ЖРД НК-33 - в чем причина полувековой немилости к семейству НК-15?

Автор amster, 11.05.2024 04:16:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Почему не используют НК-33 и прочие движки Кузнецова?

"Гнилой двигатель"
17 (20%)
Межведомственная борьба космистов с авиаторами
36 (42.4%)
Большая политика - прячут всё связаное с ракетой Н1
19 (22.4%)
Бизнес - НК33 мешает зарабатывать
23 (27.1%)
Вредители - заворачивают всё хорошее в СССР/РФ
16 (18.8%)

Проголосовало пользователей: 85

Голосование закончилось: 29.07.2025 04:16:18

solitaire

.
Цитата: Ивгениуш от 24.08.2024 20:28:46
Цитата: Евгений Б. от 12.05.2024 04:27:18К вопросу о мифической "невостребованности" НК-33 :

Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2006 13:21:31«Зенит» «дожидался» унифицированного РД-170/171, хотя уже в конце 70-х мог летать с НК-33.

Можно было, видимо, просто на союзе заменить рд-107/108 на нк-33 с рядом модификаций с пн от зенита до ангары ...но ведь это так дешёво..  ;D
Ну помимо подковерных игр...
Для этого надо было быть уверенным в их надёжности. А этого как раз не было, более того в этом как раз были большие сомнения.

А заменить весьма надёжные двигатели РД-107/108 на нечто сомнительное - так себе идея

Но теоретически можно было, да. Правда ПН... если заменить двигатели на центральном блоке и на боковушках, а-ля союз 2-3, ПН будет 16т., что конечно побольше Зенита, но до Ангары А-5 сильно не дотягивает.
Цитата: Ивгениуш от 24.08.2024 20:18:41То есть ещё один вариант ответа не был озвучен. Виновен конкретный человек, академик Глушко, ракетный император, которому не смел перечить ни один академик. Существует множество конкретных
ситуаций,  когда применение нк-33 просто отклоняли по непонятным причинам.
Двигатели НК уронили 2 или 3 Н-1 (смотря как смотреть на итоги). Вот это репутация у них: они - одна из основных причин провала Н-1. И хотя для НК-33 обещалась надёжность куда лучше, но... им репутацию поправить было негде.

А Глушко был одним из самых крутых и авторитетных двигателистов. И не просто словах, среди его движков в т.ч РД-107/108, куча двигателей на вонючке в т.ч. протоновский РД-253. И почему бы его мнение не принимать во внимание? А с двигателями НК он был ознакомлен когда разрабатывалась  Н-1 и как известно заявил что это "гнилые двигатели", а полеты Н-1 наглядно это продемонстрировали.

Ивгениуш

#21
Как раз с надежностью у нк-33 всё было намного лучше, чем, например, у рд-170/171, о чём свидетельствуют многочисленные прожиги и испытания, неужели Вы думаете, что его допустили бы к работе,  если бы были сомнения в его надёжности? Таким образом Вы выражаете  сомнения в квалификации ведущих специалистов ракетчиков. А со стороны Глушко подобное поведение выглядит некорректным, а если точнее откровенным шельмованием
На это же указывают и отчёты по результатам исследований причин аварии Н-1. Ракету надо было доводить до ума. Плохо работала система корд, её надо было делать эффективной. Возможно главная причина аварий недофинансирование. Нормально (более менее) начали всё делать только к 4 старту, после серьезной аварии.
 

AB57

на мой взгляд варианты ответов "межведомственная борьба" и "вредительство" - это по сути почти одно и то же.

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 25.08.2024 00:50:58.
Цитата: Ивгениуш от 24.08.2024 20:28:46
Цитата: Евгений Б. от 12.05.2024 04:27:18К вопросу о мифической "невостребованности" НК-33 :

Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2006 13:21:31«Зенит» «дожидался» унифицированного РД-170/171, хотя уже в конце 70-х мог летать с НК-33.

Можно было, видимо, просто на союзе заменить рд-107/108 на нк-33 с рядом модификаций с пн от зенита до ангары ...но ведь это так дешёво..  ;D
Ну помимо подковерных игр...
Для этого надо было быть уверенным в их надёжности. А этого как раз не было, более того в этом как раз были большие сомнения.

А заменить весьма надёжные двигатели РД-107/108 на нечто сомнительное - так себе идея

Но теоретически можно было, да. Правда ПН... если заменить двигатели на центральном блоке и на боковушках, а-ля союз 2-3, ПН будет 16т., что конечно побольше Зенита, но до Ангары А-5 сильно не дотягивает.
Цитата: Ивгениуш от 24.08.2024 20:18:41То есть ещё один вариант ответа не был озвучен. Виновен конкретный человек, академик Глушко, ракетный император, которому не смел перечить ни один академик. Существует множество конкретных
ситуаций,  когда применение нк-33 просто отклоняли по непонятным причинам.
Двигатели НК уронили 2 или 3 Н-1 (смотря как смотреть на итоги). Вот это репутация у них: они - одна из основных причин провала Н-1. И хотя для НК-33 обещалась надёжность куда лучше, но... им репутацию поправить было негде.

А Глушко был одним из самых крутых и авторитетных двигателистов. И не просто словах, среди его движков в т.ч РД-107/108, куча двигателей на вонючке в т.ч. протоновский РД-253. И почему бы его мнение не принимать во внимание? А с двигателями НК он был ознакомлен когда разрабатывалась  Н-1 и как известно заявил что это "гнилые двигатели", а полеты Н-1 наглядно это продемонстрировали.
Мнеие одного человека не должно быть определяющим. Никто из академиков, как я понимаю, его не поддерживал. Наконец есть объективные данные а также мнения некоторых людей, знавших Глушко о его характере. Став ракетным императором (кто ж его назначил?), он просто своим волевым решением отменил и н-1 и нк-33. Самая естественная версия это борьба двух ведомств, оседлавших солидные финансовые потоки. Глушко смотрел на ведомство Кузнецова как на пришлых, пытающихся залезть в чужой двор. Конкуренция это вроде хорошо, но в данном случае ни о какой честной конкуренции речи быть не может. Короче причина как всегда одна м иа же деньги. Получается Глушко просто грубо отпихнул конкурентов, не дав им ни единого шанса, вел он себя крайне агрессивно,
всем говорил: "это дохлая ракета". Дело от этого пострадало, дело, которому он, между прочим, отдал всю свою жизнь.

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 25.08.2024 00:50:58Правда ПН... если заменить двигатели на центральном блоке и на боковушках, а-ля союз 2-3, ПН будет 16т., что конечно побольше Зенита, но до Ангары А-5 сильно не дотягивает.
Речь идёт о различных модификациях, возьмите, например союз-2.1в, первая ступень по тяговооружённости не уступает А1 или тяговооружённости УРМ. Есть и свои отдельные фишки, например нк-43 высотный двигатель, который можно было бы поставить на 2 ступень ангары. Видимо, благодаря гораздо меньшим нагрузкам и напряжениям (давление наддува) можно было бы подумать и о переливе и дополнительных баках.

Ивгениуш

Цитата: solitaire от 25.08.2024 00:50:58Для этого надо было быть уверенным в их надёжности. А этого как раз не было, более того в этом как раз были большие сомнения.
Неужели Вы думаете кто либо будет опираться на какие-то субъективные ощущения, типа "уверен, не уверен"? Должны быть данные испытаний, строго регламентированные по протоколу, были и конкретные люди, оставившие свои подписи в соответствующих документах. И у нк-33 результаты посолилнее будут, чем у, например, рд-170/171.

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:37:21всем говорил: "это дохлая ракета". Дело от этого пострадало, дело, которому он, между прочим, отдал всю свою жизнь.
А мнение одного человека и не было определяющим. И уж точно не Глушко принимал решение о закрытии программы Н1-Л3. И, кстати, Глушко в принципе не мог запретить НК-33 - они разрабатывались в МАПе, где Глушко права голоса не имел. 
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

AB57

Цитата: solitaire от 25.08.2024 00:50:58А Глушко был одним из самых крутых и авторитетных двигателистов. И не просто словах, среди его движков в т.ч РД-107/108, куча двигателей на вонючке в т.ч. протоновский РД-253. И почему бы его мнение не принимать во внимание? А с двигателями НК он был ознакомлен когда разрабатывалась  Н-1 и как известно заявил что это "гнилые двигатели", а полеты Н-1 наглядно это продемонстрировали.
только сам, почему-то, не смог создать ни аналог F-1, ни аналог J-2. А ведь, абсолютно в этом не сомневаюсь, сверху требовали сделать "наш ответ" (читай - прямые аналоги). Но предпочёл "вонючку" -- так было проще получить поддержку военных. Но даже на ней аналог F-1 создать не удалось. Ну и создание аналога J-2, в итоге, отдали в Воронеж.

Ну и ещё вот это (см дневники Мишина - запись от 27.III. 1967):
"11Д51 стоит — 120 т[ыс.] рублей (600 т[ыс.]р[ублей] у В.П. Г[лушко].)"

Можно, коненчно, рассуждать о "серии" НК-15, что, в результате, снизило стоимость двигателя, но ведь и РД-253 в 1967 году тоже был давно в серии, но, почему-то, стоил в 5 раз дороже!!   

Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:17:29
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:37:21всем говорил: "это дохлая ракета". Дело от этого пострадало, дело, которому он, между прочим, отдал всю свою жизнь.
А мнение одного человека и не было определяющим. И уж точно не Глушко принимал решение о закрытии программы Н1-Л3. И, кстати, Глушко в принципе не мог запретить НК-33 - они разрабатывались в МАПе, где Глушко права голоса не имел.

Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом. Конечно елинолично такое решение он принять не мог, но этика учёного предполагает немного другие действия.А запретить использовать (нк-33), всё равно что закрыть.

WkWk

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30но этика учёного предполагает немного другие действия
Ну вот 4 раза попробовали - 4 раза не вышло. Сколько по вашему надо еще взорвать ракет чтобы отменить программу?

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30
Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:17:29
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:37:21всем говорил: "это дохлая ракета". Дело от этого пострадало, дело, которому он, между прочим, отдал всю свою жизнь.
А мнение одного человека и не было определяющим. И уж точно не Глушко принимал решение о закрытии программы Н1-Л3. И, кстати, Глушко в принципе не мог запретить НК-33 - они разрабатывались в МАПе, где Глушко права голоса не имел.

Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом. Конечно елинолично такое решение он принять не мог, но этика учёного предполагает немного другие действия.А запретить использовать (нк-33), всё равно что закрыть.
Своим приказом он остановил работы по Н1 в своей организации. И, надеюсь, Вы понимаете, что такие решения без санкции свыше он реализовать бы не мог. А проект был закрыт ПСМ и ЦК КПСС, как и положено. Запрет на использование НК-33 нигде не обнаружен. Если Вы его ("документ о запрете") нам покажете, будет крайне интересно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:53:37Своим приказом он остановил работы по Н1 в своей организации. И, надеюсь, Вы понимаете, что такие решения без санкции свыше он реализовать бы не мог. А проект был закрыт ПСМ и ЦК КПСС, как и положено. Запрет на использование НК-33 нигде не обнаружен. Если Вы его ("документ о запрете") нам покажете, будет крайне интересно.
Есть другой документ.

Работы по двигателю продолжались вплоть до 1977 года. В 1974 только производство прекратили.
ЦитироватьХХХ Академические чтения по космонавтике, Москва, 2006 г.

 
С.Н. Тресвятский, Д.Г. Федорченко, В.П. Данильченко
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»

 
О  стендовой  доводке  двигателя.  За  весь  период  испытаний двигателей  НК-33  от начала отработки (декабрь 1969г.) до прекращения работ по двигателям (январь 1977г.) в общей сложности был испытан 191 двигатель, на которых выполнено 469 запусков с суммарной наработкой 44393 секунды и 42 двигателя НК-43 (с высотным соплом), на которых проведено  92  испытания  с  суммарной  наработкой  8600  секунд.
Суммарная  наработка  при  успешных  ресурсных  испытаниях  серийных двигателей  -  прототипов  составила  43  560  секунд.  Таким  образом, суммарная  наработка,  подтверждающая  надёжность  двигателя  НК-33-1, составляет 96 000 секунд.

Так что все сказки про тайно спрятанные под ветошью на заброшенном складе двигатели - красочные выдумки журналистов.

Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:53:37
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 11:39:30
Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:17:29
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 10:37:21всем говорил: "это дохлая ракета". Дело от этого пострадало, дело, которому он, между прочим, отдал всю свою жизнь.
А мнение одного человека и не было определяющим. И уж точно не Глушко принимал решение о закрытии программы Н1-Л3. И, кстати, Глушко в принципе не мог запретить НК-33 - они разрабатывались в МАПе, где Глушко права голоса не имел.

Закрывал н-1 он единолично, по крайней мере официально, своим приказом. Конечно елинолично такое решение он принять не мог, но этика учёного предполагает немного другие действия.А запретить использовать (нк-33), всё равно что закрыть.
Своим приказом он остановил работы по Н1 в своей организации. И, надеюсь, Вы понимаете, что такие решения без санкции свыше он реализовать бы не мог. А проект был закрыт ПСМ и ЦК КПСС, как и положено. Запрет на использование НК-33 нигде не обнаружен. Если Вы его ("документ о запрете") нам покажете, будет крайне интересно.
То, что закрывал н-1 не один Глушко, довольно очевидно. Возможно была какая-то серая личность умело манипулировавшая мнениями Леонида Ильича, один из кротов, подготовивших демонтаж СССР, но это не снимает вины с Глушко, он и не пискнул, не заикнулся, а может и поспособствовал, наверняка его спрашивали, он делал доклады, и можно не сомневаться, что они были максимально негативными. Кроме того, эту тему, похоже никто, нигде, никогда не обсуждал. Зачем тогда нужны академики? Чтобы просто ставить подписи там, где покажут? :-*
Конечно, запретить использовать нк-33 Глушко не мог в принципе. Но у него был административный ресурс, которым он весьма активно пользовался. Перечисление можно начать с рн энергия, когда с рд-170 возникли проблемы, появилось предложение использовать нк-33, которое было благополучно
 похерено. Возникает естественный вопрос, насколько лучше (или хуже) могли в этом случае отработать нк-33? Это вопрос  Вам как эксперту.

Ивгениуш

Цитата: Demir_Binici от 25.08.2024 14:03:00
Цитата: Дмитрий В. от 25.08.2024 11:53:37Своим приказом он остановил работы по Н1 в своей организации. И, надеюсь, Вы понимаете, что такие решения без санкции свыше он реализовать бы не мог. А проект был закрыт ПСМ и ЦК КПСС, как и положено. Запрет на использование НК-33 нигде не обнаружен. Если Вы его ("документ о запрете") нам покажете, будет крайне интересно.
Есть другой документ.

Работы по двигателю продолжались вплоть до 1977 года. В 1974 только производство прекратили.
ЦитироватьХХХ Академические чтения по космонавтике, Москва, 2006 г.

 
С.Н. Тресвятский, Д.Г. Федорченко, В.П. Данильченко
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»

 
О  стендовой  доводке  двигателя.  За  весь  период  испытаний двигателей  НК-33  от начала отработки (декабрь 1969г.) до прекращения работ по двигателям (январь 1977г.) в общей сложности был испытан 191 двигатель, на которых выполнено 469 запусков с суммарной наработкой 44393 секунды и 42 двигателя НК-43 (с высотным соплом), на которых проведено  92  испытания  с  суммарной  наработкой  8600  секунд.
Суммарная  наработка  при  успешных  ресурсных  испытаниях  серийных двигателей  -  прототипов  составила  43  560  секунд.  Таким  образом, суммарная  наработка,  подтверждающая  надёжность  двигателя  НК-33-1, составляет 96 000 секунд.

Так что все сказки про тайно спрятанные под ветошью на заброшенном складе двигатели - красочные выдумки журналистов.
Как известно, существовало 9 лётных экземпляров Н-1, это 352 двигателя нк-33 и нк-15, которые, видимо можно довести до уровня нк-33.было 4 старта, остаётся 200 движей, 47 продали американам, кстати, вроде около 20 потом вернулись обратно.
С десяток отработали на союзах, где остальные? И история про уничтожение нк-33 вполне симптоматична. И отражает, видимо раздражение, которое испытывал Глушко в этом вопросе. И девать их потом было некуда и пытались воткнуть их во все проекты, а Глушко исправно и упорно отклонял, если не сам, то используя административный ресурс.

Demir_Binici

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:19:05То, что закрывал н-1 не один Глушко, довольно очевидно.
Богатая у вас фантазия. Но у нас тут все-таки не форум теорий заговора. Держите себя в руках. Даже сторонники плоской земли и то хоть какие-то якобы "факты" и "доказательства" приводят.
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:19:05Перечисление можно начать с рн энергия, когда с рд-170 возникли проблемы, появилось предложение использовать нк-33, которое было благополучно
 похерено.
Ссылочку бы не помешало. Хоть даже и на воспоминания.

Заодно и про молчаливых запуганных (или подкупленных?) академиков было бы интересно. 

WkWk

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:39:31Как известно, существовало 9 лётных экземпляров Н-1, это 352 двигателя нк-33 и нк-15
А где хранились 9 летных экземпляров?

Demir_Binici

Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:39:31Как известно...
Стандартное начало фейков, слухов и ни на чём не основанных домыслов.

Ссылки будут?

С. Тушин(ский)

Задам риторический вопрос - будет ли когда-нибудь опубликована правдивая история развития советского ракетостроения с документами, (в том числе их проектами), стенограммами обсуждений, обоснованиями принимаемых решений и объективными комментариями и оценками специалистов с "высоты" сегодняшнего дня? 
Пока обычному читателю доступно только субъективное мнение отдельных специалистов, излагаемое в мемуарах, статьях, публикациях, выступлениях на различных чтениях, зачастую полностью противоречащее мнению других специалистов по тем же вопросам.
Вот, к примеру, банальнейший вопрос - почему проект ЖРД КБ Полярного, несмотря на опыт разработки и использования ЖРД большой тяги и на положительные заключения экспертов, был отвергнут и вместо него был принят достаточно слабый проект другого ОКБ, не имеющего никакого опыта в создании мощных ЖРД? (Я специально не даю некоторые подробности - год принятия решения, изделие, для которого этот двигатель проектировался, название другого КБ - в надежде, что кто-то, заинтересовавшись ответом на этот вопрос, сам найдет ответы и, возможно, удивится, сколько в нашей недавней истории белых пятен, хотя, похоже, эти пятна не очень то и белые)

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 25.08.2024 19:00:44
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:19:05То, что закрывал н-1 не один Глушко, довольно очевидно.
Богатая у вас фантазия. Но у нас тут все-таки не форум теорий заговора. Держите себя в руках. Даже сторонники плоской земли и то хоть какие-то якобы "факты" и "доказательства" приводят.
Цитата: Ивгениуш от 25.08.2024 18:19:05Перечисление можно начать с рн энергия, когда с рд-170 возникли проблемы, появилось предложение использовать нк-33, которое было благополучно
 похерено.
Ссылочку бы не помешало. Хоть даже и на воспоминания.
.....

Это в общем-то известная история. Мельком упоминается, например, здесь: https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/dvigatel/2009/3/o-pazrabotke.pdf
Надо порытьсмся в недрах буран.ру, вроде бы там упоминалось, что было поручение Богомолому (КБХМ) проработать связку из пяти НК-33 для блоков А и 1й ступени Зенита . Есть упоминание в давней статье Петренко и Иванова в "Двигателе" (статья "Большое видится на расстоянии"):
В 1975-1977 гг. просматривалась возможность установки связки из пяти форсированных ЖРД НК-33 на вновь разрабатываемом РН "Зенит" (КБ "Южное").
В 1979-1982 гг. в КБ генерального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского проводились НИОКР по созданию аппарата "Мини-Шаттл", ускорители которого, запускаемые на высотах 8...11 км, использовали ЖРД НК-33.
В 1981-1982 гг. в недрах самого МОМ, а именно, в КБХМ (главный конструктор В.Н Богомолов) проводили проработки по использованию задела готовых ЖРД НК-33 для маршевых ускорителей РН "Энергия".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: С. Тушин(ский) от 25.08.2024 20:58:27...
Вот, к примеру, банальнейший вопрос - почему проект ЖРД КБ Полярного, несмотря на опыт разработки и использования ЖРД большой тяги и на положительные заключения экспертов, был отвергнут и вместо него был принят достаточно слабый проект другого ОКБ, не имеющего никакого опыта в создании мощных ЖРД? (Я специально не даю некоторые подробности - год принятия решения, изделие, для которого этот двигатель проектировался, название другого КБ - в надежде, что кто-то, заинтересовавшись ответом на этот вопрос, сам найдет ответы и, возможно, удивится, сколько в нашей недавней истории белых пятен, хотя, похоже, эти пятна не очень то и белые)
7 декабря 1949 года на пленарном заседании научно-технического совета НИИ-88 эскизный проект Р-3 был успешно защищён, несмотря на ряд замечаний. В ходе защиты для дальнейшей проработки выбрали двигатель РД-110. Причины такого решения изложил в своём докладе на защите С.П. Королёв: «Я только могу сказать, что А.И. Полярный, являющийся одним из старейших двигателистов, не имеет базы для работы, а ЦИАМ* [Центральный институт авиационного моторостроения] по своему профилю не желает этот двигатель строить...»
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!