SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Dulevo

Агенству которое никогда не занималось ни космосом, ни ракетами - навязали функцию контролирования космических полетов.
Сферой в которой у них никакой экспертизы.

И вот оно пытается подходить к этой сфере так же как к пассажирским авиаперевозкам.

Могло бы хотя бы честно признать свою некомпетентность и пытаться минимизировать свое вмешательство.
Вместо этого надувают щеки и рубят с плеча. "Мы тут закон!"...


telekast

Цитата: Dulevo от 14.07.2024 22:12:36Агенству которое никогда не занималось ни космосом, ни ракетами - навязали функцию контролирования космических полетов.
Сферой в которой у них никакой экспертизы.
Вспоминается, как налоговую обязали блюсти авторские права, в ТЧ на софт. К нам приходили. Я им показал старые, блестящие золотом и голограммами "фирменные" диски от Майкрософта и они отстали. Хотя диски были от 95й, что-ли, а кругом на компах стоял ХР. ;D
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

vlad7308

Цитата: Demir_Binici от 14.07.2024 21:07:00
Цитироватьскажите, Вы когда-нибудь имели дело с гос регуляторами в роли объекта регулирования или хотя бы около?
Я - да, много раз. И с разными.
Это вы к чему? Что надо закрыть FAA?
Я много раз писал, к чему.
Хорошо, еще раз.
1. Регулятор (любой) - бюрократическая организация, живущая по своим законам и имеющая свои собственные цели (помимо тех, ради которых она была создана). См. книгу Паркинсона.
2. Самих регуляторов надо регулировать куда круче, чем объекты их регулирования. Иначе они съедят всё.

Так Вы когда-нибудь имели дело с гос регуляторами в роли объекта регулирования или хотя бы около? Я - да.
это оценочное суждение

anik

Цитата: Demir_Binici от 13.07.2024 11:15:22Всё познаётся в сравнении, и я решил посчитать максимально длинные цепочки полностью успешных запусков различных ракет.
Для «Союза-У/У2» серию надо считать с 18 июня 1982 года, потому что 26 сентября 1983 года ни пуска, ни тем более запуска, не было.

Для «Циклона-2» серию надо считать с 6 августа 1969 года, так как авария 25 апреля 1973 года произошла на этапе довыведения на орбиту двигательной установкой космического аппарата. При этом до 25 июня 2006 года с «Циклоном-2» произошли три нештатные ситуации: 23 мая 1977 года (нештатная работа второй ступени), 25 марта 1986 года (выведение на орбиту с ошибочным наклонением) и 24 ноября 1989 года (нештатное отделение спутника), то есть указанной серии не получается.

В серии пусков «Союза-2.1а» не могут считаться полностью успешными пуски 6 декабря 2019 года, 23 июля 2020 года и 15 февраля 2021 года, так как при выведении происходило повреждение корабля головным обтекателем. Кроме того, при пуске 20 февраля 2020 года двигатель третьей ступени преждевременно выключился. То же самое касается пуска «Союза-2.1б» 21 февраля 2019 года.

В серии пусков Falcon-9 (1.2b5) не могут считаться полностью успешными пуски 18 марта 2020 года и 16 февраля 2021 года, так как при выведении происходил отказ двигателя первой ступени. Кроме того, остаются вопросы к групповым пускам 3 января 2023 года и 11 ноября 2023 года, в которых часть спутников не отделились от второй ступени.

Для Delta-2 серия началась 5 мая 1997 года, а не 1998 года. В этой серии был пуск 9 июля 1997 года, в ходе которого один из космических аппаратов Iridium получил повреждение из-за головного обтекателя.

По серии DF-5: если считается авария разгонного блока при пуске 13 марта 2024 года, то серия должна прекратиться 29 декабря 2022 года, так при пуске 12 января 2023 года тоже была авария разгонного блока.

По Atlas-5 непонятно, в чём был не полностью успешным пуск 21 августа 2002 года. Кроме того, серия не учитывает преждевременное выключение двигателя первой ступени при пуске 23 марта 2016 года.

vlad7308

Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59В серии пусков Falcon-9 (1.2b5) не могут считаться полностью успешными пуски 18 марта 2020 года и 16 февраля 2021 года, так как при выведении происходил отказ двигателя первой ступени.
Миссии были ведь полностью выполнены?
Если да, то успех полный.
это оценочное суждение

Demir_Binici

Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59Для «Союза-У/У2» серию надо считать с 18 июня 1982 года, потому что 26 сентября 1983 года ни пуска, ни тем более запуска, не было.
Строго говоря если считать пуски-запуски, то вы правы. Мне следовало написать "миссии". Falcon 9/FH v1.2 я тоже считал не от первого пуска, а от пуска после аварии 3 сентября 2016 года.
Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59Для «Циклона-2»..
.. я тупо скопировал у Нэда Кайла. Спорить не буду. Рекомендуете вычеркнуть Циклон-2 из списка?
Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59В серии пусков «Союза-2.1а» не могут считаться полностью успешными пуски 6 декабря 2019 года, 23 июля 2020 года и 15 февраля 2021 года, так как при выведении происходило повреждение корабля головным обтекателем.
Это какие-то последствия имело для успеха миссий?


Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59... при пуске 20 февраля 2020 года двигатель третьей ступени преждевременно выключился. То же самое касается пуска «Союза-2.1б» 21 февраля 2019 года.
Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59В серии пусков Falcon-9 (1.2b5) не могут считаться полностью успешными пуски 18 марта 2020 года и 16 февраля 2021 года, так как при выведении происходил отказ двигателя первой ступени.
Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59По Atlas-5 ... серия не учитывает преждевременное выключение двигателя первой ступени при пуске 23 марта 2016 года.
21 февраля 2019 Союз-2.1б | EgyptSat-A У Гюнтера помечен как частично неудачный. У Кайла не отмечен.
20 февраля 2020 Soyuz-2-1a | Meridian-M9 Нигде не отмечен, как частично неудачный.
Во всех этих пусках, как и в пусках Falcon 18 марта 2020 года и 16 февраля 2021 года и пуске Atlas-5 23 марта 2016 года я посчитал это как аномалиями в полёте, а не о частично неудачными запусками. Преждевременное выключение двигателя третьей или второй ступени, как и отказ одного из двигателей было компенсировано и спутники выведены на расчётную орбиту. Так что эти запуски я посчитал, как полностью успешными. Впрочем любое сравнение такого рода всегда несколько субъективно. Но если автор чётко прописал критерии, то имеет право.
Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59По Atlas-5 непонятно, в чём был не полностью успешным пуск 21 августа 2002 года.
Это я в комментариях ошибся. Имел ввиду запуск 15 июня 2007 года, после которого начинается мой отсчёт в 90 успешных запусков. Преждевременное выключение Centaur. Спутник был выведен на орбиту близкую к расчётной. Хотя заказчик посчитал запуск успешным, ULA тоже так считает.
Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59Для Delta-2 серия началась 5 мая 1997 года, а не 1998 года. В этой серии был пуск 9 июля 1997 года, в ходе которого один из космических аппаратов Iridium получил повреждение из-за головного обтекателя.
Да, 1997 - ошибся. Про повреждение Iridium не знал и нигде не упоминается. Если не сложно, пришлите ссылку.

Цитата: anik от 15.07.2024 17:06:59По серии DF-5: если считается авария разгонного блока при пуске 13 марта 2024 года, то серия должна прекратиться 29 декабря 2022 года, так при пуске 12 января 2023 года тоже была авария разгонного блока.
Тогда по строгим критериям, если считать запуски Atlas V от 15 июня 2007 и Falcon 9 от 30 марта 2017 не полностью успешными, то и этот запуск тоже надо считать таковым.

P.S.
Спасибо за ценные комментарии. Внесу исправления и добавления.

anik

Цитата: vlad7308 от 15.07.2024 18:56:16Миссии были ведь полностью выполнены?

Если да, то успех полный.
При чём здесь миссии? Речь шла о полностью успешных пусках ракеты-носителя. Отказ двигателя влияет на статистику надёжности ракеты-носителя, даже если он был компенсирован.

anik

Цитата: Demir_Binici от 15.07.2024 19:09:40Это какие-то последствия имело для успеха миссий?
Конечно. В последнем случае из-за погнутой антенны системы «Курс» корабль не смог в автоматическом режиме состыковаться с МКС. И потом какая разница, имело это последствия или нет? Полезная нагрузка была повреждена при выведении, чего не должно быть. Возникают вопросы к надёжности.

Цитата: Demir_Binici от 15.07.2024 19:09:40Если не сложно, пришлите ссылку.
https://www.thespacereview.com/article/4354/1.

Demir_Binici

#20848
Цитата: anik от 15.07.2024 20:25:31
Цитата: Demir_Binici от 15.07.2024 19:09:40Это какие-то последствия имело для успеха миссий?
Конечно. В последнем случае из-за погнутой антенны системы «Курс» корабль не смог в автоматическом режиме состыковаться с МКС. И потом какая разница, имело это последствия или нет? Полезная нагрузка была повреждена при выведении, чего не должно быть. Возникают вопросы к надёжности.

Цитата: Demir_Binici от 15.07.2024 19:09:40Если не сложно, пришлите ссылку.
https://www.thespacereview.com/article/4354/1.
Спасибо.

P.S.
Если не возражаете, добавил ссылку на этот ваш пост в свой пост со статистикой.

Demir_Binici

Цитата: anik от 15.07.2024 20:07:09При чём здесь миссии? Речь шла о полностью успешных пусках ракеты-носителя. Отказ двигателя влияет на статистику надёжности ракеты-носителя, даже если он был компенсирован.
В исходном посте я исправил пуски на миссии. К существу вопроса.

Отказ двигателя безусловно влияет на статистику надёжности ракеты-носителя, даже если он был компенсирован. Уверен, что каждый подобный случай подробно анализируют и сами пусковые компании и их потенциальные заказчики и страховые компании тоже всё это отслеживают.

С одной стороны, каждый подобный случай, это чей-то конкретный косяк. С другой стороны, возможное возникновение таких косяков учитывалось - в верхнюю ступень заливалось больше топлива, что бы при возможности компенсировать недостаток характеристической скорости нижних ступеней. В случае с первой ступенью Falcon 9 конструкцией и вовсе предусмотрен отказ двигателя. С третьей стороны, при большей массе полезной нагрузки или больших требованиях к энергетике орбиты, при такой ситуации пуск бы уже был неудачным, полностью или частично.

Надо конечно все подобные случаи отмечать. На мой взгляд, наиболее удобно - успех, частичный успех, аномалия.  

Demir_Binici

https://twitter.com/jswartzphoto/status/1813001033443852679
В McGregor только что прошли испытания второй ступени Falcon 9. Это первый случай после неудачи с запуском Starlink 9-3 и может быть хорошим признаком прогресса SpaceX в расследовании.

Demir_Binici

ЦитироватьВ заявлении для Spaceflight Now Федеральное Управление Гражданской Авиации (FCC) сообщило, что компания SpaceX добивается заключения по общественной безопасности.

По данным агентства, FCC получило запрос 15 июля. В случае одобрения это позволит SpaceX возобновить запуск своей ракеты Falcon 9, пока расследование неудачного запуска Starlink 9-3 продолжается.

«FCC несет ответственность и стремится защищать население во время запуска коммерческих космических транспортных средств и операций по возвращению в атмосферу», — говорится в заявлении FCC. «FCC рассматривает запрос и будет руководствоваться данными и безопасностью на каждом этапе процесса».

У FCC есть два способа позволить ракете вернуться к полету после аварии. Во-первых, FCC утверждает окончательный отчет о расследовании неполадок под руководством оператора запуска, который будет включать «определение любых корректирующих действий». Эти действия должны быть реализованы, и все соответствующие лицензионные требования должны быть выполнены.

Другой вариант — выдать постановление об общественной безопасности. По мнению ФАУ, это было бы возможным, если бы «происшествие не затронуло критически важные для безопасности системы и не поставило бы под угрозу общественную безопасность иным образом».
На сайте nextspaceflight.com появились предполагаемые даты запусков Starlink на 19, 20 и 22 июля с площадок SLC-40, LC-39A и SLC-4E.

Demir_Binici

Всего через три дня после неудачного запуска SpaceX уже готовы продолжать. Как-то необычайно быстро. Либо они действительно так быстро обнаружили причину утечки кислорода, либо сочли это каким-то редким стечением обстоятельств и готовы возобновить запуски Starlink считая риск повторения ситуации приемлемым.
Если мы имеем дело с первым случаем, то возможно, они решили подать запрос в FCC на возобновление пусков, так как процедура рассмотрения и утверждения окончательного отчёта более длительная, чем получение заключения, что пуски безопасны для населения. Так они по крайней мере смогут запускать Starlink.

nonconvex

Цитата: Demir_Binici от 17.07.2024 08:28:41Всего через три дня после неудачного запуска SpaceX уже готовы продолжать. Как-то необычайно быстро. Либо они действительно так быстро обнаружили причину утечки кислорода, либо сочли это каким-то редким стечением обстоятельств и готовы возобновить запуски Starlink считая риск повторения ситуации приемлемым.
Итеративный подход + ничего лишнего. Решили от трех незакрученных гаек на фланце перейти к двум.

zandr

Цитата: Demir_Binici от 17.07.2024 08:14:26На сайте nextspaceflight.com появились предполагаемые даты запусков Starlink на 19, 20 и 22 июля с площадок SLC-40, LC-39A и SLC-4E.

Уже неделю пуски ежедневно сдвигаются вправо

https://nextspaceflight.com/launches/details/7542
ЦитироватьStarlink Group 10-4
Launch Time
Thu Jul 25, 2024 07:14 GMT+3
Pending FAA approval following the failure of the Starlink Group 9-3 mission.
https://nextspaceflight.com/launches/details/7523
ЦитироватьStarlink Group 9-4
Launch Time
Thu Jul 25, 2024 11:34 GMT+3
Pending FAA approval following the failure of the Starlink Group 9-3 mission.
https://nextspaceflight.com/launches/details/7531
ЦитироватьStarlink Group 10-9
Launch Time
NET July, 2024
Pending FAA approval following the failure of the Starlink Group 9-3 mission.
в ожидании  одобрения FAA.

zandr

SpaceX представила в FAA отчет по результатам
http://spacex.com/updates/#falcon-9-returns-to-flight
ЦитироватьJULY 25, 2024
FALCON 9 RETURNS TO FLIGHT
SpaceX submitted its mishap report to the Federal Aviation Administration (FAA) regarding Falcon 9's launch anomaly on July 11, 2024. SpaceX's investigation team, with oversight from the FAA, was able to identify the most probable cause of the mishap and associated corrective actions to ensure the success of future missions.

Post-flight data reviews confirmed Falcon 9's first stage booster performed nominally through ascent, stage separation, and a successful droneship landing. During the first burn of Falcon 9's second stage engine, a liquid oxygen leak developed within the insulation around the upper stage engine. The cause of the leak was identified as a crack in a sense line for a pressure sensor attached to the vehicle's oxygen system. This line cracked due to fatigue caused by high loading from engine vibration and looseness in the clamp that normally constrains the line. Despite the leak, the second stage engine continued to operate through the duration of its first burn, and completed its engine shutdown, where it entered the coast phase of the mission in the intended elliptical parking orbit.

A second burn of the upper stage engine was planned to circularize the orbit ahead of satellite deployment. However, the liquid oxygen leak on the upper stage led to the excessive cooling of engine components, most importantly those associated with delivery of ignition fluid to the engine. As a result, the engine experienced a hard start rather than a controlled burn, which damaged the engine hardware and caused the upper stage to subsequently lose attitude control. Even so, the second stage continued to operate as designed, deploying the Starlink satellites and successfully completing stage passivation, a process of venting down stored energy on the stage, which occurs at the conclusion of every Falcon mission.

Following deployment, the Starlink team made contact with 10 of the satellites to send early burn commands in an attempt to raise their altitude. Unfortunately, the satellites were in an enormously high-drag environment with a very low perigee of only 135 km above the Earth. As a result, all 20 Starlink satellites from this launch re-entered the Earth's atmosphere. By design, Starlink satellites fully demise upon reentry, posing no threat to public safety. To-date, no debris has been reported after the successful deorbit of Starlink satellites.

SpaceX engineering teams have performed a comprehensive and thorough review of all SpaceX vehicles and ground systems to ensure we are putting our best foot forward as we return to flight. For near term Falcon launches, the failed sense line and sensor on the second stage engine will be removed. The sensor is not used by the flight safety system and can be covered by alternate sensors already present on the engine. The design change has been tested at SpaceX's rocket development facility in McGregor, Texas, with enhanced qualification analysis and oversight by the FAA and involvement from the SpaceX investigation team. An additional qualification review, inspection, and scrub of all sense lines and clamps on the active booster fleet led to a proactive replacement in select locations.

Safety and reliability are at the core of SpaceX's operations. It would not have been possible to achieve our current cadence without this focus, and thanks to the pace we've been able to launch, we're able to gather unprecedented levels of flight data and are poised to rapidly return to flight, safely and with increased reliability. Our missions are of critical importance – safely carrying astronauts, customer payloads, and thousands of Starlink satellites to orbit – and they rely on the Falcon family of rockets being one of the most reliable in the world. We thank the FAA and our customers for their ongoing work and support.
машинный перевод
Компания SpaceX представила в Федеральное управление гражданской авиации (FAA) отчет о происшествии, связанном с аномалией запуска Falcon 9 11 июля 2024 года . Следственная группа SpaceX под контролем FAA смогла определить наиболее вероятную причину происшествия и связанные с ним корректирующие действия для обеспечения успеха будущих миссий.

Анализ данных после полета подтвердил, что первая ступень ускорителя Falcon 9 номинально выполнила подъем, разделение ступеней и успешную посадку беспилотного корабля. Во время первого включения двигателя второй ступени Falcon 9 произошла утечка жидкого кислорода в изоляции вокруг двигателя верхней ступени. Причиной утечки была названа трещина в чувствительной линии датчика давления, прикрепленного к кислородной системе корабля. Эта линия треснула из-за усталости, вызванной высокой нагрузкой от вибрации двигателя и ослаблением зажима, который обычно ограничивает линию. Несмотря на утечку, двигатель второй ступени продолжал работать в течение всего времени своего первого включения и завершил остановку двигателя, войдя в фазу полета по инерции на предполагаемой эллиптической парковочной орбите.

Второе включение двигателя верхней ступени было запланировано для закругления орбиты перед развертыванием спутников. Однако утечка жидкого кислорода на верхней ступени привела к чрезмерному охлаждению компонентов двигателя, в первую очередь тех, которые связаны с подачей жидкости зажигания в двигатель. В результате двигатель испытал жесткий запуск, а не контролируемое включение, что повредило оборудование двигателя и привело к последующей потере ориентации верхней ступени. Несмотря на это, вторая ступень продолжала работать в соответствии с проектом, развернув спутники Starlink и успешно завершив пассивацию ступени, процесс сброса накопленной энергии на ступени, который происходит в конце каждой миссии Falcon.

После развертывания команда Starlink связалась с 10 спутниками, чтобы отправить ранние команды на включение в попытке поднять их высоту. К сожалению, спутники находились в чрезвычайно сильной среде с очень низким перигеем всего в 135 км над Землей. В результате все 20 спутников Starlink из этого запуска вернулись в атмосферу Земли. По замыслу, спутники Starlink полностью разрушаются при входе в атмосферу, не представляя никакой угрозы общественной безопасности. На сегодняшний день никаких обломков после успешного схода спутников Starlink с орбиты не зарегистрировано.

Инженерные группы SpaceX провели всестороннюю и тщательную проверку всех транспортных средств и наземных систем SpaceX, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное, когда возвращаемся к полетам. Для краткосрочных запусков Falcon неисправная сенсорная линия и датчик на двигателе второй ступени будут удалены. Датчик не используется системой безопасности полета и может быть закрыт альтернативными датчиками, уже имеющимися на двигателе. Изменение конструкции было протестировано на ракетном комплексе SpaceX в Макгрегоре, штат Техас, с расширенным анализом квалификации и надзором со стороны FAA и привлечением группы расследования SpaceX. Дополнительный квалификационный обзор, осмотр и очистка всех сенсорных линий и зажимов на активном флоте ускорителей привели к упреждающей замене в выбранных местах.

Безопасность и надежность лежат в основе деятельности SpaceX. Без этого фокуса было бы невозможно достичь нашего текущего ритма, и благодаря темпу, с которым мы смогли запустить, мы можем собирать беспрецедентные уровни полетных данных и готовы быстро вернуться к полетам, безопасно и с повышенной надежностью. Наши миссии имеют решающее значение — безопасная доставка астронавтов, полезных грузов клиентов и тысяч спутников Starlink на орбиту — и они полагаются на семейство ракет Falcon, являющееся одним из самых надежных в мире. Мы благодарим FAA и наших клиентов за их постоянную работу и поддержку.
[свернуть]

zandr

И видимо, получила разрешение начать запуски
https://www.spacex.com/launches/mission/?missionId=sl-10-9

Georgea

Цитата: zandr от 26.07.2024 07:27:38The cause of the leak was identified as a crack in a sense line for a pressure sensor attached to the vehicle's oxygen system.
Что такое этот "sense line"?

Вообще, производит впечатление их подход. "Сломался датчик? — Удалим его нафиг, он там вообще не нужен был!"    :)

Дем

Цитата: Georgea от 26.07.2024 19:35:45Что такое этот "sense line"?
ИМХО трубка от чего-то с кислородом до датчика.
Но раз проблема повторяющаяся - значит поставщик накосячил
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

opinion

Цитата: Дем от 27.07.2024 00:51:52
Цитата: Georgea от 26.07.2024 19:35:45Что такое этот "sense line"?
ИМХО трубка от чего-то с кислородом до датчика.
Но раз проблема повторяющаяся - значит поставщик накосячил
С чего вы взяли, что повторяющаяся?
There are four lights