Новая РН на технологиях Н-1

Автор Ивгениуш, 22.10.2023 17:16:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Feol

Цитата: Дмитрий В. от 25.03.2024 21:00:48
Цитата: Demir_Binici от 25.03.2024 20:45:17
Цитата: Дмитрий В. от 25.03.2024 20:27:20
Цитата: Demir_Binici от 25.03.2024 20:24:04
Цитата: Дмитрий В. от 25.03.2024 20:10:52
Цитата: Demir_Binici от 25.03.2024 20:09:27
Цитата: Кот Бегемот от 25.03.2024 19:21:10S7 хотела на МС союз-5SL  с нк-33, но не щмогла...(а жаль)
А почему не шмогла-то? Не продали им что-ли тот завод? Конкуренты перехватили иль какая иная причина?
Какой завод? Никакого завода им никто не собирался продавать - завод они хотели строить сами.

Цитироватьhttps://www.kommersant.ru/doc/3662098
Сергей Сопов рассказал, что для строительства завода компания планирует выкупить у Объединенной двигателестроительной корпорации производственные мощности.

«Мы хотели бы купить у государства известные во всем мире двигатели НК-33 и НК-43, произведенные ранее самарским заводом "Кузнецов", а также документацию, оснастку, технический задел. Вообще все, что сохранилось по этой теме от советской программы»,— объяснил гендиректор S7 Space. Он добавил, что инициатива компании уже обсуждается в правительстве.
Хорошо. Я спрашиваю: не продали им что-ли те остатки завода? Конкуренты перехватили иль какая иная причина?

Остаки КАКОГО завода?
Того самого, на котором НК-33 делали. Я даже не поленился скопировать текст из приведенной ссылки. Там перечислено. Завод - это не только стены. Строить стены сейчас наладились. Это не проблема. Но чтобы двигатель делать, одних стен мало.
В сообщении ничего не говориться о "покупке завода", речь идёт о покупке неких "производственных мощностей". Что имел в виду журналист, писавший статью - одному аллаху ведомо. Может, обрудование с оснасткой или ещё чего. Но, боюсь, ничего этого на ОДК-Кузнецов давно не осталось. Так что и выкупать было нечего. Да и вряд ли бы им продали бы - самим надо.
Мне кажется, что нет там ни людей, ни целостной документации, ни технологии, ни оборудования. Разве что, изучить принципы конструкции двигателя и работать, на основе прототипа, но, в основном, набирая опыт с нуля.
Всем пользователям нравится это сообщение.

amster

Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47
Цитата: Feol от 26.03.2024 02:25:03Мне кажется, что нет там ни людей, ни целостной документации, ни технологии, ни оборудования. Разве что, изучить принципы конструкции двигателя и работать, на основе прототипа, но, в основном, набирая опыт с нуля.
Было бы удивительно если бы все перечисленное вдруг сохранилось.
Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
(самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
Я думаю автор темы в спешке неверно сформулировал название темы.
Использовать "технологии Н1" - абсурд, конечно.

А вот использование "концепции Н1" 
(сборка огромных моноблочных ступеней прямо на космодроме и так далее и тому подобное)
обсуждать вполне интересно и полезно.

Demir_Binici

Цитата: Feol от 26.03.2024 02:25:03Мне кажется, что нет там ни людей, ни целостной документации, ни технологии, ни оборудования. Разве что, изучить принципы конструкции двигателя и работать, на основе прототипа, но, в основном, набирая опыт с нуля.
Людей, причастных к разработке двигателя уже точно нет. Не в том смысле, что совсем нет. Надеюсь, что многие ещё живы и воспитывают внуков и правнуков. И дай им Бог здоровья. Но рассчитывать на их участие в возрождении производства НК-33 и НК-43 уже не стоит.

Возможно, какая-то документация ещё сохранилась. Может даже частично сохранилась оснастка. Хотел же ведь Сопов что-то там купить. Точнее, говорил, что хочет - хотел ли на самом деле, мы не знаем.

Может в начале 90-х ещё и можно было что-то сделать. Вытащили двигатели, сделанные для несостоявшегося пятого пуска Н-1 со склада, провели огневые испытания, показали на выставке. Продали 36 штук (по другим источникам 47) Aerojet General. В 90-е годы $39.6 миллиона (или $47 миллионов) - серьёзные деньги. Но возобновлять производство не стали. Aerojet General тоже провели испытания и что-то там даже модернизировали. Но желающих покупать эти двигатели до начала программы NASA COTS так и не нашлось.

Rocketplane Kistler всерьёз рассчитывал на эти двигатели. И не просто на складские запас в Aerojet и СНТК им. Кузнецова, а на возобновление производства. Им не только НК-33 были нужны, но и НК-43. Вот только денег у них не было. И не нашлось желающих их финансировать.  Выделяемые NASA деньги покрывали менее половины расходов на создание ракеты, а остальные деньги должны были найти сами участники. Rocketplane Kistler денег не нашли и их из программы исключили. Компания, созданная специально под этот проект, естественно обанкротилась.

Планы Orbital так далеко не простирались. Им надолго хватило бы тех НК-33, которые имелись у Aerojet. Возможно какие-то виды на возобновление производства и были, но я не видел никаких упоминаний об этом ни со стороны представителей Orbital ни со стороны представителей Aerojet. Ракету на НК-33 сделали и она три раза успешно слетала. А на четвертом полете НК-33 взорвался. Наверняка результаты расследования показали, что использовать эти НК-33 далее слишком рискованно. Иначе, с чего-бы ради Orbital стала втридорога закупать вместо них РД-191, и еще платить КБ Южное за переделку первой ступени.

Все прочие "планы" по возобновлению выпуска НК-33 я полагаю праздными разговорами. И интервью Сопова и интервью со стороны СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Может даже это были не совсем чтобы праздные разговоры, и была у этих заявлений какая-то цель, но точно не возрождение НК-33.

Различные оценки стоимости проекта возобновления производства НК-33 из всяких интервью не стоит воспринимать всерьёз. Во всех них озвучена только сумма "ИТОГО". Столько-то на завод, такова будет себестоимость (или SRP) двигателя. Если какие-то расчеты вообще делались, никто их никогда не публиковал. Либо нечего было публиковать, либо это были такие расчеты, которые стыдно показать. Может СНТК им. Н.Д. Кузнецова или Сопов всерьёз рассчитывали на какие-то инвестиции. Если и рассчитывали, то скорее всего на государственные. Дайте нам мешок денег, а уж мы уухх.




Raul

#563
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
Однако число страниц в теме говорит о том, что она все еще актуальна... (от РН СТК еще не совсем оказались, хотя дело идет именно к этому). Новые технологии, говорите? ;D


Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47(самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
В перечне скромно "забыли" ракеты на технологиях Р-7. Самолеты на технологиях Ил-18, к слову, тоже летают.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 17:47:13
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
Однако число страниц в теме говорит о том, что она все еще актуальна... (от РН СТК еще не совсем оказались, хотя дело идет именно к этому). Новые технологии, говорите? ;D
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47(самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
В перечне скромно "забыли" ракеты на технологиях Р-7. Самолеты на технологиях Ил-18, к слову, тоже летают.
Дело немного в другом. Всем, или почти всем, кроме топикстартера, непонятно, каким образом "технологии Н-1" могут дать какие-то "ништяки" сегодня.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 17:53:32
Цитата: Raul от 26.03.2024 17:47:13
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
 (самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
В перечне скромно "забыли" ракеты на технологиях Р-7. Самолеты на технологиях Ил-18, к слову, тоже летают.
Что нового создается на технологиях Р-7 и Ил-18? :o :)
А зачем создавать на их основе что-то принципиально новое? Они и так работают, в старом виде.

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 17:55:26Дело немного в другом. Всем, или почти всем, кроме топикстартера, непонятно, каким образом "технологии Н-1" могут дать какие-то "ништяки" сегодня.
H-1 могла бы летать и сейчас, как Р-7 (что наглядно показывает Старшип). Насчет ништяков - я думаю, что создатели отечественных спутников способны освоить любую Мпг :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 18:06:47
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 17:53:32
Цитата: Raul от 26.03.2024 17:47:13
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
 (самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
В перечне скромно "забыли" ракеты на технологиях Р-7. Самолеты на технологиях Ил-18, к слову, тоже летают.
Что нового создается на технологиях Р-7 и Ил-18? :o :)
А зачем создавать на их основе что-то принципиально новое? Они и так работают, в старом виде.

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 17:55:26Дело немного в другом. Всем, или почти всем, кроме топикстартера, непонятно, каким образом "технологии Н-1" могут дать какие-то "ништяки" сегодня.
H-1 могла бы летать и сейчас, как Р-7 (что наглядно показывает Старшип). Насчет ништяков - я думаю, что создатели отечественных спутников способны освоить любую Мпг :)
А Старшип-то каким боком к Н1?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 18:22:04
Цитата: Raul от 26.03.2024 18:06:47
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 17:53:32
Цитата: Raul от 26.03.2024 17:47:13
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
 (самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
В перечне скромно "забыли" ракеты на технологиях Р-7. Самолеты на технологиях Ил-18, к слову, тоже летают.
Что нового создается на технологиях Р-7 и Ил-18? :o :)
А зачем создавать на их основе что-то принципиально новое? Они и так работают, в старом виде.

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 17:55:26Дело немного в другом. Всем, или почти всем, кроме топикстартера, непонятно, каким образом "технологии Н-1" могут дать какие-то "ништяки" сегодня.
H-1 могла бы летать и сейчас, как Р-7 (что наглядно показывает Старшип). Насчет ништяков - я думаю, что создатели отечественных спутников способны освоить любую Мпг :)
А Старшип-то каким боком к Н1?
Задним



Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 18:49:33
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 18:22:04
Цитата: Raul от 26.03.2024 18:06:47
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 17:53:32
Цитата: Raul от 26.03.2024 17:47:13
Цитата: Плейшнер от 26.03.2024 05:42:47Вообще идея использовать для создании чего-то нового технологии более чем полувековой давности, и тем более их восстанавливать, является мягко говоря странной. Мягко говоря :)
 (самолеты на технологиях Ил-18, локомотивы на технологиях паровозов ФД, ЭВМ на технологиях ЕС и т.д.)
В перечне скромно "забыли" ракеты на технологиях Р-7. Самолеты на технологиях Ил-18, к слову, тоже летают.
Что нового создается на технологиях Р-7 и Ил-18? :o :)
А зачем создавать на их основе что-то принципиально новое? Они и так работают, в старом виде.

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 17:55:26Дело немного в другом. Всем, или почти всем, кроме топикстартера, непонятно, каким образом "технологии Н-1" могут дать какие-то "ништяки" сегодня.
H-1 могла бы летать и сейчас, как Р-7 (что наглядно показывает Старшип). Насчет ништяков - я думаю, что создатели отечественных спутников способны освоить любую Мпг :)
А Старшип-то каким боком к Н1?
Задним




Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного использования в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков
https://prokosmos.ru/2024/02/22/pozaimstvoval-li-mask-tekhnologii-super-raketi-n-1-koroleva
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Raul от 26.03.2024 17:47:13Однако число страниц в теме говорит о том, что она все еще актуальна..
Число страниц говорит о том, что тема популярна... среди пишущих на форуме.

Хорошая такая тема для высказывания своего мнения по абстрактным вопросам. И про НК-33 можно поговорить и про SpaceX. Да практически что угодно можно обсудить.

Она ещё и в топ может выйти.

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков

А где об этих "планах" можно почитать? ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков

Прожиг-то многократный, но использование - однократное. В отличие от. ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков

Только совершенно разное
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков

ДОГГ и "газ-газ" (не, ну так-то и зрен с пальцем можно сравнит, ага).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:31:09У Н-1 очень «рыхлая» компоновка, основанная на использовании сферических баков, подвешенных внутри конических силовых каркасов. Из-за этого внутри ракеты много пустого места (по замечанию двигателиста Валентина Глушко, «Н-1 возила воздух»).
Ну конечно же, возить газы автогенного наддува гораздо приятнее, чем воздух ;)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57
Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:04:43Многодвигательность - это единственное совпадение. Всё остальное (и гораздо более важное) - другое.
Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков

Это снова про хрен с пальцем. ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

#578
Цитата: Raul от 26.03.2024 19:28:57Гораздо более важное - это методика компенсации отказов РД за счет той самой многодвигательности и работы САЗ.
Во "все остальное", которое не другое, входят
  • РД многократного прожига в H-1 Л3 8Л
  • углеводородное горючее
  • ДОГГ ( + ДВГГ в Рапторах)
  • сборка ракеты на космодроме
  • огневые испытания первой ступени на стартовой площадке (в случае Н-1 путем пуска)
  • сборка или заправка марсианского ТМК на орбите Земли
  • планы возвращения и повторного использования первой ступени
  • горячее разделение ступеней
  • полезная нагрузка около 100 тонн
  • применение для пилотируемых и беспилотных запусков

Так это часть профессии инженера, чтобы знать, что было сделано другими инженерами, и применять найденные ими годные решения.

Было бы странно действовать наоборот. Ой, это уже было в Saturn V, значит так делать не будем. А это уже было в Н-1 - вычеркиваем. Смешно же.

Разумеется каждое решение оценивается, и в зависимости от этой оценки применяется или не применяется.

Конечно есть и свои какие-то оригинальные решения, которые никто ещё не пытался реализовывать.

Ничего плохого в заимствовании хороших чужих решений нет. Стать на плечи титанов. Да и не только титанов. В SS/SH вполне может быть годное решение, которое было применено один раз на какой-то ракете, которая летала три раза и из них два неудачно по другой причине. А один из команды инженеров SpaceX узнал о нем в университете и запомнил.

А вот те, кто обвиняют SpaceX в "плагиате", они как раз свою глупость показывают. Ха-ха - Маск украл у Королёва ракету.

P.S.
Может я и напрасно список процитировал. Список спорный. Но дело не в его точности или полноте. Дело в том, что подобный список, причем совершенно корректный составить возможно. Причём не только для Н-1, но и для других ракет, от которых в SS/SH тоже можно найти заимствования.

Raul

Цитата: Дмитрий В. от 26.03.2024 19:44:56ДОГГ и "газ-газ" (не, ну так-то и зрен с пальцем можно сравнит, ага).
Окислительный газ в рапторах дожигается вместе с восстановительным, следующий шаг от НК-15
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!