SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Demir_Binici

#21480
Цитата: Pirat5 от 03.08.2025 12:01:03Пока они строятся, во время запусков Falcon Heavy посадка может производиться на баржи.
Пока закрывается только LZ-1, а LZ-2 будет работать. Миссии, где не требуется посадка на баржу бывают регулярно. Следующая миссия - USSF-36 (aka OTV-8, aka X-37B) и посадка как раз планируется на LZ-2.
Посмотрел, что в этом году LZ-2 использовали только один раз. А предыдущий раз её использовали в 2023 году. Вообще LZ-2 редко пользовались относительно LZ-1, всего 12 раз против 52.

В Griffin Mission One, сейчас стоящей на декабрь планировалось сажать на баржу центральную ступень, а боковые ступени сажать на сушу, как в миссиях STP-2 и Arabsat 6A. Наверно планируют построить к тому времени новые площадки. Трёх барж в Атлантике у SpaceX нет.

Pirat5

вероятно SpaceX знает, что благодаря  Griffin Mission One им можно не торопиться с новыми площадками

PS тут вообще стоит "сентябрь 2025" :-O

Demir_Binici

Цитата: Pirat5 от 03.08.2025 22:34:24вероятно SpaceX знает, что благодаря  Griffin Mission One им можно не торопиться с новыми площадками
Могут и ещё сдвинуть - обычное дело. Весной 2021 года миссию планировали на конец 2023 года.

Про даты других миссий на Falcon Heavy ничего определённого не известно. Для NASA ничего другого ранее 2027 года не планируется. Предположительно USSF-75 и USSF-70 будут запускать на Falcon Heavy предположительно в 2025 - 2026 годах. Но может оказаться, что и не на Heavy и/или позже. Ещё есть подвешенный запуск Viasat-3 Asia.
Спойлер
От запуска на Ariane 6 отказались, но о контракте с кем-то ещё ничего не известно. Могут запустить как на Falcon Heavy, так и на чём-то ещё, включая снова Ariane 6.
[свернуть]

Demir_Binici

Цитата: Искандер от 13.08.2025 13:24:00
Цитата: Буцетам от 13.08.2025 12:45:14
Цитата: Дем от 13.08.2025 12:40:47Зато при спуске она не требует ремонта. Поэтому верх слишком большой а в следующей версии ещё больше.
Оптимизация затрат!
ЦБ Фалкон хеви тоже не требует ремонта
ЕМНИП и ни разу не приземлилися.
Изменяет. :)
В миссии Arabsat 6A центральная ступень успешно совершила посадку. Упала она уже потом, из-за качки, так как её не зафиксировали. Подобные происшествия и со ступенями Falcon 9 случались.
Цитата: Искандер от 13.08.2025 13:24:00Разве SpaceX уже не закрыли тему с возвратом центра?
А с чего её закрывать? Есть ниша, между Falcon 9 с расходом уже порядочно налетавшей первой ступени и Falcon Heavy с расходом центральной ступени. Тот же Arabsat 6A массой 6,465 кг был выведен на GTO-1502, а Amos-17 той же массы на GTO-1784.

Чем выше требуется энергетика, тем больше преимущество Falcon Heavy с возвратом всех ступеней перед Falcon 9 с расходуемой первой ступенью. Griffin Mission 1 планируют запускать как раз на Falcon Heavy с возвратом всех ступеней. Она сейчас на 2026 год отложена.

Demir_Binici

Цитата: vlad7308 от 13.08.2025 21:12:28ПН ФХ с возвратом ЦБ ограничена сверху максимальной скоростью этого самого ЦБ, чтобы получился возврат. Чем выше скорость, тем дольше должен быть тормозной импульс, иначе ступень не переживет входа в атмосферу.
Да, всё логично. Так и есть.

Цитата: vlad7308 от 13.08.2025 21:12:28В итоге скорость при разделении всего на несколько сотен метров превышает Ф9. Соответственно и ПН.
Если сравнить скорость центральной ступени в момент MECO, в ходе миссии Arabsat 6A, с другими миссиями Falcon 9 на GTO, когдапервую ступень сажали, то разница составит от 600 до 750 м/с. И в миссии Arabsat 6A центральную ступень успешно посадили. В миссии STP-2 скорость центральной ступени была ещё на 100 м/с выше, но так как ступень посадить не удалось (не важно по какой причине), учитывать этот случай не будем.
Если первую ступень Falcon 9 не сажают, то в момент MECO её скорость больше на 360-380 м/с, относительно того, когда сажают.

Цитата: vlad7308 от 13.08.2025 21:12:28Соответственно и ПН.
Falcon Heavy это не про массу ПН, а про требуемую скорость ПН.

Цитата: vlad7308 от 13.08.2025 21:12:28С расходуемым ЦБ всё сильно не так. Поэтому ФХ обычно и летает именно с расходуемым ЦБ.
Там всё ровно так, только скорость центральной ступени в момент MECO ещё выше. Относительно Arabsat 6A, центральная ступень имела большую на 910 м/с скорость при выводе EchoStar 24 и на 1683 м/с при выводе Viasat-3.

Слово "обычно" - здесь пока рано использовать. Слишком мала выборка - всего 10 пусков, исключая тестовый. Два - с возвратом всех ступеней, и два - в полностью расходуемом варианте.

Я согласен с тем, что запусков с возвратом всех ступеней вероятно будет меньше, чем запусков возвратом только боковых ступеней. Однако основную причину вижу в другом:
  • отнюдь не бесконечный ресурс использования ступени
  • возрастание расходов на обслуживание при увеличении кратности повторного использования
  • более сложная организация запуска Falcon Heavy, особенно, когда предполагается посадка всех ступеней, относительно организации запуска Falcon 9, особенно, когда посадка вовсе не предполагается
Пуски Falcon Heavy с посадкой всех ступеней частично каннибализирует одноразовый Falcon 9.

Demir_Binici

#21485
Цитата: Буцетам от 13.08.2025 19:02:42
Цитата: vlad7308 от 13.08.2025 18:32:25Откуда дровишки?
Я уж не помню где видел, возможно раньше было на сайте. А Маск говорил что если все 3 блока вернуть на стартовый стол, то ПН будет 30 тонн. Соответственно, если все 3 блока возвращать на платформф в море, то ПН явно выше 30т
Это где такое было? Сильно сомневаюсь, что такое было.

Мы видим, что SpaceX заявляет о возможности Falcon 9 вывести 22.0 - 22.8 тонн на LEO и 8.3 тонны на GTO-1800 в полностью расходуемом варианте. Для Falcon Heavy заявлено о 8 тоннах на GTO-1800 при спасении всех трёх бустеров.
Heavy имеет заметное преимущество при выводе на GTO-1500. Чем больше энергетика, те больше будет его преимущество, и наоборот.

Вообще о возврате всех трёх ступенях на морские платформы никогда речи не было. Говорили о посадке боковых ускорителей на морские платформы и о расходе центральной ступени. Говорили, что в этой конфигурации производительность будет около 90% от варианта с расходом всех ступеней.

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:15:26Это где такое было? Сильно сомневаюсь, что такое было.
Вот здесь
https://www.youtube.com/watch?v=tdUX3ypDVwI&t=15m35s
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Demir_Binici

Цитата: Буцетам от 14.08.2025 12:34:05
Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:15:26Это где такое было? Сильно сомневаюсь, что такое было.
Вот здесь
https://www.youtube.com/watch?v=tdUX3ypDVwI&t=15m35s
А из чего вывод, что "partial reusable", это все три бустера? Почему не два боковых с расходом центрального?

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:39:57
Цитата: Буцетам от 14.08.2025 12:34:05
Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:15:26Это где такое было? Сильно сомневаюсь, что такое было.
Вот здесь
https://www.youtube.com/watch?v=tdUX3ypDVwI&t=15m35s
А из чего вывод, что "partial reusable", это все три бустера? Почему не два боковых с расходом центрального?
А, ну может таймкод неверный, послушайте вперёд-назад от этой точки. В любом случае цифра ПН для одноразового ЦБ у нас уже есть, и это не 30 тонн а 57
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Demir_Binici

Цитата: Буцетам от 14.08.2025 12:41:17
Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:39:57
Цитата: Буцетам от 14.08.2025 12:34:05
Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:15:26Это где такое было? Сильно сомневаюсь, что такое было.
Вот здесь
https://www.youtube.com/watch?v=tdUX3ypDVwI&t=15m35s
А из чего вывод, что "partial reusable", это все три бустера? Почему не два боковых с расходом центрального?
А, ну может таймкод неверный, послушайте вперёд-назад от этой точки. В любом случае цифра ПН для одноразового ЦБ у нас уже есть, и это не 30 тонн а 57
Тайм код как раз верный.

У нас есть 63.8 тонн для Falcon Heavy с расходом всех ступеней, официально заявленная на сайте и она сомнений не вызывает.

vlad7308

Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:01:40
ЦитироватьПН ФХ с возвратом ЦБ ограничена сверху максимальной скоростью этого самого ЦБ, чтобы получился возврат. Чем выше скорость, тем дольше должен быть тормозной импульс, иначе ступень не переживет входа в атмосферу.
Да, всё логично. Так и есть.

ЦитироватьВ итоге скорость при разделении всего на несколько сотен метров превышает Ф9. Соответственно и ПН.
Если сравнить скорость центральной ступени в момент MECO, в ходе миссии Arabsat 6A, с другими миссиями Falcon 9 на GTO, когдапервую ступень сажали, то разница составит от 600 до 750 м/с. И в миссии Arabsat 6A центральную ступень успешно посадили. В миссии STP-2 скорость центральной ступени была ещё на 100 м/с выше, но так как ступень посадить не удалось (не важно по какой причине), учитывать этот случай не будем.
Если первую ступень Falcon 9 не сажают, то в момент MECO её скорость больше на 360-380 м/с, относительно того, когда сажают.
Да
Скорость при MECO для ФХ с возвратом ЦБ
1. На ~700м\с выше, чем для Ф9 asds
2. На ~300м\с выше, чем для Ф9 expendable
А вторая ступень одинаковая.
и этого достаточно для понимания
это оценочное суждение

Demir_Binici

#21491
Цитата: vlad7308 от 14.08.2025 14:35:38
Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:01:40
ЦитироватьПН ФХ с возвратом ЦБ ограничена сверху максимальной скоростью этого самого ЦБ, чтобы получился возврат. Чем выше скорость, тем дольше должен быть тормозной импульс, иначе ступень не переживет входа в атмосферу.
Да, всё логично. Так и есть.

ЦитироватьВ итоге скорость при разделении всего на несколько сотен метров превышает Ф9. Соответственно и ПН.
Если сравнить скорость центральной ступени в момент MECO, в ходе миссии Arabsat 6A, с другими миссиями Falcon 9 на GTO, когдапервую ступень сажали, то разница составит от 600 до 750 м/с. И в миссии Arabsat 6A центральную ступень успешно посадили. В миссии STP-2 скорость центральной ступени была ещё на 100 м/с выше, но так как ступень посадить не удалось (не важно по какой причине), учитывать этот случай не будем.
Если первую ступень Falcon 9 не сажают, то в момент MECO её скорость больше на 360-380 м/с, относительно того, когда сажают.
Да
Скорость при MECO для ФХ с возвратом ЦБ
1. На ~700м\с выше, чем для Ф9 asds
2. На ~300м\с выше, чем для Ф9 expendable
А вторая ступень одинаковая.
и этого достаточно для понимания
В данном случае, лучше всё-таки оперировать не средними значениями, а диапазоном. В данных, которые я привёл для Falcon 9, массы ПН различаются от ~3.5 до ~7.3 тонн и deltaV там от -2270 до -1550 м/с.

3. И разница между Falcon 9 expendable и ASDS от 360 до 380 м/с. Про это не стоит забывать.

Тогда будет достаточно для понимания.

Проще говоря:
  • если некую ПН можно вывести на Falcon 9 ASDS и заказчика устраивает deltaV - выводят на нём и тут особо думать нечего
  • если некая ПН требует расхода центральной ступени Falcon Heavy - выбирать не приходится, надо так надо
  • а вот между этим решают по ситуации
Если в достаточном количестве есть уже порядочно налетавшие ступени, которые не особо жалко, а баржи в дефиците, плюс ограничение по погоде, выбор ракеты для третьего варианта уже не столь однозначен. Какую deltaV хочет заказчик, на какую способен Falcon, и какова цена вариантов. Судя по миссиям Hera и Galileo, цена за Falcon 9 expendable несколько ниже цены за Falcon Heavy. Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. :)

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:54:02У нас есть 63.8 тонн для Falcon Heavy с расходом всех ступеней, официально заявленная на сайте и она сомнений не вызывает.
Да, и у нас есть пост Маска в твиттере "если возваращаем ББ на платформу, а ЦБ однораз, штраф к ПН - 10%". Это цифра 57т.
А теперь у нас третья цифра: 30т. Внимание вопрос
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Demir_Binici

Цитата: Demir_Binici от 14.08.2025 12:01:40Пуски Falcon Heavy с посадкой всех ступеней частично каннибализирует одноразовый Falcon 9.
А к этому добавился ещё и Helios. Заявлено, что он сможет прямиком на GEO выводить 4 тонны на Falcon 9 ASDS. FH RTLS side + ASDS core по прикидкам c NFS примерно 3.5 тонны выводит. Судя, по тому, что Impulse Space заказали три пуска, клиенты есть.

zandr

https://vk.com/spacex?from=groups&w=wall-41152133_529061
ЦитироватьСтатистика запуска миссии Starlink-10.20
Спойлер
— 2-й запуск компании за день
— 2-й и 19-й полёт створок обтекателя
— 5-й запуск SpaceX в августе
— 10-й полёт ступени Falcon 9 B1085
— 99-й плановый запуск SpaceX этого года
— 180-й орбитальный запуск мира
— 396-я успешная посадка ступеней компании на платформу
— 488-я успешная посадка ускорителей ракет Falcon
— 516-й пуск ракеты Falcon 9
— 532-й запуск SpaceX.
[свернуть]
Falcon 9 B1085 - первый ускоритель компании, который выполнил 10 полётов в течение первого года (359-и дней) своей эксплуатации.

Demir_Binici

Цитата: zandr от 15.08.2025 13:51:22Falcon 9 B1085 - первый ускоритель компании, который выполнил 10 полётов в течение первого года (359-и дней)
Falcon 9 B1051 потребовалось на это 2 года и 2 месяца (799 дней). От 2 марта 2019 до 9 мая 2021.

AleMark

Цитата: Demir_Binici от 15.08.2025 18:35:16
Цитата: zandr от 15.08.2025 13:51:22Falcon 9 B1085 - первый ускоритель компании, который выполнил 10 полётов в течение первого года (359-и дней)
Falcon 9 B1051 потребовалось на это 2 года и 2 месяца (799 дней). От 2 марта 2019 до 9 мая 2021.
А какой ускоритель сейчас держит рекорд на самый быстрый 20-й полет, не подскажете?
Список и расшифровка ракетно-космических аббревиатур: А Б В Г ... Н О П Р ...

Demir_Binici

Цитата: AleMark от 17.08.2025 08:06:53
Цитата: Demir_Binici от 15.08.2025 18:35:16
Цитата: zandr от 15.08.2025 13:51:22Falcon 9 B1085 - первый ускоритель компании, который выполнил 10 полётов в течение первого года (359-и дней)
Falcon 9 B1051 потребовалось на это 2 года и 2 месяца (799 дней). От 2 марта 2019 до 9 мая 2021.
А какой ускоритель сейчас держит рекорд на самый быстрый 20-й полет, не подскажете?
Почти через 6 лет потребовалось SpaceX чтобы достичь 20-кратного использования первой ступени Falcon 9 Block 5, считая от первого полёта 2018-05-11. 20 полётов удалось достичь лишь в апреле 2024 года.
B1062 | 2024-04-13 | 1255 дней
B1060 | 2024-04-28 | 1398 дней

Спустя ещё год 20-кратное использование стало обыденностью - число таких ступеней возросло до 11 или каждый третий ускоритель для Falcon 9 Block 5 (без учёта использовавшихся для Heavy). B1076 и B1078 полетели в 20-й раз через 793 и 794 дня.

Рекорд на самый быстрый 20-й полет сейчас у B1080 - 765 дней (2023-05-22 - 2025-06-25). Это пока 12-й бустер с 20 и более полётами.

AleMark

Цитата: Demir_Binici от 17.08.2025 09:58:12
Цитата: AleMark от 17.08.2025 08:06:53
Цитата: Demir_Binici от 15.08.2025 18:35:16
Цитата: zandr от 15.08.2025 13:51:22Falcon 9 B1085 - первый ускоритель компании, который выполнил 10 полётов в течение первого года (359-и дней)
Falcon 9 B1051 потребовалось на это 2 года и 2 месяца (799 дней). От 2 марта 2019 до 9 мая 2021.
А какой ускоритель сейчас держит рекорд на самый быстрый 20-й полет, не подскажете?
Почти через 6 лет потребовалось SpaceX чтобы достичь 20-кратного использования первой ступени Falcon 9 Block 5, считая от первого полёта 2018-05-11. 20 полётов удалось достичь лишь в апреле 2024 года.
B1062 | 2024-04-13 | 1255 дней
B1060 | 2024-04-28 | 1398 дней

Спустя ещё год 20-кратное использование стало обыденностью - число таких ступеней возросло до 11 или каждый третий ускоритель для Falcon 9 Block 5 (без учёта использовавшихся для Heavy). B1076 и B1078 полетели в 20-й раз через 793 и 794 дня.

Рекорд на самый быстрый 20-й полет сейчас у B1080 - 765 дней (2023-05-22 - 2025-06-25). Это пока 12-й бустер с 20 и более полётами.
Спасибо за столь подробный ответ, очень интересно.
А вы отслеживаете статистику здесь, или есть более удобные базы данных?
Список и расшифровка ракетно-космических аббревиатур: А Б В Г ... Н О П Р ...

Demir_Binici

Цитата: AleMark от 17.08.2025 22:17:03А вы отслеживаете статистику здесь, или есть более удобные базы данных?
Частично отсюда беру. Ещё есть старая версия. Спасибо за ссылку, не пользовался раньше.