SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

vlad7308

Цитата: Игорь Пирязев от 28.03.2023 07:07:57Уточню для себя вопрос. Один 200 кг спутник - одна ракета? Или всё-таки комплектуют заказ на один пуск из нескольких заказов?
https://www.spacex.com/rideshare/
это оценочное суждение

Дем

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 27.03.2023 17:25:55До апогея ГПО лететь долго, столько времени вторая ступень не проживёт, весь окислитель выкипеть успеет. 
Полетим ночью (ц)
Цитата: Drammk от 27.03.2023 23:59:38Я правильно понимаю что на одну ракету в идеале нужно 3 баржи чтобы ничего не пришлось вылавливать из воды?
Три, но не баржи. Баржа одна. Потому как обтекатели ловить не вышло.
Цитата: AlexandrU от 28.03.2023 01:12:40Т.е. многоразово стрельнуть 17,4т ПН нынче стоит 113млн.$... А чё так дорого? :o
А может там на 200 кг спутника ещё 200 кг диспенсера выходит?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Цитата: AlexandrU от 28.03.2023 01:12:40
Цитата: Veganin от 27.03.2023 16:12:07В то же время SpaceX повысила цены на свои специальные запуски на 10%, с 1 миллиона долларов за 200-килограммовый спутник до 1,1 миллиона долларов. Ранее в этом году компания, похоже, снова подняла цены: согласно инструменту на ее веб-сайте для поиска и бронирования поездок , стоимость 200-килограммового спутника теперь составляет 1,3 миллиона долларов, а самая ранняя возможность полета - во втором квартале 2025 года.
Т.е. многоразово стрельнуть 17,4т ПН нынче стоит 113млн.$... А чё так дорого? :o

Официальный сайт говорит о следующем:

$275k for 50kg to SSO with additional mass at $5.5k/kg. Affordable rates also available to Mid-Inclination LEO, GTO, and TLI.

Выходит меньше 95 миллионов за пуск, т.к. под завязку для таких пусков ракету не грузят (один раз и на сушу садились, т.е. ПН<<17,4 тонн). Плюс есть системы разделения и прочий ливер, не являющийся спутником.

P.S. раньше зависимость цена/масса была хуже: что 50кг спутник, что 200 кг спутник стоили почти одинаково, ЕМНИП.

Цитата: ratcustorb от 28.03.2023 10:34:52
Цитата: fagot от 28.03.2023 03:23:43
Цитата: ratcustorb от 27.03.2023 19:54:50
Цитата: vlad7308 от 27.03.2023 17:35:49
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 27.03.2023 17:25:55До апогея ГПО лететь долго, столько времени вторая ступень не проживёт, весь окислитель выкипеть успеет.
Да ну...
Ну тут два варианта: если рассчитана на несколько часов и имеет соответствующую теплоизоляцию, то не закипит, если не рассчитана - то закипит...  ;D
Фалкон-Хэви как-то же летает на ГСО.
Возможно для ГСО вторая ступень дорабатывается, никто ж не знает...
На ДМ бак с кислородом не имеет дополнительной теплоизоляции, но он находится под внешней обшивкой и с ней не контактирует.

Дорабатывались, и запуск Теслы к Марсу был во многом для проверки того, что ракета запустится и что-то там запульнёт.

Georgea

Цитата: Игорь Пирязев от 28.03.2023 07:07:57Уточню для себя вопрос. Один 200 кг спутник - одна ракета? Или всё-таки комплектуют заказ на один пуск из нескольких заказов? Не дороговато ли из-за 200 кг ракету гонять? Что скажите, знатоки Маска? Я всё про "недогруз - обычное дело в космонавтике".
200 кг спутник — это либо попутная нагрузка (как раз чтобы не гонять ракету недогруженной), либо специальный запуск с множеством маленьких спутников от разных заказчиков по программе Rideshare. Если второе, то от SpaceX требуются ещё дополнительные телодвижения в виде диспенсера плюс либо развода спутников по разным орбитам верхней ступенью, либо вывода дополнительно орбитальных буксиров, которые спутники разведут.

Под "недогруз — обычное дело" имеют в виду случаи, когда ракета может поднять 17 тонн, а поднимает (на ту же орбиту), скажем, лишь 9. Происходит это из-за того, что орбительные запуски всё же сервис не очень массовый и с откровенно скудным выбором ракет, так что в конкретном случае вполне может не найтись подходящая более лёгкая ракета. При этом стоимость запуска как правило кратно или даже в десятки раз меньше стоимость всей программы, поэтому нет особой проблемы взять "слишком большую", но зато подходящую по срокам/сервису/регулированию/надёжности/т.п. ракету.

Или ещё вот реальный случай "недогруженности". SpaceX выиграли конкурс НАСА на снабжение МКС, сделали для этого ракету (Ф9) и грузовой корабль (Дракон), начали летать. Но потом в процессе свежеразработанную ракету немножко подшлифовали, и у неё стала чуть не вдвое выше грузоподъемность. А контракт остался, и корабль тоже. Поэтому Ф9 начала закидывать Драконы к МКС "одной левой", и продолжалось это до самого конца эксплуатации этого корабля.

Georgea

Цитата: Drammk от 28.03.2023 00:51:35
Цитата: vlad7308 от 28.03.2023 00:08:00от выхода баржи до ее возвращения со ступенью проходит примерно 3-4 дня
А время возвращения баржи 3-4 дня намекает на то что как минимум столько же времени она потратит на возврат в исходную позицию.
Нет. Всего 3-4 дня, от выхода из порта до возвращения в порт.

Georgea

Цитата: Drammk от 28.03.2023 02:11:30
Цитата: AlexandrU от 28.03.2023 01:12:40Т.е. многоразово стрельнуть 17,4т ПН нынче стоит 113млн.$... А чё так дорого? :o
Вообще ничего не понимаю в этих контрактных стоимостях.
Почему на сайте SpaceX указано $67млн, а в вы упоминаете $113млн.
Вероятно, он либо троллит, либо прикидывается непонимающим. Запуск множества мелких спутников для разных заказчиков имеет большие особенности и требует значительно больших усилий, чем одного большого спутника. Разумеется, нельзя просто умножать одно на другое.


ЦитироватьОднако это слишком сложно. Помогите разобраться с самой простой ситуацией когда заказчик один.
В таком случае, если он вписывается в рекомендуемые веса и габариты для орбит, то частично многоразовый запуск стоит $67млн? А что там на счёт скидок, баллов лояльности, бонусов "спасибо" от Сбербанка?
Я слышал что если ступень Б/У то она стоит на 10% дешевле?
$67 млн — ориентировочная цена. Рынок не массовый, каждый контракт индивидуален. Для военных всегда получается заметно дороже; для частников может быть и дешевле, если условия сложатся.

Скидка за б/у ступень вроде была когда-то, но больше нет. По логике, сейчас могло бы быть скорее наоборот, поскольку проверенные полётом бустеры надёжнее, как теоретически, так и практически (хотя практически разница мизерная).


ЦитироватьКроме того на сколько дороже будет одноразовый запуск Falcone 9 с максимально возможной нагрузкой?
Спейсы так делать не хотят. Раньше ходили слухи, что это может стоить лямов 90.
На практике одноразово запускают редко, и, похоже, только выводимые из эксплуатации бустеры.

nonconvex

Цитата: Georgea от 28.03.2023 16:55:33
Цитата: Drammk от 28.03.2023 02:11:30
Цитата: AlexandrU от 28.03.2023 01:12:40Т.е. многоразово стрельнуть 17,4т ПН нынче стоит 113млн.$... А чё так дорого? :o
Вообще ничего не понимаю в этих контрактных стоимостях.
Почему на сайте SpaceX указано $67млн, а в вы упоминаете $113млн.
Вероятно, он либо троллит, либо прикидывается непонимающим. Запуск множества мелких спутников для разных заказчиков имеет большие особенности и требует значительно больших усилий, чем одного большого спутника. Разумеется, нельзя просто умножать одно на другое.
Первая ступень та же, вторая - тоже. Разница только в диспенсере, но неужели эта клетка с окошечками стоит 40 миллионов?

opinion

AlexandrU выцепил информацию о стоимости запуска двухсоткилограммового спутника, потом тупо поделил 17 тонн на 200 килограмм и умножил на эту стоимость. Получилось 113 миллионов.

Но 17 тонн выводятся на очень низкую орбиту чуть выше 200 километров. Все осуществленные до сих пор запуски под названием Transporter были на более высокие орбиты. Большая часть на ССО. И полезная нагрузка была не 17 тонн, а 5-6. Если информация о расценках верна, то один запуск стоил заказчикам 30-40 миллионов.

Так сколько же стоит запуск 17 тонн? Первая ступень та же, вторая - тоже (С). Разница только в высоте орбиты и в наклонении. Значит и стоимость такая же.
There are four lights

Настрел

Цитата: Drammk от 26.03.2023 02:14:15Мне почему-то казалось что они их покупают, а не производят самостоятельно. Только что расписал подробнее про оценки стоимости.
Серьезная научная работа получается)))

Georgea

Цитата: nonconvex от 29.03.2023 05:27:17Первая ступень та же, вторая - тоже. Разница только в диспенсере, но неужели эта клетка с окошечками стоит 40 миллионов?
Вы ещё сравните стоимость бензина в зажигалке и в бензовозе.

AlexandrU

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 28.03.2023 16:24:44Официальный сайт говорит о следующем:

$275k for 50kg to SSO with additional mass at $5.5k/kg. Affordable rates also available to Mid-Inclination LEO, GTO, and TLI...
Я понимаю так:
Ранее базовая стоимость запуска Флакона была 5000$/кг (1млн$/200кг), а базовая ПН на НОО 17400кг => стоимость запуска около 87млн$.
Базовая стоимость запуска Соза-2.1 на 2018 год составляла 35млн$ за 8250кг или 4250$/кг.
Ну а чтоб пересчитать стоимость кг на другие орбиты/траектории, надо знать их требуемые ХС/ПН.

nonconvex

Цитата: Georgea от 29.03.2023 14:03:02
Цитата: nonconvex от 29.03.2023 05:27:17Первая ступень та же, вторая - тоже. Разница только в диспенсере, но неужели эта клетка с окошечками стоит 40 миллионов?
Вы ещё сравните стоимость бензина в зажигалке и в бензовозе.
Поищите пример поближе.

Цитата: nonconvex от 29.03.2023 05:27:17
Цитата: Georgea от 28.03.2023 16:55:33
Цитата: Drammk от 28.03.2023 02:11:30
Цитата: AlexandrU от 28.03.2023 01:12:40Т.е. многоразово стрельнуть 17,4т ПН нынче стоит 113млн.$... А чё так дорого? :o
Вообще ничего не понимаю в этих контрактных стоимостях.
Почему на сайте SpaceX указано $67млн, а в вы упоминаете $113млн.
Вероятно, он либо троллит, либо прикидывается непонимающим. Запуск множества мелких спутников для разных заказчиков имеет большие особенности и требует значительно больших усилий, чем одного большого спутника. Разумеется, нельзя просто умножать одно на другое.
Первая ступень та же, вторая - тоже. Разница только в диспенсере, но неужели эта клетка с окошечками стоит 40 миллионов?

Цена в 130 млн получена путём умножения "теоретически" возможных 87 200 кг спутников на 1.3 ляма за пуск. SpaceX столько за пуск по Ridershare даже теоретически заработать не может.

Цитата: AlexandrU от 30.03.2023 00:51:09
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 28.03.2023 16:24:44Официальный сайт говорит о следующем:

$275k for 50kg to SSO with additional mass at $5.5k/kg. Affordable rates also available to Mid-Inclination LEO, GTO, and TLI...
Я понимаю так:
Ранее базовая стоимость запуска Флакона была 5000$/кг (1млн$/200кг), а базовая ПН на НОО 17400кг => стоимость запуска около 87млн$.
Базовая стоимость запуска Соза-2.1 на 2018 год составляла 35млн$ за 8250кг или 4250$/кг.
Ну а чтоб пересчитать стоимость кг на другие орбиты/траектории, надо знать их требуемые ХС/ПН.

Вообще непонятно, 2.1а или 2.1б имеется ввиду. Ну и без РБ модификации Союза почти никогда не летают, за исключением пусков к МКС. И для ССО максимальная ПН у Союза будет порядка 4-4.5 тонн. 

А для Falcon'a 87 200 кг спутников за раз никто не запустит.

Ну и для всех ракет роляет кол-во выводимых за раз КК.

Drammk

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 30.03.2023 06:42:23А для Falcon'a 87 200 кг спутников за раз никто не запустит.
А объясните, пожалуйста, что запускали здесь?
https://itc.ua/news/spacex-ustanovila-novyj-mirovoj-rekord-raketa-falcon-9-vyvela-na-orbitu-razom-143-sputnika/
На ГСО 143 спутника и 3 дополнительные ПН за раз на Falcone 9

Водитель

Восхитительно. Каждые полгода одно и то же.

Выдаю базу.

Ф9 выводит макс ПН на ССО при пусках Старлинка - около 12 тонн (46 по 260кг). По 5,5 за кг 66 млн получается. Как в прейскуранте. Но это с посадкой на баржу. На сушу меньше естественно.

Пробовать вычислить ценник по транспортеру гиблое дело. Есть фиксированная цена до 200кг (сейчас 50?). Спутник тяжелее - по пять штук за килограмм. Легче - не волнует, меньше фиксированной цены не запустишь. Можно было бы по каждой нагрузке расчитать, но мелочь как правило в сборных диспенсерах или даже буксирах сторонних компаний. Чо как там ценообразование темный лес. Для примера тот же Сич, вроде как миллион на запуск, но еще почти миллион компании посреднику/интегратору.

Лично мое мнение, что мелкие нагрузки на запусках транспортерах выходят дороже чем $5тыс/кг. Не думаю что Спейсы дерут с заказчика выше рынка (10-15-20тыр$ за групповые пуски или сверхлегкие носители), но и в убыток себе не работают. Вот из этого и исходите. 3 тонны ПН по 15тыс$ при условной себестоимости пуска в $25-30млн должно их устраивать.


Цитата: Drammk от 30.03.2023 12:31:24
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 30.03.2023 06:42:23А для Falcon'a 87 200 кг спутников за раз никто не запустит.
А объясните, пожалуйста, что запускали здесь?
https://itc.ua/news/spacex-ustanovila-novyj-mirovoj-rekord-raketa-falcon-9-vyvela-na-orbitu-razom-143-sputnika/
На ГСО 143 спутника и 3 дополнительные ПН за раз на Falcone 9

Не, не на ГСО... На ССО. Это гораздо ниже и энергетически проще.

Эти 143 спутника имели огромный разброс по массе. В частности, из них 36 спутников - это SpaceBee от фирмы Swarm, с массой меньше 1 кг, а 20 спутников - это Starlink с массой далеко за 200 кг, собственно они тут хорошо видны:




https://www.eoportal.org/other-space-activities/transporter-1#missions
https://everydayastronaut.com/transporter-1/

AlexandrU

Я тут вот, что подумал:

Если мерить затраты на пуск Флакона по планке 2ой ступени, то по идее, она всегда постоянна.
Однако, в зависимости от схемы пуска и массы ПН, вклад 1ой ступени в ХС будет различаться, а с ним будет различной и нагрузка на ступень. Т.е., в зависимости от пуска, по разному расходуется ресурс возвращенца и на одних пусках ступень можно за пару раз ушатать, а на других - десятку сделать. Это обстоятельство не может не влиять на экономику и утверждение о всегда постоянных затратах на пуск не верно.

Предположу, что на офсайте, указан текущий шаг квантования ПН для коммерческого заказчика, т.е. 50кг за 275к$. Если ПН меньше 50ти, ну скажем 10 кг, то это всё равно будет стоить 275к$, а если ПН, допустим, 70 кг, то она занимает уже 2 кванта и стоит 550к$.

Тогда на входе в пусковой калькулятор имеется следующий набор итемов:
- банк ступеней с учётом их ресурса
- банк ПН с учётом их кванта, фактической массы и требуемых орбит/ХС
- допустимое время нахождения ПН в очереди 
А условием для формирования пуска является некое, уникальное для каждого пуска оптимальное соотношение расхода/дохода, т.е. не $/кг, а $/$.

Следовательно:
- стоимость пуска для Флакона актуальна только для этого пуска и ничего не говорит об эффективности.  
- сравнение Флакона через $/кг с другими РН возможно только по приведению целого ряда условий к единому знаменателю и будет верно только в этих рамках.

Drammk

Цитата: AlexandrU от 31.03.2023 02:08:06Если мерить затраты на пуск Флакона по планке 2ой ступени, то по идее, она всегда постоянна.
Однако, в зависимости от схемы пуска и массы ПН, вклад 1ой ступени в ХС будет различаться, а с ним будет различной и нагрузка на ступень. Т.е., в зависимости от пуска, по разному расходуется ресурс возвращенца и на одних пусках ступень можно за пару раз ушатать, а на других - десятку сделать. Это обстоятельство не может не влиять на экономику и утверждение о всегда постоянных затратах на пуск не верно.
Логика есть. Однако разница от того что мы варьируем полезную нагрузке между 50% и 100% загрузки, (меньше и больше загружать не интересно), то это всего навсего 8,7 тонны или 6,6% от веса вместе со второй ступенью.
Я думаю вы согласитесь, что специально для запуска 50% ПН никто не будет делать какую-то особенную первую или вторую ступень? А значит будут использовать серийные модули.
Значит разговор о том чтобы недоливать несколько десятков тонн топлива в первую ступень?
В принципе имеет смысл. Однако это уменьшит время работы двигателей лишь на несколько секунд т.к. расход массы около 2,5тонн/сек для первой ступени.
Чисто прикидочно получается на 10 секунд работы меньше (на 6%).
Значит износ двигателей будет ориентировочно на эти же 6% ниже, если я всё правильно понимаю.
Я думаю они так и делают, однако разница совсем не в разы про которые вы пишите.