Новый Протон

Автор Спросить, 23.05.2022 13:25:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Кот Бегемот

Цитата: Demir_Binici от 09.07.2024 12:57:40- Игорь Пшеничников просто пустой болтун
Админы сколько можно?Примите уже меры.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

fagot

Цитата: Demir_Binici от 06.07.2024 16:24:52Производные гидразина пока используют в КА. Но в новых кораблях (Dragon, Starliner) вместо НДМГ используют не столь ядовитый ММГ, хотя и ценой снижения УИ.
А вот тут как раз наоборот, более ядовитый, но и с большим УИ.

simple

Цитата: fagot от 09.07.2024 13:45:56А вот тут как раз наоборот, более ядовитый, но и с большим УИ.
вот клоуны в ру вики, для НДМГ - айайай - токсичен, а для ММГ - да пофиг

Владимир Шпирько

Цитата: simple от 09.07.2024 21:42:01
Цитата: fagot от 09.07.2024 13:45:56А вот тут как раз наоборот, более ядовитый, но и с большим УИ.
вот клоуны в ру вики, для НДМГ - айайай - токсичен, а для ММГ - да пофиг
Лженаука экология "продажная девка буржуинства", кто платит - тот и заказывает что вредно, для экологии или для тех кто платит.

Sembler

Цитата: simple от 09.07.2024 21:42:01вот клоуны в ру вики, для НДМГ - айайай - токсичен, а для ММГ - да пофиг
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD
Указана четвертая (высшая) категория опасности ММГ для здоровья по классификации NFPA 704. Отличие между НДМГ и Метилгидразина в том, что первый однозначно относится к сильным канцерогенам, второй ему в этом плане уступает.

Prokrust

Цитата: Sembler от 10.07.2024 03:34:38https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD
Указана четвертая (высшая) категория опасности ММГ для здоровья по классификации NFPA 704. Отличие между НДМГ и Метилгидразина в том, что первый однозначно относится к сильным канцерогенам, второй ему в этом плане уступает.
Это только для русских написано, чтобы знали свое место под плинтусом.
В английской версии написано так:
ЦитироватьГидразин и его метилпроизводные токсичны, но о значениях [color=var(--color-progressive,#36c)]LD50[/color] не сообщалось

fagot

А советские учебники и справочники тоже писали английские шпионы? :) Прекрасная логика - если не указана ЛД50, значит и не ядовит. ;D

fagot

Кстати, любитель гидразина уже догадался, почему он не использовался даже в шахтных МБР или еще нет?

Prokrust

Цитата: fagot от 10.07.2024 14:05:09А советские учебники и справочники тоже писали английские шпионы? :) Прекрасная логика - если не указана ЛД50, значит и не ядовит. ;D
Ну конечно же вы же не в курсе, что вики на русском админят украинцы. Чистый источник знаний - так?
И что в советских учебниках так и написано - что НДМГ ядовитее ММГ? И в каком же?

Prokrust

В.И. ЦУЦУРАН, Н.В. ПЕТРУХИН, С.А. ГУСЕВ 
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ
ЦитироватьМонометилгидразин  является  еще  более  токсичным,  чем  НДМГ.  Появление
запаха  ММГ  свидетельствует  об  опасной  концентрации  паров.  Средняя  ощутимая
концентрация  паров  ММГ  в  воздухе  в  25...75  раз  меньше,  чем  для  НДМГ  и
гидразина. Гидразин по своему действию на организм человека во многом похож
на НДМГ. Однако в некоторых случаях, например при попадании на кожный покров,
его токсикологическое воздействие больше.
Но это не советский учебник.

fagot

Цитата: Prokrust от 10.07.2024 15:38:33И что в советских учебниках так и написано - что НДМГ ядовитее ММГ? И в каком же?
В советских учебниках написано наоборот, о чем я с самого начала и сказал. Например, В.Н.Зрелов Е.П.Серегин
ЖИДКИЕ РАКЕТНЫЕ ТОПЛИВА, МОСКВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «XИМИЯ» 1975. У Цуцурана дословная цитата из него.

Sembler

Цитата: Prokrust от 10.07.2024 09:14:12
Цитата: Sembler от 10.07.2024 03:34:38https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD
Указана четвертая (высшая) категория опасности ММГ для здоровья по классификации NFPA 704. Отличие между НДМГ и Метилгидразина в том, что первый однозначно относится к сильным канцерогенам, второй ему в этом плане уступает.
Это только для русских написано, чтобы знали свое место под плинтусом.
В английской версии написано так:
ЦитироватьГидразин и его метилпроизводные токсичны, но о значениях [color=var(--color-progressive,#36c)]LD50[/color] не сообщалось
Ваша ссылка касается описания термина LD50. В статье по ссылке приведен краткий список некоторых веществ, как пример, поясняющий применение термина LD50. Этот краткий список совершенно не говорит о том, что больше нет других ядовитых веществ. Конкретно об обсуждаемом MMГ можете посмотреть в статье в английской вике, посвященной этому веществу. https://en.wikipedia.org/wiki/Monomethylhydrazine
"Monomethylhydrazine (MMH) is a highly toxic, volatile hydrazine derivative with the chemical formula CH6N2. It is used as a rocket propellant in bipropellant rocket engines because it is hypergolic with various oxidizers such as nitrogen tetroxide (N2O4) and nitric acid (HNO3). As a propellant, it is described in specification MIL-PRF-27404."
Ниже в этой же статье указан LD50 для ММГ и приведен знак - "череп с костями", которым должно маркироваться это "highly toxic" вещество.
Поэтому, Ваше утверждение, что токсичность ММГ указывают "только для русских" совершенно неверно.

Возвращаясь к первоисточнику дискуссии о применении НДМГ/гидразин на первой ступени - я просил ранее назвать хоть одну разрабатываемую сегодня в мире первую ступень на этом топливе. Верхние ступени/разгонные блоки аргументом не являются, потому-что масса топлива в них намного меньше, чем в первой ступени и возвращаясь на Землю с большой высоты они полностью сгорают. Как уже писали здесь другие участники форума, остающиеся еще сейчас ракеты с первой ступенью на подобных веществах, постепенно уходят из эксплуатации.

Во всех открытых справочниках, которыми пользуются специалисты, вещества типа НДМГ/гидразин указаны как высоко токсичные. Можно отметить только то, что гептил дополнительно выделяется более высокой канцерогенностью - его используют, например, чтобы быстро вызвать рак у лабораторных крыс.

Prokrust

Цитата: Sembler от 11.07.2024 02:43:24
Цитата: Prokrust от 10.07.2024 09:14:12
Цитата: Sembler от 10.07.2024 03:34:38https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD
Указана четвертая (высшая) категория опасности ММГ для здоровья по классификации NFPA 704. Отличие между НДМГ и Метилгидразина в том, что первый однозначно относится к сильным канцерогенам, второй ему в этом плане уступает.
Это только для русских написано, чтобы знали свое место под плинтусом.
В английской версии написано так:
ЦитироватьГидразин и его метилпроизводные токсичны, но о значениях [color=var(--color-progressive,#36c)]LD50[/color] не сообщалось
Ваша ссылка касается описания термина LD50. В статье по ссылке приведен краткий список некоторых веществ, как пример, поясняющий применение термина LD50. Этот краткий список совершенно не говорит о том, что больше нет других ядовитых веществ. Конкретно об обсуждаемом MMГ можете посмотреть в статье в английской вике, посвященной этому веществу. https://en.wikipedia.org/wiki/Monomethylhydrazine
"Monomethylhydrazine (MMH) is a highly toxic, volatile hydrazine derivative with the chemical formula CH6N2. It is used as a rocket propellant in bipropellant rocket engines because it is hypergolic with various oxidizers such as nitrogen tetroxide (N2O4) and nitric acid (HNO3). As a propellant, it is described in specification MIL-PRF-27404."
Ниже в этой же статье указан LD50 для ММГ и приведен знак - "череп с костями", которым должно маркироваться это "highly toxic" вещество.
Поэтому, Ваше утверждение, что токсичность ММГ указывают "только для русских" совершенно неверно.
Еще раз - только в русской версии написано что НДМГ ядовитей ММГ. В английской нейтралитет, все яды, что и не удивительно.
Мое утверждение в выделенном тексте, перечитайте. Можете посмотреть версии на других языках, я все не смотрел, может еще что найдете.
Так что мое утверждение совершенно верно.
ЦитироватьВозвращаясь к первоисточнику дискуссии о применении НДМГ/гидразин на первой ступени - я просил ранее назвать хоть одну разрабатываемую сегодня в мире первую ступень на этом топливе. Верхние ступени/разгонные блоки аргументом не являются, потому-что масса топлива в них намного меньше, чем в первой ступени и возвращаясь на Землю с большой высоты они полностью сгорают. Как уже писали здесь другие участники форума, остающиеся еще сейчас ракеты с первой ступенью на подобных веществах, постепенно уходят из эксплуатации.

Во всех открытых справочниках, которыми пользуются специалисты, вещества типа НДМГ/гидразин указаны как высоко токсичные. Можно отметить только то, что гептил дополнительно выделяется более высокой канцерогенностью - его используют, например, чтобы быстро вызвать рак у лабораторных крыс.
Ой вей! А то что все сгорает вас не смущает? Добавьте амила чуток побольше и весь гептил сгорит полностью. Химические элементы все те же, из чего атмосфера состоит.
Еще раз - в продуктах сгорания гораздо ядовитее твердотопливные, в них хлор!
От хлора будет вам и рак и прочее.
На земле с химией давно работать научились, этих химических заводов у нас до хрена.
И что характерно, вот летала ракета Протон и когда ее эксплуатировали в СССР про экологию вообще не вспоминали. Аварии, падение 1 ступени абы куда. И каков результат этой страшной истории - да практически нулевой.
Только хайп на голом месте.
PS.
Делать надо хорошо. 1 ступень сажать на старте. И чтобы как у Маска - никаких аварий после отладки процесса. Благо это не твердотопливная ракета - взорваться внезапно не может.

Prokrust

Цитата: Sembler от 11.07.2024 02:43:24Возвращаясь к первоисточнику дискуссии о применении НДМГ/гидразин на первой ступени - я просил ранее назвать хоть одну разрабатываемую сегодня в мире первую ступень на этом топливе. Верхние ступени/разгонные блоки аргументом не являются, потому-что масса топлива в них намного меньше, чем в первой ступени и возвращаясь на Землю с большой высоты они полностью сгорают. Как уже писали здесь другие участники форума, остающиеся еще сейчас ракеты с первой ступенью на подобных веществах, постепенно уходят из эксплуатации.
Все просто. Только у нас разработаны движки для тяжелой ракеты на амиле. Сармат кстати наша новая ракета - на амиле.
Тут все дружно втирают что СССР отставал в твердотопливных и поэтому у нас баллистические ракеты на амиле. Пусть так. Но кто вам сказал, что баллистические ракеты на ТТУ лучше? На самом деле хуже. Хуже удельный импульс, меньше хранятся. Плюс у них в одном - их можно перевозить, поэтому тактические ракеты на ТТУ.
Американцы вложились в ТТУ для военных ракет изначально и так и сидят на них. И поскольку они хорошо понимают в бизнесе, по максимуму диверсифицируют. Втыкают везде где нужно и не нужно. Ракета SLS. Весь остальной Запад дружно топает за ними. Ариан-6 у европейцев, Н-3 у японцев.
У нас ситуация другая. СССР вложился в амиловые ракеты и не прогадал. И тоже кстати диверсифицировал - ракет Протон.
Если нашей молодой стране, как сказал Медведев, что-то досталось на халяву от погибшей цивилизации - то это не означает что это нужно выкидывать на помойку, потому что так на Западе сказали.
Мы можем на амиловых движках запилить новый Протон - экологичный и дешевый, намного экологичнее всех выше перечисленных ракет.
Как я уже писал - сделать полный аналог Фалкон-9 на РД-276 или на РД-268.
При посадке обратно на старт, тонн 20 на орбиту на РД-276  вытащим.

Demir_Binici

#514
Цитата: Sembler от 11.07.2024 02:43:24Возвращаясь к первоисточнику дискуссии о применении НДМГ/гидразин на первой ступени - я просил ранее назвать хоть одну разрабатываемую сегодня в мире первую ступень на этом топливе. Верхние ступени/разгонные блоки аргументом не являются
А разве есть в мире верхние ступени (или разгонные блоки) на производных гидразина, которые используются на современных ракетах.
Всё что удалось вспомнить:
 - верхняя ступень Vega C с украинским RD-843 тягой 2.45 kN и от неё планируют отказаться;
 - kick stage YZ-2 тягой 13 kN на CZ-5 над водородной ступенью летала 1 раз в 2016 году;
 - YZ-1А тягой 6.5 kN на CZ-7 летала 1 раз в 2016 году на первой миссии;
 - для Ariane 6 разрабатывается kick stage тягой 2.45 kN над водородной ступенью.

Даже старая китайская ракета CZ-3B использует верхнюю ступень на водороде, а YZ-1 применяется поверх неё довольно редко.

Использование производных гидразина даже на верхних ступенях сегодня в мире является анахронизмом. Исключение - двигатели с малой тяги.

Производные гидразина пока используются в КА, но и в этой области идут работы по их замене на менее токсичное горючее.
Пока в мире на верхних ступенях современных ракет, основное назначение которых вывод на орбиты, требующие высокой энергетики, используют только водород. Единственное исключение - Falcon Heavy. Хотя ведутся работы по использованию метана и других видов топлива.

Значительная (возможно даже большая) часть современных коммуникационных спутников на GTO вообще не имеют двигателей на химическом топливе.

Prokrust

Бизнес, делающий ракеты для продажи услуг доставки на орбиту не будет связываться с амилом. Основных причин две.
1. Плохой имидж. Запад постарался, благо полный контроль на СМИ. Соответственно это сулит большие трудности в продажах.
2. Разработку движков придется делать с почти с нуля. Помощи не будет.
Государства Запада тоже не будут делать что-то на амиле. У них все наработки на ТТУ и так как Зеленые это их рупор, то про их вредную экологию никто не напишет.
Китай вкладывается в разработку наиболее перспективных направлений. Сейчас это конечно метан. И до этого он тянулся за Западом - разрабатывал те же ТТУ.
PS.
Серьезные наработки на амиле есть только у нас. У нас есть и инженеры и технологии. Движок на амиле простой и дешевый, никаких сложностей с многократным использованием.
Конечно делать ракету на амиле для продажи услуг другим по доставке не получится.
Однако это нам нужно самим себе.
Нам ничего не мешает быстро сделать дешевую и экологичную ракету на амиле.
Кроме голосов повторяющих заученные мантры Запада.
Что характерно - у них нет аргументов, только заученные мантры, которые они произносят снова и снова.

Prokrust

#516
У движка на амиле есть одна проблема - цена гидразина (гептила). В целом с учетом потери второй ступени, то это не сильно добавляет общую цену. Тем не менее можно оптимизировать.
Сделать движок на 3 компонентах. Турбонасос оставить такой же, на амиле и гидразине. А вот в камеру сгорания подавать вместо гептила керосин.
Что получаем. Движок по прежнему многоразовый. Цена топлива резко снижена, доля гидразине в топливе станет незначительной. Компоненты по прежнему высококипящие - можно использовать на Луне и прочих Марсах. Несколько упадет удельный импульс.
PS.
Так как для турбонасоса подается амила намного больше гидразина, то он полностью сгорит еще там. Соответственно пределы камеры не покинет.

Demir_Binici

#517
Некоторые подсчёты на основе данных из wiki.
Vega C
первая ступень на HTPB
вторая ступень на HTPB
третья ступень на HTPB
четвёртая ступень на N2O4/UDMH 
Масса N2O4/UDMH - 740 kg
С начала 2020 года 2 пуска.
LVM-3
4 первых ступени на HTPB/AP
вторая ступень на N2O4/UDMH
третья ступень на LOX/LH2
Масса N2O4/UDMH - 116,000 kg
Выводимая масса на GTO - 4,300 kg
С начала 2020 года 3 пуска. В 2024-2026 годах планируется по 2-3 пуска в год. 
CZ-3B/E
(первая ступень (4 ускорителя) на N2O4/UDMH
вторая ступень на N2O4/UDMH
третья ступень на N2O4/UDMH
четвёртая ступень на LOX/LH2
Масса N2O4/UDMH - 400,500 kg
Выводимая масса на GTO - 5,500 kg
С начала 2020 года 32 пуска CZ-3B и CZ-3B/E плюс 1 пуск CZ-3C/E (два ускорителя вместо 4-х) 
Протон-М/Бриз-М
первая ступень на N2O4/UDMH
вторая ступень на N2O4/UDMH
третья ступень на N2O4/UDMH
четвёртая ступень (РБ Бриз-М) на N2O4/UDMH
Масса N2O4/UDMH - 647,462 kg
Выводимая масса на GTO-1800 - 7,100 kg  на GTO-1500 - 6,350 kg
С начала 2020 года 3 пуска Протон-М/Бриз-М, 2 пуска Протон-М/ДМ-03 и 1 Протон-М/Наука

Cтехиометрическое соотношение компонентов реакции 2 молекул N2O4 и одной молекулы N2H2(CH3)2 - 3.07. На практике используют смесь бедную окислителем, т.е. отношение окислитель/топливо 2.6 или 2.7. Азотный тетраксид конечно тоже не подарок, но в сравнении с гептилом не идёт. Гептил сгорает не полностью: какая-то часть - не сгорает совсем, другая - сгорает не до конца, не до безобидной воды и азота. Кроме того, в баках остаются неизрасходованные остатки топлива. А топливо с завода ещё надо доставить на космодром и заправить в ракету.

Когда Протон летал по 8-12 раз в год, да ещё с ежегодными авариями он представлял серьёзную опасность. С 2012 года число коммерческих заказов на Протон резко сократилось, а с 2016 года сократилось до нуля. Собственные потребности РФ в такой ракете и так были крайне скромны, а последнее время ещё и проблема с изготовлением спутников появилась.
Ангара может и не так хороша, как хотелось бы, и возможно существенно дороже Протона, но при весьма скромных потребностях это не играет никакой роли. Никакая разработка новой ракеты на смену существующей не оправдается, при числе пусков 1 - 2 в год. Тем более ракеты на НДМГ/АТ, отработанные ступени которой будут падать не в полу-пустыне Казахстана, а в тайге.

Китай продолжает эксплуатацию CZ-3, как и других, не столь тяжёлых ракет на НДМГ/АТ. Однако можно заметить неуклонный рост соотношения пусков в пользу ракет с криогенным топливом. Возможно их первое поколение получилось дороже гептиловых, но уже на появляются ракеты второго поколения (CZ-6A, CZ-6C, CZ-12) так что и в Китае НДМГ/АТ через пару-тройку лет будет использоваться в очень узкой нише КА и двигателях малой тяги.

Индия тоже ведёт разработку двигателей на криогенном топливе взамен производимого по лицензии Vikas.

Demir_Binici

Цитата: fagot от 10.07.2024 14:07:06Кстати, любитель гидразина уже догадался, почему он не использовался даже в шахтных МБР или еще нет?
Похоже не догадался. Можно ещё выждать, прежде чем ликбез устраивать.

Кот Бегемот

Цитата: Prokrust от 11.07.2024 11:25:45Китай вкладывается в разработку наиболее перспективных направлений. Сейчас это конечно метан.
Ну вот у нас и разрабатывают метановый двигатель.
Цитата: Prokrust от 11.07.2024 11:25:45Нам ничего не мешает быстро сделать дешевую и экологичную ракету на амиле.
Ракета с возвращаемой первой ступенью, хоть на гептиле, хоть на метане в ближайшей перспективе нам не нужна - нет ПН.А одноразовые на гептиле у нас есть в том числе протон и конверсионные.
Главная проблема Руского космоса - отсутствие ЭКБ и как следствие отсутствие ПН.РН проблемой не являются, по крайней мере на ближайшие 5-10 лет.
Есть ангара двух видов, есть союзы а, б, в, есть протоны на любимом вами гептиле на подходе иртыш и конверсионные старты и рокоты.Было бы неплохо иметь ПН хотя бы для всего этого уже существующего зоопарка.
Разработка хоть амур-спг хоть многоразового протона - это работа на перспективу, и эта перспектива целиком и полностью зависит от того, сколько будет ПН.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус