ОС для ремонта спутников - целесообразна ли?

Автор Fakir, 24.10.2005 21:56:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вадим Семенов

ЦитироватьПоскольку пока никто с цифирью не доказал, что ремонт с транспортировкой спутника с ГСО и обратно нерентабелен.
В конце концов, что мы воду в ступе толчем - давайте попробуем прикинуть. Какую массу имеет среднестатистический спутник связи на ГСО, сколько стоит он сам и сколько стоит его запуск?

Как вам такая оценка. Пусть на ГСО есть орбитальная станция. Ариан-5 может запустить на ГПО 12 тонн. Пусть это Союз без бытового отсека, но с увеличенными баками. (Потребная x/c для выхода-схода на/c ГСО ~3200m/c). Тот же Ариан может доставить на ГСО 2-3 спутника. Значит, если экипаж починит за время пребывания на станции 2-3 спутника, он уже оправдает свой вывод на ГСО вместо заруска спутников. При этом прочие расходы на запчасти, функционирование станции и поддержку с Земли должны быть меньше изготовления с нуля этих 2-3 спутников. Что отнюдь не выглядит невозможным, т.к. стоимость одного спутника связи может быть порядка 200-300млн.


ЦитироватьФакир! Окститесь!!!  :shock:
Вы много знаете ГСОшных спутников, которые при гарантийном сроке эксплуатации 10-15 лет потребовали ремонта?

Ну так это в идеальном случае. В реальности все не так кучеряво. Вон Монитор-Э гораздо раньше потребовал.

Есть спутники, которые потратили слишком много на довывод из-за проблем с разгонным блоком и теперь им нечем корректировать орбиту. Либо оно просто закончилось естественным путем. Мощность солнечных батарей дохнет из-за радиации. Транспондеры дохнут тоже. Даже если спутник дотянул до конца срока службы (не факт, что на уровне 100% функциональности!) может быть дешевле его починить, чем запускать новый.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Fakir

Bell
ЦитироватьПродливать срок службы больше - бессмысленно. Он и так уже больше срока морального устаревания

Ну так давайте в таком случае не только чинить, но и апгрейдить :D

ЦитироватьСтатистики по отказам - не знаю. Подозреваю, что их частота быстро падает по мере приближения к сегодняшнему дню...

Т.е. вы клоните к тому, что необходимости в ремонте в принципе нет?

Agent

Если спутники уж и делать апгрейдо и ремонтопригодными и , то не "ответкой и паяльником", а как сервер - выключать ток на время замены блока, а коечто и в "горячую"
А для этого городить ОС не нада. Достаточно чего нить навроде Парома с манипуляторами.
Иначе в стоимость ремонта дополнительно будет входить ОС со всеми текущими расходами и аммортизацией

Fakir

Так мы сильно сузим круг решаемых задач, мне кажется. В ситуации, аналогичной хаббловской, ничего поделать не сможем.

Agent

ЦитироватьТак мы сильно сузим круг решаемых задач, мне кажется. В ситуации, аналогичной хаббловской, ничего поделать не сможем.
Зато не будет ситуации, когда один полет Шаттла для ремонта стоит дороже нового Хаббла.
И еще. А вдруг оно "не сломаеться"? :)

Вадим Семенов

2 Fakir

По-моему оценка ничего. Только в этом случае спутники должны быть специально приспособлены для стыковки с буксиром. Что может и неплохо, поскольку можно запускать их на LEO, а потом тем же многоразовым буксиром выводить. Но при этом уже существующие спутники выпадают. Должна быть программа строительства таких спутников и буксира с прицелом на последующий ремонт.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Fakir

Agent
ЦитироватьЗато не будет ситуации, когда один полет Шаттла для ремонта стоит дороже нового Хаббла

Так в том и смысл, что дорогущие полеты шаттла в принципе не понадобятся. Полет автоматического буксира плюс доставка на ОС запчастей очередным рейсом грузовика.

Вадим Семенов
ЦитироватьПо-моему оценка ничего.

ИМХО, оценка вполне хреновая :D  Главное - чтобы критиковали уже с цифрами, а не голословно. Реперная точка, так скз.
"Не надо спорить - давайте считать!" (с) кажется, Волластон

ЦитироватьТолько в этом случае спутники должны быть специально приспособлены для стыковки с буксиром.

Может, удастся ограничиться манипулятором?

Вадим Семенов

ЦитироватьЗато не будет ситуации, когда один полет Шаттла для ремонта стоит дороже нового Хаббла.
И еще. А вдруг оно "не сломаеться"? :)

Так вроде стоимость Хаббла была более 2млрд., а полет Шаттла ~500млн. Так что имело смысл приводить его в чувство даже Шаттлом. А уж если бы Союзом... :)
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Agent

Цитировать
ЦитироватьЗато не будет ситуации, когда один полет Шаттла для ремонта стоит дороже нового Хаббла.
И еще. А вдруг оно "не сломаеться"? :)

Так вроде стоимость Хаббла была более 2млрд., а полет Шаттла ~500млн. Так что имело смысл приводить его в чувство даже Шаттлом. А уж если бы Союзом... :)

Не полет Шаттла, а полет Шаттла для ремонта. Также нада уменьшить Хаббловый бюджет на сумму разработки.

Bell

Уф... Ну вы тут понаписали, мечтатели, понимаш :)

1) Мое твердое имхо - надо осваивать и развивать технологии, позволяющие строить спутники с гарантийным сроком безотказной эксплуатации не менее срока морального устаревания. Это вполне реальные технологии (уже на сегоня) и относительно небольшие сроки (менее 15 лет). Тогда не будет необходимости в ремонте. ВООБЩЕ.

2) Модульно-отверточный апгрейд - химера в кубе :)

3) Эксплуатация ремонтной ОС (или даже ремонтного сегмента простой ОС) и соотвт. транспотной системы - заведомо стоит денег, сравнимых с возможными расходами на запуск новых спутников (НОВЫХ во всех отношениях!)

4) Возможности орбитального ремонта существенно ограничены.

5) Ремонтопригодность спутников стоит доп. расходов при разработке и вполне возможно снижает ТТХ.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Agent

Цитировать2) Модульно-отверточный апгрейд - химера в кубе :)
Без людей не химера. Со след года начнут пробовать.
http://www.skyrocket.de/space/doc_sdat/conexpress-ors.htm
http://www.skyrocket.de/space/doc_sdat/astro.htm

Fakir

Bell  
Цитировать1) Мое твердое имхо - надо осваивать и развивать технологии, позволяющие строить спутники с гарантийным сроком безотказной эксплуатации не менее срока морального устаревания. Это вполне реальные технологии (уже на сегоня) и относительно небольшие сроки (менее 15 лет). Тогда не будет необходимости в ремонте. ВООБЩЕ.

Но не бывает же абсолютно надежной техники. Надо полагать, что-то скисать все равно будет. Если при этом суммарное число спутников будет расти - есть шансы, что общее число спутников, ежегодно требующих ремонта/профилактики/апгрейда, будет как минимум не уменьшаться.

Цитировать2) Модульно-отверточный апгрейд - химера в кубе

Возможно. Но хотелось бы подробностей... Что там морально устаревает-то?

Цитировать3) Эксплуатация ремонтной ОС (или даже ремонтного сегмента простой ОС) и соотвт. транспотной системы - заведомо стоит денег, сравнимых с возможными расходами на запуск новых спутников (НОВЫХ во всех отношениях!)

А вот это не факт. Неочевидно.

Цитировать4) Возможности орбитального ремонта существенно ограничены.

Ограничены по сравнению с чем? :wink:  С ремонтом в заводском цеху? Согласен. А по сравнению с шаттлом? Явно наоборот.

Цитировать5) Ремонтопригодность спутников стоит доп. расходов при разработке и вполне возможно снижает ТТХ.

При всем уважении - как-то никто вразумительно не описал, почему для ремонтопригодности в конструкцию спутников придется вносить дорогостоящие изменения. Так что сомнения остаются...
Кстати, на форуме есть хоть один человек, имеющий непосредственное отношене к спутникостроению? Тут бы очень пригодилось слово истинного профессионала и авторитета :D

Bell

Цитировать
Цитировать2) Модульно-отверточный апгрейд - химера в кубе :)
Без людей не химера. Со след года начнут пробовать.
http://www.skyrocket.de/space/doc_sdat/conexpress-ors.htm
http://www.skyrocket.de/space/doc_sdat/astro.htm
И какое это имеет отношение к сабжу вообще, и модульно-отверточному апгрейду в частности? :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьBell  
Цитировать1) Мое твердое имхо - надо осваивать и развивать технологии, позволяющие строить спутники с гарантийным сроком безотказной эксплуатации не менее срока морального устаревания. Это вполне реальные технологии (уже на сегоня) и относительно небольшие сроки (менее 15 лет). Тогда не будет необходимости в ремонте. ВООБЩЕ.
Но не бывает же абсолютно надежной техники. Надо полагать, что-то скисать все равно будет. Если при этом суммарное число спутников будет расти - есть шансы, что общее число спутников, ежегодно требующих ремонта/профилактики/апгрейда, будет как минимум не уменьшаться.
Надежность космической техники реально может достигать 98% и конкретно у спутников явно растет.
Рост числа спутников - рост экстенсивный. Ему противостоит интенсивный рост - за счет увеличения числа транспондеров и роста мощности. Это существенно тормозит скорость ростра числа девайсов. Какая тенденция возобладает в будущем - хз.
Т.е. не факт, что валовая скисаемость со временем будет увеличиватся :)

Там еще есть интересные моменты, см. ниже.

Цитировать
Цитировать2) Модульно-отверточный апгрейд - химера в кубе
Возможно. Но хотелось бы подробностей... Что там морально устаревает-то?
Как что? То же, что и во всех машинах - ТТХ перестают соответствовать новым потребностям. Развитие ГС-связи идет очень быстрыми темпами, почти как компьютеров.
А химера, потому что существенно и качественно улучшить характеристики системы при ограниченных производтвенных возможностях да еще и при изменившейся элементной базе - крайне сложно.

Цитировать
Цитировать3) Эксплуатация ремонтной ОС (или даже ремонтного сегмента простой ОС) и соотвт. транспотной системы - заведомо стоит денег, сравнимых с возможными расходами на запуск новых спутников (НОВЫХ во всех отношениях!)
А вот это не факт. Неочевидно.
Да, надо считать, но суммы наверняка получатся одного порядка.

Цитировать
Цитировать4) Возможности орбитального ремонта существенно ограничены.
Ограничены по сравнению с чем? :wink:  С ремонтом в заводском цеху? Согласен. А по сравнению с шаттлом? Явно наоборот.
Не, они вообще ограничены. Можно будет починить далеко не все, что скиснет...

Цитировать
Цитировать5) Ремонтопригодность спутников стоит доп. расходов при разработке и вполне возможно снижает ТТХ.
При всем уважении - как-то никто вразумительно не описал, почему для ремонтопригодности в конструкцию спутников придется вносить дорогостоящие изменения. Так что сомнения остаются...
...и не все, что скиснет будет изначально ремонтопригодным ;)

Кроме того, скисать будет в разной степени и не всегда выгодно будет гонять на СТО :) Ну накрылась пара транспондеров из 20, ну подсели буферные батареи на 10% - фиг с ним :)

Получается:
1) Чисто статистически скиснуть может только от силы 10%
2) Часть из скисания - недостаточнjt основание для гемороя с ремонтом
3) Половина изначально не ремонтопригодна
4) Половина от ремонтопригодной не может быть починена в условиях ОС

Вот с этой вводной и считайте п.3 :)


Теперь про стоимость ремонтопригодности.
Все очень просто - см. стоимость разработки, вес и пр. характеристики ремонтабельного SSME и сравните с тем же для аналогичного, но одноразового RS-68 :)
Мысль ясна?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Agent

Цитировать
Цитировать
Цитировать2) Модульно-отверточный апгрейд - химера в кубе :)
Без людей не химера. Со след года начнут пробовать.
http://www.skyrocket.de/space/doc_sdat/conexpress-ors.htm
http://www.skyrocket.de/space/doc_sdat/astro.htm
И какое это имеет отношение к сабжу вообще, и модульно-отверточному апгрейду в частности? :)
Первый линк - модульность, второй - отвертки
К сабжу, что одноразовые спутники - не аксиома.

Fakir

Bell
ЦитироватьРост числа спутников - рост экстенсивный. Ему противостоит интенсивный рост - за счет увеличения числа транспондеров и роста мощности.

Стоп, стоп! Так вы тут только о спутниках связи говорите, я правильно понял? А нас же интересуют вообще все орбитальные КА, чохом - от связи до ДЗЗ и научных аппаратов.

ЦитироватьКак что? То же, что и во всех машинах - ТТХ перестают соответствовать новым потребностям.

Ну! Так ТТХ чего именно? На спутнике ведь дофига подсистем: пускай морально устарели, скажем, усилители, но при этом нормально работает энергосистема, система терморегулирования, система ориентации и т.п. По идее, в спутнике связи нам интересны в основном ТТХ приемо-передающего хозяйства, а на моральную устарелость остальных потрохов плевать, если работают.  

ЦитироватьРазвитие ГС-связи идет очень быстрыми темпами, почти как компьютеров.

А зачем вы рассматриваете только спутники связи на ГС? Это только часть.

ЦитироватьДа, надо считать, но суммы наверняка получатся одного порядка.

Порядок, возможно, один. Но при этом могут быть отличия в разы :wink:

ЦитироватьНе, они вообще ограничены. Можно будет починить далеко не все, что скиснет...

Что делать, нет в мире совершенства :D

ЦитироватьКроме того, скисать будет в разной степени и не всегда выгодно будет гонять на СТО

Когда невыгодно - не погоним, об чем речь? Вы какие-то частные случаи "неполной", "приемлимой" поломки рассматриваете.

Цитировать3) Половина изначально не ремонтопригодна

Давайте-ка почетче с ремонтопригодностью :wink:

Цитировать4) Половина от ремонтопригодной не может быть починена в условиях ОС

Т.е. намекаете, что вообще спутников, требующих ремонта, не останется? ИМХО, сумнительно... Непременно какой-нибудь "Хаббл" вылезет:) Это, кстати, и к вопросу об апгрейде и элементной базе.

ЦитироватьТеперь про стоимость ремонтопригодности.
Все очень просто - см. стоимость разработки, вес и пр. характеристики ремонтабельного SSME и сравните с тем же для аналогичного, но одноразового RS-68  
Мысль ясна?

Ну это пример за гранью фола :(

Bell

ЦитироватьТак вы тут только о спутниках связи говорите, я правильно понял? А нас же интересуют вообще все орбитальные КА, чохом - от связи до ДЗЗ и научных аппаратов.
Хе, дык тут продвинутая логика :)
Фишка в том, что ГСО - особое место. Здесь самая высокая концентрация коммерческих спутников, владельцы которых в принципе могут стать клиентами ОС-СТО :)
А остальные спутники настолько рассеяны по околоземному пространству, что никаких ЭРД буксиров не хватит таскать их на РемОС...

ЦитироватьПо идее, в спутнике связи нам интересны в основном ТТХ приемо-передающего хозяйства, а на моральную устарелость остальных потрохов плевать, если работают.
В принципе конечно верно. Берем спутник, потрошим, оставляем только платформу, втыкаем новую ПН.
Опс! А мощности СБ-то не хватает... ;)
Тут еще много приколов может быть ;)

ЦитироватьА зачем вы рассматриваете только спутники связи на ГС? Это только часть.
Это самая легкодоступная и платежеспособная часть. Для начала придется ограничится ими.

ЦитироватьДавайте-ка почетче с ремонтопригодностью
Это изначально конструктивно заложенная возможность ремонта. В частном случае - возможность ремонта в условиях ОС, при недостатке спец инструментов и относительно невысокой квалификации ремонтников (чай не инженеры компании-изготовителя)
И есть большая вероятность, что это ухудшит некоторые эксплуатационные характеристики спутника, ибо за ремонтабельность придется чем-то платить...
Например, нужно будет оставлять пространства для доступа, что увеличит размеры. Системы, которые лучше было бы сделать в виде моноблока придется делать разъемными и т.д. Больше размеры, больше вес...
Придумайте сами, вы же умный :)

ЦитироватьТ.е. намекаете, что вообще спутников, требующих ремонта, не останется? ИМХО, сумнительно... Непременно какой-нибудь "Хаббл" вылезет:)
Ага! И ради этих выскочек будете строить и эксплуатировать целую РемОС? ;)

ЦитироватьНу это пример за гранью фола
Ха! Дык на это и было рассчитано :)
Смертельный, блин, удар :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Вадим Семенов

Цитировать
ЦитироватьПо идее, в спутнике связи нам интересны в основном ТТХ приемо-передающего хозяйства, а на моральную устарелость остальных потрохов плевать, если работают.
В принципе конечно верно. Берем спутник, потрошим, оставляем только платформу, втыкаем новую ПН.
Опс! А мощности СБ-то не хватает... ;)

Ну так и с меньшей полезной нагрузкой лучше, чем вообще ничего. И замена умирающих СБ на свежие на мой взгляд как раз может быть одной из задач во время ремонта.

ЦитироватьА зачем вы рассматриваете только спутники связи на ГС? Это только часть.
Это самая легкодоступная и платежеспособная часть. Для начала придется ограничится ими.

Ну да, там самые дорогие спутники и самые платежеспособные клиенты. Но еще есть ССО, где немало спутников разведки и ДЗЗ болтается. Их тоже имеет смысл и ремонтировать, и апгрейдить,  и топливом дозаправлять, тем более что орбиту корректировать им приходиться гораздо интенсивнее чем на геостационаре. И при этом не нужно ни ядерного буксира, ни станции на ГСО. Возможно, в деле орбитального ремонта следует начинать со станции на ССО. Хотя проблема, поднятая Andy_64K о возможной загрязненности поверхностей компонентами ракетного топлива требует обдумывания. :)
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

frost_ii

ЦитироватьЭх, боюсь вы опять не поняли. Начну с самого простого - стоимости. Час космического полёта стОит гораздо дороже чем час прогулки по земле.

Это смотря как гулять!!!

frost_ii

Цитировать
ЦитироватьПо идее, в спутнике связи нам интересны в основном ТТХ приемо-передающего хозяйства, а на моральную устарелость остальных потрохов плевать, если работают.
В принципе конечно верно. Берем спутник, потрошим, оставляем только платформу, втыкаем новую ПН.
Опс! А мощности СБ-то не хватает... ;)

В таком случае Вас посылают по известному адресу ещё на этапе проектирования целевой нагрузки. У фирмы разработчика есть стандартная платформа, на базе которой разрабатывается всё семейство КА, и если ваша нагрузка туда не вписывается - это ваши личные проблемы.

ЦитироватьЭто изначально конструктивно заложенная возможность ремонта. В частном случае - возможность ремонта в условиях ОС, при недостатке спец инструментов и относительно невысокой квалификации ремонтников (чай не инженеры компании-изготовителя)
И есть большая вероятность, что это ухудшит некоторые эксплуатационные характеристики спутника, ибо за ремонтабельность придется чем-то платить...
Например, нужно будет оставлять пространства для доступа, что увеличит размеры. Системы, которые лучше было бы сделать в виде моноблока придется делать разъемными и т.д. Больше размеры, больше вес...
Придумайте сами, вы же умный :)

Да, это ещё раз подтверждает бесперспективность задействования космонавтов при ремонте, но не более того.