трампа также отменяет ключевой элемент планов НАСА по исследованию Марса — миссию Mars Sample Return, которая должна была доставить образцы горных пород и почвы с красной планеты на Землю в 2030-х годах. Однако эта программа уже была заморожена администрацией Байдена из-за задержек и перерасхода средств.

Источники сообщают, что цель этого сокращения бюджета — не проведение единственной миссии Mars Sample Return стоимостью 8 миллиардов долларов, а создание экосистемы, в которой такие миссии станут регулярными. Преимущество открытия пути к Марсу с помощью коммерческих компаний заключается в том, что это позволит проводить не одну, а множество миссий по возвращению образцов с Марса при меньших затратах.

«Факт в том, что мы хотим доставлять крупные объекты, включая каюты для экипажа, на Луну и Марс и возвращать их на Землю», — сказал один консультант по космической политике от Республиканской партии. «Вместо создания серии дорогих специализированных роботизированных посадочных модулей для научных исследований давайте разработаем экономически эффективные многоразовые посадочные модули, которые с минимальными изменениями смогут поддерживать как грузовые, так и пилотируемые миссии на Луну и Марс».

https://arstechnica.com/space/2025/05/if-congress-actually-cancels-the-sls-rocket-what-happens-next/

triage

Цитата: RaZoom от 14.05.2025 10:44:32Законодатели от Республиканской и Демократической партий поддерживали Orion два десятилетия, ракету SLS — 15 лет, а Gateway — 10 лет
как можно поддерживать 10 лет то чего тогда не было?

Дальше Эрик просто идет паровозом формирователя общественного мнения, т.к. часто передергивает в этом переводе

Каков заголовок не приведенный в русском переаоде
Цитироватьhttps://arstechnica.com/space/2025/05/if-congress-actually-cancels-the-sls-rocket-what-happens-next/

If Congress actually cancels the SLS rocket, what happens next?

Here's what NASA's exploration plans would actually look like if the White House got its way.


И кто там у него в конкурентах Маска?

Arzach

Цитата: Demir_Binici от 14.05.2025 07:48:41Я привёл реальные цифры
ОК, согласен, погорячился, застряв в первом контракте.

Arzach

А между тем Бергер (не иначе как начитавшись этой темы) решил добавить свою пару центов в ArsTechica: "Если Конгресс действительно отменит ракету SLS, что будет дальше?" автоперевод от Яндекса

LRV_75

Цитата: Demir_Binici от 13.05.2025 16:55:14
Цитата: Arzach от 11.05.2025 11:04:55"Самый быстрый способ вернуть американцев на Луну - если мы хотим опередить китайцев - это полет Artemis 3 на SLS", - сказал Шаерман.
Вообще всем, кто хочет наблюдать новую космическую гонку, как процесс, стоит пока болеть за китайцев. Чтоб они первыми на Луне высадились. American Eagle - птица гордая. Пока не пнёшь - не полетит.

Вообразите, что не Спутник был первым искусственным объектом на орбите, а TV-3. А Спутник, наоборот, орбиты бы не достиг. А потом ещё до кучи и Sheppard раньше Гагарина слетал бы по орбитальной траектории. Думаю, что не было бы никакой космической гонки. И на Apollo бы никто денег не дал и на Н-1 и на станции и на прочее. Вяло бы позапускали автоматы на Луну. В лучшем случае вместо Союз-Аполлон в 1975 состоялась бы какая-нибудь Восход-Джемини.
Примерно про это есть сериал "Во имя всего человечества".
Но там еще круче - что произошло, когда русские первыми прилетели на Луну
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Трилобит

Бергер как всегда Бергер. "Плохой старый космос без Маска, кисельные берега коммерции и даже с остальными поделятся". И уверен что Старшип к Артемиде 3 будет готов, хотя все сроки уже давно не хуже SLS вправо съехали.

Диджей Вэнс в ответе за космонавтику, хорошо хоть не мозговой червь в шкуре Кеннеди. Будет просить сказать спасибо офигевших от смены курса международных партнёров, которые вкладывались в Орион и Гейтвей наверное.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

RaZoom

Цитата: Трилобит от 14.05.2025 11:44:20И уверен что Старшип к Артемиде 3 будет готов, хотя все сроки уже давно не хуже SLS вправо съехали.
У Старшипа должен наступить переломный момент, когда начнутся регулярные запуски Старлинков - и тогда эту лавину будет уже не остановить. Так что не стоит рассчитывать на линейность.
Учитывая готовность Рапторов и иные факторы - переломный момент можно ожидать в начале 2026 года.

Трилобит

Цитата: RaZoom от 14.05.2025 14:07:10
Цитата: Трилобит от 14.05.2025 11:44:20И уверен что Старшип к Артемиде 3 будет готов, хотя все сроки уже давно не хуже SLS вправо съехали.
У Старшипа должен наступить переломный момент, когда начнутся регулярные запуски Старлинков - и тогда эту лавину будет уже не остановить. Так что не стоит рассчитывать на линейность.
Учитывая готовность Рапторов и иные факторы - переломный момент можно ожидать в начале 2026 года.
Ну да, демо по сближению дозаправке тоже на 2026 съехало. А Артемида 3 по текущему плану в 2027. За год думаете успеют сделать все что даже в мега оптимистичном изначальном плане должно было 3 года занимать?

Эх, машину бы времени, да маскофилам показать, которые с пеной у рта мне в 2020м доказывали что к 2023 Старшип уже будет готов, японец полетит вокруг Луны, а в 2024 уже коммерческие астронавты высадятся раньше Артемиды, ну а в 2026 Марс. 
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

RaZoom

Цитата: Трилобит от 14.05.2025 14:39:57А Артемида 3 по текущему плану в 2027.
Это слишком оптимистично, учитывая Артемиду 2 в 2026 году.
Цитата: Трилобит от 14.05.2025 14:39:57За год думаете успеют сделать все что даже в мега оптимистичном изначальном плане должно было 3 года занимать?
Отчего же за год? Просто по графику подставьте вместо 2022 ->2025 и тд, как раз на 2028 год всё и выйдет.
Цитата: Трилобит от 14.05.2025 14:39:57Эх, машину бы времени, да маскофилам показать, которые с пеной у рта мне в 2020м доказывали что к 2023 Старшип уже будет готов, японец полетит вокруг Луны, а в 2024 уже коммерческие астронавты высадятся раньше Артемиды, ну а в 2026 Марс. 
Нет, ну оно конечно понятно, что с орбитальной дозаправкой проблем хлебнут, да и тестовый HLS не с первого раза прилунится. Но всё же наверно посоревнуются с китайцами до 2030 года - кто первый. Почему бы не задержать Артемиду 3 ради такого случая, учитывая - что это будет последний полет SLS и Ориона. Это раньше хотели изменить задачи миссии в рамках Артемиды 3, когда были далекие планы, а теперь спешить некуда.
Вот кстати интересно относительно посадочного модуля Blue Moon от New Glenn - получается он отменяется автоматом?

Кот Бегемот

А что если HLS будет брать пассажиров на НОО слетает на луну а потом вернется на НОО за новыми пассажирами и дозаправкой?
Пассажиров можно доставлять к НОО хоть на драконе...Вот это была бы крутая система - многоразовое лунное такси!
Снизить массу ПН, увеличить размер, и добавить топлива у земли можно аэробрейк отработать при возврате с луны (полезно при полетах на марс). ::)
Или можно отправить танкер с топливом на луну и дозаправить HLS там.

Трилобит

Цитата: RaZoom от 14.05.2025 14:58:53Отчего же за год? Просто по графику подставьте вместо 2022 ->2025 и тд, как раз на 2028 год всё и выйдет.
2029 выходит тогда, демо по заправке же 2026.
Цитата: RaZoom от 14.05.2025 14:58:53учитывая - что это будет последний полет SLS и Ориона.
Будем посмотреть, за 100 дней уже от офигенных планов Трампа и его шайки начинают даже его соратники уставать, могут и отстоять Block 2, учитывая что все компоненты уже почти готовы.
Ну или еще изящнее есть план - под предлогом "не больно то и хотелось, уже флаг воткнули в 70х, зато на Марс первыми сядем, но потом" скрываем "не шмогла" и дальше пилим Старлинковоз на бюджетные деньги под обещания марсианских яблонь.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Андрюха

Цитата: Кот Бегемот от 14.05.2025 15:12:18А что если HLS будет брать пассажиров на НОО слетает на луну а потом вернется на НОО за новыми пассажирами и дозаправкой?
Пассажиров можно доставлять к НОО хоть на драконе...Вот это была бы крутая система - многоразовое лунное такси!
Снизить массу ПН, увеличить размер, и добавить топлива у земли можно аэробрейк отработать при возврате с луны (полезно при полетах на марс). ::)
Или можно отправить танкер с топливом на луну и дозаправить HLS там.
И как эта "дурында" будет возвращаться на НОО? Если для одного полета на ОЛО требуется неизвестное количество танкеров, то сколько же их понадобится ещё доставить на Луну? "Овчинка", именно эта, точно стоит выделки? :)

Андрюха

#794
Цитата: Андрюха от 14.05.2025 22:09:57
Цитата: Кот Бегемот от 14.05.2025 15:12:18А что если HLS будет брать пассажиров на НОО слетает на луну а потом вернется на НОО за новыми пассажирами и дозаправкой?
Пассажиров можно доставлять к НОО хоть на драконе...Вот это была бы крутая система - многоразовое лунное такси!
Снизить массу ПН, увеличить размер, и добавить топлива у земли можно аэробрейк отработать при возврате с луны (полезно при полетах на марс). ::)
Или можно отправить танкер с топливом на луну и дозаправить HLS там.
И как эта "дурында" будет возвращаться на НОО? Если для одного полета на ОЛО требуется неизвестное количество танкеров, то сколько же их понадобится ещё доставить на Луну? "Овчинка", именно эта, точно стоит выделки? :)
А давайте-ка посчитаем  ;)
Чем вроде бы должна располагать HLS? Отлет от Земли - 3200 м/с + переход на низкую орбиту 450 м/с + 750 (т.к. через NRHO) + 2100 посадка + 2000 взлет + 750 переход на NRHO. Итого Vx = 9250 м/с. Ого! Так сколько это заправок у Земли?
Теперь. Что нужно заправляемому на Луне HLS: 3200 на отлет + 900 выход на орбиту + 2100 посадка. Итого 6200 м/с. Да, танкеров для него потребуется меньше в полтора раза. Но, для возврата HLS понадобится привезти ещё 2700 на взлет и отлет к Земле + 3200 выход на НОО = 5900 м/с другими танкерами, а каждый такой "лунный" танкер также должен располагать "собственными" 6200 м/с чтобы доставить "порцию горючки" для HLS. И сколько тогда нужно ещё танкеров у Земли для заправки одного такого "лунного" танкера? И это если "лунный" танкер одноразовый! Если многоразовый - добавляем к 6200 ещё 2700 м/с на возврат пустого (пусть садится на Землю)... что-то так себе транспортная система, зато без SLS ;D

Кот Бегемот

Ну вот!Пришел поручик Ржевский и все опошлил. :-\

Ну-и-ну

Цитата: Трилобит от 14.05.2025 14:39:57Эх, машину бы времени, да маскофилам показать
Надо брать биток и Теслу. Остальное лирика.

Андрюха

Цитата: Кот Бегемот от 15.05.2025 00:06:32Ну вот!Пришел поручик Ржевский и все опошлил. :-\
Ну не ;D Просто не нужно заправляться на Луне! "Заливайте" в HLS у Земли на Vx 6200 м/с на полет туда + 2700 м/с обратно с аэробрейкингом. Итого 8900 м/с. Примерно столько же танкеров и понадобится, как для "принятого". Вот тогда будет "такси"! Но есть нюансы. Тогда придется "таскать" теплозащиту и ПН конечно будет поменьше. И тут возникает вопрос: что будет легче? Теплозащита или топливо на 3200 м/с для выхода на НОО. Наверное остаётся выбрать теплозащиту, т.к. 8900 + ещё 3200 вряд-ли "войдут" в один корабль...
А заправка на Луне для любой схемы выгодна только при наличии "местного" там топлива. А метана там нема ;D

Буцетам

С HLS-а снимут теплозащиту, а сам он будет меньше по размерам. А танкеры полноразмерные. Поэтому потребуется меньше заправок. 
Старшип сейчас делает 7,5 км/с deltaV. Для прямой посадки на Луну (без Гейтвея) нужно 6-6,1 км/с. Вот и получается что даже обычному старшипу полная заправка не нужна. 
Более того, обычный старшип почти что может и сесть И взлететь (7,5-6,1=1,4). Облегчённый лунный старшип без щита будет способен добрать необходимые метры в секунду. Я думаю возможен даже взлёт и отлёт в сторону Земли (2 км/с+0,9 км/с). Но скорее всего импульс к Земле будет давать Орион.
В общем, никаких особых проблем не просматривается. Необходимости много раз заправляться тоже не просматривается. Я думаю HLS по массе будет 60% от обычного старшипа 3.0. Заправка топливом на ≈1200 тонн. Число танкеров: 4-5
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

На старшипе v.3 площадь теплового щита будет около 1500 м2. При толщине щита 4 см и средней плотности 400кг/м3 масса около 24 тонн. Ну возьмём 25. Вроде немного, но у HLS эта масса как бы и вычитывается из конечной в формуле Циолковского, и приюавляется к начальной в формуле Циолковского. HLS сможет выдать +600м/с относительно обычного старшипа, а обычному 600м/с не хватает для взлёта с Луны. При этом обычный v3 поднимает сколько, 150 тонн? А HLS-у нужно поднять с Луны ≈60тонн (45 на Орион и 15 на посадочные двигатели, опоры и конструкции). 
Вот и получается что с HLS может быть в 2,5 раза легче старшипа v.3. А танкеры, напомню, полноразмерные
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.