SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Seliv

Цитата: Игорь Пирязев от 24.03.2023 07:03:04попытки технологов удешевить, снижают ТТХ и надежность, либо технологам не дают оптимизировать стоимость ради сохранения приемлемых ТТХ.
как раз заводские технологи в космонавтике, по крайне мере в ЦИХе, максимально пытались усложнить производство, увеличить кол-во операций. Увеличение норма-часов хоть на бумаге напрямую влияет на кол-во денег в преданном технологу цеху.  

Drammk

Цитата: Дем от 23.03.2023 12:12:05И вроде говорилось про замену только некоторых деталей двигателей (типа турбины ТНА)
В любом случае это означает демонтаж, а то и замену двигателей. Нехорошо когда ступень лежит месяцами ожидая обслуживания двигателей. При большом количестве полётов, скорее будет замена на уже обслуженные двигатели чтобы ступень не простаивала.
Более точные данные по стоимости двигателей и их обслуживанию найти не получается. Пока взяты покупочные цены 1,5 млн/ за один Merlin 1D [цены 2017] и проиндексировано на размер инфляции до $1,85 млн/шт.
Вероятно, это завышенная оценка Но предположим, мы в неё включаем стоимость установки, настройки и испытания.
Это всё равно лучше, чем брать $1 млн и, соответственно, $15 млн за всю ступень в ценах 2011 года.
Цитата: Дем от 23.03.2023 12:12:05Маск в интервью говорил про 5 млн затрат на всю подготовку и старт (+ стоимость новой второй ступени 10 млн)
Грубо говоря так и получается. Только для второй ступени я проиндексировал на размер инфляции и получилось 11,6 млн.
А вот касательно затрат на подготовку, скорее всего меньше. Я видел оценки до $800 тысяч за малое обслуживание без повреждений.
Я заложил $1,2 млн за малое обслуживание ступени с обтекателем с учётом транспортировки на барже.
Однако, если мы суммируем межполётное обслуживание, стоимость заправки (около $400 тысяч), а также амортизацию на замену двигателей и прочие затраты, то в среднем до $5 млн эксплуатационных затрат на полёт и выйдет (не считая начальной стоимости ракеты и первого полёта).
Кроме того в косвенное подтверждение "Теории $5 млн на полёт" могу привести занимательную статистику по которой ступени Falcone 9 в среднем совершают 4 полёта перед списанием/уничтожением вместо запланированных 10-15, а чем больше вылетов - тем дешевле обслуживание.

vlad7308

Цитата: Drammk от 25.03.2023 23:28:14Пока взяты покупочные цены 1,5 млн/ за один Merlin 1D [цены 2017]
А можно ссылку? Спасибо
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Drammk от 25.03.2023 23:28:14Только для второй ступени я проиндексировал на размер инфляции и получилось 11,6 млн.
Вот это вот не очень очевидно.
это оценочное суждение

ratcustorb

Цитата: Drammk от 25.03.2023 23:28:14взяты покупочные цены 1,5 млн/ за один Merlin 1D
И кто у кого покупал?  ::)

Drammk

Цитата: vlad7308 от 25.03.2023 23:55:56А можно ссылку? Спасибо
Ваш вопрос про стоимость Merlin 1D меня достаточно озадачил и пришлось всё перепроверить.
Существуют разные оценки идущие примерно с 2011 года.
Стоимость двигателя все оценивают в интервале от $1 млн до $1,5 млн
В пересчёте на сегодня это будет $1,34 - $1,85 млн
Основой для начальной стоимости $1,5 млн, как утверждается в газетах от апреля 2020 служит интервью Андрея Ионина [Главный аналитик всего и вся, член-корреспондент РАКЦ]. Оригинал мне так и не удалось найти. В нём якобы говориться про $1,5 млн и что стоимость двигателей составляет 50-60 процентов от стоимости ракеты.  В англоязычных источниках таких цифр не найдено.
https://astronews.space/stati/252-raschet-stoimosti-proizvodstva-obsluzhivaniya-i-zapuska-raket-falcon-9-i-falcon-heavy-kompanii-spacex/
https://ria.ru/20200426/1570597303.html
Для примера возьму эти публикации из журнала и газеты.
Сейчас я лучше разобрался в вопросе и склоняюсь к нижней оценке потому что SpaceX сами производят эти двигатели.

Drammk

Цитата: ratcustorb от 26.03.2023 01:10:45И кто у кого покупал?  ::)
Мне почему-то казалось что они их покупают, а не производят самостоятельно. Только что расписал подробнее про оценки стоимости.

Drammk

Цитата: vlad7308 от 26.03.2023 00:40:17Вот это вот не очень очевидно.
Я не вижу здесь других вариантов потому что необходимо как-то уровнять цифры идущие с 2011 по 2023 год. Самый примитивный способ - учесть инфляцию.
Вот примитивный калькулятор
https://www.in2013dollars.com/us/inflation/2011?amount=1

vlad7308

Цитата: Drammk от 26.03.2023 02:12:44Стоимость двигателя все оценивают в интервале от $1 млн до $1,5 млн
В пересчёте на сегодня это будет $1,34 - $1,85 млн
Основой для начальной стоимости $1,5 млн, как утверждается в газетах от апреля 2020 служит интервью Андрея Ионина [Главный аналитик всего и вся, член-корреспондент РАКЦ]. Оригинал мне так и не удалось найти. В нём якобы говориться про $1,5 млн и что стоимость двигателей составляет 50-60 процентов от стоимости ракеты.  В англоязычных источниках таких цифр не найдено.
Окей, спасибо за ответ.

ЗЫ Вы уверенно применяете индекс-дефлятор ко всем древним (и часто мало-авторитетным) цифрам. Это понятно, этому учат в вузе, и это хорошо.
Но почему-то не принимаете во внимание, что себестоимость может и падать. Причем в разы. Видимо, этому в вузе не учат, и это так себе.
это оценочное суждение

Dulevo

Цитата: Drammk от 26.03.2023 02:12:44Стоимость двигателя все оценивают в интервале от $1 млн до $1,5 млн
В пересчёте на сегодня это будет $1,34 - $1,85 млн
Согласно интервью Том Миллера от 2 мая 2017-го :
Transcript of Tom Mueller's speech interview on May 2, 2017 - ZLSA Design

>>>>And he said, "How much does that car weigh?" And I said, "About 5 thousand pounds." And how much does a Merlin engine weigh? I go, "About a thousand pounds?" So, he's like, "So why the heck does it cost, you know, some fraction of a million dollars to make a Merlin engine?"

Т.е согласно этому интервью - Мерлин стоит меньше миллиона. 

Drammk

Цитата: vlad7308 от 26.03.2023 02:30:09себестоимость может и падать. Причем в разы
Очевидно, что себестоимость производства и обслуживания двигателя из первой сотни двигателей Merlin [новость о производстве первой сотни вышла в ноябре 2014 https://mapgroup.com.ua/news/1058-spacex-100-j-dvigatel-merlin-1d-gotov] была значительно дороже чем сейчас, когда число приближается к 1000.
Но как это оценить?
По этой теме у меня нет никаких зацепок.

fagot

Если брать Ионина в качестве первоисточника, то лучше и не начинать исследования.

vlad7308

Цитата: Drammk от 26.03.2023 02:41:06
Цитата: vlad7308 от 26.03.2023 02:30:09себестоимость может и падать. Причем в разы
Очевидно, что себестоимость производства и обслуживания двигателя из первой сотни двигателей Merlin [новость о производстве первой сотни вышла в ноябре 2014 https://mapgroup.com.ua/news/1058-spacex-100-j-dvigatel-merlin-1d-gotov] была значительно дороже чем сейчас, когда число приближается к 1000.
Но как это оценить?
По этой теме у меня нет никаких зацепок.
Вы молодец, честно ищете и изучаете источники!
Я как раз вчера перед сном решил, что завтра найду для Вас это интервью Мюллера :)
Но Ионина и правда не читайте :)

Что касается "как оценить" - да бог его знает.
Вообще, при переходе от опытного производства к серии (даже мелкой) себестоимость - в принципе - может упасть во много раз. Особенно когда изготовитель имеет опыт и желание.
НЯП довольно распространенной оценкой себестоимости мерлина сейчас является диапазон от 200 до 500 тысяч. Но никаких серьезных оснований для этих цифр нет. Спекуляции и wishful thinking.
это оценочное суждение

Georgea

Цитата: Игорь Пирязев от 24.03.2023 07:03:04У меня же конкретный меркантильный интерес по многоразовому обтекателю, раз уж у Маска он штатный и кубсаты миссии ДАРТ массой менее тонны в него загружались ( DART (Double Asteroid Redirection Test)– Falcon 9(B1063.3)– Vandenberg SLC-4E – 24.11.2021 06:21 UTC ). Что-то совсем неэкономно получается с этим штатным обтекателем. ... То есть линейки обтекателей у Маска нет. Как на железной дороге: написано на вагоне 68 тонн грузоподъёмности, везут в нём полвагона сыпучего груза, а плати за все 68. Но ведь это великий Маск! )))
Не совсем понял, что у Маска неэкономно с обтекателем. Он же многоразовый  :)

Вот когда был одноразовым — там да, неэкономно получалось.

Georgea

Цитата: nonconvex от 24.03.2023 05:32:54
Цитата: Georgea от 22.03.2023 09:04:13
Цитата: AlexandrU от 21.03.2023 23:06:04Теоретическая эффективность флаконоподобных многоразов относительно одноразов достаточно полно описана тут.
Я бы сказал, это ближе к пустым фантазиям, чем к теории.
Когда одни с многоразом сделали самую успешную ракету в истории, а другие с одноразами что-то пыжились на многораз, но ничего не вышло, то теоретические выкладки этих других о многоразовости могут заинтересовать только их больших фанатов.
По какому критерию вы определили "самую успешность", по количеству запусков?
Да вообще чуть не по всем возможным. Количество запусков, частота запусков (на площадку), количество успешных, надёжность, безаварийная серия, рыночный успех, заявленная себестоимость.

До кучи можно ещё притянуть выведенный совокупный груз, хотя это к ракете уже лишь косвенно относится.

Drammk

Цитата: Georgea от 26.03.2023 22:54:33Не совсем понял, что у Маска неэкономно с обтекателем. Он же многоразовый 
А можете объяснить почему обтекатель стоит дороже сверхлёгкой ракеты Electron?
Зачем нужен такой дорогой обтекатель и почему нельзя было обойтись "дешёвыми" одноразовыми?

Mavik

#19956
Цитата: Drammk от 26.03.2023 23:48:24
Цитата: Georgea от 26.03.2023 22:54:33Не совсем понял, что у Маска неэкономно с обтекателем. Он же многоразовый
А можете объяснить почему обтекатель стоит дороже сверхлёгкой ракеты Electron?
Зачем нужен такой дорогой обтекатель и почему нельзя было обойтись "дешёвыми" одноразовыми?
У Falcon 9 многоразовый обтекатель был далеко не всегда, первое повторное использование было в ноябре 2019 года. До этого "дешёвые одноразовые" всё также стоили $6 миллионов.

Ну и вопрос вам - сколько, по вашему, должен стоить правильный дешёвый одноразовый обтекатель подобного объема?
Сколько он стоит для Протона? Ангары А5? Атласа, Ариан, Н-2?

Игорь Пирязев

Позволю задать себе вопрос по обтекателю для ДАРТа с другого бока. Почему же не догрузили "до полного" тот исторический запуск на астероид. Имею сомнения по поводу самого факта миссии, ну как про высадки на Луну (за что рискую снова "залететь" на молчание). А аэрокосмический - это МАИ Мишина?

ratcustorb

Цитата: Mavik от 27.03.2023 00:09:51Сколько он стоит для Протона?
14С75 - 210 млн. рублей (2020 год).

Игорь Пирязев

Цитата: Drammk от 26.03.2023 23:48:24
Цитата: Georgea от 26.03.2023 22:54:33Не совсем понял, что у Маска неэкономно с обтекателем. Он же многоразовый
А можете объяснить почему обтекатель стоит дороже сверхлёгкой ракеты Electron?
Зачем нужен такой дорогой обтекатель и почему нельзя было обойтись "дешёвыми" одноразовыми?
Немного не так. Почему при столь немалых цифрах по стоимости обтекателей (хоть одноразовых, хоть многоразовых), когда борьба идёт за каждый килограмм, если не грамм выводимой массы, в миссии ДАРТ был осуществлён столь нелогичный шаг? Или тут совсем другая арифметика? Почему недозагрузили машину? А ведь это не фура.