ЖРД НК-33 - в чем причина полувековой немилости к семейству НК-15?

Автор amster, 11.05.2024 04:16:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Почему не используют НК-33 и прочие движки Кузнецова?

"Гнилой двигатель"
17 (20%)
Межведомственная борьба космистов с авиаторами
36 (42.4%)
Большая политика - прячут всё связаное с ракетой Н1
19 (22.4%)
Бизнес - НК33 мешает зарабатывать
23 (27.1%)
Вредители - заворачивают всё хорошее в СССР/РФ
16 (18.8%)

Проголосовало пользователей: 85

Голосование закончилось: 29.07.2025 04:16:18

solitaire

Цитата: Дем от 26.08.2024 21:41:15
Цитата: solitaire от 25.08.2024 22:24:19Если сравнивать НК и БХГ в сверхтяжёлой ракете, то практика известна: Н-1 с НК наворачивалась, а Энергия с БХГ успешно летала.
Наворачивалась исключительно по причине системы управления. В стране обьявившей кибернетику лженаукой другого ожидать сложно.
Напомню



Вообще только третья авария была из-за проблем с управлением.


Но такая картина как со Старшипом с Н-1 невозможна:
(1) Н-1 управлялась не качанием двигателей, а разнотягом противоположных двигателей. По этой кстати причине в случае выключения двигателя приходилось отключать противоположный.
(2) Запас по тяге у Н-1 гораздо ниже. Он предполагал максимум отключение 4 двигателей для продолжения полета. А по факту из управления разнотягом, отказ более двух двигателей = фейл.
Не сказать бы, что управление разнотягом это так плохо, но для него неплохо бы иметь запас по надежности у движков, а оно как-то....

Цитата: Дем от 26.08.2024 21:41:15Ну так поставить движок так, чтобы ТНА саморазобрался наружу... и хрен с ним. А КОРД перекроет подачу топлива в него.
Не могу представить... а как?

Дем

Цитата: solitaire от 26.08.2024 22:12:23Вообще только третья авария была из-за проблем с управлением.
Третья - потому что система управления закрутила ракету.
А остальные три - из-за неверной реакции на отказы. Что тоже система управления.
Цитата: solitaire от 26.08.2024 22:12:23Но такая картина как со Старшипом с Н-1 невозможна:
Стартовая масса - 2735т, так что для положительной динамики было достаточно 18 движков. 
Разумеется в этом случае ни о каком выходе в космос речи быть не могло, но и СШ только до 40 км долетел.
Цитата: solitaire от 26.08.2024 22:12:23Не могу представить... а как?
Если движок взрывается - то надо чтобы он безопасно для окружающего взрывался, всё равно работать не будет.
Вплоть до вскрытия/отстрела ТНА шнуровым зарядом - не можешь предотвратить, возглавь.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

vlad7308

Цитата: Трилобит от 26.08.2024 20:40:35
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:16:56
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:06:29многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым
Что за бред? Наши автоматы и посадку осуществили и грунт взяли, а Вы занимаетесь примитивной пропагандой. Человека посылать на луну это явная глупость. Ради флаговтыка? Потратить много денег на эту явную глупость? Даже в политбюро над этой глупостью смеялись, хотя делали вид, что  "делали  лунную ракету". Выяснилось при всей этой истории, что деньги имеют абсолютную власть ...над всеми ..и всем.
Вы сейчас серьезно? Аполлон безусловно флаговтык, но и массив научных данных несравнимый.
По тому же грунту - объем в несколько центнеров, ручной отбор интересных образцов различных пород с большой площади, особенно в последних миссиях с багги с качественной фотофиксацией формаций откуда был взят образец. Размещение сейсмографов в составе ALSEP, возврат материалов с Surveyor 3.
Два космонавта на багги за пару дней покрывают больше площади и собирают больше данных чем современные роверы могут собрать за несколько лет, что уж говорить о посадочных аппаратах.
Я понять не могу как можно всерьез отрицать такие вещи. Как раз таки отмахиваться от этого под предлогом что "наши первыми сели и вернули граммы" это флаговтык.
это просто повторение официальной советской точки зрения для публики.
Back in the USSR, так сказать.
это оценочное суждение

solitaire

Цитата: Дем от 26.08.2024 23:08:49
Цитата: solitaire от 26.08.2024 22:12:23Вообще только третья авария была из-за проблем с управлением.
Третья - потому что система управления закрутила ракету.
А остальные три - из-за неверной реакции на отказы. Что тоже система управления.
Надо признать, да, отставание в электронике сказывалось не лучшим образом. Хотя интересно, сделай для Н-1 СУ скажем современная SpaceX, насколько успешнее были бы испытания..
Цитата: Дем от 26.08.2024 23:08:49Если движок взрывается - то надо чтобы он безопасно для окружающего взрывался, всё равно работать не будет.
Вплоть до вскрытия/отстрела ТНА шнуровым зарядом - не можешь предотвратить, возглавь.
Типа аварийный отстрел двигателя?
Прикольно)
Особенно если бы попытались реализовать, а сумасшедшая КОРД решила расстрелять все двигатели ;D


Ивгениуш

Цитата: Дем от 26.08.2024 21:41:15ненавидели скорей по причине самодурства и амбиций руководства.
Редуцировали бы ракету до Н-11, шустро сделали бы десяток запусков отловив глюки и только потом начали бы запускать гипертяж. Вон Маск вообще с
Всему причиной недофинансирование. А может чувствовали, что руководство, то, что на самом верху, играет в какие-то свои игры, и делиться информацией ни с кем из них не собирается.... А до Н-11 уже и руки не могли дойти, никому, похоже, она не была нужна, и это самое руководство оказалось бы в очень затруднительном положении, случись вдруг удачный старт. Поэтому и отменили все работы по какой-то нелепой, неестественной отговорке незадолго до пятого старта. Не дай бог полетит! Хотя даже сам старт, фото, видео, можно было использовать в пропагандистских целях, но это могло затруднить демонтаж советской системы.

Ивгениуш

Цитата: vlad7308 от 26.08.2024 23:40:45
Цитата: Трилобит от 26.08.2024 20:40:35
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:16:56
Цитата: Ивгениуш от 26.08.2024 19:06:29многострадальная, а первыми на луну не попали с ее помощью, два и не первым
Что за бред? Наши автоматы и посадку осуществили и грунт взяли, а Вы занимаетесь примитивной пропагандой. Человека посылать на луну это явная глупость. Ради флаговтыка? Потратить много денег на эту явную глупость? Даже в политбюро над этой глупостью смеялись, хотя делали вид, что  "делали  лунную ракету". Выяснилось при всей этой истории, что деньги имеют абсолютную власть ...над всеми ..и всем.
Вы сейчас серьезно? Аполлон безусловно флаговтык, но и массив научных данных несравнимый.
По тому же грунту - объем в несколько центнеров, ручной отбор интересных образцов различных пород с большой площади, особенно в последних миссиях с багги с качественной фотофиксацией формаций откуда был взят образец. Размещение сейсмографов в составе ALSEP, возврат материалов с Surveyor 3.
Два космонавта на багги за пару дней покрывают больше площади и собирают больше данных чем современные роверы могут собрать за несколько лет, что уж говорить о посадочных аппаратах.
Я понять не могу как можно всерьез отрицать такие вещи. Как раз таки отмахиваться от этого под предлогом что "наши первыми сели и вернули граммы" это флаговтык.
это просто повторение официальной советской точки зрения для публики.
Back in the USSR, так сказать.
Нет. Как было сказано в одном американском сериале, это Л-логика, как ни больно Вам это признавать, такова се ля Ви. Если Вы, конечно в нашей реальности обретаетесь, а не в какой-нибудь парвллельной ;D

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 27.08.2024 00:37:51Надо признать, да, отставание в электронике сказывалось не лучшим образом. Хотя интересно, сделай для Н-1 СУ скажем современная SpaceX, насколько успешнее были
Пресловутое это "отставание" в значительной степени преувеличено. Просто в СССР каждую такую проблему решали конкретно для каждого конкретного случая. Что касается системы корд, то ею просто никто не занимался, денег, думаю, не давали. Но и в этих условиях 5 старт скорее всего был бы успешным. Поэтому Глушко, вопреки логике и этике ученого закрыл проект своим приказом.

AB57

чтобы не повторять старый пост:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=22857.msg2587385#msg2587385

Ивгениуш

Цитата: Demir_Binici от 25.08.2024 14:03:00
Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:53:37Своим приказом он остановил работы по Н1 в своей организации. И, надеюсь, Вы понимаете, что такие решения без санкции свыше он реализовать бы не мог. А проект был закрыт ПСМ и ЦК КПСС, как и положено. Запрет на использование НК-33 нигде не обнаружен. Если Вы его ("документ о запрете") нам покажете, будет крайне интересно.
Есть другой документ.

Работы по двигателю продолжались вплоть до 1977 года. В 1974 только производство прекратили.
ЦитироватьХХХ Академические чтения по космонавтике, Москва, 2006 г.

 
С.Н. Тресвятский, Д.Г. Федорченко, В.П. Данильченко
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»

 
О  стендовой  доводке  двигателя.  За  весь  период  испытаний двигателей  НК-33  от начала отработки (декабрь 1969г.) до прекращения работ по двигателям (январь 1977г.) в общей сложности был испытан 191 двигатель, на которых выполнено 469 запусков с суммарной наработкой 44393 секунды и 42 двигателя НК-43 (с высотным соплом), на которых проведено  92  испытания  с  суммарной  наработкой  8600  секунд.
Суммарная  наработка  при  успешных  ресурсных  испытаниях  серийных двигателей  -  прототипов  составила  43  560  секунд.  Таким  образом, суммарная  наработка,  подтверждающая  надёжность  двигателя  НК-33-1, составляет 96 000 секунд.

Так что все сказки про тайно спрятанные под ветошью на заброшенном складе двигатели - красочные выдумки журналистов.
А где двигатели, какова их судьба? Это нк-15 можно было один раз запускать. А нк-33 многопусковой.

Demir_Binici

Цитата: Ивгениуш от 27.08.2024 17:52:44
Цитата: Demir_Binici от 25.08.2024 14:03:00
Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:53:37Своим приказом он остановил работы по Н1 в своей организации. И, надеюсь, Вы понимаете, что такие решения без санкции свыше он реализовать бы не мог. А проект был закрыт ПСМ и ЦК КПСС, как и положено. Запрет на использование НК-33 нигде не обнаружен. Если Вы его ("документ о запрете") нам покажете, будет крайне интересно.
Есть другой документ.

Работы по двигателю продолжались вплоть до 1977 года. В 1974 только производство прекратили.
ЦитироватьХХХ Академические чтения по космонавтике, Москва, 2006 г.

 
С.Н. Тресвятский, Д.Г. Федорченко, В.П. Данильченко
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»

 
О  стендовой  доводке  двигателя.  За  весь  период  испытаний двигателей  НК-33  от начала отработки (декабрь 1969г.) до прекращения работ по двигателям (январь 1977г.) в общей сложности был испытан 191 двигатель, на которых выполнено 469 запусков с суммарной наработкой 44393 секунды и 42 двигателя НК-43 (с высотным соплом), на которых проведено  92  испытания  с  суммарной  наработкой  8600  секунд.
Суммарная  наработка  при  успешных  ресурсных  испытаниях  серийных двигателей  -  прототипов  составила  43  560  секунд.  Таким  образом, суммарная  наработка,  подтверждающая  надёжность  двигателя  НК-33-1, составляет 96 000 секунд.

Так что все сказки про тайно спрятанные под ветошью на заброшенном складе двигатели - красочные выдумки журналистов.
А где двигатели, какова их судьба? Это нк-15 можно было один раз запускать. А нк-33 многопусковой.
Более того, Aerojet их доработал до повторного включения в полёте. Достоверно сказать, доработал или нет, и испытывалось ли повторное включение хотя бы на земле не знаю. Однако было даже специальное обозначение такой модели. Но после банкротства Kistler это оказалось никому не нужным. Судя по тому, что предложение Rocketplane Kistler было выбрано NASA, а значит прошло экспертизу, повторное включение NK-33 в полёте NASA считали реальным.

Demir_Binici

Странно, что здесь обсуждают весьма спорную и непонятно зачем нужную концепцию Н1 и не обсуждают возрождение гораздо более практичной концепции Kistler K-1. Вот что имело смысл на НК-33 делать.

AB57

Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 18:26:48Странно, что здесь обсуждают весьма спорную и непонятно зачем нужную концепцию Н1 и не обсуждают возрождение гораздо более практичной концепции Kistler K-1. Вот что имело смысл на НК-33 делать.
а зачем Маску и Ко. Kistler? Кто же его теперь даст делать?

Demir_Binici

#72
Цитата: AB57 от 27.08.2024 18:59:26
Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 18:26:48Странно, что здесь обсуждают весьма спорную и непонятно зачем нужную концепцию Н1 и не обсуждают возрождение гораздо более практичной концепции Kistler K-1. Вот что имело смысл на НК-33 делать.
а зачем Маску Kistler?
Маску? Причём тут Маск? Маску Kistler очевидно не нужен. Он даже жалобы на них подавал.

ЦитироватьКто же его теперь даст делать?
Ратующим за возрождение производства НК-33 никто не запрещает организовать частную компанию и возродить Kistler K-1 или что-то близкое. Что мешает?

AB57

Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 19:02:36
Цитата: AB57 от 27.08.2024 18:59:26
Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 18:26:48Странно, что здесь обсуждают весьма спорную и непонятно зачем нужную концепцию Н1 и не обсуждают возрождение гораздо более практичной концепции Kistler K-1. Вот что имело смысл на НК-33 делать.
а зачем Маску Kistler? Кто же его теперь даст делать?
Маску? Причём тут Маск? Маску Kistler не очевидно нужен. Он даже жалобы на них подавал.

Кто же его теперь даст делать? Ратующим за возрождение производства НК-33 никто не запрещает организовать частную компанию и возродить Kistler K-1 или что-то близкое. Что мешает?
Для организации частной компании нужно делать бизнес-план. Расписывать куда, кому и сколько ракет будешь продавать. А тут практически всё уже давно "продано" Маску. Кто же на такое пойдёт? 

vlad7308

Цитата: AB57 от 27.08.2024 19:09:15Для организации частной компании нужно делать бизнес-план. Расписывать куда, кому и сколько ракет будешь продавать. А тут практически всё уже давно продано Маску. Кто же на такое пойдёт?  
Если сделать лучше, чем Маск - шансы есть.
В конце концов, когда появился Маск, "практически всё уже давно было продано" ULA, Ariane и ILS.
это оценочное суждение

Demir_Binici

Цитата: AB57 от 27.08.2024 19:09:15
Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 19:02:36
Цитата: AB57 от 27.08.2024 18:59:26
Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 18:26:48Странно, что здесь обсуждают весьма спорную и непонятно зачем нужную концепцию Н1 и не обсуждают возрождение гораздо более практичной концепции Kistler K-1. Вот что имело смысл на НК-33 делать.
а зачем Маску Kistler? Кто же его теперь даст делать?
Маску? Причём тут Маск? Маску Kistler не очевидно нужен. Он даже жалобы на них подавал.

Кто же его теперь даст делать? Ратующим за возрождение производства НК-33 никто не запрещает организовать частную компанию и возродить Kistler K-1 или что-то близкое. Что мешает?
Для организации частной компании нужно делать бизнес-план. Расписывать куда, кому и сколько ракет будешь продавать. А тут практически всё уже давно продано Маску. Кто же на такое пойдёт? 
Причём тут опять Маск? Мы вроде на ФНК, а не на NSF и общаемся по-русски и двигатель российский и производство его если и можно восстановить, то только в России. В РФ конечно компанию организовывать.

AB57

Цитата: Demir_Binici от 27.08.2024 19:14:41Причём тут опять Маск? Мы вроде на ФНК, а не на NSF и общаемся по-русски и двигатель российский и производство его если и можно восстановить, то только в России. В РФ конечно компанию организовывать.

1. Если у Вас речь шла о фирме Kistler (и ей подобных) и их продуктах (соответственно, американский и международный рынки), то ссылка на Маска очень даже верна. Там сейчас новой ракете нечего делать. Да и сделать её просто не дадут.

2. Если же Вы имели в виду российские перспективы, то я, собственно, и не предлагал восстанавливать производство НК-33 - это всё равно, что сегодня начать производить Ту-104 и Ил-18, или Волгу ГАЗ-21.

Вот и поговорили... )))



Dulevo

Цитата: AB57 от 27.08.2024 21:29:18Там сейчас новой ракете нечего делать.
А чем тогда Блу Ориджин занимается? А Rocket Lab?

simple

Цитата: Dulevo от 27.08.2024 21:52:41
Цитата: AB57 от 27.08.2024 21:29:18Там сейчас новой ракете нечего делать.
А чем тогда Блу Ориджин занимается? А Rocket Lab?
отрабатывают деньги наса вестимо, им же надо несколько ракет а вот будет им что делать никто не обещал

Дем

Цитата: AB57 от 27.08.2024 18:59:26Кто же его теперь даст делать?
А зачем вообще как-то мешать заведомо неокупающемуся проекту?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.