Российские пилотируемые КК и тендер Роскосмоса

Автор Олигарх, 14.09.2005 08:00:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

ЦитироватьДа нет тут никакого чуда. Шаттл с Арианом ведь летают. Причем и у того и у другого были проекты увеличения грузоподъемности путем замены ТТУ на керосиновые ступени. Так вот представь, что МАКС -- это такая двухступенчатая штука, у которой керосиновые и водородные движки объединены в один. Поскольку водородный бак составляет львиную долю массы баков и он в любом случае едет до орбиты, то разницы между сбросом и несбросом баков первой ступени немного. Кстати, керосиновый бак вполне можно и сбрасывать в середине полета, при переходе на второй режим.
Ну вы даёте! Вы чего, на полном серъёзе утверждаете что нет разницы между одноступенчатой и двухступенчатой ракетой?
 А давайте у Арианы-5 и у Шаттла тоже будем считать что движки первой и второй ступени объединены? И потащим пустые ТТУ до орбиты. И что тогда?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьНа фоне 600 т общего веса это мелочи, общей картины не меняет.
На фоне взлётного веса не меняет. А на фоне веса топлива меняет сильно. Любой лишний вес приходится вычитать из веса топлива, а его всего 65 тонн...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вадим Семенов

ЦитироватьПозднее - меньше вклад водородного УИ, скорости не хватит. Переходить на водород надо как можно раньше - при тяговооруженности 0,8-0,9.

Мне пришлось взять меньшую массу орбитального самолета, чем заявлено для МАКСа, порядка 20т. Но, может, более оптимальная программа тангажа поможет вытянуть заявленный вес.

Цитировать
ЦитироватьТяги не хватает. Еще с программой тангажа можно поиграться, хотя я не вполне понимаю, как она работает.
Мда, хорошой вопрос...
Кто бы помог?

Ну, может, сам ratman любезно согласится дать пояснения? Он же здесь появляется иногда. В частности, хотелось бы узнать смысл параметров пси и тета.

Цитировать
ЦитироватьАтмосферный УИ есть у Вейда -- 330с
На каком режиме? Я принимал для 1-го режима 320 с, для 2-го 350, как у РД-0120.

Это в первом режиме. Второй все равно на высоте включается, зачем ему атмосферный импульс? Я брал по Вейду, 1й -- 330(атм), 415(вак); 2й -- 460(вак)
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

KrMolot

ЦитироватьНе. Удельная масса водородника в 1.4 раза больше удельной массы керосинки. А уж трёхкомпонентника должно быть ещё меньше. Быстрее всего меньше 1. Вобщем трёхкомпонентник тяжелее чистого водородника. С чего ему легче то быть?
Быть может поэтому:
ЦитироватьКак показал опыт, восстановительный газ на основе водорода приводит к водородному "охрупчиванию" с появлением трещин в наиболее напряжённых элементах конструкции. В связи с этим в качестве рабочего тела турбин турбонасосных агрегатов принят окислительный газ.
      Турбонасосные агрегаты раздельные по каждому компоненту.
      Предусмотрена окислительная схема с дожиганием при приемлемом уровне температуры рабочего тела турбины, которая позволяет обеспечить наиболее высокое давление в камере сгорания до 350 атмосфер на первом режиме. Эта схема, кроме того, позволяет в максимальной степени использовать многолетний опыт в разработке отечественных двигателей, выполненных по окислительной схеме.
      В газогенераторы подаётся весь жидкий кислород и часть углеводородного топлива, потребная для выработки окислительного высокотемпературного газа, поступающего на привод турбин турбонасоса. Оставшаяся часть топлива и весь жидкий водород поступают непосредственно в камеры сгорания. На втором режиме углеводородное топливо используется только для газификации кислорода в газогенераторах.
:?:  :oops:

Вадим Семенов

ЦитироватьНу вы даёте! Вы чего, на полном серъёзе утверждаете что нет разницы между одноступенчатой и двухступенчатой ракетой?
 А давайте у Арианы-5 и у Шаттла тоже будем считать что движки первой и второй ступени объединены? И потащим пустые ТТУ до орбиты. И что тогда?

Давайте вы не будете делать вид, что не понимаете, что корпус твердотопливных ступеней намного тяжелее, чем жидкостных. А керосином на первой ступени Шаттл/Ариан и будут практически одноступенчатыми. Небольшой керосиновый бак и некоторое увеличение кислородного бака -- мелочи по сравнению с тем, что в любом случае придется тащить до орбиты.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Старый

ЦитироватьНу и что? Протон без 1-й ступени тоже на орбиту не выйдет.
А кто сказал что он без первой ступени?

ЦитироватьВы же не учитываете самолет и высоту.
Заявленые высота и скорость разделения - туфта. А если даже принять их то 10 км высоты и 200 м/с скорости ничего не меняют.

ЦитироватьПоэтому у МАКСа не надо вычитать столько гравитационных и АД-потерь, как у того же Протона. Потери на разворот этого вроде не перекрывают.
Потери на разворот перекрывают. По крайней мере съедают значительную часть.

ЦитироватьКроме того УИ на втором режиме заявлен 4532 тс = 462 с
Две секунды удельного импульса спасут отца русской демократии? ;) :) Там и 460 не будет ни в жисть. Диаметр сопла слишком мал.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьДавайте вы не будете делать вид, что не понимаете, что корпус твердотопливных ступеней намного тяжелее, чем жидкостных. А керосином на первой ступени Шаттл/Ариан и будут практически одноступенчатыми. Небольшой керосиновый бак и некоторое увеличение кислородного бака -- мелочи по сравнению с тем, что в любом случае придется тащить до орбиты.
То есть вы продолжаете настаивать что если бы ускорители Арианы-5 или Шаттла были бы керосиновые (или водородные, или трёхкомпонентные или любые другие) то их можно было бы вытащить на орбиту?  :shock:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вадим Семенов

Старый, почитайте ссылку, которую дал KrMolot. Специально для вас цитаты:

ЦитироватьВ 1983 г., когда была начата эксплуатация "Спейс Шаттла", уже были предложены конструктивные улучшения и модификации этой многоразовой транспортной системы, связанные с возрастающим количеством запусков космических объектов. Отмечалось, что использование комбинации двух горючих - углеводородного, обладающего высокой плотностью, и водорода, обеспечивающего высокие значения удельного импульса, расширяют возможности ракет-носителей. Были проведены изыскания американских учёных Д.Мартина, В.Келуори, Р.Конрада, А.Вилхайта, которые показали, что сухая масса и габариты ракеты-носителя с комбинированной двигательной установкой, в которой могут использоваться два горючих, меньше, чем ракеты, выполненные по классической схеме. Утверждалось, что уменьшение массы одноступенчатых ракет-носителей достигает 15%, двухступенчатых 11%. Снижение сухой массы приносит немало преимуществ, поэтому вариант универсализации двигателей по отношению к горючему становится заманчивым.

ЦитироватьБыл проведен анализ эффективности рассмотренных схем трёхкомпонентных двигателей применительно к одноступенчатым ракетам-носителям. Рассчитывались оптимальные траектории и размеры ракеты-носителя, обеспечивающие вывод на орбиту одинаковой для каждой схемы полезной нагрузки по массе. Основная задача оптимизации ракеты-носителя заключалась в поиске наиболее выгодного распределения тяги между водородной и углеводородной камерами сгорания или, в других схемах, между двигателями водородными и углеводородными. Оптимум достигается, если трёхкомпонентными двигателями создаётся примерно 80% тяги, а доля углеводородного горючего составляет приблизительно 67%. Снижение сухой массы ракеты составляло около 22%, если сравнивать чисто водородную одноступенчатую ракету с ракетой, снабжённой трёхкомпонентными двигателями. Наименьшая масса получалась при доле тяги углеводородной камеры, равной или превышающей 75%. Использование схемы с соосными камерами сгорания и соплом двойного расширения позволяет уменьшать сухую массу ракеты-носителя на 19%. Варианты с параллельным расположением камер сгорания аналогичны двигателю с соосными камерами сгорания и соплом двойного расширения, разница в массе определяется в этом случае лишь двухпозиционным раздвижным соплом водородной камеры, что даёт выигрыш в сухой массе ракеты до 4%.

Да, я полагаю, что при таком снижении сухой массы их можно вытащить на орбиту.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Bell

Цитировать
ЦитироватьДык там 2 (ДВА) двигателя  
Откуда такая инфа? РД-701, ведь, имеет 2 сопла?!

Или я не прав? :oops:

Цитировать
ЦитироватьДык там 2 (ДВА) двигателя  :twisted:
Счетовод, блин...
А, ё! В справочнике "двигатели" РД-701 описан как двухкамерный... И на выставке "К звёздам" выставлялся двухкамерный макет.

Ой, собрались, блин, умники. Это по сути 2 однокамерных двигателя, поэтому из РД-701 путем простого деления легко получается РД-704.

Ладно, показываю пальцем.
Идем на страницу http://www.buran.ru/htm/rd-701.htm
Смотрим таблицу. Для особо одаренных есть внизу такая же на русском.
Там: Тяга в вакууме....2х2000,6 кН....2х784,5 кН (заметьте - уже здесь УМНОЖИТЬ НА 2, а не общая тяга)
Удельный импульс в вакууме...4071 с...4532 с
Отсюда тяга в пустоте 408,3 тс и 160,1 тс, импульсы 415 с и 462 с.
Делим тягу на импульс, получаем расход - 983,8 и 346,5 т, что как ни странно ровно В 2 РАЗА БОЛЬШЕ того, что вы там насчитали.

Я понятно изложил?


Надо же уметь работать с источниками, господа хорошие  :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Старый

ЦитироватьБыть может поэтому:
ЦитироватьКак показал опыт, восстановительный газ на основе водорода приводит к водородному "охрупчиванию" с появлением трещин в наиболее напряжённых элементах конструкции. В связи с этим в качестве рабочего тела турбин турбонасосных агрегатов принят окислительный газ.
      Турбонасосные агрегаты раздельные по каждому компоненту.
      Предусмотрена окислительная схема с дожиганием при приемлемом уровне температуры рабочего тела турбины, которая позволяет обеспечить наиболее высокое давление в камере сгорания до 350 атмосфер на первом режиме. Эта схема, кроме того, позволяет в максимальной степени использовать многолетний опыт в разработке отечественных двигателей, выполненных по окислительной схеме.
      В газогенераторы подаётся весь жидкий кислород и часть углеводородного топлива, потребная для выработки окислительного высокотемпературного газа, поступающего на привод турбин турбонасоса. Оставшаяся часть топлива и весь жидкий водород поступают непосредственно в камеры сгорания. На втором режиме углеводородное топливо используется только для газификации кислорода в газогенераторах.
:?:  :oops:
Ужас какой! Что за бред? Шарлатаны забодали...
 Турбину водородного двигателя приводить кислородом - это надо было додуматься! Это ж кислород прийдётся нагревать раза в два сильнее чем у аналогичного по тяге керосинового двигателя!
 Кстати, значит в ГГ применяется керосин. Это значит и на втором режиме значительна доля керосина. И они ещё чтото бормочут про 460 сек УИ. :(
 Гость 22, а вы не в курсе, каков расход керосина через ГГ в РД-170 и какова его доля от общего расхода?

 Кстати
ЦитироватьДвигатель РД-704 - модификация РД-701. Двигатель РД-704, в отличие от РД-701, однокамерный, а в остальном используются все агрегаты, предназначенные для базового двигателя, кроме турбонасосного агрегата.
Надо бы пропагандистам МАКСа на буран.ру договориться сколько всётаки камерный РД-701. ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

Цитировать
ЦитироватьПозднее - меньше вклад водородного УИ, скорости не хватит. Переходить на водород надо как можно раньше - при тяговооруженности 0,8-0,9.

Мне пришлось взять меньшую массу орбитального самолета, чем заявлено для МАКСа, порядка 20т. Но, может, более оптимальная программа тангажа поможет вытянуть заявленный вес.
У меня графики выглядят так, что явно даже полное отсутствие ПН не поможет :(

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТяги не хватает. Еще с программой тангажа можно поиграться, хотя я не вполне понимаю, как она работает.
Мда, хорошой вопрос...
Кто бы помог?

Ну, может, сам ratman любезно согласится дать пояснения? Он же здесь появляется иногда. В частности, хотелось бы узнать смысл параметров пси и тета.
На сайте Ратмана есть вордовая мурзилка к спедшиту. Правда я в аэродинамике - как свинья в апельсинах.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьАтмосферный УИ есть у Вейда -- 330с
На каком режиме? Я принимал для 1-го режима 320 с, для 2-го 350, как у РД-0120.

Это в первом режиме. Второй все равно на высоте включается, зачем ему атмосферный импульс? Я брал по Вейду, 1й -- 330(атм), 415(вак); 2й -- 460(вак)
Если стартовать с земли, то надо знать и для водородного режима.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

ЦитироватьСтарый, почитайте ссылку, которую дал KrMolot. Специально для вас цитаты:

ЦитироватьВ 1983 г., когда была начата эксплуатация "Спейс Шаттла", уже были предложены конструктивные улучшения и модификации этой многоразовой транспортной системы, связанные с возрастающим количеством запусков космических объектов. Отмечалось, что использование комбинации двух горючих - углеводородного, обладающего высокой плотностью, и водорода, обеспечивающего высокие значения удельного импульса, расширяют возможности ракет-носителей. Были проведены изыскания американских учёных Д.Мартина, В.Келуори, Р.Конрада, А.Вилхайта, которые показали, что сухая масса и габариты ракеты-носителя с комбинированной двигательной установкой, в которой могут использоваться два горючих, меньше, чем ракеты, выполненные по классической схеме. Утверждалось, что уменьшение массы одноступенчатых ракет-носителей достигает 15%, двухступенчатых 11%. Снижение сухой массы приносит немало преимуществ, поэтому вариант универсализации двигателей по отношению к горючему становится заманчивым.

ЦитироватьБыл проведен анализ эффективности рассмотренных схем трёхкомпонентных двигателей применительно к одноступенчатым ракетам-носителям. Рассчитывались оптимальные траектории и размеры ракеты-носителя, обеспечивающие вывод на орбиту одинаковой для каждой схемы полезной нагрузки по массе. Основная задача оптимизации ракеты-носителя заключалась в поиске наиболее выгодного распределения тяги между водородной и углеводородной камерами сгорания или, в других схемах, между двигателями водородными и углеводородными. Оптимум достигается, если трёхкомпонентными двигателями создаётся примерно 80% тяги, а доля углеводородного горючего составляет приблизительно 67%. Снижение сухой массы ракеты составляло около 22%, если сравнивать чисто водородную одноступенчатую ракету с ракетой, снабжённой трёхкомпонентными двигателями. Наименьшая масса получалась при доле тяги углеводородной камеры, равной или превышающей 75%. Использование схемы с соосными камерами сгорания и соплом двойного расширения позволяет уменьшать сухую массу ракеты-носителя на 19%. Варианты с параллельным расположением камер сгорания аналогичны двигателю с соосными камерами сгорания и соплом двойного расширения, разница в массе определяется в этом случае лишь двухпозиционным раздвижным соплом водородной камеры, что даёт выигрыш в сухой массе ракеты до 4%.

Да, я полагаю, что при таком снижении сухой массы их можно вытащить на орбиту.
Заметьте, речь здесь идет о снижении сухой массы РН, а не стартовой. Как бы с этим никто и не спорит. Однако:
1) В цитируемом труде (а он был опубликован в одном из номеров "Аэрокосмической техники" за 1986г.) наибольший расчетный эффект был достигнут при достаточно экзотичной схеме ЖРД, до которой даже РД-701 не дотягивает.
2) Постоянное совершенствование водородных топливных отсеков сводит на нет преимущества 3-х компонентных РН по мю ПН (его попросту нет), а существенное усложнение конструкции не окупается снижением массы сухой РН.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Вадим Семенов

ЦитироватьНа сайте Ратмана есть вордовая мурзилка к спедшиту.

А нельзя ли ссылочку на этот сайт получить?
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

KrMolot

ЦитироватьЯ понятно изложил?


Надо же уметь работать с источниками, господа хорошие  :lol:
Вполне. :oops:

Bell

Цитировать
ЦитироватьНу и что? Протон без 1-й ступени тоже на орбиту не выйдет.
А кто сказал что он без первой ступени?
Ну вы же самолет и высоту не считаете?

Цитировать
ЦитироватьВы же не учитываете самолет и высоту.
Заявленые высота и скорость разделения - туфта. А если даже принять их то 10 км высоты и 200 м/с скорости ничего не меняют.

ЦитироватьПоэтому у МАКСа не надо вычитать столько гравитационных и АД-потерь, как у того же Протона. Потери на разворот этого вроде не перекрывают.
Потери на разворот перекрывают. По крайней мере съедают значительную часть.
Потери 1-й ступени Протона - 1200 м/с. Это разница между расчетной по Циолковскому и реальной (по Ратману :)) Только у первой ступени.

Так что пусть съедают. Но перекрыть не смогут.

Цитировать
ЦитироватьКроме того УИ на втором режиме заявлен 4532 тс = 462 с
Две секунды удельного импульса спасут отца русской демократии? ;) :) Там и 460 не будет ни в жисть. Диаметр сопла слишком мал.
Хотите украсть 50 м/с?
Кстати, сопло там с выдвижным насадком, макс. диаметр 2,4 м, коэффициент расширения на втором режиме 170
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Цитировать
ЦитироватьНа сайте Ратмана есть вордовая мурзилка к спедшиту.

А нельзя ли ссылочку на этот сайт получить?
Легче мылом кинуть.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Старый

ЦитироватьСтарый, почитайте ссылку, которую дал KrMolot. Специально для вас цитаты:
Цена этим цитатам - ноль. Там не объясняется по сравнению с какой "классической" схемой достигается экономия веса. По сравнению с водородной, керосиновой, твердотопливной? Если речь идёт о классическом Шаттле то с твердотопливной?  
 У стронников экзотических идей всегда находятся рассчёты "доказывающие" что ихние идеи дают "экономию". Только всегда оказывается что они или подобрали условия или "забыли" что-нибудь учесть.  
 В данном случае не видя их доказательств их невозможно оспорить конкретно но можно утверждать что там есть подтасовки.
 
ЦитироватьДа, я полагаю, что при таком снижении сухой массы их можно вытащить на орбиту.
Ещё раз: как вы себе представляете ускорители Арианы-5 или Шаттла которые можно вытащить на орбиту? Опишите любые, хоть десятикомпонентные.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПотери 1-й ступени Протона - 1200 м/с. Это разница между расчетной по Циолковскому и реальной (по Ратману :)) Только у первой ступени.

Так что пусть съедают. Но перекрыть не смогут.
И здесь будет аналогично. Ну пусть не 120, пусть 1000м/с. И всё, и орбитальной скорости нет. Потери на втором режиме только довершат дело.

ЦитироватьХотите украсть 50 м/с?
Кстати, сопло там с выдвижным насадком, макс. диаметр 2,4 м, коэффициент расширения на втором режиме 170
Такой же диаметр сопла у РД-0120, а давление в камере выше. Так что УИ больше чем у РД-0120 не получится. Да как оказалось там ещё и керосин используется и на втором режиме. Так что кранты, не будет там и 450 секунд...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

ЦитироватьДа как оказалось там ещё и керосин используется и на втором режиме.
ХДЕ???  :shock:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Старый

Цитировать
ЦитироватьДа как оказалось там ещё и керосин используется и на втором режиме.
ХДЕ???  :shock:
В газогенераторе! :P
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер